Научная статья на тему 'Развитие профессиональной компетентности будущего специалиста как качества личности'

Развитие профессиональной компетентности будущего специалиста как качества личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
221
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ ЗНАНИЙ / INTEGRATION OF KNOWLEDGE / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROFESSIONAL COMPETENCE / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / SYSTEMATIC APPROACH / ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД / INTEGRATED APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаврилова Мария Ивановна, Одарич Ирина Николаевна

Статья посвящена профессиональной компетентности бакалавра пищевого производства, его степени профессионального мастерства, развития и постижения профессии, обучения необходимыми знаниями для реализации карьерного роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гаврилова Мария Ивановна, Одарич Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE DEVELOPMENT SPECIALIST AS A PERSON OF QUALITY

This paper is devoted to professional competence Bachelor of food production and its degree of professional skill development and comprehension of the profession, learning the necessary knowledge for the implementation of career advancement.

Текст научной работы на тему «Развитие профессиональной компетентности будущего специалиста как качества личности»

А.В. Богданова, В.Ф. Глазова

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ..

Сборник статей Международной научно-практической плины «Информатика» в рамках компетентностного

конференции. отв. редактор А.А. Сукиасян. Г. Уфа, респ. подхода к обучению // Вектор науки Тольяттинского го-

Башкортостан, Российская Федерация, 2014. С. 65-68. сударственного университета. Серия: Педагогика, пси-

4. Богданова А.В. Информатизация образовательно- хология. 2013. № 4 (15). С. 57-60.

го учреждения с применением принципов ITIL / Вектор 6. Глазова В.Ф. Особенности процесса информати-

науки Тольяттинского государственного университета. зации в вузе // Вектор науки Тольяттинского государ-

Серия: Экономика и управление. 2012. № 4 (11). С. 18-20. ственного университета. Серия: Экономика и управле-

5. Глазова В.Ф. Планирование содержания дисци- ние. 2013. № 1 (12). С. 28-30.

THE IMPLEMENTATION OF THE DESIGN IN TEACHING AND LEARNING TECHNOLOGY HUMANITIES STUDENTS TRAINING BY THE MODERN TECHNOLOGIES

© 2015

A.V. Bogdanova, candidate of pedagogical sciences, the chief of department of distance learning support V.F. Glazova, associate Professor of Department of Informatics and computer engineering

Togliatti State University, Togliatti (Russia)

Abstract. This article draws attention to need of revision of system of specialist's training on higher education. The special place is allocated thus for training of students to informatics. The methodical system in discipline "Information and communication technologies in education" founded on the principles and requirements of the professional focused training is described in this article. The elements, which entering it are listed and proved. The planning of discipline, in particular, the curriculum is described in the article. At a stage of thematic planning of discipline authors use the approach based on technology of educational areas. Thus the basic definitions (an activity areas, an educational areas, an educational situation) and the concept of technology of educational areas are listed and opened in the article. The thesis "the use in the course of design and technology is associated with a range of methodological issues, due to the creative basis of the design process, its focus not only on the final result, but also on the personal values and characteristics of participants". Summary results of integration of methodical system into educational process are present. The tests which held before the beginning and after the course "Information and communication technologies in education" confirmed its important role in formation of information competences at students.

Keywords: modern information technologies, methodical system of training, technology of educational areas, subject matter, thematic planning, competence, competence, educational areas, activity areas, project technology.

УДК 372.881.1

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА КАК КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ

© 2015

М.И. Гаврилова, аспирант И.Н. Одарич, аспирант

Тольяттинский Государственный Университет, Тольятти (Россия)

Аннотация: Статья посвящена профессиональной компетентности бакалавра пищевого производства, его степени профессионального мастерства, развития и постижения профессии, обучения необходимыми знаниями для реализации карьерного роста.

Ключевые слова: интеграция знаний, профессиональная компетентность, системный подход, интегрированный подход.

Важнейшей для высшего образования в эпоху инду- умения и навыки, имеющие комплексный характер. стриализации остро встает вопрос о передаче информа- Создание системного и интегрированного подхода про-ции (преподавание) к передаче потенциальной компе- фессиональной компетентности, согласно точки зрения тенции в действии. На сегодняшний день И.А. Зимняя, Д.М. Гришина, А.К. Марковой, Л.П. Алексеева, Н.С. говорит об образовании, как о самом человеке, прошед- Шаблыкина и др. [2,3,4], есть единство системы связан -шем обучающий курс в установленной системе образо- ных компонентов и проявлением качества человека, кования, о его опыте в совокупности с формированными торое охватывает и отражает всю сферу профессиональ-качествами, комплексом ЗУН, позволяющем реально ной деятельности.

оказывать действия на основании своего знания в раз- При рассмотрении профессиональной компетентных ситуациях [1]. ности бакалавра пищевого производства как степень Главным результатом деятельности вуза является профессионального мастерства, его развития и пости-качественная подготовка специалистов. При этом под жения профессии, оценивая свой профессиональный качеством образования понимают свойства и характе- рост с помощью критериев, умений и навыков, потреб-ристики процесса образования, придающие и обуслав- ностной, мотивационной, операционной и технической ливающие предполагаемые способности, потребности в сферы индивида и обучения необходимыми знаниями учении, знании и навыки отдельных людей, объедине- для реализации своей карьеры. По мнению этих авто-ния, страны. ров, профессиональная компетентность, ее структура и

Данное определение отражает сформировавшиеся содержание обуславливается умениями и структурной

представления о качестве образования. Его отличитель- деятельности, необходимой для осуществления этапов

ной чертой является ориентация на потребителя в со- профессиональной деятельности и выдвижением в сово-

ответствии с важнейшим принципом международных купности с такими компонентами, как конструктивные,

стандартов ИСО серии 9000. Особенность содержания организаторские, проектировочные, коммуникативные

высшего образования пищевых производств в его ком- в профессиональную компетентность.. Под профессио-

плексности. В высшем образовании пищевых произ- нальной компетентностью можно понимать интеграль-

водств тенденция к интеграции знаний является, до- ные качества личности, которые опираются и отражают

минирующей, дисциплины специально-технического структуру эмоциональной, интеллектуально - волевой,

цикла опираются на основы различных технических и практической и действенной сферах деятельности;

технологических дисциплин, включают в себя знания, включающей в себя мотивационные, содержательные и

М.И. Гаврилова, И.Н. Одарич РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ...

ценностные компоненты. На наш взгляд, проблема подготовки качественного бакалавра для пищевых производств, определена изменениями в области экономики, культуры и общества России.

Современный этап развития российского образования взаимосвязан с наукой, движущей силой которой, являются экономические показатели роста, конкурентоспособность и эффективность работы в области пищевых производств. Природу компетентности, как предмета обучения, результатом которого является развитие личности, ее карьерного и технологического роста связанного с самоорганизацией и конкретизацией деятель-ностного и личностного опыта, рассматривали в своих трудах В.А. Болотова, В.В. Серикова [5].

Проблема качественной подготовки бакалавра пищевых производств позволяет реализовать компетентност-ный подход с новой точки зрения. Основной критерий, с помощью которого можно оценить качество образования его профессиональную компетентность называется интегральной характеристикой бакалавра и определяется, как способ решения профессиональных задач и проблем, возникающих в существующих на данный момент профессиональных ситуациях с применением опыта, ценностей, знаний, навыков и умений, получивших в течение всей жизни.

Формирование профессиональной компетентности бакалавра пищевых производств, как показывает анализ исследований, опирается на фундаментальную базу профессиональной подготовки компонента, обуславливающегося разделением качественных профессиональных и гносеологических знаний, ценностно-смысловой отношений и деятельностных умений. Формируемая в деятельности компетентность выявляется в нераздельности с человеческими ценностями, при условиях ценностного взаимоотношения к индивиду его деятельности, заинтересованности в достижения профессионального результата.

Анализируя профессиональную деятельность инженера пищевых производств в продолжительном временном параметре, мы определили необходимость совершенствования самой деятельности, это связанно с изменениями условий функционирования пищевого производства. Такая необходимость, реализуется специалистом пищевых производств в следующих направлениях: самостоятельное профессиональное самосовершенствование; внедрение нововведений в производственный цикл или его модернизация.

Н.Ф. Талызина рассматривает профессиональную компетентность, как интегральную характеристику личности специалиста, которая отражает степень овладения знаниями, умениями и навыками в технической области профессиональной деятельности, а так же личностные качества, которые отражают умения человека жить, работать и общаться с окружающим миром [6]. А.М. Новиков, Я. Ватек [7, 8] говорят, что современный этап развития образования, его особенность определяют главную роль умственной деятельности и перехода к когнитивному обществу. Такая методика обучения ориентирована на развитие познавательных способностей личности.

Под профессиональной компетентностью понимается представление интегральной системы личностно-профессиональных компонентов, которые содержат актуальные и потенциальные виды. Таким образом, потенциальные качества личности приобретают черты актуального проявления, которые необходимо создавать в определенных условиях, обеспечивающих актуализацию потенциальной возможности личности. Личностная, индивидуальная траектория обучения основываться на особенностях мышления студента, его когнитивном стиле. Для того чтобы развить профессиональную компетентность будущего специалиста пищевого производства, как качества личности, связанной с его индивидуальностью и требующей дифференциации

в обучении (рисунок 1, 2, 3, 4, 5).

Рисунок 1. - Условия успешности личностно ентированного обучения.

ори-

На сегодняшний день организация учебного процесса должна использовать познавательные стратегии бакалавров в соответствии с когнитивными стилями. Особенность когнитивных стилей их детерминированность и познавательный интерес, являются залогом успеха в обучении.

1 уровень обученности,

1 приобретению новых п|>,,°6|™:;г™1'" Щ гибкость мышления восприятия информации

Рисунок 2. - Профессиональная характеристика будущего специалиста

минимальный уровень

компетенции будущего специалиста

/ \

уровень обученное™,

готовность к приобретению новых знаний

готовность к приобретению новых знаний

Рисунок 3. - Уровень минимальной компетенции будущего специалиста

Профессиональная компетентность бакалавра пищевого производства включает в себя две составляющие:

1.Профессиональные знания и опыт или познавательная активность -

(содержит в себя обученность по дисциплинам общеобразовательного и профессионального блоков, а так же подготовку в получении новых знаний, опыта).

2.Адаптивность - (согласно Ю.Г. Татур сформиро-ванность адаптивного

поведения студента является фундаментальной задачей любого образовательного учреждения и возможно только при условии, если человек умеет воспринимать необходимую информацию и принимать на её основе адекватные решения) [9].

Ю.Г. Татур в своей работе отмечает, что качественным показателем адаптивности в модели используют «гибкость» мышления и «поленезависимость» восприятия информации [10]. Разработанная модель системы

М.И. Гаврилова, И.Н. Одарич

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ...

профессиональной компетентности обеспечивает овладеть будущему специалисту необходимыми профессиональными знаниями и опытом, а так же быстро адаптироваться к изменяющимся условиям развивающегося социума. Целью когнитивно-стилевой дифференциации, является обучение, определяющее следующие понятия: дифференциация и когнитивный стиль.

медиальным уровень компетенции будущего специалиста

уровень обученности,

готовность к приобретению новых

приобретению новых

гибкость мышления

Рисунок 4. - Уровень медиальной компетенции будущего специалиста

Рисунок 5. - Уровень полной компетенции будущего специалиста

Проанализировав выше сказанное можно сделать вывод о том, что существуют исследования по «диффе-

ренциации», которые повышают уровень обученности, таким образом, что бы учет когнитивного стиля повлиял на развитие адаптивного поведения и готовности бакалавров к получению профессиональных знаний, умений и навыков. Как показала педагогическая практика дифференциация по когнитивным стилям активизировала процесс развития профессиональной компетентности бакалавра будущего инженера пищевого производства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании : авторская версия / И. А. Зимняя.

- Москва : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 42 с.

2. Гришанова, Н. А. Развитие компетентности специалистов как важнейшее направление реформирования профессионального образования / Н. А. Гришанова // Квалиметрия в образовании : методология и практика : Десятый симпозиум, (г. Москва, 4-5 апреля 2002 г.). Кн. 6. Общие проблемы развития образования : структура, качество, тенденции / под ред. Н. А. Селезневой, А. И. Субетто. - Москва : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. - С. 24.

3. Маркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. - Москва : Знание, 1996. - 200 с.

4. Алексеева, Л.П., Шаблыкина, Н.С. Преподавательские кадры: состояние и проблемы профессиональной компетентности/ Л.П. Алексеева, Н.С. Шаблыкина.— М.: НИИВО, 1994.

5. Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе/ В.А. Болотов, В.В. Сериков// Педагогика. - 2003. - 10. - С.8-14.

6. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология/ Н.Ф. Талызина. - М.:ACADEMIA, 2003.-288с.

7. Новиков, А.М. Профессиональное образование в России. Перспективы развития/ А.М. Новиков. - М. : ИЦП НПО РАО, 1997. - 154 с.

8. Barnelt, R. (1994) The Limits of Competence. Knowledge, higher education and society, Buckingham: Open University Press.

— 205pages. - Wolf, A. (2002) Does Education Matter? Myths about education and economic growth, London: Penguin Books.

9. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста //Высшее образование сегодня/ Ю.Г. Татур. - 2004. - № 3.

10. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста //Высшее образование сегодня/ Ю.Г. Татур. - 2004. - № 3. Якобсон, П. М. Технические способности, их формирование и развитие. / П.М. Якобсон //Проф. тех. Образование. 1962. - №10.-С. 18-25.

© 2015

PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE DEVELOPMENT SPECIALIST AS A PERSON OF QUALITY

M.I. Gavrilova, aspirant I.N. Odarych, postgraduate Togliatti State University, Togliatti (Russia)

Abstract. This paper is devoted to professional competence Bachelor of food production and its degree of professional skill development and comprehension of the profession, learning the necessary knowledge for the implementation of career advancement.

Keywords: integration of knowledge, professional competence, systematic approach, integrated approach.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.