Научная статья на тему 'Обеспечение качества методической подготовкибудущего преподавателя иностранных языков'

Обеспечение качества методической подготовкибудущего преподавателя иностранных языков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / качество образования / профессиональная методическая подготовка / цели и содержание обучения / активные формы обучения / Higher Education / language teachers / pre-service teacher training / enhancing quality of education / aims and objectives in education / active methods of teaching

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузьмина Лариса Григорьевна

Статья посвящена проблеме, которая приобретает особую актуальность в условиях реализации государственных образовательных стандартов последнего поколения, обеспечению профессиональной методической подготовке студентов языковых факультетов университетов надлежащего качества. Утверждается, что в новом образовательном контексте должны быть поставлены новые цели, изменена структура, содержание и формы методической подготовки. Описывается ее системная перестройка, приводятся примеры инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALITY ASSURANCE IN PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE TEACHERS

The paper discusses questions of pre-service foreign language teacher training. With reference to the new trends in Higher Education it gives insights into the latest changes in the field. It is argued that in order to ensure quality in professional training of teachers it is necessary to introduce innovations into its structure, forms and methods of teaching. It is proved that innovations help language teachers obtain new information and experience which enriches their professional competencies and enhance the quality of education

Текст научной работы на тему «Обеспечение качества методической подготовкибудущего преподавателя иностранных языков»

УДК 372.8 ББК 81.002

Кузьмина Лариса Григорьевна,

кандидат педагогических наук, доцентзав. кафедрой английского языка в профессиональной международной деятельности Воронежского государственного университета,

(г. Воронеж)

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИБУДУЩЕГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Аннотация. Статья посвящена проблеме, которая приобретает особую актуальность в условиях реализации государственных образовательных стандартов последнего поколения, - обеспечению профессиональной методической подготовке студентов языковых факультетов университетов надлежащего качества. Утверждается, что в новом образовательном контексте должны быть поставлены новые цели, изменена структура, содержание и формы методической подготовки. Описывается ее системная перестройка, приводятся примеры инноваций.

Ключевые слова: высшее образование, качество образования, профессиональная методическая подготовка, цели и содержание обучения, активные формы обучения.

Коренные изменения, которые происходят в настоящее время в отечественном высшей школе в связи с реализацией Федерального государственного образовательного стандарта, побуждают учреждения высшего профессионального образования выйти на качественно иной уровень подготовки специалиста. Одной из главных задач российской политики в области образования сегодня является обеспечение современного качества отечественного образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия его актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства [Образовательная политика ..., 2001].

Анализ исследований по проблемам качества образования показывает, что понятие качества является понятием многомерным, трудно поддающимся определению. Одни исследователи соотно-

сят качество образования с «качеством» человека, с качеством его интеллекта, качеством его культуры [7]. Другие определяют качество как «интегральное свойство, обуславливающее способность педагогической системы удовлетворять существующим и потенциальным потребностям личности и общества, государственным требованиям по подготовке высококвалифицированных специалистов» [1]. В самом общем виде качество образования обычно рассматривается как соответствие установленным требованиям, нормам и стандартам, а также как соотношение целей и результата образования, как качество всех образовательных процессов и условий, в которых они протекают, как совокупность качеств (см. схему 1). Одним из атрибутов качества при этом называется постоянная работа по его уточнению [11].

Схема 1. Понятие качества образования

Думается, можно также согласиться с точкой зрения, согласно которой под качеством образования имеются в виду изменения в учебном процессе и в среде, окружающей обучаемого, которые можно идентифицировать как улучшение знаний, умений и ценностей, приобретаемых обучаемым по завершении определенного этапа [12].

Размышления над понятием качества образования привели к пониманию того, что оно обязательно должно отталкиваться от современных педагогических и методических принципов обучения и отражать те значительные изменения в высшем образовании, которые связываются с происходящей в настоящее время сменой образовательных парадигм и внедрением компетентностного подхода. Как известно, в новой образовательной парадигме, в противовес традиционным взглядам на человека как на ресурс, средство для решения важнейших народнохозяйственных задач, сам человек рассматривается как главная цель образования. «Основой прогрессивного развития каждой страны и всего человечества в целом является сам Человек, его нравственная позиция, многоплановая при-родосообразная деятельность, его культура, образованность, профессиональная компетентность» [5]. При этом профессиональная квалификация человека становится его главным капиталом, а к образованию стали предъявляться более высокие требования. Главное из них - формирование целостной личности, обладающей не только неким объемом профессиональных знаний, но и особыми личностными характеристиками, делающими человека способным к постоянному возобновлению информационного диалога с окружающей его социальной средой [2].

В условиях «новой педагогики» обучающийся учится:

• распознавать свои потребности и мотивы в получении образования;

• анализировать, изучать прошлый опыт, производить новые знания, а не получать их;

• задавать вопросы и находить на них ответы, самостоятельно или обращаясь за помощью к преподавателю, а не просто отвечать на заданные вопросы;

• работать с информацией, производя ее систематизацию, классификацию, трансформацию и пр., а не воспроизводить ее;

• использовать новые педагогические и информационные технологии для добывания необходимой информации;

• использовать методы доказательства для решения новых задач, а не заучивать формулировки доказательств;

• формулировать и отстаивать собственную позицию, а не описывать взгляды и позиции других; • приобретать знания в деятельности, моделирующей будущую профессиональную или любую другую деятельность;

• быть терпимым, учитывать мнение оппонента;

• принимать участие в определении собственной образовательной траектории и уровня образования;

• быть готовым к непрерывному продолжению образования и др. [11, 9].

Для достижения этого в процессе образования обучающемуся должны быть обеспечены условия не просто для получения новых знаний, а для:

• их добывания, овладения способами мышления, приводящими к открытию новых знаний;

• развития самооценки и самоконтроля в процессе обучения в высшей школе и обеспечения личной ответственности студента за результаты своего обучения;

• самоопределения и самопостроения личности будущего специалиста, созидания своего собственного жизненного и профессионального пути;

• развития рефлексивных умений студентов за счет подключения элементов их жизненного (в том числе, учебного и языкового) опыта, а также их чувств и переживаний.С целью реализации названных положений, а также с целью обеспечения качества подготовки будущих преподавателей ИЯ, на факультете романо-германской филологии Воронежского государственного университета была существенно пересмотрена профессионально-методическая подготовка студентов, обучающихся по направлению «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур». Реформирование данной сферы подготовки специалиста по иностранным языкам коснулось как структуры и содержания, так и форм обучения. Поиск путей решения проблемы свидетельствовал о необходимости разработки целого блока взаимосвязанных методических дисциплин, обеспечивающих профессиональную методическую подготовку студентов, построенную на современных принципах. В структурном плане блок профессиональных дисциплин стал включать такие предметы, как «Введение в специальность» (1 семестр), «История методики преподавания ИЯ» (2 семестр), «Теория речевой деятельности» (3 семестр), «Теория обучения ИЯ» (5 семестр), «Линг-водидактика» (6 семестр), «Актуальные проблемы методики преподавания ИЯ» (8 семестр). Теоретический блок подготовки дополняется методическими спецкурсами и педагогическими практиками (см. схему 2).

Схема 2. Профессионально-методическая подготовка студентов, обучающихся по направлению «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур»

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (БЛОК СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КУРСЫ

МЕТОДИЧЕСКИЕ СПЕЦКУРСЫ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ

ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

ТЕОРИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ИСТОРИЯ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ИЯ

ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ ИЯ

Необходимо отметить, что любые качественные изменения в образовании требуют, прежде всего, пересмотра целей обучения в каждом курсе. Так, исходя из общей конечной цели методической подготовки преподавателя ИЯ, цели курса «Введение в специальность» были сформулированы как формирование осознанного отношения к получению высшего профессионального образования по названной специальности и обеспечение на самом раннем этапе профессиональной направленности личности будущего преподавателя ИЯ.

При этом отличительными чертами курса яв-ляются:1) не столько получение новых научных знаний, сколько «предвосхищение» их получения в различных курсах, которые будут изучаться в дальнейшем в течение всего периода обучения в вузе, и создание на этой основе устойчивой мотивацион-ной базы к получению образования по данной спе-циальности;2) ориентация на развитие рефлексивных умений студентов как необходимого условия,

обеспечивающего «процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний» [8;180]. Данные умения формируются для обеспечения осознанных решений студента в отношении своего профессионального роста и развития своих личностных качеств, а также с целью осознанного участия в различных видах познавательной деятельности, в которых ему предстоит участвовать в течение всего периода обучения в вузе.

В данной связи уместным будет указать, что в этом курсе рефлексия осуществляется в трех направлениях:

• рефлексия «назад», т.е. осмысление своего прошлого опыта (например, предыдущего опыта изучения ИЯ и опыта обучения вообще);

• рефлексия «внутрь», т.е. осмысление своего настоящего опыта (обучения в университете);

• рефлексия «вперед», т.е. «упреждающая» рефлексия (размышления по поводу будущей профессиональной деятельности).

Как можно видеть на схеме 2, в блок специальных методических дисциплин были включены такие курсы, как «Лингводидактика» и «Актуальные проблемы методики обучения ИЯ». В данных курсах, которые представляют собой так называемые «коллажные курсы» и читаются несколькими преподавателями, происходит дальнейшее развитие профессионально-методической компетенции студентов - будущих преподавателей ИЯ. Среди проблем, которые рассматриваются в данных курсах, можно назвать темы: «Современная система языкового образования в России и мире», «Международная интеграция в решении вопросов обучения ИЯ», «Специфика обучения ИЯ в неязыковом вузе», «Технология разработки учебных программ по ИЯ» и др. Отдельные темы, которые читаются профессорами - лингвистами, дают студентам представление о спектре современных лингвистических проблем, открывающих перспективы для будущих исследований в области методики обучения ИЯ. Тем самым, обеспечивается фундаментальность методической подготовки, присущая классическому университету, и определяется ее отличие от методической подготовки в сугубо педагогическом вузе.

Если теперь остановиться на изменениях в формах обучения, то следует сказать, что внедрение инновационных приемов и методов преподавания в профессиональную подготовку будущего учителя ИЯ необходимо для того, чтобы уже с самых первых дней обучения в университете студенты видели в своем собственном учебном опыте примеры реализации тех передовых идей, о которых они слышат на лекциях по педагогике и теории обучения ИЯ.

Приведем некоторые примеры. Так, например, начиная с первого курса (в рамках «Введения в специальность») в течение всего периода обучения в вузе студенты «заполняют» свой «Профессиональный портфель будущего преподавателя иностранных языков», который представляет собой пакет учебно-дидактических материалов, предназначенных для овладения будущими преподавателями стратегиями самоопределения и самопостроения личности, созидания своего собственного жизненного и профессионального пути, а также стратегиями самонаблюдения, самоконтроля и самооценки в процессе профессионально-методической подготовки. Технология использования Портфеля предполагает самостоятельный сбор, систематизацию и фиксацию всего того, что лично каждому студенту потребуется для будущей профессиональной деятельности и для ее оценки, что осуществляется как в рамках курсов методической подготовки

будущего преподавателя, так и в процессе обучения в вузе вообще.

«Портфель...» помогает, во-первых, внедрять в практику перспективную образовательную идеологию; во-вторых, развивает и поддерживает положительную мотивацию студентов к овладению профессиональным методическим мастерством; в-третьих, вооружает студентов надежным и доступным инструментом для наблюдения за своим профессионально-методическим ростом, для самостоятельного поиска путей дальнейшего совершенствования своих методических знаний и умений [более подробно об этом см. 4].

В качестве других примеров реализации новых педагогических идей в реальном учебном опыте студентов можно привести написание ими творческих письменных работ в качестве заключительной формы контроля по курсу «Введение в специальность преподавателя иностранных языков» (1 семестр). Одна из тем сочинений, предлагаемых студентам на выбор, формулируется как написание программы/плана профессионального и личностного развития на период обучения в университете «Я посмотрел(а) на себя со стороны и понял(а), что, для того, чтобы стать настоящим преподавателем иностранных языков, мне необходимо.». При этом студенты также получают и схему оценки, по которой они будут проверяться преподавателем. Последнее является принципиально важным с позиции обеспечения качества учебного процесса, которое, как известно, требует «прозрачности» всех процедур оценивания (особенно это касается оценки именно творческих работ студентов, которые часто оцениваются достаточно субъективно).

На практических занятиях в курсе Теории обучения иностранным языкам (5 семестр) используются проектная технология и так называемое «микро-обучение». «Микро-обучение» можно рассматривать как составную часть группового проекта, которая представляет собой процесс приобретения профессионального преподавательского опыта в моделируемых ситуациях профессионально-значимого общения, в условиях малой учебной группы, сокращенного времени занятия и при жестком соблюдении требования достижения заданных преподавателем учебных целей [14]. Оно осуществляется в несколько этапов:

1. на занятии осуществляется обсуждение предлагаемой преподавателем темы и целей микро-урока (например, «Развитие иноязычных лексических навыков», «Обучение диалогической речи» и т.д.) и путей ее достижения, которое обычно происходит в режиме «мозгового штурма»;

2. в микро-группах студенты самостоятельно разрабатывают планы-сценарии фрагмента занятия по иностранному языку;

3. на последующем занятии студенты «проигрывают» микро-урок, при этом все получают различные роли: «учитель», «учащиеся», «эксперты-методисты» и др. (в отдельных случаях данные микро-уроки записываются на видеопленку);

4. на этом же занятии происходит анализ микро-урока, высказываются суждения о его эффективности, путях оптимизации и т.д., т.е. осуществляется первичная «обратная связь»;

5. если микро-урок был записан на видеопленку, то через некоторое время студенты просматривают запись и снова анализируют микро-урок, обращая теперь больше внимания на психолого-педагогические аспекты поведения учителя и учащихся на уроке, стиль общения, активность учащихся и т.д., таким образом, реализуется отсроченная «обратная связь».

Овладение технологией наблюдения и анализа занятий по иностранным языкам происходит не только в процессе работы с видеоматериалами или во время педагогической практики, как это осуществляется традиционно, но и в ходе изучения методических спецкурсов (6-8 семестры), когда студенты получают задания вести методические записи на своих собственных занятиях по первому и второму иностранному языку, тем самым расширяя свой арсенал методических приемов и технологий обучения иностранным языкам. Заранее им предлагается оптимальная схема действий, в основе которых лежат цепочки аналогичных шагов:

• наблюдение за действиями преподавателя и студентов на занятиях и абстрагирование от них (с одновременной попыткой понимания позиций участников действия);

• фиксация последовательности действий (этапы занятия, типы упражнений, установки и пр.), что неразрывно связано с развитием иноязычных коммуникативных умений студентов в устной и письменной речи при одновременном освоении терминологического аппарата, свойственного профессии преподавателя иностранных языков;

• выделение существенных причинно-следственных узлов всего действия, что невозможно без определенных аналитических умений;

• сопоставление реальных действий с возможными эталонами или альтернативными действиями, которые студенты могли бы предложить в сходных ситуациях учебного иноязычного общения с целью повышения эффективности процесса обучения;

• конструктивное планирование новой модели аналогичного действия [13].

Несомненным, теперь уже традиционным достоинством реализуемого на факультете варианта методической подготовки будущих преподавателей ИЯ, является междисциплинарная взаимосвязь дисциплин блока специальных методических дисциплин с курсом «Культура речевого общения (первый ИЯ)», где студенты выполняют индивидуальные проекты, например, по комментированию англоязычных Интернет-сайтов поддержки преподавателей ИЯ, а также разрабатывают и проигрывают фрагменты занятий по английскому языку для различных категорий, изучающих ИЯ, например, для студентов неязыковых вузов. Подготовка и проведение ролевых и деловых игр, с одной стороны, позволяет студентам овладеть методиками обучения ИЯ в различных образовательных контекстах, а с другой - способствует развитию умений самостоятельной работы в области методики обучения ИЯ.

Описанные выше изменения в структуре, содержании и формах методической подготовки будущих преподавателей ИЯ, несомненно, можно отнести к категории качественных, так как подобная организация учебного процесса:

• отталкивается от требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования последнего поколения и современного понимания «качества образования»;

• ориентирована на особенности региона и его потребности в педагогических кадрах, что достигается за счет включения в учебный план дисциплин вузовского компонента и их обоснованной последовательности по годам обучения;

• обеспечивает непрерывность методической подготовки студентов в течение всех лет обучения в вузе;

• опирается на интенсивную самостоятельную работу студентов;

• нацелена на усиление роли практического обучения в области методики преподавания ИЯ.

Описанная система формирования профессиональной методической компетенции студентов позволяет уйти от «рецептурно-знаниевого» подхода в подготовке преподавателя ИЯ, выпустить специалиста думающего, мыслящего творчески, самостоятельного, способного самообучаться, трезво оценивающего свои достижения и неудачи, имеющего устойчивую привычку к самоанализу и рефлексии.

Литература:

1. Бордовский, Г.А. Управление качеством образовательного процесса: Монография / Г.А. Бордовский,

A.A., Нестеров, С.Ю. Трапицын. - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2001.

2. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя / Н.Д. Гальскова. - М.: Аркти, 2000.

3. Качество образования в Новосибирском государственном техническом университете: состояние, тенденции, проблемы, прогнозы / Под общ. ред. Г.Б. Скок, Н.Ш. Никитиной. - М: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000.

4. Кузьмина, Л.Г. Профессиональный портфель будущего преподавателя иностранных языков / Л.Г. Кузьмина // Актуальные проблемы современного иноязычного образования: сб. науч. ст. / отв. ред. В.И. Про-воторов. - Курск: Курск. гос. ун-т, 2006.

5. Новиков, А.М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении (деловые советы) / А.М. Новиков. - М.: АПО РАО, 1998.

6. Образовательная политика России на современном этапе: Материалы Государственного Совета Российской Федерации // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Проблемы высшего образования». - 2001. - №2.

7. Панасюк, В.П. Системное управление качеством образования в школе / В.П. Панасюк. - М., 2000.

8. Рогов, Е.И. Психология общения / Е.И. Рогов. - М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2001.

9. Селихова, Г.В. Новая парадигма образования: Компетентность будущего специалиста как показатель каче-

ства университетской подготовки / Г.В. Селихова // Динамика педагогического образования: от института - к университету: Тезисы докл. Междунар. науч.-практ. конф. - Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 1998.

10. Скок, Г.Б. Новая гуманистическая образовательная парадигма как основа автоматизированной подсистемы управления качеством в области учебного процесса и деятельности преподавателя / Г.Б. Скок // Проблемы высшего технического образования: Меж-вуз. сб. науч. тр. / Под общ. ред. А.С. Вострикова. -Новосибирск: Изд-во НТГУ, 2003. - Вып. 24: «Программно-информационная поддержка систем управления качеством образования».

11. Скок, Г.Б. Как спроектировать учебный процесс по курсу: Учебное пособие / Г.Б. Скок, Н.И. Лыгина. Изд. второе, перер. и доп. - М.: Педагогическое общество России, 2003.

12. Солдаткин, В.И. Проблемы качества открытого образования / В.И. Солдаткин // Системы управления качеством высшего образования: Материалы третьей международной научно-методической конференции (3-4 июня 2003 г.) - Воронеж: ВГУ 2003.

13. Соловова, Е.Н. Концепция педагогической практики в курсе бакалавриата / Е.Н. Соловова // Инновации в подготовке учителя. №66 / Под общей ред. И. А. Боч-каревой, Е.Н. Солововой. - М.: Еврошкола, 2002.

14. Wallace M. Training Foreign Language Teachers / M. Wallace. - Cambridge: CUP, 1994.

УДК 802.0:008(075.8) ББК 81.2Англ-71

Базина Наталья Владимировна,

преподаватель кафедры немецкого языка МГИМО,

(г. Москва)

КОМПЛЕКС КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКИ-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ УМЕНИЙ СРЕДСТВАМИ НЕМЕЦКОГО

ЯЗЫКА

Аннотация. В статье обосновывается необходимость создания системы кулътуроведчески-ориентированных заданий для работы с аутентичными немецкоязычными материалами, учитывающих особенности обучения немецкому языку на базе английского. Определяются основные принципы обучения немецкому языку как второму иностранному, которые наряду с принципами социокультурного подхода к изучению иностранного языка составляют основу предлагаемой модели.

Ключевые слова: проблемные задания, кулътуроведчески-ориентированные задания, немецкий язык как второй иностранный, аутентичные видеоматериалы, социокультурный подход, неязыковой вуз.

В XXI веке развитие средств коммуникации достигло такого высокого уровня, что использование на занятиях видеоматериалов стало таким же обычным явлением, как использование нагляднос-

ти или аутентичных текстов. Однако до сих пор работа с видеоматериалами чаще всего ограничивается просмотром и обсуждением увиденного, разбором лексических и грамматических явлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.