Научная статья на тему 'Технология учебных полей как эффективный инструмент формирования профессиональной компетентности'

Технология учебных полей как эффективный инструмент формирования профессиональной компетентности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ТЕХНОЛОГИЯ УЧЕБНЫХ ПОЛЕЙ / ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / COMPETENCE-BASED APPROACH / EDUCATIONAL AREAS TECHNOLOGY / COMPETENCE FORMATION / PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богданова Анна Владимировна, Глазова Вера Федоровна

Технология учебных полей применяется в системе профессионального образования в Германии для формирования когнитивной и психологической готовности к профессиональной деятельности. Адаптация технологии учебных полей к требованиям образовательной системы РФ позволит эффективно формировать у студентов вузов профессиональные компетентности. Она обеспечит соответствие образовательного процесса и образовательных результатов требованиям стандартов третьего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Богданова Анна Владимировна, Глазова Вера Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL AREAS TECHNOLOGY AS AN EFFECTIVE TOOL FOR THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE

Educational areas technology is applied in system of professional education in Germany to formation of cognitive and psychological readiness for professional activity. Adaptation of educational areas technology to requirements of educational system in Russian Federation will allow to form professional competence. It will provide compliance of educational process and results to requirements of standards of the third generation.

Текст научной работы на тему «Технология учебных полей как эффективный инструмент формирования профессиональной компетентности»

УДК 37.047

ТЕХНОЛОГИЯ УЧЕБНЫХ ПОЛЕЙ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

© 2014

А.В. Богданова, кандидат педагогических наук, начальник отдела менеджмента качества

и оптимизации бизнес-процессов В.Ф. Глазова, доцент кафедры информатики и вычислительной техники

Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация: Технология учебных полей применяется в системе профессионального образования в Германии для формирования когнитивной и психологической готовности к профессиональной деятельности. Адаптация технологии учебных полей к требованиям образовательной системы РФ позволит эффективно формировать у студентов вузов профессиональные компетентности. Она обеспечит соответствие образовательного процесса и образовательных результатов требованиям стандартов третьего поколения.

Ключевые слова: компетентностный подход, технология учебных полей, формирование компетентности, профессиональное образование.

Технология учебных полей - это совокупность форм, методов, способов, приемов обучения, основанная на приближении обучения к реальной профессиональной деятельности путем выделения ее значимых аспектов в виде деятельностных полей, которые преобразовываются в учебные поля, составляющие содержание обучения. Суть данной технологии - в выделении в будущей профессиональной деятельности законченных профессиональных действий, называемых деятельностными полями, которые для реализации обучения преобразовываются в повторяющие их учебные поля. Учебные поля описывают цели обучения в виде компетенций и формулируют содержание и средства обучения. Они детализируются путем разбиения на учебные ситуации - законченные образовательные действия, направленные на развитие формируемого в рамках учебного поля навыка. Учебные ситуации планируются уже на уровне отдельных занятий. Технология учебных полей нацелена на формирование компетенций у обучаемых. Этим обусловлено обращение к ней в условиях появления ФГОС ВПО, которые требуют по-новому отнестись к проектированию учебных курсов. Согласно ФГОС ВПО проектирование учебного курса и его рабочей программы должно отталкиваться от ответов на следующие вопросы: к решению каких задач профессиональной деятельности готовит изучение курса? формированию каких конкретных компетенций, описанных во ФГОС ВПО будет способствовать изучение курса? какие результаты будет готов продемонстрировать студент по окончании прохождения обучения в данном учебном курсе? каким образом можно обеспечить готовность студента продемонстрировать данные результаты? готовы ли студенты к эффективному освоению учебного курса? как оценить достижение запланированных результатов образования по итогам прохождения учебного курса? Проектирование учебных курсов в соответствии с требованиями ФГОС ВПО предполагает обязательное использование системного подхода, как способствующего адекватной постановке проблем в и выработке эффективной стратегии обучения. Необходимым методологическим инструментом при этом является системный анализ - совокупность методологических средств, используемых для подготовки и обоснования решений по сложным проблемам. Важнейшие принципы системного анализа выделены и обобщены Ю.В. Казаковым [1]: процесс принятия решений должен начинаться с выявления и чёткого формулирования конечных целей; любую проблему необходимо рассматривать как единое целое, выявляя все последствия и взаимосвязи возможных решений; необходимо рассматривать возможные альтернативные пути достижения поставленных целей; цели отдельных подсистем не должны вступать в конфликт с целями всей системы.

В ходе изучения опыта конструирования учебных курсов в системе профессионального образования Германии и трудов, посвященных технологии учебных

полей, был сделан вывод, что она оптимально подходит для практической реализации требований компетент-ностно-ориентированных ФГОС ВПО. Об этом свидетельствует инструментарий технологии учебных полей, основой которого является системный анализ, и ее ориентация на постановку целей обучения в виде компетенций. Профессиональная деятельность требует умения самостоятельно решать многочисленные возникающие профессиональные и иные проблемы, гибко реагировать на изменения, учиться на протяжении всей жизни, уметь сотрудничать и взаимодействовать с людьми. Это основное направление развития компетентностного подхода к обучению в германской системе образования. Он подразумевает две составляющие: формирование готовности и способности приходить к соглашению с современными типичными ключевыми проблемами; принятие определяющего значения не формальных способностей, но способностей, направленных на решение проблем.

«С педагогической точки зрения понятие компетентности указывает на способности человека, которые лежат в основе ситуативно-ориентированного действия и способствуют осуществлению этого действия. Таким образом, посредством профессиональной деятельност-ной компетентности обозначается зрелый потенциал профессиональных способностей, который позволяет человеку действовать в соответствии с установленными требованиями в конкретных профессиональных ситуациях» [2]. На первый план в технологии учебных полей выходит способность к деятельности, которая проявляется в трех ипостасях: предметная компетентность - интеллектуальная зрелость личности; социальная компетентность - социальная зрелость; личностная компетентность - моральная зрелость. Предметная компетентность (или предметно-методическая компетентность) предполагает готовность и способность в процессе деятельности на основе специальных (предметных) знаний и умений целенаправленно, предметно ориентированно и самостоятельно решать проблемы и оценивать результат решения. Личностная компетентность предполагает готовность и способность индивидуума объяснять, продумывать и оценивать потребности и ограничения в профессии и в общественной жизни, а также развивать собственные способности. Она охватывает такие личностные качества как самостоятельность, способность к критике, уверенность в себе, надежность, ответственность и обязательность, ценностное отношение к жизни. Социальная компетентность означает готовность и способность в процессе деятельности устанавливать социальные отношения, при этом очень важно развитие социальной ответственности и солидарности. Эти элементы не могут рассматриваться изолированно друг от друга, они составляют интегрированное динамичное образование, что позволяет говорить о компетентности как самостоятельном феномене, основе технологии учебных полей. В ходе исследования было проведено сравнение технологии учебных полей с традиционным подходом

к проектированию учебных курсов и обучению, в ходе которого был выявлен ряд значительных преимуществ технологии учебных полей, представленных в таблице 1.

Таблица 1 - Сравнительные отличия технологии учебных полей от традиционного подхода к проектированию учебных курсов и обучению

Крнтеркк сравнения

£ щ ¡8

Тр аднцноннмн подход к проектированию учебных курсов и обучез

Не отработана система, благодаря которой учебные курсы могут быть выстроены согласно

компетентностно-ориентированному ФГОС ВПО

Цепью обучения являются не компетенции,

Все обучаемые выполняют

уровня начальной подготовки с об ств енных пр едпочтений

Интенсивно сть обучен

р еппаментируется программе

Не всегда прослеживается связь с будущей профессиональной деятельностью, за исключением профильных пр ефотов

Необходимость передать знания

Отсутствует

Не всегда задачи обучения, отсутствует преемственность обучения

Ориентация на прохождение итогового контроля по принципу «сдать и забыть»

Отсутствует необходимость коммуникативного взаимодействия в разных: формах

Не учитываются индивидуальные особенности студентов, их интересы, предпочтения

Нет необходимости в групповой и

Технология учебных полей

Ориентирована на формул^ов ание целей обуче! виде компетенций

При этом не умаляется роль знаниев!' обучения

Оптимально подходит для проектирования учебных курсов и обучения согласно ФГОС ВПО

Выполняемые задания могут варьироваться самими обучаемыми в зависимости от их предпочтений и интересов; учебные поля не диктуют тематик/ выполняемых работ, регламентируя только выполняемую деятельность

Интенсивность обучения может варьироваться как самими студентами, так и преподавателем в ходе текущего мониторинга успеваемости

Позволяет максимально приблизить обучение к будущей профессиональной деятельности, посколыу сама технология отталкивается от нее при проектировании

учебных курсов_

Учебный процесс структурирован Контроль усвоения содержания обучения производится поэтапно, включая текущий мониторинг выполнения отдельных з аданий

Необходимость направлять, корректировать работу по прохождению учебных полей с цепью е е оптимизации для того, чтобы студент самостоятельно приобрел тот или иной навык и т.д.

t виде компетенций 011

Ориентация на конгретные цели обучения, сформупир ФГОС ВПО

Преемственность обучения, реализуемая за счет технологичности проектирования учебных курсов и

Знакомство с будущей профессиональной деятельностью и приобретение конкурентного преимущества за счет овладения ценными навыками оптимизации будущей профессиональной деятельности Активная роль в обучении

Возможность организовывать собственное обучение, варьировать тематику выполняемых заданий

У чет индивидуальных особенностей студентов Создание условий для групповой и коллективной работы, формирование навыков коммуникативного взаимодействия

Реализация основ тайм-менеджмента в собственная

Данные, представленные в таблице 1 наглядно демонстрируют преимущества технологии учебных полей по сравнению с традиционным подходом к конструированию учебных курсов и обучению. Она позволяет рационально организовать и структурировать содержание обучения. Благодаря этому учебными материалами, подготовленными с использованием технологии учебных полей может воспользоваться любой преподаватель, а не только их автор, для любой группы студентов, изучающих данный курс, поскольку работа с ними не требует никакой дополнительной подготовки.

Теоретическими основами технологии учебных полей являются: основы системного подхода, обогащенные новыми исследованиями педагогической науки; анализ процесса обучения с нескольких точек зрения (современное и будущее значение, тематическая структура, антрополого-психологические и социально-культурные предпосылки); деятельностный подход к обучению; компетентностный подход к обучению. На этапе проектирования процесса обучения с использованием технологии учебных полей в качестве исходной единицы принимается деятельностное поле - комплекс задач с профессиональными, жизненными и общественными проблемами, для преодоления которых следует учиться. «Деятельностные поля всегда многомерны, в том смысле, что они объединяют профессиональные, общественные и индивидуальные постановки проблемы. При этом соотношения отдельных сторон могут варьироваться» [3]. Проектирование осуществляется по принципу «сверху - вниз». Формируются деятельностные поля, затем -определяется возможность выделения соответствующих учебных полей в рамках учебного курса, проектируются учебные поля и учебные ситуации для каждого поля. Такой подход позволяет, с одной стороны, избежать дублирования изучаемого материала, с другой - не допустить возможных «пробелов» в обучении. Реальная профессиональная деятельность выдвигает проблемы для

введения деятельностных полей (эти проблемы могут быть почерпнуты из профессиограмм, личного опыта и т.д.). Социальная сторона проблем определяется жизнью и проблемами общества. Индивидуальные постановки проблем возникают в результате отражения проблем личности и их взаимосвязи с социальными и профессиональными проблемами. Переход от деятельностных полей к учебным полям представляет специфическую форму учебного планирования. На основе учебных полей конструируются учебные ситуации. Это происходит посредством рефлексии профессионально, социально и личностно значимых деятельностных ситуаций. Так как на этом уровне планируется содержание курса, то должны быть проанализированы условия организации учебного процесса. Обучение состоит из решения студентами отдельных учебных ситуаций, которые являются частью учебных полей, опираются на будущую профессиональную деятельность и помогают развить критические интеллектуальные способности. Представление и получение информации и осуществление коммуникативного взаимодействия в рамках учебных ситуаций помогает в развитии способности отделить форму от содержания, добиться результата, рационально выбирая и используя соответствующий инструментарий.

При выделении деятельностного поля должна быть проанализирована не только предметная значимость, но и личностная, и социальная значимость формируемого навыка. При этом следует ответить на вопросы: какова значимость формируемого навыка в информационной и коммуникативной деятельности обучаемого на современном этапе и в его будущей профессиональной деятельности? в какой мере формирование навыка будет способствовать развитию интеллектуальных способностей обучаемого? будет ли развитие указанного навыка способствовать социальной адаптации и развитию обучаемого сейчас и в будущем? Следующим этапом в проектировании обучения становится переход от дея-тельностных полей к учебным полям. Системный анализ предполагает формирование содержания учебного поля таким образом, чтобы оно включало в себя теоретические сведения, необходимые для формирования выделенного в этом поле базового навыка, и способствовало развитию интеллектуальных качеств обучаемого. В процессе системного анализа следует ответить на несколько ключевых вопросов: соответствует ли содержание учебного поля поставленной образовательной цели? достаточен ли уровень подготовки обучаемого для освоения содержания учебного поля? отражаются ли в содержании известные на данный момент инновации в данном вопросе? (рисунок 1)

Рисунок 1 - Аспекты преобразования деятельностно-го поля в учебное поле

Современное значение - осознание значения представленной проблемы для современной жизни обучаемого: соответствуют ли учебные поля образовательной цели? отражается ли специфика изучаемой области деятельности выбором учебных полей? интегрируются ли в учебные поля каждодневный опыт и области интересов обучаемых? воспроизводят ли учебные поля релевант-

А.В. Богданова, В.Ф. Глазова психолого-педагогическое

ТЕХНОЛОГИЯ УЧЕБНЫХ ПОЛЕЙ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ... направление

ные (профессиональные) отношения? отображают ли учебные поля в их совокупности изучаемую профессию (деятельность)? соответствует ли порядок (последовательность) учебных полей уровню подготовки учащихся? Будущее значение - осознание значения представленной проблемы для будущей жизни обучаемого: учитываются ли в учебных полях известные на данный момент инновации? какое значение рассматриваемые проблемы будут иметь в будущем для соответствующей профессии? какие аспекты профессиональной деятельности окажутся на первом плане в будущем? Тематическая структура: с учетом каких аспектов профессиональной деятельности (разделение труда, процесс производства и т.д.) формируются учебные поля? согласованы ли учебные поля друг с другом, то есть, упорядочены ли они в разумной последовательности? После формулировки учебных полей на основе деятельных полей выполняется рефлексия возможности развития формируемой компетентности как единства ее компонентов на основе выделенных учебных полей (рисунок 2).

Рисунок 2 - Рефлексия возможности развития компетентности

При этом важно ответить на следующие вопросы: способствуют ли учебные поля преодолению проблемных профессионально-важных ситуаций обучаемыми? отображают ли учебные поля законченные (полные) профессиональные действия? присутствуют ли в учебных полях кроме профессиональных взаимосвязей также общественные и личностные аспекты?

Процедура формирования учебных полей заканчивается рефлексией возможности формирования компетентности с точки зрения предметного, социального и личностного аспектов на основе выделенных учебных полей. Рефлексия выполняется в форме ответа на вопрос о полноте отображения деятельностных полей в учебные поля: насколько полно учебные поля соответствуют целям, сформулированным в деятельностных полях?

Следующим этапом становится этап конкретизации учебного поля через учебные ситуации. Под учебной ситуацией мы понимаем законченное образовательное действие, направленное на развитие той или иной составляющей формируемого в рамках данного учебного поля навыка. Учебные ситуации должны быть экземплярами учебных полей. Так как в этой плоскости планируются конкретные учебные темы, должны быть проанализированы условия организации учебных занятий. Учебные ситуации реализуются в форме различных видов учебных занятий (практические и лабораторные занятия, практические задания, выполняемые в рамках самостоятельной работы студентов, курсовые работы и др.). При этом каждая отдельно взятая учебная ситуация может быть реализована в рамках одного или нескольких занятий. При проектировании учебных ситуаций на первый план выдвигаются вопросы методического оформления учебного процесса и вопросы контроля (рисунок 3): какие основные вопросы развития компетентности могут быть обозначены в каждой отдельной учебной ситуации? каким образом учебные ситуации связаны друг с другом в рамках учебного поля? посредством 34

каких образовательных технологий могут быть развиты различные стороны компетентности? какие педагогические технологии обеспечат успех реализации учебной ситуации? как проверить эффективность обучения? могут ли обучаемые сами себя контролировать?

Рисунок 3 - Формирование учебных ситуаций на основе учебных полей

Доступность и качество представления тематики с учетом условий для организации учебных занятий играют решающую роль при оформлении учебных ситуаций [4-8]. Учитываются антрополого-психологические особенности обучаемых и социально-культурный контекст обучения. При этом необходимо проанализировать, с одной стороны, структуру процесса обучения, с другой - антрополого-психологические и социально-культурные условия организации учебного процесса. Анализ структуры образовательного процесса (имеется в виду процесс обучения и процесс учения как единая система) предполагает получение ответов на следующие ключевые вопросы (рисунок 4): имеются ли в наличии ресурсы, требуемые для обеспечения учебных ситуаций (достаточное учебное время, методическое обеспечение, технические средства обучения)? какие педагогические технологии обеспечат успех выбранных учебных ситуаций? представляют ли учебные ситуации законченные дидактические единицы (тематический план, технология обучения, средства контроля)? каким образом учебные ситуации связаны друг с другом внутри учебных полей?

Учебные ситуации

Деятельностное поле

Рисунок 4 - Связь учебных ситуаций с деятельност-ными полями

В плоскости конкретной учебной ситуации проводится анализ того, каким способом и под каким акцентом должна развиваться формируемая компетентность Карельский научный журнал. 2014. № 2

через конкретные темы занятий. На первый план выдвигаются вопросы методического оформления учебного процесса и контроля результатов и качества образования. Если учебные ситуации педагогически обоснованы, отражают деятельностно-ориентированные постановки проблем и законченную рефлексивную деятельность (знакомство с проблемой, планирование мероприятий по решению проблемы, принятие решения, выполнение мероприятий, контроль хода выполнения мероприятий, оценка результатов), то технология учебных полей будет способствовать эффективному формированию профессиональных компетентностей у студентов.

Основные преимущества технологии учебных полей, обеспечивающие ее эффективность - это: структурирование учебного процесса; учет индивидуальных особенностей обучаемых; поэтапный контроль усвоения учебного материала; формирование навыков самообучения; создание условий для развития коммуникативных навыков через индивидуальный подход; групповая и коллективная работа; разнообразие работы с учебными ситуациями; точное соответствие обучения требованиям профессиональной деятельности; технологичность учебных материалов, позволяющая достигать поставленных учебных целей; преемственность обучения. Поэтому технология учебных полей может быть использована как эффективный инструмент формирования профессиональной компетентности у студентов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Казаков Ю.В. Системный подход к научно-исследовательской работе: учеб. пособ. - Тольятти: ТГУ, 2010. - 53 с.

2. Situierte Prüfungsaufgaben - Die Funktion von Situationsaufgaben in Abschlussprüfungen des Dualen

Systems der Berufsausbildung, Beitrag von Lothar Reetz (IBW, Universität Hamburg). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bwpat.de/ausgabe8/reetz_bwpat8. shtml, свободный.

3. Bader R.; Schäfer B. Lernfelder gestalten. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.lernfelder. schule-bw.de/aufsaetze/bader2.doc, свободный.

4. Богданова А.В. Экономические аспекты диагностики и управления качеством в информационно-коммуникативном пространстве вуза // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2012. № 3. С. 13-16.

5. Богданова А.В., Ярыгин А.Н. Анализ использования информационных и коммуникационных технологий студентами гуманитарных направлений подготовки // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2012. № 4. С. 351-356.

6. Коростелев А.А., Пчельников А.А., Ярыгин А.Н. Моделирование системы профессиональной подготовки студентов к инновационной деятельности // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2007. № S3. С. 161-166.

7. Богданова А.В. Модель формирования информационно-коммуникативной компетентности будущих бакалавров педагогического образования с использованием технологии учебных полей // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2011. № 3. С. 298-303.

8. Коростелев А.А., Пчельников А.А., Ярыгин А.Н. Моделирование инновационно-ориентированной учебно-исследовательской среды, обеспечивающей качество сформированности инновационной готовности будущих специалистов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2006. № S2. С. 44-47.

EDUCATIONAL AREAS TECHNOLOGY AS AN EFFECTIVE TOOL FOR THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE

© 2014

A.V. Bogdanova, candidate of pedagogical sciences, the chief of department of quality management

and optimisation of business processes V.F. Glazova, associate Professor of Department of Informatics and computer engineering

(section of Informatics)

Togliatti State University, Togliatti (Russia)

Annotation: Educational areas technology is applied in system of professional education in Germany to formation of cognitive and psychological readiness for professional activity. Adaptation of educational areas technology to requirements of educational system in Russian Federation will allow to form professional competence. It will provide compliance of educational process and results to requirements of standards of the third generation.

Keywords: competence-based approach, educational areas technology, competence formation, professional education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.