Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ СМАРТ-ОБУЧЕНИЯ В ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ'

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ СМАРТ-ОБУЧЕНИЯ В ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНЫЙ СМАРТ-КУРС / INFORMATION-EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ADDITIONAL PROFESSIONAL PROGRAM / ORGANIZATION OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES OF STUDENTS / DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES / E-LEARNING / E-LEARNING SMART COURSE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Усова Светлана Николаевна, Нечаев Михаил Петрович, Трунцева Татьяна Николаевна

В статье рассматривается актуальная проблема проектирования электронного учебного смарт-курса, разработанного в целях повышения качества и доступности дополнительного профессионального образования в информационно-образовательной среде Московской области. Обобщается инновационный опыт организации электронного повышения квалификации педагогических работников на смарт-платформе по программе «Организация внеурочной деятельности обучающихся: от проектирования к реализации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NNOVATIVE SMART LEARNING PROGRAMS IN INFORMATION-EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF MOSCOW OBLAST

The article deals with the relevant problem of designing an e-learning smart course in order to improve the quality and accessibility of additional professional education in the information-educational environment of Moscow oblast. The article summarizes the innovative experience of organizing electronic teacher professional development program «Organization of extracurricular activities of students: from design to implementation» on the Smart Platform.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ СМАРТ-ОБУЧЕНИЯ В ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

Инновационные технологии в области профессионального образования

УДК 377; 37.013.31

С. Н. Усова, М. П. Нечаев, Т. Н. Трунцева

Инновационные программы смарт-обучения в информационно-образовательной среде Московской области

Аннотация

В статье рассматривается актуальная проблема проектирования электронного учебного смарт-курса, разработанного в целях повышения качества и доступности дополнительного профессионального образования в информационно-образовательной среде Московской области. Обобщается инновационный опыт организации электронного повышения квалификации педагогических работников на смарт-платформе по программе «Организация внеурочной деятельности обучающихся: от проектирования к реализации».

I Ключевые слова: информационно-образовательная среда; дополнительная профессиональная программа; организация внеурочной деятельности обучающихся; дистанционные образовательные технологии; электронное обучение; электронный учебный смарт-курс.

S. N. Usova, M. P. Nechaev, T. N. Truntseva

Innovative smart learning programs in information-educational

environment of Moscow oblast

Abstract

The article deals with the relevant problem of designing an e-learning smart course in order to improve the quality and accessibility of additional professional education in the information-educational environment of Moscow oblast. The article summarizes the innovative experience of organizing electronic teacher professional development program «Organization of extracurricular activities of students: from design to implementation» on the Smart Platform.

I Keywords: information-educational environment; additional professional program; organization of extracurricular activities of students; distance learning technologies; e-learning; e-learning smart course.

60

Инновационные проекты и программы в образовании № 2, 2020

Сегодня в словарный запас современного педагога прочно вошли такие словосочетания, как «информационно-образовательная среда», «электронное портфолио», «электронный дневник», «электронные образовательные ресурсы», «электронная стажировка», «дистанционное обучение», «виртуальное обучение», «виртуальный университет» и др. Эти понятия стали достаточно общим местом педагогического дискурса о достоинствах и недостатках технологий дистанционного (электронного) обучения.

Законодательство целенаправленно ориентирует образовательные организации на активное применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, корректируя при этом нормативно-правовые документы, регламентирующие порядок их применения. Так, в государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» закреплена одна из приоритетных целей образования — онлайн-образование [1].

Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ от 2014 года [2] утратил силу в связи с принятием нового Порядка от 2017 года [3]. При этом заострим внимание на важном обстоятельстве: в новом Порядке применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ допускается отсутствие учебных занятий, которые проводятся путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся в аудитории.

Считаем, подобная ситуация не случайна. С одной стороны, Россия активно развивает цифровую экономику, и образование становится важнейшей отраслью экономики цифрового общества, а с другой — эффективное решение задач современного образования возможно только с использованием информационно-коммуникационных технологий, в частности, на основе широкого применения цифровых технологий. При этом отметим, что у авторов статьи есть твёрдое убеждение — цифровые технологии становятся образовательным ресурсом по мере включения их в образовательный процесс, то есть тогда, когда они способствуют эффективному решению целей и задач обучения, воспитания и развития обучающихся.

С 2017 года государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Академия социального

управления» (АСОУ) является пилотной площадкой приоритетного проекта «Электронная система повышения квалификации учителей» Московской области, в рамках которого разрабатываются и апробируются инновационные формы повышения квалификации:

1) электронное обучение в форме онлайн-курсов, в том числе адаптивных модульных электронных курсов для учителей-предметников (АМЭК);

2) электронное обучение в форме виртуальной (электронной) стажировки;

3) электронное обучение в форме электронного практикума;

4) интегрированное электронное обучение в смешанных формах (онлайн-курсы, виртуальная стажировка, электронные практики, чат-занятия, веб-занятия и др.);

5) электронное обучение на смарт-платформе (реализация электронных учебных смарт-курсов).

Апробация перечисленных форм повышения квалификации осуществляется в новой информационно-образовательной среде на платформе «Система электронного повышения квалификации педагогических работников и руководителей образовательных организаций Московской области» [4].

Результаты апробации электронного повышения квалификации в АСОУ описаны достаточно подробно в значительном количестве научных статей, публикаций и видеоматериалов специалистов системы повышения квалификации Московской области — Д. А. Махотина, М. П. Нечаева, Г. А. Романовой, Т. Н. Трунцевой, С. Н. Усовой, К. В. Хай-булиной и др.

В рамках данной статьи рассмотрим основные направления проектирования и реализации электронного учебного смарт-курса (ЭУСК) к дополнительной профессиональной программе повышения квалификации (ДПП ПК) «Организация внеурочной деятельности обучающихся: от проектирования к реализации».

Под ЭУСК авторы понимают совокупность электронных образовательных ресурсов (ЭОР) и электронных образовательных материалов (ЭОМ) (обучающих, демонстрационных, контрольных, справочно-информационных, мотивационных и др.) для самостоятельной деятельности обучающихся, реализуемых в электронной среде без участия преподавателя [5].

Главное отличие ЭУСК от других электронных и дистанционных курсов в том, что обучение и контрольные мероприятия курса проводятся: а) без

Усова С. Н., Нечаев М. П., Трунцева Т. Н.

Инновационные программы смарт-обучения в информационно-образовательной среде Московской области

61

участия преподавателя; б) на смарт-платформе. Инструменты смарт-платформы выполняют роль GPS — помогают обучающемуся справиться с обозначенными в курсе дидактическими задачами и выполнить задания (упражнения), предварительно составленные разработчиками курса. Следовательно, к этому курсу должно быть разработано хорошее методическое обеспечение (инструкции, памятки, рекомендации).

Но, заметим, это не исключает участия преподавателя при реализации ЭУСК. Преподаватель проводит консультации на смарт-платформе по запросам пользователей и, что самое важное — в связи с изменениями в законодательстве, а также в соответствии с конкретной образовательной ситуацией оперативно вносит изменения в тематику видеолекций, интерактивных материалов и их содержание.

Цель реализации ДПП ПК: совершенствование профессиональных компетенций педагогов, необходимых для эффективной реализации внеурочной деятельности в общеобразовательной организации.

Адресат программы: педагогические работники общеобразовательных организаций, реализующие программы внеурочной деятельности (педагоги дополнительного образования, учителя-предметники, классные руководители, воспитатели групп продленного дня, педагоги-организаторы, педагоги-психологи, логопеды, педагоги-библиотекари и т.д.); руководители и заместители руководителей общеобразовательных организаций; методисты, специалисты и тьюторы методических центров повышения квалификации педагогических работников.

Реализации целей программы служат основные средства обучения, такие как учебный модуль и учебный микромодуль, представляющие собой унифицированные по структуре фрагменты программы, оформленные как ее самостоятельные части. Они являются средством организации и обеспечения процесса формирования определенных единиц профессиональной компетентности андрагога, а также средством управления этим процессом.

Всего в программе четыре модуля:

1. Нормативно-правовое и методологическое обеспечение организации внеурочной деятельности в общеобразовательной организации.

2. Проектирование программы курса внеурочной деятельности.

3. Проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся во внеурочное время.

4. Организация профориентационной работы в пространстве внеурочной деятельности.

В каждом модуле — четыре микромодуля. Таким образом, в программе 16 микромодулей, каждый из которых рассчитан на изучение учебного материала в течение шести часов. Тематика микромодулей внутри каждого модуля соотносится с одной из четырех компетенций организатора внеурочной деятельности — предметной, психолого-педагогической, методической и коммуникативной.

Каждый микромодуль включает видеолекцию, интерактивный демонстрационный, контрольный и мотивационный материалы, а также промежуточное тестирование. Соответственно, каждый микромодуль является законченным смысловым элементом курса с конкретной целью его изучения. При этом внутри каждого модуля содержание микромодулей составлено в порядке расширения знаний и закрепления практических навыков (например, проектирование рабочей программы курса внеурочной деятельности или разработка сценария проектного внеурочного занятия) по теме модуля.

Интерактивный характер элементов учебных материалов достигается за счёт использования:

• текстовых и графических (с элементами навигации) материалов;

• видео- и аудиоматериалов;

• материалов визуального моделирования;

• наглядных материалов с элементами функций управления (интерактивная таблица, интеллект-карта, инфографика, «лента времени», обучающий мультимедийный лонгрид и др.).

В каждом микромодуле учебные материалы обязательно сопровождаются иллюстрацией эффективного опыта и инновационных практик организации внеурочной деятельности обучающихся, апробированных при участии авторов статьи в школах-лидерах Подмосковья и зарекомендовавших себя как положительные. Их включение обусловлено педагогической и методической целесообразностью: они стимулируют познавательную деятельность педагогов, развивают их критическое мышление, формируют навыки рефлексирования, совершенствуют умения принимать управленческие решения и др.

Вариативность учебного содержания обеспечивается путем включения в содержание каждого микромодуля интерактивного мотивационного материала, освещающего различные точки зрения на обсуждаемые вопросы и инновационные варианты решения практических и теоретических проблем. Дополнительные материалы размещаются в

62

Инновационные проекты и программы в образовании № 2, 2020

библиотеке ЭУСК. Пользователь направляется к мотивационным материалам в случае успешного освоения материала микромодуля (по результатам прохождения промежуточного тестирования).

Обязательными элементами ЭУСК является входное и итоговое тестирование. Входное тестирование к курсу представляет собой тест, состоящий из не менее 20 вопросов (по пять вопросов на каждый модуль). Вопросы входного тестирования не пересекаются с вопросами промежуточного тестирования микромодулей, выбираются из системы случайным образом, но они обязательно соотносятся с одной из четырех компетенций — предметной, психолого-педагогической, методической и коммуникативной. По результатам входного тестирования пользователю назначаются модули с разной комплектацией микромодулей, необходимых для изучения (от трех до четырех). Пользователи с недостаточно высокими показателями входного тестирования (ниже 50%) изучают три инвариантных модуля с полной комплектацией микромодулей.

Исходя из этого, в электронном учебном смарт-курсе «Организация внеурочной деятельности обучающихся: от проектирования к реализации» запланировано два принципиально различных варианта освоения программы:

1. Видеолекция + интерактивный демонстрационный материал + интерактивный контрольный материал + промежуточное тестирование. Формат обучения: асинхронный. Всего четыре модуля с комплектацией инвариантных (обязательных) микромодулей.

При таком варианте пользователь освоит курс за 72 часа (доступа к мотивационным материалам и вариативным микромодулям он не имел по результатам прохождения тестирования).

2. Видеолекция + интерактивный демонстрационный материал + интерактивный контрольный материал + промежуточное тестирование + мотивационный материал.

Формат обучения: асинхронный. Всего четыре модуля с полной комплектацией (в каждом модуле три инвариантных (обязательных) микромодуля и один- дополняющий (вариативный).

В этом формате пользователь освоит курс за 96 часов (по результатам тестирования он получил доступ к мотивационным материалам и вариативным микромодулям).

Общее количество вопросов, предусмотренных в тесте итогового контроля по ЭУСК, не менее 20. Вопросы итогового тестирования «покрывают» все темы ЭУСК и не пересекаются с вопросами промежуточного тестирования микромодулей.

При этом итоговый тест предъявляет пользователю набор вопросов, выбираемых случайным образом.

Таким образом, общее количество вопросов для входного и итогового тестирования в данной программе — 160.

Выполнение каждого тестового задания в итоговом тестировании оценивается одним баллом. Разрешены три попытки. Прохождение тестирования считается успешным, если общее количество баллов, полученных за тест, составляет не менее 75% правильных ответов.

Тестовые вопросы для модулей и микромодулей ЭУСК (всего 208) размещены в единой информационной системе электронного повышения квалификации Московской области (ЕИС ЭПК МО). Они позволяют объективно оценивать знания материалов пользователем и обладают необходимым уровнем валидности и надежности.

Таким образом, всё обучение реализуется асинхронно, каждый обучающийся педагог сам выбирает интенсивность и график обучения. Все процессы обучения автоматизированы благодаря смарт-платформе. Это очень удобно и выгодно!

К электронному учебному смарт-курсу «Организация внеурочной деятельности обучающихся: от проектирования к реализации» подготовлен учебно-методический комплекс (УМК) [5]. Его основная функция — методическое обеспечение смарт-курса. Но он будет интересен и полезен тем педагогам, кто хочет научиться работать в системе дистанционного обучения, кто, обучая других, хотел бы реализоваться профессионально в электронном (дистанционном) образовании. По сути, это инструкция к действию: берёте, делаете — получаете отличный результат!

В заключение считаем важным подчеркнуть, что обучение в новой информационно-образовательной среде не является антагонистичным в отношении к существующим традиционным формам реализации дополнительных профессиональных программ и не отрицает имеющиеся образовательные тенденции. Новое естественным образом интегрируется в эти формы обучения, дополняя и развивая их, и способствует созданию мобильной образовательной среды, в том числе развитию непрерывного образования в нашей стране.

Таким образом, использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в системе дополнительного профессионального образования выводит его на качественно новый уровень. Инновационный дизайн образовательной деятельности АСОУ позволяет решить одну из важных проблем современной системы

Усова С. Н., Нечаев М. П., Трунцева Т. Н.

Инновационные программы смарт-обучения в информационно-образовательной среде Московской области

63

дополнительного профессионального образования — обеспечение свободного и открытого доступа к непрерывному развитию профессионального мастерства с учётом интересов, возможностей и

образовательных запросов слушателей, что, несомненно, скажется на успешной реализации национального проекта «Образование».

Литература

1. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»: Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642. — URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/71748426/ (дата обращения: 29.01.2020).

2. Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 января 2014 г. № 2. — URL: https://base.garant.ru/70634148/ (дата обращения: 29.01.2020).

3. Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных

образовательных технологий при реализации образовательных программ: приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. № 816. — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/

doc/71670012/ (дата обращения: 29.01.2020).

4. Система электронного повышения квалификации педагогических работников и руководителей образовательных организаций Московской области. — URL: http://nsepku.mosreg.ru (дата обращения: 29.01.2020).

5. Усова С. Н. Внеурочная деятельность обучающихся: от проектирования к реализации: учеб.-метод. комплекс к электронному учебному смарт-курсу / С. Н. Усова, М. П. Нечаев, Т. Н. Трунцева. — Москва: АСОУ, 2019. — 196 с.

References

1. Ob utverzhdenii gosudarstvennoi programmy Rossiis-koi Federatsii «Razvitie obrazovaniia»: Postanovlenie Pravitelstva RF ot 26 dekabria 2017 g. № 1642. [On the approval of the state program of the Russian Federation «Development of Education»: Decree of the Government of the Russian Federation of December 26, 2017 No. 1642]. Available at: https://www.garant.ru/prod-ucts/ipo/prime/doc/71748426/ (accessed 29.01.2020).

2. Ob utverzhdenii Poriadka primeneniia organizatsiiami, osushchestvliaiushchimi obrazovatelnuiu deiatelnost, elektronnogo obucheniia, distantsionnykh obrazo-vatelnykh tekhnologii pri realizatsii obrazovatelnykh programm: prikaz Ministerstva obrazovaniia i nauki RF ot 9 ianvaria 2014 g. № 2 [On the approval of the Procedure for the use of e-learning and distance learning technologies in the implementation of educational programs by educational organizations: order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of January 9, 2014 №2]. Available at: https://base.ga-rant.ru/70634148/ (accessed 29.01.2020).

3. Ob utverzhdenii Poriadka primeneniia organizatsiiami, osushchestv-liaiushchimi obrazovatelnuiu deiatelnost, elektronnogo obucheniia, distantsionnykh obrazo-vatelnykh tekhnologii pri realizatsii obrazovatelnykh

programm: prikaz Ministerstva obrazovaniia i nauki RF ot 23 avgusta 2017 g. № 816 [On the approval of the Procedure for the use of e-learning and distance learning technologies in the implementation of educational programs by educational organizations: order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of August 23, 2017 №816]. Available at: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71670012/ (accessed 29.01.2020).

4. Sistema elektronnogo povysheniia kvalifikatsii peda-

gogicheskikh ra-botnikov i rukovoditelei obrazovatel-nykh organizatsii Moskovskoi oblasti [The system of electronic professional development of educators and heads of educational organizations of Moscow oblast]. Available at: http://nsepku.mosreg.ru (accessed

29.01.2020).

5. Usova S. N., Nechaev M. P., Truntseva T. N. Vneu-rochnaia deiatelnost obuchaiushchikhsia: ot proektiro-vaniia k realizatsii: ucheb.-metod. kompleks k elek-tronnomu uchebnomu smart-kursu [Extracurricular activities of students: from design to implementation: teaching materials to the electronic educational smart course]. Moscow: ASOU Publ., 2019. 196 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.