Научная статья на тему 'Глубинно-психологическая коррекция как неотъемлемая составляющая достижения акме'

Глубинно-психологическая коррекция как неотъемлемая составляющая достижения акме Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
282
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ / DEPTH PSYCHOLOGY / МЕТОД "АКТИВНОЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛО-ГИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ" / ACTIVE SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL COGNITION METHOD / АКМЕОЛОГИЯ / ACMEOLOGY / АКМЕ / ACME / ПСИХОКОРРЕКЦИЯ / PSYCHOLOGICAL CORRECTION / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / PROFESSIONAL AND PERSONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бекетова Екатерина Сергеевна

Статья раскрывает важность психокоррекционной практики для достижения акме личностью. Представлен инновационный метод глубинно-психологической практики и вузовской подготовки специалистов, в частности, по специализации «Практическая психология». Особое внимание уделено целостности познания психики для развития личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Depth-Psychological Correction as an Integral Part of Achieving the Acme

The article reveals the importance of psychological practice to achieve the acme of a person. It has been presented an innovative method of depth-psychological practice, as well as training specialists method in the university on specialization “Applied Psychology”. It has been paid an attention to the cognition of the psyche in its integrity for the personal development.

Текст научной работы на тему «Глубинно-психологическая коррекция как неотъемлемая составляющая достижения акме»

Е. С. Бекетова

УДК 159.98

ГЛУБИННО-

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

КОРРЕКЦИЯ

КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ

СОСТАВЛЯЮЩАЯ

ДОСТИЖЕНИЯ АКМЕ

ч овременное общество, находящееся в ситуации трансформационных перемен, нуждается в подготовке квалифицированных и конкурентоспособных специалистов в области практической психологии, готовых к постоянному личностному саморазвитию и совершенствованию профессиональных навыков. Система образования в настоящее время испытывает потребность в новых методах и концепциях подготовки специалистов, работающих с людьми, базирующихся на современной системе ценностей. В век интенсивного развития науки знания быстро устаревают, опережая образовательный процесс. Современное образование практических психологов должно быть направлено на овладение инновационными способами творческо-критического мышления и профессионально-личностного развития для продуктивного оказания психологической помощи населению.

Цель статьи - обозначить особенности глубинно-психологической коррекции как неотъемлемой составляющей достижения акме личностью.

Профессионализм будущих практических психологов зависит не только от базы теоретических знаний, но и от овладения практической деятельностью, на что непосредственно влияет степень личностной откорректированности субъекта (разрешение внутреннего противоречия). Личностная коррекция дает перспективу в моральном, интеллектуальном, социальном и духовном совершенствовании, что способствует достижению «вершины» развития человека. Изучая законо-

мерности механизмов и феноменов, характеризующих процесс развития взрослого человека, Б. Г. Ананьев сформулировал основную идею изучения жизненных «вершин», как высших достижений личности. Учениками Б. Г. Ананьева (А. А. Бодалёв, А. А. Дер-кач, Н. В. Кузьмин и др.) была основана новая комплексная область знания о человеке и его совершенствовании, названная акмео-логией. Акмеология характеризуется поступательным и прогрессивно восходящим характером развития; направленностью на высшие уровни оптимума развития; обратным влиянием личности на деятельность; возрастанием целостности и интегрированности личности на этапе зрелости. Феномен «акме» выступает как многомерное психическое состояние развития человека, становление его способности действовать в меняющихся и неопределенных условиях, максимально использовать собственные ресурсы для оптимального соотнесения с социумом, а также усилить роль саморазвития [1]. Акмеология изучает возможности человека на пике его развития; глубинная психокоррекция способствует достижению оптимального пути к совершенствованию и личностному росту.

Исследование базируется на психодинамической парадигме, в частности, на разработанном академиком НАПН Украины Т. С. Яценко методе «Активное социально-психологическое познание» (далее АСПП) [3; 4; 6; 9; 10]. Метод АСПП изучает психику в ее целостности (сознание и бессознательное), что позволяет выходить на первопричины личностной проблематики, а не работать на искоренение симптомов. Синтезируя в себе различные научно-практические подходы (феноменологический, гуманистический, психоаналитический, гештальтпсихо-логия и др.), выражающиеся в методологии познания психики, АСПП являет собой инновационный метод оказания психологической помощи в развитии личности. Перечислим основные психологические подходы, составляющие методологическую основу АСПП: феноменологический подход способствует познанию индивидуальной неповторимости психики в ее целостности; гуманистиче-

ский - является основоположным в формировании принципов групповой работы; геш-тальтпсихология обуславливает завершенность психокоррекционного процесса в его эмоциональном, когнитивном и поведенческом аспектах; психоанализ обеспечивает понимание психики в ее целостности и системной упорядоченности сознания и бессознательной сферы. Синтез перечисленных психологических подходов указывает на универсальность метода АСПП в оказании психологической помощи и развитии социально-перцептивного интеллекта с учетом индивидуальной неповторимости и целостности психики. Перспективность изучения человека как целостности была отмечена Б. Г. Ананьевым: «индивидуальность человека можно понять лишь при условии полного набора характеристик человека <...> индивидуальность может быть понята лишь как единство и взаимосвязь его свойств как личности и субъекта деятельности, в структуре которых функционируют природные свойства человека как индивида» [2, с. 334]. Ученый акцентировал внимание на познание индивидуальности человека через целостность, с чем мы солидаризируемся и на что опираемся в психокоррекционной практике АСПП.

Глубинное познание психики должно основываться на знании функциональных особенностей бессознательной сферы, которое отличается от сознания по параметрам [6; 9]: условность - нормативность; символичность - знаковость; объективность - субъективность; симультанность (слитность, одновременность) - дискретность (прерывистость, раздельность); иррациональность -рациональность; вне времени и пространства - темпоральность и топика, то есть существование во времени и локализация в пространстве.

Главной особенностью психодинамического подхода к раскрытию теоретико-методологических и методических основ познания психики является ориентация на универсальность законов природы психического, что дает импульс развитию личностного

потенциала специалиста в любой области. Поэтому чрезвычайно важна внутренняя мотивированность будущего практического психолога на самопознание, саморазвитие, что является «движком» к достижению акме.

Достижение акме в зрелом возрасте связано с проблемой в выявлении, развитии и задействовании потенциала «Я» еще в юности в интересах самого субъекта и социального окружения. Развитие личностного потенциала зависит от психологической готовности к получению рефлексивных знаний, способствующих гармонизации личности (откорректированности). Достижение личностной откорректированности возможно при развенчании иллюзий, продуцируемых психологическими защитами, и раскрытии природы инфантильных детерминант, свидетельствующих о зависимости психики субъекта от «детства».

Основанный на «вероятностном прогнозировании», метод АСПП ориентирован на познание логической упорядоченности поведенческого материала, что способствует выявлению асимметрических расхождений в энергетической направленности двух сфер психики, заявляющих о себе в «логике сознания» и «логике бессознательного» («иной логике»). Понятие «вероятность» связано с определенным событием, поступком, имеющим эмпирическое подкрепление, при этом происходит переход от языка прогнозов (под влиянием высказываний респондента) к их подтверждению путем раскрытия упорядоченности (логичности) поведенческого материала, полученного в диалогическом взаимодействии. Специфика глубинного познания состоит в отсутствии возможностей полного устранения вероятности (т. е. познания «до конца») [5]. Познание латентно-смысловой нагрузки непроизвольного поведения субъекта происходит порционно и многоуровнево в диалогическом взаимодействии психолога с респондентом (при встраивании вопросов в импликативный порядок психики). Побудительная сила вопросов психолога зависит от их диагностической состоятельности, обусловленной не только сиюминутно происхо-

дящим, но и встраиванием их в имплика-тивный порядок психики, разворачивающийся в континууме непроизвольной активности субъекта. Т. С. Яценко указывает, что «диагностичность вопросов зависит от учета всего предшествующего поведенческого материала в его вероятностно-прогностическом аспекте. Если вопросы вызывают у анали-занда приток энергии, а спонтанность поведения сохраняет продольную логичность, это может быть косвенным свидетельством верности динамики диалогического взаимодействия» [9, с. 25]. Работа психолога-практика направлена не на отдельные подструктуры психики, а на оказание помощи человеку, активность которого обусловлена потребностями, мотивацией самосовершенствования, саморазвития на пути профессионально-личностного самостановления.

Психокоррекция дает возможность развития личности в ее динамике достижения высших ступеней развития. При рассмотрении «одновершинной модели» акмеологии, достоверным критерием достижения «акме» является последующий показатель ухудшения, т. е. регресса, что не дает возможности возникновения новой, более высокой степени развития личности. При рассмотрении «акме» как «многовершинной модели», нивелируется обреченность перехода «акмесо-стояния» в регрессирующий процесс. При этом изучение условий достижения одного «пика» может раскрыть характер достижения следующего. В траектории развития выделяются несколько крупных вершин в различных областях деятельности человека, которые обладают большей общественной ценностью [2; 7; 8]. Многовершинность феномена «акме» представляет процессуальный характер достижения совершенства, что отвечает методологии АСПП. Совершенствование личностных качеств, рост психологической культуры и социально-перцептивного интеллекта, обогащение рефлексивными и профессиональными знаниями и т. п. при определенных условиях достигается личностью и идет по восходящей траектории, приводя к пику его возможностей.

Психодинамический подход берет во внимание непосредственный опыт, продуцируемый в ситуации «здесь и сейчас», который подлежит процессуальному диагностированию в неразрывной связи с психокоррекцией. Выявление отступлений от реальности актуализирует тенденцию к самосохранности (никому не хочется быть обманутым, особенно самим собой), стимулирующей процесс самоизменений. Данный материал приобретает психокоррекционную силу в случае его интерпретации, направленной на выявление инфантильно-базальных истоков дезадаптации субъекта. Искажение социально-перцептивной реальности всегда индивидуально-неповторимо [9]. Данные искажения (психологические защиты) создают у субъекта (сознания) иллюзию развития и самосовершенствования, отдаляя его от реальности и блокируя творческий потенциал. Выявление ложных позиций в убеждениях субъекта осуществляется в психокоррекционном процессе (в диалогическом взаимодействии психолог -респондент), фасилитирующем проявление (экспликацию) скрытых, латентных их детерминант.

Центральным звеном в препятствии самосовершенствования личности и достижении акме является психологическая защита. Психологическая защита, по мнению Т. С. Яценко, «играет двойную роль: с одной стороны, она способствует реализации инфантильных (неосознаваемых) интересов субъекта, что создает (хотя и мнимыми способами) ощущение внутренней интегриро-ванности, а с другой - «заботится» (охраняет) социальное лицо идеализированного Я» [9, с. 137]. Психологическая защита обеспечивает субъекту субъективно-интегративную реализацию глубинных ценностей путем их ассимиляции в адаптивные формы социального поведения. Процесс развития и самосовершенствования отягощен защитными механизмами, задаваемыми нереализованными интересами Я.

Учитывая слияние психологических защит с «травмами детства» в эдипальный период и тенденцию психики изжить и завер-

шить их, субъект неосознанно в своих способах самореализации Я (достижение социального успеха) может решать проблемы инфантильного порядка. Инфантилизм и неэффективное поведение связано с закреплением автоматизированных форм психологических защит, которые ограничивают субъекта в ситуативном реагировании. Защита обеспечивает Я собственной «силой», вынуждая прибегать к иллюзорным способам субъективной интеграции психики. Противоречивость поведения субъекта связана с вытесненной энергией, хранящей потенциал активности: с одной стороны - стремление психики к социальной реализации, а с другой - сохранение ориентации на первичные либидные объекты (влечение «к родителям») как на довершение «дел детства». Следует отметить, что психическое, в его глубинной сущности, предполагает принятие факта единства противоречивых тенденций в сфере «сознательное/бессознательное», что кардинальным образом отличает как профессиональную подготовку специалистов в области практической психологии, так и оказание психологической помощи в разрешении личностных проблем. Понимание направленности собственных психических тенденций способствует достижению оптимального пути к саморазвитию.

А. А. Бодалёв в своей работе «Акмео-логия развития человека: феноменология, закономерности, механизмы» [5], указывает на важность целостного познания человека нетрадиционными методами: «Необходимость комплексного подхода для освещения сути целостности человека, определение роли каждой из систем, образующих эту целостность и, прежде всего, психики, в разной мере связанной с другими системами, а также не фронтально одинаковое и неодновременное протекание их развития и инволюции обязывает акмеологию, в отличие от психологии развития, обращать особое внимание на создание новых, нетрадиционных для психики, методов изучения человека и выявления условий и факторов, определяющих общее, особенное и единичное,

когда решается задача целостного исследования процессов развития и саморазвития человека, имея в виду весь длинник его жизненного пути» [6, с. 17]. Метод АСПП органично встраивается в общую программу вузовской подготовки психологов к диаг-ностико-коррекционной практической работе, расширяя горизонты их личностного роста, развития рефлексивного интеллекта. АСПП охватывает тот аспект профессиональной подготовки, который выпадает из поля внимания академически-ориентированных программных курсов, преследующих усвоение стандартных (классических) знаний. Прохождение глубинной коррекции дает импульс стремлениям студентов к личностным изменениям, овладению навыками профессионально-познавательного проникновения вглубь психики: как собственной, так и других участников АСПП. Метод АСПП применяется не только в профессиональной подготовке практических психологов, но также для психологической помощи и развития студентов других специальностей, независимо от возрастной категории.

Глубинная психокоррекция как неотъемлемая составляющая достижения акме ориентирована на самокоррекцию, самоанализ и самоосознание личности. Осознание глубинных детерминант личностной проблематики дает субъекту возможность двигаться в продуктивном направлении к профессиональному и личностному самостановлению, что обеспечивает население квалифицированными и конкурентоспособными специалистами. Путь к этому прокладывает психодинамическая методология, формирующая профессионально-обоснованную почву для эффективной глубинно-коррекционной подготовки и развития личности.

АННОТАЦИЯ

Статья раскрывает важность психокор-рекционной практики для достижения акме личностью. Представлен инновационный метод глубинно-психологической практики и вузовской подготовки специалистов, в частности, по специализации «Практическая психология». Особое внимание уделено целост-

ности познания психики для развития личности.

Ключевые слова: глубинная психология, метод «Активное социально-психологическое познание», акмеология, акме, психокоррекция, профессионально-личностное развитие.

SUMMARY

The article reveals the importance of psychological practice to achieve the acme of a person. It has been presented an innovative method of depth-psychological practice, as well as training specialists method in the university on specialization "Applied Psychology". It has been paid an attention to the cognition of the psyche in its integrity for the personal development.

Keywords: depth psychology, Active Social and Psychological Cognition method, acmeology, acme, psychological correction, professional and personal development.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акмеологический словарь / под. общ. ред. А. А. Деркача. - М.: Изд-во РАГС, 2004. - 161 с.

2. Анисимов О. С. Основы общей и управленческой акмеологии: учеб. пособ. -М.: РАГС, 1995. - 264 с.

3. Бекетова Е. С. Методология глубинного познания психического посредством татуировок // Проблемы современного педагогического образования: сб. статей. -2015. - Вып. 46. - Ч. 1. - С. 8-16.

4. Бекетова Е. С. Глубинно-психологический анализ татуировок как составляющая подготовки практического психолога // Современная наука: теоретический и практический взгляд: сборник статей Международной научно-практической конференции. - Уфа: Аэтерна, 2014. - С. 280-281.

5. Бодалёв A. А. Акмеология развития человека: феноменология, закономерности, механизмы // Человек и образование. - 2007. -№ 3-4. - C. 13-18.

6. Галушко Л. Я. Розвиток психоди-намiчноí парадигми та методу АСПП / Л. Я. Галушко [та in] / наук. ред. Т. С. Яцен-ко // Науковий часопис НПУ iм. М. П. Дра-гоманова. Сергя № 12. Психолопчш науки:

збiрник наукових праць. - К.: НПУ iM. М. П. Драгоманова, 2013. - C. 6-20.

7. Пожарский С. Д. Акмеологический подход к проблеме развития человека // Изв. Сарат. ун-та. Сер. Акмеология образования. Психология развития. - 2012. - № 3. -С. 7-11.

8. Семенов И. Н. Акмеология - новое направление междисциплинарных исследований человека [Электронный ресурс]. -URL: http://www.blogs.mail.ru/inbox (дата обращения: 10.12.2015).

9. Яценко Т. С. Методология глубинно-коррекционной подготовки психолога / Т. С. Яценко, А. В. Глузман. - Ялта: РВУЗ «КГУ», 2014. - 410 с.

10. Яценко Т. С. Методология глубинно-коррекционной подготовки психолога / Т. С. Яценко, А. В. Глузман. - Днепропетровск: Изд-во «Инновация», 2015. - 396 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.