Научная статья на тему 'Развитие профессиональных интересов учащихся в условиях естественно-научного образования'

Развитие профессиональных интересов учащихся в условиях естественно-научного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
641
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР / ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уткина Т. В.

Профессиональный интерес занимает значительное место в становлении будущего специалиста, поэтому необходима целенаправленная работа по развитию профессиональных интересов учащихся, которая должна строиться с учетом современных экономических условий, нового социального опыта, складывающейся общественной атмосферы, трансформации сложившихся понятий, представлений, установок, ценностных ориентаций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие профессиональных интересов учащихся в условиях естественно-научного образования»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_

Очень важно добиваться того, чтобы поставленные цели помогали определить, что ожидается от учащихся после изучения этого курса. Цели помогают сконцентрироваться на развитии познавательной деятельности учащихся и определить, па какой стадии он находится.

Правильно сформулированные цели позволят учащимся настроить мышление на тему обучения, сфокусировать внимание на наиболее важных проблемах, тщательно подготовиться к тестам, заданиям и другим средствам оценивания. Деятельность должна быть спроектирована в соответствии со сформулированными целями.

Список использованной литературы:

1. Краснова, Г.А. Технологии создания электронных обучающих средств / Г.А. Краснова. - М.: МГИУ, 2003.

- 223 с.

2. Теньковская Т.С. Электронное учебное пособие: способы использования в учебном процессе / Т.С. Теньковская // Мир науки и инновации. - 2016. - № 1. - с. 6-9

3. Титова Е.И. О создание электронного учебника / Е.И. Титова, А.В. Чапрасова // Молодой ученый. - 2015.

- № 3. - с. 855-856.

© Теньковская Т.С., 2016

УДК 373.1

Т.В.Уткина

к.п.н., доцент

кафедра естественно-математических дисциплин,

ГБУ ДПО ЧИППКРО г. Челябинск, Российская Федерация

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

Профессиональный интерес занимает значительное место в становлении будущего специалиста, поэтому необходима целенаправленная работа по развитию профессиональных интересов учащихся, которая должна строиться с учетом современных экономических условий, нового социального опыта, складывающейся общественной атмосферы, трансформации сложившихся понятий, представлений, установок, ценностных ориентаций

Ключевые слова

Профессиональный выбор, естественно-научное образование, профессионально значимые характеристики.

Особенности социально-экономической жизни обусловливают тенденции роста популярности определенных профессий среди учащихся школ (юридических, экономических, профессий, связанных с коммерческой деятельностью и др.), и снижение статуса ряда профессий естественно-научного профиля. При профессиональном выборе у учащихся на первый план выходят мотивы престижности профессии в обществе, востребованности на рынке труда, материальной заинтересованности, и на этом фоне снижается роль интереса в выборе профессии. А ведь именно под влиянием профессионального интереса активизируются все динамические свойства личности, мобилизуются волевые усилия для решения поставленных задач.

Естественно-научное образование предоставляет многогранные и многоаспектные возможности для развития профессиональных интересов учащихся, так как оно позволяет: выработать научный стиль и культуру мышления; познать фундаментальные законы природы; сформировать у учащихся понимание

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_

современных экологических проблем, сознательное отношение к природе и технологии взаимодействия с окружающей средой. Осознание ценности естественно-научного образования важно не только для учащихся, выбирающих профессии естественно-научного профиля, но и для каждого учащегося, независимо от его интересов и склонностей. Также важна готовность обучающихся комплексно применять такого рода знания и умения при обучении, которая достигается при сформированном умении осуществлять перенос знаний, а также умении работать с информацией комплексного характера [1].

Часто решение проблемы может быть достигнуто разными путями, но ребёнок должен выбрать наиболее эффективный из них и доступный для своего возраста и понимания способ решения проблемы. Для этого необходимо научить школьника анализу имеющейся проблемы [2]. Рассмотрим несколько примеров. Энергетика - важная составляющая любой страны. Без владения естественно-научными основами современных технологий получения электроэнергии вряд ли можно принять решение о строительстве электростанции, не наносящей экологического ущерба и производящей дешевую энергию. Если специалист вынесет решение без учета знаний энергетики и экологии, то станет вполне реальным строительство, например, гидроэлектростанций на равнинных реках. Такие гидроэлектростанции не только нарушают экологический баланс, но и производят не самую дешевую энергию, причем на восстановление природной среды потребуются гораздо больше затрат в сравнении с эффектом от работы электростанций.

Незнание естественно-научных основ может привести к строительству атомной электростанции в том регионе, где нет крупных потребителей энергии, а природные условия позволяют строить электростанции другого типа, например, гелиоэлектростанции.

Владение естественно-научными знаниями не позволит специалисту принять неправильные решения и совершить некомпетентные действия. Например, предприятие привлечено к ответственности за нарушение экологических норм — выброс в атмосферу больших объемов газовых отходов с повышенной концентрацией серы. А сера — источник кислотных осадков, губительно влияющих на растения и приводящих к окислению почвы, что резко снижает урожайность.

Степень наказания виновного будет зависеть от того, насколько объективно и квалифицировано сделана правовая оценка его действий, а сама правовая оценка определяется, прежде всего профессиональным кругозором лица, дающего оценку. В этой ситуации наряду с правовыми знаниями юристу необходимо представление о последних достижениях современных технологий, которые позволяют практически исключить выброс многих вредных газов, в том числе и серы, в атмосферу. Располагая такими знаниями, юрист способен объективно оценить степень нарушения и причастность к нему тех или иных лиц.

Естественно-научные знания помогут вне зависимости от профессии понять и представить, каких интеллектуальных затрат стоят современные исследования, позволяющие проникнуть внутрь микромира и освоить внеземное пространство, как достигается высокое качество изображения у современного телевизора, каковы реальные пути совершенствования персональных компьютеров, и как чрезвычайно важна проблема сохранения природы.

Необходимо понимать, что современная техника — плод развития естественных наук, которые являются основной базой для развития многочисленных перспективных направлений — от наноэлектроники до сложнейшей космической техники.

Изложенное выше позволяет констатировать, что компетенции, формируемые в рамках естественнонаучного образования определяют профессионально значимые характеристики любого специалиста (рис. 1).

Зная, какие профессионально значимые характеристики необходимо сформировать у учащихся можно организовать работу по их формированию. Основные направления данной работы заключаются в:

- формировании естественно-научного мышления (нового менталитета, связанного со взглядами на экологически безопасное и устойчивое развитие общества);

- развитии самостоятельности мышления (способности к саморазвитию, самостоятельности в познании нового, умения самостоятельно выявлять противоречия при решении комплексных учебно-познавательных проблем);

- вооружении методами инновационной деятельности (информационными технологиями и др.).

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070

о

о

X е и

сЗ н

X 1 е р

о з

X X <D « н о з о в о

<D н ми

о

ш

Знание основных естественно-научных законов природы, объясняющих явления

окружающей жизни

Осознание отношения к возможности опасных экологических и этических последствий, связанных с достижением естественных наук

Формирование морально-нравственных ценностей личности, закрепление нравственных границ, ответственность за свои поступки

Убежденность в возможности познания законов природы и использования достижений естественных наук для развития техносферы

л н X <и S <и Ч Г)

о %

о <и Т <и а о

ч

т

3

Ю

о

Осознание условности деления на гуманитарную и естественно-научную культуру

Знание наиболее важных идей и достижений естественных наук, оказавших определяющее влияние на представления человека о природе, развитие техники и

технологий

Стремление к обоснованности высказываемой позиции

л X X О К

и

а о

X

S

-5>

Критическая оценка естественно-научной информации, содержащейся в СМИ, ресурсах ИНТЕРНЕТ и научно-популярной литературе

Умение самостоятельно добывать и интерпретировать информацию, объясняющую

явления окружающего мира

Развитие интеллектуальных и творческих способностей, критического мышления

в я и н

е

м у

и я и н а н

го

К К

со

« К о % и

о 5 К

К о V к

К ю Н К

и К

о 4

& к С о ю о с

Понимания принципа действия и умение пользоваться современными техническими

средствами и т.п.

Понимание основ профилактики инфекционных заболеваний, никотиновой, алкогольной и наркотической зависимости. Понимание опасности воздействия электромагнитных полей и радиоактивного излучения

Рисунок 1 - Профессионально значимые характеристики учащихся, формируемые

в рамках естественных наук

В свете обсуждаемой проблемы уточним, что главный акцент в образовательной деятельности должен ставиться на формирование у учащихся понимания роли и места современных естественно-научных знаний и технологий в системе профессиональных представлений. Необходимо формировать у учащихся практические умения выявлять и анализировать естественно-научные основы тех или иных ситуаций и явлений, а также прогнозировать на их основе последствия, вызванные техногенной деятельностью, что способствует воспитанию интереса к получению новых знаний, самостоятельности, критичности мышления

[3].

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_

Повышение профессионального интереса учащихся возможно при выполнении следующих условий: достижение высокого уровня информированности о профессиях естественно-научного профиля; формирование научного и культурного кругозора; вовлечение учащихся в практическую деятельность, в том числе в учебно-исследовательскую, в естественно-научный эксперимент; выработка индивидуального стиля познавательной деятельности; развитие профессионально важных качеств; понимание перспектив самореализации в профессиональной деятельности; выявление склонности к профессиям естественнонаучного профиля и др.

Одним из важнейших качеств любого специалиста является способность творчески подойти к решению профессиональных задач, найти оригинальное решение проблемы, нестандартный прием выполнения операции. В решении задачи формирования этой характеристики «большой потенциал имеет исследовательская деятельность школьников, в том числе и опирающаяся на методы теории решения изобретательских задач. Сегодня активно разрабатываются методики и технологии развития творческих характеристик выпускника, однако объект исследования настолько многогранен, что до сих пор далеко не все проблемные вопросы изучены и освещены в научной литературе» [4].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В заключении хочется отметить, что включение в образовательную деятельность профессионального аспекта позволяет преодолеть разрыв между мотивацией учения и мотивацией труда. На современном этапе в системе образования сложилась ситуация: часть учащихся, проявляя большое внимание к профессии и производственной деятельности, утратили интерес к общеобразовательным знаниям, и наоборот, другая часть учащихся, высокомотивированных на изучение отдельных предметов не придают значения дальнейшему приложению знаний в своей будущей профессиональной деятельности. Установление взаимосвязи между естественно-научными знаниями и технологиями, с одной стороны, и деятельностью учащихся по приложению этих знаний в будущей профессиональной деятельности, с другой стороны, поможет сделать образование более гармоничным. На сегодняшний день «наиболее востребованными являются выпускники, способные быстро адаптироваться к стремительно изменяющимся социальным условиям, освоившие разные виды деятельности и демонстрирующие свои способности в различных жизненных ситуациях и профессиональной деятельности» [5, с.80].

Известный чешский мыслитель и педагог Ян Коменский еще в XVII в. написал: «обучать всех, всему, всесторонне» и, таким образом, теоретически обосновал принцип демократизма, энциклопедизма и профессионализма в образовании, в котором скрыты многие ценнейшие плоды будущих «богатых урожаев» [6].

Список использованной литературы:

1. Хафизова Н. Ю.К вопросу формирования умения комплексного применения обучающимися знаний в области естественно-математического образования / Н.Ю.Хафизова // Символ науки. - 2016. - № 5-2. - С. 219-221.

2. Клишина О.Н. Некоторые рекомендации по формированию у учащихся навыков проектной деятельности. / О.Н. Клишина // Символ науки. - 2016. - № 5-2. - С. 219-221

3. Пяткова О.Б., Кулакова И.В. Значение демонстрационного эксперимента для познания законов химии / О.Б. Пяткова, И.В. Кулакова // Символ науки. - 2016. - № 4-2. - С. 165-169.

4. Шайкина В.Н., Лихолетов В.В. Модель информационно-компьютерной технологии поддержки саморазвития творческой личности студентов вуз / В.Н. Шайкина, В.В. Лихолетов // Казанская наука. Казань: изд-во Казанский Издательский Дом -2012. - № 3. С. 323-326.

5. Бегашева И.С. Елисеева О.В. К вопросу о формировании исследовательской компетенции обучающихся в рамках внеурочной деятельности по физике/ И.С. Бегашева // Символ науки. - 2016. - №4-2. - С. 79-83.

6. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие / Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. - М.: Педагогика, 1989 - 416 с.

7. Скрипко З. А. Концепция естественнонаучного образования учащихся классов гуманитарного профиля // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2006. № 5 (49). С. 128-132.

© Уткина Т.В., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.