Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ. К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ РОССИЙСКОЙ ПРАВОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ'

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ. К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ РОССИЙСКОЙ ПРАВОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
15
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / ПРАВОВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПРАВО / ГОСУДАРСТВО / ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВУЗЫ / ЗНАНИЯ / НАВЫКИ / НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ / АНТИПЛАГИАТ / ТЕКСТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Виноградова Елена Валерьевна, Данилевская Инна Леонидовна, Патюлин Георгий Сергеевич

Статья посвящена проблемам формирования правовой идентичности в аспекте профессионального юридического образования. Анализируется современное юридическое образование с позиции его возможности сформировать личность специалиста, обладающего профессиональными знаниями, осознающего себя частью корпорации, основы которой базируются на высочайших образцах отечественной и мировой юридической мысли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Виноградова Елена Валерьевна, Данилевская Инна Леонидовна, Патюлин Георгий Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL LEGAL EDUCATION. ON THE ISSUE OF THE FORMATION OF THE RUSSIAN LEGAL IDENTITY

The article is devoted to the study of the influence of professional legal education on the formation of legal and professional identity of a lawyer. An attempt is made to answer the question whether modern legal education allows to form the personality of a specialist with professional values, identifying himself with the high standards of domestic and world legal culture, interested in the triumph of law and justice, aware of the social responsibility of his future profession. One of the problems hindering the achievement of this goal is identified, and a variant of its solution is proposed.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ. К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ РОССИЙСКОЙ ПРАВОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ»

Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

DOI 10.47643/1815-1337_2022_9_56

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ. К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ РОССИЙСКОЙ ПРАВОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Formation of Legal Identity in the Aspect of the Development of Professional Legal Education

ВИНОГРАДОВА Елена Валерьевна,

доктор юридических наук, профессор,

главный научный сотрудник сектора конституционного права и конституционной юстиции Института государства и права Российской академии наук (ИГП РАН). 119019, Россия, г. Москва, ул. Знаменка, 10. E-mail: evsfrf@gmail.com;

ДАНИЛЕВСКАЯ Инна Леонидовна,

кандидат юридических наук,

старший научный сотрудник сектора конституционного права и конституционной юстиции Института государства и права Российской академии наук (ИГП РАН). 119019, Россия, г. Москва, ул. Знаменка, 10. E-mail: danilewskaia.inna@yandex.ru;

ПАТЮЛИН Георгий Сергеевич,

младший научный сотрудник сектора конституционного права и конституционной юстиции Института государства и права Российской академии наук (ИГП РАН). 119019, Россия, г. Москва, ул. Знаменка, 10. E-mail: g.patulin@gmail.com;

Vinogradova Elena Valerievna,

doctor of law, professor, chief researcher, constitutional law and constitutional justice sector Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences. 10 Znamenka str., Moscow, 119019, Russia. E-mail: evsfrf@gmail.com;

Danilevskaya Inna Leonidovna,

candidate of legal sciences, senior researcher of the constitutional law and constitutional justice sector of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences. 10 Znamenka str., Moscow, 119019, Russia. E-mail: danilewskaia.inna@yandex.ru;

Patiulin Georgii Sergeevich,

associate fellow, constitutional law and constitutional justice sector, Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences. 10 Znamenka str., Moscow, 119019, Russia. E-mail: g.patulin@gmail.com

Краткая аннотация: статья посвящена проблемам формирования правовой идентичности в аспекте профессионального юридического образования. Анализируется современное юридическое образование с позиции его возможности сформировать личность специалиста, обладающего профессиональными знаниями, осознающего себя частью корпорации, основы которой базируются на высочайших образцах отечественной и мировой юридической мысли.

Absract: the article is devoted to the study of the influence of professional legal education on the formation of legal and professional identity of a lawyer. An attempt is made to answer the question whether modern legal education allows to form the personality of a specialist with professional values, identifying himself with the high standards of domestic and world legal culture, interested in the triumph of law and justice, aware of the social responsibility of his future profession. One of the problems hindering the achievement of this goal is identified, and a variant of its solution is proposed.

Ключевые слова: Конституция, правовая идентичность, профессиональная идентичность, право, государство, юридическое образование, вузы, знания, навыки, нормативный правовой акт, антиплагиат, текст.

Keywords: Constitution, legal identity, professional identity, law, state, legal education, universities, knowledge, skills, normative legal act, anti-plagiarism, text.

Для цитирования: Виноградова Е.В., Данилевская И.Л., Патюлин Г.С. Развитие профессионального юридического образования. К вопросу о формировании российской правовой идентичности // Право и государство: теория и практика. 2022. № 9(213). С. 56-59. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_9_56.

For citation: Vinogradova E. V., Danilevskaya I.L., Patiulin G.S. Formation of legal identity in the aspect of the development of professional legal education // Law and state: theory and practice. 2022. No. 9(213). pp. 56-59. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_9_56.

Статья поступила в редакцию: 30.08.2022

Необходимость концентрации усилий по формированию правовой идентичности для современной России очевидна, в связи с внесением поправок в Конституцию РФ 2020 г., закрепившим в тексте основного закона общероссийскую культурную идентичность (ч. 3 ст. 69). Развитие теории идентичности было вызвано рядом объективных обстоятельств, характеризующих преобразование общества и государства - в известном смысле она явилась результатом поиска ответов на вызовы ХХ в. в новых условиях быстрых изменений, утраты прежних и поиска новых ценностей [13, с. 123; 17, с. 117]. Идентичность стала «призмой, через которую рассматриваются, оцениваются и изучаются многие важные черты современной жизни» [2, с. 113].

Идея конституционной идентичности востребована во многих странах. Исследованиям правовой природы идентичности в последние десятилетия были посвящены многие работы [1; 3; 5-7; 12-18; 22-26; 28; 30 и др.], она обретает нормативное закрепление - к примеру, Конституция Ирландии 1937 года определяет католицизм и семейные ценности как основу конституционной идентичности страны. Кроме того, институционализация

концепции конституционной идентичности отражена в решениях органов конституционного контроля России, Германии и других стран1.

Так, термин «конституционная идентичность» в российской правовой практике был использован Конституционным Судом РФ в постановлении от 14 июля 2015 года № 21-П. По мнению Конституционного Суда базовыми элементами конституционной идентичности являются внутригосударственные нормы о фундаментальных правах человека и гражданина, а также гарантирующие эти права нормы об основах конституционного строя [21].

Становление этого института предполагает формирование необходимого уровня правовых знаний. Специфика российской системы юридического образования, к сожалению в течение длительного времени не настроена на формирование устойчивого интереса к развитию и академическому изучению юриспруденции. С 90-х годов ХХ в., когда трансформировались отношения во всех областях общественной жизни, это был начальный этап правовой реформы, формирующей юридическую практику на базе фундамента принятой в 1993 г. Конституции Российской Федерации.

Юридическая профессия всегда и везде связана самым непосредственным образом с разрешением конфликтов и поддержанием правопорядка в обществе, что невозможно без владения значительным количеством как «жестких», так и «гибких» навыков и умений, одним из которых, безусловно, является умение работать с текстами нормативных правовых актов.

Справляется ли нынешнее юридическое образование с задачей сформировать личность специалиста, обладающего профессиональными ценностями, отождествляющего себя с высокими образцами отечественной и мировой юридической культуры, заинтересованного в торжестве закона и справедливости, осознающего социальную ответственность своей будущей профессии? Говоря иначе - формируются ли у учащихся юридических вузов профессиональная и правовая идентичность?

Профессионально-правовая идентичность представляет собой не столько осознанную и актуальную соотнесенность индивида к определенной профессиональной социальной группе и поддерживаемое им ценностное значение своей роли в ней, сколько включенность ее дискурса (профессиональных установок, профессиональных интересов и ценностей, поведенческих норм и стереотипов, набора специализированных действий и др.) в значимые для самого участника общественных отношений модели поведения [12, с. 49]. Не вызывает сомнений, что профессиональную и правовую идентичность невозможно сформировать вне культурного контекста общества, культурной среды юридического корпуса страны [23, с. 38]. Нельзя не согласиться с позицией авторов, полагающих, что данная проблема не утратила актуальности и в современной России [16, с.18].

Сформированная (достигнутая) правовая идентичность как характеристика личности, выступает в качестве основы правосознания (индивидуального, группового, коллективного) означая превращение права в глубинное, онтологически присущее личности качество. Русский мыслитель и философ И.А. Ильин, уделявший в своих трудах большое внимание проблеме правосознания, отмечал, что именно сформированная правовая идентичность обеспечивает «положительное» индивидуальное правовое сознание [11, с. 31]. Более того, он утверждал, что именно правовая идентичность выступает гарантией защиты правосознания от возможных деформаций. Она меняет отношение субъекта к праву, его восприятие. Право перестает восприниматься исключительно как средство удовлетворения только своих потребностей (внешний фактор). Оно начинает определять сущность, субъектность личности. В таком случае действовать не по праву для индивида означает не простое нарушение правила, но переступление через себя, утрату самости. Такой подход к пониманию правовой идентичности позволяет акцентировать внимание на выполняемой ею регулятивной функции и говорить о том, что неразвитость правосознания, его деформации или «больное» [10, с. 12] состояние, являются свидетельством и следствием несформированной правовой идентичности. Однако возникает вопрос, насколько наличие действующих федеральных образовательных стандартов в сфере юриспруденции выступает достаточной гарантией достижения конечной цели образования - профессиональной реализации и востребованности выпускника.

Постановка вопроса о правовой идентичности позволяет обратить внимание не только на процесс социализации и формирования личности, но и на ее (личности) содержание, сущностным компонентом которого является система личностных смыслов индивида, определяющих его жизненные правовые ценностные ориентации, которые он проецирует на свое будущее [14, с.114]. Следует заметить, что это касается не только юристов, но в данном исследовании мы акцентируем внимание на вызывающих недоумение правоведов аспектах, сопутствующих процессу подготовки именно юристов.

Практикующие юристы, занимающиеся научными исследованиями, при формировании профессиональной идентичности на первое место ставят умение интерпретировать юридический текст, давать юридическую квалификацию тем или иным обстоятельствам, уметь составлять тексты и соблюдать процедуры [26, с. 134]. В связи с этим хотим еще раз обратить внимание на часто критикуемые в профессиональной среде подходы к включению в определение оригинальности текстов научных и учебных работ по юриспруденции самоцитирования, которое, на наш взгляд, не может свидетельствовать о неоригинальности текста, а наоборот, подчеркивает эволюцию взглядов автора либо устойчивость его концепции.

Более того, считаем необходимым уделить особое внимание такому важному, ключевому компоненту юридического исследования, как отношение к цитированию положений нормативных правовых актов. Любой автор знает, что применяемая система антиплагиат относит цитируемые фрагменты нормативных правовых актов к категории (не)корректных заимствований. Однако такой подход препятствует формированию у начинающих изучать юриспруденцию единственно правильного отношения к источникам права. Очевидно, что отсутствие ссылок на норматив-

1 В качестве примера можно привести решение Верховного Суда Индии в деле «Minerva Mills Ltd. v Union of India» от 31 июля 1980 г., решение Верховного Суда Аргентины от 14 февраля 2017 г. по вопросу свободы распространения информации в СМИ и др.

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2022. №9(213)

ные правовые акты либо попытка передать содержание текстов актов в формате вольной интерпретации «близко к тексту» недопустимо.

На сегодняшний день преподаватели юридических вузов зачастую вынуждены настаивать на исключении из письменных студенческих работ цитирования нормативных правовых актов. Это формирует весьма странное, если не сказать жестче - недопустимое отношение к базовым инструментам, используемым юристами и являющихся основой их профессионализма, в частности, к закону как фундаментальному элементу правовой науки. Формируя отношение к закону не как к постоянной составляющей, определяющей волю законодателя, где каждое слово, более того - каждый знак наполнен специфическим, уникальным содержанием, можно ожидать появления квазиюристов, вольно и неуважительно, без должного трепета обращающихся с источниками права и имеющими юридическое значение текстами. Помимо того, что в результате такого подхода у обучающихся искажается правосознание, понимание права, что не позволяет сформироваться должной правовой идентичности, это также зачастую приводит к негативным последствиям получателей юридических услуг.

Отсутствие восприятия закона как сущностного элемента правовой идентичности снижает эффективность усилий по формированию правовой государственности, исключая из правового лексикона дефиниции, закрепленные в законе. Тем самым создается дефицит специалистов должного уровня подготовки. Данный тезис ни в коем случае не должен восприниматься как предложение свести юридическое образование к зубрежке текстов нормативных правовых и судебных актов. Мы лишь акцентируем внимание на необходимости использования строгих формулировок, профессионального языка, умении процитировать положение закона в необходимом объеме применительно к конкретной жизненной ситуации, требующей юридической квалификации. К сожалению, следует признать, что многие выпускники юридических вузов, начинающие осуществлять профессиональную деятельность, не владеют данными навыками на должном уровне.

Эта проблема не является надуманной. Мы сталкиваемся с тем, что на протяжении долгих лет с момента введения системы антиплагиат (сайт проекта был открыт в сентябре 2005 года) в качестве обязательного условия проверки текстов на оригинальность можно констатировать появление тренда, когда в исследовании нет ссылок на нормативные правовые акты или цитат из них. Возникает вопрос: что же и насколько качественно исследуют квазиюристы. Мы не призываем к отказу от системы проверки текстов на оригинальность (кстати говоря, не утвержденной ни одним нормативным правовым актом профильного ведомства), признавая большую заслугу этой системы и ее значимость. В то же время полагаем, что специфика подготовки специалиста-юриста, обусловливая включение в предмет исследования нормативных правовых актов, создает предпосылки для изменения существующей системы проверки текстов на оригинальность. Полагаем, что текст нормативного правового акта не должен фиксироваться системой как некорректное заимствование. В этом же ряду стоит проблема использования в тексте названий нормативных правовых актов и органов государственной власти. Это еще большая нелепость - трудно представить, как иначе обозначить закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» или «Конституция РФ», или как по-другому изложить норму ч. 1 ст. 4 Конституции РФ, закрепляющую, что «суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию».

По существу, не только название нормативного правового акта, но все его содержание будет являться некорректным заимствованием, что исключает возможность апеллировать к его названию и содержанию в необходимых объемах в научной работе.

Мы не призываем к исключению проверки на оригинальность, вместе с тем считаем важным начать дискуссию в профессиональном сообществе о необходимости акцентирования внимания на эту проблему и поиска путей ее решения. Одним из таких решений могло бы быть дополнение системы блоков отчета о проверке текста блоком «Нормативные правовые акты и акты судов», который маркировался отдельно (а не как некорректные заимствования) и не влиял бы на общую оценку оригинальности текста. Полагаем, такой подход способствовал бы формированию правовой идентичности как формы личностного бытия, развития, самосознания и самореализации личности, основанной на знании, освоении и принятии права как ценности, и определяющая ее правовую активность как субъекта права [15, с. 154].

Библиогра фия:

1. Абельс Х. Интеракция, идентичность, презентация. Введение в интерпретативную социологию/пер. с нем. СПб.: Алетейя, 2000. 272с.

2. Бауман З. Индивидуализированное общество / пер. с англ.; под ред. В. Л. Иноземцева. М., 2005. 390 с.

3. Беспалова Т.В., Сидоров А.В. Идеологическое проектирование российской государственно-правовой идентичности. Ростов-на-Дону: РЮИ МВД России, 2008. 132 с.

4. Ветютнев Ю.Ю. Возможна ли универсальная правовая идентичность? // Права человека и проблемы идентичности в России и в современном мире / под ред. О.Ю. Малиновой и А.Ю. Сунгурова. М.: Норма, 2005. С. 41-46.

5. Виноградова Е.В. Современная российская государственность. Контрфорс международных санкций и конституционной идентичности // Государство и право 2022. № 4. С. 7-12.

6. Виноградова Е.В. Данилевская И.Л., Патюлин Г.С. Юридические наука и образование как элементы российской конституционно-правовой идентичности // Образование и право. 2022. № 6. С. 100-108.

7. Зорькин В.Д. Ценностный подход в конституционном регулировании прав и свобод // Журнал российского права. 2008. № 12. С. 3-14.

8. Ильин И.Л. О сущности правосознания. М.: «Рарогъ», 1993. 235 с.

9. Инкижекова М.С. Профессионально-правовая идентичность как концепт и юридический феномен // Философия права, 2020, № 4 (95). С. 47-53.

10. Исаева Н.В. Конституция Российской Федерации как объект идентификации: к вопросу о конституционных ценностях в правовой идентичности личности // Актуальные проблемы российского права. 2009. № 3 (12). С. 123-129.

11. Исаева Н.В. Подготовка юристов в контексте правовой идентичности // Lex Russica № 1 (Том XCVIII) Январь 2015. С. 112-120.

12. Исаева Н.В. Правовая идентичность (теоретико-правовое исследование): монография. - М.: Юрлитинформ, 2013. - 416 с.

13. Исаева Н.В. Правовая идентичность личности: к постановке проблемы // Право и государство: теория и практика. 2011. № 2 (74). С. 16-20.

14. Исаева Н.В. Теория идентичности в дискурсе теории права и государства // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2012. № 5 (304). С. 117-134.

15. Капицын В.М. Идентификационный подход к конструированию институтов права // Система права в Российской Федерации: проблемы теории и практики: материалы V ежегодной Международной науч. конференции, 19-22 апреля 2010 г./отв. ред. В.М. Сырых, С.А. Рубаник. М.: РАП, 2011. С. 132-144.

16. Постановление Конституционного суда РФ от 14 июля 2015 года № 21-П. // СЗ РФ. 27.07.2015. № 30. Ст. 4658.

17. Права человека и проблемы идентичности в России и в современном мире/под ред. О.Ю. Малиновой и А.Ю. Сунгурова. М.: Норма, 2005. 272 с.

18. Прозоров А.В., Осипова Е.В. Формирование профессиональной идентичности юриста в вузе: проблемы и пути решения // Современные технологии и подходы в юридической науке и образовании. Сборник материалов международного научно-практического форума. Калининград: БФУ им. И. Канта, 2021. С. 30-40.

19. Пушкарев Е.А. Защита государственно-правовой идентичности русского народа как основа обеспечения национальной безопасности в России // Философия права. 2008. № 5(30). С. 47-53.

20. Резников Е.В. Правовая идентичность (теоретический аспект). Волгоград: Феникс, 2012. 123 с.

21. Резников Е.В. Теоретические проблемы правовой идентичности. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 199 с.

22. Честнов И.Л. Социальное конструирование правовой идентичности в условиях глобализации//Вестник РГГУ. Серия «Юридические науки». 2010. № 14 (57)/10. С. 15-20.

23. Юриспруденция в поисках идентичности: сборник статей, переводов, рефератов/под общ. ред. С.Н. Касаткина. Самара: Самарская гуманитарная академия, 2010. 332 с.

References:

1. Abels H. Interaction, identity, presentation. Introduction to interpretive Sociology/trans. from German St. Petersburg: Aleteya, 2000. 272s.

2. Bauman Z. Individualized society / translated from English; edited by V. L. Inozemtsev. M., 2005. 390 p

. 3. Bespalova T.V., Sidorov A.V. Ideological design of the Russian state-legal identity. Rostov-on-Don: RUI of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2008. 132 p.

4. Vetyutnev Yu.Yu. Is universal legal identity possible? // Human rights and identity problems in Russia and in the modern world / edited by O.Y. Malinova and A.Y. Sungurova. M.: Norm, 2005. pp. 41-46.

5. Vinogradova E.V. Modern Russian statehood. The counterforce of international sanctions and constitutional identity // State and Law 2022. No. 4. pp. 7-12.

6. Vinogradova E.V. Danilevskaya I.L., Patyulin G.S. Legal science and education as elements of the Russian constitutional and legal identity // Education and Law. 2022. No. 6. pp. 100-108.

7. Zorkin V.D. Value approach in the constitutional regulation of rights and freedoms // Journal of Russian Law. 2008. No. 12. pp. 3-14.

8. Ilyin I.L. On the essence of legal consciousness. M.: "Rarog", 1993. 235 p.

9. Inkizhekova M.S. Professional and legal identity as a concept and legal phenomenon // Philosophy of Law, 2020, No. 4 (95). pp. 47-53.

10. Isaeva N.V. The Constitution of the Russian Federation as an object of identification: on the question of constitutional values in the legal identity of the individual // Actual problems of Russian law. 2009. No. 3 (12). pp. 123-129.

11. Isaeva N.V. Training of lawyers in the context of legal identity // Lex Russica No. 1 (Volume XCVIII) January 2015. pp. 112-120.

12. Isaeva N.V. Legal identity (theoretical and legal research): monograph. - M.: Yurlitinform, 2013. - 416 p.

13. Isaeva N.V. Legal identity of the individual: to the formulation of the problem // Law and the state: theory and practice. 2011. No. 2 (74). pp. 16-20.

14. Isaeva N.V. The theory of identity in the discourse of the theory of law and the state // News of higher educational institutions. Jurisprudence. 2012. No. 5 (304). pp.

117-134.

15. Kapitsyn V.M. Identification approach to the construction of legal institutions // The system of law in the Russian Federation: problems of theory and practice: materials of the V Annual International Scientific Conference, April 19-22, 2010/ed. V.M. Syrykh, S.A. Rubanik. M.: RAP, 2011. pp. 132-144.

16. Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation No. 21-P. dated July 14, 2015 // NW RF. 27.07.2015. No. 30. St. 4658.

17. Human rights and identity problems in Russia and in the modern world/edited by O.Y. Malinova and A.Y. Sungurova. M.: Norm, 2005. 272 p.

18. Prozorov A.V., Osipova E.V. Formation of a lawyer's professional identity at a university: problems and solutions // Modern technologies and approaches in legal science and education. Collection of materials of the International scientific and practical forum. Kaliningrad: I. Kant BFU, 2021. pp. 30-40.

19. Pushkarev E.A. Protection of the state-legal identity of the Russian people as a basis for ensuring national security in Russia // Philosophy of Law. 2008. No. 5(30).

pp. 47-53.

20. Reznikov E.V. Legal identity (theoretical aspect). Volgograd: Phoenix, 2012. 123 p.

21. Reznikov E.V. Theoretical problems of legal identity. Moscow: UNITY-DANA, 2015. 199 p.

22. Chestnov I.L. Social construction of legal identity in the context of globalization//Bulletin of the Russian State University. The series "Legal Sciences". 2010. № 14 (57)/10. Pp. 15-20.

23. Jurisprudence in search of identity: a collection of articles, translations, abstracts/edited by S.N. Kasatkin. Samara: Samara Humanitarian Academy, 2010. 332 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.