Щукина Ирина Владимировна
РАЗВИТИЕ РЕФЛЕКСИВНЫХ УМЕНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ АУДИРОВАНИЮ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
В статье рассматривается вопрос о развитии рефлексивных умений в процессе подготовки учителя английского языка в педагогическом вузе. В этой связи описывается сущность педагогической рефлексии и алгоритм действий в процессе ее осуществления. На примере обучения аудированию предлагается использование вопросов-опор для поэтапного развития рефлексивных умений. Это оптимизирует формирование аудитивных стратегий и профессиональных компетенций будущего учителя английского языка. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/2/2016/11 -2/61 .html
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 11(65): в 3-х ч. Ч. 2. C. 214-216. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2016/11-2/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
15. Salisbury M. H. The Effect of Study Abroad on Intercultural Competence among Undergraduate College Students [Электронный ресурс]: PhD thesis / University of Iowa. Iowa City, IA, 2011. 117 p. URL: http://ir.uiowa.edu/ cgi/viewcontent.cgi?article=2458&context=etd (дата обращения: 01.10.2016).
16. Van Ek J. A. Objectives for Foreign Language Learning. Strasbourg: Council of Europe Press, 1986. Vol. 1. Scope. 89 p.
THE USE OF MOBILE TECHNOLOGIES IN THE FORMATION OF CROSS-CULTURAL COMPETENCE OF FUTURE BACHELORS STUDYING "INFORMATION SECURITY"
Chernyaeva Irina Vasil'evna
Financial University under the Government of the Russian Federation Chernyirina@rambler. ru
The article considers the problem of the formation of cross-cultural competence by future bachelors studying "Information security" with the use of mobile technologies. The internationalization of education and the development of information and communication technologies contribute to the intensification of independent students' work. The paper discusses the content of cross-cultural competence as a component of professional communicative competence. The data of the survey of students from the Financial University under the Government of the Russian Federation, conducted with the aim of identifying their readiness to use mobile devices, are given.
Key words and phrases: cross-cultural competence; mobile technologies; professional communicative competence; information and communication technologies; survey; bachelor; information security.
УДК 372.881.111.1
В статье рассматривается вопрос о развитии рефлексивных умений в процессе подготовки учителя английского языка в педагогическом вузе. В этой связи описывается сущность педагогической рефлексии и алгоритм действий в процессе ее осуществления. На примере обучения аудированию предлагается использование вопросов-опор для поэтапного развития рефлексивных умений. Это оптимизирует формирование аудитивных стратегий и профессиональных компетенций будущего учителя английского языка.
Ключевые слова и фразы: педагогическая рефлексия; рефлексивные умения; подготовка учителя английского языка; профессиональные компетенции; обучение аудированию; механизм рефлексии; этапы рефлексии в аудировании.
Щукина Ирина Владимировна, к. пед. н.
Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого irenevl@yandex. т
РАЗВИТИЕ РЕФЛЕКСИВНЫХ УМЕНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ АУДИРОВАНИЮ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
В свете требований новых федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (далее - ФГОС ВО) будущий специалист, бакалавр, магистр, в том числе учитель, должен владеть умениями и навыками исследовательской работы, а также стратегиями организации собственной учебной деятельности для достижения профессионального роста. Овладение общекультурными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями и формирование компетентностей на их основе обеспечивают успешное функционирование начинающего специалиста на рынке труда. Все это в полной мере относится и к учителю английского языка (далее - АЯ), который, помимо перечисленных умений, должен владеть этим языком и методикой его преподавания для достижения профессионально и личностно значимых результатов в области образования.
Говоря о системе подготовки учителей АЯ, необходимо акцентировать три аспекта, которые являются ведущими на современном этапе и отражают требования новых ФГОС ВО. Во-первых, это умение самостоятельной исследовательской деятельности как неотъемлемое условие самообразования и профессионального роста. Во-вторых, это формирование профессиональных компетенций учителя АЯ, которые необходимы для организации учебного процесса в разных образовательных контекстах. В-третьих, это повышение уровня иноязычной коммуникативной компетенции, включая прагматический компонент, предполагающий владение видами речевой деятельности, в том числе аудированием. Достижению всех трех обозначенных требований будет способствовать организация рефлексивной деятельности в рамках практических курсов на АЯ и развитие соответствующих умений у будущего учителя АЯ в процессе вузовской подготовки.
Необходимость развития рефлексивных умений на современном этапе не вызывает сомнений. Владение рефлексивными умениями позволяет начинающему учителю АЯ увидеть связь между полученными знаниями и возможностями их применения на практике. Только рефлексивное знание базируется на анализе опыта практических и мыслительных действий и включает понимание, осмысление проблемы или ситуации, а также организацию индивидуального и коллективного действия в этой ситуации [2].
13.00.00 Педагогические науки
215
В профессиональной подготовке учителя особую роль играет педагогическая рефлексия, под которой понимается осознание прошедшей педагогической деятельности в совокупности эмоциональных состояний педагога, трудностей, средств, способов, которые были применены для решения педагогических ситуаций [4, с. 35]. Помимо осознания своего педагогического опыта, в понятие педагогической рефлексии Ю. Н. Кулюткин и И. В. Муштавинская включают также умения педагога планировать и конструировать образовательный процесс, налаживать обратную связь с учениками [3, с. 13-14].
Таким образом, рефлексия выступает как уникальный способ мышления, направленный «не на воспроизводство или описание известного алгоритма, а на моделирование нового» [7, с. 298] в рамках конкретной педагогической ситуации. Рефлексия выступает в качестве основы самостоятельной исследовательской деятельности студентов, определяющей умение анализировать, критически оценивать, делать выводы и на их основе создавать новые пути и способы решения педагогических задач, а в дальнейшем намечать стратегии собственного профессионального роста. Для учителя АЯ способность к рефлексии особенно актуальна ввиду общения на АЯ в поликультурном мире, где умения критически оценивать ситуацию, свое вербальное и невербальное поведение являются не просто желательными, а необходимыми в профессиональной сфере. Поэтому способность к рефлексии выступает сейчас как один из критериев оценивания профессиональной компетентности педагога и выделяется как требование к методологической культуре учителя АЯ.
Осознание важности и необходимости развития способности к рефлексии у студентов вместе с тем не обеспечит автоматического повышения качества подготовки учителя АЯ. Рефлексию нельзя «получить или передать как информацию, ее можно стимулировать, развивать» [1, с. 177]. Для развития рефлексивных умений требуется целенаправленная и систематическая работа в процессе изучения практических языковых курсов. При обучении студентов видам речевой деятельности на АЯ, в том числе аудированию, возникают вопросы о сущности рефлексии, о способах развития рефлексивных умений.
Сущность рефлексии раскрывается во многих исследованиях через составляющие схемы рефлексивного акта или механизма рефлексии. Так, Н. А. Оганесянц в цикле рефлексии выделяет три этапа, подчеркивая ее продуктивный характер: 1) описание проблемы; 2) анализ; 3) выводы и предлагаемое решение [5, с. 9]. Алгоритм действий в процессе рефлексии, по Н. Г. Алексееву, включает: 1) произвольную остановку действия; 2) фиксацию анализируемого действия в существенных узлах; 3) переработку сделанных фиксаций, что обеспечивает возможность использовать выводы в новой ситуации [2]. Применяя данный механизм рефлексии к подготовке учителя АЯ, Е. Н. Соловова выделяет следующие этапы рефлексивного акта: 1) абстрагирование от действия (анализ цели, связь с планируемым результатом); 2) фиксация последовательности действий (применение коммуникативных умений в описании); 3) выделение причинно-следственных узлов действия (применение аналитических умений); 4) сопоставление реальных действий с возможными эталонами или альтернативными действиями (поиск недостающих знаний, других вариантов); 5) конструктивное планирование новой модели действия [6, с. 106-107].
На основании вышесказанного о развитии рефлексии позволим себе предложить последовательность вопросов-опор для анализа учебного опыта аудирования в ходе языковой подготовки будущих учителей АЯ. Данная система вопросов организует последовательный анализ собственного опыта понимания иноязычной речи на слух в конкретных педагогических ситуациях:
- Какие приемы и формы работы с аудио- / видеоматериалом использовались со мной как студентом?
- Какие типы текстов мне предлагались для прослушивания / просмотра? Зависел ли выбор задания от типа текста?
- На развитие каких аудитивных умений были направлены задания?
- Была ли цель заданий к текстам понятна для меня как студента?
- Насколько результат (владение аудитивными умениями) соответствовал цели?
- Какие другие приемы и формы работы возможны в этой ситуации?
- Какие приемы / формы работы / типы текстов можно было бы использовать, чтобы аудирование было интересным и успешным для меня?
Систематическое использование подобной последовательности вопросов-опор, организующей рефлексию на прошедшее действие, будет способствовать развитию у будущих учителей конструктивного критического мышления, аналитических умений, умений в оценке и самооценке своих действий сначала в роли студента, потом в роли учителя АЯ.
Предложенные вопросы-опоры являются частным примером, одним из возможных способов развития рефлексии для организации критического осмысления и анализа педагогических действий в той или иной ситуации. В процессе языковой подготовки учителя АЯ также целесообразно применять поэтапный алгоритм, направляющий последовательное развитие рефлексивных умений с акцентом на конструирование новой модели педагогических действий. Приведем подобный алгоритм с вопросами-опорами для использования со студентами при обучении аудированию (см. Таблицу 1).
В качестве материала для развития рефлексивных умений студентов целесообразно использовать просмотр и анализ видеоэпизодов уроков АЯ, иллюстрирующих действия опытного учителя по организации обучения видам речевой деятельности, в том числе аудированию [8]. Использование приведенных выше вопросов-опор способствует направленной рефлексии студентов на осмысление, оценку наблюдаемых в уроке педагогических действий и предложение своих вариантов / альтернатив учебных заданий и материалов.
Таблица 1.
Поэтапное развитие рефлексивных умений при обучении аудированию
Этапы механизма рефлексии Возможные вопросы
I этап педагогической рефлексии (рефлексия на прошедшее действие, т.е. анализ своих действий при работе с аудио- / видеоматериалами, учебного опыта аудирования) Какой тип текста предъявлялся для аудирования, и насколько его восприятие со слуха было трудным для Вас? Что вызвало наибольшие сложности? Какая работа предшествовала непосредственно аудированию, и какова была ее цель? Какие виды заданий предварительного этапа Вам в большей степени помогли лучше понять текст?
II этап педагогической рефлексии (рефлексия на аудитивные умения и стратегии, т.е. соотнесение собственных действий для понимания текста с существующим алгоритмом действий или стратегиями успешного аудирования: а) в целом; б) применительно к конкретному виду задания или типу текста) Какую информацию Вы можете получить из установки к заданию, и как эта информация может помочь при аудировании? (Определить вид задания, тип текста и соответствующие жанровые особенности текста, выбрать стратегию аудирования, иногда в установке поясняется ситуация общения.) Следует ли всегда читать заранее все вопросы / утверждения? А в задании на множественный выбор? (Вопросы помогают предсказать содержание текста. В задании на множественный выбор: не читать варианты ответов, только сам вопрос / утверждение; читать все задание, если вводная часть не дает нужной информации о сути вопроса.)
III этап педагогической рефлексии (создание альтернативных способов успешного аудирования, т.е. предложение новых вариантов действий, рекомендаций для оптимизации аудирования через предлагаемые опоры и задания) Какие советы можно дать для лучшего понимания диалогов? Что может помочь понять мнения говорящих и их отношение друг к другу? Насколько предложенное задание развивает данную стратегию / умение аудирования? Какое альтернативное задание можно предложить на развитие данного умения (понимать основную информацию, игнорировать второстепенные детали, отличать факты от мнений)?
Таким образом, развитие рефлексивных умений в процессе языковой подготовки, в частности, при обучении студентов аудированию, будет способствовать не только развитию собственно аудитивных умений и стратегий, но и формированию у будущих учителей АЯ профессиональных компетенций и исследовательских умений, востребованных сегодня в профессиональной деятельности педагога.
Список литературы
1. Аверина М. Н Формирование рефлексивных умений в процессе повышения квалификации учителей // Ярославский педагогический вестник. 2010. № 4. Т. II. Психолого-педагогические науки. С. 175-178.
2. Алексеев Н Г. Проектирование условий развития рефлексивного мышления: автореф. дисс. ... д. псих. н. М., 2002. 41 с.
3. Кулюткин Ю. Н., Муштавинская И. В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия / С.-Петерб. гос. ун-т пед. мастерства. СПб., 2002. 48 с.
4. Марико В. В., Михайлова Е. Е. Рефлексия в педагогической деятельности: этапы становления и средства развития // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2013. № 6 (1). С. 35-40.
5. Оганесянц Н А. Электронный портфель учителя иностранного языка: рефлексивный анализ профессионального роста // Иностранные языки в школе. 2007. № 6. С. 9-12.
6. Соловова Е. Н Методическая подготовка и переподготовка учителя иностранного языка: интегративно-рефлексивный подход. М.: Глосса-Пресс, 2004. 336 с.
7. Щукина И. В. Развитие профессиональной рефлексии как средство оптимизации подготовки учителя иностранного языка // Известия Тульского государственного университета. Серия «Гуманитарные науки». 2008. Вып. 2. С. 296-301.
8. Fay D., Соловова Е. Н., Маркова Е. С. Shaping the Way We Teach English in Russia: приложение к компьютерному видеокурсу. M.: Репетитор МультиМедиа, 2010. 48 с.
DEVELOPING FUTURE ENGLISH TEACHERS' REFLECTIVE SKILLS WHEN TEACHING LISTENING
Shchukina Irina Vladimirovna, Ph. D. in Pedagogy Tula State Pedagogical University named after L. N. Tolstoy irenevl@yandex. ru
The article considers the problem of developing reflective skills when training English teacher at the pedagogical higher school. In this connection the author describes the essence of pedagogical reflection and proposes an algorithm to implement it. By the example of teaching listening skills the researcher analyzes the use of prompt questions to develop reflective skills step-by-step. This promotes the formation of auditory strategies and professional competences of a future English teacher.
Key words and phrases: pedagogical reflection; reflective skills; English teacher's training; professional competences; teaching listening; reflection mechanism; reflections stages when listening.