Научная статья на тему 'Обеспечение социально-педагогической компоненты в сфере образования'

Обеспечение социально-педагогической компоненты в сфере образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
348
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПОНЕНТА / ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ / РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ / ПЕДАГОГИКА ОТНОШЕНИЙ В СОЦИУМЕ / ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ / ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ И ПОДДЕРЖКИ ДЕТЯМ / ВЗРОСЛЫМ В ТРУДНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ / СОТРУДНИЧЕСТВО ПЕДВУЗА С ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ / EDUCATIONAL SYSTEM / SOCIAL PEDAGOGY / SOCIAL AND PEDAGOGICAL COMPONENT / INSTITUTE OF SOCIAL TEACHERS / SOCIAL RELATIONS DEVELOPMENT / PEDAGOGY OF RELATIONS IN SOCIAL MEDIUM / THEORETICAL CLASSES AND PRACTICAL TRAINING OF SOCIAL TEACHERS / CHILDREN AND ADULTS SUPPORT IN DIFFICULT LIFE SITUATIONS / COOPERATION OF PEDAGOGICAL HIGHER INSTITUTION WITH EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шептенко П. А.

В статье рассматривается проблема обеспечения социально-педагогической компоненты в сфере образования, показана роль социального педагога, выполняющего различные социальные роли и функции. Определены возможности реализации педагогического компонента в социуме в процессе обучения будущих социальных педагогов и в процессе социально-педагогической практики. Делается вывод о необходимости поиска путей сотрудничества педвуза с образовательными организациями для обеспечения социально-педагогической компоненты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROVIDING OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL COMPONENT IN THE EDUCATIONAL AREA

The article deals with the problem of a social and pedagogical component in education and the importance of a social teacher with various social roles and functions. The author defines possibilities of realization of the pedagogical component in the social medium in future social teachers’ education and their social and pedagogical practical training. In conclusion, the article states the necessity of cooperation in search for a common way of pedagogical higher institutions and social educational organizations how to realize the social and pedagogical component. The professional activity of future social teacher refers to the person in the social environment, his or her socialization, development perspective definition and personal developmental growth of students. It is proved that the social component realization in the social environment in the educational system by teaching of social teachers in the higher educational institution lets future bachelors get professional competences according to the demands of employers.

Текст научной работы на тему «Обеспечение социально-педагогической компоненты в сфере образования»

ской деятельности, осознание стратегии профессионально-нравственного роста; нравственно-личностный - стремление к саморазвитию «я-концепции» личности, сформированность профессионально-нравственных качеств, широта системы педагогических ценностей, развитость профессиональной идентичности; рефлексивно-деятельностный - владение технологиями нравственного развития, включенность в социально значимую проектную деятельность, наличие нравственных стратегий решения профессиональных задач.

Предложенные компоненты готовности личности к ПНС и механизмы ее формирования детерминируют процессы личностного и профессионального становления будущего педагога, среди которых особо важными является развитие «Я- концепции» личности и «образа профессии», приводящих к личностной зрелости и профессиональной идентичности.

Подводя итоги вышесказанному, следует сосредоточить внимание на том, что:

- системе образования в эпоху ценностного разлома общества необходим «новый педагог», который видит смысл своего педагогического призвания в формировании ценностно-ориентированного сознания молодых поколений, знает примеры нравственных поступков из истории своей страны, умеет развить ин-

Библиографический список

терес к социально значимой деятельности, владеет технология ценностно-смыслового развития личности;

- готовность к ПНС позволяет сделать акцент именно на нравственном саморазвитии личности как личностно-деятель-ностном новообразовании будущего педагога, что требует модели педагогического обеспечения его формирования в образовательном пространстве педагогического университета;

- формирование готовности к ПНС детерминировано механизмами самореализации (интериоризация, идентификация, рефлексия, экстериоризация) развивающими ее компоненты (мотивационно-потребностный, когнитивно-гностический, ценностно-смысловой, рефлексивно-деятельностный), которые подчинены определенным критериям (когнитивно-гностический, нравственно-личностный, рефлексивно-деятельност-ный).

Таким образом, формирование готовности будущих педагогов к ПНС в процессе обучения в вузе снимет противоречие между нежеланием молодежи, получающей педагогическое образование, идти работать по специальности и потребностью системы образования в педагоге, готовом самореализовываться в профессиональной деятельности через ценностно-смысловое развитие себя и своих учеников.

1. Гончаров С.З. Акмеология духа в педагогическом измерении. Акмеология профессионального образования: материалы 11-й Всероссийской научно-практической конференции. 13-14 марта 2014 г. Екатеринбург, 2014.

2. Махмутова Ф.А., Ахмедова А.М. Нравственное воспитание как педагогическое условие профессиональной адаптации молодого педагога. Мир науки, культуры, образования. 2014; 6 (49).

3. Рыбина И.С. Модель активизации профессионально-нравственной самореализации субъектов «помогающих профессий» в вузе гуманитарного профиля. Казанская наука 2014; 6.

References

1. Goncharov S.Z. Akmeologiya duha v pedagogicheskom izmerenii. Akmeologiya professional'nogo obrazovaniya: materialy 11-j Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 13-14 marta 2014 g. Ekaterinburg, 2014.

2. Mahmutova F.A., Ahmedova A.M. Nravstvennoe vospitanie kak pedagogicheskoe uslovie professional'noj adaptacii molodogo pedagoga. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 6 (49).

3. Rybina I.S. Model' aktivizacii professional'no-nravstvennoj samorealizacii sub'ektov «pomogayuschih professij» v vuze gumanitarnogo profilya. Kazanskaya nauka 2014; 6.

Статья поступила в редакцию 18.03.15

УДК 37.013.42

Sheptenko P.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]

PROVIDING OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL COMPONENT IN THE EDUCATIONAL AREA. The article deals with the problem of a social and pedagogical component in education and the importance of a social teacher with various social roles and functions. The author defines possibilities of realization of the pedagogical component in the social medium in future social teachers' education and their social and pedagogical practical training. In conclusion, the article states the necessity of cooperation in search for a common way of pedagogical higher institutions and social educational organizations how to realize the social and pedagogical component. The professional activity of future social teacher refers to the person in the social environment, his or her socialization, development perspective definition and personal developmental growth of students. It is proved that the social component realization in the social environment in the educational system by teaching of social teachers in the higher educational institution lets future bachelors get professional competences according to the demands of employers.

Key words: educational system, social pedagogy, social and pedagogical component, institute of social teachers, social relations development, pedagogy of relations in social medium, theoretical classes and practical training of social teachers, children and adults support in difficult life situations, cooperation of pedagogical higher institution with educational organizations.

П.А. Шептенко, канд. пед. наук, проф., проф., каф. педагогики Алтайского государственного педагогического университета, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПОНЕНТЫ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматривается проблема обеспечения социально-педагогической компоненты в сфере образования, показана роль социального педагога, выполняющего различные социальные роли и функции. Определены возможности реализации педагогического компонента в социуме в процессе обучения будущих социальных педагогов и в процессе социально-педагогической практики. Делается вывод о необходимости поиска путей сотрудничества педвуза с образовательными организациями для обеспечения социально-педагогической компоненты.

Ключевые слова: система образования, социальная педагогика, социально-педагогическая компонента, институт социальных педагогов, развитие социальных отношений, педагогика отношений в социуме, теоретическое обучение и практическая подготовка социальных педагогов, оказание помощи и поддержки детям, взрослым в трудных жизненных ситуациях, сотрудничество педвуза с образовательными организациями.

В настоящее время актуализировалась и повысилась значимость социально-педагогической компоненты во всех направлениях и сферах профессиональной деятельности и образования, в подготовке квалифицированных специалистов для экономики, социальной политики, системы социальных отношений.

Перед образованием Российской Федерации стоят задачи, которые предполагают формирование через систему образования социальных отношений, наиболее благоприятных для развития каждого человека и страны в целом, развития гражданского общества, что предполагает формирование уже в базовом образовании востребованных на сегодня компетентностей инновационного поведения.

Стратегические ориентиры модернизации общества существенно изменили сущность, функциональное поле, назначение социальной педагогики и образования, призванных компетентно влиять на социальную практику, выполняя социальный заказ государства, общества, каждой семьи, индивида. Педагогическая оставляющая социальной педагогики как отрасли научного знания носит полимерный, интегративный характер и направлена на научно-педагогическое сопровождение (обеспечение) процесса гармонизации и гуманизации социальных отношений во всех видах и сферах жизнедеятельности.

По мнению В.Г. Бочаровой, к началу XXI века по мере осознания определяющей роли человеческого ресурса во всех сферах жизнедеятельности общества социально и педагогически вызрела объективная идея понимания социальной педагогики как педагогики социальных отношений, потребность в привнесении универсальной социально-педагогической компоненты в обеспечении экономического, политического, социального развития общества и во все отрасли профессионального образования: одним из важнейших индикаторов профессиональной компетентности специалиста (в сфере экономических, трудовых, социальных отношений в целом) рассматривается его социально-педагогическая компетентность.

Современная социальная педагогика исследует процесс духовного самопознания и самосовершенствования человека и общества, а также механизм их гармоничного развития. Она рассматривает целостную систему социальных взаимодействий, межличностных отношений человека в сфере его ближайшего окружения [1, с. 13].

Поле социальной педагогики - это не только ее влияние на деятельность учреждений социальной сферы, не только собственно образовательной отрасли, но и учреждений социальной защиты, здравоохранения, культуры, социальной сферы на предприятиях и др.

Социальная педагогика обеспечивает и выполняет крайне необходимую педагогическую миссию в системе социальных отношений - от межличностных до общенациональных и международных, миссию влияния на педагогически целесообразное (ориентированное на каждого индивида, семью, страну, общество, мир), ценностное развитие отношений, рассматривая личность в конкретном социуме, в обществе, теоретически обосновывая и оказывая на практике интегративную, педагогически компетентную поддержку в разрешении сложных жизненных конфликтных ситуаций [2].

В условиях реформирования страны, становления рыночных отношений многие люди (пенсионеры, подростки, инвалиды и др.) нуждаются в социальной помощи, поддержке и защите. На фоне социокультурных перемен, расширения границ информационного пространства в обществе востребован специалист, который должен обладать не столько знаниями в определенной предметной области, сколько способностями и умениями их приобретать, применять, адаптировать в процессе решения производственных задач в реальной практике.

Компетентным в области социальной педагогики, опираясь на исследования А.В. Хуторского, мы считаем человека, обладающего соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.

Как часть социальной политики общества, как сложное социальное явление реализации обществом своих разнообразных возможностей и ресурсов для решения проблем социализации

населения в определённый период его жизнедеятельности рассматривается социально-педагогическая деятельность, это «... многоплановая и многоуровневая активность специалистов педагогического профиля по развитию и удовлетворению разнообразных потребностей и интересов детей и взрослых по социальной адаптации, поддержке личностного развития, их социальной защите, подготовке к условиям конкуренции в современном обществе на основе использования потенциальных возможностей самого социума для разрешения текущих и хронических проблем личности или социальных групп» [2, с. 21].

Особая роль в организации социально-педагогической деятельности отводится социальному педагогу. Введение института социальных педагогов, принципиально новой педагогической специальности для нашего общества, является закономерным процессом, ибо современная социально-педагогическая ситуация потребовала новых подходов к воспитанию детей и молодежи в социокультурной среде. В своей практической деятельности социальный педагог выполняет различные социальные роли и функции. Учёными предложен различный перечень функций социального педагога. Это: аналитическая, организаторская, организационно-координационная, диагностическая, прогностическая, образовательно-воспитательная, организационно-коммуникативная, коррекционная, охранно-защитная, посредническая, психотерапевтическая, функция социально-педагогической поддержки и помощи и др. Все функции социального педагога взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Педагогическую целесообразность социальной работы, проводимой различными учреждениями, организациями, благотворительными фондами, добровольными обществами, в общей межведомственной системе социальных служб а также решение существующих сегодня проблем и пороков (алкоголизм, наркомания, табакокурение, социальная депрессия, бродяжничество, безработица, инвалидность, вынужденная миграция, душевные потрясения, социальная дезадаптация и др.) обеспечивает социальный педагог.

Социальный педагог выступает посредником между личностью обучающихся в образовательном учреждении, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов, организует различные виды социально-педагогической деятельности детей и взрослых, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов, программ, способствует установлению гуманных, нравственно-здоровых отношений в социальной среде, содействует безопасности личности детей, оказывает помощь воспитанникам, нуждающимся в опеке и попечительстве, а также попавшим в трудные жизненные ситуации [3].

Он является связующим звеном между клиентом (ребёнком, подростком, молодёжью, взрослым) и его окружением, посредником в системе взаимодействия личности, семьи, общества. Это и своеобразный духовный наставник, он заботится о здоровье воспитанников, их общечеловеческих ценностях, своевременном разрешении возникающих проблем. Социальный педагог выполняет роль общественного деятеля, поддерживая и возглавляя общественные инициативы; выступает в качестве эксперта в постановке «социального диагноза», определяет допустимое компетентное педагогическое вмешательство в решение проблем. Он - социальный терапевт, защитник интересов семьи, различных категорий населения, детей, взрослых, конкретного человека [4].

Содействуя человеку в решении проблем, социальный педагог побуждает его к участию в деятельности, помогает использовать личные ресурсы, потенциальные резервные возможности для преодоления трудностей. Задача социального педагога- поддержать, обнадежить, актуализировать людей на развитие их собственных сил, конструктивную деятельность.

В современных условиях процесс воспитания обрел, вопреки неблагоприятным социальным условиям, свое сущностное назначение - вводить детей в контекст высокой современной культуры для продолжения жизни, развития социальных отношений, счастья людей и благополучия планеты [5, с. 8-9].

На социального педагога наложена миссия выполнять функцию «социального регулятора» в решении жизненных проблем

человека, быть гарантом его прав и интересов, оказывать ему квалифицированную социально-педагогическую помощь и поддержку. Деятельность социального педагога сосредоточена не только на стремлении защитить права человека, но и на удовлетворении его потребностей, развитии личностных возможностей. Он сам выходит на контакт с личностью, семьей, ставит социальный диагноз, изучает психологические и возрастные особенности, способности человека, круг общения, условия его жизни, моральный микроклимат, вникает в мир его интересов, выявляет позитивные и негативные влияния, психологические, медицинские, правовые, экологические проблемы, решение которых затем осуществляет совместно со специалистами (психологами, социальными работниками и др.). Социальный педагог по своему профессиональному назначению призван предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить порождающие ее причины, обеспечить профилактику различного рода негативных явлений, отклонений в поведении людей, оздоровить их окружающую микросреду.

Социальный педагог должен глубоко изучить истоки социальных бед, но он не может вместе с клиентом быть заложником этих социальных невзгод, он должен активно разрабатывать пути выхода из социального тупика, искать конструктивные решения и организовывать социально-педагогическую поддержку. С самого начала он опирается на возможности и сильные качества своего клиента, на потенциальные возможности социума. Людям нужно подать руку помощи; социальный педагог помогает человеку преодолеть преграды на его жизненном пути, выявляет его природные данные, делает человека хозяином собственной судьбы (В.Г. Бочарова).

Действуя в интересах ребенка, социальный педагог призван оказывать необходимую помощь и поддержку семье. В его задачи входит установление контактов с семьей; выявление проблем и трудностей в семье; стимулирование семьи и отдельных ее членов к участию в совместной деятельности; оказание посреднических услуг в установлении связей со специалистами -психологами, социальными работниками, врачами, юристами, а также с представителями органов власти, общественностью. Социальный педагог обеспечивает общественное признание и общественную поддержку семьям, которые хорошо воспитывают своих детей; использует индивидуальные методики работы с семьями, нуждающимися в особой помощи (семьями из «группы риска», многодетными и неполными и др.); содействует развитию семейно-соседских форм кооперации и взаимопомощи.

В современных условиях одним из индикаторов профессиональной компоненты специалиста рассматривается его социально-педагогическая компетентность, в компетентностном подходе при подготовке специалиста - в области педагогики отношений в социуме акцент делается на способах деятельности, а знания становятся тем средством, без которого невозможно осуществить социально-педагогическое взаимодействие, профессиональные социально-педагогические функции (диагностическую, аналитическую, прогностическую, организационно-коммуникативную, социально-профилактическую, охранно-защитную,

Библиографический список

психотерапевтическую, коррекционную, координационно-организационную, функцию социально-педагогической поддержки и помощи, реабититационную, воспитательную).

В области социальной педагогики в настоящее время созданы научные школы, развивающие современные теории и практику социальной работы, проводятся специальные исследования в области социальной педагогики, формируются различные модели и технологии социального воспитания. Разработкой системы подготовки социальных педагогов занимается Российская академия образования, педагогические вузы страны (Московский, Санкт-Петербургский, Ставропольский, Уральский, Новосибирский, Омский и др.).

В Алтайском государственном педагогическом университете при подготовке социальных педагогов нами используются возможности реализации педагогического компонента в социуме, в системе образования Профессиональная деятельность будущего социального педагога направлена на человека в среде и непосредственно связана с решением всей совокупности проблем, относящихся к этой сфере. Во главу угла ставится человек, его социализация. Помочь словом и делом ребенку (взрослому), содействовать тому, чтобы каждый из них поверил в себя, - главная задача социального педагога. В связи с этим предопределены виды деятельности студентов на практических, лабораторных занятиях, учтены преемственность и единство теоретического обучения и практической подготовки будущих социальных педагогов, программируется исследовательская, организаторская, методическая работа студентов на педагогической практике в образовательных, социально-педагогических учреждениях.

В период педагогической практики, опираясь на возможности и сильные качества обучающихся, на потенциальные возможности социума, будущий социальный педагог вместе с ними определяет перспективы развития и личностного роста, дает рекомендации выхода из затруднений, определяет пути создания ситуации успеха.

В процессе занятий студенты овладевают теоретическими знаниями, в процессе практики и практикумов ведут наблюдения, проводят микроисследования, используя диагностические и коррекционные методики. Выполняя задания, они учатся определять эмоциональное состояние учащихся, благоприятную (неблагоприятную) атмосферу в коллективе (группе), находить пути формирования «Я-концепции» воспитанника и педагога, организации самопомощи.

Определяя социально-педагогическую компетентность в сфере образования в ходе нашего исследования, будущие социальные педагоги отметили: «целесообразность влияния на социальное развитие общества», «разрешение отношений в конкретном социуме», оказание компетентной поддержки людям в разрешении сложных жизненных ситуаций».

Анализ результатов исследования и опыта подготовки социальных педагогов в АлтГПУ позволяет говорить о необходимости поиска путей сотрудничества педвуза с различными образовательными организациями для обеспечения социально-педагогической компоненты в сфере образования.

1. Бочарова В.Г. Социальная педагогика: интеграция фундаментальных и экспериментальных исследований. Социальная педагогика: традиции и инновации: материалы Всероссийского конгресса социальных педагогов с международным участием, 18-21 марта 2009 г. В 4-х частях. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т; Ч. 3.

2. Бочарова В.Г. Социальный педагог: должность, профессия, призвание: научно-педагогическое пособие. Москва, 2007.

3. Торохтий В.С. Социально-педагогическая деятельность как средство реализации потенциала социальной педагогики на практике. Теория и практика социально-педагогической деятельности в современном социуме: материалы первой международной научно-практической конференции 27-28 сентября 2011 г. Москва, 2011.

4. Шептенко П.А., Дронова Е.Н. Социально-педагогическая поддержка школьников в работе социального педагога. Барнаул, 2004.

5. Щуркова Н.Е., Мухин М.И., Желаннова А.В. Новое воспитание в новой школе. Под общей редакцией Н.Е. Щурковой. Москва, 2012.

References

1. Bocharova V.G. Social'naya pedagogika: integraciya fundamental'nyh i 'eksperimental'nyh issledovanij. Social'naya pedagogika: tradicii i innovacii: materialy Vserossijskogo kongressa social'nyh pedagogov s mezhdunarodnym uchastiem, 18-21 marta 2009 g. V 4-h chastyah. Ekaterinburg: Ural. gos. ped. un-t; Ch. 3.

2. Bocharova V.G. Social'nyjpedagog: dolzhnost', professiya, prizvanie: nauchno-pedagogicheskoe posobie. Moskva, 2007.

3. Torohtij V.S. Social'no-pedagogicheskaya deyatel'nost' kak sredstvo realizacii potenciala social'noj pedagogiki na praktike. Teoriya ipraktika social'no-pedagogicheskoj deyatel'nosti v sovremennom sociume: materialy pervoj mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii 27-28 sentyabrya 2011 g. Moskva, 2011.

4. Sheptenko P.A., Dronova E.N. Social'no-pedagogicheskaya podderzhka shkol'nikov vrabote social'nogo pedagoga. Barnaul, 2004.

5. Schurkova N.E., Muhin M.I., Zhelannova A.V. Novoe vospitanie vnovojshkole. Pod obschej redakciej N.E. Schurkovoj. Moskva, 2012.

Статья поступила в редакцию 13.03.15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.