Научная статья на тему 'Методическая система профессионально-ориентированного обучения дисциплине "Современные информационные технологии"'

Методическая система профессионально-ориентированного обучения дисциплине "Современные информационные технологии" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
347
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / MODERN INFORMATION TECHNOLOGIES / МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ / METHODICAL SYSTEM OF TRAINING / ТЕХНОЛОГИЯ УЧЕБНЫХ ПОЛЕЙ / TECHNOLOGY OF EDUCATIONAL AREAS / УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА / SUBJECT MATTER / ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / THEMATIC PLANNING / УЧЕБНЫЙ ПЛАН / КОМПЕТЕНЦИЯ / COMPETENCE / УЧЕБНЫЕ ПОЛЯ / EDUCATIONAL AREAS / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ ПОЛЯ / ACTIVITY AREAS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богданова Анна Владимировна, Глазова Вера Федоровна

Статья привлекает внимание к необходимости пересмотра системы подготовки специалистов в рамках высшего профессионального образования. Особое место отводится при этом подготовке студентов по информатике. В статье описана методическая система обучения дисциплине «Современные информационные технологии», основанная на принципах и требованиях профессионально-ориентированного обучения. Перечислены и обоснованы входящие в нее элементы. Описывается планирование дисциплины, в частности, учебный план. На этапе тематического планирования дисциплины авторы используют подход, основанный на технологии учебных полей. При этом перечислены и раскрыты основные понятия (деятельностное поле, учебное поле, учебная ситуация) и концепция технологии учебных полей. Выдвигается тезис о том, что если учебные поля дидактически обоснованы, охватывают весь спектр формируемых навыков, требуемых для успешного использования информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности, то реализация обучения в рамках такого планирования должна позволить сформировать заданные компетенции. Перечислены средства взаимодействия между участниками образовательного процесса. Основными инструментами стали электронная почта и форум, предоставляемые образовательным порталом Тольяттинского государственного университета (http://edu.tltsu.ru/), с помощью которых студенты и преподаватели имеют возможность оперативно обмениваться информацией. Образовательный портал предоставляет также средства для реализации другого важного компонента рассматриваемой методической системы, а именно средства мониторинга и контроля уровня подготовленности студентов на различных стадиях учебного процесса: журнал учета успеваемости и система контрольного тестирования. Приведены обобщенные результаты интеграции методической системы в образовательный процесс. Тестирования, проведенные перед началом и после окончания курса «Современные информационные технологии», подтвердили его важную роль в формировании информационных компетенций у студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Богданова Анна Владимировна, Глазова Вера Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL SYSTEM OF THE PROFESSIONAL FOCUSED TRAINING IN DISCIPLINE "MODERN INFORMATION TECHNOLOGIES "

This article draws attention to need of revision of system of specialist''s training on higher education. The special place is allocated thus for training of students to informatics. The methodical system in discipline "Modern information technologies" founded on the principles and requirements of the professional focused training is described in this article. The elements, which entering it are listed and proved. The planning of discipline, in particular, the curriculum is described in the article. At a stage of thematic planning of discipline authors use the approach based on technology of educational areas. Thus the basic definitions (an activity areas, an educational areas, an educational situation) and the concept of technology of educational areas are listed and opened in the article. The thesis “if educational areas are didactically proved, cover all range of the formed skills demanded for successful use of information and communication technologies in professional activity, realization of training within such planning has to allow to create the set competences”. E-mail and forum provided by an educational portal of the Tolyatti state university (http://edu.tltsu.ru/) by means of which students and teachers have opportunity quickly to communicate became the main tools. The educational portal provides also means for realization of other important component of the considered methodical system, namely a monitoring and control of readiness’s level of students at various stages of educational process: log-book of progress and testing control. Summary results of integration of methodical system into educational process are present. The tests which held before the beginning and after the course "Modern Information Technologies" confirmed its important role in formation of information competences at students.

Текст научной работы на тему «Методическая система профессионально-ориентированного обучения дисциплине "Современные информационные технологии"»

УДК 378.147:004

МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЕ «СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»

© 2014

А.В. Богданова, кандидат педагогических наук, начальник отдела менеджмента качества

и оптимизации бизнес-процессов

В.Ф. Глазова, доцент кафедры «Информатика и вычислительная техника»

Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация: Статья привлекает внимание к необходимости пересмотра системы подготовки специалистов в рамках высшего профессионального образования. Особое место отводится при этом подготовке студентов по информатике. В статье описана методическая система обучения дисциплине «Современные информационные технологии», основанная на принципах и требованиях профессионально-ориентированного обучения. Перечислены и обоснованы входящие в нее элементы. Описывается планирование дисциплины, в частности, учебный план. На этапе тематического планирования дисциплины авторы используют подход, основанный на технологии учебных полей. При этом перечислены и раскрыты основные понятия (деятельностное поле, учебное поле, учебная ситуация) и концепция технологии учебных полей. Выдвигается тезис о том, что если учебные поля дидактически обоснованы, охватывают весь спектр формируемых навыков, требуемых для успешного использования информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности, то реализация обучения в рамках такого планирования должна позволить сформировать заданные компетенции. Перечислены средства взаимодействия между участниками образовательного процесса. Основными инструментами стали электронная почта и форум, предоставляемые образовательным порталом Тольяттинского государственного университета (http://edu.tltsu.rU/), с помощью которых студенты и преподаватели имеют возможность оперативно обмениваться информацией. Образовательный портал предоставляет также средства для реализации другого важного компонента рассматриваемой методической системы, а именно - средства мониторинга и контроля уровня подготовленности студентов на различных стадиях учебного процесса: журнал учета успеваемости и система контрольного тестирования. Приведены обобщенные результаты интеграции методической системы в образовательный процесс. Тестирования, проведенные перед началом и после окончания курса «Современные информационные технологии», подтвердили его важную роль в формировании информационных компетенций у студентов.

Ключевые слова: современные информационные технологии, методическая система обучения, технология учебных полей, учебная дисциплина, тематическое планирование, учебный план, компетенция, учебные поля, деятель-ностные поля.

Изменения в высшем профессиональном образовании, вызванные переходом на двухступенчатую систему и введением в действие ФГОС ВПО, вызывают необходимость пересмотра системы подготовки специалистов. Изменению подлежит как организация обучения, так и содержание учебных дисциплин. При этом целью является всестороннее развитие обучающихся и раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала. Особое значение здесь должно быть уделено подготовке в области информатики и информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Основными принципами в преобразовании обучения ИКТ должны стать:

- преобладание активных методов и форм образовательного процесса с включением в деятельность обучающихся элементов будущей профессиональной области;

- изменение способов взаимодействия педагога и обучаемого, предполагающее смещение акцента с обучающей деятельности преподавателя на познающую деятельность студента.

Рассмотрим пути решения задачи повышения уровня подготовки в области ИКТ в рамках изучения дисциплины «Современные информационные технологии» студентов, обучающихся по направлению подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование» (квалификация (степень) «бакалавр»). Данная учебная дисциплина относится к базовому компоненту «Математический и естественнонаучный цикл» ФГОС ВПО для рассматриваемого направления подготовки бакалавров и, наряду с другими дисциплинами, реализует информационную подготовку студентов, которая направлена на обучение в области информатики и использования средств ИКТ с целью осуществления информационной деятельности и информационного взаимодействия. При этом под информационной деятельностью понимается деятельность по сбору, обработке, использованию, созданию, передаче информации с применением средств ИКТ [1].

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО и в рамках компетентностного подхода главной задачей обучения студентов в вузе является развитие общекультурных и профессиональных компетенций выпускников.

К числу компетенций, которые формируются в значительной мере при изучении студентами дисциплины «Современные информационные технологии», можно отнести следующие [2]:

- владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; приобретение навыков работы с компьютером как средством управления информацией; осознание сущности и значения информации в развитии современного общества; способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-7);

- способность осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики (ПКПП-3).

Анализ рабочих программ дисциплин «Информатика», «Математика и информатика», «Информационные и коммуникационные технологии в образовании», преподававшихся для родственных специальностей в рамках государственных образовательных стандартов предыдущих поколений, выявил ряд проблем, которые требуют решения в свете перехода на новые образовательные стандарты. К числу таких проблем можно отнести: недостаточное отражение вопросов, связанных с профессионально направленным использованием современных ИКТ; преобладание теоретической части изучаемых дисциплин над практической; недостаточное методическое сопровождение самостоятельной работы студентов.

Преодоление указанных проблем может быть выполнено в рамках компетентностного подхода [3]. Эффективность подготовки студентов в области использования ИКТ, приводящая к формированию у студентов соответствующих компетенций, будет повышена, если:

- обучение будет осуществляться в условиях учебно-информационной среды, отражающей будущую профессиональную деятельность обучаемых;

- в процессе обучения будет использоваться методическая система профессионально-ориентированного обучения дисциплине «Современные информационные технологии», главной целью которой является форми-

рование у студентов устойчивых практических навыков эффективного применения ИКТ в профессиональной деятельности.

Основными элементами рассматриваемой системы являются: дидактически обоснованное тематическое планирование учебной дисциплины; специально разработанная система профессионально-ориентированных практических заданий; полное методическое обеспечение аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов; современные средства взаимодействия между участниками образовательного процесса; средства мониторинга и контроля уровня подготовленности студентов (рисунок 1)._

Рисунок 1 - Методическая система профессионально-ориентированного обучения дисциплине

«Современные информационные технологии» Учебный план дисциплины «Современные информационные технологии» для студентов направления подготовки бакалавров «Психолого-педагогическое образование» в Тольяттинском государственном университете содержит 18 часов аудиторных занятий, 126 часов самостоятельной работы студентов и итоговый контроль в форме зачета. Очевидно, что планирование дисциплины должно учитывать тот факт, что основной упор в обучении делается на самостоятельную работу студентов. Это обстоятельство предъявляет дополнительные требования ко всем элементам методической системы профессионально-ориентированного обучения дисциплине. В частности, особое внимание следует обратить на методическое обеспечение самостоятельной работы, средства взаимодействия преподавателя со студентами и средства мониторинга результатов обучения.

Профессиональная направленность реализованной нами методической системы нашла свое выражение в том, что каждый студент в процессе изучения дисциплины формирует комплекс учебно-методических материалов (КУММ) по некоторой теме, имитируя деятельность по создание такого комплекса учителем, разрабатывающим новый учебный курс. Каждый такой комплекс включает следующие методические материалы: текст лекции и электронную презентацию по теме, электронный гипертекстовый учебник, автоматизированный тест контроля знаний обучаемых. Кроме того, при выполнении учебных заданий разрабатывается ряд документов для сопровождения образовательного процесса, в рамках которого может быть реализован КУММ, а именно: электронный журнал учета успеваемости и посещаемости занятий, электронная анкета, база данных, содержащая информацию об учениках и родителях и др. Важно отметить, что тема, для которой разрабатывается КУММ, не навязывается преподавателем, а выбирается студентом самостоятельно, исходя из его личных инте-

ресов и предпочтений. Однако при этом декларируется критерий выбора - научить других тому, что знаешь и хорошо умеешь делать сам. Практика показала, что такой подход позволяет повысить внутреннюю мотивацию студентов по отношению к выполняемым заданиям.

Разработанные документы каждый студент размещает в сети Интернет на специально создаваемом авторском сайте, используя для этого инструменты Google. Пример главной страницы такого сайта показан на рисунке 2. Такого рода сайт может рассматриваться как один из элементов организации персональной учебной среды преподавателя сетевого обучения. Под сетевым обучением понимается организация обучения и эффективного взаимодействия между участниками образовательного процесса с помощью средств информационных и коммуникационных технологий [4,5].

Важным является этап оценивания преподавателем и студентами разработанных учебных КУММ. Каждый студент должен «пройти обучение» по нескольким темам на сайтах других студентов и оценить выполненные работы коллег в соответствии с определенными преподавателем критериями, заполнив соответствующий оценочный лист. Таким образом, нами сформирован комплекс профессионально-ориентированных заданий для выполнения в рамках аудиторных занятий и самостоятельной работы._

х/а»

Ö https://sites.google.com/site/kummnaturmort/

I/ I рапица ОЪновпею 19 нояЬ. 2013 г., Ь:23

КУММ Натюрморт

Главная страница

информации Методические материалы

Лекция

Презентация

Учебник Об авторе Организационные материалы

Ведомость

Журнал

Комплекс учебно-методических материалов "Натюрморт" предназначен для организации обучения в рамках учебной дисциплины "Изобразительное искусство".

Рисунок 2 - Пример главной страницы сайта в сети Интернет с материалами КУММ

На этапе тематического планирования дисциплины нами был использован подход, основанный на технологии учебных полей [6]. Учебные поля - это дидактически оформленные конструкции, которые формулируют цель обучения и определяют содержание, методы и средства обучения. Обучение в рамках учебного поля направлено на формирование и закрепление одного из навыков владения ИКТ, являющегося внешним проявлением компетенций, отражающих степень владения обучаемыми средствами ИКТ. Содержание учебного поля определяется таким образом, чтобы оно включало в себя необходимые для формирования выделенного в данном учебном поле навыка теоретические сведения, а также способствовало развитию интеллектуальных качеств обучаемого. При этом профессиональная направленность учебных полей обеспечивается обязательным предшествующим анализом будущей профессиональной деятельности обучаемых (деятельность педагога-психолога) с точки зрения использования в этой деятельности современных средств ИКТ. На основе такого анализа выделяются деятельностные поля, которые являются прообразами учебных полей (рисунок 3).

Заключительным этапом планирования дисциплины на основе учебных полей является формирование комплекса учебных ситуаций, представляющих собой законченные образовательные действия, направленные на развитие формируемого в рамках данного учебного поля навыка и реализуемые в виде профессионально-ориен-

тированных учебных заданий.

Поскольку каждая учебная ситуация разрабатывается в рамках некоторого учебного поля, то она подчинена декларированной в нем учебной цели. Успешное преодоление комплекса учебных ситуаций позволит говорить о достижении цели обучения в рамках данного учебного поля. Если учебные поля дидактически обоснованы, охватывают весь спектр формируемых навыков, требуемых для успешного осуществления использования ИКТ в профессиональной деятельности, то реализация обучения в рамках такого планирования должна позволить сформировать заданные компетенции

Рисунок 3 - Этапы планирования содержания профессионально-ориентированного обучения дисциплине «Современные информационные технологии»

В нашем случае на основе анализа будущей профессиональной деятельности были выделены навыки использования следующих ИКТ: технологии работы с текстовыми документами; технологии обработки числовых данных средствами электронных таблиц; технологии работы с базами данных; мультимедиа технологии; гипертекстовые технологии; сетевые информационные технологии; защита информации [6-11]. Указанная тематическая структура нашла отражение в рабочей программе дисциплины «Современные информационные технологии».

Согласно определению [12] учебные поля задают не только содержание, но и средства, и методы обучения. Огромное значение имеет методическое сопровождение учебных ситуаций (учебных аудиторных занятий или заданий для самостоятельной работы). По всем темам дисциплины разработаны комплексы учебно-методических материалов, включая сайт дисциплины «Современные информационные технологии» (http://Ltltsu.ru/sites/site. php?s=216&m=50693), на главной странице которого указан состав комплекса учебно-методических материалов, разрабатываемого студентами в процессе изучения дисциплины, и подробный план обучения, включающий задания для выполнения на аудиторных занятиях и задания для самостоятельной работы. Здесь же размещены ссылки для загрузки соответствующих учебных материалов. Кроме того, разработан и издан компьютерный практикум по дисциплине «Современные информационные технологии», содержащий полный комплекс учебных материалов по практической части дисциплины.

Существенной частью рассматриваемой методической системы являются используемые средства взаимодействия между участниками образовательного процесса, т. к. эти средства не только используются по прямому назначению, но и играют важную обучающую роль в практике овладения современными средствами коммуникации. Основная нагрузка в этой части ложится на электронную почту и форум, предоставляемые образовательным порталом Тольяттинского государственного университета (http://edu.tltsu.ru/), с помощью которых студенты и преподаватели могут оперативно обмениваться информацией. Образовательный портал предоставляет также средства для реализации другого важного компонента рассматриваемой методической системы, а именно - средства мониторинга и контроля уровня подготовленности студентов на различных ста-

диях учебного процесса: журнал учета успеваемости и система контрольного тестирования. Здесь же студенты могут подготовиться к тестированию с помощью специально разработанных тренингов.

Разработана система тестов для оценки уровня подготовленности студентов к использованию ИКТ, основанная на компетенциях, введенных образовательным стандартом третьего поколения [13-20].

Для организации и контроля самостоятельной работы студентов над теоретическими разделами дисциплины используется игровая технология на базе программной платформы Encounter (http://game.en.cx/). Подготовка к игре предусматривает изучение теоретического материала, а сценарий игры включает решение типовых задач, комплекс индивидуальных домашних заданий, мониторинг усвоения учебного материала. Как указывается в [21], данная педагогическая технология позволяет повысить познавательный интерес обучаемых к учебной деятельности, развить коммуникативные навыки, продуктивное мышление, умение эффективно организовать собственную работу и работу в команде.

Результаты тестирований, проведенных перед началом и после окончания курса «Современные информационные технологии», подтвердили его важную роль в формировании информационных компетенций у студентов, обучающихся по направлению подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование» (квалификация (степень) «бакалавр»). Также среди студентов проводилось анкетирование, в ходе которого многие из них отмечали, что благодаря изучению курса «Современные информационные технологии» они:

- стали лучше ориентироваться не только в возможностях ИКТ, но и в особенностях своей будущей профессии;

- утвердились в значимости выбранного направления подготовки, как для общества, так и для себя лично;

- получили больше возможностей выразить себя в учебе и общении;

- смогли оптимизировать свое обучение по другим учебным дисциплинам за счет использования современных ИКТ;

- получили важные навыки тайм-менеджмента с использованием современных ИКТ.

Таким образом, предлагаемая методическая система обучения дисциплине «Современные информационные технологии», основанная на принципах и требованиях профессионально-ориентированного обучения, позволяет эффективно формировать у будущих педагогов-психологов необходимые информационные компетенции. Проведенная работа носит прикладной характер, но, вместе с тем, открывает новые возможности и перспективы теоретического и исследовательского поиска новых моделей профессионально-ориентированного обучения в вузе. Эффективность методической системы подтверждается и другими полученными результатами: повышением уровня готовности студентов к применению ИКТ в собственном образовании; изменением их отношения к современным ИКТ и будущей профессиональной деятельности; повышением интереса студентов к различным формам инновационной деятельности в будущей профессиональной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Богданова А.В., Глазова В.Ф. Технология учебных полей как эффективный инструмент формирования профессиональной компетентности // Карельский научный журнал. 2014. № 2. С. 32-35.

2. Приказ Минобрнауки РФ от 22.03.2010 N 200 (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»)» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 28.04.2010 N 17037)

- [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_116376/?frame=1, свободный. © КонсультантПлюс, 1992-2014

3. Глазова В.Ф., Богданова А.В. Организация информационной подготовки студентов вуза на основе компе-тентностного подхода // В сборнике: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ / Сборник статей Международной научно-практической конференции, отв. редактор А.А. Сукиасян. г. Уфа, респ. Башкортостан, Российская Федерация, 2014. С. 65-68.

4. Казаченок Н.Н., Михеева О.П. Особенности формирования персональной учебной среды преподавателя сетевого обучения // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2013. № 3 (21). С. 120-126.

5. Богданова А.В. Информатизация образовательного учреждения с применением принципов ITIL / Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2012. № 4 (11). С. 18-20.

6. Смирнова Е.В. Электронные средства учебного назначения для формирования навыков и умений иноязычной деятельности // Самарский научный вестник. 2013. № 1 (2). С. 43-46.

7. Богданова А.В., Коновалова Е.Ю. Управление качеством образования в информационном обществе как актуальная социально-педагогическая проблема // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2012. № 1. С. 15-17.

8. Аниськин В.Н. Особенности технологической подготовки специалистов в условиях холистичной информационно-образовательной среды вуза // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 3. С. 21-24.

9. Богданова А.В., Коновалова Е.Ю. Управление качеством образования в контексте основных противоречий глобализации // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2012. № 1. С. 13-16.

10. Добудько Т.В., Добудько А.В. Формирование профессиональной компетентности магистров педагогического образования по направлению «Информационные технологии в образовании» // Самарский научный вестник. 2012. № 1 (1). С. 16-18.

11. Тотрова М.Х. Оптимизация качества высшего образования на основе информационно-коммуникационных технологий // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 2. С. 290-292.

12. Богданова А.В. Формирование информационно-коммуникативной компетентности студентов вуза с использованием технологии учебных полей (на примере подготовки бакалавров педагогики) / Дис. канд. пед. наук Тольяттинский государственный университет. Тольятти, 2011.

13. Денисова О.П. Подготовка студентов к контролю остаточных знаний на основе обобщающего повторения // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 4 (11). С. 86-88.

14. Моисеев В.Б., Гуськова Т.В. Концептуальный подход к внедрению системы менеджмента качества вуза в условиях непрерывного профессионального образования // Педагогическое образование и наука. 2012. № 1. С. 62-64.

15. Коломийцев Ю.Н. Педагогические тесты как инструмент измерения оценки знаний студентов и качества обучения // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012. № 1. С. 76-80.

16. Люсев В.Н., Балашова М.Н. Применение информационных технологий в вузе как средство решения задач управления // Современные информационные технологии. 2006. № 3 (3). С. 59-61.

17. Дамирова З.В.К. Роль информационных и телекоммуникационных технологий в современном учебном процессе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 1. С. 106-109.

18. Таранцева К.Р., Моисеев В.Б., Пятирублевый Л.Г. Структура теории образовательного тестирования // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2012. № 4 (08). С. 153-158.

19. Люсев В.Н., Люсева Т.П. Информационные технологии в преподавании гуманитарных дисциплин в вузе // Современные информационные технологии. 2004. № S2 (S2). С. 265-267.

20. Таранцева К.Р., Пятирублевый Л.Г., Моисеев В.Б. Информационно-дидактические основы образовательного тестирования // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2012. № 3 (07). С. 180-190.

21. Тонких А.П. Применение игровой технологии при обучении информатике в высшей школе // В сборнике: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ / Сборник статей Международной научно-практической конференции. отв. редактор А.А. Сукиасян. Г. Уфа, респ. Башкортостан, Российская Федерация, 2014. С. 279-281.

METHODICAL SYSTEM OF THE PROFESSIONAL FOCUSED TRAINING IN DISCIPLINE "MODERN INFORMATION TECHNOLOGIES"

© 2014

A.V. Bogdanova, candidate of pedagogical sciences, the chief of department of quality management

and optimisation of business processes V.F. Glazova, associate Professor of Department of Informatics and computer engineering

Togliatti State University, Togliatti (Russia)

Annotation: This article draws attention to need of revision of system of specialist's training on higher education. The special place is allocated thus for training of students to informatics. The methodical system in discipline "Modern information technologies" founded on the principles and requirements of the professional focused training is described in this article. The elements, which entering it are listed and proved. The planning of discipline, in particular, the curriculum is described in the article. At a stage of thematic planning of discipline authors use the approach based on technology of educational areas. Thus the basic definitions (an activity areas, an educational areas, an educational situation) and the concept of technology of educational areas are listed and opened in the article. The thesis "if educational areas are didactically proved, cover all range of the formed skills demanded for successful use of information and communication technologies in professional activity, realization of training within such planning has to allow to create the set competences". E-mail and forum provided by an educational portal of the Tolyatti state university (http://edu.tltsu.ru/) by means of which students and teachers have opportunity quickly to communicate became the main tools. The educational portal provides also means for realization of other important component of the considered methodical system, namely - a monitoring and control of readiness's level of students at various stages of educational process: log-book of progress and testing control. Summary results of integration of methodical system into educational process are present. The tests which held before the beginning and after the course "Modern Information Technologies" confirmed its important role in formation of information competences at students

Keywords: modern information technologies, methodical system of training, technology of educational areas, subject matter, thematic planning, competence, competence, educational areas, activity areas.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.