Школа подготовки вожатых как эффективный инструмент воспитательной деятельности в вузе
Юн-Хай Светлана Александровна,
кандидат педагогических наук, доцент, начальник отдела методического обеспечения образовательной деятельности учебно-методического управления, Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова E-mail: [email protected]
Шибанова Юлия Валентиновна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики, Бурятский государственный университет имени Д. Банзарова
E-mail: [email protected]
Статья посвящена проблеме пересмотра сущности и содержания процесса воспитания в современной высшей школе, наполнения воспитательной составляющей реализуемых основных образовательных программ, что обусловлено закреплением механизма организации воспитания на законодательном уровне, реализацией национальных целей в сфере образования. В работе раскрывается сущность понятий «воспитание», «воспитательная деятельность», «подготовка вожатых», описывается подход к организации воспитательной деятельности в общеобразовательных организациях, которые на сегодня обеспечены методическими материалами, позволяющими создать рабочие программы воспитания с учетом анализа существующих программ воспитания и социализации обучающихся, требований ФГОС ОО. Рассматривается ситуация в высшей школе по вопросам организации воспитания. На примере федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова» показаны реализация образовательного модуля «Основы вожатской деятельности» и особенности включения в учебно-воспитательный процесс вуза с 2009 года проекта «Школа подготовки вожатых». В настоящее время в ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова» формируется новая образовательная среда для студентов, которая способствует самореализации, самоопределению студентов; включению в творческую и активную познавательную деятельность; педагогическое сопровождение, обеспечивающего адаптацию в социальной среде, поддержку инициативы, самостоятельности, ответственности, активизацию собственных ресурсов студентов в процессе самоорганизации, самоуправления; формирование ценностных ориентаций, субъектной позиции студента. При конструировании рабочей программы воспитания в вузе предлагается целесообразным включение модуля «Основы вожатской деятельности», т.к. «Школа подготовки вожатых» является эффективным инструментом воспитательной деятельности в вузе, способствует созданию условий для самореализации, самоопределения, адаптации в социальной среде, формированию ценностных ориентаций, субъектной позиции студента.
Ключевые слова: воспитание, воспитательная деятельность в высшей школе, основная образовательная программа, рабочая программа воспитания, школа подготовки вожатых.
В период инновационных реформ, характерных для системы образования нашей страны, важное место принадлежит организации образования с усилением воспитательной составляющей. Расширение воспитательного компонента способствует реализации индивидуальных, общественных, государственных потребностей, формированию творческой социально-ответственной личности, способной к участию в инновационном преобразовании общества, расширению самостоятельности образовательной организации, расширению сферы дополнительного образования.
В 2020 году внесены изменения в Федеральный закон № 273 от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», определяющие порядок организации воспитательной работы в образовательной системе нашей страны. В Законе уточняется понятийный аппарат («воспитание», «образовательная программа», «примерная основная образовательная программа»), определяется механизм организации воспитательной работы, являющейся составной частью образовательных программ - общеобразовательных, средних профессиональных, программ высшего образования [7].
Воспитание определено как деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде [6]. В данном определении удачно отражена суть феномена воспитания - управление через создание благоприятных условий. Такой подход нашел отражение в исследованиях Х.Й. Лийметс, Л.И. Новиковой, определяющих воспитание как целенаправленное управление развитием личности, которое является частью процесса социализации. Они также правомерно считают, что главное в воспитании -создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности. Управлять следует не личностью, а процессом ее развития [2].
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
Согласно Федеральному закону от 31 июля 2020 г. N 304-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся», образовательные организации должны будут в течение года (до 1 сентября 2021 г.) утвердить примерные рабочие программы воспитания и примерный календарный план воспитательной работы и включить их в свои образовательные программы. Эти изменения являются продолжением развития государственной политики в области воспитания. Так, в 2012 году во ФГОС начального общего, основного общего, среднего общего образования добавили воспитательную составляющую. С 2015 года действует Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года и начала действовать общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников», утвержденная Указом Президента РФ № 536 от 29 октября 2015 года. ФГБНУ «Институт стратегии развития образования» Российской академии образования в рамках государственного задания создал в 2019 году Примерную программу воспитания для уровней начального, основного и среднего общего образования. Программа, утвержденная ФУМО по общему образованию 02.06.2020, учитывает требования ФГОС ОО и размещена в реестре примерных основных общеобразовательных программ на портале fgosreestr.ru. В помощь школе созданы: текст примерной программы, построенный по принципу конструктора, методические рекомендации по разработке рабочей программы воспитания, разработана и действует программа повышения квалификации, методическое пособие «Воспитание в современной школе: от программы к действиям», примеры модулей рабочих программ, собранных в электронный сборник «Воспитание+». Все материалы представлены на сайте: form.instrao.ru [3].
Рассмотрев вышеприведенное, можно сделать вывод, что работники общеобразовательных организаций обеспечены методическими материалами, позволяющими им помочь решить обозначенную цель по созданию рабочих программ воспитания. Принцип создания единого воспитательного пространства, объединенного общей целью положен в основу раздела примерной программы воспитания «Цель и задачи воспитания». ФГОС ОО задает основу, включающую ключевые ценности российского общества - таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек. А личностное развитие школьников становится ориентиром в построении воспитательной работы в общеобразовательных организациях. Задачи, описанные в примерной программе воспитания, являются ориентировочными, а потому могут корректироваться школой - исходя из ее спец-§ ифики и особенностей обучающихся в ней детей ^ [4]. Это позволяет выявить и реализовать воспи-° тательный потенциал образовательного процесса ав в конкретном общеобразовательном учреждении.
Наполнение воспитательной составляющей реализуемых основных образовательных программ в высшей школе также обусловлено закреплением механизма организации воспитания на законодательном уровне, реализацией национальных целей в сфере образования. Но до сих пор остается много вопросов у профессорско-преподавательского состава вузов по утверждению рабочих программ воспитания и календарных планов: если учебно-методическая документация, входящая в основную образовательную программу, дополняется рабочей программой воспитания, календарным планом воспитательной работы, то, в каком разделе структуры основной образовательной программы, в каком виде все это должно быть?
Основные образовательные программы, реализуемые в ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова», представляют собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации, который представлен в виде общей характеристики образовательной программы (далее ОХОП) для высшего образования и программы подготовки специалистов среднего звена (далее ППСЗ) для среднего профессионального образования, учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ дисциплин (модулей), программ практик, оценочных средств, методических материалов, иных компонентов, включенных в состав образовательной программы [5]. Одним из компонентов образовательной программы является описание основных характеристик среды вуза, где раскрываются приоритетные направления и формы воспитательной работы в деятельности университета.
Основой реализации воспитательной деятельности в вузах являются федеральные документы (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Основы государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, Национальный проект «Образование»), региональные, муниципальные, локальные, определяющие ключевые направления, связанные с возрастными особенностями обучающихся: создание образовательной среды, способствующей самоопределению и самореализации студентов в педагогическом процессе; включение студентов в творческую и активную познавательную деятельность, используя деятельностные и интерактивные технологии; педагогическое сопровождение студентов, обеспечивающего поддержку инициативы, самостоятельности, ответственности, активизацию собственных ресурсов обучающихся в процессе самоорганизации, самоуправления.
При конструировании образовательной программы, частью которой является рабочая программа воспитания, перед вузами стоит задача поиска новых ресурсов, инструментов, средств. Образовательная организация, разрабатывая соб-
ственную рабочую программу воспитания, вправе включать в неё те вариативные модули, которые помогут ей в наибольшей степени реализовать свой воспитательный потенциал с учетом имеющихся у нее кадровых и материальных ресурсов. На наш взгляд, целесообразным модулем для включения в программу является образовательный модуль «Основы вожатской деятельности». После его изучения обучающиеся выходят на педагогическую практику в школы, пришкольные лагеря, игровые площадки, загородные учреждения оздоровления и отдыха в качестве помощников классного руководителя, вожатых, совершенствуя навыки воспитательной работы с детьми. Потребности в таких кадрах есть во всех субъектах Российской Федерации.
Учитывая потребность учреждений отдыха и оздоровления детей в квалифицированных и подготовленных вожатых в Республике Бурятия, ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова» (далее - БГУ) совместно с государственным бюджетным учреждением «Молодежный центр Республики Бурятия» при Министерстве спорта и молодежной политики Республики Бурятия, региональной общественной организацией «Ассоциация педагогов-исследователей» с 2009 года реализует проект «Школа подготовки вожатых», в котором ежегодно принимают участие 120 студентов высших учебных заведений г. Улан-Удэ, желающих получить опыт организации детского отдыха детей в оздоровительном лагере.
Для обеспечения качественной подготовки вожатых к проведению занятий с обучающимися привлекаются лучшие педагогические кадры: преподаватели Бурятского государственного университета, государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования «Бурятский республиканский институт образовательной политики», государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Бурятский республиканский педагогический колледж», специалисты муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Городской Дворец детского (юношеского) творчества г. Улан-Удэ». Также работу «Школы подготовки вожатых» обеспечивают члены РОО «Ассоциация педагогов-исследователей», опытные руководители детских оздоровительных центров, специалисты МЧС, Ро-спотребнадзора, руководители творческих студий, студенты-кураторы, имеющие опыт организации детского отдыха в летних оздоровительных лагерях. Курс занятий выстроен на основе разработанной программы. По окончании образовательного курса проводятся инструктивные сборы, обучающиеся получают сертификаты, предоставляется возможность обязательного трудоустройства в организациях отдыха и оздоровления детей.
Проект «Школа подготовки вожатых» - это социально-значимый и воспитательный проект. Работа в качестве вожатого в учреждениях отды-
ха и оздоровления детей позволяет решить такие актуальные социальные проблемы как: трудоустройство и занятость учащейся молодежи в каникулярное время; обеспечение квалифицированными педагогическими кадрами учреждений отдыха и оздоровления детей; дополнительное профессиональное ориентирование студентов. Осуществляемая воспитательная работа в рамках проекта ориентирована на привлечение к деятельности в сообществах, связанных с будущей профессиональной деятельностью, создает широкие возможности для социализации студентов, организации и педагогической поддержки их свободного времени. Рассмотрение «Школы подготовки вожатых», с одной стороны, как звена в системе непрерывного образования, а, с другой - как специфического эффективного формата для организации воспитательного процесса должно являться основой при определении университетской стратегии воспитательной работы, разработке ее концептуальных основ.
Важной особенностью реализации проекта является процессуальность, т.е. возможность осуществления его пошаговой реализации. Процесс формирования педагогического отряда вожатых происходит поэтапно, развиваются и реализуют свои функции все его составляющие, меняется субъектная позиция студентов. Реализация проекта включала следующие этапы: целевой, мотивационно-ориентировочный, организационно-методический, содержательный, рефлексивно-результативный.
Целевой этап формирования педагогического отряда вожатых состоит из таких компонентов, как: цель, задачи, системно-деятельностный и личностно-ориентированный подходы.
Основная цель проекта - формирование педагогического отряда вожатых. Задачи проекта: развитие организаторских, коммуникативных навыков; обучение организации воспитательной работы с детским коллективом; развитие мотивации к самосовершенствованию, самореализации, творческой деятельности студентов; формирование вожатских умений в процессе подготовки.
Системно-деятельностный подход означает, что обучающиеся принимают участие в формулировке цели, задач, выстраивают образовательный маршрут для достижения результата, оценивают себя и других участников по итогам мероприятий проекта. На основе личностно - ориентированного обучения складывается атмосфера доброжелательности, взаимного обучения и воспитания, саморазвития [8].
В ходе мотивационно-ориентировочного этапа формируются вожатские умения в процессе подготовки. Мотивации способствуют элементы поощрения студентов: участие в конкурсе «Лучший вожатый», прохождение стажировки победителями по итогам отбора в ВДЦ «Океан», ДООЦ «Байкальские волны», МБУОиОД «Огонек», возможность получения премии для поддержки талантливой молодежи.
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о т О от
З
и о со
Компонентами организационно-методического этапа являются формы, методы, средства, которые способствуют реализации цели и задач проекта. Занятия в Школе проводятся как лекционные, используются интерактивные и диалоговые формы практических занятий, диагностические методики, различные виды игр, конкурсно-игровые программы, коллективно-творческие дела, тренинги. Особое место занимают индивидуальные консультации обучающихся направленные на повышение уровня рефлексии планирования лагерной смены, проектирования мероприятий. Групповая проектная работа направлена на выполнение групповых проектов по планированию деятельности вожатого, организации жизнедеятельности лагеря, организации работы творческих лабораторий и кружков. Осуществляется проведение учебных занятий на основе активных и интерактивных методов с использованием различных инновационных педагогических технологиях: технологии модульного построения занятия, деловые игры, мозговой штурм, лекции-диалоги, тренинги, лаборатории, решение педагогических задач, информационные технологии обучения. На теоретических занятиях преимущественно преобладают методы, включающие активное взаимодействие студентов с обучающим, наблюдение, методы проблемного обучения; на практических занятиях чаще применяют проектные и игровые методы.
Следующим этапом является содержательный этап. Целью разработанной программы является формирование и развитие профессионально-педагогической компетентности организаторов детского отдыха, рассматриваемой как интегра-тивной совокупности ключевых компетенций, позволяющих организатору детского отдыха - вожатому выполнять профессионально-педагогические функции. Общая трудоемкость программы составила 144 часа, из них лекционных 34 часа, практических - 50, 14 часов - СРС, инструктивные сборы - 36 часов, итоговая аттестация - 10.
Программа состоит из семи модулей, которые можно изменять и дополнять в соответствии с потребностями обучающихся: «Компетентност-ный подход к подготовке организаторов детского отдыха в летних оздоровительных лагерях», «Нормативно-правовая компетенция вожатого детского оздоровительного лагеря», «Психолого-педагогическая компетенция вожатого детского оздоровительного лагеря», «Диагностико-прог-ностическая компетенция вожатого детского оздоровительного лагеря», «Проективно-аналитическая компетенция вожатого детского оздоровительного лагеря», «Коммуникативная компетенция вожатого детского оздоровительного лагеря», «Организаторская компетенция вожатого детского оздоровительного лагеря». В каждом мо-5 дуле в соответствии с его названием представлено § основное содержание подготовки организаторов-^ вожатых. В целом выделяются следующие содер-° жательные направления: нормативное, включаю-ав щее должностные обязанности работников дет-
ского оздоровительного лагеря,права и обязанности отрядного вожатого; санитарно-гигиенические требования в детском лагере; первая медицинская помощь; организационно-технологическое, обеспечивающее планирование, организация и проведение профильной лагерной смены, тематических дней, коллективно-творческих дел, общелагерных и отрядных мероприятий; психологическое направление, связанное с основами диагностической работы, позволяющей установить эмпатий-ное общение с ребенком.
Также необходимо отметить, что оптимальными педагогическими условиями и технологиями реализации содержания образовательной работы в рамках Школы подготовки вожатых являются:
- открытость образовательной системы для взаимодействия и взаимообмена информацией с окружающей средой, ее ориентация на формирование субъектной позиции обучающегося основана на технологии диалогического взаимодействия с использованием методов наблюдения, бесед, интерактивного обучения;
- отбор того, чему учить, обеспечивает свободный выбор. Быстрое реагирование на обновление информации позволяет обеспечить гибкость. Ознакомление, понимание, изучение запросов обучающихся способствует вариативности;
- обеспечение для обучающихся реальной возможности для реализации инициатив предусматривает использование технологии модульно-проективного образования, предоставляющей выбор обучающимся;
- диалоговое взаимодействие субъектов на различных уровнях. В ходе реализации проекта на всех этапах реализуется сотрудничество «студент - студент», «студент - преподаватель», принимая различные формы (соучастие, содружество, сопереживание, сотворчество, соуправление), создается особый психологический климат, атмосфера доброжелательности. Одной из технологий взаимодействия выступает технология развивающейся кооперации [8]. Ее особенность заключается в том, что она в ходе выполнения проектов способствует непрерывности общения, взаимодействию, всестороннему раскрытию и развитию личности студентов, умению согласовывать свои действия с другими людьми, создает условия для самореализации, проявления инициативы, самостоятельности.
Рефлексивно-результативный этап, состоящий из критериев и уровней сформированности вожат-ских умений, способствует рефлексии (анализу) и оценке своего образовательного маршрута, сравнению и сопоставлению полученных результатов задачам проекта. Аттестация, проходящая в форме разработки и проведения отрядного или общелагерного мероприятия на базе школ голода Улан-Удэ, итоговый тест позволяют выявить итоги обучения.
В ходе реализации проекта «Школа подготовки вожатых» были выделены 3 уровня субъектной позиции студента:
- низкий (при отсутствии интереса к выполняемой деятельности присутствует ориентация на получение отметки; ситуативное поведение; несформированность самооценки; неумение применять полученные знания на практике; пассивная позиция в общении);
- средний (присутствует интерес к выполняемой деятельности; задания воспринимаются и выполняются студентом в контексте осваиваемой образовательной программы; анализирует не только задание и способы его решения, но и видит связь с практикой; оценивает собственные действия, но испытывает затруднения при самоанализе; слабое проявление стремления к профессиональному саморазвитию, но при сильной заинтересованности осуществляет действия быстро; полученные знания применяет на практике; характерно активное взаимодействие с преподавателями);
- высокий (является субъектом собственной учебной деятельности и будущей профессиональной деятельности; понимает смысл учебной задачи для профессиональной деятельности; активная позиция во всех проявлениях; поддерживает диалогическое взаимодействие со всеми; ярко выражена потребность в саморазвитии; умеет планировать свою деятельность, анализировать ее результаты; является инициатором, организатором, участником круглых столов, дискуссий, грамотно применяя полученные знания на практике) [1].
В ходе реализации проекта каждый год наблюдается положительная динамика по таким направлениям, как: создание в вузе воспитательной среды, способствующей самореализации, самоопределению студентов; включению в творческую и активную познавательную деятельность; педагогическое сопровождение, обеспечивающего адаптацию в социальной среде, поддержку инициативы, самостоятельности, ответственности, активизацию собственных ресурсов студентов в процессе самоорганизации, самоуправления; формирование ценностных ориентаций, субъектной позиции обучающегося.
Проект «Школа подготовки вожатых» является эффективным инструментом воспитательной деятельности в вузе, т.к. способствует созданию условий для самореализации, самоопределения, адаптации в социальной среде, формированию ценностных ориентаций, субъектной позиции студента.
Литература
1. Данилов Д.А, Корнилова А.Г. Социально-педагогические основы формирования субъектной позиции студентов в педагогическом процессе / Д.А. Данилов, А.Г. Корнилова // Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия Вестник Воронежского гос. ун-та. - № 2(06). - 2017. - С. 6-16.
2. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание.Воспита-ние! - М.: Новая школа, 1996. - 160 с.
3. Апробация и внедрение примерной программы воспитания - Режим доступа: http://form.instrao. ru/
4. О разработке программы воспитания. Методические рекомендации - Режим доступа: https://akr.gppc.ru/wp-content/uploads/2020/06/ Metodicheskie-rekomendatsii-po-razrabotke-programmy-vospitaniya_2020.pdf
5. Положение о разработке образовательных программ высшего образования и среднего профессионального образования в ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет» (с учетом изменений на основании приказа № 42-ОД от 25.02.2016 г., № 562-ОД от 26.10.2017 г. № 58-ОД от 14.02.2019 г.) -Режим доступа: https://www.bsu.ru/content/ page/1125/1.polozhenie-o-razrabotke-obrazovatelnih-programm_1606.pdf
6. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 01.01.2021 г.) «Об образовании в Российской Федерации» - Режим доступа: http:// docs.cntd.ru/document/902389617
7. Федеральный закон от 31.07.2020 N 304-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_358792/
8. Харланова Е.М. Развитие социальной активности будущих специалистов в условиях студенческого педагогического отряда: монография / Е.М. Харланова. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2007. - 194 с. - Режим доступа: http://elib.cspu.ru/xmlui/ bitstream/handle/123456789/116/%20%20 %20%20%20%20%20%20%20%20%20.%20.. pdf?sequence=1
THE SCHOOL FOR TRAINING COUNSELORS AS AN EFFECTIVE TOOL FOR EDUCATIONAL ACTIVITIES IN THE UNIVERSITY
Yun-Khay S.A., Shibanova Yu.V.
Banzarov Buryat State University, Ulan-Ude, Russia
The article is devoted to the problem of revising the essence and content of the education process in modern higher education, filling the educational component of the main educational programs being implemented, which is due to the consolidation of the mechanism for organizing education at the legislative level, the implementation of national goals in the field of education. The work reveals the essence of the concepts of «education», «educational activity», «training of counselors», describes the approach to the organization of educational activities in general educational organizations, which today are provided with methodological materials that allow you to create working programs of education, taking into account the analysis of existing educational programs and socialization of students, FGOS OO requirements. On the example of the federal state budgetary educational institution of higher education «Buryat State University named after Dorzhi Banzarov», the implementation of the educational module «Fundamentals of counselor activity» is shown. The features of the inclusion in the educational process of the university since 2009 of the project «School of training counselors» are considered. At present, a new educational environment for students is being formed at FSBEI HE «Buryat State University named after
сз о
CO "O
1=1 А
—I
о
сз т; о
m О
от
З
ы о со
Dorzhi Banzarov», which promotes self-realization, self-determination of students; inclusion in creative and active cognitive activity; pedagogical support, ensuring adaptation in a social environment, support of initiative, independence, responsibility, activation of students' own resources in the process of self-organization, self-government; the formation of value orientations, the subject position of the student. When designing a work program for education in a university, it is advisable to include the module «Fundamentals of counselor activity», because The «School for the training of counselors» is an effective tool for educational activities in the university, contributes to the creation of conditions for self-realization, self-determination, adaptation in the social environment, the formation of value orientations, the subject position of the student.
Keyword: education, educational activities in higher education, basic educational program, working program of education, school for training counselors.
References
1. Danilov D.A., Kornilova A.G. Socio-pedagogical foundations of the formation of the subject position of students in the pedagogical process / D.A. Danilov, A.G. Kornilov // North-Eastern Federal University. M.K. Ammosov. Series: Pedagogy. Psychology. Philosophy Bulletin of the Voronezh State un-that. - No. 2 (06). - 2017. - P. 6-16.
2. Karakovsky V.A., Novikova L.I., Selivanova N.L. Education? Education... Education! - M.: New school, 1996. - 160 p.
3. Approbation and implementation of an exemplary education program - Access mode: http://form.instrao.ru/
4. About the development of an education program. Methodological recommendations - Access mode: https://akr.gppc.ru/ wp-content/uploads/2020/06/Metodicheskie-rekomendatsii-po-razrabotke-programmy-vospitaniya_2020.pdf
5. Regulations on the development of educational programs for higher education and secondary vocational education at the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Buryat State University» (as amended on the basis of order No. 42-OD dated February 25, 2016, No. 562-OD dated October 26, 2017 No. 58-OD dated 02.14.2019) - Access mode: https://www.bsu.ru/content/page/1125/1.polozhenie-o-razrabotke-obrazovatelnih-programm_1606.pdf
6. Federal Law of December 29, 2012 N 273-FZ (as amended of January 1, 2021) «On Education in the Russian Federation» -Access mode: http://docs.cntd.ru/document/902389617
7. Federal Law of July 31, 2020 N 304-FZ «On Amendments to the Federal Law» On Education in the Russian Federation «on the Education of Students» - Access mode: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_358792/
8. Kharlanova E.M. Development of social activity of future specialists in the conditions of a student pedagogical detachment: monograph / E.M. Kharlanov. - Chelyabinsk: Publishing house Chelyab. state ped. un-ta, 2007. - 194 p. - Access mode: http://elib.cspu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/116/%20 %20%20%20%20%20%20%20%20%20%20.%20..pdf? sequenced
o d
u
CM CM