Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ'

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
компетенция / компетентность / профессиональная компетентность / методическая работа / нетрадиционные формы / развитие / competence / competence / professional competence / methodological work / non-traditional forms / development

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванов Михаил Айуолович, Кычкина Сардана Ивановна

Статья посвящена исследованию возможностей нетрадиционных форм методической работы в дошкольной организации. Авторы рассматривают их как механизм развития профессиональной компетентности педагогов. В начале статьи сделана попытка дать определение понятиям «методическая работа», «профессиональная компетентность». Авторы предполагают, что одними из основных компонентов профессиональной компетенции педагога дошкольного образования являются коммуникативные, креативные составляющие и информационно-коммуникативные умения. Вниманию читателей предлагается составленная программа методической работы, направленная на их развитие. Программа включает в себя нетрадиционные формы методических мероприятий. Сделана попытка обосновать эффективность их применения в развитии вышеперечисленных компетентностей. Взаимосвязанные мероприятия направлены на умение создавать команды и работать в них, преодоление страха публичного выступления, умение работать с сайтами и другое. Важно, что мероприятия являются не единичными, а системными, обладают проектным характером. Например, сетевое онлайн взаимодействие с садами другого региона (проведение мастер классов, выступление воспитанников, обмен опытом и т.п); креативная мастерская для педагогов, которая включает в себя серию психологических тренингов для развития креативного и нестандартного мышления, работа студии «РКОГолос», направленная на обучение основам психологии публичного выступления и другое. По каждому показателю сформированное™ профессиональной компетентности педагогов организации дошкольного образования приводится положительная динамика, что позволяет сделать выводы об эффективности нетрадиционных форм методической работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванов Михаил Айуолович, Кычкина Сардана Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the study of the possibilities of non-traditional forms of methodological work in a preschool organization. The authors consider them as a mechanism for developing the professional competence of teachers. At the beginning of the article, an attempt is made to define the concepts of “methodological work” and “professional competence”. The authors suggest that one of the main components of the professional competence of a preschool teacher are communicative, creative components and information and communication skills. Readers are offered a compiled program of methodological work aimed at their development. The program includes non-traditional forms of methodological activities. An attempt has been made to substantiate the effectiveness of their use in the development of the above competencies. Interrelated activities are aimed at the ability to create and work in teams, overcoming the fear of public speaking, the ability to work with websites, and more. It is important that the activities are not isolated, but systemic, and have a project-based nature. For example, online network interaction with gardens in another region (conducting master classes, performances by students, exchange of experiences, etc.); a creative workshop for teachers, which includes a series of psychological trainings for the development of creative and innovative thinking, the work of the PROGolos studio, aimed at teaching the basics of the psychology of public speaking, and more. For each indicator of the development of professional competence of teachers in the organization of preschool education, positive dynamics are given, which allows us to draw conclusions about the effectiveness of non-traditional forms of methodological work.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ»

4. Кондракова, Н.Э. Методика изучения школы как социальной организации / Н.Э. Кондракова // Изменение школы как социального института в постиндустриальном обществе. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.

5. Майоров, А.Н. Мониторинг в образовании / А.Н. Майоров. - Москва Москва: Интеллект-Центр, 2005. - 432 с.

6. Методические рекомендации по подготовке к проведению оценки механизмов управления качеством образования в субъектах Российской Федерации, разработанные федеральным институтом оценки качества образования. -Москва, 2022.

7. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон № 273-ФЭ [принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г.: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.]. - Москва: Проспект; 2015.- 182 с.

Педагогика

УДК 373.24

кандидат педагогических наук Иванов Михаил Айуолович

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); студентка 5 курса группы З-БА-ЭУ-18 Кычкина Сардана Ивановна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ МЕТОДИЧЕСКОЙ

РАБОТЫ

Аннотация. Статья посвящена исследованию возможностей нетрадиционных форм методической работы в дошкольной организации. Авторы рассматривают их как механизм развития профессиональной компетентности педагогов. В начале статьи сделана попытка дать определение понятиям «методическая работа», «профессиональная компетентность». Авторы предполагают, что одними из основных компонентов профессиональной компетенции педагога дошкольного образования являются коммуникативные, креативные составляющие и информационно-коммуникативные умения. Вниманию читателей предлагается составленная программа методической работы, направленная на их развитие. Программа включает в себя нетрадиционные формы методических мероприятий. Сделана попытка обосновать эффективность их применения в развитии вышеперечисленных компетентностей. Взаимосвязанные мероприятия направлены на умение создавать команды и работать в них, преодоление страха публичного выступления, умение работать с сайтами и другое. Важно, что мероприятия являются не единичными, а системными, обладают проектным характером. Например, сетевое онлайн взаимодействие с садами другого региона (проведение мастер классов, выступление воспитанников, обмен опытом и т.п); креативная мастерская для педагогов, которая включает в себя серию психологических тренингов для развития креативного и нестандартного мышления, работа студии «РКОГолос», направленная на обучение основам психологии публичного выступления и другое. По каждому показателю сформированности профессиональной компетентности педагогов организации дошкольного образования приводится положительная динамика, что позволяет сделать выводы об эффективности нетрадиционных форм методической работы.

Ключевые слова: компетенция, компетентность, профессиональная компетентность, методическая работа, нетрадиционные формы, развитие.

Annotation. The article is devoted to the study of the possibilities of non-traditional forms of methodological work in a preschool organization. The authors consider them as a mechanism for developing the professional competence of teachers. At the beginning of the article, an attempt is made to define the concepts of "methodological work" and "professional competence". The authors suggest that one of the main components of the professional competence of a preschool teacher are communicative, creative components and information and communication skills. Readers are offered a compiled program of methodological work aimed at their development. The program includes non-traditional forms of methodological activities. An attempt has been made to substantiate the effectiveness of their use in the development of the above competencies. Interrelated activities are aimed at the ability to create and work in teams, overcoming the fear of public speaking, the ability to work with websites, and more. It is important that the activities are not isolated, but systemic, and have a project-based nature. For example, online network interaction with gardens in another region (conducting master classes, performances by students, exchange of experiences, etc.); a creative workshop for teachers, which includes a series of psychological trainings for the development of creative and innovative thinking, the work of the PROGolos studio, aimed at teaching the basics of the psychology of public speaking, and more. For each indicator of the development of professional competence of teachers in the organization of preschool education, positive dynamics are given, which allows us to draw conclusions about the effectiveness of non-traditional forms of methodological work.

Key words: competence, competence, professional competence, methodological work, non-traditional forms, development.

Введение. В настоящее время методическое обеспечение деятельности воспитателя детских садов предполагает реализацию его нетрадиционных, эффективных, современным форм. Вго роль трудно переоценить. Действительно, от того, насколько педагог профессионален, оснащен возможностями, потенциалом, знаниями, развит, зависит, в конечном счете, результат и его работы и в целом организации, в которой он работает. Методическая работа, как системный и креативный процесс, должна быть направлена на выявление и ликвидацию профессиональных дефицитов работников. Поэтому в своей статье мы рассмотрим основные составляющие компетенции воспитателя, возможные современные (нетрадиционные) формы методической работы по их развитию.

Проблема поиска путей развития профессиональной компетентности воспитателей детских садов привела нас к исследованию нетрадиционных форм методической работы, их эффективности.

Изложение основного материала статьи. Прежде чем приступить к рассмотрению вышеназванных путей, необходимо определиться с понятийным аппаратом. Анализ исследований в области методического обеспечения деятельности дошкольного образования позволил нам сформулировать вывод, что понятие «методическая работа» представляет собой упорядоченную систему взаимозависимых целенаправленных мероприятий проектного характера, осуществляющих, в том числе, констатирующую оценку и прогноз развития [1]. Под компетенцией мы будем понимать зафиксированный уровень умений и знаний, сформированность ценностей и качеств сотрудников, помогающим им грамотно и своевременно решать проблемы в возникающих ситуациях. Профессиональная компетентность - это системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, которые разрешают благополучно решать

функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности [2]. Таким образом, под методической работой мы будем понимать систему целенаправленных мероприятий, устремленных на выявление профессиональных дефицитов сотрудников детского сада и их устранение. Что же понимать под нетрадиционными формами методической работы? На сегодняшний день специалисты определяют нетрадиционными те формы, которые предполагают интерактивное мотивированное участие каждого участника методического события. В основном к их числу относят такие формы, как:

- гостевой обмен опытом педагогов;

- смотр-конкурс;

- фестиваль;

- выездные погружения.

Нетрадиционные формы станут максимально продуктивными, если появится внутренняя мотивация педагогов, что возможно только при наличии деятельностного подхода. Это возможно при системе мероприятий проектного характера. Мы в своей статье наиболее выпукло остановимся на возможности их применения при формировании и развитии коммуникативной, креативной и ИКТ-компетентности педагогов.

Итак, нами была создана программа «Развитие профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации посредством нетрадиционных форм методической работы», которая прошла апробацию в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 18 «Прометейчик» имени Т.С. Комаровой ГО «Город Якутск». Задачами данной программы являлись:

1. Выявление исходного уровня сформированности педагогической компетентности каждого воспитателя, в том числе коммуникативной, креативной и ИКТ-умений.

2. Разработка технологического компонента, то есть основных форм нетрадиционной проектной работы.

3. Разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов педагогов, исходя из выявленных дефицитов.

4. Мониторинг эффективности нетрадиционных форм методической работы.

В таблице 1 предоставлены основные этапы, содержание методической работы в нетрадиционных формах.

Таблица 1

Этапы Основное содержание, формы организации Практический результат

1 этап -диагностический: оценка профессиональных компетенций. Тест В.Ф. Ряховского «Оценка уровня коммуникабельности»; «Анкета оценки ИКТ-компетентности педагога»; диагностика Д. Джонсона «Креативность личности». Выявление у педагогов МАДОУ детский сад №18 «Прометейчик» уровня развития профессиональных компетентностей.

2 этап -практический: развитие профессиональной компетентности педагогов. - Технология тимбилдинг (командообразование). - Студия «РКОГолос» (обучение основам психологии публичного выступления). - Создание сайта «Банк идей» для педагогов с целью обмена информацией по проектно-тематическим планам и материалам для занятий (Работа с сайтом). - Сетевое взаимодействие с садами другого региона, воспитатели и воспитанники общаются по сети, в онлайн режиме, в формате беседы, проведение мастер классов, выступление воспитанников, обмен опытом и т.п. (нами осуществлено взаимодействие с ДОО г. Грозный). - Креативная мастерская для педагогов «Новатор» (психологические тренинги для развития креативного и нестандартного мышления). - Эстафета «Креативное оснащение РППС (развивающей предметно-пространственной среды) в группе». - сплоченность педагогического состава, умение общаться с коллегами; - получение опыта по планированию, организации и проведению мероприятий; - владение новыми возможностями ИКТ; - развитие креативных способностей; - потребность в самообразовании и самосовершенствовании.

3 этап -аналитический: оценка развития профессиональной компетентности педагогов после апробации программы. Проведение мониторинга развития профессиональной компетентности педагогов. Осуществление рейтинговой системы.

В программу включены следующие мероприятия:

1) диагностика уровня сформированности социально-коммуникативных, навыков в педагогической среде;

2) диагностика степени сформированности ИТ компетенций;

3) диагностика степени сформированности креативных способностей;

4) реализация мероприятий (проектов) программы;

5) проведение мониторинга развития профессиональной компетентности педагогов.

На предварительном этапе с воспитателями была проведена организационная работа по реализации вышеописанной программы. В результате диагностики выявлены уровни сформированности профессиональной компетентности у педагогов.

На формирующем этапе с учетом результатов первичной диагностики была апробирована программа развития профессиональной компетентности педагогов, которая включала в себя: - Технология тимбилдинг (командообразование).

- Студия «РКОГолос» (обучение основам психологии публичного выступления).

- Создание сайта «Банк идей» для педагогов с целью обмена информацией по проектно-тематическим планам и материалам для занятий (Работа с сайтом).

- Сетевое взаимодействие с садами другого региона, воспитатели и воспитанники общаются по сети, в онлайн режиме, в формате беседы, проведение мастер классов, выступление воспитанников, обмен опытом и т.п.

- Креативная мастерская для педагогов «Новатор» (психологические тренинги для развития креативного и нестандартного мышления).

- Эстафета «Креативное оснащение РППС (развивающей предметно-пространственной среды) в группе». Проведен мониторинг развития профессиональной компетентности, который показал положительную динамику ее

развития (табл.2). В таблице обозначены: В - высокий уровень, С - средний уровень, Н - низкий уровень.

Таблица 2

№ по Уровни сформированности профессиональной компетентности

списку Социально- Владение ИКТ Креативное мышление Обобщенный уровень

оммуникативные (до/после) (до/после) профессиональной

навыки (до/после) компетентности (до/после)

1 С/В В С В

2 В В В В

3 с в с С

4 н/с с/в с с

5 в в с в

6 с с/в н с

7 н/с с с с

8 с/в в с с/в

9 в с/в в в

10 с с/в с с

11 с/в в с с

12 с с/в с/в с/в

13 в в в в

14 н с с с

15 с с/в в с/в

16 с с/в н с

17 в с/в с/в с/в

Как видно из таблицы 2 динамика развития:

• социально-коммуникативных навыков у 4 человек, что составляет 23,5% от общего числа педагогов;

• креативного мышления у 2 человек - 11,7% от общего числа педагогов;

• владение ИКТ - 7 человек, что составляет 41,2% от общего числа педагогов.

Выводы. Таким образом, можно сделать вывод об эффективности нетрадиционных форм методической работы, если они носят системный характер и основываются на индивидуальном подходе, а именно:

- выявлен уровень сформированности основных составляющих профессиональной компетентности;

- разработаны проектные мероприятия, направленные на развитие конкретных компетентностей;

- предложены и реализованы индивидуальные образовательные маршруты по мероприятиям, исходя из диагностики;

- проводится системный мониторинг развития профессиональной компетентности педагогов организации.

Литература:

1. Никишина, И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методических процессов в образовательной организации. - https://www.studmed.ru/nikishina-iv-innovacionnye-pedagogicheskie-tehnologii-i-organizaciya-uchebno-vospitatelnogo-i-metodicheskih-processov-v-shkole_5alb01e31b4.html

2. Якушева, С.Д. Профессиональная компетентность как условие развития мастерства педагога [Текст] / С.Д. Якушева // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. -М. - 2015. - С. 321-323

3. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 08.11.2022) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384). - https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/ladla834f2604827f926fBd5cce7251c500a26cd/

4. Федеральная образовательная программа дошкольного образования, утвержденная приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. N 1028,-https://base.garant.ru/70512244/53fB9421bbdaf741eb2dlecc4ddb4c33/

5. Методические рекомендации по реализации федеральной образовательной программы дошкольного образования, утвержденные Минпросвещения России 7 марта 2023 г. - https://base.garant.ru/406511775/

6. Деркунская, В.А. Повышение профессиональной компетентности педагога дошкольного образования / В.А. Деркунская. -М.: Академия, 2014. - 123 с.

7. Елжова, Н.В. Система контроля и методическая работа в дошкольном образовательном учреждении / Н.В. Елжова. -Ростов н/Д: Феникс, -2015. - 218 с.

8. Соловова, Н.А. Управление методической работой ДОУ: от традиций к инновациям / Н.А. Соловова, Н.В. Кузьминова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2013. - №8. - С. 40-46

9. Зеер, Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования [Текст] / Э. Зеер, Э. Сыманюк // Высшее образование в России. - 2005. - №4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.