УДК 372.881.1
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНОЛЕПТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В РАМКАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ ПРОФИЛЯ «ПИЩЕВАЯ ИНЖЕНЕРИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ»
© 2016
Гаврилова Мария Ивановна, преподаватель
Тольяттинский политехнический колледж (445035, Россия, Тольятти, улица Комсомольская, 165, e-mail: masi.ru@mail.ru)
Аннотация. Цель: повышение качества подготовки бакалавров профиля «Пищевая инженерия малых предприятий» на основе формирования органолептической компетенции в рамках профессиональных компетенций. Сегодня всё актуальней становится проблема обеспечения предприятий пищевых производств, профессионально компетентными инженерными кадрами, способными к эффективному управлению производственным процессом и содействию успешного развития пищевого предприятия. Поэтому перед профессиональным образованием стоит важная задача качественно подготовить выпускников к работе на пищевом предприятии. Предпосылками для решения этой проблемы послужили современные подходы и направления в профессиональной подготовке будущих бакалавров: движение от понятия «квалификация» к понятию «компетентность»; переход на многоуровневую систему высшего образования; качество образования как центральная задача формирования единого европейского пространства,- направленные на поддержку высокого статуса и уровня профессиональной компетентности будущих бакалавров. Методы: компетент-ностный и деятельностный подходы в данном случае представляют собой комплекс профессионально-ориентированных задач, связанных с оценкой качества высшего образования, требующих создать модели с множеством исходных параметров. Данные подходы рассматриваются как способ достижения нового качества образования, в процессе обучения которых студенты получают знания, умения, навыки и опыт; открывают перспективу в улучшении качества подготовки бакалавра на основании формирования органолептической компетенции в рамках профессиональных компетенций. Результаты: на основе анализа профессиональных педагогических понятий «компетенции», «деятельность», «компетентность» внесено в понятийно-терминологический словарь новое понятие «органолептическая компетенция» и расширены понятия - «профессиональные компетенции», «технологическая компетенция», «техническая компетенция» бакалавра, его личностные свойства, характеризующие подготовку и применения своих возможностей в области пищевых технологий и пищевого оборудования. Разработан курс «Органолептическая оценка пищевых продуктов», способствующий формированию органолептической компетенции бакалавров. Предложена модель системы формирования профессиональных компетенций в рамках курса «Органолептическая оценка пищевых продуктов», на основе компетентностного и деятельностного подхода. Научная новизна: в статье впервые раскрыта сущность понятия «органолептическая компетенция» и определен структурно-содержательный состав профессиональных компетенций бакалавров профиля «Пищевая инженерия малых предприятий» согласно требованиям ФГОС ВПО, ООП и требованиям Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 8586-2-2008 «Органолептический анализ -Общее руководство по отбору, обучению испытателей и контролю за их деятельностью». Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при рассмотрении вопросов о подготовки бакалавров профиля «Пищевая инженерия малых предприятий» на основе формирования органолептической компетенции в рамках профессиональных компетенций.
Ключевые слова: компетентностный подход; деятельностный подход; профессиональная компетентность; ор-ганолептическая компетенция; мотивация; квалификация; профессионализм; мобильность.
THE PROBLEM OF FORMING ORGANOLEPTIC COMPETENCE OF THE PROFESSIONAL CAPACITIES OF BACHELORS PROFILE «FOOD ENGINEERING OF SMALL ENTERPRISES»
© 2016
Gavrilova Maria Ivanovna, teacher
Togliatti Polytechnic College (445035, Russia, Togliatti, Komsomolskaya St., 165, e-mail: masi.ru@mail.ru)
Abstract. Objective: To improve the quality of bachelor's profile "Food engineering of small businesses" on the basis of the formation of sensory competence within the professional competences. Today, everything becomes urgent problem of food production enterprises, professionally competent engineering personnel capable of effective management of the production process and to facilitate the successful development of a food establishment. Therefore, prior to professional education is an important task qualitatively preparing graduates to work in the food industry. The prerequisites for the solution of this problem were the modern approaches and trends in the training of future bachelors: The movement of the concept of 'qualification' to the concept of "competence"; the transition to a multi-level system of higher education; the quality of education as the central task of forming a common European space, - to support a high status, and level of professional competence of the future bachelors. Methods: Competence and activity approach in this case is a set of professionally-oriented tasks related to the assessment of the quality of higher education; you want to create a model with a variety of input parameters. These approaches are considered as a way to achieve a new quality of education and the learning process that the students acquire knowledge, skills and experience hold the promise of improving the quality of bachelor based on the formation of organoleptic competence within the professional competences. Results: Based on the analysis of professional pedagogical concepts of "competence", "activity", "competence" made in the conceptual and terminological dictionary a new term "organoleptic competence" and expanded the concept of "Professional Competence", "Technological Competence and "Technical Competence." Bachelor his personal qualities that characterize the preparation and use of its capabilities in the field of food technology and food processing equipment. A course on "Sensory evaluation of food products", promotes the formation of sensory competence of bachelors. The model of the system of formation of professional competence within the course "Sensory evaluation of food products" on the basis of competence and activity approach. Scientific novelty: For the first time in the article reveals the essence of the concept of "Organoleptic Competence" and defined the structural and substantive part of the professional competencies of bachelors profile "Food engineering of small enterprises" as required by the ФГОС ВПО, ООП and the requirements of the Russian Federation National Standard GOST R ISO 8586-2-2008 « Sensory analysis - General guidance for the selection, training, test, and control over their activities». Practical value: The main provisions and conclusions of the article can be used in research and teaching at the consideration of the bachelor profile "Food engineering of small businesses" on the basis of the formation of sensory competence within the professional competences.
Keywords: competence approach; activity approach; professional competence; organoleptic competence; motivation; qualification; professionalism; mobility.
В настоящее время в свете современных тенденций, продовольствия у ряда западных стран, вновь обостря-связанных с санкциями, введенными Правительством ются проблемы национальной продовольственной безРоссийской Федерации, ограничениями по закупке опасности. В октябре 2014 года в Российской Академии
народного хозяйства и государственной службы был организован круглый стол, который был посвящен проблемам импортозамещения, в том числе на продовольственном рынке. По мнению академика РАН А. Г. Аганбегяна, ситуация с отдельными продуктами в стране близка к критической [1]. Россия не в состоянии обеспечить население в необходимом объеме молоком, говядиной, маслом и фруктами. Меры по реализации стратегии импортозамещения сегодня являются приоритетными направлениями деятельности предприятий перерабатывающей отрасли. В свете последних международных событий, применения санкций со стороны ведущих экономик мира к России реализация политики импортозамещения приобретает еще большую актуальность. В современных условиях государственная экономическая политика все больше ориентирована на защиту внутреннего производителя путем замещения импортируемых промышленных товаров продукцией национального производства. Вследствие этого предприятия пищевой промышленности начали закупку оборудования и технологий для производства продуктов питания и мировых продовольственных брендов (например, сыры «Маздам», «Гауда» и т.д.), но, к сожалению, из-за неподготовленности кадров на российском рынке все больше некачественных продуктов, не соответствующих ГОСТам по органолептическим показателям. Соответственно, возрастает потребность в подготовке специалистов, способных обеспечить выпуск качественной продукции на российском рынке.
В качестве одного из механизмов такой подготовки можно рассматривать компетентностный и дея-тельностный подход, в основе которых лежат работы О. Д. Арефьевой, С. М. Вишнякова, Л. С. Выготского, И. А. Зимней, А. Н. Леонтьев и др. [2- 6]. При подобных подходах личность является субъектом деятельности, определяющим характер этой деятельности, и самостоятельно формируется в процессе взаимодействия с другими людьми. Деятельностный подход направлен на организацию учебного процесса, внедрение технологий практико-ориентированного образования, имеющего деятельностный характер. Компетентностный подход обеспечивает приобретение профессиональных компетенций и достижение высоких результатов. Не имея опыта деятельности, невозможно овладеть профессиональными компетенциями, то есть деятельность и компетенции взаимосвязаны друг с другом. Образовательный процесс в данных условиях становится процессом учения-научения, то есть приобретения знаний, умений, навыков и опыта деятельности, целью которого является достижение профессиональных компетенций.
В достаточно большом количестве работ (А. А. Андреев, Т. Н. Андрюхина, Е. И. Атлягузова, А. К. Афанасьев, В. И. Байденко, Л. В. Васяк, Н. А. Гришанова, О. Н. Ярыгин и другие) компетентность рассматривается как способность решать профессионально ориентированные задачи, а компетенции выступают в роли стандартов поведения, обеспечивающих данную способность [7-30]. С помощью структурного анализа профессионально ориентированных задач бакалавров профиля «Пищевая инженерия малых предприятий» в их профессиональной деятельности была выделена инвариантная составляющая (органолептическая компетенция в рамках профессиональных компетенций), связанная с организацией научно-экспериментальной работы, аналитической обработкой информации, умением решать профессиональные задачи на основе полученных знаний в области пищевых производств. Нужно отметить, что одним из приоритетных направлений формирования органолептической компетенции в рамках профессиональных компетенций бакалавров профиля «Пищевая инженерия малых предприятий» является разработка и внедрение в учебный план спецкурса. Таким образом, подготовка бакалавра профиля «Пищевая инженерия малых предприятий» должна быть
направлена на формирование профессиональных компетенций (технической, технологической, органолептиче-ской).
Цель исследования - повышение качества подготовки бакалавров профиля «Пищевая инженерия малых предприятий» на основе формирования органолептической компетенции в рамках профессиональных компетенций.
В связи с поставленной целью определены задачи исследования:
Рассмотреть и раскрыть сущность понятия «органо-лептическая компетенция» и определить структурно-содержательный состав профессиональных компетенций бакалавров профиля «Пищевая инженерия малых предприятий»;
Определить направление оптимизации учебной нагрузки, обеспечивающей подготовку бакалавров профиля «Пищевая инженерия малых предприятий» к профессиональной деятельности на производстве;
Обосновать и спроектировать модель системы формирования профессиональных компетенций бакалавров профиля «Пищевая инженерия малых предприятий» в рамках курса «Органолептическая оценка пищевых продуктов»;
Разработать критериально-диагностический инструментарий, позволяющий определить уровень сформи-рованности органолептической компетенции в рамках профессиональных компетенций бакалавров профиля «Пищевая инженерия малых предприятий».
Составной частью жизнедеятельности общества является образование, которое неразрывно связано с любыми изменениями, происходящими в обществе, в виде своеобразного индикатора социального развития страны [31, 32].
Главной задачей образования в постиндустриальном обществе становится переход от передачи информации к передаче компетенций - потенциального действия. На сегодняшний день педагоги говорят об образовании как о самом человеке, прошедшем обучающий курс в установленной системе образования, о его опыте в совокупности с сформированными качествами, комплексом ЗУН, позволяющим адекватно действовать на основании знаний, используемых в разных ситуациях.
Система высшего образования была и остается мощным интеллектуальным ресурсом страны, она генерирует новые знания - и, разумеется, для этого и создавалась: готовит кадры для всех сфер жизни России», - отметил В. В. Путин на Х юбилейном съезде ректоров в МГУ. - «За последние годы немало сделано, чтобы ВУЗы развивались в соответствии с требованиями времени, становились конкурентоспособными, задавали ориентиры передовым отраслям. ... Но пока претензий к уровню образования, к содержанию программ и качеству преподавания много: не каждый ВУЗ готов работать по-современному, чтобы у выпускника оставался не только диплом, но и нужные знания и навыки», - убежден президент [33]. Следовательно, важным результатом деятельности высшего учебного заведения является качество подготовки выпускника. При этом под качеством образования мы будем понимать совокупность характеристик и свойств учебного процесса, придающих ему способность в удовлетворении обусловленных или предполагаемых потребностей в знаниях и навыках отдельных лиц, предприятий, социума и государства.
В высшем образовании по подготовке бакалавров профиля «Пищевая инженерия малых предприятий» тенденция к интеграции знаний является доминирующей, дисциплины специального цикла опираются на базы различных технических дисциплин, включая в себя знания, умения и навыки, имеющие комплексный характер [34]. В процессе изучения дисциплин специального цикла у них формируются профессиональные компетенции, которые успешно помогают им адаптироваться в современных условиях. На сегодняшний день образование, которое может получить выпускник, должно опи-
раться на требования работодателей и ФГОС, компилировать их и выражаться на языке компетенций [35-41]. Формирование профессиональной компетентности с позиций интегрированного и системного подхода рассмотрено учеными Н. А. Гришановой, А. К. Марковой, С. Г. Молчановым и др., которые говорят, что она есть единство системы связанных компонентов и проявления индивидуальных качеств, охватывающих и отражающих всю сферу профессиональной деятельности [13, 21, 42].
В работе проведен глубокий анализ федерального государственного стандарта высшего профессионального образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2009 г. № 556, и основной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению подготовки бакалавров 151000.62 «Технологические машины и оборудования», профиль «Пищевая инженерия малых предприятий», согласно которым выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК) в рамках производственно-технологической деятельности:
• способен обеспечивать технологичность изделий и процессов их изготовления, умеет контролировать соблюдение технологической дисциплины при изготовлении изделий (ПК-1);
• способен обеспечивать техническое оснащение рабочих мест с размещением технологического оборудования, умеет осваивать вводимое оборудование (ПК-2);
• способен участвовать в работах по доводке и освоению технологических процессов в ходе подготовки производства новой продукции, проверять качество монтажа и наладки при испытаниях и сдаче в эксплуатацию новых образцов изделий, узлов и деталей выпускаемой продукции (ПК-3);
• умеет выбирать основные и вспомогательные материалы и способы реализации основных технологических процессов и применять прогрессивные методы эксплуатации технологического оборудования при изготовлении изделий машиностроения (ПК-6);
• умеет применять методы стандартных испытаний по определению физико-механических свойств и технологических показателей используемых материалов и готовых изделий (ПК-7);
• способен участвовать в работе над инновационными проектами, используя базовые методы исследовательской деятельности (ПК-20).
В процессе подготовки обучающийся может приобрести другие (специальные) компетенции, связанные с конкретным профилем его подготовки.
Таким образом, анализ ФГОС ВПО и ООП показал, что в процессе обучения студенты получают знания в области технологий пищевых производств и технологического оборудования пищевого производства, в результате чего у них формируются техническая и технологическая компетенции. Однако в требованиях Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 8586-2-2008 «Органолептический анализ - Общее руководство по отбору, обучению испытателей и контролю за их деятельностью» прописано: «...испытатели продуктов (технологи), специализированные специалисты, обладающие органолептической компетентностью, чья сфера деятельности лежит в области оценки продукции, производства продукции или маркетинга, должны интерпретировать сенсорные данные и давать заключения», а также в требованиях работодателей прописано в должностных инструкциях, что должен знать и уметь технолог: «Требования (физико-химические, органолептические показатели) для сырья, готовой продукции». Изучив вышеуказанные стандарты, мы пришли к выводу, что выпускник вуза по направлению подготовки бакалавров 151000.62 «Технологические машины и оборудования», профиль «Пищевая инженерия малых предприятий» не соответствует ни требованиям Национального стандарта Российской Федерации
ГОСТ Р ИСО 8586-2-2008 «Органолептический анализ - Общее руководство по отбору, обучению испытателей и контролю за их деятельностью», ни требованиям работодателей, предъявляемым к будущему специалисту, так как в процессе обучения у него не сформированы в полном объеме все компетенции, а именно техническая, технологическая, органолептическая [43].
Проблема качественной подготовки бакалавра профиля «Пищевая инженерия малых предприятий» позволяет реализовать компетентностный и деятельностный подходов с новой точки зрения [11]. Одним из основных критериев оценки качества технического образования является профессиональная компетентность, состоящая из технической, технологической и органолептической компетенций, рассматриваемая в виде интегральной характеристики бакалавра, определяющей его способность при решении профессиональных проблем и ориентированных задач, возникающих в реальных производственных ситуациях с применением знаний, ценностей и жизненного опыта [44].
Как показывает анализ исследований по формированию органолептической компетенции в рамках профессиональных компетенций бакалавров профиля «Пищевая инженерия малых предприятий», фундаментальным основным компонентом их профессиональной подготовки является синтез качества профессиональных знаний, обуславливаемых когнитивным компонентом; ценностных отношений, обуславливаемых ценностным и мотивационным компонентом; и особых умений, обуславливаемых деятельностно-рефлексивным компонентом. При этом компетенция будет формироваться в деятельности и проявляется органично с ценностями студента, при условии ценностного отношения к деятельности, личного интереса, достигающегося благодаря высоким профессиональным результатам. Проанализировав профессиональную деятельность инженера пищевого производства в длительном временном параметре, была определена необходимость улучшения самой деятельности, что послужило связью с изменениями условий функционирования предприятия. Эта необходимость реализуется бакалавром профиля «Пищевая инженерия малых предприятий» в следующих направлениях: в самостоятельном профессиональном усовершенствовании и введении нового производственного цикла или его модернизации .
Современное профессиональное образование в области пищевой промышленности, по сути, базируется на теоретическом обучении, так как практическое обучение выпускники получают в дальнейшей своей профессиональной деятельности, поэтому для эффективной подготовки бакалавров профиля «Пищевая инженерия малых предприятий» необходимо уделять больше внимания практическим, лабораторным занятиям [45]. В учебном плане направления подготовки бакалавра 151000.62 «Технологические машины и оборудование» профиль «Пищевая инженерия» на изучения специальных дисциплин «Технология пищевых производств» отводится на аудиторную работу - 72 часа (из них на лекционные занятия - 56 часов, а на лабораторные и практические занятия - 16 часов), самостоятельную работу - 45 часов, «Технологическое оборудование малых и традиционных предприятий» отводится на аудиторную работу - 98 часов (из них на лекционные занятия - 62 часа, а на лабораторные и практические занятия - 36 часов), самостоятельную работу - 91 час. Таким образом, необходимо при подготовке бакалавров данного профиля больше уделять часов практическим и лабораторным занятиям, за счёт перераспределения лекционных и практических, лабораторных часов в учебном плане.
Само выражение «органолептическая оценка пищевых продуктов» указывает на специфическое место, которое занимает эта дисциплина в системе научного знания. Возникнув на стыке дисциплин «Технология пищевых производств» и «Технологическое оборудование
пищевых производств», курс «Органолептическая оценка пищевых продуктов» сохраняет свой особый статус. Это приводит к тому, что каждая из «родительских» дисциплин включает его в качестве составной части. В развитой системе технических наук имеется свой слой как фундаментальных, так и прикладных знаний, и эта система имеет специфический предмет исследования. Таким предметом выступает органолептический анализ пищевых продуктов как особая сфера - искусственная, создаваемая человеком и существующая только благодаря его деятельности. Возникая на стыке дисциплин, курс «Органолептическая оценка пищевых продуктов» все яснее обозначает свои специфические черты, отличающие его от технико-технологического знания. Он обретает свое предметное поле, формирует собственные средства и методы исследования, свою особую картину исследуемой реальности, т.е. все то, что позволяет говорить о становлении определенной научной дисциплины. Сегодня всё актуальней становится проблема обеспечения предприятий пищевых производств профессионально компетентными инженерными кадрами, способными к эффективному управлению производственным процессом и содействию успешного развития пищевого предприятия. Поэтому перед высшим профессиональным образованием стоит важная задача сформировать у будущих бакалавров профиля «Пищевая инженерия малых предприятий» личностные и профессионально-значимые компетенции, определяющую готовность к работе на современном пищевом предприятии. Анализируя итоги теоретического исследования мы выбрали и сформировали личностно и профессионально - значимые компетенции бакалавров профиля «Пищевая инженерия малых предприятий»: компетентностный и деятельност-ный подходы.
На основе компетентностного и деятельностного подходов предложена модель системы формирования профессиональных компетенций бакалавров профиля «Пищевая инженерия малых предприятий» в рамках курса «Органолептическая оценка пищевых продуктов». На основании системы разработана программа курса «Органолептическая оценка пищевых продуктов» обеспечивающая формирования профессиональных компетенций бакалавров направления 151000.62 «Технологические машины и оборудование» профиль «Пищевая инженерия малых предприятий» на основе компетентностного и деятельностного подходов, согласно ФГОС ВПО третьего поколения и требованиям Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 8586-2-2008.
Педагогический эксперимент состоит из трех этапов: констатирующего, формирующего, контрольного.
Эксперимент проводился с будущими бакалаврам профиля «Пищевая инженерия малых предприятий» третьего и четвертого курсов обучения. В экспериментальном исследовании принимали участие 93 студента (4 группы: две экспериментальные и две контрольные) направления 151000.62 «Технологические машины и оборудование», профиль «Пищевая инженерия малых предприятий» ФГБОУ ВПО «Тольяттинский филиал Московского государственного университета пищевых производств». Целью данного эксперимента являлось определение уровня мотивации при освоении будущей профессии, начального уровня знаний и сформирован-ности профессиональных компетенций. Критериями для оценки полученных результатов уровня мотивированности, уровня знаний и сформированности компетенций являлись мотивационный, когнитивный и деятельност-но-рефлексивный. Для оценки уровня сформирован-ности профессиональных компетенций определены следующие критерии: мотивационный (тест-опросник «Диагностика мотивации на достижения», разработанный М. Ш. Магомед-Эминовым), когнитивный и дея-тельностно-рефлексивный (использовался тест, составленный автором работы, для оценивания уровня знаний
и сформированности органолептической, технической и технологической компетенций) [46]. Тест состоит из 60 вопросов: по 20 для каждой из компетенций. Оценка результатов тестирования бакалавров профиля «Пищевая инженерия малых предприятий» проводилась по количеству правильно выполненных заданий, которое приравнивалось к количеству баллов (максимальная оценка
- двадцать баллов). Выбранные критерии соотносятся с соответствующими компонентами системы формирования профессиональных компетенций бакалавра профиля «Пищевая инженерия малых предприятий».
На констатирующем этапе получены данные о распределении по уровням в экспериментальной и контрольной группах. Значение критерия с2 составило для технологической компетенции - 1,187, технической компетенции - 0,028, органолептической компетенции
- 0,036, что значительно меньше, чем с2 , которое равно 5,99. Таким образом, можно утверждать, что на констатирующем этапе установлена статистическая однородность рассматриваемых групп.
На контрольном этапе получены данные по распределению по уровням в тех же группах. Значение критерия с2 составило для технологической компетенции
- 6,150, технической компетенции - 7,404, органолеп-тической компетенции - 9,696, что значительно превосходит с2 , равное 5,99. Таким образом, можно с уве-
критич'^ ■>
ренностью в 95% утверждать, что на контрольном этапе установлена статистическая неоднородность рассматриваемых групп. Высокое значение критерия и увеличение прироста показателя говорит об улучшении результатов обучения при использовании предлагаемой методики.
Таким образом, проведенная работа по созданию и внедрению разработанного курса «Органолептический анализ пищевых продуктов» подтверждает гипотезу, состоящую в том, что бакалавры профиля «Пищевая инженерия малых предприятий» в процессе обучения получат знания и умения для профессиональной деятельности, а также у них будут сформированы базовые профессиональные компетенции, такие как органолептическая, технологическая и техническая, более высокого уровня, чем при традиционной методике обучения.
Особенностью современного этапа развития профессионального образования является его непрерывность на протяжении всей жизни человека, что позволяет постичь нынешние и будущие достижения науки и техники, адаптироваться в социуме, реализовать личностное развитие. Сущностными характеристиками непрерывного образования являются: гибкость, разнообразие, доступность во времени и пространстве, индивидуализация, интеграция. Совокупность данных характеристик побуждает к осмыслению проблемы преемственности перехода от квалификационного к компететностному и деятельностному в системе непрерывного образования.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.
Проанализировав и обобщив результаты педагогического эксперимента по формированию профессиональных компетенций бакалавров профиля «Пищевая инженерия малых предприятий», мы сделали следующие выводы:
1. На основе разработанной модели системы формирования профессиональных компетенций в рамках курса «Органолептическая оценка пищевых продуктов» предложена схема, взаимодействия компонентов системы формирования профессиональных компетенций бакалавра профиля «Пищевая инженерия малых предприятий». На основании системы разработана программа курса «Органолептическая оценка пищевых продуктов» обеспечивающая формирования профессиональных компетенций бакалавров направления 151000.62 «Технологические машины и оборудование» профиль «Пищевая инженерия малых предприятий» на основе компетентностного и деятельностного подходов, согласно ФГОС ВПО третьего поколения и Национального
стандарта Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 85862-2008. Проектируя содержание профессиональной подготовки бакалавров профиля «Пищевая инженерия малых предприятий» в соответствии с идеей интеграции педагогических, психологических и технологических знаний, руководствовались целями и требованиями системообразующего фактора.
При этом исходили из того, что профессиональная подготовка бакалавров профиля «Пищевая инженерия малых предприятий» будет наиболее эффективно способствовать формированию технической, технологической, органолептической компетенций, если ее объем и содержание будут адекватными профессиональной деятельности, а сама она будет образовывать систему в единстве с содержанием специальных дисциплин «Технология пищевых продуктов» и «Технологическое оборудование малых и традиционных предприятий».
2. Образовательный процесс по подготовке бакалавров профиля «Пищевая инженерия малых предприятий» осуществляется на основе компетентностного и деятель-ностного подходов, усвоение программного материала происходит с помощью курса «Органолептическая оценка пищевых продуктов», в результате которого у студентов формируются техническая, технологическая, органолептическая компетенции. Учебно-методический материал предоставляется студентам незначительными объемами учебной информации, которая подается в определенной логической последовательности. Для изучения курса «Органолептическая оценка пищевых продуктов» бакалавры применяют средства обучения, такие как рабочая программа, методическое пособие по выполнению лабораторных работ, конспекты лекций.
3. Рассмотрение педагогической и методической литературы, а также выводов, сформулированных в теоретической части работы, позволили определить цель и задачи исследования. Итогом выполненной экспериментальной работы является определения критериев (мотивационный, когнитивный, деятельностно-рефлек-сивный) и их показателей, диагностический инструментарий (тест - опросник, тест) и уровней сформированно-сти технической, технологической, органолептической компетенций бакалавров профиля «Пищевая инженерия малых предприятий». Выделенные педагогические условия помогают повысить качество обучения бакалавров профиля «Пищевая инженерия малых предприятий».
4. Результаты экспериментальной работы доказали эффективность методического обеспечения формирования профессиональных компетенций бакалавров профиля «Пищевая инженерия малых предприятий», основу которого составила методика реализации выделенных педагогических условий. Разработанная методика, экспериментально проверенная на курсе «Органолептическая оценка пищевых продуктов», обеспечивает прогнозируемый и диагностируемый результат (переход бакалавров с низкого уровня на высокий уровень) путем применения совокупности специально подобранных методов (информационно-рецептивные); средств (курс «Органолептическая оценка пищевых продуктов») и форм обучения (проблемной лекции, лекции типа пресс-конференций, практических и лабораторных занятий, самостоятельной работы). Полученные результаты и выводы в ходе экспериментальной работы свидетельствуют о достижении поставленной цели, задачи и проблемы исследования.
5. Проведенное исследование позволило сформулировать и расширить терминологический словарь компе-тентностного и деятельностного походов понятием «ор-ганолептическая компетенция» и показать ее значимость в будущей профессиональной деятельности бакалавров профиля «Пищевая инженерия малых предприятий».
Полученные в исследовании выводы не могут претендовать на исчерпывающее решение рассматриваемой проблемы. Собранный дополнительный теоретико-фактический материал требует более точных результатов
в проведении исследования, выводов и заключений, а также углубленной разработки учебно-методического материала. В перспективе необходимо расширить перечень диагностических параметров уровня сформиро-ванности органолептической, технической, технологической компетенций в проведении органолептической оценки пищевых продуктов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Аганбегян А. Г. О преодолении существующей рецессии и стагфляции: открытая лекция / А. Г. Аганбегян; Сев.-Зап. ин-т упр. — фил. РАНХиГС. — СПб.: ИПЦ СЗИУ — фил. РАНХиГС, 2015. — 40 с.
2. Арефьева О. Д. Компетентностно-деятельностный подход к обеспечению преемственности непрерывного экологического образования: дис. . канд. пед. наук / О. Д. Арефьеваа. - Владивосток, 2004.
- 198 с.
3. Вишнякова С. М. Профессиональное образование : словарь : ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С. М. Вишнякова. - Москва : Новь, 1999. - 537 с.
4. Выготский, Л. С. Психология : [учебное пособие для вузов] / Л. С. Выготский. - Москва : АПРЕЛЬ ПРЕСС : ЭКСМО-ПРЕСС, 2000. - 1007 с.
5. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании : авторская версия / И. А. Зимняя.
- Москва : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 42 с.
6. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. - Изд. 2-е. - Москва : Политиздат, 1977.
- 304 с.
7. Андреев А. А. Знания или компетенции? / А. Андреев // Высшее образование в России. - 2005. - №
2. - С. 3-11.
8. Андрюхина Т. Н. Формирование базовых профессиональных компетенций будущих инженеров автомобильного транспорта : дис. . канд. пед. наук / Т. Н. Андрюхина. - Самара, 2008. - 198 с.
9. Атлягузова Е. И. Формирование базовых компетенций студентов пищевого профиля (на примере изучения курса «Основы систем автоматизированного проектирования») : дис. . канд. пед. наук / Е. И. Атлягузова.
- Тольятти, 2011. - 135 с.
10. Афанасьев А. К. Формирование базовых профессиональных компетенций у студентов технических вузов, обучающихся по программе подготовки офицеров запаса автомобильных войск : дис. . канд. пед. наук / А. К. Афанасьев. - Самра, 2010. - 180 с.
11. Байденко В. И. Компетенции в профессиональном образовании / В. И. Байденко // Высшее образование в России. - 2004. - № 11. - С. 4-13.
12. Васяк Л. В. Формирование профессиональной компетентности будущих инженеров в условиях интеграции математики и спецдисциплин средствами профессионально-ориентированных задач : дис. . канд. пед. наук / Л. В. Васяк. - Омск, 2007. - 159 с.
13. Гришанова Н. А. Развитие компетентности специалистов как важнейшее направление реформирования профессионального образования / Н. А. Гришанова // Квалиметрия в образовании : методология и практика : Десятый симпозиум, (г. Москва, 4-5 апреля 2002 г.). Кн. 6. Общие проблемы развития образования : структура, качество, тенденции / под ред. Н. А. Селезневой, А. И. Субетто. - Москва : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. - С. 24.
14. Ярыгин О.Н., Кондурар М.В. Диагностика сфор-мированности компетентности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1. С. 90-93.
15. Дорофеев А. А. Дидактические основы проектирования литературы по специальности технического университета / А. А. Дорофеев. - Москва : МГТУ им. Н.
3. Баумана, 2002. - 272 с.
16. Гаврилова М.И., Одарич И.Н. Развитие профессиональной компетентности будущего специалиста
как качества личности // Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 36-38.
17. Дзюбенко И.А. Сущность понятий «компетентность» и «компетенция» // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 1. С. 18-20.
18. Ярыгин О.Н., Кондурар М.В. Индуктивное мышление как компонент интеллектуальной компетентности // Карельский научный журнал. 2012. № 1. С. 40-42.
19. Третьяк И.Г. Профессионально-педагогическая компетентность педагога // Самарский научный вестник. 2014. № 4 (9). С. 130-132.
20. Ландшеер В. Компетенция «минимальной компетенции» / В. Ландшеер // Перспективы: вопросы образования. - 1988. - № 1. - С. 6-8.
21. Молчанов С. Г. Профессиональная компетентность в системе повышения квалификации [текст] / С. Г. Молчанов // Интеграция методической (научно-методической) работы в системе повышения квалификации кадров : материалы Всерос. науч.-практ. конф.: в 4 ч. -Челябинск : Образование, 2003. - Ч. 1. - 170 с.
22. Татур Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста / Ю. Г. Татур // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 3. - С. 20-26.
23. Шишов С. Е. Понятие компетенция в контексте качества образования / С. Е. Шишов // Стандарты и мониторинг в образовании. - 1999. - № 2. - С. 30-34.
24. Ярыгин О.Н., Коростелев А.А. Системная динамика как основа современной управленческой компетентности // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 4 (32). С. 196-205.
25. Гаврилова М.И., Одарич И.Н. Профессиональная компетентность бакалавра // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 1 (10). С. 22-23.
26. Коростелев А.А., Ярыгин О.Н. Компетентностный подход: проблемы терминологии // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 2. С. 212-220.
27. Ярыгин О.Н., Гайманова Т.Г. Формирование и развитие компетентности как эмерджентного свойства профессионального образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2012. № 1. С. 77-82.
28. Аниськин В.Н. Социально-профессиональная и социально-технологическая компетентности педагога в современном информационно-образовательном пространстве: взаимосвязь и взаимозависимость // Самарский научный вестник. 2012. № 1 (1). С. 5-8.
29. Богданова А.В., Глазова В.Ф. Технология учебных полей как эффективный инструмент формирования профессиональной компетентности // Карельский научный журнал. 2014. № 2. С. 32-35.
30. Коваль В.А. Проблема формирования профессиональной компетентности будущих учителей-филологов в научной среде // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 4. С. 20-23.
31. 20Палферова, С. Ш. Проектирование технологии компетентностно-ориентированного обучения дисциплинам естественнонаучного цикла студентов технических вузов (на примере математики) : дис.... канд. пед. наук / С. Ш. Палферова. - Тольятти : ТГУ, 2003. - 252 с.
32. Рубинштейн, С. Л. Избранные педагогические труды / С. Л. Рубинштейн. - Москва : Наука, 1995. - 368 с.
33. Антропов В. А., Тарасян М. Г. Мониторинг качества подготовки кадров вузе // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-1.
34. Гаврилова, М. И. Реализация компетентностно-деятельностного подхода при подготовке бакалавра пищевых производств [Текст] / М.И. Гаврилова // Вектор науки ТГУ / Тольятти. - 2013. № 4. - С. 217 - 220.
35. Скоробогатова А.И. Повышение качества профессионального образования средствами телекоммуникационных систем в условиях действия ФГОС // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 3. С. 69-71.
36. Кондаурова И.К. Подготовка будущих учителей
к интеграции урочной и внеурочной деятельности детей в условиях ФГОС // Карельский научный журнал. 2015. № 3 (12). С. 13-14.
37. Макеева Е.Д. Особенности организации естественнонаучной подготовки будущих педагогов в условиях перехода на ФГОС третьего поколения // Самарский научный вестник. 2014. № 1 (6). С. 71-74.
38. Платонова Р.И. Организационно-педагогические условия подготовки бакалавров-педагогов в условиях реализации ФГОС 3 + // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 79-82.
39. Набатова Л.Б., Мазилина Н.А. Педагогические условия формирования методической компетентности педагога профессиональной школы в условиях внедрения ФГОС // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 6 (28). С. 133-138.
40. Сысоева Ю.Ю. Компетентностный подход при формировании иноязычной компетенции у студентов неязыковых вузов в условиях ФГОС третьего поколения // Карельский научный журнал. 2015. № 3 (12). С. 36-40.
41. Маркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. - Москва : Знание, 1996. - 200 с.
42. Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 8586-2-2008 «Органолептический анализ
- Общее руководство по отбору, обучению испытателей и контролю за их деятельностью».
43. Лебедев, О. Е. Управление образовательными системами : учебно-методическое пособие для вузов / О. Е. Лебедев. - Москва : Университетская книга, 2004. - 136 с.
44. Гаврилова, М. И. Интеграция технических и спецдисциплин в повышении качества подготовки бакалавров пищевого производства [Текст] / М. И. Гаврилова // Вектор науки ТГУ / Тольятти. - 2014. - №1. - С. 210
- 215.
45. Магомед-Эминов, М. Ш. Практикум по психодиагностике / М.Ш. Магомед-Эминов // Психодиагностические материалы. - М.: МГУ, 1988.