Научная статья на тему 'Развитие профессиональной рефлексии как средство оптимизации подготовки учителя иностранного языка'

Развитие профессиональной рефлексии как средство оптимизации подготовки учителя иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
285
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щукина И. В.

Рассматривается понятие и роль рефлексии как особого типа мышления при подготовке специалиста, а также отмечаются пути развития профессиональной рефлексии у будущего учителя иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие профессиональной рефлексии как средство оптимизации подготовки учителя иностранного языка»

УДК 378.147

И.В. Щукина (Тула, ТГПУ им. Л.Н. Толстого)

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕФЛЕКСИИ

КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ

ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Рассматривается понятие и роль рефлексии как особого типа мышления при подготовке специалиста, а также отмечаются пути развития профессиональной рефлексии у будущего учителя иностранного языка.

В условиях, когда знаниецентричная и бихевиористская модели профессионального образования перестали удовлетворять реальные потребности современного информационного общества и личности, когда европейская многоуровневая система подготовки специалистов стала широко внедряться в отечественное профессиональное образование, структурное и качественное обновление модели подготовки учителя иностранного языка (ИЯ) стало особенно актуальным и необходимым.

Основой этой новой модели должна стать рефлексия как базовый принцип, позволяющий соединить разрыв между знанием как таковым и его применением, поскольку только рефлексивное знание получается из анализа опыта как практических, так и мыслительных действий и включает плоскость видения, понимания, комплексного осмысления проблемы или ситуации и плоскость организации индивидуального и коллективного действия в ее рамках [1].

В чем заключается сущность рефлексии и каковы ее отличительные особенности? В современных энциклопедиях рефлексия определяется как форма теоретической деятельности общественно-развитого человека, направленная на осмысление своих действий; деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека. Это современное понятие рефлексии восходит своими истоками к эпохе античности и к XVII веку, когда Д. Локком впервые была предпринята попытка определения рефлексии как внутреннего опыта, самопознания и объяснения ее механизма путем логического рассуждения и вывода из опыта [2]. В ряду мыслителей, внесших большой вклад в развитие концепта рефлексии, следует также упомянуть Р. Декарта, И. Канта, Г.В.Ф. Гегеля, Э. Гуссерля, К.Ясперса, Д. Дьюи. Их философское обоснование рефлексии определило сущностный смысл данного понятия и направления его дальнейшего исследования в трудах по философии, педагогике и психологии.

На наш взгляд, сущность рефлексии раскрывается через следующие ее особенности. Во-первых, рефлексия полифункциональна.

В трактовке ее целесообразно исходить из содержания трех процессов: процесса обращения назад, процесса самопознания субъектом своего внутреннего мира во всем многообразии его психических процессов и процесса осознания и осмысления субъектом деятельности ума.

Во-вторых, рефлексия носит интерактивный характер, что особенно важно для процесса обучения, процесса принципиально двустороннего. В качестве подтверждения этому можно привести пример из истории философии. Так, смысл метода сократического вопрошания заключается в совместном анализе и критике «очевидных» положений, в преодолении ходячих мнений, стереотипов повседневности через рефлексию, самостоятельное и коллективное размышление над собственными и чужими представлениями и принципами, которые часто не выдерживают критики.

В-третьих, следует отметить гибкость и неоднозначность рефлексии, так как она не дает готовых ответов, стимулируя поиск альтернативных решений и расширение информационного поля, что может провоцировать неуверенность и массу сомнений. Но в то же время это уникальная форма самопознания, требующая самодисциплины, открытости сознания и ведущая к профессиональному и личностному совершенствованию.

В контексте профессиональной деятельности приведем теоретически обоснованный алгоритм действий в процессе рефлексии в виде последовательности следующих мыслительных операций:

- произвольная остановка предшествующего и подлежащего рефлексии действия или размышления;

- фиксация мыслительных действий в существенных узлах, желательно в письменной форме (запись ключевых слов, символов, знаков, отражающих основные моменты анализируемого действия);

- объективизация, т.е. переработка сделанных фиксаций в объект (реконструкция зафиксированных ключевых моментов действия, их обобщение, что обеспечивает понимание и, следовательно, возможность дальнейшего использования выводов в новой ситуации) [1].

Более обобщенно механизм рефлексии можно представить в виде трех последовательных шагов:

1) описание проблемы;

2) анализ;

3) выводы и предлагаемое решение.

Описание проблемы очень важный элемент рефлексии, в котором закладывается фундамент для анализа. На этапе анализа выделяются позитивные черты и области, требующие доработки. Правильные выводы позволяют избежать дальнейших ошибок [3]. Таким образом, рефлексия выступает как средство профессионального роста учителя ИЯ, когда она

предполагает не просто анализ прошедшего действия, а нацелена на будущее профессиональное развитие и постановку новых целей.

Выделение вышеперечисленных характеристик и описание механизма подчеркивает сложность и комплексность рефлексии как особого способа мышления, нацеленного не на воспроизводство или описание известного алгоритма, а на моделирование нового. Рефлексия является методологической основой предметной образовательной деятельности, обеспечивающей самоопределение студента / учителя, так как предполагает познавательную активность в процессе учения / профессионального развития, поиск альтернативных способов решения учебных задач и проблем, инициативность в построении совместной деятельности, осознанную мотивированность и обоснованность своих действий.

Из данного определения очевидно, что рефлексивные умения относятся к умениям высшего порядка в иерархии познавательной деятельности и, следовательно, требуют систематического и целенаправленного развития. Как справедливо замечает Е.Н. Соловова, «в учебном процессе необходимо выделять специальное время и место для формирования культуры рефлексивного мышления, поскольку даже элементарные навыки рефлексии не появляются сами собой» [4, с.116]. Причем, чем раньше начать данную работу, тем результативней она будет. Так, развитие рефлексивных умений у будущих учителей следует начинать с первых курсов вуза, чтобы подготовить их к работе в новых, постоянно меняющихся условиях многообразия образовательной среды, выработать способность адаптироваться к педагогическим инновациям и быстро реагировать на современные процессы социального и экономического развития общества.

Вопрос о развитии рефлексивных умений в ходе профессиональной лингвистической подготовки вызывает необходимость уточнения понятия профессиональной рефлексии. Для большинства авторов это рефлексия преподавателя как самоанализ учебного общения, рефлексия, состоящая из стадии зеркального отражения и этапов работы критического мышления. Другие авторы говорят о рефлексивности и осознанности в процессе профессиональной подготовки со стороны студентов. Однако если рассматривать рефлексию как один из принципов обучения, то следует включать в нее как необходимый компонент и рефлексию преподавателя, и рефлексивный тип учебной интеракции. Только в этом случае можно действительно говорить о целостной модели обучения, опирающейся на рефлексию.

Целесообразность ее применения уже осознана многими педагогами, она обладает целым рядом достоинств. Во-первых, рефлексивная модель требует ответственности, постоянного напряжения ума, критического взгляда на вещи. Во-вторых, она реализует принцип

непрерывности самообразования и личностного саморазвития. В-третьих, рефлексивная модель способствует формированию умений объективного самоконтроля собственных достижений, что становится неотъемлемой частью процесса обучения в условиях усиления вариативности образования на современном этапе и предоставления возможностей построения индивидуальной траектории своего образования. В-четвертых, рефлексивный тип учебной интеракции в рамках рефлексивной модели обучения предполагает вовлечение студентов в процесс критического осмысления того, что происходит с ними на занятиях, что позволяет им отстраниться от ситуации обучения, взглянув на нее со стороны, и почувствовать себя субъектами образовательного процесса, партнерами по диалогу, что естественно повышает мотивацию и создает ситуацию успеха. И, наконец, развитие способности осознавать себя в качестве субъекта учебного процесса, отражать / рефлексировать опыт своей учебной деятельности в процессе обучения в вузе способствует повышению степени автономии студентов [5], так как рефлексия является центральным механизмом реализации способности к автономному обучению.

Понимание и теоретическое обоснование необходимости опираться на рефлексию как базовый принцип при построении программ профессиональной лингвистической подготовки не снимает проблемы практической реализации идей рефлексивного обучения. В данной связи возникает вопрос: каковы возможные пути развития профессиональной рефлексии в процессе подготовки учителя ИЯ?

На наш взгляд, наиболее эффективным способом является Языковой Профессиональный Портфель. Сама идея портфеля не является новой в педагогике: она восходит к общеевропейскому документу, получившему название «Европейский языковой портфель» [6], который имеет целью в целом поддерживать и стимулировать изучение иностранных языков гражданами Европы и не только.

В условиях современной интеграции европейских стран языковой портфель в частности призван: во-первых, внедрять в практику

перспективную образовательную идеологию в области ИЯ; во-вторых, развивать и поддерживать заинтересованность каждого человека в изучении языков на протяжении всей жизни; в-третьих, вооружать обучающегося надежным и общедоступным инструментом для определения своих достижений в овладении ИЯ; в-четвертых, дать преподавателю возможность оценивать уровень достижения каждого в овладении ИЯ и вносить своевременно необходимые коррективы; в-пятых, обеспечивать человеку социальную мобильность в рамках единой Европы

[7].

На основе европейского документа в отечественной методике обучения иностранным языкам был разработан «Российский языковой портфель» (на первом этапе для учащихся от 15 до 18 лет), в

пилотировании которого приняли участие 12 регионов по всей России в 1998 году. Результаты эксперимента подтвердили значимость для учащихся тех возможностей, которые предоставляет языковой портфель, а именно: фиксация оценки и самооценки результатов в овладении ИЯ способствует осознанию собственных достижений и пониманию путей самосовершенствования, что повышает личную ответственность учащихся за ход и результаты учебного процесса. Более того, благодаря включению в систему оценки достижений опыта межкультурного общения учащихся, возросло осознание прагматической значимости ИЯ, что, следовательно, повысило уровень мотивации в его изучении.

В системе профессионального педагогического образования также есть примеры использования Портфеля для оптимизации подготовки учителя ИЯ. Особо следует отметить применение профессионального электронного портфеля в экспериментальном авторском курсе «Информационные технологии в обучении английскому языку» в СевероОсетинском государственном педагогическом институте. Автор данного курса Н.А. Оганесянц [3] подчеркивает эффективность использования портфеля как средства обратной связи и технологии сбора информации об успешности профессионального обучения. Более того, использование информационно-коммуникационных технологий в создании электронного портфеля значительно увеличивает интерактивные и презентационные возможности его применения в качестве средства педагогического мониторинга за счет большего объема материала, обеспечения оперативного доступа, в том числе дистанционного, возможности хранить, редактировать и демонстрировать работы в наглядном виде в различных форматах - текстовом, графическом, аудио, видео, с использованием системы гиперссылок и гипертекста.

Итак, систематическое заполнение Профессионального Языкового Портфеля с фиксацией собственных достижений в изучении ИЯ и в чисто профессиональной сфере служит средством развития профессиональной рефлексии, что в свою очередь способствует оптимизации профессиональной подготовки учителей ИЯ. В подтверждение стоит отметить, что заполнение Портфеля способствует развитию умений анализировать и адекватно оценивать свою учебную и профессиональную деятельность, своевременно внося в нее коррективы, что является необходимым условием для самосовершенствования специалиста. Благодаря этому Портфель становится инструментом воспитания вдумчивого профессионала и творческой личности.

Однако, помимо заполнения Профессионального Языкового Портфеля с фиксацией собственного прогресса в овладении умениями и навыками иноязычного общения необходимо целенаправленно развивать у будущих учителей способность к рефлексии через создание проблемных ситуаций и систематическое решение проблемных заданий в рамках

конкретной языковой дисциплины. Это, как мы надеемся, положительно повлияет на формирование готовности выпускников к решению различного рода проблем, с которыми они столкнуться как в своей будущей учебной, так и в профессиональной деятельности, при условии непрерывности профессионального образования.

Таким образом, использование рефлексивной модели обучения особенно актуально в современном поликультурном мире, где умения критически оценивать ситуацию, свое поведение, адекватно реагировать на новые общественные требования и соответствовать им, отстаивать свою гражданскую позицию являются не просто желательными, а необходимыми в любой сфере деятельности.

Библиографический список

1. Алексеев, Н.Г. Проектирование условий развития рефлексивного мышления [Текст]: автореф. дис. ... д-ра. пед. наук./ Н.Г. Алексеев.- М., 2002.

2. Локк, Д. [Текст] / Д.Локк// Сочинения в 3 т. М., 1985-1988.- Ч. 1-2 (Т. 1). Т. 2,3.

3. Оганесянц, Н.А. Электронный портфель учителя иностранного языка: рефлексивный анализ профессионального роста [Текст] / Н.А. Оганесянц // Иностранные языки в школе. 2007. -№ 6. - С. 9-12.

4. Соловова, Е.Н. Методическая подготовка и переподготовка учителя иностранного языка: интегративно-рефлексивный подход [Текст] / Е.Н. Соловова - М.: ГЛОССА-ПРЕСС, 2004. - 336 с.

5. Соловова, Е.Н. Автономия учащихся как основа развития современного непрерывного образования личности [Текст] / Е.Н.Соловова // Иностранные языки в школе.- 2004. - № 2. - С. 11-16.

6. European Language Portfolio: Proposals for Development. -Strasbourg: Council of Europe Press, 1997. - 207 p.

7. Гальскова, Н.Д. Языковой портфель как инструмент оценки и самооценки учащихся в области изучения иностранных языков [Текст] / Н.Д. Гальскова // Иностранные языки в школе.- 2000. - № 5. - С. 6-11.

Получено 1.10.2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.