Научная статья на тему 'Познание внутренних противоречий психики студентов с ограниченными возможностями здоровья средствами глубинной коррекции'

Познание внутренних противоречий психики студентов с ограниченными возможностями здоровья средствами глубинной коррекции Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
139
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВНОЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ / ACTIVE SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL COGNITION / БАЗАЛЬНО-ВНУТРЕННИЙ КОНФЛИКТ / BASAL INTERNAL CONFLICT / СОЗНАТЕЛЬНОЕ / CONSCIOUS / БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ / КОРРЕКЦИЯ / CORRECTION / ВНУТРЕННЕЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ / UNCONSCIOUS CONTRADICTION / СТУДЕНТ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / STUDENT WITH LIMITED FUNCTIONAL ABILITIES / INTERNAL CONTRADICTIONS / PSYCHE STRUCTURE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Некрут Татьяна Владимировна

В работе представлены характеристики глубинного познания, которое основывается на точности процессуальной диагностики, реализующейся в единстве с психокоррекцией. Эмпирически подтверждается наличие глубинной детерминанты внутренних противоречий базально-внутреннего конфликта, который задает энергетическую направленность психики (жизнь↔смерть), связан-ную с энергией либидо (жизнь, конструктив) мортидо (разрушение). Доказывается, что на уровне глубинных процессов складывается ситуация бесконтрольности (активность) тенденций «к смерти», что усугубляет нежелательные последствия физического травматизма студентов с ОФВ. Эмпирически доказано, что метод АСПП обеспечивает диагностико-коррекционную помощь студентам с ОФВ и способствует расширению и углублению самосознания и снижению императива внутренних противоречий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cognition of Internal Contradictions of Psyche of Students with Disabilities by Means of Deep Correction

Article represents characteristics of depth cognition, which is grounded on the processual diagnostics precision that is realized in unity with psycho correction. It was empirically confirmed the presence of leading determinant of personality contradictions basal internal conflict, that specifies the energetic direction of psyche (life↔death), that is connected with libido energy (life, love) and mortido energy (destruction). It was proved that at the depth processes level the consciousness uncontro-llability of “to the death” tendency is available, that a priori creates preconditions of undesirable consequences of physical traumatism deepening of students with LFA. It was empirically confirmed the application of active social and psychological cognition method (ASPC) made it possible to provide diagnostic and correctional assistance to persons with LFA that contributed to expansion and deepening of self-consciousness and solving of personality contradictions.

Текст научной работы на тему «Познание внутренних противоречий психики студентов с ограниченными возможностями здоровья средствами глубинной коррекции»

20/7/2

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Т. В. Некрут

УДК 159.99-048.93

ПОЗНАНИЕ ВНУТРЕННИХ ПРОТИВОРЕЧИЙ ПСИХИКИ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СРЕДСТВАМИ ГЛУБИННОЙ КОРРЕКЦИИ

Современные психологические методы диагностики, используемые в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), преимущественно стандартизированы. Такие методы опираются на сознательное восприятие субъектом вопросов и предоставление ответов, не касаясь целостных аспектов психического в его сознательных и бессознательных проявлениях. Глубинная психокоррекция ориентирована на познание психики во взаимосвязях сознательной и бессознательной сфер с целью оказания индивидуально-неповторимой психологической помощи субъекту в разрешении его внутренних противоречий, содержание которых является неосознанным.

Цель статьи - на эмпирическом материале групповой психокоррекционной работы с обучающимися с ОВЗ раскрыть возможности метода активного социально-психологического познания (АСПП) в объективировании внутренних противоречий психики и определить перспективы их разрешения.

Анализ современной психологической практики позволил выяснить, что, несмотря на исследования, посвященные проблеме психологических особенностей субъекта с функциональными нарушениями, менее всего уделяется внимание познанию психики в ее целостности (единстве сознательных и бессознательных проявлений) и индивидуальной неповторимости, познанию системы внутрен-

них детерминант поведения. Задачей данного научного поиска является глубинное познание детерминант внутренних противоречий психики студентов с ОВЗ, коррекция с целью их нивелирования. Такое познание и коррекция возможны в рамках психодинамической теории и соответствующего ей метода активного социально-психологического познания (АСПП) (Т. С. Яценко), который предусматривает использование глубинноориентиро-ванных приемов и методов познания психических явлений.

Психика в своей сущности является противоречивой, где основным противоречием является «жизнь—смерть» [1]. Анализ научной литературы позволяет утверждать, что внутреннее противоречие лежит в основе психики субъекта. Заострение внутреннего противоречия происходит во время переживания субъектом травмирующих событий детства, социальных аспектов жизни. Феномен противоречий связан с неосознаваемыми аспектами психики субъекта. Если же их осознание и происходит, то в поле зрения попадают только определенные последствия влияния этого противоречия на психику в целом. Внутреннее противоречие характеризуется такими показателями: ощущение дисгармоничности внутреннего мира; агрессивность как следствие заблокированности возможности выражения конструктивных чувств; тревожность и немотивированный страх; актуализация чувства неполноценности; эгоцентризм, центрация на собственные проблемы и интересы; пассивность, блокирование творческого потенциала и возможности самореализации; депрессивные и аффективные состояния психики; блокирование адекватной саморефлексии и отображения объективной реальности [1].

Оказание психокоррекционной помощи психически здоровым студентам с функциональными ограничениями предполагает адекватное понимание психики и детерминант внутренних противоречий, что предполагает катализацию личностного роста и самоактуализации. Исследование проводилось с обучающимися Гуманитарно-педагогической ака-

демии (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского» в г. Ялте, имеющими функциональные нарушения, обусловленные сомато-физиоло-гическими заболеваниями (II-III группа инвалидности).

Метод АСПП синтезирует научно-практические наработки в различных течениях психологии (феноменологический и ге-штальт-подход, гуманистическое и бихевио-ральное направление, психоанализ и др.), ориентированных не только на научное познание, но и на предоставление человеку практической помощи. Понимание целостности психики предполагает учет в АСПП механизмов, которые задают оптимальность диа-гностико-коррекционного процесса благодаря соблюдению принципа дополнительности в двух его формах - «неотделимость сфер сознательного и бессознательного» и принципа «из иного» (из бессознательного) [3, с. 11], а также учет закона положительной дезинтеграции и вторичной интеграции на более высоком уровне психического развития субъекта [5]. Соблюдение данных законов является крайне необходимым в познании внутренней противоречивости психики и внутренних детерминантов противоречий психики обучающихся с ОВЗ. Процессу положительной дезинтеграции способствует соблюдение следующих требований: порционность, многоуровневость, завершенность промежуточного фрагмента работы, расширение самосознания через познание системной упорядоченности психического на собственном поведенческом материале. Важно обеспечить положительность дезинтеграции психики, а интеграционные процессы осуществляются самопроизвольно. В данном контексте следует отметить, что психодиагностика и коррекция в АСПП носят процессуальный характер. Процессуальная психодиагностика максимально приближена к внутренней феноменологии субъекта, к его видению себя и окружающих, к пониманию бессознательных предпосылок внутренних противоречий и возникающих трудностей в общении.

Важным в процессе глубинного познания внутренних противоречий является введение

20/7/2

и соблюдение принципов групповой работы, поскольку познание противоречий возможно лишь при условии нивелирования сопротивлений, ослабления периферийной психологической защиты (что расширяет и оптимизирует условия познания базальных ее форм), обеспечения положительной атмосферы доверия и защищенности, что способствует ка-тализации внутренней спонтанной активности. Принципы групповой работы по методу АСПП ассимилированы из гуманистического подхода в психологии: принятие другого таким, каков он есть; добровольность; принцип «здесь и сейчас»; конфиденциальность; поощрение активности, спонтанности и непринужденности поведения; искренность и открытость в поведении и предоставлении обратной связи; отсутствие критики, советов, поощрений и наказаний, черно-белых категорий, социальных оценок «хорошо/плохо», навешивания ярлыков, оценочных суждений с использованием морально-социальных критериев, алгоритмизированных установок. Соблюдение указанных принципов создает условия для познания внутренних противоречий психики и нивелирования их в процессе глубинной психокоррекции. Организационные аспекты АСПП детально представлены в пособиях научной школы Т. С. Яценко [2; 3; 4; 5].

Среди методик, которые составляют общую систему АСПП, структурированную психодинамической теорией, ведущей является психоанализ комплекса тематических рисунков. Данная методика адекватно отражает реалии системной упорядоченности психики в единстве сознательного и бессознательного. Этому соответствует многочисленность тем, разносторонне охватывающих опыт респондента. Процессуальная психодиагностика, которая является ведущей в методе АСПП и опирается на диалогическое взаимодействие с автором рисунков, сочетается с психокоррекцией, что подчиняется требованиям многоуровневости, порционно -сти, ориентации на познание противоречий между объективной и мнимой реальностью, продуцируемых искажениями социально-перцептивной информации. Целостный психоанализ комплекса рисунков в диалогиче-

ском взаимодействии с респондентом способствует познанию логики бессознательного и сознательного и выявлению противоречивых взаимосвязей. Эмпирический рисуночный материал, благодаря процессу опредмечивания спонтанной активности субъекта, позволяет максимально познать индивидуальную неповторимость внутренних противоречий субъекта.

Анализ психорисунков проводится в ходе диалога, имеющего психодиагностическую направленность, что способствует пониманию автором глубинно-психологических истоков деструкций поведения. Диалог с автором рисунков выявляет индивидуальные аспекты проявления внутренних противоречий психики, детерминированных травматическими фиксациями. Диагностико-коррек-ционная процедура сосредоточивает внимание на системных характеристиках бессознательного, которые обусловливают личностные программы субъекта, выражающиеся в тенденциях его поведения. Глубинное познание психики субъекта позволяет выявить внутренние противоречия и создать основу для коррекции деструктивных тенденций его поведения и развития положительных творческих жизненных устремлений.

Феноменологический подход, реализуемый в методе АСПП, позволяет выявить иррациональную индивидуально-неповторимую логику бессознательного с учетом авторского содержания символики психорисунков и его архетипного значения. Так, психоаналитическая интерпретация рисунков предполагает учет авторской интерпретации рисунка (феноменологический подход); архетипической символики; полизначности символики; механизмов символизации (намек, смещение, сгущение и др.). В процессе анализа важно учитывать эмоциональную реакцию респондента. Вследствие неосознанности глубинных истоков внутренних противоречий они не поддаются самостоятельному нивелированию, поэтому субъект не может разрешить их без профессиональной помощи психолога.

Приведем одну из стенограмм диагно-стико-коррекционной работы в группе АСПП

с использованием методики психоанализа комплекса тематических рисунков. С целью сохранения конфиденциальности имя респондента обозначается заглавной буквой. Респондент Н. - обучающийся с нарушением ОДА - является мастером спорта, имеет титул чемпиона мира в нескольких видах спорта.

Для анализа эмпирического материала, полученного в диагностико-коррекционном процессе с респондентом Н., применен структурно-семантический анализ стенограммы. Сущность структурно-семантического анализа заключается в последовательном глубинно-психологическом анализе коммуникатов психолога и респондента в ходе диалогического взаимодействия. Каждому коммуникату присвоен порядковый номер. Ссылки на ком-муникаты (обозначены сокращенно «к-т») представлены в обобщающем глубинно-психологическом анализе.

Проведенная диагностико-коррекционная работа со студентом Н. объемная, поэтому в данной статье сжато представим фрагмент стенограммы, объективирующий внутренние противоречия психики респондента.

Фрагмент стенограммы диагностико-коррекционной работы с респондентом Н.

2_Н.: Это символ супермена - щит с буквой на груди. Герой фильма «Супермен» всегда был лучиком света для тех людей, кто столкнулся с проблемой, попал в беду. Я с детства смотрел этот фильм.

2_П.: Он помощник бедствующим?

2_Н.: Да. У него есть суперсила.

4_П.: В каком возрасте ты ощутил, что такое беда?

4_Н.: В возрасте девяти-десяти лет.

4_П.: Это было связано с проблемами здоровья?

4_Н.: Отчасти да. Я уже понимал, что я не такой, как другие, и что существуют такие люди, как я.

Рис. 1. Я иду навстречу беде

4_П.: Проблемы со здоровьем у тебя с рождения?

4_Н.: Да.

5_П.: Понимание, что ты не такой, как другие, тебя огорчало?

5_Н.: Нет. Были моменты, в возрасте примерно семнадцати лет, когда я огорчался, но потом...

24_П.: Почему на рисунке точка темная (рис. 2)?

24_Н.: Не знаю.

24_П.: Возможно, у тебя двойственное отношение к своему рождению: с одной стороны, ты рад, а с другой -не прочь и не родиться? Какие чувства вызывают мои слова?

24_Н.: Возможно, если бы я родился девочкой, все было бы по-другому.

28_П.: Этот знак нам на это указывает (рис. 2).

38_П.: Почему дом без окон и без дверей (рис. 3)?

Рис. 2. Что было до моего рождения

Рис. 3. Сказка моей жизни

38_Н.: Наверное, это крепость. 38_П.: Определенная неприступность? 38_Н.: Бывает, хочется закрыться, ни о чем не думать.

38_П.: Ты склонен к изоляции? 38_Н.: Да.

44 П.: Ты не всегда доволен движением.

20/7/2-

На это указывают стрелы, движущиеся по кругу (рис. 3, фигура по центру). 44_Н.: Бывает такое.

60_П.: Это человек (рис. 4, фигура по центру)?

}-у--у

Рис. 4. Прошлое, которое нельзя исправить

60_Н.: Да. Он понял, что ничего не может изменить, и думает над тем, что ему делать.

64_П.: Ты присутствуешь в этом человечке (рис. 4, фигура по центру)?

65_Н.: Наверное, я изобразил себя в какой-то момент жизни. Когда существует какая-то неопределенность, меня «рвет на части».

66_П.: Ты стоишь перед выбором: забраться в домик и быть с родителями или идти в открытое пространство?

Н.: 67_Да. 68_Я боюсь допустить ошибку, понимая, что вернуть время и исправить ее я уже не смогу.

69_П.: И тебе будет трудно простить ошибку самому себе?

69_Н.: Да.

70_Н.: Это волк. Он сам по себе одинокий и воет на луну.

71_П.: Если он воет, то не от добра. В этом есть противоречие: ты, с одной стороны, стремишься в этот домик к одиночеству (рис. 3, дом), с другой - одиночество для тебя не столь прекрасно.

72_Н.: Одиночество может мешать развитию: не с кем посоветоваться.

73_П.: Почему у волка закрыт рот (рис. 5)? Может, тебе тоже иногда, метафорично вы-

Рис. 5. Одиночество

ражаясь, тоже хочется повыть на луну, но ты этого не делаешь?

73_Н.: Иногда лучше промолчать, чтобы не обидеть человека.

74_П.: Тогда ты можешь переживать такое состояние даже среди людей (рис. 5)?

76_Н.: Да. Бывает, не знаешь, куда себя деть, как и где реализовать.

76_П.: То есть это не отсутствие людей, а твое внутреннее состояние (рис. 5)?

76_Н.: Да, именно. Бывает, что ничего не хочется, возникает желание замкнуться.

85_П.: В этом создании есть что-то от тебя (рис. 6)? Может, ты не любишь свою потенциальную агрессивность?

Рис. 6. Несуществующее животное

85_Н.: Может быть. Это животное понимает, что оно не такое, как все, и оно интересуется всем, чтобы оценить, как у него будут складываться отношения с другими, и желает занять достойное место в обществе.

87_П.: Оно еще маленькое? Ему необходимо реализоваться?

87_Н.: Считается, что оно в другом мире, и к этому миру необходимо адаптироваться.

88_Это животное имеет жизненный опыт, желает учиться, развиваться, чтобы быть лидером.

89_П.: То, что ты проговорил, относится к тебе?

89_Н.: Да.

93_П.: Где ты себя более ощущаешь: в животном или в тени (рис. 6)?

93_Н.: В животном. Тень - это мой страх. Этим рисунком я показываю страх того, что в моем полете есть риск провалиться. Возможно, общество меня не примет таким, как я хочу.

П.: Если посмотреть более внимательно на рисунок (рис. 6), то увидим, что в этом большом создании находится маленькое. Согласно архетипической символике - это нахождение в утробе. 97_Это может означать, что ты желал бы родиться вновь, но уже при иных обстоятельствах. 98_Это также может означать, что ты еще как не рожден и желаешь самородиться и, одновременно, это указывает на скрытое желание спрятаться «в утробу». Это похоже на то, о чем писал О. Ранк - зубастая пифа (рис. 6, рот животного). 99_Крас-ный цвет может символизировать ощущение страха рождения, о котором ты и говорил, что ощущаешь страх «падения». Вот так много смыслов содержит этот рисунок, что позволяет нам прочитать архетипическая символика.

100_В.: Возможно. Я уже говорил, что, если бы родился девочкой, судьба могла сложиться иначе.

101_П.: Это значит, что акт рождения оставил травмирующий след.

124_Н.: Я тренируюсь уже восемь лет. Это делает меня сильнее. Я всегда стремлюсь быть первым и считаю, что это возможно. Врачи в шоке! Когда я родился, врачи сказали моим родителям, что я никогда не буду ходить. Теперь они не узнают меня и не могут поверить в то, кем я стал. Если бы я не занялся спортом, я бы, возможно, и не поступил учиться в университет. Возможно, я бы нашел другое занятие в жизни. Но, думаю, я сделал правильный выбор. У меня теперь много друзей.

134_П.: Ярко выражен успех (рис. 8).

134_Н.: Он должен быть наглядным.

134_П.: Знак «STOP» означает, что многое тебя сдерживает? Выход, цель и сам

Рис. 7. Мои желания. Мои возможности

Рис.8. Кризис и этапы выхода из него успех находятся по разные стороны. И успех расположен внизу рисунка. Относительно рисунка «Что было до моего рождения» (рис. 2) мы говорили о двойственном отношении к рождению: с одной стороны, ты рад, а с другой - не прочь и не родиться. Здесь мы видим знак «STOP» тоже круглой формы (рис. 8). Согласно интерпретации архетипической символики, очевидно, в какой-то момент необходимо было воспользоваться знаком «STOP» (рис. 2), потому что в утробе все было хорошо, а во время самого рождения что-то пошло не так.

134_Н.: Да, говорят, во время родов нерв защемили.

П.: 134_Об этом рассказывает твой рисунок (рис. 8). Теперь психика сама знает, что необходимо упреждать, чтобы не повторилось произошедшее. Это тоже как женский символ (рис. 8, изображение желтого цвета), который говорит о том, что ты имел больший потенциал для успеха. 135_Кроме того, ты показываешь, что выход из кризиса возможен только через успех, потому для тебя так ва-

жно быть первым, занимать призовые места на чемпионатах (рис. 7).

135_Н.: Это да.

136_П.: Ты желаешь самородиться. 137_Цель для себя ты находишь, но потом снова ее необходимо искать.

137_Н.: Да, я достигаю цели, потом интерес теряется, и мне необходимо найти новую.

137_П.: Потому я говорю, что этапы выхода из кризиса не последовательны, а находятся порознь (рис. 8).

137_Н.: Да, так бывает.

138_П.: Если ты так «зациклен» на первенстве, ты постоянно будешь менять цель. Необходимо приобрести последовательность.

138_Н.: Да, если не будет последовательности, это не будет эффективным. Необходимо правильно выстроить стратегию, чтобы был успех.

П.: Ориентируясь на быстрое достижение успеха, ты забываешь о том, что успех -это скрупулезный систематический труд. 139_Кроме того, ты нагружен страхом совершить ошибку.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

140_Н.: Да, у меня присутствует страх, что я не оправдаю возложенные на меня надежды тех людей, кто в меня верит.

140_П.: Необходимо это отбросить. Ты сам себе усложняешь задачу. Кроме того, успех всегда ниже, чем ты желаешь, потому ты и рисуешь его ниже (рис. 8, изображение желтого цвета). На это необходимо посмотреть более философски, чтобы ты сам себя не огорчал тем, что ты задаешь себе высокую планку.

156_П.: В доме нет дверей (рис. 9).

Рис. 9. Дом, дерево, человек

156_П.: Это снова намек на то, что лучше из дома не выходить, т. е. лучше находиться в «утробе». Психика это совершенно маскирует: травма рождения выражается в таких скрытых символах. Подобный текст я проговаривала относительно рисунков 2 и 8. Здесь нет дверей, условно говоря, знак «STOP». Это может говорить о том, что ты оберегаешь свой внутренний мир.

156_Н.: Возможно, это моя закрытость: не желаю кого-то близко подпускать.

157_П.: Это ты (рис. 9)?

157_Н.: Да.

П.: 157_То, что ты стоишь вне дома, говорит о том, что ты хотел бы оторваться от дома. То есть рисунок несет в себе несколько смыслов, и одно другому не мешает, то есть не снимает предшествующий текст. 158_Ты хотел бы самоопределиться в этой жизни, но, наверное, ты не представляешь, как жить, если рядом не будет родителей.

159_Н.: Пока что не горю желанием жить отдельно от родителей, потому что еще не определился, с кем мне быть.

164_П.: Здесь более светлый тон (рис. 10, красная полоса), а здесь - темный (рис. 10, черная стрела), значит, для тебя подниматься сюда (рис. 10, стрелка) - большая нагрузка.

164_Н.: Да, там тяжелее. Наверное, сначала я отобразил легкий путь, затем, поднимаясь наверх, понял, что не доберусь, и решил вернуться (рис. 10).

164_П.: Интересно, что та часть фигурки, которая повернута вверх, нарисована пунктиром (рис. 10).

Рис.10. Представление о себе

Рис. 11. Мой самый большой недостаток

164_Н.: Да.

164_П.: Главное, что фигурка хочет подняться вверх, а пунктир указывает на то (рис. 10, левая часть фигурки), что он сомневается, что сможет подняться.

164_Н.: Не дотянет.

165_П.: У тебя есть страхи, тень (рис. 6), которая неоправданно следует за тобой, и твои реальные силы она подрывает, проявляется неустойчивость.

166_П.: Снова видим что-то сходное с «утробой», и таким образом изображен недостаток. Психика знает все, но не знает, что именно она знает! Только в процессе анализа мы можем это объективировать. Я об «утро-бности» говорила и ранее, но, наверное, это трудно было воспринять. В самом деле, говоря языком глубинной психологии, это - травма, перенесенная во время рождения (рис. 11), и тебе кажется, что при трудностях, с которыми ты можешь в жизни столкнуться, она будет усугубляться, и ты прячешься в домик без дверей (рис. 3, 9).

168_Н.: Да, я в таком неведении нахожусь, что и как случилось.

П.: 169_Есть страх рождения, потому опасение делать шаг (рис. 10) и 170_это при всех твоих успехах, которые ты имеешь. Ты -двукратный чемпион мира. Это не каждому под силу.

170_Н.: Да, все равно присутствует страх.

175_П.: Тебе необходимо разобраться в теневых сторонах, страхах (рис. 6), в тех тенденциях, которые происходят помимо твоей

воли, но твоя рука их отразила. Это твои помехи. Ты много прикладываешь усилий, идешь к успеху, но одновременно страх стягивает тебя к более безопасному месту (рис. 9).

Приведенная стенограмма иллюстрирует индивидуально-неповторимое выражение противоречивости психики Н., что задано травмой, полученной при рождении и обусловившей инвалидность (к-ты 4, 134). Внутренние противоречия актуализируют работу защитной системы, которая порождает искажения, отступления от реальности. Следствием таких противоречий является блокирование собственного потенциала, тенденция к капсу-лированию (к-ты 38, 66).

Проведенный структурно-семантический анализ позволяет выделить внутренние противоречия психики респондента Н., что наглядно представлено в табл. 1. Глубинно-кор-рекционная работа с респондентом Н. раскрывает проблему компенсации и, одновременно, противоречивости тенденций психики «к силе» и «к слабости». Психокоррекцион-ная работа с Н. ярко иллюстрирует внутренние противоречия его психики, что выражается в стремлении Н. самородиться (тенденция «к силе») (к-ты 136, 158) и, одновременно, страхе «падения» (к-ты 68, 139, 175), что обусловливает капсулирование (к-ты 38, 66), самоимпотирование (к-т 70), тенденцию «в утробу» (к-ты 156, 159, 165) (тенденция «к слабости»). Такое противоречие притормаживает самореализацию Н. Деструкции, порожденные противоречиями, выражаются в ощущении слабости, чувстве неполноценности, что стимулирует движение, но оно происходит по кругу (к-т 44). Чувство неполноценности задает стремление к компенсации, выражающееся в тенденции к превосходству, эгоцентризме, стремлении к нереальным достижениям, стремлении обладать суперсилой (к-т 2).

Психоаналитическая работа позволяет констатировать взаимосвязь внутренней противоречивости психики Н. с эдипальной и доэдипальной ситуацией, для которой характерно чувство вины, что обусловливает кап-сулирование (к-ты 38, 66). Эмпирический

20/7/2

Таблица 1.

Внутренние противоречия психики респондента Н.

Тенденция «к жизни» Тенденция «к психологической смерти»

Тенденция «к силе» Тенденция «к слабости»

Стремление к достижению успеха Тенденция избегания неудачи

Стремление к самореализации Тенденция к капсулированию

Тенденция к саморождению Тенденция «в утробу»

Ощущение превосходства Чувство неполноценности

Компенсация Гиперкомпенсация как помеха в достижении успеха

Стремление быть с родителями Отчуждение родителей, желание демаркироваться

Стремление к самостоятельности Зависимость от родителей и помощи извне

Идентификация с матерью Отчуждение матери

материал объективировал функциональные особенности бессознательной сферы, в частности императив глубинных детерминант, формирование которых связано с интроекти-рованием черт характера либидного объекта (отца), который воплощает силу (к-ты 26). Вместе с этим объективировано скрытое чувство вины, что «не такой, как все» (к-ты 140, 160), задающее тенденцию компенсации (к-ты 127, 135) и одновременно обусловливает центрацию на себе (эгоцентризм) и тенденцию «в утробу» (к-ты 156, 159, 165).

Диагностико-коррекционная работа позволяет констатировать амбивалентное отношение респондента к матери. Фигура матери значима для Н., он зависим от нее и одновременно испытывает трудности в выражении благодарности ей, отчуждает ее. Амбивалентное отношение к матери обусловлено травмой, полученной при рождении. Одновременно объективируется чувство вины перед родителями за причастность к переживанию ими несчастья, за то, что «не такой, как все» (к-ты 140, 160).

Архетипическая символика и диагности-ко-коррекционный диалог позволили объективировать противоречивое отношение ре-

спондента к своему рождению (к-ты 28, 97), что также подтверждает высказывание Н.: «Возможно, если бы я родился девочкой, все было бы по-другому» (к-т 24). А также то, что травма, пережитая Н. при рождении, приобрела фиксированный характер и не осознается респондентом, но имеет влияние на процесс социализации и адаптации и задает вы-нуждение повторения.

Представленный эмпирический материал иллюстрирует подчиненность защитного механизма компенсации универсальному механизму «от слабости - к силе». Ведущей тенденцией механизма компенсации является тенденция «к психологической силе», а тенденция «к психологической слабости» является производной от переживаний неполноценности из-за пережитого травматического опыта, что обусловливает нерациональное перенесение в актуальную ситуацию страхов и тревог. При таких условиях возникает риск переориентации активности субъекта со стремления «достигать успех» на «упреждение неудачи».

Психоанализ рисунков позволяет объективировать внутреннюю противоречивость психики респондента Н., где акцент поста-

влен травмой, полученной при рождении. С одной стороны, травма задает стремление компенсировать физический недостаток высокими достижениями, в частности, в спорте -желанием быть непревзойденным, «суперменом», что согласуется с тенденцией «к силе», а с другой - порождает страх «падения», чувство неполноценности, что блокирует потенциал Н., обусловливая слабость. Так, диа-гностико-коррекционная работа актуализирует факт того, что травма задает стремление к компенсации и успеху, с другой стороны, -тенденцию «в утробу». Стремление Н. к первенству и одновременный страх «падения» создают противоречие, которое обнуляет энергию, и риск приближения к психологическому несуществованию.

Анализ эмпирического материала позволяет констатировать, что деструктивные тенденции психики для субъекта являются неосознанными. Осознание субъектом объективной реальности, наличия внутренних противоречий и истоков деструктивного поведения происходит в процессе глубинного познания, что способствует пониманию субъектом зависимости собственного поведения от пережитого опыта.

Фрагмент стенограммы диагностико-кор-рекционной работы с обучающимся Н. иллюстрирует возможность методики психоанализа комплекса тематических рисунков в целостном познании психики в ее сознательных и бессознательных проявлениях и объективировании внутренних противоречий психики. Согласно самоотчетам студентов, выполненным по окончании работы в группе АСПП, в качестве психокоррекционного результата они отмечают снижение тревоги, связанной с озабоченностью состоянием здоровья, улучшение соматического состояния, ослабле-ние негативных эмоций, развитие рефлексивного мышления, готовность достигать желанных целей, усиление мотивации к самопознанию и самокоррекции.

Представленный материал иллюстрирует, что инструментарий метода АСПП ориентирован на познание тех аспектов психики, которые были вытеснены и находятся под дей-

ствием сопротивлений. Благодаря спонтанной активности студентов в процессе групповой работы возможным становится познание существенного материала, который раскрывает содержание бессознательного.

Проведенное исследование позволяет констатировать наличие глубинной детерминанты внутренних противоречий студентов с функциональными нарушениями - ба-зально-внутренний конфликт, который задает энергетическую направленность психики (жизнь—смерть), связанную с энергией либидо (жизнь, конструктив) и мортидо (разрушение). Внутренние противоречия обучающихся с ОВЗ выражаются в зависимости от пережитого травматического опыта, зависимости и амбивалентом отношении к ли-бидным объектам, ощущении одиночества, неполноценности, разочарованности, что обусловливает потерю перспектив на будущее, депрессивность.

Представленный фрагмент одной из стенограмм диагностико-коррекционного процесса доказывает эффективность психоанализа комплекса тематических рисунков в объективации внутренних противоречий психики обучающихся с функциональными нарушениями. Установлено, что данная методика актуализирует саморефлексию и способствует познанию студентами инфантильных детерминант внутренних противоречий психики и снижению императива их действия. Психокоррекционные занятия ориентированы на познание студентами индивидуальных особенностей их психики и нивелирование деструктивных тенденций. В психокоррек-ционных группах АСПП студенты с ОВЗ становятся более открытыми, сенситивными и менее тревожными и агрессивными, что является показателем положительного психо-коррекционного эффекта.

АННОТАЦИЯ

В работе представлены характеристики глубинного познания, которое основывается на точности процессуальной диагностики, реализующейся в единстве с психокоррекцией. Эмпирически подтверждается наличие глубинной детерминанты внутренних проти-

20/7/2

воречий - базально-внутреннего конфликта, который задает энергетическую направленность психики (жизнь-^-смерть), связанную с энергией либидо (жизнь, конструктив) и мортидо (разрушение). Доказывается, что на уровне глубинных процессов складывается ситуация бесконтрольности (активность) тенденций «к смерти», что усугубляет нежелательные последствия физического травматизма студентов с ОФВ. Эмпирически доказано, что метод АСПП обеспечивает диагно-стико-коррекционную помощь студентам с ОФВ и способствует расширению и углублению самосознания и снижению императива внутренних противоречий.

Ключевые слова: активное социально-психологическое познание, базально-внутрен-ний конфликт, сознательное, бессознательное, коррекция, внутреннее противоречие, студент с ограниченными возможностями здоровья.

SUMMARY

Article represents characteristics of depth cognition, which is grounded on the processual diagnostics precision that is realized in unity with psycho correction. It was empirically confirmed the presence of leading determinant of personality contradictions - basal internal conflict, that specifies the energetic direction of psyche (life^death), that is connected with libido energy (life, love) and mortido energy (destruction). It was proved that at the depth processes level the consciousness uncontro-liability of "to the death" tendency is available, that a priori creates preconditions of undesirable consequences of physical traumatism deepening of students with LFA. It was empirically confirmed the application of active social and psychological cognition method (ASPC) made it possible to provide diagnostic and correctional assistance to persons with LFA that contributed to expansion and deepening of self-consciousness and solving of personality contradictions.

Key words: active social and psychological cognition, basal internal conflict, conscious, correction, internal contradictions, psyche structure, unconscious contradiction, student with limited functional abilities.

ЛИТЕРАТУРА

1. Некрут Т. В. Глубинное познание личностных противоречий студентов с ограниченными функциональными возможностями: дис. ... канд. психол. наук. - Луцк, 2016. -516 с.

2. Яценко Т. С. Глубинная коррекция: теория и практика: учеб. пособ. / Т. С. Яценко, А. В. Глузман. - Днепропетровск: Изд-во «Инновация», 2014. - 524 с.

3. Яценко Т. С. Динамика развития глубинной психокоррекции: теория и практика: монография. - Днепропетровск: Изд-во «Инновация», 2015. - 567 с.

4. Яценко Т. С. Методология глубинно-коррекционной подготовки психолога / Т. С. Яценко, А. В. Глузман. - Днепропетровск: Изд-во «Инновация», 2015. - 396 с.

5. Яценко Т. С. Основи глибинно1 психо-корекци: феноменолопя, теорiя i практика: навч. поаб. - К.: Вища школа, 2006. - 382 с.

Л. О. Рокотянская, Т. А. Ярая

УДК 37.012:376

ТРЕБОВАНИЯ К СПЕЦИАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УСЛОВИЯМ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Инклюзивное образование предполагает, что потребностям обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.