Научная статья на тему 'Развитие профессиональной методической мобильности учителя математики в процессе повышения квалификации'

Развитие профессиональной методической мобильности учителя математики в процессе повышения квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / МЕТОДИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ИНТЕГРАТИВНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ / PROFESSIONAL MOBILITY / METHODOLOGICAL MOBILITY / TEACHER'S INTEGRATIVE PROFESSIONAL AND PERSONAL QUALITIES / IN-SERVICE TEACHERS TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захарова Виктория Федоровна

В статье рассматривается проблема развития методической мобильности как профессионально-личностного качества учителя при повышении квалификации в системе постдипломного педагогического образования. Анализируются содержательные аспекты понятия профессиональной методической мобильности. Приведено описание подхода, реализуемого в учебной работе для развития методической мобильности учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF MATHEMATICS TEACHER’S PROFESSIONAL METHODOLOGICAL MOBILITY IN IN-SERVICE TRAINING PROCESS

The article deals with the problem of methodological mobility development as a teacher’s professional and personal quality within teachers in-service training. The article analyzes the content aspects of the concept of professional methodological mobility. The description of the approach used for developing teacher’s methodological mobility is given.

Текст научной работы на тему «Развитие профессиональной методической мобильности учителя математики в процессе повышения квалификации»

В. Ф. Захарова

(Санкт-Петербург)

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

DEVELOPMENT OF MATHEMATICS TEACHER'S PROFESSIONAL METHODOLOGICAL MOBILITY IN IN-SERVICE TRAINING

PROCESS

В статье рассматривается проблема развития методической мобильности как профессионально-личностного качества учителя при повышении квалификации в системе постдипломного педагогического образования. Анализируются содержательные аспекты понятия профессиональной методической мобильности. Приведено описание подхода, реализуемого в учебной работе для развития методической мобильности учителя.

Ключевые слова: профессиональная мобильность, методическая мобильность, интегративные профессионально-личностные качества педагога, подготовка кадров, повышение квалификации педагогических кадров.

The article deals with the problem of methodological mobility development as a teacher's professional and personal quality within teachers in-service training. The article analyzes the content aspects of the concept of professional methodological mobility. The description of the approach used for developing teacher's methodological mobility is given.

Key words: professional mobility, methodological mobility, teacher's integrative professional and personal qualities, in-service teachers training.

Изменения, происходящие в системе образования, переход на федеральные государственные образовательные стандарты актуализируют проблему разработки и реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации педагогических кадров, в частности учителей школьных образовательных учреждений. Данные программы направлены как на развитие знаний в преподаваемой предметной области, так и совершенствование общих профессионально-личностных качеств, среди которых важная роль принадлежит профессиональной мобильности.

К изучению феномена профессиональной мобильности в последние десятилетия привлечено внимание многих исследователей.

Слово мобильность (от латинского тоЫШ - подвижный) может означать подвижность, способность к быстрому действию или передвижению.

Большинство исследований профессиональной мобильности в контексте педагогической деятельности ориентировано на изучение самого феномена или касается вопросов формирования профессиональной мобильности на этапе получения профессионального образования. Например, в процессе обучения студентов педагогических специальностей.

Несмотря на то, что данный феномен, как правило, рассматривается как личностная характеристика именно действующего состоявшегося специалиста, изучению формирования или развития профессиональ-

ной мобильности педагогов, уже осуществляющих профессиональную деятельность, посвящена меньшая по количеству часть научных работ.

Недостаточность исследования проблемы формирования указанного профессионально-личностного качества в процессе повышения квалификации педагогических кадров определяет значимость и актуальность научного анализа, как смысловых и содержательных аспектов профессиональной мобильности педагога, так и организационно-педагогических условий процесса повышения квалификации, направленного на достижение этого образовательного результата.

В научных исследованиях и публикациях содержание понятия «профессиональная мобильность» интерпретируется не однозначно.

Исходным для его современных трактовок является термин «социальная мобильность», который схож по смыслу с понятиями социального лифта или карьеры. Впервые термин был применен П. А. Сорокиным в 1927 г. для описания изменения места индивида или группы, занимаемого в социальной структуре (социальной позиции), а также перемещений из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность) [1].

С развитием различных научных областей и появлением новых направлений экономики, социологии и психологии исследователи регулярно обращались к изучению самого феномена мобильности как способности быть подвижным в контексте знаний определенной научной отрасли.

К началу 1990-х годов политические, экономические и научные предпосылки обусловили возможность и необходимость оформления новой отрасли отечественной прикладной психологии - психологии профессий.

В отечественных психолого-педагогических исследованиях начинает употребляться понятие «профессиональная мобильность», содержание которого значительно

отличается от его смысловой трактовки, принятой западными авторами. Если в зарубежных научных работах это понятие, как правило, подразумевает продвижение в профессиональной структуре, то в отечественных публикациях акцент делается на индивидуально-личностные предпосылки изменений в профессиональной деятельности. Приведем примеры определений понятия профессиональной мобильности, демонстрирующие это различие:

- профессиональная мобильность (occupational mobility) - продвижение индивидуумов через различные уровни в иерархии положений занятости [2];

- профессиональная мобильность - возможность и способность успешно переключаться на другую деятельность или менять вид труда [3].

В научных публикациях современного периода понятие профессиональной мобильности приобретает новые смысловые аспекты, связанные со спецификой профессионального образования и условий профессиональной деятельности.

Так, Л. В. Горюнова рассматривает профессиональную мобильность как качество личности, обеспечивающее внутренний механизм развития человека; как деятельность человека, детерминированную меняющими среду событиями, результатом которой выступает самореализация человека в профессии и жизни; как процесс преобразования человеком самого себя и окружающей его профессиональной и окружающей среды [4].

В. А. Мищенко понимает профессиональную мобильность как качество человека, отражающее его способности и готовность к смене профессии и обусловленное личными способностями, внешними условиями жизни и его социализацией, включая направленную профессиональную и психологическую подготовку, полученную в различных образовательных структурах [5].

Л. А. Амирова определяет мобильность как экзистенциальную ориентацию личности, представленную в её структуре в виде ценностно-смыслового конструкта, продуцирующего в отдельные моменты жизни

виды, типы, уровни мобилизации, адекватные требованиям среды [6].

Т. Б. Сергеева понимает профессиональную мобильность как стратегию адаптации к меняющимся условиям осуществления профессиональной деятельности и частный случай общей жизненной стратегии субъекта [7].

Приведённые примеры составляют небольшую выборку из существующих многочисленных исследований профессиональной мобильности. Различные современные научные трактовки этого понятия отличаются не только определением, но и составом структурных компонентов этого личностного качества специалиста.

Например, в качестве структурных составляющих профессиональной мобильности исследователями выделяются:

- профессиональные компетентности (ключевые и общепрофессиональные), готовность личности к переменам, её профессиональная и социальная активность [4];

- активность, готовность, адаптивность и креативность личности [6];

- мотивационный, когнитивно-компе-тентностный и рефлексивно-оценочный компоненты [5].

Изменения, которые начали происходить в отечественном образовании в начале 21 века, повлияли на научное рассмотрение исследователями понятия профессиональной мобильности в педагогической деятельности, акцентируя внимание на специфике ее реализации на современном этапе общественного развития. Новым становится подход к изучению феномена профессиональной мобильности не по отношению к педагогической деятельности «в целом», а по отношению к отдельным значимым составляющим профессиональной деятельности педагога.

Так, Э. Ф. Зеер, С. А. Морозова, Э. Э. Сы-манюк рассматривают профессиональную мобильность в контексте инновационной компоненты современной педагогической деятельности, уточняя, что мобильность в контексте педагогической инноватики может рассматриваться как деятельность по созданию, освоению и использованию ново-

введений в образовании [8]. Авторы отмечают качества, имеющие наибольшую значимость для профессиональной мобильности педагогов, это _ смысловая установка (готовность к нововведениям), интеллектуальная лабильность (пластичность), сверхнормативная активность, креативность (способность к творчеству), рефлексивность [8].

В соответствии с указанным подходом к анализу профессиональной мобильности педагога сделаем акцент на еще одной крайне значимой компоненте педагогической деятельности, называемой методической и связанной с применяемыми методиками обучения и образовательными технологиями как способами достижения образовательных результатов обучаемых в процессе обучения.

Значимость этой компоненты профессионального педагогического труда определяет, в частности, один из основных документов, регламентирующих трудовую деятельность учителя, - действующий профессиональный стандарт «Педагог». Документ декларирует, что педагогу необходимо обладать знанием путей достижения образовательных результатов, а также знать виды и приемы современных педагогических технологий, уметь разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии [9].

Привлечем внимание к значимости мобильности как способности специалиста к быстрым действиям по отношению к методической компоненте педагогической деятельности на основании проекта нового федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО). В документе зафиксирована необходимость обновления педагогом содержания, методик и технологий в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов обучающихся и их родителей [10, с. 26].

Таким образом, возникает необходимость целенаправленного изучения профессиональной мобильности педагога в контексте реализации методической составляющей его профессиональной педагогической деятельности, которая может

быть обозначена как профессиональная методическая мобильность педагога или его методическая мобильность.

Выделение методической мобильности как значимого профессионально-личностного качества педагога определяет важность решения ряда научно-исследовательских задач, в частности:

- уточнения содержания понятия;

- описания ее структурных составляющих;

- уточнения и систематизации способов развития методической мобильности педагогов в процессе повышения квалификации в системе дополнительного профессионального образования, а также способов педагогической диагностики успешности достижения этого образовательного результата.

На решение обозначенных задач было ориентировано научное исследование, которое осуществлялось на кафедре математического образования и информатики Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования в 2018/2019 году в ходе повышения квалификации учителей математики школ города.

В ходе исследования содержание понятия профессиональной методической мобильности было определено как способность и готовность педагога к поиску, восприятию и успешному использованию в своей профессиональной деятельности педагогически эффективных технологий и методик решения педагогических задач.

По аналогии с подходом к исследованию интегративных профессионально-личностных качеств педагога в структуру методической мобильности были включены цен-ностно-мотивационный, когнитивно-праксиологический и креативный компоненты.

Приведем их описание, учитывая особенности профессиональной методической деятельности школьного учителя.

Ценностно-мотивационный компонент включает в себя систему ценностных ори-ентаций и установок, потребность в саморазвитии, самоактуализации, готовность к изменениям в трудовой деятельности и может выражаться (проявляться) в виде открытости новому опыту, толерантности

к неопределённости, мотивации (готовности) к саморазвитию и самообразованию, а также способствует переосмыслению изменения методов работы учителя в профессиональной деятельности на более конструктивные.

Когнитивно-праксиологический компонент непосредственно связан с умением овладевать новыми знаниями, касающимися новых методик обучения, и умением применять полученные знания в профессиональной (педагогической) деятельности. Он проявляется как способность в освоении нововведений, отражает объём и осмысленность усвоенных знаний, выражается как способность в применении новых изученных приемов педагогической деятельности с учетом ориентации их на новые образовательные цели.

Креативный компонент включает в себя способность самостоятельно вносить целесообразные изменения в профессиональную деятельность, корректировать содержание и процесс педагогической деятельности, в соответствие с новыми образовательными целями, а также способность к поиску и нахождению новых способов педагогической деятельности, созданию и применению новых методов обучения.

Этот компонент проявляется в самостоятельном отборе содержания, технологий и методов обучения для достижения новых образовательных результатов, в умении использовать приобретенные знания в педагогической деятельности, в том числе в умении отклоняться от традиционных способов решения педагогических задач и предлагать альтернативы вариантов решения поставленной педагогической задачи.

В рамках педагогического исследования осуществлялось целенаправленное проектирование организационных условий, обеспечивающих необходимые педагогические воздействия для развития у учителей математики методической мобильности в процессе повышения квалификации. Эта работа включает в себя разработку педагогически целесообразных способов организации учебной работы, подбор образовательных технологий и приемов организации позна-

вательной деятельности обучаемых на аудиторных занятиях, организацию учебного процесса на основе сделанного выбора.

На учебных занятиях широко используются технологии ситуационного анализа для проведения дидактических тренингов и проектные технологии.

При реализации технологии ситуационного анализа обсуждаются методические ошибки на примере абстрактного учителя, в результате учителя спокойнее воспринимают и признают свои методические ошибки.

В рамках выполнения практических заданий учителям - слушателям курсов повышения квалификации предлагается составлять собственные дидактические и методические разработки: тесты (в нескольких вариантах), проверяющие умения и навыки учащихся; вопросы, например, адресованные учащимся для лучшего усвоения учеб-

ного материала, с ориентацией на ту или иную образовательную цель.

В итоге продукты выполнения итоговых аттестационных заданий содержат элементы методических усовершенствований (применение известных средств обучения с разработкой новых дидактических материалов) и методических изобретений (разработка новых методических приемов и средств).

В настоящее время сотрудниками кафедры разрабатываются материалы для проведения педагогической диагностики результатов обучения, направленного на развитие профессиональной методической мобильности учителя математики.

Дальнейшая работа в этом направлении будет способствовать решению теоретических и практических аспектов проблемы подготовки педагогических кадров.

Литература

1. Сорокин П. А. Система социологии. Т. 1. Социальная аналитика: Учение о строении простейшего (родового) социального явления. - М.: Наука, 1993. - 447 с.

2. Джэри Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь. / пер. с англ. В. И. Иванова. - М.: АСТ, Вече. -1999.

3. НагорнякА. А. Развитие профессиональной мобильности // Социально-профессиональная мобильность в XXI веке: Сборник материалов и докладов Международной конференции. - Екатеринбург, 2014. - С. 291-295.

4. Горюнова Л. В. Профессиональная мобильность специалиста как проблема развивающегося образования России : дис. ... канд. психол. наук. - Екатеринбург, 2009. -190 с.

5. Мищенко В. А. Профессиональная мобильность как одно из основных психолого-педагогических качеств будущего специалиста // Образование и наука. - 2009. -№ 3(60). - С. 35-42.

6. Амирова Л. А. Проблема профессиональной мобильности педагога и перспективные ориентиры ее развития // Образование и наука. - 2009. - №8(65). - С. 86-96.

7. Сергеева Т. Б. Личностная и профессиональная мобильность: проблема сопряженности // Образование и наука. - 2015. - №8(127). - С. 81-96.

8. Зеер Э. Ф., Морозова С. А., СыманюкЭ. Э. Профессиональная мобильность - интегральное качество субъекта инновационной деятельности // Педагогическое образование в России. - 2011. - №5. - С. 90-97.

9. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы^р://профстандартпедагога.рф/ (дата обращения: 10.09.2019).

10. Проект федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.preobra.ru/ fgosooo19 (дата обращения: 10.09.2019).

11. Фугелова Т.А. Профессиональная мобильность студентов технического вуза как социально-педагогическая проблема // Человек и образование. - 2013. - № 3. - С. 83-86.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.