УДК 37:36
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Шептенко П.А.
Раскрыта сущность профессиональных компетенций будущих социальных педагогов, а также содержание их подготовки в условиях психолого-педагогического образования; представлена педагогическая технология подготовки социальных педагогов к реализации социально-педагогической деятельности, выявлена её эффективность.
Цель: выявление содержания подготовки социальных педагогов по формированию их профессиональных компетенций.
Методы или методология проведенной работы: анализ литературы, наблюдение, педагогический эксперимент; личностно-ориентированный подход.
Результаты: разработка педагогической технологии повышения качества подготовки социальных педагогов к профессиональной деятельности.
Область применения результатов: высшее педагогическое образование
Ключевые слова: профессиональные компетенции, социально-педагогическая деятельность, психолого-педагогическое образование, педагогическая технология.
SOCIAL PEDAGOGUES IN THE PROCESS OF SOCIAL-PEDAGOGICAL EDUCATION
Sheptenko P.A.
The essence of professional competences of future social pedagogues and the content of their training in the process of social-pedagogical education are examined; the pedagogical technology of preparing social pedagogues for realization social-pedagogical activity is presented and the efficiency of this technology is revealed.
Purpose: to reveal the content of training future social pedagogues for forming their professional competences.
Methodology: the analysis of literature; observation; pedagogical experiment; personality-oriented approach.
Results: working out the pedagogical technology of raising the quality of training social pedagogues for professional activity.
Practical implications: higher pedagogical education.
Keywords: professional competences, social-pedagogical activity, psycho-pedagogical education, pedagogical technology.
В системе высшего педагогического образования осуществляется переход на новые государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования. В педагогических вузах осуществляется переход на ГОС ВПО по направлению «Психолого-педагогическое образование».
Наше исследование проведено на базе Алтайской государственной педагогической академии, в которой осуществляется подготовка социальных педагогов к профессиональной деятельности по направлению «Психолого-педагогическое образование», профилю «Психология и социальная педагогика».
Введение института социальных педагогов, принципиально новой инновационной профессии для нашего общества, является закономерным процессом, ибо современная социально-педагогическая ситуация требует новых подходов к воспитанию детей и молодёжи в социокультурной среде.
Период становления и развития института социальных педагогов в России раскрыл гуманистический созидательный потенциал этой профессии, обширной практики, социокультурной, социально-психологической, здоровьесберегающей поддержки и защиты личности, а также социально-педагогического образовательного пространства [1].
Социальный педагог осуществляет педагогическую, методическую, исследовательскую деятельность, которая направлена на защиту прав детей в обществе, содействие им в период социального и профессионального становления, нуждающимся в социально-педагогической помощи [4].
В центре внимания социального педагога человек и его проблемы. Деятельность социального педагога направлена на работу с человеком в его социуме, окружающей микросреде. Он призван создавать благоприятные условия для социализации и развития личности. По своему профессиональному назначению социальный педагог призван предотвратить проблему, своевременно вы-
явить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить профилактику различного рода негативных явлений, отклонений в поведении людей, их общении и таким образом оздоровить их окружающую микросреду [6].
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению «Психолого-педагогическое образование» предполагает осмысление социальным педагогом глобальных проблем современности, овладение мировоззренческими и методологическими принципами освоения различных сфер социальной практики, формирование методологической культуры [2].
Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования установлены общие требования к профессиональной подготовке социальных педагогов, которые должны овладеть не только научными знаниями, необходимыми для их будущей профессиональной деятельности, но и приобрести определённые умения - аналитические, организаторские, коммуникативные, проективные и др.
Введение уровнего высшего профессионального образования по направлению «Психолого-педагогическое образование» позволяет выстроить гибкие индивидуально-ориентированные траектории обучения будущей профессиональной деятельности. Для всех видов профессиональной деятельности определены общекультурные и профессиональные компетенции.
Выпускник по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» с квалификацией «бакалавр» должен обладать профессиональными компетенциями в социально-педагогической деятельности:
- готов к организации мероприятий по развитию и социальной защите учащегося;
- способен к выявлению интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении учащихся;
- умеет составлять программы социального сопровождения и поддержки;
- способен участвовать в разработке и реализации социально ценной деятельности обучающихся, развитии социальных инициатив, социальных проектов;
- готов выстраивать профессиональную деятельность на основе знаний об устройстве системы социальной защиты детства;
- владеть методами социальной диагностики;
- способен выступать посредником между обучающимся и различными социальными институтами [2].
В.Г. Бочарова выделяет следующие основные сферы социально-педагогической деятельности:
- семью как приоритетную сферу и субъект социальных отношений, всей жизнедеятельности людей;
- трудовую деятельность (производственную, учебную, экономическую, предпринимательскую, интеллектуальную, любую другую);
- образование, обучение, социальное воспитание в открытом образовательном пространстве, включающем как сферу социально-педагогической деятельности учреждений образовательной отрасли, так и всех других субъектов государственно-общественной образовательной системы;
- оздоровление, социально-педагогическую реабилитацию и адаптацию изменяющейся личности (в соответствии с возрастными и другими особенностями) в условиях динамично меняющегося социума, в контексте социально-педагогической деятельности медико-реабилитационных учреждений;
- досуг, сферу свободного времени, любительских занятий;
- социальную работу, защиту, обеспечение безопасности, охраны прав и свобод различных групп людей (по возрасту, национальной принадлежности, религиозной и прочей ориентации) [1, с. 17], что составляет функциональное поле современной социальной педагогики, ориентирующейся на социальное партнёрство различных субъектов и профессиональных сообществ, государственных, негосударственных, общественных, коммерческих структур.
Под готовностью будущего социального педагога к реализации целостного социально-педагогического процесса понимается внутреннее состояние выпускника - мотивация на педагогическую профессию, желание работать с детьми, преодолевая трудности и вопреки им, стремление к личностному, в том числе и профессиональному самосовершенствованию, .. .сориентирован-ность выпускника вуза на то дело, которое ему предстоит, на тех людей, с которыми сведёт нелегкая социально-педагогическая работа. Подготовленность - владение необходимыми психолого-педагогическими и социально-профессиональными знаниями, умениями, навыками, высокий уровень общей культуры личности, овладение необходимыми содержанием и технологиями про-
фессиональной деятельности, чтобы успешно реализовать свою к ней готовность [2].
Результаты нашего исследования показывают, что формирование компетенций будет более эффективным при создании условий для активного участия студентов в общении, развития их творческого потенциала, накопления первоначального практического опыта. В процессе занятий и педагогической практики преподаватели предоставляют возможность будущему социальному педагогу обратиться к собственной личности и спроектировать способы своего поведения в разных ситуациях.
Основная цель социально-педагогического взаимодействия -оптимизация механизмов социального функционирования индивида или социальной группы, предполагающая:
- увеличение степени самостоятельности клиента; его способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;
- создание условий, в которых он может в максимальной мере проявить свои возможности;
- адаптацию или реадаптацию клиента в обществе.
В процессе обучения в бакалавриате студенты овладевают теоретическими знаниями, в процессе учебной и производственной практики ведут наблюдения, проводят микроисследования, используя диагностические и коррекционные методики. Выполняя задания, они учатся определять эмоциональное состояние учащихся, благоприятную (неблагоприятную) атмосферу в коллективе (группе), находить пути формирования «Я-концепции» воспитанника и педагога, организации саморазвития.
С целью формирования профессиональных компетенций у будущих социальных педагогов нами разработана социально-педагогическая технология, которая дает возможность в процессе психолого-педагогического образования и в период социально-педагогической практики выявить особенности личности ребёнка с ориентацией на положительное (акцентируется внимание на выявление и фиксирование положительных качеств, нравственных ценностей, достоинств личности); проблемное поле личности -трудности в обучении, общении, межличностных отношениях со сверстниками, педагогами, родителями; отклонения в состоянии здоровья; проблемы во взаимоотношениях в семье и др.; выявляются референтные лица в социуме (с положительным и негативным влиянием), чтобы либо сфокусировать положительное влияние, либо нейтрализовать лиц с негативным влиянием. Далее социальный педагог вместе с воспитанником определяет пути самопомощи по его развитию и личностному росту, рекомендации выхода из затруднений, пути создания ситуации успеха у подростка. Результатом такой работы является проектирование программы развития, личностного роста подростка, что дает возможность создавать комфортные благоприятные условия для реализации как личности ребёнка, так и личности самого социального педагога.
Исходя из структурных компонентов профессиональной деятельности будущих социальных педагогов мы определили уровень развития профессиональных компетенций: оптимальный, допустимый, критический, недопустимый.
Оптимальный уровень - выпускник самостоятельно, творчески применяет знания о педагогическом взаимодействии, находит
оптимальные решения использования активных методов и приемов воспитания.
Допустимый - знания об организации воспитания применяет в стандартных педагогических ситуациях по образцу, предложенному преподавателем.
Критический - владеет знаниями об организации воспитания, но затрудняется находить пути их осуществления, использует лич-ностно-ориентированный подход после подсказки преподавателя.
Недопустимый - имеет слабые знания сущности личностно-ориентированного подхода, организации воспитания и не использует приёмы осуществления самопомощи подростков в воспитательной деятельности.
Анализ результатов исследования показывает, что используемая нами педагогическая технология способствует развитию профессиональных компетенций будущих социальных педагогов: более 50% будущих социальных педагогов находятся на оптимальном уровне, 34% - на допустимом уровне, и только небольшая часть студентов находятся на критическом и недопустимом уровнях.
Список литературы
1. Бочарова В.Г. Социальный педагог: должность, профессия, призвание: научно-методическое пособие. М.: ИСПС РАО, 2007. 224 с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению
подготовки «Психолого-педагогическое образование». М.: МГППУ, 2011. 34 с.
3. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. Полный курс:учебник /Л.В. Мардахаев. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2011. 797 с.
4. Социальная педагогика:учебник для бакалавров / под ред. В.И. Загвязинского, О.А. Селивановой. М.: Издательство Юрайт, 2012. 405 с.
5. Торохтий В.С. Социально-педагогическая деятельность как средство реализации потенциала социальной педагогики на практике / В.С. Торохтий // Теория и практика социально-педагогической деятельности в современном социуме: материалы первой международной научно-практической конференции 27-28 октября 2011 г. / под ред. В.С. Торохтия. М.: Граница, 2011. С. 20-38.
6. Шептенко П.А. Введение в специальность «Социальный педагог»: учеб.пособие / П.А. Шептенко; под ред. В.А. Сласте-нина. М.: Флинта: МПСИ, 2008. 160 с.
References
1. Bocharova V.G. Sotsial'nyy pedagog: dolzhnost', professiya, priz-vanie [Social pedagogue: capacity, profession, calling]. M. : ISPS RAO, 2007. 224 p.
2. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshe-go professional'nogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki «Psikhologo-pedagogicheskoe obrazovanie» [Federal state edu-
cational standard of higher psychological-pedagogical education]. М.: MGPPU, 2011. 34 p.
3. Mardakhaev L.V. Sotsialnaya pedagogika [Social Pedagogics]. М.: Izdatelstvo Yurayt, 2011. 797 p.
4. Zagvyazinsky V.I., Selivanova O.A. Sotsialnaya pedagogika [Social Pedagogics]. М.: Izdatelstvo Yurayt , 2012. 405 p.
5. Torokhtiy V.S. Sotsial'no-pedagogicheskaya deyatel'nost' kak sredstvo realizatsii potentsiala sotsial'noy pedagogiki na praktike [Social-pedagogical activity as the means of practical realization of social Pedagogics]. Teoriya ipraktika sotsial'no-pedagogich-eskoy deyatel'nosti v sovremennom sotsiume: materialy pervoy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii 27-28 ok-tyabrya 2011 [Theory and practice of social-pedagogical activity in modern society: materials of the first international scientific-practical conference of 27-28 October 2011]. М.: Granica, 2011. pp. 20-38.
6. Sheptenko P.A. Vvedenie v spetsial'nost' «Sotsial'nyy pedagog» [Introduction to the speciality of a «Social pedagogue»]. М.: Flinta: MPSI, 2008. 160 p.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Шептенко Полина Андреевна, профессор Института психологии и педагогики Алтайской государственной педагогической академии, кандидат педагогических наук, профессор Алтайская государственная педагогическая академия ул. Молодежная, 55, г. Барнаул, Алтайский край, 656031, Россия [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHOR
Sheptenko Polina Andreevna, Professor of the Institute of Psychology and Pedagogics of Altai state pedagogical academy, Candidate of Pedagogical Sciences, Professor
Altai State Pedagogical Academy
55, Molodezhnaya Street, Barnaul, Altai region, 656 031, Russia
Рецензент:
Шалаев И.К., зав. УНИЛ «Управление развитием образования», доктор педагогических наук, профессор, Алтайская государственная педагогическая академия.