УДК 371.123
ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ
И.А. Карпачева1
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Факторы развития профессиональной мобильности учителя в условиях малого города» (№ 14-16-48011/15).
Аннотация. Важной задачей развития внутрипрофессиональной мобильности педагогов выступает выявление и описание совокупности факторов развития профессиональной мобильности учителя. В статье представлена совокупность трех групп факторов развития «внутрипрофессиональной» мобильности учителя: макрофакторы, связанные с государственной политикой в области образования; мезофакторы, связанные с особенностями территории и региональной образовательной политики; микрофакторы, связанные с непосредственными условиями работы учителя, его профессиональной активностью и профессиональной пригодностью.
Ключевые слова: профессиональная мобильность, «внутрипрофессиональная» мобильность педагога, факторы развития.
DEVELOPMENT FACTORS
OF TEACHER’S PROFESSIONAL MOBILITY
I. Karpachyova
Abstract. An important task in the development of professional mobility of teachers acts as identification and description of a combination of factors of professional mobility of teachers. This article presents the totality of three groups of development factors of teacher’s intraprofessional mobility: macrofactors that touch upon state policy in the field of education; mesofactors dealing with features of territory and regional educational policy; microfactors connected with direct working conditions of the teacher, his professional activity and professional suitability.
Keywords: professional mobility, intraprofessional mobility of a teacher, development factors.
В настоящее время все чаще профессиональную мобильность рассматривают в качестве показателя гибкости сотрудника, его способности приспособиться к новым условиям работы. В качестве «новых» условий формулируются: развитие техники, внедрение новых технологий техники или программного обеспечения; повышение в должности или переход на смежную должность; необходимость освоить новую профессию; смена места жительства, связанная с более широкими профессиональными возможностями и пр.
Вышесказанное обусловливает обращение педагогики профессионального образования к исследованию проблемы развития
профессиональной мобильности педагогов: решаются задачи подготовки профессионально мобильных педагогов в системе дополнительного образования (Л.А. Амирова, Т.М. Большакова, Ю.И. Калиновский и др.), выявляется потенциал инновационного образования в решении обозначенной проблемы (Б.М. Игошев, Н.В. Сидорова, Н.П. Шаровой и др.).
В педагогических и психологических исследованиях понятие «профессиональная мобильность» определяется как в широком смысле - применительно к личности
специалиста в целом (Ю.Ю. Дворецкая [2], Е.А. Никитина [7], И.Г. Шпакина [8] и др.), так и в узком профессиональном -
«внутрипрофессиональная мобильность» (С.Е. Каплина [4], Л.П. Меркулова [20] и др.). Профессиональная мобильность учителя
рассматривается нами в узком, «внутрипрофессиональном» смысле и определяется как динамическое интегративное качество личности, выражающееся в осознании необходимости непрерывного
профессионального самообразования, в готовности к успешной профессиональной адаптации и творческой самореализации в меняющихся условиях осуществления профессиональной педагогической
деятельности.
Важной задачей развития
внутрипрофессиональной мобильности
педагогов выступает выявление и описание совокупности факторов развития
профессиональной мобильности учителя. Ее решение осуществлялось посредством: педагогического наблюдения за деятельностью учителей на занятиях, проводимых в рамках реализации программ дополнительного профессионального образования; отслеживания характера их участия в научных, методических, научно-практических мероприятиях
(конференциях, семинарах, мастер-классах, круглых столах), организованных на базе вуза; осуществления наблюдения за непосредственно учебной, воспитательной и методической работой в школе, преимущественно в период руководства педагогической практикой студентов; составления совместно с учителями «индивидуальных карт» (фиксирующих результаты на момент составления) и «маршрутных карт» (своеобразной программы действия) развития профессиональной мобильности; изучения продуктов деятельности учителей; индивидуализированных опросов учителей, бесед с ними. В целом за три года в исследовании было задействовано около 600 специалистов сферы общего образования, среди них директора и заместители директоров общеобразовательных организаций, учителя-предметники средней и старшей ступеней обучения, учителя начальных классов.
Рассматривая вслед за В.И. Загвязинским и Т.А. Строковой фактор как внутреннюю причину, источник, движущую силу развития и совершенствования процессов и объектов [3] в ходе исследования выявлены внешние и внутренние факторы объективного и субъективного характера, которые влияют на развитие внутрипрофессиональной мобильности учителей. Для их описания и представления воспользуемся, предварительно модифицировав, факторной моделью, предложенной М.А. Лариной [5, с. 56 - 57].
На процесс развития
внутрипрофессиональной мобильности учителя оказывают влияние три группы факторов: макро-, мезо- и микрофакторы.
Макрофакторы - факторы социальноправового и социально-экономического характера, связанные с государственной политикой в области образования (законодательные изменения в сфере
образования, обусловливающие серьезные системные изменения в образовании в целом и педагогической деятельности, в частности (стандартизация (в т.ч. принципиально иное понимание образовательных стандартов и их фундаментальная методологическая
переработка), информатизация и
дифференциация (в т.ч. профилизация старшей
ступени) образования); оптимизационные процессы в системе образования страны; изменение профессии -
расширение/модификация спектра направлений подготовки и видов профессиональной деятельности, повышение или понижение ее престижа в обществе, вызванные научнотехническими и социально-экономическими предпосылками;
Мезофакторы - факторы, связанные с региональными особенностями территории и особенностями региональной образовательной политики:
- факторы объективного социально-
экономического характера (географическое положение региона; плотность населения; удаленность от столицы и крупнейших научных центров страны; потребности регионального рынка труда; средняя заработная плата педагогических работников и др.);
- факторы объективного социально-
культурного характера (развитая культурнообразовательная среда (или система сред); функционирование научных центров;
качественный кадровый потенциал, в частности доля лиц с высшим образованием, задействованных в системе общего образования; развитая система профессионально-
педагогических сообществ; обоснованность и рациональность оптимизационных мероприятий в региональной системе образования; наличие профильных образовательных организаций высшего образования, их статус, кадровый потенциал, спектр направлений и профилей
подготовки педагогических кадров в данных вузах и качество образования в них; наличие образовательных организаций, имеющих
лицензию на реализацию программ дополнительного образования (в т.ч. программ переподготовки и программ повышения квалификации по педагогическим направлениям подготовки).
Микрофакторы - факторы, связанные с личностными качествами, профессиональной активностью и непосредственными условиями работы учителя:
- факторы объективного организационно-
потенциального характера (тип и вид общеобразовательной организации, в которой осуществляется профессиональная деятельность; ее статус, финансово-материальное состояние и обеспечение современной материальнотехнической базой; наличие развивающей профессионально-личностной среды [1]; социальное партнерство - уровень связей с высшими учебными заведениями,
реализующими программы высшего и
дополнительного образования по
педагогическим направлениям подготовки, с институтами развития образования, с передовыми общеобразовательными
организациями, имеющими инновационный потенциал и демонстрирующими высокие образовательные результаты);
- факторы объективного социально-
индивидуального характера (социальное происхождение; тип и вид учебного заведения, в котором получено образование; специализация и/или направленность полученного образования; разносторонность имеющегося опыта профессиональной деятельности;
профессиональная пригодность);
- факторы субъективного социальноиндивидуального характера, связанные с внутренней мотивацией и технологической готовностью учителя к профессиональной адаптации и непрерывному профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию в меняющихся условиях осуществления
профессиональной педагогической деятельности (профессиональные намерения,
профессиональная активность (степень сознательности, ответственности),
профессиональные интересы, профессиональная направленность личности, профессиональная обучаемость, наличие профессионально значимых личностных качеств).
Предложенная совокупность факторов развития профессиональной мобильности учителя не исчерпывает перечень всех возможных факторов, однако является достаточной для разработки и проектирования моделей развития профессиональной мобильности учителей, как работающих в современной школе, так и тех, кому предстоит начать профессиональную деятельность в скором времени - студентов педагогических направлений и профилей подготовки. Разработка и апробирование данных моделей - перспектива исследования.
Литература:
1. Гильмеева Р.Х., Политковская Р.Г.
Технологическое обеспечение формирования
развивающей профессионально-личностной среды учителя в начальной школе // Казанский
педагогический журнал. - Казань. - 2015.-№ 4. - С. 2225.
2. Дворецкая Ю.Ю. Психология профессионально мобильной личности: дис. ... канд. психол. наук. - Краснодар, 2007. - 147 с.
3. Загвязинский В.И., Строкова Т.А. Педагогическая инноватика: проблемы стратегии и тактики: монография. - Тюмень, 2011. - 176 с.
4. Каплина С.Е. Концептуальные и
технологические основы формирования
профессиональной мобильности будущих инженеров в процессе изучения гуманитарных дисциплин: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Чебоксары, 2008. -46 с.
5. Ларина М.А. Профессиональное воспитание будущего учителя физики в образовательном процессе университета: дис. ... канд. пед. наук. - Елец, 2002. - 147 с.
6. Меркулова Л.П. Формирование профессиональной мобильности специалистов технического профиля средствами иностранного языка: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Самара, 2008. - 40 с.
7. Никитина Е.А. Функциональное значение профессиональной мобильности в подготовке специалиста // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. - 2006. - № 2. - С. 3438.
8. Шпакина И.Г. Развитие компетентности руководителей школ в вопросах управления персоналом в муниципальной системе образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Омск, 2007. - 34 с.
Сведения об авторах:
Карпачева Ирина Анатольевна (г. Елец, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, директор института психологии и педагогики Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина, e-mail: [email protected]
Data about the author:
I. Karpachyova (Yelets, Russia), candidate of pedagogic sciences, associate professor, director of Institute of Psychology and Pedagogy of Bunin Yelets State University, e-mail: [email protected]