Научная статья на тему 'Реализация проектной технологии в обучении студентов гуманитарных направлений подготовки с использованием современных технологий'

Реализация проектной технологии в обучении студентов гуманитарных направлений подготовки с использованием современных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / MODERN INFORMATION TECHNOLOGIES / МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ / METHODICAL SYSTEM OF TRAINING / ТЕХНОЛОГИЯ УЧЕБНЫХ ПОЛЕЙ / TECHNOLOGY OF EDUCATIONAL AREAS / УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА / SUBJECT MATTER / ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / THEMATIC PLANNING / УЧЕБНЫЙ ПЛАН / КОМПЕТЕНЦИЯ / COMPETENCE / УЧЕБНЫЕ ПОЛЯ / EDUCATIONAL AREAS / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ ПОЛЯ / ACTIVITY AREAS / ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / PROJECT TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богданова Анна Владимировна, Глазова Вера Федоровна

Статья привлекает внимание к необходимости пересмотра системы подготовки специалистов гуманитарного профиля. Особое место отводится при этом подготовке студентов по информатике. В статье описана методическая система обучения дисциплине «Информационные и коммуникационные технологии в образовании», основанная на принципах и требованиях профессионально-ориентированного обучения. Перечислены и обоснованы входящие в нее элементы. Описывается планирование дисциплины. На этапе тематического планирования дисциплины авторы используют подход, основанный на технологии учебных полей. При этом перечислены и раскрыты основные понятия и затронута концепция технологии учебных полей. Выдвигается тезис о том, что использование в авторском курсе проектной технологии связано с решением ряда методологических вопросов, обусловленных творческой основой самого процесса проектирования, его ориентацией не только на конечный результат, но и на личностные ценности и характеристики участников. Перечислены средства взаимодействия между участниками образовательного процесса. Приведены обобщенные результаты интеграции методической системы в образовательный процесс. Тестирования, проведенные перед началом и после окончания курса «Информационные и коммуникационные технологии в образовании», подтвердили его важную роль в формировании информационных компетенций у студентов гуманитарных направлений подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Богданова Анна Владимировна, Глазова Вера Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPLEMENTATION OF THE DESIGN IN TEACHING AND LEARNING TECHNOLOGY HUMANITIES STUDENTS TRAINING BY THE MODERN TECHNOLOGIES

This article draws attention to need of revision of system of specialist's training on higher education. The special place is allocated thus for training of students to informatics. The methodical system in discipline "Information and communication technologies in education" founded on the principles and requirements of the professional focused training is described in this article. The elements, which entering it are listed and proved. The planning of discipline, in particular, the curriculum is described in the article. At a stage of thematic planning of discipline authors use the approach based on technology of educational areas. Thus the basic definitions (an activity areas, an educational areas, an educational situation) and the concept of technology of educational areas are listed and opened in the article. The thesis “the use in the course of design and technology is associated with a range of methodological issues, due to the creative basis of the design process, its focus not only on the final result, but also on the personal values and characteristics of participants”. Summary results of integration of methodical system into educational process are present. The tests which held before the beginning and after the course "Information and communication technologies in education" confirmed its important role in formation of information competences at students.

Текст научной работы на тему «Реализация проектной технологии в обучении студентов гуманитарных направлений подготовки с использованием современных технологий»

УДК 378.147:004

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

© 2015

А.В. Богданова, кандидат педагогических наук, начальник отдела сопровождения дистанционного обучения В.Ф. Глазова, доцент кафедры «Информатика и вычислительная техника» Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация: Статья привлекает внимание к необходимости пересмотра системы подготовки специалистов гуманитарного профиля. Особое место отводится при этом подготовке студентов по информатике. В статье описана методическая система обучения дисциплине «Информационные и коммуникационные технологии в образовании», основанная на принципах и требованиях профессионально-ориентированного обучения. Перечислены и обоснованы входящие в нее элементы. Описывается планирование дисциплины. На этапе тематического планирования дисциплины авторы используют подход, основанный на технологии учебных полей. При этом перечислены и раскрыты основные понятия и затронута концепция технологии учебных полей. Выдвигается тезис о том, что использование в авторском курсе проектной технологии связано с решением ряда методологических вопросов, обусловленных творческой основой самого процесса проектирования, его ориентацией не только на конечный результат, но и на личностные ценности и характеристики участников. Перечислены средства взаимодействия между участниками образовательного процесса. Приведены обобщенные результаты интеграции методической системы в образовательный процесс. Тестирования, проведенные перед началом и после окончания курса «Информационные и коммуникационные технологии в образовании», подтвердили его важную роль в формировании информационных компетенций у студентов гуманитарных направлений подготовки.

Ключевые слова: современные информационные технологии, методическая система обучения, технология учебных полей, учебная дисциплина, тематическое планирование, учебный план, компетенция, учебные поля, деятель-ностные поля, проектная технология.

Для формирования и развития у студентов гума- обучение превращается в практико-ориентированное, нитарных направлений подготовки навыков и компе- отражающее будущую профессиональную деятельность тенций, связанных с применением информационных и и несущее конкретный, осязаемый результат с возмож-коммуникационных технологий (ИКТ) в Тольяттинском ностью его применения. государственном университете был внедрен разработанный нами учебный курс «Информационные и коммуникационные технологии в образовании», в основу которого легла проектная технология, а также технология учебных полей [1]. Целью разработанного курса стало формирование информационно-коммуникативной компетентности - особой комплексной способности объективно оценивать проблемы профессиональной деятельности, преобразовывать их в конкретные задачи; используя современные ИКТ решать их, воспроизводить знания, выражать себя творчески и создавать новую информацию, продолжать самообразование и саморазвитие в данной области [1].

Задачи разработанного курса: сформировать у студентов систему знаний и мышления в области современных ИКТ на момент изучения курса; обеспечить практическую и мотивационную подготовку студентов к профессиональной деятельности с активным использованием ИКТ, сформировать необходимые для этого навыки, умения и практический опыт; сформировать способность и готовность создавать, анализировать и реализовывать различные технологии работы, использующие ИКТ, варьируя их применение в зависимости от возникающих ситуаций. Проектная направленность курса (рис.1) проявилась в том, что в ходе его изучения студенты разрабатывали собственный проект - электронный учебно-методический комплекс дисциплины (ЭУМКД), наполняя его реальным учебным содержанием и используя для его создания различные ИКТ. Проектирование ЭУМКД определяет логику курса и является его основной частью, проводится в курсе ауди-торно и внеаудиторно. Студент не только разрабатывает проект, но и составляет электронный архив, в который войдут данные анкетирования, тестов, библиография использованных источников, аннотации рекомендуемых материалов, рецензии коллег на проект и т.д.

Подход к обучению на основе проектной технологии совместим со многими традиционными формами обучения. Передача информации на лекциях заменяется самостоятельным изучением и поддерживается и сопровождается при помощи современных ИКТ. Практическое

Рис. 1. Модель процесса обучения в курсе «Информационные и коммуникационные технологии в образовании»

Использование в авторском курсе проектной технологии связано с решением ряда методологических вопросов, обусловленных творческой основой самого процесса проектирования, его ориентацией не только на конечный результат, но и на личностные ценности и характеристики участников. С другой стороны, проектирование заслуженно считается одной из самых продуктивных технологий обучения [2], поскольку позволяет участникам проекта максимально раскрыть свой потенциал в удобной форме и стимулирует активную самостоятельную работу.

Для полноценного формирования информационно-коммуникативной компетентности студенты должны быть постоянно вовлечены в общение, в том числе посредством ИКТ [3]. Этому способствуют семинарские обсуждения материалов курса и заданий, а так же технология работы над проектом ЭУМКД, предусматривающая коммуникации с использованием современных средств связи [4].

Кроме того, при построении курса применялись элементы технологии учебных полей, описанной в [1]. Ведущим понятием в данной работе является «учеб-

ное поле». Формируемые компетенции представляются совокупностью деятельностных полей, в которых студент способен осуществлять эффективную профессиональную деятельность, и которые выступают в качестве базы для описания и разработки учебных полей. Деятельностное поле - это комплекс задач с профессиональными, жизненными и общественными проблемами, для преодоления которых следует учиться.

Каждое деятельностное поле формируется как специфическая функция (аспект) будущей профессиональной деятельности. Например, в качестве деятельностных полей, могут фигурировать: разработка учебных программ и методов обучения; оценка результатов обучения; исследовательская деятельность; формирование текстовых документов и др. В дальнейшем, каждое деятельностное поле преобразуется в соответствующее учебное, а каждое учебное поле конкретизируется через учебные ситуации: выделяются виды деятельности и проблемы, к решению которых должны быть подготовлены студенты, фиксируются отдельные навыки, знания, умения, представления, способности, личностные качества, а так же действия, требующиеся для их успешного формирования. При выделении деятельностного поля должна быть проанализирована не только предметная значимость, но и личностная, и социальная значимость формируемого навыка или знания, умения.

Формы организации занятий выбирались в зависимости от базовой подготовки студентов к формированию значимых компетенций, количества студентов на занятиях, содержания отдельных заданий и других факторов. В любом случае выбранные формы обучения реали-зовывали и проектную технологию обучения, логически поддерживая тем самым содержание учебного курса.

В технологической карте курса «Информационные и коммуникационные технологии в образовании» отсутствуют лекционные занятия, теоретическое обучение проводилось за счет самостоятельного изучения материалов, подготовки к проблемным семинарам, работ по формированию электронного архива и других сопутствующих занятий. Это позволило избежать традиционного преподнесения теоретической информации, обычно реализуемого на лекциях, и привязать теоретическое обучение к самостоятельной работе студентов. Формы практических занятий определялись проектной направленностью курса и особенностями будущей деятельности студентов. Процесс прохождения курса с точки зрения проектной направленности состоит из четырех взаимосвязанных этапов (рис. 2): подготовительного, практико-исследовательского, проектного и заключительного.

Рис. 2. Этапы проектирования в курсе «Информационные и коммуникационные технологии в образовании»

На подготовительном этапе, первым представленном на рис. 2, определяется тема будущего ЭУМКД. Выбор

темы обусловлен личными предпочтениями испытуемых с целью повышения их внутренней мотивации к работе. Вместе с тем этот выбор контролируется и корректируется при необходимости преподавателем курса во избежание работ по темам, которые не достаточно широки для формирования полноценного ЭУМКД. На практико-исследовательском этапе осуществляется исследование студентами выбранной области проектирования с использованием современных ИКТ: систематизация и изучение существующих разработок, анализ документации и законодательной базы, подбор информации для собственного проекта. Собранный на данном этапе материал после аналитической обработки и систематизации становится частью электронного архива. Проектный этап является самым долговременным этапом, определяющим результат прохождения курса [5]. Защита проекта помимо демонстрации результатов проектирования преследует следующие цели: определение уровня освоения студентами содержания учебного курса «Информационные и коммуникационные технологи в образовании»; выявление уровня теоретико-методологической и прикладной подготовки студента к использованию ИКТ в образовательной и профессиональной деятельности; выявление авторского вклада в разработанный проект; коллективное обсуждение и выявление достоинств и недостатков разработанного ЭУМКД для их дальнейшего исправления; выявления уровня владения студента средствами мультимедиа-поддержки выступления, способности осуществления контролируемого диалога с аудиторией. Вещественным результатом прохождения курса становится проект ЭУМКД, выполненный в соответствии с требования, представленными в учебно-методическом пособии для студента и электронный архив, собранный в процессе проектирования.

Использование проектной технологии и ИКТ в обучении студентов гуманитарных направлений подготовки, а также успешное формирование информационно-коммуникативной компетентности невозможно без полноценной самостоятельной работы, в рамках которой студентам предоставляется возможность выбора той формы освоения материала, получения практического опыта и т.д., которая ему наиболее интересна, а значит, повышает их внутреннюю мотивацию и позволяет наиболее эффективно формировать информационно-коммуникативную компетентность [6].

Реализация проектной технологии и ее интеграция с технологией учебных полей в обучении студентов гуманитарных направлений подготовки с использованием современных технологий позволила максимально приблизить обучение к будущей профессиональной деятельности, при этом внедрив на всех этапах применение ИКТ. Студенты, обучавшиеся в курсе «Информационные и коммуникационные технологии в образовании» в проведенном рефлексивном анкетировании сами отмечали повышение собственного уровня информационно культуры, стремление оптимизировать свою деятельность средствами ИКТ. Проведенные преподавателями контрольные тестирования также подтвердили успешное формирование у студентов компетенций, связанных с эффективным владением информационными и коммуникационными технологиями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Богданова А.В. Формирование информационно-коммуникативной компетентности студентов вуза с использованием технологии учебных полей (на примере подготовки бакалавров педагогики) : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08.- Тольятти, ТГУ - 2011. - 246 с.

2. Полат Е.С. Метод проектов в современной школе. Методология учебного проекта. - М.: МИПКРО, 2000. - с.50-51.

3. Глазова В.Ф., Богданова А.В. Организация информационной подготовки студентов вуза на основе ком-петентностного подхода // В сборнике: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ /

Сборник статей Международной научно-практической плины «Информатика» в рамках компетентностного

конференции. отв. редактор А.А. Сукиасян. Г. Уфа, респ. подхода к обучению // Вектор науки Тольяттинского го-

Башкортостан, Российская Федерация, 2014. С. 65-68. сударственного университета. Серия: Педагогика, пси-

4. Богданова А.В. Информатизация образовательно- хология. 2013. № 4 (15). С. 57-60.

го учреждения с применением принципов ITIL / Вектор 6. Глазова В.Ф. Особенности процесса информати-

науки Тольяттинского государственного университета. зации в вузе // Вектор науки Тольяттинского государ-

Серия: Экономика и управление. 2012. № 4 (11). С. 18-20. ственного университета. Серия: Экономика и управле-

5. Глазова В.Ф. Планирование содержания дисци- ние. 2013. № 1 (12). С. 28-30.

THE IMPLEMENTATION OF THE DESIGN IN TEACHING AND LEARNING TECHNOLOGY HUMANITIES STUDENTS TRAINING BY THE MODERN TECHNOLOGIES

© 2015

A.V. Bogdanova, candidate of pedagogical sciences, the chief of department of distance learning support V.F. Glazova, associate Professor of Department of Informatics and computer engineering

Togliatti State University, Togliatti (Russia)

Abstract. This article draws attention to need of revision of system of specialist's training on higher education. The special place is allocated thus for training of students to informatics. The methodical system in discipline "Information and communication technologies in education" founded on the principles and requirements of the professional focused training is described in this article. The elements, which entering it are listed and proved. The planning of discipline, in particular, the curriculum is described in the article. At a stage of thematic planning of discipline authors use the approach based on technology of educational areas. Thus the basic definitions (an activity areas, an educational areas, an educational situation) and the concept of technology of educational areas are listed and opened in the article. The thesis "the use in the course of design and technology is associated with a range of methodological issues, due to the creative basis of the design process, its focus not only on the final result, but also on the personal values and characteristics of participants". Summary results of integration of methodical system into educational process are present. The tests which held before the beginning and after the course "Information and communication technologies in education" confirmed its important role in formation of information competences at students.

Keywords: modern information technologies, methodical system of training, technology of educational areas, subject matter, thematic planning, competence, competence, educational areas, activity areas, project technology.

УДК 372.881.1

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА КАК КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ

© 2015

М.И. Гаврилова, аспирант И.Н. Одарич, аспирант

Тольяттинский Государственный Университет, Тольятти (Россия)

Аннотация: Статья посвящена профессиональной компетентности бакалавра пищевого производства, его степени профессионального мастерства, развития и постижения профессии, обучения необходимыми знаниями для реализации карьерного роста.

Ключевые слова: интеграция знаний, профессиональная компетентность, системный подход, интегрированный подход.

Важнейшей для высшего образования в эпоху инду- умения и навыки, имеющие комплексный характер. стриализации остро встает вопрос о передаче информа- Создание системного и интегрированного подхода про-ции (преподавание) к передаче потенциальной компе- фессиональной компетентности, согласно точки зрения тенции в действии. На сегодняшний день И.А. Зимняя, Д.М. Гришина, А.К. Марковой, Л.П. Алексеева, Н.С. говорит об образовании, как о самом человеке, прошед- Шаблыкина и др. [2,3,4], есть единство системы связан -шем обучающий курс в установленной системе образо- ных компонентов и проявлением качества человека, кования, о его опыте в совокупности с формированными торое охватывает и отражает всю сферу профессиональ-качествами, комплексом ЗУН, позволяющем реально ной деятельности.

оказывать действия на основании своего знания в раз- При рассмотрении профессиональной компетентных ситуациях [1]. ности бакалавра пищевого производства как степень Главным результатом деятельности вуза является профессионального мастерства, его развития и пости-качественная подготовка специалистов. При этом под жения профессии, оценивая свой профессиональный качеством образования понимают свойства и характе- рост с помощью критериев, умений и навыков, потреб-ристики процесса образования, придающие и обуслав- ностной, мотивационной, операционной и технической ливающие предполагаемые способности, потребности в сферы индивида и обучения необходимыми знаниями учении, знании и навыки отдельных людей, объедине- для реализации своей карьеры. По мнению этих авто-ния, страны. ров, профессиональная компетентность, ее структура и

Данное определение отражает сформировавшиеся содержание обуславливается умениями и структурной

представления о качестве образования. Его отличитель- деятельности, необходимой для осуществления этапов

ной чертой является ориентация на потребителя в со- профессиональной деятельности и выдвижением в сово-

ответствии с важнейшим принципом международных купности с такими компонентами, как конструктивные,

стандартов ИСО серии 9000. Особенность содержания организаторские, проектировочные, коммуникативные

высшего образования пищевых производств в его ком- в профессиональную компетентность.. Под профессио-

плексности. В высшем образовании пищевых произ- нальной компетентностью можно понимать интеграль-

водств тенденция к интеграции знаний является, до- ные качества личности, которые опираются и отражают

минирующей, дисциплины специально-технического структуру эмоциональной, интеллектуально - волевой,

цикла опираются на основы различных технических и практической и действенной сферах деятельности;

технологических дисциплин, включают в себя знания, включающей в себя мотивационные, содержательные и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.