ЗНАЧЕНИЕ РЕФЛЕКСИИ И САМООЦЕНКИ В ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
Свиридова Е.А
Омский институт (филиал) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В.Плеханова»
Аннотация. В статье рассматриваются рефлексия и самооценка как важные мотива-ционные факторы, влияющие на самостоятельное, активное и творческое овладение иностранным языком. При этом методические технологии «языкового портфеля» представляют собой наиболее продуктивный способ развития учебной рефлексии и самооценки студента при формировании иноязычной межкультурной компетенции.
Ключевые слова: иностранные языки, рефлексия, самооценка, языковой портфель.
Расширение и качественные изменения характера международных связей, интернационализация всех сфер общественной жизни делают иностранный язык реально востребованным в практической и интеллектуальной деятельности человека. Он становится действенным фактором социально-экономического, научно-технического и общекультурного прогресса общества. Являясь одновременно и целью, и средством обучения, иностранный язык все более превращается в инструмент, с помощью которого решаются многоплановые профессиональные задачи, достигаются поставленные профессиональные цели.
Отношение студентов к будущей профессии, т. е. к целям вузовского обучения, наполняется смыслом и содержанием в ходе учебной деятельности, которая является средством достижения профессиональных целей обучения. Именно такое отношение к учению образует мотивацию профессиональной деятельности и наблюдается, как правило, только на старших курсах, когда профессиональные цели становятся доминирующими [10].
Сегодня овладение иностранным языком студентами неязыковых вузов означает приобретение ими уже не только иноязычной коммуникативной компетенции как способности соотносить языковые средства с задачами и условиями общения, а и межкультурной компетенции, учитывающей социальные и культурологические нормы речевого поведения [9].
Ожидания современного общества связаны с тем, что вуз, работающий в рамках парадигмы личностно-ориентированной педагогики, сосредоточит свои усилия на формировании личности студента, способной к дальнейшему постоянному саморазвитию и испытывающей потребность в самореализации. Уровень реализации этой потребности - один из важнейших критериев качества работы вуза [7]. Но достижение таких целей невозможно без очень важного фактора - личной рефлексии, без способности к объективной самооценке.
Рефлексивная деятельности, самоконтроль и самооценка своих возможностей, анализ имеющихся знаний и пробелов, сопоставление результатов деятельности с поставленными задачами имеет огромное значение в изучении иностранных языков.
Ожидание оценки всегда присутствует в образовательном процессе. При этом речь идет как о внешней оценке преподавателем достижений, перспектив и потенциала того или иного студента, так и самооценке, т.е. ожиданий в отношении собственных успехов или неуспехов в той или иной сфере деятельности. К сожалению, в отечественной практике внешняя оценка со стороны учителя до сих пор остается основной, тогда как «критерием умственного развития учащегося является правильно организованная структура учебной деятельности с такими ее компонентами как постановка задачи, выбор средств, самоконтролем и самопроверкой»^, c.120]. Научиться объективно и адекватно оценивать свои знания и возможности очень непросто, но совершенно необходимо для саморазвития и самосовершенствования, для реализации своего творческого потенциала.
Западные исследователи (Р.М. Райан, И.Л.Деси, Р.С. Гарднер, Дж.Норрис-Холт) полагают, что мотивацию к овладению иностранным языком можно разделить на интегратив-ную и инструментальную. Дж. Норрис-Холл (Norris-Holt J.) определяет ее как ориентацию
учащегося на цель. Считается, что студенты наиболее успешны, если они ориентируются на тех, кто уже хорошо владеет иностранным языком, а также имеют большое желание интегрироваться в языковое общество. Такая мотивация известна как интегративная. Она напрямую связана с инструментальной мотивацией, которая характеризуется желанием овладеть чем-то конкретным и практическим. При инструментальной мотивации цель овладения языком имеет более утилитарный характер, такой как успешно окончить университет, найти хорошую работу и получать более высокую зарплату, свободно читать литературу по специальности или получить более высокий социальный статус [12].
Одним из ключевых моментов в формировании положительной мотивации при изучении ИЯ является создание ситуации успеха и эмоционального благополучия на занятии, а также обстановки иноязычного речевого общения, максимально приближенной к естественным условиям. Необходимость вовлечения эмоциональной сферы в процесс изучения иностранного языка, поддержания высокого эмоционального тонуса занятий, состояния психологического комфорта у обучаемых известна всем преподавателям иностранных языков. Очень важно при изучении иностранного языка и переживание успеха, т.к. по выражению Х.Хекхаузена атрибуция неуспеха является «демотивирующей» [11]. Ощущая неспособность справиться с предъявленными задачами, студент может испытывать тройственный - моти-вационный, когнитивный и эмоциональный - дефицит или «выученную беспомощность» [2, с.36]. К сожалению, не такая уж редкая вещь в обучении иностранным языкам.
Наличие социально значимой мотивации напрямую связано с уровнем личностной рефлексии. Рефлексия играет ведущую роль в реализации личностной стороны учебного процесса, является источником внутреннего опыта и способом самопознания. Без осмысления собственных действий студенты не смогут присвоить тех знаний, умений и способов взаимодействия, которые они добыли. Освоение происходит только тогда, когда в дело включается направляемая рефлексия. Виды учебных рефлексий отражают физическую (успел - не успел), сенсорную (комфортное - дискомфортное самочувствие), интеллектуальную (что осознал, чего не понял, какие затруднения испытал) сферы. Рефлексия может быть отсроченной (cold feedback) и «по горячим следам» (hot feedback). Она позволяет студентам осознанно планировать свою деятельность, понимать поставленные цели, отслеживать их выполнение, анализировать успехи и трудности, осуществлять «взгляд со стороны».
Какие же методические приемы могут стать конкретными инструментами развития самооценки студента?
Прежде всего, это формирование установки на «отчетность», готовности в любой момент ответить на вопрос «Что ты сейчас делаешь и зачем?». Это повышает уровень осмысления студентом своих действий и общего понимания происходящего. Рефлексия достижения целей формируется при систематическом обсуждении того, насколько достигнута цель занятия, заявленная в его начале. Очень полезным методом обучения студентов самооценке является обучение их навыку задавать самим себе вопросы. Постановку вопроса, проблематиза-цию можно оформить графически в виде « Fishbone». В «голове» такой «рыбы» помещается проблема(problem), на верхних «косточках» - причины ее возникновения (reasons), на нижних - факты (facts), а в «хвосте» - решения (solutions) [1, с.36-39 ].
Пожалуй, наиболее известным способом развития учебной рефлексии и самооценки студента, а также его лингвистической креативности при изучении иностранного языка являются сегодня технологии, объединенные названием «языковой портфель/портфолио» [см., напр.,3;5], который является «инструментом самооценки собственного познавательного, творческого труда обучающегося, рефлексии его собственной деятельности» [4]. Использование языкового портфеля как средства рефлексивного обучения иностранному языку обусловлено общей тенденцией перенесения акцента в языковом образовании с понятия «обучение иностранному языку» на понятие «изучение иностранного языка и культуры», то есть непосредственно на самостоятельную учебную деятельность студента.
В общем виде языковой портфель определяется как пакет рабочих материалов, которые представляют тот или иной опыт учебной деятельности учащегося по овладению ино-
странным языком. Это значимый и целенаправленный комплект самостоятельных работ студента, выполненных в разных условиях и собранных в течение определенного времени для представления полной картины его достижений в области изучения иностранного языка (Self-Assessment Language Portfolio). Наряду с целью формирования у студентов умения самооценки, т.е. умения оценивать свой прогресс, портфолио может стать составной частью итоговой оценки по результатам учебной деятельности. В портфолио оценки включаются различного рода контрольные работы, сочинения, результаты тестов и письменных работ. Портфолио самооценки содержит работы, отражающие процесс достижения цели. Данный вид портфолио наглядно отражает процесс приобретения знаний и умений, прогресс студента. Работам также сопутствуют листы самооценки и оценки одногруппниками. В комментарии, сопровождающем работу, студент отмечает сильные и слабые стороны данной работы, свое согласие или несогласие с ее оценкой преподавателем, свои выводы. В зависимости от языкового уровня, она может быть представлена как на родном, так и на иностранном языке. Главное - самооценка в виде аргументации, рассуждений и обоснований.
Любой вид портфолио предполагает обязательную рефлексию. Рефлексия, по мнению самих студентов, заключается в тщательном чтении собственных работ, серьезном обдумывании, размышлениями над поставленными целями, ошибками и достижениями. В самоанализе достигнутых результатов (портфолио достижений) студент отмечает, что у него получается лучше, а что является наиболее трудным. Портфолио обеспечивает фиксирование личностных учебных достижений, способствует развитию мотивации достижений, объективизирует процесс развития языковой компетенции. Применение этой методики способствует развитию самостоятельности, ответственности, умений анализировать, сравнивать, корректировать, исправлять ошибки, принимать во внимание мнение других. Кроме того, портфо-лио является альтернативной формой оценки, имеющей совокупный характер и более объективно оценивающей индивидуальный уровень учебных достижений каждого студента.
Современным вариантом языкового портфеля является электронный портфель/ портфолио (e-portfolio). Создание портфолио в электронном виде позволяет:
- представить работы студентов в более полном и наглядном виде за счет использования различных форматов - текстового, аудио, графического, видео;
- хранить, редактировать и демонстрировать весь комплект работ;
- обеспечить оперативный доступ, в том числе и дистанционный, к материалам электронного портфеля.
Практика показывает, что использование механизма самооценки, базирующейся на развитом навыке рефлексии, поначалу трудно дается студентам, поскольку сама постановка вопроса является непривычной - прежняя методологическая парадигма не мотивировала их к самостоятельному и активному осуществлению учебной деятельности, к осознанной оценке своего речевого и языкового опыты, к необходимости их коррекции. Но только понимание того, что процесс обучения представляет собой субъект-субъектные отношения, где преподаватель и студент являются равными активными участниками учебной деятельности, может обеспечить эффективность учебного процесса и достижение поставленных учебных целей [8].
Являясь важной составляющей технологии формирования мотивации, совершенствования процесса обучения иностранным языкам, развития такого понятия как "language learning awareness" самооценка становится значимым фактором коммуникативной компетенции студента. Использование самооценки в учебном процессе формирует у учащихся умение объективно оценивать свой прогресс, усиливает учебную мотивацию, повышает уверенность в своих силах. Как завышенная, так и заниженная самооценка крайне отрицательно влияет на успешность овладения любым видом деятельности и может привести к серьезным проблема и трудностям в реализации профессиональных и личных планов.
Литература
1. Бердичевский, Н.К. Языковая политика и методика преподавания иностранных языков в странах Европы // Иностранные языки в школе. - 2002. - №5. - С.16-22.
2. Ваганова, Ж.В. Мотивационные и рефлексивные аспекты учебной деятельности как условия эффективного обучения студентов иностранным языкам // Материалы МНПК «Современная лингвистическая ситуация в международном пространстве. Т.2. -Тюмень. - 2010. -С. 36-39.
3. Гальскова, Н. Д. Языковой портфель как инструмент оценки и самооценки учащихся в области изучения иностранных языков // Иностранные языки в школе. -2000. - №5. -С.6-11.
4. Дмитренко, Т.А. Новые образовательные технологии в высшей педагогической школе // Высшее образование сегодня. -2003. - № 8. - С. 26-30.
5. Европейский языковой портфель. Перевод. М.: «Еврошкола». - 1998.
6. Кушнир, А. Природосообразная модель обучения иностранному языку// Народное образование. -2001.- № 5. - С.119-128.
7. Метелев, С.Е., Ефимова, С.В. Формирование гражданско-патриотической позиции специалиста - основа процветания государства. - Сибирский торгово-экономический журнал. - Омск - №14. - 2011. - С.51-61.
8. Свиридова, Е.А. Самооценка как фактор развития познавательной мотивации студентов// Инновации в образовательном процессе в Омском институте (филиале) РГТЭУ: коллективная монография/под ред. С.Е.Метелева - Омск: Издатель Омский институт (филиал) РГТЭУ, 2011. - С. 224-232.
9. Свиридова, Е.А. Социокультурный компонент в языковом образовании// Устойчивое развитие региона: прошлое, настоящее, будущее (I Манякинские чтения): материалы международной научно-практической конференции студентов, аспирантов, преподавателей, теоретиков и практиков. - Омск: Издатель ИП Скорнякова Е.В. - 2012. -С.402-405.
10. Свиридова, Е.А. Спецкурс «Лингвистические аспекты в маркетинговой деятельности в языковой подготовке студентов-маркетологов. // Сибирский торгово-экономический журнал. -2012. -№ 16. -Омск. - С.106-108.
11. Хекхаузен, Хайнц. Мотивация и деятельность. СПб.: Питер; М.: Смысл. - 2003 - 860 с.
12. Norris-Holt J. Motivation as a contributing factor in second language acquisition// The Internet TESL Journal,Vol.VII, N 6, June 2001.[Электронный ресурс]. - Режим доступа:ЦКЪ : http://iteslj.org.