Научная статья на тему 'Роль тьютора в проектной деятельности учащегося'

Роль тьютора в проектной деятельности учащегося Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
253
37
Поделиться
Ключевые слова
ФГОС / ТЬЮТОР / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ТЬЮТОРСКИЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Клишина О.Н.

Идеи тьюторства в нашей стране начали распространяться в начале 90-х гг. XX в., в связи с потребностью на индивидуализацию обучения и воспитания, развитие отдельных навыков и способностей, формирование креативных социальных и специальных компетенций, важных для активно развивающегося информационного общества. Тьюторский подход к руководству проектной деятельностью учащихся включает научно-методическую и психологическую поддержку участников независимо друг от друга на разных этапах работы: от формулирования замысла до реализации, осуществления идеи проекта и рефлексии как полученных результатов, так и собственной деятельности.

Текст научной работы на тему «Роль тьютора в проектной деятельности учащегося»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_

нагромождением согласных, которая акцентирует стремительно нарастающую тревогу: «Семерых всех поклал в мешок». Этому способствуют также звуки «р», «ж», «ш», «х». Для четвертого абзаца характерно лексическое повторение: «Бежала - бежать, долго- долго». Звуки «с», «д» окрашены в темные оттенки. Они передают состояние матери - собаки. В шестом столбике собака обращается со своей болью в «синюю высь». Плач собаки показывается с помощью повторяющихся гласных звуков: «и», «ю», «о», «у». В последнем абзаце часто встречаются звуки «о», «с» которые передают горькую темную печаль («с») и чистое переживание животного(«о»).

Цветопись, или цветовая ассоциативность - это способ передачи цвета, красок окружающего мира языком художественного произведения. Цветопись характеризуется как средство, влияющее на эмоциональное состояние читателя, так как цвет - одно из самых значимых ощущений человека, находящегося в окружении разнообразных красок.

Ещё Г.Р. Державин в стихотворении «Альбаум» раскрыл символику каждого цвета через цветовые словесные употребления. В пейзажной лирике этот прием занимает ведущие позиции.

Так как в начальной школе для чтения предлагаются произведения пейзажной лирики, в которых лирический герой сосредоточен на переживаниях, вызванных внешними картинами, то очень важно, не разрушая зарождающегося эмоционального воздействия лирического произведения, приблизить созданный живописный образ-пейзаж к ребенку, помочь маленькому читателю внутренним взором увидеть те реалии, которые произвели впечатление на поэта.

Анализ восприятия младшими школьниками звуковой и цветовой гаммы предложенных произведений пейзажной лирики в рамках экспериментального исследования недостаточно адекватная интерпретация представленных текстов подтверждает неготовность учеников первых- вторых классов самостоятельно, без помощи взрослого осознать идейное содержание произведения, так как их эмоционально-чувственная сфера еще не полностью сформирована. Звукопись и цветопись в их взаимосвязи позволяют в большей мере воздействовать на эмоциональное состояние ребенка-читателя. Правильная организация звуков и подбор определённой цветовой гаммы стихотворного произведения позволяют школьнику начальных классов наиболее широко и полно представить природу, описываемую поэтом, что немаловажно в понимании пейзажной лирики.

Список использованной литературы:

1.Введение в литературоведение // Под ред. Г.Н. Поспелова. - М.: «Высшая школа», 1998. - 527с.

2.Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников // Под общей редакцией Т.Г. Рамзаевой - СПб.: «Специальная литература», 2004. - 168с

3.Методика преподавания русского языка в начальных классах // М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская - М.: «Академия», 2007. - 348 с.

4.Словарь литературоведческих терминов // И.А. Елисеев, Л.Г. Полякова. - Ростов н / Д: «Феникс», 2002. -319с.

© Клиппа А.А., 2016

УДК 37.022

О.Н. Клишина,

старший преподаватель кафедры естественно -математических дисциплин ГБУ ДПО ЧИППКРО, г. Челябинск, РФ E-mail: ecosolga@yandex.ru

РОЛЬ ТЬЮТОРА В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ

Аннотация

Идеи тьюторства в нашей стране начали распространяться в начале 90-х гг. XX в., в связи с

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_

потребностью на индивидуализацию обучения и воспитания, развитие отдельных навыков и способностей, формирование креативных социальных и специальных компетенций, важных для активно развивающегося информационного общества. Тьюторский подход к руководству проектной деятельностью учащихся включает научно-методическую и психологическую поддержку участников независимо друг от друга на разных этапах работы: от формулирования замысла до реализации, осуществления идеи проекта и рефлексии как полученных результатов, так и собственной деятельности.

Ключевые слова

ФГОС, тьютор, проектная деятельность, тьюторское сопровождение, тьюторский подход.

Согласно определению «тьютор - это исторически сложившаяся педагогическая должность», а в переводе с английского тьютор означает наставник. Феномен тьюторства связан с историей формирования европейских университетов и происходит из Великобритании.

О тьюторстве как о сложившейся системе наставничества известно с XIV века, так как в этот период ценностью была свобода в преподавании и учении, поэтому тьютор осуществлял функцию посредничества между свободным профессором и свободным школяром.

Основным процессом получения знаний в то время было самообразование, поэтому тьютор изначально выполнял функции сопровождения этого процесса. Но с развитием системы университетов, куда приходили учиться все более молодые люди, от тьюторов требовался надзор за определенным числом школяров. Так сфера деятельности тьютора в XVII века постепенно расширилась и приобрела образовательные функции. Тьютор становится ближайшим помощником и советником студента во всех его учебных делах, а тьюторская система официально признается частью английской университетской системы.

Традиционная структура тьюторской системы включала три основных элемента:

1. Собственно тьюторство или коллегиальные чтения.

2. Руководство занятиями или кураторство.

3. Моральное наставничество, предполагающее сопровождение жизни школяра в университете.

Тьютор задавал путь, выстраивал траекторию освоения и углубления знаний, отвечал за

индивидуальную готовность к сдаче экзамена, принимал активное участие в образе жизни школяра. Таким образом, через деятельность тьютора осуществлялась взаимосвязь самообразования, воспитания и формирование образа жизни.

Идеи тьюторства в нашей стране начали распространяться в начале 90-х гг. XX в., в связи с потребностью на индивидуализацию обучения и воспитания, развитие отдельных навыков и способностей, формирование креативных социальных и специальных компетенций, важных для активно развивающегося информационного общества [1].

В Российской Федерации должность тьютора утверждена и введена Приказами Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05 мая 2008 года № 216-н и 217-н (зарегистрированы в Минюсте РФ 22 мая 2008 г. № 11731 и № 11725). Тьюторство в современном образовании - это педагогическая позиция, которая связана с организованной специальным образом системой образования, при этом учебный процесс, режим и характер занятий выстраиваются исходя из познавательного интереса, склонностей и способностей ученика.

Важнейшей целью образования в условиях реализации требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования является всестороннее развитие учащихся. Развитие учащихся означает формирование у них новых способностей, универсальных учебных действий. Условием развития может стать как новое знание, так и навыки, и умения, приобретенные учащимися в результате практической деятельности [2, с. 196]. Одним из основных видов деятельности ученика становится проектная деятельность, для полноценной реализации которой вполне можно воспользоваться тьюторским сопровождением, обеспечивающим процесс освоения нового для учащегося вида деятельности.

Организация педагогического процесса, направленного на формирование исследовательской компетентности, имеет свою специфику и может быть сформирована только в результате правильно организованной исследовательской деятельности учащихся [3, с. 80]

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_

Тьюторский подход к руководству проектной деятельностью учащихся включает научно-методическую и психологическую поддержку участников независимо друг от друга на разных этапах работы: от формулирования замысла до реализации, осуществления идеи проекта и рефлексии как полученных результатов, так и собственной деятельности.

Тьютор предлагает ученикам объединить свои усилия ради достижения поставленной цели, советует, как организовать им свою дальнейшую деятельность. Его профессиональная готовность в работе с учащимися - это уровень его знаний и профессионализма, позволяющий принимать оптимальные решения в конкретной педагогической ситуации [4].

Учащиеся могут самостоятельно выбрать или предложить тему проекта, однако тьютор лучше ориентируется в существующей проблематике и чаще всего именно он предлагает тему проекта, способную заинтересовать учащихся. Таких тем много, их нужно только увидеть.

Тьютор значительно лучшее учащихся понимает требования к проектной деятельности, поэтому, несмотря на то, что цели и задачи формулируются совместно с исполнителями, его помощь в этом вопросе неоценима. Решение таких задач связано с получением субъективно новой информации, самостоятельным преобразованием методов в знакомой и незнакомой ситуациях, переносом знаний, способностью самостоятельно конструировать и преобразовывать материал [5]. Одновременно учащиеся учатся думать и рассуждать самостоятельно, и возможно, в будущих проектах помощь тьютора будет им нужна в гораздо меньшем объеме.

Замысел проекта по логике поиска, его мысленного воплощения развертывается в гипотезу -предположение о способах решения поставленных задач и возможных результатов.

Учащиеся еще не знакомы с научной литературой, поэтому в этом вопросе помощь и руководство со стороны тьютора становятся незаменимыми. Тьютор предлагает исследователям либо список необходимых первоисточников, либо представляет им нужные книги или статьи. Главная задача тьютора на этом этапе заключается в моделировании деятельности подростка при сборе информации. Тьютор задает алгоритм действия, и ребенок таким образом осваивает культурный способ работы с источником информации. Он также помогает учащимся выбрать из них нужную информацию, правильно распределить ее между отдельными частями будущего проекта. Вся дальнейшая работа с литературой проводится исследователями самостоятельно, а на долю тьютора приходится периодическое наблюдение за работой.

В процессе разработки проекта тьютору необходимо помочь ученику сформировать и личностные качества, такие как «целеустремленность, способность работать планомерно, способность отстаивать свои идеи, творческую смелость, как ключевые характеристики творческого человека, необходимые ему в процессе самореализации в профессиональной деятельности в любой сфере» [6].

Завершающим этапом тьюторского сопровождения образовательного проекта ребенка является анализ итогов деятельности и определение смыслов проекта для ребенка, роли проекта в его индивидуальной образовательной траектории развития. Для ребенка очень важно увидеть реальный результат своих действий, получить поддержку, внимание, одобрение, повысить свой статус. Для тьютора это событие, которое потом он будет обсуждать с ребенком, анализируя эффективность и значение его образовательных действий. Полезно, чтобы при этом были эксперты - совсем не обязательно специалисты в рассматриваемом вопросе, может быть, другие тьюторы, другие ученики, особенно старшие, родители, учителя. Задача экспертов -расспросить и высказать свое мнение, похвалить и задать вопросы, ответов на которые у ученика на момент презентации проекта нет. Это может стать точкой роста, развития образовательного проекта, может помочь удержать интерес ребенка. Педагогически было бы целесообразным, чтобы каждая школа разрабатывала и утверждала бы программу профессиональной деятельности тьютора, с учетом региональных (районных) особенностей образования и школы в частности [7, с. 85].

Таким образом, тьютор как помощник, консультант и организатор не только проектной, но и любой самообразовательной деятельности должен стать в школе востребованной фигурой. Он должен умело сочетать свои профессиональные базовые знания с оригинальностью мышления и системно -деятельностным подходом для решения современных педагогических проблем [8]. Этого можно добиться лишь при условии максимально полной подчиненности всей его деятельности интересам и целям ребенка.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_

Список использованной литературы

1. Адольф, В.А. Тьюторское сопровождение студентов практический опыт / В.А. Адольф // Высшее образование в России. - 2011. - №4. - С.143-147.

2. Уткина Т.В. Проблемный метод обучения в условиях реализации информационно-коммуникационных технологий на основе интеграции физики и биологии / Т.В. Уткина // Символ науки - 2016. № 4-2. С. 195-200.

3. Бегашева И.С., Елисеева О.В. К вопросу о формировании исследовательской компетенции обучающихся в рамкх внеурочной деятельности по физике / И.С.Бегашева, О.В. Елисеева // Символ науки - 2016. № 4-2. С. 79-82.

4. Пяткова О.Б. Некоторые аспекты профессиональной подготовки педагогов, работающих с одарёнными детьми / О.Б. Пяткова // Символ науки -2016. № 3 - 2. С. 115-118.

5. Хафизова Н.Ю. К вопросу формирования умения комплексного применения обучающимися знаний в области естественно-математического образования // Н.Ю. Хафизова / Символ науки -2016. № 5 - 2. С. 219221.

6. Шайкина В.Н. Особенности построения жизненных стратегий студентами вуза // Наука. Сб. мат.65-й науч. конф., Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2013. С. 237-240.

7. Овчинников Ю. Д. Организация деятельности тьютора в системе образования // Ю.Д. Овчинников / Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров - 2014 - № 4 (21). - С. 83-88.

8. Шайкина В.Н., Бегашева И.С. К вопросу о формировании компетентности учителей естественно -математических дисциплин/ В.Н. Шайкина, И.С. Бегашева // Инновационная наука - 2016.-№ 3. С.222-226.

© Клишина О.Н., 2016

УДК 378.1; 371.3

Книга А. Ю.,

студент, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный

университет», г. Новокузнецк, Российская Федерация Научный руководитель: Козырева О. А. к. п. н., доцент, Сибирский государственный индустриальный университет, Новокузнецкий филиал-

институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»,

г. Новокузнецк, Российская Федерация

ВОЗМОЖНОСТИ ДЕТЕРМИНАЦИИ КАТЕГОРИЙ «СОЦИАЛИЗАЦИЯ» И «САМОРЕАЛИЗАЦИЯ» В СТРУКТУРЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА»

Аннотация

В статье описана практика уточнения категориального аппарата в модели исторического подхода и педагогических конструктов, фасилитирующих понимание возможности использования истории в решении задач моделирования.

Ключевые слова

Педагогическое моделирование, педагогическая методология, социализация, самореализация.

Курс «Теоретическая педагогика» в структуре подготовки будущих педагогов по физической культуре к организации профессионально-педагогической деятельности определяет один из важных компонентов современного профессионального образования - включения личности будущего педагога в систему научно-педагогического поиска и научно-педагогического исследования [1-9], гарантирующего личности педагога и общества своевременное решение задач и проблем. Определим в конструктах и ресурсах педагогического моделирования категории «социализация» и «самореализация», определяя базовыми компонентами