Научная статья на тему 'Метод активного социально- психологического обучения в глубинном познании психики'

Метод активного социально- психологического обучения в глубинном познании психики Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
246
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
целостность психического / единство сознательного и бессознательного / метод активного социальнопсихологического обучения (АСПО) / психоанализ рисунков / цілісність психічного / єдність свідомого і несвідомого / метод актив- ного соціально-психологічного навчання (АСПО) / психоаналіз малюнків

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Е. Н. Поляничко

В статье рассматривается проблема познания психики в её целостности и единстве сфер сознания и бессознательного. Модель внутренней динамики психики, разработанная академиком НАПН Украины Т. С. Яценко, является основополагающей в формировании теории практической психологии, обеспечивая понимание структурнофункциональных и энергетических особенностей психического.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

У статті розглядається проблема пізнання психіки в її цілісності і єдності сфер свідомості і несвідомого в процесі підготовки майбутніх практичних психологів. Модель внутрішньої динаміки психіки, розроблена академіком НАПН України Т. С. Яценко, є базовою у формуванні теорії практичної психології, забезпечуючи розуміння структурно-функціональних і енергетичних особливостей психічного.

Текст научной работы на тему «Метод активного социально- психологического обучения в глубинном познании психики»

Е. Н. Поляничко,

кандидат психологических наук, доцент,

Киевский университет имени Бориса Гринченко

УДК 159.964:159.98

МЕТОД АКТИВНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В ГЛУБИННОМ ПОЗНАНИИ ПСИХИКИ

л радиционно психологи пользуются стандартизированными методами, которые недостаточно приближены к познанию целостной психики в единстве её сознательных и бессознательных проявлений. Понимание психического в его феноменологической сущности предусматривает интерпретационные усилия психолога, вскрывающего имплицитный смысл бессознательного в его взаимосвязях с сознанием. К. Юнг подчёркивал, что психическое характеризуется как «единственная очевидность» и «высокая действительность», она всеобъемлюща и является единственной реальностью, которая переживается нами непосредственно [1, с. 259]. Познание объективной реальности психического касается бессознательной сферы в части его характеристик, которые заданы системой психологической защиты, отличающейся ригидностью и интеграционными способностями психики. Бессознательное в его функциональных проявлениях предполагает как контекстность методов познания, так и материализованность средств его объективирования в психоаналитической работе с использованием игрушек, камней, пространственных моделей, лепки. В процессе познания учитывается функциональная симультанность бессознательного и дискретность сознательного. Бессознательное (пред-

_О/1/Л(Ш1т<(^/11 НДШ.4С

сознательное) своими символическими средствами находится вне физической реальности. В бессознательном существует множество образных (идеальных) комбинаций, эквивалентных материальной реальности. Идеальное противоположно материальному, и в то же время они находятся в единстве. Психологу-практику в процессе познания психического важно научиться выявлять логическую (ассоциативно-образную) цепочку, которая ведёт к инфантильным истокам (глубинным ценностям).

Именно поэтому целью статьи является характеристика сущности и принципов использования метода активного социально-психологического обучения в процессе глубинного познания психики.

Познание тесно связано с пониманием, что является главной категорией герменевтики. Анализ методов познания психического сориентирован на такие подходы, которые предполагают целостность его понимания в единстве сфер сознания и бессознательного. Это наиболее адекватно отражает метод активного социально-психологического обучения (АСПО), разработанный академиком НАПН Украины Т. С. Яценко, который представляет собой чётко упорядоченную систему методов, объединённых задачей познания нарушения взаимосвязей между сферой сознания и бессознательного. Методологической основой такого рода познания является психодинамическая теория. Познание объективной реальности психического предполагает знание психологом глубинных основ системы психологической защиты, которая охватывает как сознательное, так и бессознательное. В контексте поставленной проблемы объективности психического нас интересуют базальные формы защиты, которые имеют внеопытный базис формирования, что связано с глубинными ценностями субъекта.

Предложенная Т. С. Яценко «Модель внутренней динамики психики» является основополагающей в формировании теории практической психологии, обеспечивая

понимание структурно--функциональных и энергетических особенностей психического [1, с. 203]. Объективная часть психики, которая непосредственно презентует содержание бессознательного, объективируется в целостном поведении, в котором происходит маскировка мотивов защитами, в частности, и вариативной формой поведения, согласующейся с требованиями актуальной ситуации. Психика при этом подвергается активности механизмов субъективной интеграции, которые маскируют все внутренние дезин-теграционные процессы, порождаемые отступлениями от реальности. Таким образом, можно констатировать невидимость для субъекта механизмов, задающих неповторимость его субъективизма, то есть искажений восприятия, особенно в системе «человек - человек». Субъективное восприятие реальности отличается индивидуальной неповторимостью. Таким образом, невидимость для человека субъективно-интеграционных психических процессов обеспечивается защитной системой, которая опирается на искривления социально-перцептивной реальности. Важным вопросом является диагностика в групповом процессе АСПО, которая носит процессуальный характер и подчиняется законам положительной дезинтеграции и вторичной интеграции психики на более высоком уровне психического развития субъекта.

Процессуальность диагностики обеспечивается в диалогическом взаимодействии респондента с психологом. Диалог является основой в групповой работе АСПО, опирается на психодинамическую теорию, соответствующую методологию, а основой его является умение психолога анализировать семантику в ситуации актуальной активности субъекта «здесь и сейчас». Диагностически состоятельный диалог сориентирован на понимание функциональных особенностей бессознательного в части его энергетической активности следов вытеснений. Точность диагностики влияет на силу проявления (объективирования) вытес-

ненной энергии, которая внутренне инициируется, предопределяя активность респондента. Процессуальность диагностики предусматривает привлечение сознательного к процессу объективирования бессознательного. Особенную роль в этих процессах играет методика психоанализа комплекса тематических рисунков, разработанная Т. С. Яценко. Психолог, за счёт комплекса тем и раскрытия их смысла в диалогическом взаимодействии по каждому авторскому рисунку, выделила в структурной организации психики линейные взаимозависимости как дополнение к вертикальным, установленным З. Фрейдом, что открыло пути к адекватному познанию объективной реальности феномена бессознательного, находящейся на пересечении «вертикали» (базальные формы защиты) и «горизонтали» (периферийные или ситуативные формы защиты). Объективирование закономерностей бессознательной сферы обеспечивает эффективность использования системного подхода к её анализу.

Во время АСПО используется также работа с неавторским (чужим) рисунком, что предопределяет специфику диагностики и психокоррекции. Рисунок имеет преимущества над другими методами, он позволяет респонденту в символической форме презентовать свой внутренний мир, жизненные драмы, ценности. В качестве неавторских рисунков используются как известные художественные полотна, так и отдельные рисунки, выполненные другими авторами-участниками группы АСПО [3, с. 168]. Такая работа предусматривает своеобразное присвоение рисунка путём предопределения его темы (называния по-своему), когда респондент имеет возможность его переструктурирования. Приоритетность высказываний респондента объясняется феноменологическим подходом, что является предпосылкой глубинного познания. Психоанализ рисунков при диалогическом взаимодействии объективирует логическую организацию внутренних психических

феноменов при обеспечении целостного анализа (интерпретации полученного эмпирического материала). Психоаналитическая интерпретация предусматривает расшифровку латентного бессознательного содержания психики, которой свойственна ориентация на казуальность исследуемых явлений, выявления их. Она всегда имеет постепенный и многоуровневый характер и зависит от профессионализма психолога, знаний функциональных особенностей феномена психического, его внутренней детерминированности, применения контекстных средств познания, которые должны основываться на принципе дополнительности.

Психоаналитическая работа с рисунками опирается на механизмы проекции, идентификации, перенесения, замещения, которые объективируют внутренние смыслы инфантильного опыта. Использование неавторских рисунков принципиально не отличается от работы с авторскими благодаря интерпретации установленных между отдельными символами взаимосвязей, актуализируемых в каждом акте диалога. Психоаналитическая работа с рисунками позволяет познать особенности объектных отношений, а также закон «вынуждение повторения», как и феномен «порочного круга». Глубинное познание в процессе АСПО предполагает объективирование логики бессознательного («иная логика»), которая реализуется вне контроля сознания и входит в противоречие с логикой сознания. Психодинамический анализ комплекса рисунков обеспечивает психоаналитическое видение логики бессознательного, которая отличается от логики сознания и вступает в противоречие с ней. Логику бессознательного в одинаковой мере подтверждает и объективирует как вербальный, так и невербальный материал, который приобретает равноправие в процессе диалогического взаимодействия и интерпретации. Противоречия, которые стабилизированы системой психологической защиты (как ситуативной, так и базисной), предопределяют искажения социально-перцеп-

тивной информации (как на входе, так и в процессе её латентной обработки), обуславливая энергетические потери, что порождает дисфункции и диструкции психики. Для эффективной работы практического психолога необходимой предпосылкой является его личностная откорректированность.

Представленный выше материал свидетельствует о соответствии отдельных методик АСПО сущности психодинамической теории, исходящей из единства сознания и бессознательного при всём их функциональном различии. Глубинное познание опирается как на знание функциональных отличий этих двух сфер при наличии их автономности, так и на тезис, что познание бессознательного возможно только в единстве с сознанием благодаря превращению симультанных процессов в дикретно-осознаваемые.

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается проблема познания психики в её целостности и единстве сфер сознания и бессознательного. Модель внутренней динамики психики, разработанная академиком НАПН Украины Т. С. Яценко, является основополагающей в формировании теории практической психологии, обеспечивая понимание структурно-функциональных и энергетических особенностей психического.

Ключевые слова: целостность психического, единство сознательного и бессознательного, метод активного социально-психологического обучения (АСПО), психоанализ рисунков.

АНОТАЦ1Я

У стат розглядасться проблема тз-нання психжи в И цтсносп i едносп сфер сввдомосп i несвщомого в процеа тд-готовки майбутнiх практичних психолопв. Модель внутргшньш динамжи психики, розроблена академком НАПН Украши Т. С. Яценко, е базовою у формуванш теори практично! психологи, забезпечуючи розу-мiння структурно-функцiональних i енерге-тичних особливостей псих1чного.

Ключовi слова: цшсшстъ псих1чного, едтстъ свщомого i несвщомого, метод активного сощально-психолопчного навчання (АСПО), психоаналiз малюнкв.

SUMMARY

In the article, there has been considered the problem of cognition of psyche in its integrity and unity of the conscious and the unconscious spheres. "The model of internal dynamics of psyche", which has been worked out by Academician of the National Academy of Pedagogical Sciences (NAPT) in Ukraine, by T. Yatsenko, is a fundamental in forming the theory of practical psychology. It provides the understanding for structural, functional and energetic characteristics of mental activity.

Keywords: mental integrity, the unity of conscious and unconscious, Active Social and Psychological Teaching method (ASPT), psychoanalysis of drawings.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бессознательное: природа, функции, методы исследования / [под общ. ред. А. С. Прангишвили, А. Е. Шерозия, Ф. В. Басси-на]. - Тбилиси : Мецниерба, 1985. - Т. 4. -464 с.

2. Концептуальт засади i мотодика глибинно! психокорекцп : шдготовка психолога-практика : навч. поаб. / Т. С. Яценко, Б. Б. 1ваненко, С. М. Аврамченко та in ; [за ред. Т. С. Яценко]. - К. : Вища школа, 2008. - 342 с.

3. Яценко Т. С. Основи глибинно! психокорекцп: феноменолопя, теорiя i практика : навч. поаб. / Т. С. Яценко. - К. : Вища школа, 2006. - 382 с.

Е. А. Дерябина,

старший преподаватель

кафедры педагогики и психологии

Евпаторийского института

социальных наук,

РВУЗ «Крымский гуманитарный

университет»

(г. Ялта)

УДК 159.922.6:37.015.3

МОДЕЛЬ ЭФФЕКТИВНЫХ

ИНДИВИДУАЛЬНЫХ

СТРАТЕГИЙ

САМОРЕГУЛЯЦИИ

ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ

СОСТОЯНИЙ У СТУДЕНТОВ

В ПРОЦЕССЕ ИХ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ПОДГОТОВКИ

Сс

» овременный, постоянно изменяющийся мир требует от молодых людей активной жизненной позиции, умения принимать смелые решения и нести ответственность за свои действия. В студенческие годы происходит значительное расширение границ жизненной сферы молодого человека, изменение его образа жизни и ведущего вида деятельности. Это период профессионального самоопределения и усвоения норм отношений между людьми, и, по мнению исследователей, он является «сосредоточением многих потенциальных возможностей человека» [2]. Эти утверждения свидетельствуют о значительности как проблемы саморегуляции в целом, так и проблемы формирования эффективных стратегий саморегуляции функциональных состояний в частности. Поэтому становление здоровой, творчески развивающейся личности невозможно без умения справляться с трудными жизненными ситуациями и кризисами.

Следует отметить, что период юношества сензитивен для овладения психической саморегуляцией и выработки индивидуальной стратегии саморегуляции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.