Научная статья на тему 'Инновационное содержание подготовки социальных педагогов в процессе стандартизации профессиональной деятельности'

Инновационное содержание подготовки социальных педагогов в процессе стандартизации профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФГОС / GEF / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE APPROACH / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / PROFESSIONAL STANDARDS / МАТРИЦА КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ / MATRIX OF COMPETENCES / СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ / SOCIAL WORKER / МАГИСТРАТУРА / MASTER'S DEGREE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шептенко П. А., Свиридов А. Н.

В статье раскрывается актуальная проблема сопряжения ФГОС подготовки бакалавров и магистров (социальные педагоги) с требованиями Профессиональных стандартов РФ. Обосновано, что данная проблема может быть разрешена только на основе компетентностного подхода. Описана матрица компетентностей специалиста, в которой отражается содержание подготовки, профессиональный потрет выпускника вуза, требования профстандарта. Предлагается компетентностная модель построения ООП и рабочих программ дисциплин в соответствии с новыми требованиями к стандартизации деятельности социального педагога. Разработанная модель реализуется в ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет» по специальным дисциплинам магистратуры. Представленный материал позволяет сделать вывод, что обучение студентов по программам, отражающим сопряжение ФГОС и Профстандартов РФ позволяет повысить динамичность и вариативность образовательного процесса, а также способствует качественной реализации заказа работодателя государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE CONTENTS OF TRAINING SOCIAL PEDAGOGUES IN THE PROCESS OF STANDARDIZATION OF PROFESSIONAL ACTIVITIES

In the article the researchers study an actual problem of pairing GEF preparation of bachelors and masters (social pedagogues), with requirements of professional standards. The authors state that this problem can be resolved only on the basis of competence approach. The paper describes a matrix of competences of a specialist, which reflects the contents of training, a professional portrait of a graduate, requirements of professional standards. The authors propose a competency-based model of OOP and working programs of subjects in accordance with the new requirements to the standardization activities of a social pedagogue. The developed model is introduced at Altai State Pedagogical University into special graduate courses. The material of the research leads to a conclusion that students’ teaching program, reflecting the pairing of the FSES and professional Standards of the Russian Federation allows increasing the dynamism and variability of the educational process and promotes the significance of demands of an employer.

Текст научной работы на тему «Инновационное содержание подготовки социальных педагогов в процессе стандартизации профессиональной деятельности»

3. Усова А.В. Краткий курс истории физики. Челябинск: 2004; 1995.

4. Голубь П.Д., Овчаров А.В., Насонов А.Д. Из жизни творцов физической науки. Барнаул: АлтГПА, 2010.

5. Ильин В.А. История физики. Москва: Академия, 2003.

References

1. Vorov Yu.G., Golub' P.D. Kratkij kurs lekcijpo istorii nauki.Barnaul: BGPU, 2008.

2. Kudryavcev P.S. Kurs istorii fiziki. Moskva: Prosveschenie, 1982.

3. Usova A.V. Kratkij kurs istorii fiziki.Chelyabinsk: 2004; 1995.

4. Golub' P.D., Ovcharov A.V., Nasonov A.D. Iz zhizni tvorcov fizicheskojnauki. Barnaul: AltGPA, 2010.

5. Il'in V.A. Istoriya fiziki. Moskva: Akademiya, 2003.

Статья поступила в редакцию 29.09.16

УДК 37.013.42

Sheptenko P.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia),

E-mail: [email protected]

Sviridov A.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia),

E-mail: [email protected]

INNOVATIVE CONTENTS OF TRAINING SOCIAL PEDAGOGUES IN THE PROCESS OF STANDARDIZATION OF PROFESSIONAL ACTIVITIES. In the article the researchers study an actual problem of pairing GEF preparation of bachelors and masters (social pedagogues), with requirements of professional standards. The authors state that this problem can be resolved only on the basis of competence approach. The paper describes a matrix of competences of a specialist, which reflects the contents of training, a professional portrait of a graduate, requirements of professional standards. The authors propose a competency-based model of OOP and working programs of subjects in accordance with the new requirements to the standardization activities of a social pedagogue. The developed model is introduced at Altai State Pedagogical University into special graduate courses. The material of the research leads to a conclusion that students' teaching program, reflecting the pairing of the FSES and professional Standards of the Russian Federation allows increasing the dynamism and variability of the educational process and promotes the significance of demands of an employer.

Key words: GEF, competence approach, professional standards, matrix of competences, social worker, master's degree.

П.А. Шептенко, канд. пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет»,

г. Барнаул, E-mail: [email protected]

А.Н. Свиридов, канд. пед. наук, проф. каф. педагогики, ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический

университет», г. Барнаул, E-mail: [email protected]

ИННОВАЦИОННОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПОДГОТОВКИ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ СТАНДАРТИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье раскрывается актуальная проблема сопряжения ФГОС подготовки бакалавров и магистров (социальные педагоги) с требованиями Профессиональных стандартов РФ. Обосновано, что данная проблема может быть разрешена только на основе компетентностного подхода. Описана матрица компетентностей специалиста, в которой отражается содержание подготовки, профессиональный потрет выпускника вуза, требования профстандарта. Предлагается компетентностная модель построения ООП и рабочих программ дисциплин в соответствии с новыми требованиями к стандартизации деятельности социального педагога. Разработанная модель реализуется в ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет» по специальным дисциплинам магистратуры. Представленный материал позволяет сделать вывод, что обучение студентов по программам, отражающим сопряжение ФГОС и Профстандартов РФ позволяет повысить динамичность и вариативность образовательного процесса, а также способствует качественной реализации заказа работодателя государства.

Ключевые слова: ФГОС, компетентностный подход, профессиональные стандарты, матрица компетентностей, социальный педагог, магистратура.

В настоящее время в число приоритетов высшего профессионального образования вошло формирование кадровых ресурсов для осуществления социально-педагогической деятельности по социализации детей, подростков, взрослого населения. В вузах большое внимание уделяется вопросу качественного выполнения государственного заказа на подготовку специалистов и учет запросов работодателей, отражающих региональные и муниципальные особенности осуществления социально-педагогической деятельности.

В связи с этим, в педагогических вузах актуализируется проблема сопряжения ФГОС подготовки бакалавров, магистров с требованиями профессиональных стандартов Минтруда РФ. Данная проблема может быть разрешена только на основе компетентностного подхода, поскольку именно компетентности специалиста объединяют содержание ФГОС и профстандартов. Технологически вопрос о сопряжении разрешим посредством проектирования матрицы компетентностей специалиста, в которой отражается и содержание подготовки, профессиональный потрет выпускника вуза, требования профстандарта.

В настоящее время имеется проект Профстандарта социального педагога. В 2013 году утверждены профстандарты педагога, преподавателя, специалиста по социальной работе, специалиста по работе с семьей, специалиста по воспитанию

(социально-педагогическое сопровождение обучающихся). В 2015 году приняты профстандарты педагога-психолога, трью-тора, педагога дополнительного образования детей и взрослых. Приказом МОН РФ № 1505 от 21.11.2014 года Утвержден ФГОС ВО по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень подготовки - магистратура).

Все вышеобозначенные нормативно-правовые документы принципиально отличаются признаками «нового педагогического мышления». Если в ГОС ВПО первого и второго поколения основой проектирования ООП выступало содержание образования (перечень дисциплин федерального компонента и соответствующие дидактические единицы), то в требованиях ФГОС ВО впервые заданы требования не только к обязательному минимуму содержания образования (дидактические единицы), но и к результатам освоения ООП, выраженных в формулировках компетенций. Таким образом, произошло смещение доминанты при проектировании ООП с содержания образования на результаты обучения и компетенции. Вузы тем самым вошли в новую парадигму управления образовательным процессом: управление не по «целям», а по результатам.

Технологически новая парадигма отразилась в матрице компетенций. Р.Н. Азарова, Н.М. Золотарева считают, что «матрица компетенции - это обоснованная совокупность содержания об-

разования, методов и условий, обеспечивающих формирование компетенции заданного уровня» [1, с. 9]. Содержание матрицы компетенции аккумулирует информацию в системе: результаты обучения - методы обучения - методы оценки.

Рассмотрим, как инновационное понимание результатов обучения отражается на процессе подготовки социальных педагогов в вузе. Прежде всего, отметим специфичность деятельности социального педагога, а значит и особенности в содержании компетенций и компетентностей.

Задачами практической деятельности социального педагога являются: поддерживать людей, стимулировать их на развитие собственных сил, конструктивную деятельность, на использование имеющихся у них резервов, предлагать помощь, организовывать её, устанавливая необходимые для этого связи и контакты; сопровождать людей на протяжении определенного жизненного периода, проявлять личное участие, организовывать контроль за ситуацией в целях защиты клиента; вызывать сочувствие и активизировать людей на оказание помощи нуждающимся; по необходимости оказывать воздействие на органы власти и управления с целью повышения качества обслуживания и социальной защиты и информировать инстанции всех уровней о факторах, негативно сказывающихся на условиях жизни определенных групп населения.

Деятельность социального педагога должна быть сосредоточена не только на стремлении защитить права человека, но и на удовлетворении его потребностей, развитии личностных возможностей.

Социальный педагог является связующим звеном между клиентом и его окружением, посредником в системе взаимодействия личности, семьи, общества. Он оказывает влияние не только на клиента, но и на групповое общение, на ситуацию в социуме [2]. Главное назначение социального педагога - формировать отношения в социуме, способствовать развитию (саморазвитию) личности, созданию благоприятных условий, психологического комфорта, обеспечивать консолидацию всех сил и возможностей общества применительно к конкретному ребенку (взрослому), развивая его активность как субъекта воспитательного процесса.

Выполняя свои должностные обязанности, социальный педагог осуществляет социально-информационную, социально-правовую, социально-психологическую, медико-социальную, социально-экономическую, социально-реабилитационную помощь детям, подросткам, молодежи, взрослому населению [3].

Готовность социального педагога к профессиональной деятельности может быть интерпретирована как целостное личностное образование, ядром которого в соответствии с основными потенциалами личности выступает нравственно-психологическая, содержательно-информационная и операционно-деятельност-ная готовность. Наиболее общими (базовыми) характеристиками социального педагога являются: его способность обеспечивать посредничество между личностью, семьей, с одной стороны, и обществом, государственными и общественными структурами, с другой; выполнять роль связующего звена между личностью и микросредой, между детьми и взрослыми, семьей и обществом; способность сопереживать, соучаствовать клиенту в решении его проблем, умение строить взаимоотношения на основе диалога, на равных; влиять на общение и взаимоотношения между людьми, на ситуацию в микросоциуме; работать в условиях неформального общения, выступать в позиции неформального лидера, помощника, советчика, способствующего проявлению инициативы, активной субъектной позиции воспитанника. Социальному педагогу важно уметь распознавать интересы и потребности ребенка и взрослого, индивидуальные особенности его развития и создавать с учетом этого комфортные условия для их реализации в социуме.

Профессиограмма социального педагога предполагает осмысление им глобальных проблем современности, овладение мировоззренческими и методологическими принципами освоения различных сфер социальной практики, формирование методологической культуры будущего специалиста. В разработке компетентностной характеристики социального педагога опорой является личностно - деятельностный подход. Поэтому при подготовке и переподготовке социальных педагогов учитывается их культурный и нравственный потенциал, а также личностные качества, проявляющиеся в профессиональной деятельности.

Профессионально-педагогическое образование, по мнению академика В.А. Сластенина ориентировано прежде всего на личность специалиста, что требует поиска новых педагогических технологий, которые побуждают человека к самовыражению

через деятельность и общение. Поскольку профессией социального педагога можно овладеть лишь в индивидуально-личностном контексте, профессионально-педагогическое образование ориентировано на готовность социального педагога к взаимодействию с клиентами (детьми, взрослым населением) которое переводится на технологический уровень, включающий в себя совокупность операций, действий, процедур, обеспечивающих его диагностируемый и гарантируемый результат в изменяющихся условиях, отражающих гуманистическую природу педагогической деятельности.

Особенностью новых технологий, внедряемых в образовательный процесс Алтайского государственного педагогического университета при подготовке социальных педагогов, становится их гуманистическая направленность. В основу этих технологий положены субъект-субъектные взаимодействия участников педагогического процесса.

Результативность обучения будущих социальных педагогов личностно-ориентированным технологиям зависит от установившихся межличностных отношений в группе, от владения каждым студентом культурой отношений, построенных на цивилизованных формах человеческого общения, сотрудничестве.

Поиск новых технологий в настоящее время является направленным не на приоритет знания и исполнения, а на вариативность, субъектность, индивидуально-творческие лич-ностно-ориентированные формы и методы педагогического взаимодействия, что позволяет повысить эффективность подготовки социального педагога [4].

Эффективность деятельности социального педагога определяется владением им педагогической технологией конструирования системы воспитательных воздействий, что успешно осуществляется в процессе реализации диагностической, прогностической, организационной, коммуникативной, коррекцион-ной, психотерапевтической и других функций. На первый план сегодня выдвигаются психотерапевтическая и коррекционная функции, которые помогают социальному педагогу защитить клиентов от неблагоприятных условий, нейтрализовать и сфокусировать положительные влияния окружающей жизни, оказать помощь ребенку в разрешении стрессовых ситуаций.

Подготовка социальных педагогов в Алтайском государственном педагогическом университете вызвана нехваткой квалифицированных специалистов для оказания социально-педагогической и психологической помощи населению, в первую очередь, детям и подросткам в Алтайском крае, особенно в сельской местности.

Будущие социальные педагоги включаются в изучение инструктивно-директивных материалов о создании социально-педагогический учреждений различного типа, опыта работы социально-педагогических учреждений (социально-педагогических комплексов, центров помощи семьи и детям, медико-социальных и реабилитационных центров, социальных приютов, центров досуга, хобби-центров и др.), моделируют систему социально-педагогической помощи детям, подросткам, молодежи, взрослому населению, делают презентацию и защищают собственные проекты.

Измеряемые параметры профессионализма социального педагога составлены в соответствии с характеристикой социального педагога (В.А. Сластенин, М.А. Галагузова, В.Г. Бочарова).

Оценка готовности социальных педагогов к выполнению профессиональной деятельности нами рассматривается в трех уровнях: большая часть находится на допустимом уровне, и только небольшая часть студентов находится на критическом и недопустимом уровнях.

В результате проведенных исследований нами установлено, что возрастает степень удовлетворенности студентов педагогической практикой (94%); развивается система методического сопровождения студентов непосредственно в учреждении (практическая помощь в форме профессионального сотрудничества, наставничества оказывается не только со стороны социального педагога - 86 %, но и педагогов-организаторов - 57 %, руководителя учреждения - 38 %, психолога - 30 %, специалистов по социальной работе - 28 %, других сотрудников - до 25 %); высокая степень мотивационной готовности студентов к профессиональной деятельности позволяет предупредить дезадаптацию студентов в налаживании профессиональных связей, межличностных отношений с клиентами (трудности выявлены лишь у 6 % будущих специалистов); при прохождении комплексной практики потребность в организационной (связанной с планированием и организацией своей работы в качестве социального педагога в

период практики) и технологической помощи (выбор социально-педагогических технологий, форм, методов, средств социально-педагогической деятельности испытывают не более 10 % будущих специалистов); овладение профессиональными функциями осуществляется в зависимости от специфики деятельности социального педагога в учреждении (например, научно-методическую и управленческую функции будущие социальные педагоги в большей степени осваивают на комплексной практике). Отмечается реализация знаний, полученных при изучении социально-педагогических и психолого-педагогических дисциплин. Предложения по совершенствованию профессиональной подготовки будущих социальных педагогов связаны с выполнением выпускных квалификационных работ в период практики.

Опыт организации и проведения мониторинга доказывает эффективность компетентностной модели подготовки. Так, проведение комплексного тестирования выпускников до прохождения ими государственной аттестации, учитывая, что дисциплины предметной подготовки осваивали они на 1 - 4 курсах, показывает функциональность их знаний, полученных в период обучения в вузе. По общему количеству набранных студентами баллов получено следующее распределение оценок: «отлично» - 30 %, «хорошо» - 65 %, «удовлетворительно» - 5 % [5].

В процессе проведения государственного экзамена выпускники показывают не только высокий уровень владения теоретико-методологическими основами социальной педагогики, но и

Библиографический список

достаточный уровень сформированности у них представлений об основных проблемах организации практической деятельности социального педагога с различными категориями населения в различных социальных сферах, высокий уровень понимания социального воспитания, его сущности, цели, задач, принципов, содержания социализации клиентов. В своих ответах студенты активно используют опыт педагогической практики в различных типах учреждений. В процессе выполнения практических заданий демонстрируют умения отбирать адекватные социально-педагогической задаче методы диагностики, прогнозировать последствия принятия решений, стимулировать развитие внеурочной деятельности учащихся, выбирать методы социально-педагогической помощи семье и ребёнку по месту жительства. Кроме того, практика свидетельствует о том, что широким спектром проблем, актуальных для социально-педагогической теории и практики, охватывающих разнообразные аспекты практической деятельности социального педагога, представлена тематика дипломных проектов выпускников, которые исследуют проблемы социально-педагогической деятельности с семьей, детьми «группы риска» по их социализации.

Результаты мониторинга позволяют сделать вывод о том, что подготовка будущего социального педагога в условиях вуза и социально-педагогической практики в рамках матриц компетент-ностей способствует формированию современного специалиста, отвечающего потребностям времени.

1. Азарова RH., Золотарева КМ. Разработка паспорта компетенции. Методические рекомендации для организаторов проектных работ и профессорско-преподавательских коллективов вузов. Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы, 2010.

2. Свиридов А.К, Преемственность при переходе на новые образовательные стандарты: критериальный подход. Alma mater (Вестник высшей школы). 2012; 4: 65 - 74.

3. Торохтий В.С. Социально-педагогическая деятельность как средство реализации потенциала социальной педагогики на практике. Теория и практика социально-педагогической деятельности в современном социуме: материалы первой международной научно-практической конференции 27-28 октября 2011 г. Москва: Траница, 2011: 20 - 38.

4. Шептенко П.А. Введение в специальность «социальный педагог»: учебное пособие. Москва: Флинта, 2008.

5. Шептенко П.А. Технология обучения будущего социального педагога личностно-ориентированному педагогическому взаимодействию. Актуальные проблемы и перспективы развития социально-педагогического образования: материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции (5 марта 2008 г.). Уфа: Издательство БППУ, 2008: 114 - 118.

References

1. Azarova R.N., Zolotareva N.M. Razrabotka pasporta kompetencii. Metodicheskie rekomendacii dlya organizatorov proektnyh rabot i professorsko-prepodavatel'skihkollektivovvuzov. Moskva: Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov, Koordinacionnyj sovet uchebno-metodicheskih ob'edinenij i nauchno-metodicheskih sovetov vysshej shkoly, 2010.

2. Sviridov A.N., Preemstvennost' pri perehode na novye obrazovatel'nye standarty: kriterial'nyj podhod. Alma mater (Vestnik vysshej shkoly). 2012; 4: 65 - 74.

3. Torohtij V.S. Social'no-pedagogicheskaya deyatel'nost' kak sredstvo realizacii potenciala social'noj pedagogiki na praktike. Teoriya ipraktika social'no-pedagogicheskoj deyatel'nosti v sovremennom sociume: materialy pervoj mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii 27-28 oktyabrya 2011 g. Moskva: Tranica, 2011: 20 - 38.

4. Sheptenko P.A. Vvedenie vspecial'nost'«social'nyjpedagog»: uchebnoe posobie. Moskva: Flinta, 2008.

5. Sheptenko P.A. Tehnologiya obucheniya buduschego social'nogo pedagoga lichnostno-orientirovannomu pedagogicheskomu vzaimodejstviyu. Aktual'nye problemy i perspektivy razvitiya social'no-pedagogicheskogo obrazovaniya: materialy Vserossijskoj zaochnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (5 marta 2008 g.). Ufa: Izdatel'stvo BPPU, 2008: 114 - 118.

Статья поступила в редакцию 26.09.16

УДК 378

Davletova K.B., pedagogue, city methodological association of teachers of additional education HOOPOE in the direction of "electronic musical instruments", St. Petersburg Palace of Youth Creativity; Center for Creative Development and Humanitarian Education "On Vasilievsky", postgraduate, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]

INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A RESOURCE FOR TRAINING FOR PROFESSIONAL ACTIVITY OF MUSIC TEACHERS IN THE SYSTEM OF CHILDREN'S ADDITIONAL EDUCATION. Development of creative high-tech information educational environment give birth to new opportunities in activities of a music teacher in the system of additional education. In connection with updated contents of additional education, there are a few changes in the educational process: changes in objectives, forms of interaction of teachers with children, the environment, new structural subdivisions, new areas of activity. Teachers of additional education face the need to update forms, technologies, methods and use of educational programs, expanding access to quality education, art programs, development and improvement of the educational system with the aim of creating conditions for the harmonious development of a personality of a student, and the teacher's ability to build the educational process in the modern information educational environment. The article analyzes the change in the contents and character of the professional activity of music teachers in conditions of information educational environment and studies how these changes may affect the achievement of planned results of the educational activity. The article shows effective ways of preparation for professional activity of teachers of additional education with the use of musical computer technologies and use of possibilities of electronic musical instruments that allow combining the experience of traditional music teaching and great opportunities of modern information technologies in music.

Key words: information educational environment, informatization, information society, information technology, music computer technologies, electronic musical instruments, system of additional education of children, teacher and musician, continuing education, refresher courses and professional retraining.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.