Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ ПРОЕКТИРОВАНИЮ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ В ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ АКАДЕМИИ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ'

ОБУЧЕНИЕ ПРОЕКТИРОВАНИЮ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ В ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ АКАДЕМИИ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГОВ / ВОСПИТАНИЕ / ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нечаев Михаил Петрович, Романова Галина Александровна

В статье обоснована необходимость специальной целенаправленной подготовки педагогических и руководящих работников общеобразовательных организаций к проектированию рабочей программы воспитания, которая в соответствии с новой редакцией «Закона об образовании в Российской Федерации» является обязательной частью основных образовательных программ. Рассмотрены структура, содержание и технология реализации дополнительной профессиональной программы повышения квалификации, направленной на развитие профессиональных компетенций педагогов в области проектирования и организации воспитания обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС ОО).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нечаев Михаил Петрович, Романова Галина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HOW OF MORAL EDUCATION PROGRAM DESIGN IN THE ELECTRONIC EDUCATIONAL ENVIRONMENT AT THE ACADEMY OF PUBLIC ADMINISTRATION

The article substantiates the need for special targeted training of teachers and managers of General education organizations in designing the program of moral education, which is an obligatory part of the main educational programs as indicated in the new version of the law «On education in the Russian Federation». The article considers the structure, content and technology of implementing additional professional development programs aimed at teacher professional competencies in the field of designing and guiding character formation in learners in accordance with the requirements of the Federal state standards of General education (FSES OO) are considered.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ ПРОЕКТИРОВАНИЮ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ В ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ АКАДЕМИИ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

Переподготовках и повышение квалификации педагогов

УДК 371

М. П. Нечаев, Г. А. Романова

Обучение проектированию рабочей программы воспитания

в электронной образовательной среде Академии социального управления

Аннотация

В статье обоснована необходимость специальной целенаправленной подготовки педагогических и руководящих работников общеобразовательных организаций к проектированию рабочей программы воспитания, которая в соответствии с новой редакцией «Закона об образовании в Российской Федерации» является обязательной частью основных образовательных программ. Рассмотрены структура, содержание и технология реализации дополнительной профессиональной программы повышения квалификации, направленной на развитие профессиональных компетенций педагогов в области проектирования и организации воспитания обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС ОО).

I

Ключевые слова: проектирование рабочей программы воспитания; повышение квалификации педагогов; профессиональные компетенции педагогов; воспитание; личностные результаты обучающихся.

M. P. Nechaev, G. A. Romanova

The how of moral education program design in the electronic educational environment at the Academy of Public Administration

Abstract

The article substantiates the need for special targeted training of teachers and managers of General education organizations in designing the program of moral education, which is an obligatory part of the main educational programs as indicated in the new version of the law «On education in the Russian Federation». The article considers the structure, content and technology of implementing additional professional development programs aimed at teacher professional competencies in the field of designing and guiding character formation in learners in accordance with the requirements of the Federal state standards of General education (FSES OO) are considered.

I Keywords: design of a moral education program; teacher professional development; teacher professional competencies; education; personal results of learners.

46

Инновационные проекты и программы в образовании № 2, 2021

Воспитание, как считали еще античные философы, — дело государственное, дело государственной важности. И сегодня к воспитанию молодого поколения, к процессу целенаправленного управления духовным развитием детей и подростков, подготовки их к активной социальной жизни, эффективной трудовой деятельности государство предъявляет особые требования. Воспитание, обеспечивая школьникам успешность позитивной социализации, налаживание ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми на основе социально значимых норм и правил, мотивации к учебной и трудовой деятельности, становится как никогда социально востребованной и актуальной функцией общеобразовательной школы.

В новой редакции Федерального закона № 273 «Об образовании в Российской Федерации» расширяется и уточняется понятие воспитания в образовательной организации. В пояснительной записке к законопроекту № 960545-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» говорится, что воспитание обучающихся будет составной частью образовательных программ. Оно должно будет проводиться на основе рабочей программы и календарного плана, включаемых в примерные основные образовательные программы, предусмотренные статьей 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [1; 2].

Целевым ориентиром общеобразовательной организации в сфере воспитания становится личностное развитие детей, подростков и юношества. Ключевые задачи системы воспитания могут быть рассмотрены сквозь призму компонентов культуры — знаниевого, отношенческого и практи-ко-действенного: усвоение социально значимых знаний, норм и ценностей школьниками; развитие у них позитивного отношения к этим знаниям и общественным ценностям; формирование опыта поведения и деятельности в соответствии с усвоенными ценностями; приобретение первичного опыта осуществления социально полезных дел. Указанные задачи могут быть решены только в непрерывном развитии личности, которая будет являться не только и не столько объектом воспитания, сколько субъектом своего личностного приращения, саморазвития.

Организация воспитательного процесса в соответствии с этими целевыми ориентирами требует выполнения комплекса мер, включающих актуализацию потребностей конкретной школы, которые определяются спецификой ее социально-образовательной среды и имеющимися ресурсами; постановку целей, задач и проектирование воспитательной деятельности на основе базовых национальных ценностей и современного национального идеала с учетом особенностей конкретной школы. Воспитание сегодня рассматривается

не как совокупность мероприятий, а как развивающаяся система взаимодействия детско-взрослых общностей, в том числе родителей и социальных партнеров.

Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников осуществляется на основе ценностей мировой и национальной культуры в контексте социального многообразия. Активно реализуется воспитательный ресурс урока и внеурочной деятельности, классных и общешкольных социально значимых ключевых дел, самоуправления и коллективного планирования для развития индивидуальности каждого ребенка, оказания помощи семье в развитии его субъектных свойств и профессиональном самоопределении.

Социально-образовательное пространство школы несет в себе априори огромный воспитывающий потенциал. Здесь воспитывает всё: учебная информация и методы ее освоения, окружающая предметно-архитектурная среда, особенности организации урока и внеурочного занятия, характер взаимодействий субъектов образовательных отношений друг к другу и к планируемым образовательным результатам. Воспитывает также облик учителя, его профессионально-личностные качества, ценностные ориентиры, культура в целом. Всё это требует непрерывного совершенствования психолого-педагогической компетентности и культуры педагога, что может быть осуществлено в системе повышения профессиональной квалификации.

Изменения, внесенные в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся, потребовали создания условий для развития соответствующих компетенций руководящих и педагогических работников общеобразовательных школ. С этой целью профессорско-преподавательским составом кафедры методики воспитания и дополнительного образования государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Московской области «Академия социального управления» (АСОУ) была разработана дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (ДПП ПК) «Рабочая программа воспитания: от проектирования к эффективной реализации» в объеме 18 часов (авторы-составители М. П. Нечаев, Г. А. Романова).

Программа направлена на развитие профессиональных компетенций заместителей директоров общеобразовательных организаций, курирующих воспитательную работу, педагогов-организаторов и социальных педагогов в области проектирования и организации воспитания обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС ОО. Она также может быть интересна всем педагогическим работникам образовательных организаций. Программа реализуется в очно-заочной форме с электронным обучением на платформе dot.asou-mo.ru.

Особо следует отметить, что электронное обучение «в процессе освоения содержания программы также развивает у педагогов грамотность в использовании Интернета как ресурса непрерывного профессионального педагогического образования: ресурса для нахождения информации, ее обработки и использования в целях генерации необходимого профессионального знания» [4, с. 110].

Далее рассмотрим основное предназначение рассматриваемой программы повышения квалификации. В ходе освоения ДПП ПК слушатели имеют возможность:

• ознакомиться с целями и задачами рабочей программы воспитания в соответствии с требованиями ФГОС ОО; со структурой данной программы и технологией ее проектирования;

• научиться грамотно выстраивать процесс це-леполагания в русле требований ФГОС ОО и в соответствии со спецификой конкретной школы, особенностями организуемого в ней воспитательного процесса; разрабатывать содержание модулей рабочей программы воспитания и определять оптимальные виды, формы реализации этого содержания; проектировать календарный план воспитательной работы общеобразовательной организации;

• овладеть алгоритмом самоанализа воспитательной работы школы;

• разработать один из модулей программы воспитания для своей школы.

Содержание программы повышения квалификации раскрывается в следующих разделах: «Общие требования к организации воспитания в общеобразовательной школе. Цель и задачи воспитания в соответствии с ФГОС ОО», «Проектирование рабочей программы воспитания», «Календарный план воспитательной работы общеобразовательной организации», «Виды, формы и содержание деятельности, направленные на формирование и развитие чувства патриотизма и гражданственности обучающихся».

Содержание программы реализуется в форме лекций, практических занятий и самостоятельной работы слушателей. Рассмотрение теоретико-методологических аспектов программного материала осуществляется во время лекций, на которые отведено всего два аудиторных часа. Практические занятия включают такие интерактивные формы работы, как круглый стол, орга-низационно-деятельностная игра, дебрифинг. В ходе самостоятельной работы на основе рекомендаций преподавателей и дополнительных материалов слушатели закрепляют знание алгоритма проектирования рабочей программы воспитания, актуализируют способность разрабатывать ее научно-методическое обеспечение, развивают умение проектировать и осуществлять организацию совместной деятельности всех участников обра-

зовательных отношений, формируя особую общность; на практике осваивают эффективные формы коллективной и индивидуальной развивающей деятельности обучающихся, в том числе детей с особыми образовательными потребностями.

Диагностические процедуры, осуществляемые в конце первого занятия, позволяют выявить уровень полученных знаний в вопросах разработки программы воспитания и обеспечить в дальнейшем адресный подход к формированию планируемых образовательных результатов.

Представим содержание программы повышения квалификации более подробно.

Анализ педагогической практики школ выявил серьезные затруднения педагогов в вопросах целе-полагания. Поэтому один из аспектов теоретического блока программы направлен на систематизацию знаний слушателей в области постановки целей и задач, развитие их грамотности в вопросах определения стратегии и тактики воспитательной деятельности, выявление проблемного поля, с которым следует работать. Теоретические материалы дополнительной профессиональной программы содержат общие требования к организации воспитания в общеобразовательной школе, цели и задачи воспитания подрастающего поколения в соответствии с ФГОС ОО. Лекционные материалы, размещенные в электронной образовательной среде АСОУ, раскрывают основополагающие принципы осуществления процесса воспитания в образовательной организации, развивают представление о традициях воспитания и целевых приоритетах воспитания в соответствии с тремя уровнями общего образования. Всё это необходимо для разработки разделов программы воспитания, отражающих особенности воспитательного процесса каждой конкретной школы и описывающих специфику ее деятельности в контексте этих особенностей, включая постановку целей и задач воспитания, которые направлены на достижения цели, заданной на основе базовых общественных ценностей и потребностей субъектов образовательных отношений.

Интерактивные формы деятельности в русле рассматриваемой ДПП ПК направлены на формирование умения педагогов проектировать рабочую программу воспитания и научно-методическое обеспечение ее реализации. Одно из практических занятий посвящено развитию представлений слушателей о структуре (разделах) рабочей программы воспитания, инвариантных и вариативных модулях программы [3]. На занятии раскрываются направления воспитательной работы школы и принципы отбора содержания рабочей программы воспитания, общее и специфическое в нем. Предлагаемая слушателям в ходе обучения организационно-деятельностная игра позволяет проектировать стратегию и тактику воспитательной деятельности конкретной школы, то есть дает

48

Инновационные проекты и программы в образовании № 2, 2021

возможность обосновать, каким образом будут осуществляться достижение поставленной цели и решение задач воспитания.

Следующее занятие, проводимое в форме внеаудиторной самостоятельной работы, посвящено систематизации знаний и развитию умений педагогов в определении видов, форм и содержания деятельности, направленных на формирование и развитие чувства патриотизма и гражданственности обучающихся. Выполняя социальный заказ и требования ФГОС к образовательным результатам обучающихся, школа реализует условия для личностного развития детей, подростков и юношества, выстраивает особую социально-образовательную среду, способствующую формированию основ российской идентичности и соответствующих ценностных установок, системы знаний и социально значимых отношений обучающихся, развитию мотивации к активному участию в социально значимой деятельности, усвоению правил и норм поведения в социуме; создает условия для приобретения школьниками первичного опыта в организации и выполнении социально значимых дел. Такие установки заложены как целевые ориентиры рабочей программы воспитания. Поставленные задачи обусловливают необходимость тщательного рассмотрения со слушателями комплекса видов, форм и содержания деятельности, направленных на формирование и развитие чувства патриотизма и гражданственности обучающихся.

Данные аспекты деятельности отрабатываются в практической части предлагаемой программы повышения квалификации, обеспечивая развитие умения педагогов не только успешно включать обучающихся в совместную деятельность, но и организовывать их индивидуальную деятельность, направленную на формирование духовно-нравственных ценностей, развитие чувства патриотизма и гражданственности. Слушатели программы разрабатывают комплекс мер по решению поставленных задач в условиях реализации одного из модулей рабочей программы воспитания. Формируемые умения будут востребованы при разработке педагогами раздела программы «Виды, формы и содержание деятельности» в соответствии со спецификой наполнения инвариантных модулей и модулей вариативных.

Для подведения итогов освоения технологии проектирования рабочей программы воспитания и обсуждения основных аспектов разработки целевого, содержательного и технологического компонентов программы, а также для актуализации трудностей, возникающих при этом, предусмотрены интерактивные формы работы, такие как круглый стол и дебрифинг.

В помощь педагогам общеобразовательных организаций работниками кафедры методики воспитания и дополнительного образования АСОУ

подготовлены и изданы учебно-методические пособия: М. П. Нечаев «Планово-прогностическая функция управления воспитательным процессом». — М.: АСОУ, 2020. — 112 с. (Совершенствование деятельности классных руководителей. Вып. 34) и Г. А. Романова «Руководство проектной деятельностью обучающихся. — М.: АСОУ, 2020. — 108 с. (Совершенствование деятельности классных руководителей. Вып. 35); методическое пособие Н. К. Беспятова, И. В. Штанько «Экологическое воспитание школьников». — М.: АСОУ, 2020 (Совершенствование деятельности классных руководителей. Вып. 36).

Пособие, подготовленное М. П. Нечаевым, содержит методические рекомендации по написанию программ и планов (в том числе календарных) воспитательной деятельности на разных уровнях образования, то есть имеет адресный характер и может быть эффективно использовано в соответствии с возрастными особенностями и потребностями обучающихся. Материалы пособия будут весьма полезны при разработке второго раздела рабочей программы воспитания, посвященного целеполаганию и определению задач воспитательной деятельности образовательной организации в соответствии со спецификой ее воспитательной направленности. Особо востребованными материалы пособия будут при проектировании содержания воспитательной деятельности и инструментария его реализации, что составляет третий раздел рабочей программы воспитания, а также при подготовке календарного плана воспитательной работы школы.

В соответствии с требованиями ФГОС ОО проектная деятельность — обязательна для обучающихся: на законодательном уровне актуализирована потребность государства и общества в обеспечении условий формирования и развития творческой личности, обладающей критическим мышлением и способной проектировать свое личностное и профессиональное развитие. Поэтому методические рекомендации по руководству проектной деятельностью обучающихся (автор Г. А. Романова) могут быть использованы при разработке инвариантных модулей программы воспитания, связанных с деятельностью классного руководителя и учителя-предметника, а также вариативного модуля, ориентированного на решение задач воспитания личности посредством ключевых общешкольных дел. Материалы пособия Н. К. Беспятовой и И. В. Штанько по экологическому воспитанию школьников могут быть полезны педагогам общеобразовательных школ при разработке таких модулей программы воспитания, как «Курсы внеурочной деятельности», «Экскурсии, экспедиции, походы» и др.

Освоение предлагаемой программы повышения квалификации педагогическими и руководящими работниками общеобразовательных орга-

низаций (810 слушателей из 32 городских округов Московской области) позволит избежать трудностей различного характера при проектировании рабочих программ воспитания и обеспечить качество достижения планируемого результата в соответствии с требованиями ФГОС ОО.

В заключение приведем несколько отзывов слушателей об освоении программы в электронной образовательной среде АСОУ, представленных на итоговом форуме на сайте курса. • Курсы по данной программе оказались весьма интересны и имели ярко выраженную практическую направленность. Данный курс был для меня очень полезен. Понравились всесторонний охват рассматриваемых вопросов, предоставленная возможность пользоваться статьями, презентациями, методическими рекомендациями разработчиков Примерной программы воспитания, коллективов апробационных площадок, сотрудников кафедры методики воспитания и дополнительного образования АСОУ... Благодарю за компактно изложенный системный материал, наглядный и доходчивый. Буду и в дальнейшем пользоваться предоставленны-

ми материалами в работе (Н. Л. Гарина, заместитель директора по УВР, МБОУ СОШ № 6, г.о. Рошаль).

При обучении на курсе «Рабочая программа воспитания: от проектирования к эффективной реализации» получила много новой и полезной для себя информации. Была возможность в свободное время просматривать в режиме офлайн статьи, презентации, вебинары, что важно при плотном графике работы. Очень довольна обучением. Вся информация — качественная, а самое главное — необходимая для работы (Т. П. Еремина, зам. директора по ВР, МБОУ СОШ № 10, г.о. Лобня). Курс позволил детально изучить технологию проектирования рабочей программы воспитания. Доходчиво, информативно, не перегружено. Подобран интересный материал в виде лекций, вебинаров, презентаций, методических разработок. Удобное сочетание онлайн- и офлайн-обучения (Т. С. Романова, классный руководитель, учитель начальных классов, МБОУ СОШ № 3, г.о. Королев).

Литература

1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон № 273-Ф3: [принят Государственной думой 21 декабря 2012 года: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года]. — URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 (дата обращения: 26.12.2020).

2. Проект федерального закона № 960545-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся. — URL: http://fgosvo.ru/files/ files/164896940.pdf (дата обращения: 26.12.2020).

3. Апробация и внедрение примерной программы воспитания. — URL: http://form.instrao.ru (дата обращения: 26.12.2020).

4. Нечаев, М.П. Виртуальная стажировка как эффективный ресурс непрерывного педагогического образования / М. П. Нечаев, Г. А. Романова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. — 2016. — № 3. — С. 109-114.

1. Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii: Federalnyi zakon № 273-FZ: priniat Gosudarstvennoi dumoi 21 dekabria 2012 goda: odobren Sovetom Federatsii 26 dekabria 2012 goda [On education in the Russian Federation: Federal law № 273-FZ: passed by the State 3. Duma 21 December, 2012: approved by the Council of the Federation 26 December, 2012]. Available

at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174 (accessed 26 December, 2020). 4.

2. Proekt federalnogo zakona № 960545-7 «O vnesenii izmenenii v Federalnyi zakon «Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii» po voprosam vospitaniia obuchay-ushchikhsia [Project of the Federal Law № 960545-7

References

«On amending the Federal Law "On education in the Russian Federation» on the issues of learners character building]. Available at: http://fgosvo.ru/files/ files/164896940.pdf (accessed 26 December, 2020). Aprobatsiia i vnedrenie primernoi programmy vospitaniia [Approbation and implementation of an approximate program of character building]. Available at: http://form.instrao.ru (accessed 26 December, 2020). Nechaev, M. P. & Romanova, G. A. (2016). Virtual internship as an effective resource of continuous pedagogical education. Vestnik Rossiiskogo universiteta dru-zhby narodov. Seriia: Informatizatsiia obrazovaniia, 3, 109-114.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.