Научная статья на тему 'Структура профессиональной мобильности учителя'

Структура профессиональной мобильности учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
461
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ / СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карпачева И. А.

В статье предлагается четырехкомпонентная структура профессио- нальной мобильности учителя, разработанная на основе анализа современных исследований по данной проблеме и особенностей содержания деятельности учителя в условиях модернизации отечественного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структура профессиональной мобильности учителя»

7. http://www.kzn.ru - Ofitsial'nyy sayt goroda Kazani (data obrashcheniya 28.04.2014).

8. http://www.urbaneconomics.ru -Ofitsial'nyy sayt fonda «Institut ekonomiki goroda» (data obrashcheniya 28.04.2014).

Зарегистрирована: 22.09.2014

Гусева Любовь Акимовна (г. Казань), ЧОУ ВПО «Академия социального образования», кафедра гражданского и арбитражного процесса, заведующая, кандидат политических наук, доцент. Тел.: 296-82-80. Е-mail: guseva, Lyubov50@mail.ru

Волкова Наталья Васильевна (г. Казань), Казанский (Приволжский) Федеральный Университет, Институт управления и территориального развития, кафедра государственного и муниципального управления, доцент, кандидат социологических наук. E-mail: volk.nata2@list.ru

Guseva Lyubov Akimovna (Kazan), PEI WEI «Academy of Social Education», the department of civil and arbitration proceedings, Head, candidate of political sciences. Assistant Professor. E-mail: guseva.lyubov50@mail.ru

Volkova Natalia Vasilievna (Kazan), Kazan (Volga) Federal University, Institute of Governance and Territorial Development, the Department of State and Municipal Management, Associate Professor, candidate of sociological sciences. E-mail: volk.nata2@list.ru

УДК 371.123

СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ

И.А. Карпачева (г. Елецк, Российская Федерация) Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Факторы развития профессиональной мобильности учителя в условиях малого города» (№ 14-16-48011).

В статье предлагается четырехкомпонентная структура профессиональной мобильности учителя, разработанная на основе анализа современных исследований по данной проблеме и особенностей содержания деятельности учителя в условиях модернизации отечественного образования.

Ключевые слова: профессиональная мобильность учителя, структура профессиональной мобильности.

STRUCTURE OF PROFESSIONAL TEACHER MOBILITY

I.A. Karpachyova (Yelets, Russian Federation) The study was sponsored by the RHF as part of the research project «Factors of occupational mobility of the teacher in a small town» (№ 14-16-48011).

Four-component structure of the teacher's professional mobility is offered in this article. The structure is developed on the base of analysis of the modern researches of this problem and the peculiarities of the teacher's activity content in conditions of modernization of the domestic education.

Key words: teacher's professional mobility, the structure of the teacher's professional mobility.

В современных условиях важными качествами работника сферы образования становятся его способности быстро действовать, принимать решения, ориентироваться в обстановке, оперативно выполнять задания, успешно адаптироваться в изменяющихся условиях профессиональной деятельности, среди которых: информатизация образования, выражающаяся в расширении спектра современных технических средств обучения и программных продуктов; переход на образовательные стандарты нового поколения, предполагающий существенные изменения в научно-исследовательской и методико-технологической составляющих деятельности учителя; внедрение инновационных технологий обучения (дистанционных, проектных) и т.п. Гибкость сотрудника, его способность приспособиться к новым условиям работы определяется как профессиональная мобильность.

Понятие «профессиональная мобильность» активно разрабатывается в современной науке. И если социология преимущественно исследует характер протекания процессов профессиональной мобильности, выражающихся в способности человека переучиваться в течение жизни, менять род занятий, овладевать новой профессией, то объектами психолого-педагогических исследований выступают: проблема подготовленности или предрасполо-

женности личности к перемене или видоизменению профессиональной деятельности; интерпретация мобильности как личностного качества человека, выражающегося в способности изменять себя в новых условиях деятельности в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями и приводящего к творческой реализации человека в жизни, в профессии.

Л.Н. Горюнова интерпретирует психолого-педагогический контекст изучения профессиональной мобильности как триединство следующих составляющих:

1) качества личности, обеспечивающие внутренний механизм развития человека через сформированность ключевых общепрофессиональных компетенций;

2) деятельность человека, детерминированная меняющими среду событиями, результатом которой выступает самореализация человека в профессии и жизни;

3) процесс преобразования человеком самого себя и окружающей его жизненной и профессиональной среды [1, с. 116].

В психолого-педагогических исследованиях понятие «профессиональная мобильность» определяется как в широком смысле, применительно к личности специалиста вообще, так и в узком, применительно к лич-

ности специалиста внутри профессии («внутрипрофессиональная мобильность»). Внутрипрофессиональная мобильность может, как и социальная мобильность (П.А. Сорокин), быть вертикальной и горизонтальной. Вертикальная внутрипрофессиональ-ная мобильность выражается в смене должностного статуса работника сферы образования (учитель - заместитель директора - директор образовательной организации). Горизонтальная внутрипрофессиональная мобильность - смена специальности внутри профессии, выполнение широкого спектра смежных с непосредственной профессиональной деятельностью видов работ.

Рассматривая профессиональную мобильность учителя в узком, «внутрипрофессиональном» смысле, определим ее как динамическое ин-тегративное качество личности, выражающееся в осознании необходимости непрерывного профессионального самообразования, в готовности к успешной профессиональной адаптации и творческой самореализации в меняющихся условиях осуществления профессиональной педагогической деятельности.

Выявление структуры профессиональной мобильности учителя предполагает решение как минимум трех исследовательских задач: 1) изучение накопленного опыта структурирования понятия профессиональная мобильность специалиста в психологических и педагогических исследованиях; 2) выявление особенностей содержания деятельности современного учителя в новых условиях; 3) конкретизация структуры профессио-

нальной мобильности применительно к учителю.

Решение первой из обозначенных выше задач показало, что в современной науке не сложилось единого подхода к пониманию структуры профессиональной мобильности специалиста. Обобщение точек зрения авторов на структуру профессиональной мобильности специалиста позволяет выделить две группы исследований. Авторы исследований, отнесенных к первой группе, предлагают рассматривать структуру профессиональной мобильности как совокупность компонентов, интегрирующих набор личностных качеств, развитие которых и приводит, в конечном счете, к ее формированию:

- мотивационный - сформированная внутренняя потребность в профессиональной мобильности, включающая в себя стремление к эффективному карьерному росту на основе имеющихся знаний; когнитивно-компетентностный - способности и «знаниевая» основа профессиональной мобильности, которые непосредственно связаны с умением самостоятельно овладевать различными видами профессиональных знаний; рефлексивно-оценочный - осознание личностью потенциала своей профессиональной мобильности, сформированная на основе рефлексии готовность к такой мобильности (В.А. Мищенко) [2, с. 38];

- базовый - индивидуально-типологические, психофизиологические свойства, личностные качества и свойства, интеллектуальные свойств; субъектный - осознание необходимости смены профессии, специальности и т. п., выбор путей реализации

данного решения (готовность к проявлению профессиональной мобильности); конативный - поведенческие реакции, конкретные внешние действия (Э.Ф. Зеер, М.В. Кормильцева) [3].

Вторую группу составляют исследования, авторы которых представляют структуру профессиональной мобильности в виде комплекса конкретных качеств и свойств личности: открытость новому, активность, адаптивность, коммуникативность, креативность (И.Б. Игошев); готовность к нововведениям, интеллектуальная лабильность, креативность, рефлексивность, сверхнормальная активность (Э.Ф. Зеер, С.А. Морозова, Э.Э. Сыма-нюк); активность, готовность, адаптивность, креативность (Л.А. Амирова); активность, адаптивность, креативность (О.А. Кипина) [4] и пр.

Несмотря на наличие определенных различий в понимании структуры профессиональной мобильности специалиста, есть стабильные структурные единицы, наличие которых в той или иной интерпретации прослеживается в большинстве работ: открытость новому, адаптивность, активность, креативность, рефлексивность, готовность.

Решение второй из обозначенных выше задач предполагает выявление особенностей содержания деятельности учителя в новых условиях, что позволит конкретизировать содержание и структуру профессиональной мобильности современного учителя.

В практике работы учителя традиционно выделялись три вида деятельности: преподавание, воспитательная работа, методическая работа. Однако в новых социокультурных ус-

ловиях (А.Г. Асмолов) они не только наполняются иным содержанием, но и дополняются видами деятельности, которые ранее носили необязательный, рекомендательный характер: исследовательская деятельность, внеурочная работа, тьюторство.

Методологические ориентиры, заложенные в нормативных документах, регламентирующих деятельность современной школы, обусловили переход от модели «учитель - транслятор знаний» к модели «учитель - исследователь». Данная модель преподавания подразумевает готовность учителя провести ребенка по пути познания, способность обеспечить высокую познавательную активность и самостоятельность обучающихся на основе технологий, базирующихся на деятельностном подходе. Эффективность работы учителя зависит от его умений проектировать здоровь-есберегающую развивающую образовательную среду; проектировать и реализовывать разноуровневые образовательные программы по предметам; обеспечивать вариативную составляющую обучения (разрабатывать и реализовывать программы элективных курсов); выстраивать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей учащихся; проектировать «деятельностный» урок; оптимально использовать возможности современных технических средств обучения и информационных технологий; проектировать и сопровождать проектно-исследовательскую деятельность учащихся и т.д.

Методическая работа учителя в современных условиях не сводится к изучению, обобщению и распростра-

нению передового педагогического опыта, а представляет собой системную работу по профессиональному саморазвитию. Она обеспечивает решении двух ключевых задач: 1) повышение профессиональной квалификации и научно-методического уровня учителя, его непрерывное профессиональное развитие; 2) обеспечение образовательного процесса научно обоснованными и методически грамотными средствами обучения (планами, программами, учебной и учебно-методической литературой, информационными и традиционными средствами обучения и диагностики результатов и т.д.). В новых условиях методическая работа органично связана с исследовательской деятельностью учителя, которая, с одной стороны, нацелена на анализ и коррекцию проблем, возникающих в профессиональной деятельности и требующих своевременного научно обоснованного разрешения, с другой, обеспечивает накопление опыта и расширение инструментария не только осуществления самостоятельного научного исследования, но и эффективного управления проект-но-исследовательской деятельностью обучающихся.

Содержание и технологии воспитательной деятельности учителя регламентируется программой воспитания и социализации учащихся, разрабатываемой каждой образовательной организацией. Приоритетными задачами воспитательной деятельности современного учителя выступают: воспитание гражданина, патриота, семьянина; коммуникативной творческой личности; личности, нацеленной на безопасный и здоровый образ жизни. Их

решение предполагает владение учителем технологиями проектирования содержания воспитания обучающихся по различным направлениям духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, обеспечивающих сохранение и развитие индивидуальности воспитуемого в условиях воспитания в коллективе; взаимодействия и сотрудничества субъектов воспитательного процесса; формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни; профориентации обучающихся и т.п. С воспитательной работой учителя тесно связана деятельность по организации внеурочной деятельности школьника - обязательной составляющей основной образовательной программы, организуемой по различным направлениям развития личности в форме клубов и секций, кружков и студий, общественных организаций и научных обществ, разнообразных практик и пр.

Значимой составляющей деятельности современного учителя выступает его работа в роли тьютора, направленная на консультирование обучающих и помощь в выстраивании индивидуального образовательного маршрута, разработка программ самообразования, саморазвития, профессионального самоопределения.

Успешность профессиональной деятельности учителя, осуществляемой на качественно ином методологическом, научно-методическом, содержательном, технологическом уровнях обусловлена:

- открытостью и восприимчивостью к нововведениям в образовании;

- способностью органично включиться в педагогическое сообщество, реализующее инновационный проект;

- способностью организовать и осуществлять совместную деятельность с другими субъектами образовательного процесса в соответствии с целями и задачами, возникающими в результате изменения условий профессиональной деятельности;

- осознанием мотивов качественного осуществления деятельности в меняющихся условиях на основе непрерывного профессионального самообразования и саморазвития;

- способностью приспосабливаться к новым условиям профессиональной деятельности;

- непрерывным профессионально-творческим саморазвитием, способностью обогащать профессиональные компетенции;

- технологической готовностью к овладению новыми знаниями и умениями, востребованными в меняющихся условиях профессиональной деятельности;

- способностью к рефлексии, направленной на соотнесения себя, своих возможностей с тем, что требует профессиональная деятельность в новых, меняющихся условиях.

Таким образом, обобщая вышеизложенное, выделяем в структуре профессиональной мобильности учителя четыре взаимосвязанных компонента: мотивационный, актуально-личностный, когнитивно-деятельностный, рефлексивно-оценочный.

Мотивационный компонент характеризует внутреннюю потребность человека в профессиональном само-

развитии и самореализации в меняющихся условиях профессиональной деятельности, стремление к овладению смежными специальностями и к карьерному росту (развитие мотивации достижений), готовность к преобразованию самого себя и профессиональной среды.

Актуально-личностный компонент аккумулирует индивидуально-типологические и личностные свойства (качества), предопределяющие восприимчивость индивида к новому, обеспечивающие успешность профессиональной самореализации учителя в меняющихся условиях профессиональной деятельности: активность, внутренняя свобода, адаптивность, обучаемость, дивергентность, креативность, коммуникативность, гибкость и критичность мышления, самоконтроль.

Когнитивно-деятельностный компонент складывается из ключевых компетенций, общепрофессиональных и предметно-методических знаний. Особое место в системе знаний и умений учителя в контексте рассматриваемой проблемы занимают:

- знания, связанные с организацией результативного самообразования;

- разнообразные (традиционные и инновационные) умения самостоятельного овладения новыми знаниями и технологиями;

- способности переносить имеющиеся профессиональные знания и опыт в новую ситуацию.

Рефлексивно-оценочный компонент обеспечивает самооценку учителем степени потенциальной готовности к работе в новых условиях

профессиональной деятельности на основе соотнесения себя, своих возможностей с тем, что требуют новые условия деятельности. Рефлексия, направленная на поиск причин затруднений, возникающих в новой профессиональной ситуации, обеспечивает осознание несоответствия имеющихся знаний, формирует критическое отношение к имеющемуся опыту деятельности и, как следствие, стимулирует процессы профессионального самообразования и саморазвития.

Структурные компоненты профессиональной мобильности учителя следует рассматривать не как сумму составляющих, а как систему взаимодействующих и взаимопроникающих элементов. Предлагаемая структура профессиональной мобильности учителя может быть положена в основу исследования процесса развития профессиональной мобильности учителя, факторов, стимулирующих и сдерживающих данный процесс. Проецирование данной структуры на систему подготовки учителей в системе высшего профессионального образование позволит акцентировать внимание на тех качествах личности, целенаправленное развитие которых обеспечит потенциальную профессиональную мобильность будущих педагогов.

Источники:

1. Горюнова Л.В. Научно-педагогические проблемы развития профессиональной мобильности специалиста. Ростов н/Д, 2005. [Gorjunova L.V. Nauchno-pedagogicheskie problemy razvitija professional'noj mobil'no-sti specialista. Rostov n/D, 2005 (In Rus.)]

2. Мищенко В.А. Профессиональная мобильность как одно из основных психолого-педагогических качеств будущего специалиста // Образование и наука. 2009. № 3. С.35-42. [Mishhenko V.A. Professional'naja mobil'nost' kak odno iz osnovnyh psihologo-pedagogicheskih kachestv budushhego specialista // Obrazovanie i nauka. 2009. № 3. Pp.35-42 (In Rus.)]

3. Зеер Э.Ф., Кормильцева М.В. Социально-личностные компетенции и профессиональная мобильность как целевая ориентация образования // Сибирский педагогический журнал. 2009. № 10. С.72-78. [Zeer Je.F., Kormil'ceva M.V. Social'no-lichnostnye kompetencii i professional'naja mobil'nost' kak celevaja orientacija obra-zovanija // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2009. № 10. Pp.72-78 (In Rus.)]

4. Кипина О.А. Профессиональная мобильность педагога // Педагогическое образование и наука. 2009. № 1. С. 81-84. [Kipina O.A. Professional'naja mobil'nost' pedagoga // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2009. № 1. Pp. 81-84 (In Rus.)]

References:

1. Goryunova L.V. Nauchno-peda-gogicheskie problemy razvitiya profes-sional'noy mobil'nosti spetsialista. Rostov n/ D, 2005.

2. Mishchenko V.A. Professional'naya mobil'nost' kak odno iz osnovnykh psikholo-go-pedagogicheskikh kachestv budushchego spetsialista // Obrazovanie i nauka. 2009. № 3. S.35-42.

3. Zeer E.F., Kormil 'tseva M. V. Sotsial'no-lichnostnye kompetentsii i professional'naya mobil'nost' kak tselevaya orientatsiya obra-zovaniya // Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal. 2009. № 10. S.72-78.

4. Kipina O.A. Professional'naya mobil'nost' pedagoga // Pedagogicheskoe ob-razovanie i nauka. 2009. № 1. S. 81-84.

Зарегистрирована: 18.09.2014

Карпачева Ирина Анатольевна (г. Елецк), Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, кафедра педагогики, доцент, кандидат педагогических наук, докторант. Тел.: 8-951-301-83-92. E-mail: ikar1971@yandex.ru

Karpacheva Irina Anatolyevna (Yelets), I.A. Bunin Yelets State University, Department of Pedagogy, Associate Professor, candidate of pedagogical sciences, Doctoral. Tel.: 8-951-30183-92. E-mail: ikar1971@yandex.ru

УДК 377.5:378:614.8.01

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ РЕФЛЕКСИВНОГО ПОДХОДА

М.В. Погодаева, Т.Ф. Ушева (г. Иркутск, Российская Федерация)

В статье описаны результаты реализации рефлексивного подхода в организации образовательного процесса студентов направления подготовки 050100 «Педагогическое образование» по формированию культуры безопасности. Рефлексия рассматривается как необходимое качество студента при обучении безопасной жизнедеятельности. Проведено эмпирическое исследование по определению сформированности рефлексивного компонента культуры безопасности студентов профилей «Дошкольное образование», «Безопасность жизнедеятельности» «Русский язык». Критерием качества профессиональной подготовки будущего педагога становится сформированность у него качеств личности, позволяющих внедрять в педагогическую практику идеи безопасной жизни и безопасного взаимодействия со всеми элементами окружающего мира.

Ключевые слова: педагогическое образование, рефлексивный подход, личность безопасного типа, безопасная жизнедеятельность, культура безопасности, рефлексивные умения, индивидуальная образовательная программа.

CREATING A CULTURE OF LIFE SAFETY STUDENTS BASED REFLECTIVE APPROACH

M.V. Pogodaeva, T.F. Usheva (Irkutsk, Russian Federation)

Abstract. The article describes the results ofthe introduction of a reflexive approach to the organization of the educational processin order to develop the culture of vital activity security at the university for the Major 050100 «Pedagogical Education». The reflection is considered to be an essential quality for a student in the process of learning vital activity security. The empirical study the purpose of which was to determine the development of a reflective component of students' culture of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.