Научная статья на тему 'Формирование информационно-коммуникативной компетентности студентов вуза с применением технологии учебных полей как научная проблема'

Формирование информационно-коммуникативной компетентности студентов вуза с применением технологии учебных полей как научная проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
176
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / ТЕХНОЛОГИЯ УЧЕБНЫХ ПОЛЕЙ / TECHNOLOGY OF EDUCATIONAL AREAS / УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА / SUBJECT MATTER / ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / THEMATIC PLANNING / УЧЕБНЫЙ ПЛАН / CURRICULUM / КОМПЕТЕНЦИЯ / COMPETENCE / УЧЕБНЫЕ ПОЛЯ / EDUCATIONAL AREAS / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ ПОЛЯ / ACTIVITY AREAS / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / INFORMATION AND COMMUNICATIVE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богданова Анна Владимировна

В статье перечислены предпосылки для включения в систему высшего образования компонента, обеспечивающего эффективное формирование у студентов способности ориентироваться в условиях постоянного роста информации и появления новых информационных и коммуникационных технологий, применять их для взаимодействия с другими участниками образовательного процесса, а также для выполнения различных профессиональных задач в контексте потребностей системы высшего профессионального образования и образовательным потребностям личности. Решение проблемы формирования информационно-коммуникативной компетентности студентов вуза предлагается с помощью технологии учебных полей. Технология учебных полей совокупность форм, методов, способов, приемов обучения, основанная на приближении обучения к реальной профессиональной деятельности путем выделения ее значимых аспектов в виде деятельностных полей, которые преобразовываются в учебные поля, составляющие содержание обучения. В статье описана суть технологии и ее инструментарий. Приведена методология и методы применения технологии учебных полей. Выделены перспективные направления практической работы по формированию информационно-коммуникативной компетентности студентов вуза с использованием технологии учебных полей: разработка практико-ориентированных учебных курсов с обязательными занятиями на базе, предоставляемой потенциальными работодателями в рамках сотрудничества с вузами; переход еще на этапе обучения на практический уровень работы со сложными прикладными информационными технологиями и программами; использование возможности интерактивного размещения материалов в сети Интернет для организации проведения занятий; общее увеличение точек проникновения информационных и коммуникационных технологий в образовательный процесс, преподавание различных дисциплин. Формирование информационно-коммуникативной компетентности студентов вуза с применением технологии учебных полей как научная проблема представлено как выражение ряда связей образовательной системы, описываемых средствами педагогики, социологии, информатики и теории информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Богданова Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF INFORMATION AND COMMUNICATIVE COMPETENCE FOR STUDENTS ON HIGHER EDUCATION INSTITUTION WITH TECHNOLOGY OF EDUCATIONAL AREAS AS THE SCIENTIFIC PROBLEM

Prerequisites for inclusion in system of the higher education of the component which providing effective formation at students of ability to be guided in the conditions of continuous growth of information and emergence of new information and communication technologies to apply them to interaction with other participants of educational process, and also to performance of various professional tasks in the context of requirements in system of higher education are listed in article. The solution of formation of information and communicative competence for students on higher education institution is proposed by means with technology of educational areas. Technology of educational areas the set of forms, methods, ways, methods of training which based on approach of training to real professional activity by allocation of its significant aspects in the form of activity areas which are transformed to the educational areas making the content of training. In article the essence of technology and its tools are described. The methodology and methods of application of technology of educational areas is given. The perspective directions of practical work on formation of information and communicative competence for students on higher education institution with technology of educational areas are allocated: development of the practice-focused training courses with obligatory occupations on the base provided by potential employers within cooperation with higher education institutions; transition at a grade level to the practical level of work with difficult applied information technologies and programs; use of possibility of interactive placement of materials on the Internet for the organization of carrying out occupations; general increase in points of penetration of information and communication technologies into educational process, teaching various disciplines. Formation of information and communicative competence of students of higher education institution with application of technology of educational areas as a scientific problem is presented as expression of a number of the communications of educational system described by means of pedagogics, sociology, informatics and the theory of information.

Текст научной работы на тему «Формирование информационно-коммуникативной компетентности студентов вуза с применением технологии учебных полей как научная проблема»

гия. 2013. № 3 (14). С. 74-76. гия. 2013. № 1 (12). С. 180-183.

17. Гуськова Т.В., Разуваев С.Г. Условия повышения 19. Рыжаков В.В., Рыжаков М.В. Синтез качества подготовки специалистов в высшем феноменологического критерия оценивания качества профессиональном образовании // XXI век: итоги образования и его использования в образовательном прошлого и проблемы настоящего плюс. 2012. № 3 (07). менеджменте // XXI век: итоги прошлого и проблемы С. 101-107. настоящего плюс. 2012. № 4 (08). С. 141-145.

18. Пастовенский А.В. Исследование тенденций 20. Шванфельдер В. Мудрость Конфуция в развития системы управления общим средним менеджменте. Истина и опыт в ХХ1 веке / Пер. с нем. / образованием // Вектор науки Тольяттинского государ- Вернер Шванфельдер. - СПб.: «Издательство «ДИЛЯ», ственного университета. Серия: Педагогика, психоло- 2008. - 224 с.

ОБГРУНТУВАННЯ ВАЖЛИВОСТ1 ВОЛОД1ННЯ ПРОФЕС1ЙНО-ЕТИЧНИМИ ЯКОСТЯМИ ДЛЯ МЕНЕДЖЕР1В ОСВ1ТН1Х ЗАКЛАД1В

© 2014

Н. В. Беляева, асшрант кафедри педагопчно1 майстерност та менеджменту Полтавський нащональний педагог1чний утверситет 1мен1 В. Г. Короленка, Полтава (Украгна)

Анотащя. У статп розкрито тдходи до розумшня змюту дгяльносп управлшця системи освгга та сформульова-но авторську дефшщш «професшно-етичш якосл менеджера освггаього закладу»; наголошено на людиноцентрич-ному спрямуванш освггаьо1 сфери i таким чином доведено важливють володшня професшно-етичними якостями для менеджерiв саме цieï галузi.

Ключовi слова. менеджер освггаього закладу, професшно-етичш якосп менеджера освiтнього закладу, людиноцентризм, майбутнiй магiстр «Упpaвлiння навчальним закладом».

JUSTIFICATION IMPORTANCE OF PROFESSIONAL-ETHIC FEATURES OWNERSHIP FOR MANAGERS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS

© 2014

N. V. Belyaeva, postgraduate student of the Department of pedagogical skill and management

Poltava National Pedagogical University named after V. G. Korolenko, Poltava (Ukraine)

Annotation: The article deals with approaches to understanding the meaning of the manager of the education system and formulated the author's definition of «professional and ethical as manager of educational establishments»; stressed the man-focused the educational sphere and thus proved the importance of owning a professional-ethics features for managers of this Specialization.

Keywords: manager of educational establishments, professional-ethics features of future managers of educational establishments, man-focuses, future master «Management of educational establishments».

УДК 378:004

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНЫХ ПОЛЕЙ КАК НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА

© 2014

А.В. Богданова, кандидат педагогических наук, начальник отдела менеджмента качества

и оптимизации бизнес-процессов

Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация: В статье перечислены предпосылки для включения в систему высшего образования компонента, обеспечивающего эффективное формирование у студентов способности ориентироваться в условиях постоянного роста информации и появления новых информационных и коммуникационных технологий, применять их для взаимодействия с другими участниками образовательного процесса, а также для выполнения различных профессиональных задач в контексте потребностей системы высшего профессионального образования и образовательным потребностям личности. Решение проблемы формирования информационно-коммуникативной компетентности студентов вуза предлагается с помощью технологии учебных полей. Технология учебных полей - совокупность форм, методов, способов, приемов обучения, основанная на приближении обучения к реальной профессиональной деятельности путем выделения ее значимых аспектов в виде деятельностных полей, которые преобразовываются в учебные поля, составляющие содержание обучения. В статье описана суть технологии и ее инструментарий. Приведена методология и методы применения технологии учебных полей. Выделены перспективные направления практической работы по формированию информационно-коммуникативной компетентности студентов вуза с использованием технологии учебных полей: разработка практико-ориентированных учебных курсов с обязательными занятиями на базе, предоставляемой потенциальными работодателями в рамках сотрудничества с вузами; переход еще на этапе обучения на практический уровень работы со сложными прикладными информационными технологиями и программами; использование возможности интерактивного размещения материалов в сети Интернет для организации проведения занятий; общее увеличение точек проникновения информационных и коммуникационных технологий в образовательный процесс, преподавание различных дисциплин. Формирование информационно-коммуникативной компетентности студентов вуза с применением технологии учебных полей как научная проблема представлено как выражение ряда связей образовательной системы, описываемых средствами педагогики, социологии, информатики и теории информации.

Ключевые слова: информационные и коммуникационные технологии, технология учебных полей, учебная дисциплина, тематическое планирование, учебный план, компетенция, учебные поля, деятельностные поля, информационно-коммуникативная компетентность.

Необходимость включения в систему высшего об- формирование у студентов способности ориентиро-разования компонента, обеспечивающего эффективное ваться в условиях постоянного роста информации и по-

явления новых информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), применять их для взаимодействия с другими участниками образовательного процесса, а также для выполнения различных профессиональных задач в контексте потребностей системы высшего профессионального образования и образовательным потребностям личности обучающегося подтверждается каждый день педагогической практикой и социальными предпосылками. Проблема, состоящая в научном осмыслении и обосновании теоретико-методологических и социально-педагогических основ, разработки технологии формирования информационно-коммуникативной компетентности студентов вуза может быть эффективно решена с применением технологии учебных полей.

Технология учебных полей - совокупность форм, методов, способов, приемов обучения, основанная на приближении обучения к реальной профессиональной деятельности путем выделения ее значимых аспектов в виде деятельностных полей, которые преобразовываются в учебные поля, составляющие содержание обучения [1]. Суть данной технологии - в выделении в будущей профессиональной деятельности законченных профессиональных действий, называемых деятельностными полями, которые для реализации обучения преобразовываются в повторяющие их учебные поля [2]. Учебные поля описывают цели обучения в виде компетенций и формулируют содержание и средства обучения. Они детализируются путем разбиения на учебные ситуации - законченные образовательные действия, направленные на развитие формируемого в рамках учебного поля навыка. Учебные ситуации планируются уже на уровне отдельных занятий.

В ходе изучения опыта конструирования учебных курсов в системе профессионального образования Германии и трудов, посвященных технологии учебных полей, мы пришли к выводу, что она оптимально подходит для практической реализации требований компе-тентностно-ориентированных ФГОС ВПО. Технология учебных полей обладает следующими возможностями, которые реализуются в процессе планирования и преподавания учебных дисциплин [3]:

- задания в рамках курса, построенного с применением технологии учебных полей, оптимально соответствует требованиям профессиональной деятельности, способствует повышению конкурентоспособности выпускников и качества их работы;

- технология обеспечивает проектирование учебного курса, отталкиваясь от профессиональной деятельности и компетенций ФГОС ВПО, позволяя избежать пробелов в обучении;

- структура учебных полей обладает гибкостью и возможностью их тематического наполнения согласно предпочтениям самих обучаемых;

- сконструированные на основе технологии учебных полей материалы позволяют пользоваться ими не только автору учебного курса, но и другим преподавателям с различным уровнем подготовки;

- одни и те же учебные поля могут использоваться с различным наполнением, например, для подготовки к работе с разными программными продуктами;

- технология учебных полей обладает свойством непрерывности, поскольку проектирование учебного курса происходит посредством системного анализа, с учетом взаимосвязей и взаимодействий отдельных элементов;

- в ходе обучения с использованием технологии учебных полей возникают различные формы коммуникативного взаимодействия и сотрудничества, что в высокой степени способствует формированию информационно-коммуникативной компетентности.

Л. Риц [2], развивая технологию ключевых квалификаций, ввел понятие «деятельностная компетентность» (Handlungskompetenz), включающую единство трех групп способностей: способности, направленные на успешную деятельность в решении задач (предмет-

но-направленные методические компетентности); социально направленные способности (взаимодействие по предотвращению конфликтов, социальная компетентность); личностные способности (нормативные ориентации, активность, инициативность, качества, лежащие в основе «Я-компетентности» личности). «С педагогической точки зрения понятие компетентности указывает на способности человека, которые лежат в основе ситуативно-ориентированного действия и способствуют осуществлению этого действия. Таким образом, посредством профессиональной деятельностной компетентности обозначается зрелый потенциал профессиональных способностей, который позволяет человеку действовать в соответствии с установленными требованиями в конкретных профессиональных ситуациях»[2].

На первый план в технологии учебных полей выходит способность к деятельности, которая проявляется в трех ипостасях: предметная компетентность - интеллектуальная зрелость личности; социальная компетентность - социальная зрелость; личностная компетентность - моральная зрелость [1]. Актуальность научной проблемы формирования информационно-коммуникативной компетентности студентов вуза с применением технологии учебных полей определяется:

- развитием системы высшего профессионального образования;

- вступлением в действие ФГОС ВПО, ориентированных на формирование различных профессиональных компетентностей;

- обращением образовательной политики России на повышение качества образования.

Таким образом, перед вузами стоит задача формирования информационно-коммуникативной компетентности как одного из путей повышения не только качества образования, но и приобретение необходимых профессиональных компетентностей во всех отраслях народного хозяйства. Деятельность выпускников вуза требует знания ИКТ, способности ориентироваться в информационном пространстве, адаптироваться к его изменениям, выбирать и использовать в работе средства, которые оптимально сочетают затраты ресурсов, сроки выполнения задач и качество получаемого результата. Требования работодателей к выпускникам системы ВПО содержат такие положения, как креативность, умение работать в коллективе, готовность связывать свою карьеру с продолжением образования, реагировать на изменения в образовательном процессе и технологиях, умение работать с информацией, принимать решения. Подготовка студентов должна быть ориентирована на формирование профессионально значимых компетент-ностей, в том числе - информационно-коммуникативной, позволяющей использовать ИКТ для оптимизации профессиональной деятельности, эффективно работать с информацией и осуществлять взаимодействие с другими участниками рабочего процесса. Анализ состояния системы подготовки студентов позволил выявить следующие недостатки:

- содержание обучения в высшей школе не ориентировано на использование ИКТ в профессиональной деятельности; в учебных курсах, связанных с изучением ИКТ, недостаточно прослеживается связь с профессиональными задачами, которые могут решаться с их применением;

- подготовка выпускников не соответствует требованиям работодателей в части эффективного владения ИКТ;

- использование ИКТ в учебном процессе приводит к усложнению коммуникаций, отказу от устного общения.

Включение в систему высшего образования компонента, обеспечивающего на начальном этапе обучения эффективное формирование у студентов способности ориентироваться в условиях постоянного роста информации и появления новых ИКТ, применять их для выполнения различных профессиональных и образователь-

ных задач, взаимодействия с другими участниками образовательного процесса, непрерывного самообразования позволит студентам в дальнейшем эффективно осуществлять курирование информации [4], взаимодействовать с коллегами и повысит качество подготовки в целом. Информационно-коммуникативная компетентность наиболее точно отражает все перечисленные аспекты. Существует ряд авторских методик [5-17] формирования информационно-коммуникативной компетентности будущих бакалавров различных направлений подготовки, описанных в диссертационных работах российских и зарубежных ученых. Несмотря на определенную теоретическую разработанность проблемы формирования информационно-коммуникативной компетентности у студентов вуза, наблюдается несоответствие подготовки выпускников (в особенности по гуманитарным направлениям подготовки) требованиям работодателей и составу компетенций, заявленных во ФГОС ВПО, в части эффективного владения ИКТ. Этот факт подтверждается нарастающими противоречиями между: необходимостью интеграции в учебные курсы, в которых изучаются ИКТ, элементов профессиональной деятельности и компетентностно-ориентированной технологии проектирования обучения и унифицированностью существующей подготовки; стремлением студентов выбирать свою образовательную траекторию и невозможностью реализации различных образовательных программ в рамках одного учебного курса; традиционной теоретико-ориентированной системой подачи знаний в вузах и требованиями ФГОС ВПО и работодателей, предполагающими у выпускников умение ориентироваться в ИКТ, наличие практического опыта применения ИКТ для решения профессиональных задач; переходом высшего образования на двухуровневую систему, что связано с сокращением срока обучения, и необходимостью обеспечения качества образования согласно ФГОС ВПО. Эти противоречия приводят нас к вопросу: каким образом нужно осуществлять подготовку студентов вуза, чтобы сформировать и развить у них информационно-коммуникативную компетентность?

Ни в одной из изученных нами работ не описана технология обучения и проектирования учебных материалов, реализующая постановку целей обучения в виде компетенций и точное соответствие обучения профессиональной деятельности. Отметим, что российскими учеными практически не изучалась ранее эффективность технологии учебных полей в компетентностно-ориенти-рованном обучении. Основные преимущества технологии учебных полей, обеспечивающие ее эффективность в формировании информационно-коммуникативной компетентности - это: структурирование учебного процесса; учет индивидуальных особенностей обучаемых; поэтапный контроль усвоения учебного материала; формирование навыков самообучения; создание условий для развития коммуникативных навыков через индивидуальный подход; групповая и коллективная работа; разнообразие работы с учебными ситуациями; точное соответствие обучения требованиям профессиональной деятельности; технологичность учебных материалов, позволяющая достигать поставленных учебных целей; преемственность обучения.

Для успешного формирования информационно-коммуникативной компетентности студентов вуза с применением технологии учебных полей необходимо:

- разработать методику применения технологии учебных полей для формирования информационно-коммуникативной компетентности студентов вуза и проектирование модели ее формирования;

- сформировать диагностический инструментарий для определения уровня информационно-коммуникативной компетентности;

- провести экспериментальную проверку эффективности разработанной модели и применения технологии учебных полей в формировании информационно-ком-

муникативной компетентности студентов вуза.

Высококачественная подготовка студентов к работе в современном информационном пространстве, осуществлению профессиональной деятельности и взаимодействию в рабочих процессах невозможна без внедрения и эффективного использования ИКТ. Формирование и развитие информационно-коммуникативной компетентности у студентов вуза позволяет им эффективно работать с информацией и взаимодействовать с окружающими. Определение и структурный состав информационно-коммуникативной компетентности характеризуют ее как особую комплексную способность студентов вуза - совокупность когнитивного, операционально-технологического и креативного компонентов [1], представленную на рисунке 1.

Рисунок 1-Структура информационно-коммуникативной компетентности

Изучение вопросов формирования информационно-коммуникативной компетентности студентов вуза с применением технологии учебных полей вносит вклад в теорию совершенствования процесса профессионального образования, открывая новые возможности и перспективы как теоретического и исследовательского поиска новых моделей этого процесса, так и возможностей применения технологии учебных полей для формирования других профессионально значимых компетентностей. Технология учебных полей подразумевает использование методологии, включающей определенным образом упорядоченную логическую систему взаимосвязи отдельных составляющих элементов и их взаимодействия. Отдельные подпроцессы образовательной деятельности рассматриваются не изолированно, а в системной взаимосвязи с остальными. При реализации принципа системного изучения во взаимосвязи рассматриваются цели, содержание, методы, формы и субъекты (преподаватель-студент). Принцип сущностного анализа в сочетании с деятельностным подходом обеспечивают признание уникальности каждой личности, ее интеллектуального и нравственного выбора, творческого потенциала, в основе которых лежит осознанная целенаправленная деятельность.

Применение технологии учебных полей интегрирует научную и практическую, прикладную стороны формирования информационно-коммуникативной компетентности студентов вуза в нескольких направлениях. Единство деятельностного похода и принципов объективности, системного и сущностного анализа рассматривается как отражение всеобщих законов развития в профессиональной действительности. Суть использованной для формирования информационно-коммуникативной компетентности технологии учебных полей такова, что деятельностный подход являются определяющими во всей методологии исследования.

В процессе формирования информационно-коммуникативной компетентности студентов вуза традиционные методы исследования:

- теоретические - анализ и синтез, моделирование, обобщение, проведение аналогий - используются для обработки литературы, взятой за теоретическую основу планирования занятий, обобщения существующего педагогического и общенаучного опыта, а также заимствования опыта из других областей знаний;

- эмпирические - наблюдение, опросы, анкетирования, тестирования - используются для организации работы, апробации и обработки результатов, проверка

гипотез, оценивания параметров и числовых характеристик случайных величин и процессов, корреляционного и дисперсионного анализа.

Инновационные методы исследования (исследование в ходе активного обучения, применение ИКТ, метод критического мышления) находят свое выражение и воплощение в используемых в учебном процессе новых методах и методиках преподавания, в применении повышающих эффективность обучения информационных ресурсов и т. п. В образовательном процессе при этом происходит сращение «старого и нового», переплетение традиционного и инновационного.

Методический инструментарий позволит обеспечить необходимую глубину проработки основных аспектов научной проблемы:

- проектирование модели формирования информационно-коммуникативной компетентности студентов вуза, разработка и апробация технологии учебных полей в процессе компетентностно-ориентированного обучения для формирования информационно-коммуникативной компетентности и разработка диагностического инструментария для определения уровня ее сформированности;

- разработка методики применения технологии учебных полей для формирования информационно-коммуникативной компетентности студентов вуза и проектирование модели ее формирования;

- формирование диагностического инструментария для определения уровня информационно-коммуникативной компетентности;

- экспериментальная проверка эффективности разработанной модели и применения технологии учебных полей в формировании информационно-коммуникативной компетентности студентов вуза.

Перечень описанных мероприятий и запланированных результатов позволяют выделить следующие перспективные направления практической работы по формированию информационно-коммуникативной компетентности студентов вуза с использованием технологии учебных полей:

- разработка практико-ориентированных учебных курсов с обязательными занятиями на базе, предоставляемой потенциальными работодателями в рамках сотрудничества с вузами;

- переход еще на этапе обучения на практический уровень работы со сложными прикладными информационными технологиями и программами;

- использование возможности интерактивного размещения материалов в сети Интернет для организации проведения занятий;

- общее увеличение точек проникновения информационных и коммуникационных технологий в образовательный процесс, преподавание различных дисциплин.

Применение технологии учебных полей не ставит точку в научной проблеме формирования информационно-коммуникативной компетентности у студентов различных направлений подготовки, но открывает новые возможности и перспективы теоретического и исследовательского поиска новых моделей этого процесса, поиска условий. Технология легко применима на практике, так как сам подход обеспечивает преемственность опыта, возможность использования практически любым педагогом внутри любой дисциплины. Реализация предлагаемых методов позволит значительно повысить качество образования студентов в вузе в целом, улучшит их успеваемость по всем дисциплина.

Таким образом, формирование информационно-коммуникативной компетентности студентов вуза с применением технологии учебных полей как научная проблема - это существенный вопрос развития высшего профессионального образования, его структуры, происходящих в нем изменений. Это выражение целого ряда субъект-объектных связей образовательной системы, осмысление которых невозможно только в рамках педагогической науки. Оно требует привлечения социологи-Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4

ческого инструментария, а что самое главное, внедрения понятий и методов информатики и теории информации в исконно гуманитарную область знаний - педагогику.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Богданова А.В. Формирование информационно-коммуникативной компетентности студентов вуза с использованием технологии учебных полей (на примере подготовки бакалавров педагогики) / Дис. канд. пед. наук Тольяттинский государственный университет. Тольятти, 2011.

2. Reetz L.; Tramm T. Lebenslanges Lernen aus der Sicht einer berufspädagogisch und wirtschaftspädagogisch akzentuierten CurricUlumforschung. In: Achtenhagen, Frank; Lempert, Wolfgang. 2000.

3. Богданова А.В., Глазова В.Ф. Технология учебных полей как эффективный инструмент формирования профессиональной компетентности // Карельский научный журнал. 2014. № 2. С. 32-35.

4. Богданова А.В., Глазова В.Ф. Системно-содержательная компетентность и ее значение в социальной и профессиональной адаптации выпускников вуза // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 1 (16). С. 49-52.

5. Абрамова, И.В. Формирование информационно-коммуникационной компетентности бакалавров с профильной подготовкой «начальное образование": в условиях научно-исследовательской работы: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - М.: Изд-во Моск. гос. обл. ун-та, 2009. - 27 с.

6. Абдуразаков М.М., Сурхаев М.А., Ниматулаев М.М. Развитие профессиональных умений учителя в условиях новой информационно-коммуникационной образовательной среды // Информатика и образование. 2009. № 5. С. 93-97.

7. Аниськин В.Н. Социально-профессиональная и социально-технологическая компетентности педагога в современном информационно-образовательном пространстве: взаимосвязь и взаимозависимость // Самарский научный вестник. 2012. № 1 (1). С. 5-8.

8. Ахметжанова Г.В., Богданова А.В. Информационно-коммуникативная компетентность как фактор повышения конкурентоспособности бакалавров педагогического образования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011. № 3. С. 51-55.

9. Бочарова, Л.В. Формирование информационно-коммуникативной компетентности будущего учителя : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. Курск: Курск. гос. ун-т, 2006. - 210 с.

10. Быков, С.А. Формирование информационно-коммуникационной компетентности будущих учителей начальных классов: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / С.А. Быков. - Новокузнецк: Кузбас. гос. пед. акад., 2009. -179 с.

11. Добудько Т.В., Добудько А.В. Формирование профессиональной компетентности магистров педагогического образования по направлению «Информационные технологии в образовании» // Самарский научный вестник. 2012. № 1 (1). С. 16-18.

12. Сальников И.И. Информационные технологии в вузовской науке на современном этапе // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 10 (14). С. 10-12.

13. Жукевич И.П. Формирование информационной компетентности студентов при организации самообразования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 4 (11). С. 106-109.

14. Люсев В.Н., Люсева Т.П. Информационные технологии в преподавании гуманитарных дисциплин в вузе // Современные информационные технологии. 2004. № S2 (S2). С. 265-267. _

49

15. Замара Е.В. Конструирование модели формирования информационной компетентности студентов на основе аксиологического подхода // Самарский научный вестник. 2012. № 1 (1). С. 24-25.

16. Люсев В.Н., Балашова М.Н. Применение информационных технологий в вузе как средство решения за-

дач управления // Современные информационные технологии. 2006. № 3 (3). С. 59-61.

17. Рыжикова А.М. Структура формирования информационной компетентности учителя // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 3. С. 189-191.

FORMATION OF INFORMATION AND COMMUNICATIVE COMPETENCE FOR STUDENTS ON HIGHER EDUCATION INSTITUTION WITH TECHNOLOGY OF EDUCATIONAL AREAS AS THE SCIENTIFIC PROBLEM

© 2014

A.V. Bogdanova, candidate of pedagogical sciences, the chief of department of quality management

and optimisation of business processes

Togliatti State University, Togliatti (Russia)

Annotation: Prerequisites for inclusion in system of the higher education of the component which providing effective formation at students of ability to be guided in the conditions of continuous growth of information and emergence of new information and communication technologies to apply them to interaction with other participants of educational process, and also to performance of various professional tasks in the context of requirements in system of higher education are listed in article. The solution of formation of information and communicative competence for students on higher education institution is proposed by means with technology of educational areas. Technology of educational areas - the set of forms, methods, ways, methods of training which based on approach of training to real professional activity by allocation of its significant aspects in the form of activity areas which are transformed to the educational areas making the content of training. In article the essence of technology and its tools are described. The methodology and methods of application of technology of educational areas is given. The perspective directions of practical work on formation of information and communicative competence for students on higher education institution with technology of educational areas are allocated: development of the practice-focused training courses with obligatory occupations on the base provided by potential employers within cooperation with higher education institutions; transition at a grade level to the practical level of work with difficult applied information technologies and programs; use of possibility of interactive placement of materials on the Internet for the organization of carrying out occupations; general increase in points of penetration of information and communication technologies into educational process, teaching various disciplines. Formation of information and communicative competence of students of higher education institution with application of technology of educational areas as a scientific problem is presented as expression of a number of the communications of educational system described by means of pedagogics, sociology, informatics and the theory of information.

Keywords: information and communication technologies, technology of educational areas, subject matter, thematic planning, curriculum, competence, educational areas, activity areas, information and communicative competence.

УДК 159.954.4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СТРАТЕГИАЛЬНЫЙ ПОДХОД ПРИ СОЗДАНИИ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ ГЕРОЕВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

© 2014

И. П. Винничук, научный корреспондент лаборатории психологии творчества

Институт психологии им. Г. С. Костюка НАПН Украины, Киев (Украина)

Аннотация: В статье анализируется опыт проведения психологического тренинга на уроках изобразительного искусства. Рассматривается использование младшими школьниками определенных стратегий при создании мультипликационных героев, классифицируются приемы реализации данного задания.

Ключевые слова: творческое воображение, стратегия, комбинирование, аналогизирование, реконструирование, универсальная стратегия, стратегия спонтанных или «случайных подстановок».

Постановка науковог проблеми та и значення. Для сучасних батьшв, педагопв, психолопв питання впливу мультиплжацп на дитячу псих^ досить часто залишаеться вщкритим. Актуальними е проблеми якосп мультиплжацшно! продукци, !! значимосп для етично-го та естетичного виховання, формування свггогляду, розвитку тзнавальних процейв, комушкативно! сфери. На жаль, нерщко трапляеться так, що знайомство з екра-ном випереджае в чай знайомство з книгою, випсняючи при цьому спшкування з батьками. Традицшними е скарги дорослих на брак часу. Проте, якщо порiвняти фiзичнi навантаження попередшх поколшь та авто-матизовану буденшсть сучасносп, мимоволi виникае питання: на що витрачаються вив№неш вщ ручно! пращ години? Чому малюк без телевiзора нудьгуе? Споживаючи готовi образи, дгги втрачають стимул, а в подальшому й здатшсть творити власш. Деградуе творча уява, котра розумiеться нами як рiзновид уяви, що характеризуеться спрямованютю на створення но-вих, цшком орипнальних образiв. Зауважимо, що саме орипнальнють поруч з творчютю, нестандартною ршень, прагненням до творчих занять, винахщливютю

являеться характерною особливютю обдаровано! ди-тини [1, с. 64]. 1гнорування дано! проблеми може при-звести до появи цшого поколшня втрачених таланпв, а, отже, й до регресу суспшьства в цшому.

Звюно, iзолювання вщ телебачення - як супутника сучасного життя - поза межею можливостей педагога, проте використання защкавленосп ним в якосп стимулу творчосп - реальна знахщка в навчальному процеа.

Аналгз остантх досл1джень з щег проблеми. Окреслене питання багатоаспектне, вивчення його охоплюе проблему розвитку творчо! уяви молодших школярiв, дитячо! творчосп загалом, психолопчного треншгу КАРУС.

Щодо розумшня процесу уяви, то теоретичним шдгрунтям нашо! роботи е напрацювання Л. Балацько!, Л. Виготського, А. Жатсель, Б. Зальцмана, О. Лука, З. Новлянсько!, Т. Рiбо, I. Розета, С. Рубшштейна та ш. У нагодi став досвщ О. Барташшкова, I. Барташшково!, М. Зяблщево!, К. Кожохшо!, I. Шишово! та ш. Пращ даних авторiв мютять у собi як рiзноманiття вправ, так i щншсш рекомендацп щодо оргашзацп робочого мюця, емоцшного фону занять, заохочення до стльно!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.