Одарич Ирина Николаевна
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ..
УДК 378
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ
СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОФИЛЯ
© 2016
Одарич Ирина Николаевна, аспирант
Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)
Аннотация. В статье рассматриваются методологические подходы к проектированию процесса формирования профессиональных компетенций будущих бакалавров строительного профиля: системный, деятельностный, ком-петентностный и личностно-ориентированный. Методологический подход рассматривается как теоретическое основание, база исследования, определяющие выбор предмета исследования, постановку цели, формулировку задач исследования, процесс решения задач и оценку полученных результатов. Рассмотрение системного подхода показывает, что под системой понимается сложное многоуровневое образование, имеющее большое количество компонентов и элементов, где элементом является минимальный неделимый далее компонент системы, а компонент является частью системы, которая направлена на обеспечение достижения цели и обеспечение выполнения определенной функции. Структурными компонентами педагогического процесса по формированию профессиональных компетенций будущих бакалавров строительного профиля являются целевой, содержательный, технологический и результативный блоки. Основу содержательного аспекта модели составляет методы и формы обучения бакалавров строительного профиля, направленные на овладение знаниями и умениями в области современных строительных технологий в рамках поисковой и практико-ориентированной деятельности, способствующих формированию профессиональных компетенций будущих инженеров-строителей. Рассматриваемые методологические подходы (системный, деятельностный, компетентностный, личностно-ориентированный) выступают методологическим основанием для её понимания и познания педагогической системы формирования профессиональных компетенций будущих бакалавров строительного профиля.
Ключевые слова: методологические подходы, системный подход, деятельностный подход, компетентностный подход, личностно-ориентированный подход, структурные компоненты педагогического процесса, структурно-функциональную модель.
METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE DESIGN PROCESS OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE FUTURE BACHELORS OF BUILDING PROFILES
© 2016
Odarych Irina Nikolaevna, postgraduate
Togliatti State University, Togliatti (Russia)
Abstract. This article discusses the methodological approaches to the design of the process of formation of professional competence of the future bachelors building profile: the system, activity, competence and student-centered. The methodological approach is considered as a theoretical base, research base, determine the choice of research subject, goal setting, formulation of research problems, the process of solving problems and evaluate the results. Consideration of a systematic approach shows that under the system means a complex multi-level education, which has a large number of components and elements, where the element is the minimum indivisible further component of the system, and is a component part of the system, which is aimed at ensuring the achievement of objectives and ensuring compliance with a particular function. The structural components of the educational process for the formation of professional competencies of future bachelors building profile are targeted, informative, technological and productive units. The basis of the substantive aspect of the model is the methods and forms of training bachelors building profile, aimed at the acquisition of knowledge and skills in the field of building technology in the framework of the search and practice-oriented activities that contribute to the formation of professional competencies of future civil engineers. Methodological approaches (systemic, activity, competence, personality-oriented) are the methodological basis for its understanding and knowledge of pedagogical system of formation of professional competence of the future bachelors building profile.
Keywords: methodological approach, system approach, activity approach, competence approach, student-centered approach, the structural components of the pedagogical process, the structural-functional model.
Изучение научно-педагогической литературы свидетельствует [1, 2, 3], что реализация педагогического проектирования по формированию профессиональных компетенций будущих инженеров-строителей возможно при условии использования различных методологических подходов, позволяющих дать комплексную оценку педагогической проблеме.
В современном понимании методологический подход рассматривается «как теоретическое основание, базу исследования, определяющее выбор предмета исследования; постановку цели, формулировку задач исследования; процесс решения задач и оценку полученных результатов» [4]. Соответственно, при педагогическом проектировании формирования профессиональных компетенций будущих бакалавров строительного профиля применялся системный, деятельностный, компетент-ностный и личностно-ориентированный подходы.
Основополагающим в этом отношении является системный подход, который рассматривает педагогический процесс как систему [1, 5-11 и др.], позволяя:
- рассмотреть процесс формирования профессиональных компетенций будущих бакалавров как целост-
ную систему, имеющую определенный состав взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов;
- осуществить целеполагание рассматриваемой системы;
- определить компоненты, образующие педагогическую систему и связи между ними;
- выявить функции системы, а также уровни и этапы изучаемого процесса;
- рассмотреть функционирование системы в динамике.
Как отмечает в своей работе В.С. Безрукова, основными признаками системы, которые необходимо учитывать при организации процесса педагогического проектирования являются:
- цели, которые обеспечивает целесообразную взаимообусловленность всех компонентов системы;
- наличие связей и зависимостей между компонентами объекта преобразования, способствуя появлению у компонентов системы общих качеств [1].
Следовательно, под системой понимается сложное многоуровневое образование, имеющее большое количество компонентов и элементов, где элементом являет-
Одарич Ирина Николаевна МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ...
ся минимальныи неделимый далее компонент системы, а компонент является частью системы, которая направлена на обеспечение достижения цели и обеспечение выполнения определенной функции.
Соответственно, структура компонентов проектируемого процесса формирования профессиональных компетенций будущих инженеров-строителей должна иметь определенный набор, дающих представление о проектируемой системе, отражать ее специфику и комплекс педагогических условий, способствующих их формированию в рамках достижения прогнозируемого результата.
В рамках проведенного исследования, структурными компонентами педагогического процесса по формированию профессиональных компетенций будущих бакалавров строительного профиля являются: целевой, содержательный, технологический и результативный блоки. Каждый блок состоит из определенного количества элементов, которые отображают специфику формирования профессиональных компетенций будущих инженеров-строителей (принципы, содержание, формы, методы, критерии сформированности компетенций и комплекс педагогических условий и др.).
Проектирование модели формирования профессиональных компетенций будущих бакалавров по направлению подготовки 270800 Строительство осуществляется с учетом компетентностного подхода [12-17], предусматривающего практическую направленность процесса обучения будущих инженеров-строителей.
Основу содержательного аспекта модели составляет методы и формы обучения бакалавров строительного профиля, направленные на овладение знаниями и умениями в области современных строительных технологий в рамках поисковой и практико-ориентированной деятельности, способствующих формированию профессиональных компетенций будущих инженеров-строителей.
Специально подобранные формы и методы обучения бакалавров строительного профиля позволят моделировать систему отношений и предметно-пространственную среду, в рамках которой осуществляется профессиональная деятельность будущих инженеров-строителей.
Основное положение компетентностного подхода свидетельствует о том, что усвоение содержания обучения происходит главным образом в процессе собственной активной деятельности обучающихся что находит свое отражение в содержании деятельностного подхода. Концепция деятельностного подхода в процесс обучении нашла отражена в работах Л.С. Выготского [18], П.Я. Гальперина [19], В.И. Загвязинского [20] и др.
В настоящее время деятельностный подход используется для выявления механизма совместной деятельности в системе «педагог-обучающийся», определения особенностей профессионально-педагогической деятельности ; изучения различных аспектов самостоятельной работы обучающихся [21-24].
Основной целью проектируемой модели является формирование умений бакалавров строительного профиля посредством активизации их собственной деятельности на разных этапах обучения, поэтому содержание профессиональной подготовки будущих бакалавров по направлению подготовки 270800 Строительство построено в следующей последовательности: усвоение знаний о современных строительных технологиях, овладение умениями по их использованию и применению в непосредственной профессиональной деятельности.
Соответственно, в рамках профессиональной подготовки будущих бакалавров строительного профиля, активно используются новые формы и методы обучения будущих инженеров-строителей, направленные на актуализацию знаний и формирование профессиональных умений.
Реализуемый в контексте профессиональной подготовки бакалавров по направлению подготовки 270800 Строительство деятельностный подход, учитывающий индивидуальные особенности обучающихся и их цен-
ностные ориентации, тесно связан с личностно-ориен-тированным подходом.
В научных работах, посвященных рассмотрению личностно-ориентированного профессионального образования, его исследователи (В.А. Беликов [25], Г. Г. Гранатов [26] и др.), выделяют следующие принципы:
- приоритет индивидуальности и самоценности обучающихся;
- профессиональное образование должно иметь опережающий характер;
- организация образовательной среды должна обеспечивать действенность профессионально направленного педагогического процесса;
- профессиональное образование должно опираться на индивидуальный опыт обучаемого и его потребности в самоорганизации, самоопределении и саморазвитии.
Следовательно, проектирование процесса формирования профессиональных компетенций будущих бакалавров строительного профиля должно быть направлено на развитие индивидуальных способностей инженеров-строителей к профессиональной деятельности и обеспечивать становление личностно значимых качеств [2730].
Это предполагает обеспечение безопасности личностного проявления будущих бакалавров по направлению подготовки 270800 Строительство во всех учебных ситуациях, создание условий для личностной самоактуализации и личностного роста, стимулирование активности будущих инженеров-строителей к учебной деятельности, решению профессиональных задач и выполнению трудовых действий, в рамках профстандарта, за счет равноправных субъектно-субъектных отношений со всеми участниками образовательного процесса. Для этого, применяемые в образовательном процессе формы и методы обучения будущих бакалавров строительного профиля направлены на формирование профессиональных компетенций будущих и преобразуются деятельность, в которой происходит личностное развитие будущих инженеров-строителей.
Таким образом, что рассматриваемые методологические подходы (системный, деятельностный, компе-тентностный, личностно-ориентированный) на концептуальной стадии проектирования модели формирования профессиональных компетенций бакалавров по направлению подготовки 270800 Строительство, выступают методологическим основанием для её понимания и познания как элемента педагогической системы.
В структурно-функциональной модели формирования профессиональных компетенций будущих бакалавров строительного профиля целевой компонент (блок) предполагает наличие цели, являющейся основополагающим элементом проектируемой педагогической системы, которыми являются социальный заказ государства и общества (первый уровень), формирование профессиональных компетенций будущих инженеров-строителей и умение выполнять обобщенные трудовые функции (второй уровень).
Процесс формирования профессиональных компетенций будущих бакалавров по направлению подготовки 270800 Строительство базируется на дидактических принципах отражающих особенности методологических подходов [31, 32 и др.]:
- принцип объективности и научности обучения будущих инженеров-строителей предполагает конкретный характер содержания профессионального обучения, направленный на формирование системы научных знаний, необходимых для реализации задач профессионального обучения, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся к освоению знаний;
- принцип систематичности и последовательности обучения бакалавров строительного профиля обеспечивает наличие взаимосвязей между различными структурными компонентами (модулями) программ, курсов обучения, способствующих формированию целостного
Одарич Ирина Николаевна педагогические
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ... науки
представления об особенностях изучаемого процесса;
- принцип сознательности и активности обучающихся рассматривается как понимание будущими бакалаврами содержания изучаемого материала, активное включение в процесс осмысления профессиональной деятельности и творческое применение знаний и умений;
- принцип преемственности определяется объективно существующими этапами познания, взаимосвязью чувственного и логического, рационального и иррационального, сознательного и бессознательного, касается содержания обучения, его форм и способов, стратегий и тактик взаимодействия будущих инженеров-строителей в учебном процессе;
- принцип модульности профессионального обучения позволяет гибко выстраивать учебный материал, дополнять и перестраивать модули, что способствует реализации содержания образования в зависимости от интересов и потребностей обучающихся.
Для реализации структурно-функциональной модели был определен содержательный компонент (блок), представленный содержанием спецкурса по формированию у будущих бакалавров по направлению подготовки 270800 Строительство профессиональных компетенций (изыскательская и проектно-конструкторская (ИиПК), производственно-технологическая и производственно-управленческая (ПТиПУ), экспериментально-исследовательская (ЭИ), монтажно-наладочная и сервисно-эксплуатационная (МНиСЭ) [33].
Структурными элементами технологического компонента (блока) являются различные традиционные, активные и интерактивные формы, методы и средства организации образовательного процесса [34-41]. Основными методами профессиональной подготовки будущих бакалавров строительного профиля выступают лекции, лекции-презентации, семинары-практикумы, которые позволяют за достаточно короткий срок изложить большой объем теоретической информации, проработать полученную информацию, выполнить практические задания, содержащие элементы нового знания.
Для активизации познавательной и творческой деятельности бакалавров по направлению подготовки 270800 Строительство в процесс обучения включаются интерактивные методы работы, обеспечивающие взаимодействие и взаимообучение участников образовательного процесса, решение кейсов, лекции-беседы, работа в проектных командах и т.д. Применение указанных методов и форм организации профессиональной подготовки бакалавров строительного профиля способствует формированию условий для самостоятельной активной деятельности обучающихся в получении новых знаний и практических умений.
Содержание результативного компонента (блока) спроектированной структурно-функциональной модели включает в себя критерии и показатели оценки уровня сформированности у будущих бакалавров по направлению подготовки 270800 Строительство профессиональных компетенций будущих, а также диагностический инструментарий.
Таким образом, рассмотрение методологических подходов к проектированию педагогического процесса позволило обосновать и разработать структурно-функциональную модель формирования профессиональных компетенций (изыскательская и проектно-конструктор-ская (ИиПК), производственно-технологическая и производственно-управленческая (ПТиПУ), экспериментально-исследовательская (ЭИ), монтажно-наладочная и сервисно-эксплуатационная (МНиСЭ) [136] у будущих бакалавров по направлению подготовки 270800 Строительство.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Безрукова В. С. Словарь нового педагогического мышления / В. С. Безрукова. - Екатеринбург : Альтернативная педагогика, 2006. - 94 с. 134
2. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - Москва : Институт профессионального образования МО России, 1995. - 336 с.
3. Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: учебное пособие / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская. - М.: Изд. центр «Академия», 2005. - 288 с.
4. Беликов В.А. Профессиональное образование. Методология деятельности / В.А. Беликов, А.С. Валеев и др. - М.: Владос, 2009. - 334 с.
5. Горшенина М. В. Проектирование учебного процесса : учебное пособие / М. В. Горшенина. - Самара : Самарский государственный технический университет, 2004. - 45 с.
6. Коростелев А.А., Лодатко Е.А. Проектирование профессиональной подготовки управленческих кадров по применению инновационного подхода в аналитической деятельности // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2008. № S10. С. 5763.
7. Ярыгин О.Н., Коростелев А.А. Системная динамика как основа современной управленческой компетентности // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 4 (32). С. 196-205.
8. Одарич И.Н. Особенности моделирования организации учебного процесса по формированию профессиональной компетентности бакалавра // Карельский научный журнал. 2015. № 2 (11). С. 42-44.
9. Назаров М.Х. Социокультурный подход к образованию в свете болонского процесса // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С. 74-76.
10. Скоморохова Н.А. Гендерный подход в педагогической практике // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С. 94-97.
11. Коростелев А.А., Пчельников А.А., Ярыгин А.Н. Моделирование системы профессиональной подготовки студентов к инновационной деятельности // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2007. № S3. С. 161-166.
12. Рыбакова М.В. Реализация компетентностного подхода в процессе отбора педагогического персонала образовательных учреждений // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1. С. 61-66.
13. Третьякова Е.М. Реализация компетентностного подхода в системе практикоориентированного обучения // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 88-90.
14. Лепешкина Е.Ю. Компетентностный подход - основа формирования профессиональной позиции будущего педагога как воспитателя // Вестник Гуманитарного института ТГУ. 2014. № 2 (16). С. 22-24.
15. Скоробогатов А.В., Скоробогатова А.И. Реализация компетентностного подхода в процессе преподавания юридических дисциплин профессионального цикла: инновационные формы и методы // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 3. С. 65-68.
16. Таранцева К.Р., Моисеев В.Б., Пятирублевый Л.Г. Формализация предметной образовательной информации в процессе разработки компетентностного подхода к оцениванию знаний // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 3. № 6 (28). С. 156-160.
17. Галкина О.В., Кузнецова И.Г. Средо-ориентированный подход как концептуальная идея ком-петентностного образования детей с ограниченными возможностями здоровья // Самарский научный вестник. 2014. № 1 (6). С. 43-47.
18. Выготский Л. С. Психология : [учебное пособие для вузов] / Л. С. Выготский. - Москва : АПРЕЛЬ ПРЕСС : ЭКСМО-ПРЕСС, 2000. - 1007 с.
19. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука: избранные психологические труды [Текст] / П.Я. Гальперин; под. ред. А.И. Подольского; Вступ. ст. А.И. Подольского. 3-е изд. М.: Издательство
Одарич Ирина Николаевна МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ...
Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008. 480 с.
20. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. - М. : Издательский центр «Академия», 2001. - 208 с.
21. Старостина А.Н. Деятельностный и личностный подходы как методологические принципы моделирования образовательного процесса геометро-графической подготовки инженеров // Карельский научный журнал. 2015. № 3 (12). С. 33-36.
22. Коваль Н.Н. Системно-деятельностный научно обоснованный подход к управлению школой // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 2. С. 37-41.
23. Кустов Ю.А. Методологические подходы к формированию общепрофессиональных компетенций в воспитании будущих педагогов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 50-53.
24. Низамова Х.М. Практико-ориентированный подход - путь к повышению эффективности обучения // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 70-71.
25. Беликов, В.А. Профессиональное образование. Методология деятельности / В.А. Беликов, А.С. Валеев и др. - М.: Владос, 2009. - 334 с.
26. Гранатов, Г. Г. Приемы активизации и измерения рефлексии в развитии понятий / Г. Г. Гранатов // Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов : материалы Х Всерос. науч.-практ. конференции. - Челябинск : ЧГУ, 2004. - С. 304-308.
27. Белова Т.А., Григорьева Н.В. Профессионально-ориентированное обучение как средство формирования социокультурной компетенции будущих экономистов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1. С. 7-9.
28. Богданова А.В., Глазова В.Ф. Методическая система профессионально-ориентированного обучения дисциплине «Современные информационные технологии» // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 42-45.
29. Михеев М.Ю., Гудкова Е.А., Лепешев А.А. Синтез модельно-ориентированного и объектно-ориентированного подходов в процессе моделирования сложных систем // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. № 4 (26). С. 263-267.
30. Низамова Х.М. Практико-ориентированный подход - путь к повышению эффективности обучения // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 70-71.
31. Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды/ Ю.К. Бабанский - Москва : «Педагогика», 1989. - 342 с.
32. Гузеев, В. В. Планирование результатов образования и образовательная технология / В. В. Гузеев. -Москва : Народное образование, 2001. - 240 с.
33. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки Строительство, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 января 2010 г. № 54
34. Рябухина Е.В., Нуждина М.В. Активные и интерактивные образовательные технологии в вузе // Карельский научный журнал. 2015. № 3 (12). С. 26-29.
35. Новикова А.В. Опыт использования информационных интерактивных образовательных технологий в техническом вузе // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 6 (22). С. 239-242.
36. Бахарев Н.П., Драгунова Е.А. Методика активного индивидуализированного обучения на основе многошаговых задач тестов // Азимут научных исследований:
педагогика и психология. 2014. № 4. С. 53-56.
37. Каракозова Н.Ю. Внутрифирменное обучение как ресурс непрерывного образования педагогов // Азимут научных исследований: педагогика и психология.
2014. № 3. С. 40-43.
38. Андрюхина Т.Н. Опыт применения образовательных технологий в вузе // Самарский научный вестник.
2015. № 2 (11). С. 136-138.
39. Голубничая Л.А. Историография организационных форм и словесных методов обучения // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 2. С. 25-28.
40. Ликсина Е.В. Креативные методы как форма реализации продуктивного обучения в процессе обучения информатике в СПО // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 1. № 6 (28). С. 120-126.
41. Исмагилова Э.Ф. Тестовая форма оценивания учебных достижений в современном образовании: преимущества и недостатки // Карельский научный журнал. 2014. № 1. С. 59-60.