Одарич Ирина Николаевна, Третьякова Елена Михайловна, Гаврилова Мария Ивановна ЗНАЧЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В СОВРЕМЕННОЙ ...
УДК 378
ЗНАЧЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В СОВРЕМЕННОЙ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОФИЛЯ
© 2017
Одарич Ирина Николаевна, преподаватель Третьякова Елена Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Городское строительство и хозяйство» Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, улица Белорусская, 14, e-mail: [email protected]) Гаврилова Мария Ивановна, преподаватель Тольяттинский политехнический колледж (445035, Россия, Тольятти, улица Комсомольская, 165, e-mail: [email protected])
Аннотация. Компетентностный подход в статье рассматривается как подход, который основан на познавательных действиях. Соответственно познавательные действия формируют профессиональные компетенции. Совокупность профессиональных компетенций образует профессиональную компетентность бакалавра, которая соотносится с профессионально-практической деятельностью выпускника. Комплекс знаний, умений и способы проявляются только в деятельности и в процессе обучения студентов. Их проявление осуществляется в виде осмысления, восприятия, применения, запоминания, обобщения и систематизации информации. Эти процессы связаны с понятием уровней усвоения знаний и способов деятельности, которые в теории и практике учебной деятельности определяются по-разному. В статье профессиональная компетентность бакалавра строительного профиля рассматривается как уровень профессионального мастерства на каждом этапе развития студентов. Важным результатом деятельности учебного заведения является качественная подготовка выпускника. Проблема качественной подготовки бакалавра строительного профиля позволяет реализовать компетентностный подход с новой точки зрения.
Ключевые слова: компетентностный подход, профессиональные компетенции, профессиональная компетентность, бакалавры строительного профиля, понятие «готовность».
THE IMPORTANCE OF THE COMPETENCE APPROACH IN THE MODERN PREPARATION OF THE BACHELORS OF THE BUILDING PROFILE
© 2017
Odarich Irina Nikolaevna, teacher Tretyakova Elena Michalovna, candidate of pedagogical science, associate professor of «Chair Town building and economy»
Togliatti State University (445020, Russia, Togliatti, Belorysskaa street, 14, e-mail: [email protected]) Gavrilova Maria Ivanovna, teacher Togliatti Polytechnic College (445035, Russia, Togliatti, Komsomolskaya St., 165, e-mail: [email protected])
Abstract. The competence approach in the article is considered as an approach that is based on cognitive actions. Accordingly, cognitive actions form professional competencies. The set of professional competences forms the professional competence of the bachelor, which corresponds to the professional and practical activities of the graduate. The complex of knowledge, skills and methods are manifested only in the activity and in the process of teaching students. Their manifestation is realized in the form of comprehension, perception, application, memorization, generalization and systematization of information. These processes are associated with the concept of levels of mastering knowledge and modes of activity, which in the theory and practice of learning activities are defined in different ways. In the article the professional competence of the bachelor of the construction profile is considered as the level of professional skill at each stage of the development of students. An important result of the activity of the educational institution is the qualitative preparation of the graduate. The problem of qualitative preparation of the bachelor of a building profile allows to realize the competence approach from the new point of view..
Keywords: Competence approach, professional competence, professional competence, bachelors of the construction profile, the concept of «readiness».
Многие исследователи соотносят уровни усвоения знаний и способы деятельности с результатом процесса обучения студентов полного цикла учебной дисциплины, а также со способами деятельности и свойствами знаний [1, 2 и др.]. Из этого следует, что деятельность должна быть направлена как на получение материальных или других результатов, так и на изменение и развитие самих студентов, формирование у них профессиональных и общепредметных, ключевых компетенций, которые составили бы в своей целостности профессиональную компетентность бакалавра.
При этом компетентностный подход должен учитывать эффективность результата обучения бакалавров строительного профиля, совершая весь цикл познавательной деятельности, и осуществлять следующие действия по углублению и воспроизведению на практике.
Важным результатом деятельности высшего учебного заведения является качественная подготовка выпускника. Под качеством образования мы будем понимать совокупность характеристик и свойств учебного процесса, придающих ему способность в удовлетворении обусловленных или предполагаемых потребностей в зна-
ниях и умениях отдельных лиц, предприятий, социума и государства [3].
Данное определение отражает сформированность представления о качестве образования. Отличительной чертой качества образования является ориентация на выпускника в соответствии с основным принципом международных стандартов ИСО серии 9000. В высшем образовании тенденция к интеграции знаний является доминирующей, дисциплины специального цикла опираются на базы различных технических и технологических дисциплин, включая в себя знания и умения, имеющие комплексный характер [4, 5]. Формирование профессиональной компетентности с позиций системного и интегрированного подхода рассмотрено учеными Н. А. Гришановой, А. К. Марковой, С.Г. Молчановым и др., которые говорят, что она есть единство системы связанных компонентов и проявления индивидуальных качеств, охватывающих и отражающих всю сферу профессиональной деятельности [6, 7, 8].
В статье профессиональная компетентность бакалавра строительного профиля рассматривается как уровень профессионального мастерства на каждом этапе разви-
Одарич Ирина Николаевна, Третьякова Елена Михайловна, Гаврилова Мария Ивановна педагогические
ЗНАЧЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В СОВРЕМЕННОЙ ... науки
тия студентов; как степенной показатель овладения будущей профессией; как критерий оценки роста бакалавров в профессиональной деятельности; как совокупность полученных в процессе обучения профессиональных знаний и умений; как единство в потребности мотива-ционной, операционной, технической области индивида и саморазвития, необходимого для реализации будущей профессии [9]. По мнению Н. А. Гришановой, А. К. Марковой, С. Г. Молчанова, содержательная структура профессиональной компетентности обусловливается структурой профессиональной деятельности и умениями, которые необходимы для осуществления данной деятельности, в то же время выступающей как компонент профессиональной компетентности и представляющей собой совокупность проектировочных, конструктивных, организаторских и коммуникативных компонентов [6, 7, 8].
Под профессиональной компетентностью можно понимать интегральные качества личности, которые опираются и отражают структуру эмоциональной, интеллектуально-волевой и практической сферы деятельности, включающей в себя мотивационные, содержательные и ценностные компоненты [10-16]. На наш взгляд, проблема подготовки бакалавра строительного профиля обусловлена изменениями в области экономики, культуры и общества России. Современный этап развития российского образования тесно взаимосвязан с наукой, движущей силой которой является непреходящая потребность социума в росте экономических показателей, конкурентоспособности и эффективности работы в области строительной индустрии.
Природу компетентности как предмета обучения, результатом которого является развитие личности, ее карьерный и технологический рост, связанный с самоорганизацией и конкретизацией деятельностного и личностного опыта, рассматривали в своих трудах В. А. Болотов, В. В. Сериков [17].
Проблема качественной подготовки бакалавра строительного профиля позволяет реализовать компетент-ностный подход с новой точки зрения [18-24]. Одним из основных критериев оценки качества технического образования является профессиональная компетентность, рассматриваемая в виде интегральной характеристики бакалавра, определяющей его способность при решении профессиональных проблем и ориентированных задач, возникающих в реальных производственных ситуациях с применением знаний, ценностей и жизненного опыта [25].
Как показывает анализ исследований по формированию профессиональных компетенций [26-33] у бакалавров строительного профиля, фундаментальным основным компонентом их профессиональной подготовки является синтез качества профессиональных знаний, обуславливаемых гносеологическим компонентом; ценностных отношений, обуславливаемых ценностным и смысловым компонентом; и особых умений, обуславливаемых деятельностным компонентом. При этом компетенции будут формироваться в деятельности и проявляться органично в соответствии с ценностями студента, при условии ценностного отношения к деятельности, личного интереса, достигающегося благодаря высоким профессиональным результатам [34]. Проанализировав профессиональную деятельность инженера строительной индустрии в длительном временном интервале, нами была определена необходимость улучшения самой деятельности, что послужило импульсом к изменениям условий функционирования предприятия. Эта необходимость реализуется бакалавром строительного профиля в следующих направлениях: в самостоятельном профессиональном усовершенствовании и введении нового производственного цикла или его модернизации.
Особенностью современного этапа развития профессионального образования является его непрерывность на протяжении всей жизни человека [35, 36 и др.], что 140
позволяет постичь нынешние и будущие достижения науки и техники, адаптироваться в социуме, реализовать личностное развитие. Сущностными характеристиками непрерывного образования являются: гибкость, разнообразие, доступность во времени и пространстве, индивидуализация, интеграция. Совокупность данных характеристик побуждает к осмыслению проблемы преемственности перехода от квалификационного к компететност-ному формату в системе непрерывного образования.
Преемственность перехода от квалификационного [37] к компетентностному [38, 39 и др.] подходу применительно к профессиональной подготовке бакалавров строительного профиля заключается в востребованности изучения и измерения потенциальных и фактически проявляемых качеств бакалавров.
Изучение применяемых в настоящее время требований к бакалавру строительного профиля, а также про-фессиограмм и моделей специалиста строительной индустрии показывает, что в их основе заложен квалификационный подход. В целом в профессиограмме и модели бакалавра состав характеристик отображает способность выпускников исполнять определенные функции и самостоятельно делать выбор решений в различных областях деятельности. Для выявления потенциальной характеристики бакалавра предполагается провести физиологические исследования качеств личности; определение степени квалификации [40]. В диссертации выделено теоретическое и практическое проявление качеств студента строительного профиля, обусловленных мотивационным состоянием личности, качеством внешней мотивации, значительно отличающейся от характеристик, приобретаемых в результате психологических и физиологических исследований. При этом проявление данных качеств требует совпадения ценностных характеристик будущего бакалавра-инженера строительной индустрии и приоритетности мотиваций в системе предприятия. Поэтому для исследования потенциала личности требуется изучить и оценить фактически (теоретически) проявляемые качества студента строительного профиля, его характеристику, позволяющую точно прогнозировать эффективность работы в строительной индустрии.
Проведенный содержательный анализ трактования компетентностного подхода относительно его преемственности в качественной подготовке бакалавра строительного профиля позволил нам определить проблему и сформулировать следующие принципиальные особенности данного подхода по сравнению с квалификационными требованиями применительно к профессиональной подготовке студентов бакалавриата:
- компетентностный подход предполагает увеличение количества качественных характеристик, квалификационный же подход делает упор на накопление знаний, умений, навыков, получаемых в различных сферах деятельности. На сегодняшний день рынок труда выделяет способность и готовность выпускника осуществлять свои возможности в трудовой деятельности путем разрешения проблемной ситуации. При этом под способностью мы будем понимать наличие у бакалавра строительного профиля профессиональных характеристик (знания, умения), которые соответствуют области строительной индустрии.
Проведённое исследование показало, что понятие «готовность» не имеет точного определения [41-47]. Таким образом, существует необходимость конкретизации понятия «готовность», которое можно рассматривать как комплекс компетенций, необходимых для выполнения профессиональных обязанностей, и мотива-ционного состояния бакалавра строительного профиля, предполагающего профессиональную квалификацию и соответственное поведение на предприятии.
Современная производственная область строительной индустрии определяется потребностью актуализации, изучением и оцениванием мотивационного состо-АНИ: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1(18)
Одарич Ирина Николаевна, Третьякова Елена Михайловна, Гаврилова Мария Ивановна ЗНАЧЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В СОВРЕМЕННОЙ ...
яния студента бакалавриата строительного профиля к эффективной трудовой деятельности, предполагающей формирование профессиональных компетенций в ходе осуществления компетентностного подхода;
- компетентностный подход предполагает возможность гибко и своевременно адаптировать подготовку бакалавров строительного профиля при условии изменяющегося современного производства. Исследования компетентностного подхода позволяют учитывать и осуществлять в процессе подготовки востребованных на предприятии характеристик бакалавров, которые при квалификационном подходе были недостаточно реализованы;
- компетентностный подход ориентирован на исследование потенциальной характеристики бакалавра строительного профиля. Данные характеристики показывают на то, что производственная деятельность не находит поддержку и выхода из сложившейся ситуации в виде реальных условий, претворяющих ее в жизнь, и могут остаться только потенциалом студента. В соответствии с потребностями строительной индустрии в рамках компетентностного подхода нужно изучать и оценивать потенциальные (квалификационный подход) и фактически (теоретически) проявляемые характеристики качества бакалавров строительного профиля.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Макарова Л.С., Долуденко, Е.Н. Материалы по курсу теории и практики перевода - Майкоп: Изд-во АГУ, 2008. - 205 с.
2. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. - Москва : Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
3. Алексеева Л. П. Преподавательские кадры: состояние и проблемы профессиональной компетентности / Л. П. Алексеева, Н. С. Шаблыкина. - Москва : НИИВО, 1994. - 44 с.
4. Никитина Н. Н. Основы профессионально-педагогической деятельности : учебное пособие / Н. Н. Никитина, О. М. Железнякова, М. А. Петухов. - Москва : Мастерство, 2002. - 288 с.
5. Берулава, М. Н. Интеграция содержания образования / М.Н. Берулава. - Москва : Педагогика, 1993. - 172 с.
6. Гришанова Н. А. Развитие компетентности специалистов как важнейшее направление реформирования профессионального образования / Н. А. Гришанова // Квалиметрия в образовании : методология и практика : Десятый симпозиум, (г. Москва, 4-5 апреля 2002 г.). Кн. 6. Общие проблемы развития образования : структура, качество, тенденции / под ред. Н. А. Селезневой, А. И. Субетто. - Москва : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. - С. 24.
7. Маркова А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. - Москва : Знание, 1996. - 200 с.
8. Молчанов, С. Г. Профессиональная компетентность в системе повышения квалификации [текст] / С. Г. Молчанов // Интеграция методической (научно-методической) работы в системе повышения квалификации кадров : материалы Всерос. науч.-практ. конф.: в 4 ч. -Челябинск : Образование, 2003. - Ч. 1. - 170 с.
9. Dreyfus S. E. A Five-Stage Model of the Mental Activities Involved in Directed Skill Acquisition / S. E. Dreyfus, H. A. Dreyfus. - Washington : Storming Media, 1980. - 22 p.
10. Гирка И.В. Формирования профессиональной компетентности у будущих учителей информатики в процессе профессиональной подготовки // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 42-45.
11. Гаврилова М.И., Одарич И.Н. Развитие профессиональной компетентности будущего специалиста как качества личности // Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 36-38.
12. Алехина М.А., Есаулова И.В. Формирование про-
фессиональной компетентности студентов экономических направлений в процессе изучения математических дисциплин // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 3. № 6 (28). С. 49-53.
13. Минияров В.М., Орлова М.А. Педагогические условия формирования профессиональной компетентности в обеспечении безопасности жизнедеятельности агроинженера // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 264-267.
14. Шамина Н.П. Анализ психолого-педагогических условий развития профессиональной компетентности будущих педагогов в современных исследованиях // Самарский научный вестник. 2014. № 2 (7). С. 132-135.
15. Богданова А.В., Глазова В.Ф. Технология учебных полей как эффективный инструмент формирования профессиональной компетентности // Карельский научный журнал. 2014. № 2. С. 32-35.
16. Балакирева Е.И., Малышева А.В., Коновалова Е.Ю. Профессиональная компетентность: сущностные характеристики и условия развития // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 154-158.
17. Болотов В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 8-14.
18. Денисова О.П., Ярыгин А.Н., Ярыгина Н.А. Компетентностный подход как один из инструментов повышения результативности деятельности вуза в концепции комплексной подготовки кадрового состава вуза к экспертизе качества образования // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 202-206.
19. Андросова Л.А., Мананникова Ю.В. Компетентностный подход в системе высшего профессионального образования // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 7 (11). С. 46-51.
20. Гаврилова М.И., Одарич И.Н. Компетентностный подход в профессиональном образовании // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 3. С. 19-21.
21. Сысоева Ю.Ю. Компетентностный подход при формировании иноязычной компетенции у студентов неязыковых вузов в условиях ФГОС третьего поколения // Карельский научный журнал. 2015. № 3 (12). С. 36-40.
22. Митин А.Н. Компетентностный подход в обучении информационным технологиям с использованием электронных образовательных ресурсов // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 93-96.
23. Гаврилова М.И. Формирование базовых профессиональных компетенций бакалавров профиля «пищевая инженерия малых предприятий» на основе ком-петентностно-деятельностного подхода (на примере изучения курса «Органолептическая оценка пищевых продуктов»): дис. ... канд. пед. наук / М.И. Гаврилова. / - Тольятти, 2014. - 164 с.
24. Одарич И.Н. Методологические подходы к проектированию процесса формирования профессиональных компетенций будущих бакалавров строительного профиля // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 132-135.
25. Ландшеер В. Концепция «минимальной компетентности» / В. Ландшеер // Перспективы: вопросы образования. - 1988. - № 1. - С. 6-8.
26. Одарич И.Н. Формирование профессиональных компетенций по видам профессиональной деятельности бакалавров направления подготовки 08.03.01 Строительство // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 173-176.
27. Пецина И.А. Современные подходы к определению понятия «профессиональная компетенция» в психолого-педагогических исследованиях // Поволжский педагогический вестник. 2014. № 3 (4). С. 95.
28. Гаврилова М.И. Проблема формирования органо-лептической компетенции в рамках профессиональных компетенций бакалавров профиля «Пищевая инженерия малых предприятий» // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 180-185._
Одарич Ирина Николаевна, Третьякова Елена Михайловна, Гаврилова Мария Ивановна ЗНАЧЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В СОВРЕМЕННОЙ ...
29. Юрасов И.А., Юрасова О.Н. Развитие профессиональных компетенций студентов языковых вузов // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. Т. 2. № 2 (18). С. 88-92.
30. Бахарев Н.П., Бахарева Ю.Н. Формирование профессиональных компетенций студента в условиях интеграции университета и современного промышленного предприятия // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 38-40.
31. Дементьев Д.А. Возможности формирования профессиональных компетенций у студентов вузов при выполнении отдельных видов самостоятельной работы // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4. С. 79-83.
32. Фишман И.С., Голуб Г.Б. Методические аспекты оценивания профессиональных компетенций студентов и выпускников вуза // Поволжский педагогический вестник. 2014. № 2 (3). С. 59-66.
33. Третьякова Е.М., Одарич И.Н. Оценка профессиональных компетенций студентов в вузе // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 4 (13). С. 120-123.
34. Виноградов В. Подготовка специалиста как человека культуры / В. Виноградов, А. Синюк // Высшее образование в России. - 2000. - № 2. - С. 40-42.
35. Аронов А. М., Баженова, К. А. Педагог-исследователь в непрерывном образовании // Современное образование: содержание, технологии, качество. Материалы XIII всероссийской научно-практической конференции с международным участием. -Санкт-Петербург. - 1 т. - 2007. - С. 136-138.
36. Делор Ж. Л. Образование - сокрытое сокровище UNESCO / Ж. Л. Делор // Университетская книга. - 1997.
- № 4. - С. 37.
37. Никитин А. В. Квалификационные характеристики специалистов с высшим образованием / А. В. Никитин, Л. И. Романкова. - Москва : НИИВШ, 1981.
- 51 с.
38. Вербицкий А. А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения / А. А. Вербицкий. - Москва : ИЦ ПКПС, 2004. - 84 с.
39. Молчанов С. Г. Профессиональная компетентность в системе повышения квалификации [текст] / С. Г. Молчанов // Интеграция методической (научно-методической) работы в системе повышения квалификации кадров : материалы Всерос. науч.-практ. конф.: в 4 ч. -Челябинск : Образование, 2003. - Ч. 1. - 170 с.
40. Мэнсфилд Б. Ключевые навыки / Б. Мэнсфилд, Г. Шмидт. - Европейский Фонд образования, 2000. - 112 с.
41. Матушанский Г. Модели подготовки и профессиональной деятельности специалистов / Г. Матушанский А. Фролов // Высшее образование в России. - 2003. - № 4. - С. 92-95.
42. Татур Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста / Ю. Г. Татур // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 3. - С. 20-26.
43. Колобов А.Н. Комплексный подход как средство формирования готовности студентов и слушателей к научно-исследовательской деятельности // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. Т. 1. № 2 (18). С. 51-54.
44. Мельник А.А. Определение критериев готовности будущего учителя физической культуры к внеклассной работе // Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 53-56.
45. Хадикова И.М., Кочисов В.К., Гогицаева О.У. Формирование этнопедагогической готовности будущих учителей в образовательно-воспитательном пространстве вуза // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 196-198.
46. Воскрекасенко О.А., Шилина А.В. Формирование готовности будущих бакалавров-инженеров к социально-профессиональной адаптации как педагогическая проблема // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 8 (12). С. 48-53._
47. Аксарина Я.С. Педагогические условия формирования профессиональной готовности педагогов к применению инноваций в учреждениях профессионального образования // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 42-46.