Научная статья на тему 'Глубинно-психологическая сущность личностной проблемы субъекта с ограниченными возможностями здоровья'

Глубинно-психологическая сущность личностной проблемы субъекта с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
135
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / PERSON WITH DISABILITIES / ПСИХИЧЕСКОЕ / MENTAL / ЛИЧНОСТНАЯ ПРОБЛЕМА / PERSONAL PROBLEMS / ПРОТИВОРЕЧИЕ / CONTRADICTIONS / СТАТИКА / STATICS / ДИНАМИКА / DYNAMICS / ДЕСТРУКЦИЯ / DESTRUCTION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Некрут Татьяна Владимировна

Раскрыто понятие «противоречие», проанализирована его представленность в различных психологических концепциях. Презентован эмпирический материал исследования. Проанализированы понятия статики и динамики в контексте противоречивой сущности психического. Обоснована целесообразность глубинной психокоррекции студентов с ограниченными возможностями здоровья посредством авторского метода Т. С. Яценко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Depth-Psychological Essence of Personality Problems of Human with Disabilities

Opened the term «contradiction», it analyzes its representation in various psychological concepts. Presented empirical material research. We analyzed the concepts of statics and dynamics in the context of the contradictory nature of the psychic. Expediency deep psychological correction of students with disabilities through the author's method T. S. Yatsenko

Текст научной работы на тему «Глубинно-психологическая сущность личностной проблемы субъекта с ограниченными возможностями здоровья»

Т. В. Некрут

УДК: 159.99

ГЛУБИННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ЛИЧНОСТНОЙ ПРОБЛЕМЫ СУБЪЕКТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

^ истема высшего профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) ориентирована на подготовку квалифицированных специалистов, обладающих не только знаниями, умениями, но и способных легко адаптироваться к профессиональной деятельности. Успешность этого процесса зависит от особенностей личностного развития и становления субъекта. Отечественный и зарубежный опыт показывает, что лица с ограниченными возможностями здоровья имеют ряд неразрешенных психологических проблем, связанных не только с особенностями физического здоровья, но и глубинными их детерминантами. Современная психологическая практика с лицами с функциональными ограничениями ведется односторонне, принимая во внимание лишь сферу сознания при игнорировании «иной» (бессознательной) сферы. Актуальность заявленной темы обусловлена необходимостью познания психики субъекта с ограниченными возможностями в ее целостности, а также отсутствием комплексного подхода к исследованию феномена личностной проблемы, необходимостью расширения возможностей его диагностирования и коррекции.

Цель статьи - раскрыть глубинно-психологическую сущность личностной проблемы субъекта с ограниченными возможностями здоровья и специфику ее познания.

В психологических словарях отсутствует определение понятия «личностная проблема» [3; 8] и в литературе раннего периода данный

термин не встречается. Термин «личностная проблема» был сформулирован Т. С. Яценко в 1996 году и определяется как проблема, «которую субъект сам не может решить в результате неосознанности ее предпосылок, каузальных аспектов, связанных с внутренним, стабилизированным противоречием» [22, с. 21]. Таким образом, личностная проблема - это внутреннее стабилизированное противоречие [18; 19; 20; 21; 22]. Обзор научных источников свидетельствует о внимании ученых к феномену внутренних противоречий психики личности. Данный феномен нашел отражение в трудах С. М. Аврамченко, А. Я. Анцупова, Р. Ассаджоли, Э. Берна, П. Горностая, Р. Грин-сона, П. С. Гуревича, М. Кляйн, В. М. Лейби-на, Г. В. Ложкина, А. Лоуэна, А. Р. Лурия, Н. И. Повякель, В. Райха, О. Ранка, А. Фрейд, З. Фрейда, К. Хорни, А. И. Шипилова, Т. С. Яце-нко и др.

Философские словари определяют термин «противоречие» следующим образом: «Утверждение о тождестве заведомо противоположных объектов (отрицая друг друга, стороны переходят одна в другую, становясь тождественными)» [13, с. 696]; «Положение, при котором одно (высказывание, мнение, поступок) исключает другое, несовместимое с ним» [11, с. 547]; «Взаимодействие противопоставленных и взаимосвязанных сущностей как источников самодвижения и развития; категория, выражающая внутренний источник всякого развития» [12, с. 391]. Таким образом, противоречие с философской точки зрения характеризует ту или иную систему как целостную и определяет тенденцию к изменениям, развитию путем расщепления единого на взаимоисключающие, противоположные аспекты.

В психоанализе противоречие рассматривается как внутрипсихическое образование, связанное с амбивалентностью. Согласно психоаналитическим исследованиям, амбивалентность - это психическое состояние, в котором каждая установка уравновешена своей противоположностью [4], что выражается в парах либидо - мортидо, любовь - ненависть, активность - пассивность. Понятие объектных отношений в психоаналитической концепции М. Кляйн выражает внутреннюю про-

тиворечивость личности и амбивалентность ее чувств [5]. Позиция М. Кляйн относительно «хорошего» и «плохого» объекта находит отражение в феномене раздвоения личности и внутренней ее противоречивости. К. Хорни [17] признавала важность противостояния бессознательных влечений и запрещающей совести. Однако, по ее мнению, глубинная предпосылка такого противоречия заключается в потере человеком способности понимать логику и причины собственных желаний. А. Фрейд [14; 15; 16] описала внутренние конфликты как происходящие между противоположно направленными побуждениями, такими как «активность - пассивность», «маскулинность - феминность», «любовь - ненависть». А. Лоуэн [6] выделял базовое противоречие, возникающее между рациональной и животной природой человека. Это конфликт между Эго и сексуальностью, в котором Эго означает осознание Я, знание и силу, а сексуальность - бессознательные силы, присущие физическому естеству. К. Хорни [17] исходила из предположения, что предпосылки возникающего противоречия психики связаны с неудовлетворением родителями базовых потребностей ребенка в любви и безопасности, что приводит к появлению враждебности, которая, в свою очередь, трансформируется в базальную тревогу и впоследствии направляется на окружение в виде недоверия, ненависти, агрессии. Как утверждает Э. Берн [17; 18], наличие внутреннего противоречия проявляется в бессознательных тенденциях, когда доминирует то любовь, то ненависть, что блокирует способность человека устанавливать контакты с окружающими и направлять свои внутренние силы на достижение конструктивных целей.

В. Райх [9] пришел к выводу, что в основе всех психических реакций лежит антитеза между Эго и внешним миром, из которой следует противоречие между либидо как стремлением к внешнему миру и страхом как первым и главным выражением побега назад, к Эго, направленного на избежание недовольства, вызванного контактом с миром. Весомым для нашего исследования является утверждение о том, что внутренние характеристики противоречий способны приобретать

телесные проявления: скованность, напряженность, постоянная улыбка, превосходство, ироничное и вызывающее поведение, что является следствием сильных защитных процессов, которым подвержен субъект с ограниченными возможностями. О. Ранк [10], просмотрев базовые идеи классического психоанализа, акцентировал внимание на травме рождения как источнике внутриличностных конфликтов. Эмпирический материал проводимого нами исследования позволяет констатировать, что личностная проблема субъекта с ограниченными функциональными возможностями носит следовые эффекты перинатального периода, в котором происходит фиксация эмотивных, энергетически сильных, хотя и доречевых, впечатлений индивида. Это иллюстрируют авторские рисунки, выполненные студентами с ОВЗ (рис. 1-11). Помощь человеку в решении конфликта О. Ранк видел в раскрытии семантики первичной травмы и переводе вызванных ею неосознаваемых страхов в сознание. Это созвучно с психодинамической теорией, поскольку «сам по себе факт вытеснений из памяти перинатальных впечатлений, является намеком на эди-пальную зависимость субъекта, и обусловливает тот факт, что следовые эффекты внутриутробных травм, как и травм рождения, не могут сами по себе быть отражены сознанием [7].

Авторские рисунки студентов с ограниченными возможностями здоровья, иллюстрирующие архетипно-перинатальную символику

Рис. 1. Драматическое событие моей жизни.

2О/6//-

Рис. 2. Мое обычное эмоциональное состояние.

Рис. 3. Что было до моего рождения.

Рис. 4. Мое прошлое. Событие, к которому не хотелось бы возвращаться.

Рис. 5. Отчуждение. Что было до моего рождения

Рис. 6. Мои желания. Мой страх.

Рис. 7. Одиночество.

Рис. 8. Человек, которого я отчуждаю

Рис. 9. Что было до моего рождения.

Рис. 10. Мужчина, женщина и я.

Психоанализ З. Фрейда базальной противоречивостью признает противоречие между принципом реального и принципом удоволь-

ствия. Подчинение тенденций бессознательной сферы принципу удовольствия, который конкурирует с принципом реальности, заключается в превалировании для субъекта психической реальности над объективной. Влечения придают динамику функционированию психики и одновременно стабилизируют ведущие противоречивые тенденции психического (к жизни и к смерти и т. д.). Роль влечения заключается в закреплении вынужденного изменения как источника внутреннего удовольствия. З. Фрейд определяет влечение как «наличие в живом организме стремления к восстановлению любого предыдущего состояния... органическая эластичность или выражение закостенелости в органической жизни» [14, с. 325]. Социализация создает предпосылки блокирования тенденций к удовольствию и подчинения принципу реальности. В этом заключаются истоки противоречия психики в сочетании динамических и статических тенденций.

Можно констатировать, что в психике не существует динамики без статики и наоборот, хотя статичность психики очерчивается относительно, как неизменная тенденция. В рамках глубинной психологии психика рассматривается как противоречивое единение по принципу антагонизма и отрицания одной инстанции другой («вертикальная» структура З. Фрейда) и по принципу антиномии, согласно разработанной «Модели внутренней динамики психики» Т. С. Яценко (рис. 11). Внутреннее противоречие психики, согласно Т. С. Яце-нко, подчиняется закону «единства и сочетания противоречий», познать его можно через внешние проявления. «Если сущность внешних противоречий попадает под действие диалектического закона единения и борьбы противоречий, то внутреннее противоречие психики (интрапсихический конфликт) регулируется законом единства и сочетания противоречий» [20].

Динамика психики, согласно психодинамическому подходу, выражается в единстве противоречивых тенденций и в этом заключается ее устойчивость, инвариантное свойство. Статичность психики выражается через ее инвариантные аспекты. Следует отметить,

Рис. 11. Модель внутренней динамики психики

что статичность психики является условным понятием: речь идет об устойчивости и неизменности механизмов психики, которые определяют динамичные тенденции поведения. Учитывая тесную связь динамики и статики в психике, можно говорить об их относительном разграничении и относительности статичной психики - это инвариантность (неизменность) определенных тенденций психической активности на фоне вариативности поведения [19].

Таким образом, именно динамика, процесс являются основой жизни, а динамика внутренних противоречий - основой формирования и функционирования психики. Динамика - это не хаос без смысла, а упорядоченность. Противоречивые тенденции психики устоявшиеся, стабилизированные, повторяемые. Статика и динамика в психике находятся во взаимосвязи: динамика маскирует статику, что определяется глубинными механизмами и делает невозможным видение этой статики самим человеком [19]. Следовательно, сущность личностной проблемы заключается в ее неосознанности. Этим личностная проблема отличается от тех проблем, с которыми в реальности сталкивается субъект с ограниченными возможностями.

Проявление внутреннего противоречия психики объективируется в двух ведущих тенденциях: «к силе» и «к слабости», которые находят выражение в сопутствующих тенденциях: «к людям» и, одновременно, «от людей»; «к жизни» и «к психологической смерти». Расхождение между данными направлениями связано с энергетическим потенциалом Ид, косвенно находит выражение в нереализованности инфантильных ценностях, и обусловливает ориентацию стрелки 5 (см. модель, рис. 11). Инфантильные ценности, как показывает психодинамическая теория, связаны с эдипальным табу и соответствующими вытеснениями. Вовлеченность Ид обусловливает энергетический императив инфантильных детерминант, на что опирается глубинно-психологическое познание в условиях спонтанности и непринужденности поведения. Наличие императива разногласий направлений субъекта в будущее, представляющих его личностные намерения и к инфантильным ценностям, указывает на личностную проблему, которую субъект без внешней помощи решить не может по причине неосознанности «инфантильной стороны» противоречия. Невидимость сущности внутреннего противоречия обусловлена процессом

субъективной интеграции психики на основе социально-перцептивных искажений, которые маскируют информационный аспект ценностей инфантильного Я в его связи с эди-пальным периодом развития, вытеснениями и сопротивлениями [20].

Личностная проблема порождает деструкции психики, что крайне нежелательно для субъекта с функциональными ограничениями, поскольку деструкция - это «направление психики и поведения субъекта на разрушение объектов, которые его окружают, и на саморазрушение» [3, с. 67].

Представим эмпирический материал -авторские рисунки студентов с ограниченными возможностями, иллюстрирующий наличие личностной проблемы.

Подборка авторских рисунков студентов с ОВЗ, иллюстрирующих проявление личностной проблемы

Рис. 12. Мой самый большой недостаток.

Рис. 13. Как я вижу сама себя.

Рис. 14. Реальность, с которой я не справляюсь.

Рис. 15. Я среди людей.

Рис. 16. Карта внутреннего мира.

Рис. 18. Я.

Рис. 20. Одиночество.

Рис. 25. Диаграмма проявлений деструкций у студентов с ограниченными возможностями здоровья

Исследование, проводимое на протяжении последних пяти лет со студентами с ограниченными возможностями (в исследовании принимало участие 300 студентов) Гуманитарно-педагогической академии ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского» в г. Ялте позволяет констатировать неосознанность ими собственных деструктивных тенденций, однако констатируют частичную фиксацию их проявлений (рис. 26): а) устойчивое негативное состояние; б) чувство подавленности, усталость; в) растерянность; г) беспомощность; д) недовольство собой и жизнью в целом; е) агрессивность; ж) обида; з) определенные страхи; и) ощущение незащищенности, покинутости; к) одиночество; л) чувство неполноценности, ущербности; м) ощущение безысходности, бессилия; н) ощущение внутренней опустошенности; о) ощущение бесперспективности жизни; п) ощущение невозможности самореализации; р) страх будущого; с) стремление нанести вред себе или другому человеку; т) ощущение скованности, закрытости, «рамки», несвобода; у) социальное отчуждение; ф) недоверие к окружающим; х) осложнения в налаживании отношений с другими людьми.

Диаграмма (рис. 25) схематично презентует результаты диагностики, свидетельству -ющие о высоком проценте деструктивных самоощущений у студентов. Таким образом, можно сделать вывод о том, что личностная проблема имеет императивную силу и, поскольку самим субъектом не осознается, следовательно, без психологической коррекции она может дезадаптировать человека, особен-

но находящегося в неблагоприятных условиях развития таких, как органическое заболевание, физическая травма.

Авторский подход Т. С. Яценко к глубинной психокоррекции позволяет определить магистральные тенденции психики, сформированные под влиянием физической травмы и объективировать ее влияние на формирование личностной проблемы субъекта.

В процессе анализа теоретических источников раскрыты различные аспекты понимания учеными сущности феномена личностной проблемы субъекта. Это, в частности, то, что истоки личностной проблемы уходят в инфантильный период развития субъекта; она приводит к нарушению эмоциональной сферы, связанной с противоречивостью между провозглашенными целями и средствами их достижения, что имеет проявление в поведении субъекта.

Психокоррекционная практика показывает, что личностная проблема осознается субъектом искаженно, фрагментарно. В сознание субъекта попадают преимущественно последствия воздействия личностной проблемы -это определенные трудности, которые объективируются во взаимодействии с окружающими людьми. Личностная проблема в общем виде объективируется в противоречии логики сознательного и логики бессознательного. Это противоречие на поведенческом уровне проявляется в разногласиях между провозглашаемыми субъектом целями и средствами, избираемыми для достижения желаемого результата. Согласно психодинамической теории, личностная проблема субъек-

та имеет глубинно-психологические истоки, деструктивно влияет на его поведение и жизнедеятельность. Решение личностной проблемы требует расширения и углубления рефлексивных знаний, включающих сопоставление намерений к действию с самими действиями субъекта. Личностная проблема проявляется в деструкции поведения субъекта, к которым относятся такие стабилизированные образования психики субъекта, которые порождают барьеры общения и ослабляют контакты с другими людьми, что затрудняет самореализацию субъекта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Берн Э. Групповая психотерапия. - М.: Академический Проект, 2000. - 464 с.

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы / общ. ред. М. С. Ма-цковский. - СПб.: Специальная Литература, 1995. - 396 с.

3. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зин-ченко. 4-е изд., расшир. - М.: АСТ МОСКВА; СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. - 811 с.

4. Зеленский В. В. Аналитическая психология: словарь (с английскими и немецкими эквивалентами). - СПб.: Б.С.К., 1996. - 324 с.

5. Кляйн М. Развитие в психоанализе. -М.: Академичский проект, 2001. - 510 с.

6. Хорни К. Женская психология. - СПб., 1993. - С. 54-67.

7. Лоуэн А. Язык тела. - СПб.: Гуманитарное агентство «Академический проэкт», 1997. - 383 с.

8. Некрут Т. В. Мазохизм и его соотнесенность с самодепривацией // Самодепри-ващя псих^ та дезадаптащя суб'екта: моно-графiя / Т. С. Яценко [и др.]. - К.: Вид-во НПУ iменi М. Драгоманова, 2015. - С. 47-69.

9. Психоаналитические термины и понятия: словарь. - М.: «Класс», 2000. - 637 с.

10. Райх В. Анализ личности / Райх В. -М.: КСП+; СПб.: Ювента, 1999. - 333 с.

11. Ранк О. Травма рождения / под ред. В. Медведева. - М.: Аграф, 2004. - 400 с.

12. Философский словарь / авт.-состав. И. В. Андрущенко [и др.]. - К.: А.С.К., 2006. -1056 с.

13. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. - 5-е изд. - М.: Политиздат, 1987. - 590 с.

14. Философский энциклопедический словарь / под ред. Л. Ф. Ильичева. - М.: Советская энциклопедия, 1983. - 840 с.

15. Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия. - Минск: ООО Попурри, 1997. -420 с.

16. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. - М.: Педагогика-Пресс, 1993. - 546 с.

17. Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. - М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. - Т. 2. -400 с.

18. Хорни К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза. -СПб.: Лань, 1997. - 240 с.

19. Яценко Т. С. Динамика развития глубинной психокоррекции: теория и практика : монография. - Днепропетровск: Инновация, 2015. - 567 с.

20. Яценко Т. С. Концептуальные основы и методика глубинной психо-коррекции: подготовка психолога-практика: учеб. пособие / Т. С. Яценко [и др.]. - К.: Вища школа, 2008. - 342 с.

21. Яценко Т. С., Глузман А. В. Методология глубинно-коррекционной подготовки психолога. - Днепропетровск: Инновация, 2015. - 394 с.

22. Яценко Т. С. Методолопя професш-но! тдготовки практичного психолога / Т. С. Яценко, О. В. Глузман. - Ялта: РВУЗ «КГУ», 2014. - 148 с.

23. Яценко Т. С. Психолопчш основи гру-пово! психокорекцп: навч. пойб. - К.: Либщь, 1996. - 264 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.