Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ЭФФЕКТИВНЫМ ИНСТРУМЕНТАМ И ТЕХНОЛОГИЯМ РАБОТЫ В ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ АКАДЕМИИ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ'

ОБУЧЕНИЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ЭФФЕКТИВНЫМ ИНСТРУМЕНТАМ И ТЕХНОЛОГИЯМ РАБОТЫ В ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ АКАДЕМИИ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
231
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / СИСТЕМА УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ / ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ И ЧЕЛОВЕКОВЕДЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / СИТУАЦИОННЫЙ КЛАССНЫЙ ЧАС / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ / РАБОТА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нечаев Михаил Петрович, Романова Галина Александровна

В статье обоснована необходимость разработки преемственных дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, которые направлены на развитие профессиональных компетенций педагогов, обеспечивающих выполнение ими функций классного руководителя в соответствии с требованиями ФГОС ОО и профессионального стандарта «Педагог». Рассматриваются структура, содержание и технология реализации учебного модуля дополнительной профессиональной программы повышения квалификации, ориентированного на совершенствование умения педагогов использовать инструменты, интерактивные техники и технологии организации совместной и индивидуальной деятельности обучающихся для духовно-нравственного воспитания на основе базовых национальных ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нечаев Михаил Петрович, Романова Галина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING HOMEROOM TEACHERS: EFFECTIVE TOOLS AND TECHNOLOGIES OF THE ELECTRONIC EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE ACADEMY OF PUBLIC ADMINISTRATION

The article substantiates the need to develop successive additional professional training programs aimed at developing professional competencies of teachers, and ensuring that they perform their homeroom teacher functions in accordance with the requirements of the Federal State Educational Standard of the Public Educational Institution and the professional standard «Teacher». The article considers the structure, content and implementation technology of the educational module of additional professional development programs aimed at improving teachers’ ability to use tools, interactive techniques and technologies for organizing group and individual work of students for spiritual and moral education based on basic national values.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ЭФФЕКТИВНЫМ ИНСТРУМЕНТАМ И ТЕХНОЛОГИЯМ РАБОТЫ В ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ АКАДЕМИИ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

Переподготовка и повышение квалификации педагогов

УДК 371

М. П. Нечаев, Г. А. Романова

Обучение классного руководителя эффективным инструментам и технологиям работы в электронной образовательной среде

Академии социального управления

Аннотация

В статье обоснована необходимость разработки преемственных дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, которые направлены на развитие профессиональных компетенций педагогов, обеспечивающих выполнение ими функций классного руководителя в соответствии с требованиями ФГОС ОО и профессионального стандарта «Педагог». Рассматриваются структура, содержание и технология реализации учебного модуля дополнительной профессиональной программы повышения квалификации, ориентированного на совершенствование умения педагогов использовать инструменты, интерактивные техники и технологии организации совместной и индивидуальной деятельности обучающихся для духовно-нравственного воспитания на основе базовых национальных ценностей.

I Ключевые слова: управление качеством воспитательного процесса; система ученического самоуправления; духовно-нравственное воспитание; интерактивные техники и технологии; диагностические и человековедческие технологии; ситуационный классный час; повышение квалификации педагогов; работа классного руководителя; воспитательная деятельность.

M. P. Nechaev, G. A. Romanova

Training homeroom teachers: effective tools and technologies of the electronic educational environment of the Academy of public administration

Abstract

The article substantiates the need to develop successive additional professional training programs aimed at developing professional competencies of teachers, and ensuring that they perform their homeroom teacher functions in accordance with the requirements of the Federal State Educational Standard of the Public Educational Institution and the professional standard «Teacher».

The article considers the structure, content and implementation technology of the educational module of additional professional development programs aimed at improving teachers' ability to use tools, interactive techniques and technologies for organizing group and individual work of students for spiritual and moral education based on basic national values.

I Keywords: educational quality management; system of student self-government; spiritual and moral education; interactive techniques and technologies; diagnostic and humanologic technologies; situational class hour; teacher training; homeroom teacher work; educational activities.

Нечаев М. П., Романова Г. А. Обучение классного руководителя эффективным инструментам и технологиям работы в электронной образовательной среде Академии социального управления

Динамика современной жизни требует непрерывной актуализации содержания воспитания детей и молодежи, обновления технологий его реализации в соответствии с потребностями личности, общества и государства. В этих условиях «расширяется и уточняется понятие воспитания в образовательной организации» [1], предъявляя высокие требования к организаторам воспитательного процесса на всех уровнях образования.

Воспитание обучающихся становится составной частью образовательных программ. Оно будет осуществляться на основе рабочей программы и календарного плана, которые становятся одной из составляющих примерных основных образовательных программ. Это требование закреплено на законодательном уровне [1; 3].

Изменения в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», направленные на обеспечение эффективности воспитания обучающихся, актуализировали необходимость подготовки руководящих и педагогических работников образовательных организаций к предстоящим нововведениям, важность овладения ими новыми инструментами воспитательной деятельности. Анализ практики общеобразовательных школ свидетельствует об уменьшении доли педагогов, получивших образование в условиях специалитета, на смену им приходят выпускники бакалавриата. Нисколько не умаляя весомость образовательных компетенций, заложенных в стандарте профессионального образования (направление подготовки «Педагогическое образование»), тем не менее приходится признать, что осведомленность выпускников в теории и практике воспитания оставляет желать лучшего, так как акценты в вузе все-таки сделаны на освоении содержания и методики преподавания того или иного предмета в соответствии с направленностью учебного плана. Сложность ситуации усугубляется и тем, что рабочая программа воспитания вводится в школах в сентябре 2021 года, следовательно, у молодых учителей опыт не только разработки разделов данной программы, но и составления календарных планов воспитательной работы практически отсутствует, что будет сказываться на результативности их деятельности. И это касается сферы работы не только классного руководителя, но и учителя-предметника, любого педагога, так как большое значение в воспитании детей и молодежи имеет воспитывающий потенциал урока, внеурочного занятия.

Таким образом, необходим инструмент, позволяющий в сжатые сроки подготовить педагогов к реализации целей и задач в соответствии

с требованиями времени. Специалисты кафедры методики воспитания и дополнительного образования Академии социального управления (АСОУ) разработали дополнительную профессиональную программу повышения квалификации (ДПП ПК) «Рабочая программа воспитания: от проектирования к эффективной реализации» (18 часов, авторы-составители М. П. Нечаев, Г. А. Романова), направленную на овладение компетенциями проектирования и организации воспитания обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС ОО.

Данная программа имела весьма широкий позитивный отклик [4], наряду с которым были высказаны пожелания разработки новых, преемственных ДПП ПК, ориентированных на освоение слушателями эффективных методов и технологий реализации целей и задач воспитательной деятельности, декларируемых на законодательном уровне. Эти пожелания, прежде всего, касались деятельности классного руководителя как непосредственного организатора воспитательной деятельности классного коллектива и координатора социального взаимодействия.

Результаты анкетирования учителей по итогам освоения программы ДПП ПК «Рабочая программа воспитания: от проектирования к эффективной реализации» актуализировали необходимость расширения и углубления научно-практической базы классных руководителей и руководящих работников, курирующих воспитательный блок и, соответственно, деятельность классных руководителей. Можно было отметить возросший интерес педагогического сообщества к новым воспитательным технологиям и инструментам.

Логическим продолжением непрерывного приращения профессиональных компетенций педагогических работников в области эффективного проектирования и осуществления воспитательной деятельности может стать освоение ими таких дополнительных профессиональных программ, как «Задачи классного руководителя в системе общего образования. Технологии деятельности» (ТОП 100 ДПП ПК Московской области) и «Современный классный руководитель: инструменты и технологии эффективной работы» (Федеральный реестр ДПП ПК), разработанные на кафедре воспитания и дополнительного образования АСОУ (объем каждой программы 36 часов, авторы-составители М. П. Нечаев, Г. А. Романова). Данные программы подготовлены в соответствии с положениями нормативно-правовых актов в сфере воспитания с учетом потребностей педа-

гогической практики. Они обеспечивают непрерывность в освоении знаний и формировании профессиональных умений осуществлять деятельность в области проектирования и организации воспитания обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС общего образования и предназначены для педагогических и руководящих работников общеобразовательных организаций. Указанные программы могут быть также интересны и педагогическим работникам образовательных организаций разного уровня и профиля. Программы имеют модульную структуру, что позволяет обеспечить адресность изучаемого материала в соответствии со спецификой потребностей той или иной категории обучающихся [3], и гарантируют преемственность в совершенствовании требуемых компетенций. Программы реализуются в очно-заочной форме с электронным обучением на платформе dot. asou-mo.ru, а также с использованием электронных образовательных ресурсов иных образовательных организаций, реализующих ДПП ПК в условиях сетевого взаимодействия.

На территории Московской области осуществлялась апробация одного из модулей рассматриваемых программ — «Инструменты и технологии в работе классного руководителя» (18 часов, авторы-составители М. П. Нечаев, Г. А. Романова). Обучение по данному модулю прошли педагогические и руководящие работники всех общеобразовательных организаций г.о. Лыткарино Московской области.

Рассмотрим более подробно содержательно-технологические аспекты этого модуля.

Целью реализации учебного модуля «Инструменты и технологии в работе классного руководителя» является совершенствование профессиональной компетентности педагогов в применении инструментов, интерактивных техник и технологий воспитания, коллективных по форме и индивидуальных по содержанию.

В ходе освоения модуля программы слушатели:

ознакомятся с эффективными в организации воспитания современных школьников формами, методами и технологиями организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности;

научатся грамотно выстраивать процесс целе-полагания в русле принципов духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе базовых национальных ценностей, управлять качеством воспитательного процесса, используя диагностические и человековедческие технологии;

овладеют алгоритмом изучения эффективности процесса воспитания на мониторинговой

основе, способами проектирования и организации совместной и индивидуальной воспитательной деятельности обучающихся с использованием игровых технологий;

разработают структуру системы ученического самоуправления с учетом специфики воспитательной деятельности своей школы и подготовят картотеку коммуникативных игр на сплочение классного коллектива для определенной возрастной группы обучающихся.

Содержание данного модуля раскрывается в следующих его разделах: «Диагностические и человековедческие технологии в управлении качеством воспитательного процесса», «Игровые технологии как форма активной коррекции межличностных отношений в классном коллективе», «Ученическое самоуправление как инструмент создания детско-взрослой общности», «Технология интерактивного ситуационного классного часа как коллективная форма индивидуального воспитания».

Формами реализации содержания данного учебного модуля являются интерактивная лекция (1 час) и практические занятия (10 часов), предусмотрена также самостоятельная работа обучающихся (практикум, 6 часов), что свидетельствует о практико-ориентированном, дея-тельностном характере курса.

Практические занятия проходят в форме тренингов игрового взаимодействия и деловых игр. Работа в микрогруппах направлена на овладение слушателями технологиями дебрифинга и «мозгового штурма», которые могут быть весьма полезны в решении проблем проектирования и организации совместной и индивидуальной воспитательной деятельности с использованием эффективных педагогических технологий, коррекции межличностных отношений в классном коллективе. В настоящее время это становится особо важным в условиях реализации инклюзивного образования, проблемы организации которого связаны, в том числе с неготовностью обучающихся принять особые возможности и потребности друг друга [Там же].

Один из практико-ориентированных продуктов освоения программы данного модуля — картотека коммуникативных игр на сплочение классного коллектива для определенной возрастной группы обучающихся, которую разработают слушатели во время интерактивного практикума.

Самостоятельная работа «Ученическое самоуправление как инструмент создания дет-ско-взрослой общности» — дистанционный практикум, который реализуется в электронной информационно-образовательной среде

Нечаев М. П., Романова Г. А. Обучение классного руководителя эффективным инструментам и технологиям работы в электронной образовательной среде Академии социального управления

(ЭИОС) под руководством преподавателя. Взаимодействие преподавателя со слушателями — асинхронное, обратная связь осуществляется посредством ЭИОС с учетом технических возможностей образовательной платформы. Опираясь на предложенные в ЭИОС дополнительные материалы и рекомендуемую литературу, слушатели разрабатывают структуру ученического самоуправления. Данный документ — еще один практико-ориентированный продукт по результатам освоения содержания модуля. Для получения необходимой консультационной помощи, обмена информацией и обсуждения подготовленных материалов используется форум.

Финальное занятие в рамках учебного модуля посвящено проектированию сценария рефлексивного ситуационного классного часа для определенной возрастной группы обучающихся, направленного на развитие духовно-нравственных качеств личности. Этот практикум представляет собой работу в микрогруппах. Ему предшествует интерактивная лекция, в содержании которой представлен классный час как форма организации воспитательного процесса, рассматриваются также технология и методика рефлексивного ситуационного классного часа, предлагаются к обсуждению тематика и основное содержание классных часов для разных возрастных групп обучающихся. Слушатели знакомятся также с алгоритмом анализа эффективности воспитательного мероприятия.

Следует отметить, что помимо общего списка рекомендуемой по данному курсу литературы, авторы-разработчики предлагают доступную литературу к каждому занятию. В основном это учебно-методические пособия, подготовленные профессорско-преподавательским составом АСОУ и изданные здесь же.

Под руководством преподавателей слушатели закрепляют умения разработки условий и реализации принципов духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе базовых национальных ценностей в процессе создания дет-ско-взрослой общности, осваивают алгоритм технологии конструирования системы ученического самоуправления как инструмента создания этой общности.

Аттестационные процедуры в рамках данного модуля включают входной контроль — тестирование, ориентированное на выявление уровня готовности педагогов к применению инструментов, интерактивных техник и технологий воспитания, коллективных по форме и индивидуальных по содержанию. Результаты входного тестирования служат ориентирами для выстраивания индивидуальной траектории освоения

программного материала под руководством преподавателя, обеспечивая адресность консультативной помощи с его стороны и со стороны коллег. Тексты рекомендаций, комментарии слушателей располагаются на форуме в ЭИОС вуза. Форум также используется для подведения промежуточных итогов освоения данного модуля и обсуждения его основных аспектов, а также для актуализации трудностей, возникающих при выполнении различных практических заданий.

Далее следует контрольная работа, представляющая собой проектирование сценария рефлексивного ситуационного классного часа для обучающихся начального, основного или среднего уровня образования (на выбор слушателя), которая выполняется в форме технологической карты и весьма удобна для прочтения и использования. Образец сценария в виде кейс-файла «Технология и методика ситуационного классного часа как формы рефлексивного воспитания» расположен на дистанционной платформе dot.asou-mo.ru.

Овладение данной технологией поможет классным руководителям в:

• организации и проведении единого Подмосковного классного часа при реализации регионального проекта школьного воспитания «Мое будущее»;

• тематическом планировании курса внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Подмосковный классный час» для каждой учебной параллели;

• проектировании и эффективной реализации инвариантного модуля «Классное руководство» рабочей программы воспитания образовательной организации.

Также в помощь педагогам образовательных организаций профессорско-преподавательским составом кафедры методики воспитания и дополнительного образования АСОУ подготовлен широкий спектр учебно-методической литературы: Романова Г. А. Технологии проектирования в работе классного руководителя». — М.: АСОУ,

2017. — 116 с. (Совершенствование деятельности классных руководителей. Вып. 24); Нечаев М. П., Романова Г. А. Интерактивные технологии в работе с родителями обучающихся. — М.: АСОУ,

2018. — 100 с. (Совершенствование деятельности классных руководителей. Вып. 28); Игровые технологии как форма активной коррекции межличностных отношений / авт.-сост. М. П. Нечаев, Л. Н. Антонова, Г. А. Романова. — М.: АСОУ: ООО «Тинго», 2018. — 152 с.

Представляет интерес такое методическое пособие, как Нечаева М. П. Планово-прогностическая функция управления воспитательным

процессом. — М.: АСОУ, 2020. — 112 с. (Совершенствование деятельности классных руководителей. Вып. 34), где содержатся практические рекомендации по написанию программ и планов воспитательной деятельности для разных уровней образования, обеспечивая тем самым адресный характер документа. Широко востребованными могут быть материалы и при проектировании содержания воспитательной деятельности и инструментария его реализации.

В соответствии с требованиями ФГОС ОО обязательной для обучающихся стала проектная деятельность: на законодательном уровне подчеркнута необходимость обеспечения условий формирования и развития личности, способной проектировать свое личностное и профессиональное развитие. Поэтому весьма полезными в деятельности классного руководителя станут следующие методические рекомендации по ор-

ганизации и руководству проектной деятельностью обучающихся: Романова Г. А. Руководство проектной деятельностью обучающихся». — М.: АСОУ, 2020. — 108 с. (Совершенствование деятельности классных руководителей. Вып. 35).

Актуальность освоения содержания учебного модуля «Инструменты и технологии в работе классного руководителя» подчеркивается необходимостью формирования у педагогов целостного понимания сущности интерактивных образовательных технологий, что, в свою очередь, расширяет представление о педагогических инновациях в области педагогических технологий, а также о специфике использования интерактивных технологий в образовательном пространстве для решения задач духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе базовых национальных ценностей.

Литература

1.

2.

3.

Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон № 273-Ф3: [принят Государственной думой 21 декабря 2012 года: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года]. — URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 (дата обращения 22. 06. 2020).

О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: проект федерального закона № 960545-7. — URL: http:// fgosvo.ru/files/files/164896940.pdf (дата обращения 22.06.2021).

Лопачева, К. М. Индивидуальная траектория развития как фактор социализации личности в услови-

4.

ях инклюзивного дополнительного образования / К. М. Лопачева, Г. А. Романова, И. В. Штанько // Проблемы современного педагогического образования. Сборник научных трудов. Серия: Педагогика и психология. — Ялта: РИО ГПА, 2017. — Вып. 54, ч. VI. — С. 146-152.

Нечаев, М. П. Обучение проектированию рабочей программы воспитания в электронной образовательной среде Академии социального управления / М. П. Нечаев, Г. А. Романова // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2021. — № 2. — С. 45-49.

1. On education in the Russian Federation: Federal Law No. 273-FZ: [adopted by the State Duma on December 21, 2012: approved by the Federation Council on December 26, 2012]. Available at: http://www.consultant.ru/doc-ument/cons_doc_LAW_140174 (accessed 06.22.2020).

2. On amendments to the Federal Law «On Education in the Russian Federation»: draft federal law No. 960545-7. Available at: http://fgosvo.ru/files/files/164896940.pdf (accessed 22.06.2021)ro

References

3. Lopacheva, K. M., Romanova, G. A. & Shtanko, I. V. (2017). Individual trajectory of development as a factor of personality socialization in the conditions of inclusive further education. Sbornik nauchnykh trudov. Seri-ia: Pedagogika ipsikhologiia, 54 (VI), 146-152.

4. Nechaev, M. P. & Romanova, G. A. (2021). The how of moral education program design in the electronic educational environment at the academy of public administration. Innovative projects and programs in education, 2, 45-49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.