Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В СФЕРЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ РАБОЧИХ ПРОГРАММ ВОСПИТАНИЯ'

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В СФЕРЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ РАБОЧИХ ПРОГРАММ ВОСПИТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нечаев М.П.

Обоснована необходимость целенаправленной подготовки педагогических и руководящих работников образовательных организаций к проектированию рабочей программы воспитания. Представлены структура, содержание и технология реализации соответствующей дополнительной профессиональной программы повышения квалификации. Публикуются отзывы обучающихся, полученные в ходе мониторинга качества образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нечаев М.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF TEACHERS IN THE ELD OF DESIGNING WORK PROGRAMS OF EDUCATION

The article substantiates the need for targeted training of teachers and managers of educational organizations to design a work program of education, presents the structure, content and technology of implementing an appropriate additional professional training program. The reviews of students received during the monitoring of the quality of education are presented

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В СФЕРЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ РАБОЧИХ ПРОГРАММ ВОСПИТАНИЯ»

УДК 371

М.П. НЕЧАЕВ

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В СФЕРЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ РАБОЧИХ ПРОГРАММ ВОСПИТАНИЯ

Обоснована необходимость целенаправленной подготовки педагогических и руководящих работников образовательных организаций к проектированию рабочей программы воспитания. Представлены структура, содержание и технология реализации соответствующей дополнительной профессиональной программы повышения квалификации. Публикуются отзывы обучающихся, полученные в ходе мониторинга качества образования.

Ключевые слова: воспитание, рабочая программа воспитания, проектирование рабочей программы воспитания, повышение квалификации педагогов.

The article substantiates the needfor targeted training of teachers and managers of educational organizations to design a work program of education, presents the structure, content and technology of implementing an appropriate additional professional training program. The reviews of students received during the monitoring of the quality of education are presented.

Keywords: education, work program of education, design of the work program of education, professional development of teachers.

Воспитание, как считали еще античные философы, - дело государственной важности. И сегодня воспитание молодого поколения является как никогда социально востребованной и актуальной функцией школы.

В пояснительной записке к законопроекту № 960545-7 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся» говорится, что воспитание должно осуществляться на основе рабочей программы и календарного плана, включаемых в примерные основные образовательные программы [2, 3].

Целевым ориентиром общеобразовательной организации в сфере воспитания является личностное развитие

© Нечаев М.П., 2021

детей, подростков и юношества. Ключевые задачи системы воспитания могут быть рассмотрены сквозь призму компонентов культуры - знаниевого, отношенческого и практико-действен-ного: усвоение социально значимых знаний, норм и ценностей школьниками; развитие у них позитивного отношения к этим знаниям и общественным ценностям; формирование опыта поведения и деятельности в соответствии с усвоенными ценностями; приобретение первичного опыта осуществления социально полезных дел. Указанные задачи могут быть решены только в непрерывном развитии личности, которая будет являться не только и не столько объектом воспитания, сколько субъектом своего личностного приращения, саморазвития.

Организация воспитательного процесса в соответствии с этим требует выполнения комплекса мер, включающих актуализацию потребностей конкретной школы в связи со спецификой ее социально-образовательной среды и имеющихся ресурсов, постановку целей, задач и проектирование воспитательной деятельности на основе базовых национальных ценностей и современного национального идеала с учетом особенностей конкретной школы. Воспитание уже не рассматривается как совокупность мероприятий: это развивающаяся система взаимодействия детско-взрослых общностей, в том числе родителей и социальных партнеров. Воспитательный процесс осуществляется на основе ценностей мировой и национальной культуры в контексте социального многообразия. Активно реализуется воспитательный ресурс урока и внеурочной деятельности, классных и общешкольных социально значимых ключевых дел, самоуправления и коллективного планирования для развития индивидуальности каждого ребенка, оказания помощи семье в развитии его субъектных свойств и профессиональном самоопределении.

Социально-образовательное пространство школы априори несет в себе огромный воспитывающий потенциал. Здесь воспитывает все: учебная информация и методы ее освоения, окружающая предметно-архитектурная среда и особенности организации урока и внеурочного занятия, характер взаимодействий субъектов образовательных отношений друг с другом и с планируемым образовательным результатом. Воспитывает весь облик учителя, его профессионально-личностные качества, ценностные

ориентиры, культура в целом. Все это требует непрерывного совершенствования психолого-педагогической компетентности и культуры педагога, что может быть осуществлено в системе повышения профессиональной квалификации.

Изменения, внесенные в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся, потребовали создания условий для развития соответствующих компетенций руководящих и педагогических работников общеобразовательных школ. С этой целью профессорско-преподавательским составом кафедры методики воспитания и дополнительного образования государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Московской области «Академия социального управления» была разработана дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (ДПП ПК) «Рабочая программа воспитания: от проектирования к эффективной реализации» в объеме 18 часов (авторы-составители -М.П. Нечаев, Г.А. Романова).

Программа направлена на развитие профессиональных компетенций заместителей директоров школ по воспитательной работе и педагогических работников в области проектирования и организации воспитания обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС ОО. Программа реализуется в очно-заочной форме с электронным обучением на платформе dot.asou-mo.ru.

Далее рассмотрим основное предназначение рассматриваемой программы повышения квалификации. В ходе освоения ДПП ПК слушатели:

• познакомятся с целями и задачами рабочей программы воспитания в соответствии с требованиями ФГОС ОО, со структурой данной программы и технологией ее проектирования;

• научатся грамотно выстраивать процесс целеполагания в русле требований ФГОС ОО и в соответствии со спецификой конкретной школы, особенностями организуемого в ней воспитательного процесса, разрабатывать содержание модулей рабочей программы воспитания и определять оптимальные виды, формы реализации этого содержания, проектировать календарный план воспитательной работы общеобразовательной организации;

• овладеют алгоритмом самоанализа воспитательной работы школы;

• разработают один из модулей программы воспитания для своей школы.

Содержание программы повышения квалификации раскрывается в следующих разделах: «Общие требования к организации воспитания в общеобразовательной школе. Цель и задачи воспитания в соответствии с ФГОС ОО», «Проектирование рабочей программы воспитания», «Календарный план воспитательной работы общеобразовательной организации», «Виды, формы и содержание деятельности, направленные на формирование и развитие чувства патриотизма и гражданственности обучающихся».

Содержание программы реализуется в форме лекций, практических занятий и самостоятельной работы слушателей. Рассмотрение теоретико-методологических аспектов программного материала осуществляется

во время лекций, на которые отведено всего два аудиторных часа. Практические занятия включают такие интерактивные формы работы, как круглый стол, организационно-деятельностная игра, дебрифинг. В ходе самостоятельной работы на основе рекомендаций преподавателей и дополнительных материалов слушатели закрепляют знание алгоритма проектирования рабочей программы воспитания, актуализируют способность разрабатывать ее научно-методическое обеспечение, развивают умение проектировать и осуществлять организацию совместной деятельности всех участников образовательных отношений, формируя особую общность, практикуют освоение эффективных форм коллективной и индивидуальной развивающей деятельности обучающихся, в том числе детей с особыми образовательными потребностями.

Диагностические процедуры, осуществляемые в конце первого занятия, позволяют выявить уровень полученных знаний в вопросах разработки программы воспитания и обеспечить в дальнейшем адресный подход к формированию планируемых образовательных результатов.

Представим содержание программы повышения квалификации более подробно.

Анализ педагогической практики школ выявил серьезные затруднения педагогов в вопросах целеполагания. Поэтому один из аспектов теоретического блока программы направлен на систематизацию знаний слушателей в области постановки целей и задач, на развитие их грамотности в вопросах определения стратегии и тактики воспитательной деятельности, выявления проблемного поля, с которым

следует работать. Теоретические материалы дополнительной профессиональной программы содержат общие требования к организации воспитания в общеобразовательной школе, цели и задачи воспитания подрастающего поколения в соответствии с ФГОС ОО. Лекционные материалы, размещенные в электронной образовательной среде АСОУ, раскрывают основополагающие принципы осуществления процесса воспитания в образовательной организации, развивают представление о традициях воспитания и целевых приоритетах воспитания в соответствии с тремя уровнями общего образования. Это является важным для разработки разделов программы воспитания, отражающих особенности воспитательного процесса каждой конкретной школы и описывающих специфику ее деятельности в контексте этих особенностей, включая постановку целей и задач воспитания, которые направлены на достижение цели, заданной на основе базовых общественных ценностей и потребностей субъектов образовательных отношений.

Интерактивные формы деятельности в русле рассматриваемой ДПП ПК направлены на формирование умения педагогов проектировать рабочую программу воспитания и научно-методическое обеспечение ее реализации. На одном из практических занятий идет развитие представлений слушателей о структуре (разделах) рабочей программы воспитания, инвариантных и вариативных модулях программы [1]. Здесь раскрываются направления воспитательной работы школы и принципы отбора содержания рабочей программы воспитания, общее и специфическое в нем.

Предлагаемая слушателям в ходе обучения организационно-деятельност-ная игра позволяет проектировать стратегию и тактику воспитательной деятельности конкретной школы, т.е. дает возможность обосновать, каким образом будет осуществляться достижение поставленных цели и задач воспитания.

Следующее занятие, проводимое в форме внеаудиторной самостоятельной работы, посвящено систематизации знаний и развитию умений педагогов в определении видов, форм и содержания деятельности, направленных на формирование и развитие чувства патриотизма и гражданственности обучающихся. Выполняя социальный заказ и требования ФГОС к образовательным результатам обучающихся, школа реализует условия для личностного развития детей, подростков и юношества, формирует особую социально-образовательную среду, направленную на формирование основ российской идентичности и соответствующих ценностных установок, системы знаний и социально значимых отношений обучающихся, развитие мотивации к активному участию в социально-значимой деятельности, усвоение правил и норм поведения в социуме; создает условия для приобретения школьниками первичного опыта в организации и выполнении социально значимых дел. Данные установки заложены как целевые ориентиры рабочей программы воспитания. Поставленные задачи обусловливают необходимость тщательного рассмотрения со слушателями комплекса видов, форм и содержания деятельности, направленных на формирование и развитие чувства патриотизма и гражданственности обучающихся.

Данные аспекты деятельности отрабатываются в практической части предлагаемой программы повышения квалификации, обеспечивая развитие умения педагогов как успешно включать обучающихся в совместную деятельность, так и организовывать их деятельность индивидуальную, направленную на формирование духовно-нравственных ценностей, развитие чувства патриотизма и гражданственности. Слушатели программы разрабатывают комплекс мер, направленных на решение данных задач в условиях реализации одного из модулей рабочей программы воспитания. Данные умения будут востребованы при разработке педагогами раздела программы «Виды, формы и содержание деятельности» в соответствии со спецификой наполнения инвариантных модулей и модулей вариативных.

Для подведения итогов освоения технологии проектирования рабочей программы воспитания и обсуждения основных аспектов разработки целевого, содержательного и технологического компонентов программы, а также актуализации трудностей, возникающих при этом, предусмотрены интерактивные формы работы, такие как круглый стол и дебрифинг.

В помощь педагогам общеобразовательных организаций работниками кафедры методики воспитания и дополнительного образования АСОУ подготовлены и изданы учебно-методические пособия: «Планово-прогностическая функция управления воспитательным процессом» (М.П. Нечаев); «Руководство проектной деятельностью обучающихся» (Г.А. Романова); «Экологическое воспитание школьников» (Н.К. Беспятова, И.В. Штанько).

Пособие, подготовленное М.П. Нечаевым, содержит методические рекомендации по написанию программ и планов (в том числе календарных) воспитательной деятельности на разных уровнях образования, т.е. имеет адресный характер и может быть эффективно использовано в соответствии с возрастными особенностями и потребностями обучающихся. Материалы пособия будут весьма полезны при разработке второго раздела рабочей программы воспитания, посвященного целеполаганию и определению задач воспитательной деятельности образовательной организации в соответствии со спецификой ее воспитательной направленности. Особо востребованными материалы пособия будут при проектировании содержания воспитательной деятельности и инструментария его реализации, что составляет третий раздел рабочей программы воспитания, а также при подготовке календарного плана воспитательной работы школы. В соответствии с требованиями ФГОС ОО проектная деятельность является обязательной для обучающихся: на законодательном уровне актуализирована потребность государства и общества в обеспечении условий формирования и развития творческой личности, обладающей критическим мышлением и способной проектировать свое личностное и профессиональное развитие. Поэтому методические рекомендации по организации и руководству проектной деятельностью обучающихся (автор Г.А. Романова) могут быть использованы при разработке инвариантных модулей программы воспитания, связанных с деятельностью классного руководителя и учителя-предметника, а также вариатив-

ного модуля, целеориентированного на решение задач воспитания личности посредством ключевых общешкольных дел. Материалы пособия Н.К. Беспятовой и И.В. Штанько по экологическому воспитанию школьников могут быть полезны педагогам общеобразовательных школ при разработке таких модулей программы воспитания, как «Курсы внеурочной деятельности», «Экскурсии, экспедиции, походы» и др.

Освоение предлагаемой программы повышения квалификации более чем 1,5 тыс. педагогических и руководящих работников общеобразовательных организаций из 48 городских округов Московской области позволит избежать трудностей различного характера при проектировании рабочих программ воспитания и обеспечить качество достижения планируемого результата в соответствии с требованиями ФГОС ОО.

В заключение приведем несколько отзывов слушателей об освоении программы в электронной образовательной среде АСОУ, представленных на итоговом форуме на сайте курса.

«Курсы по данной программе оказались весьма интересны и имели ярко выраженную практическую направленность. Данный курс был для меня очень полезен. Понравился всесторонний охват рассматриваемых вопросов, возможность пользоваться статьями, презентациями, методическими рекомендациями разработчиков "Примерной программы воспитания", коллективов апробационных площадок, сотрудников кафедры методики воспитания и дополнительного образования АСОУ, просмотреть вебинары. Благодарю за компактно изложенный

системный материал, наглядный и доходчивый. Буду и в дальнейшем пользоваться предоставленными материалами в работе» (Н.Л. Гарина, заместитель директора по УВР, МБОУ СОШ № 6 г.о. Рошаль).

«При обучении на курсе "Рабочая программа воспитания: от проектирования к эффективной реализации" получила много новой и полезной для себя информации. Была возможность в свободное время просматривать в режиме офлайн статьи, презентации, вебинары, что немаловажно при плотном графике работы. Очень довольна обучением. Вся информация качественная, а самое главное - необходимая для работы» (Т.П. Еремина, зам. директора по ВР, МБОУ СОШ № 10, г.о. Лобня).

«Информация предоставлена в доступной электронной форме. Неоценима возможность пользоваться презентациями, статьями, методическими рекомендациями разработчиков. Информация, полученная на курсах, необходима для дальнейшей работы по проектированию и реализации рабочей программы воспитания» (О.Н. Ша-тохина, зам. директора по ВР, МБОУ СОШ № 22, г.о. Балашиха).

«Электронное обучение помогло разобраться в современных технологиях формирования рабочей программы воспитания. "Живые" методические материалы, возможность познакомиться с авторскими программами, прослушивать вебинары - все это позволило определить разделы программы и приоритетные модули нашего лицея» (И.Н. Бозунова, зам. директора по ВР, МБОУ «Лицей им. Героя Советского Союза В.В. Гусева», г.о. Рошаль).

литература и электронные ресурсы

1. Апробация и внедрение примерной программы воспитания. URL: http://form.instrao.ru (дата обращения: 26.06.2021).

2. Законопроект № 960545-7 «О внесении изменений в Федеральный закон "Обобразовании в Российской Федерации"». URL: http://fgosvo.ru/files/files/164896940.pdf (дата обращения: 26.06.2021).

3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 31.07.2020 № 304-Ф3).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.