Научная статья на тему 'ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТЫ РОССИЙСКОЙ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ'

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТЫ РОССИЙСКОЙ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
121
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
конституция / идентичность / государство / право / Конституционный Суд РФ / Трудовой кодекс РФ / наука / юридическое образование / правосознание / профессорско-преподавательский состав.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Виноградова Е.В., Данилевская И.Л., Патюлин Г.С.

В статье приводится анализ существующих в отечественной науке конституционного права подходов к определению понятия конституционно-правовой идентичности в контексте рассмотрения вопросов совершенствования системы высшего юридического образования и развития юридической науки. Данная проблематика исследуется с учетом вынесенного 15 июля 2022 г. Постановления Конституционного Суда РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТЫ РОССИЙСКОЙ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ»

gs^ публичное право ^d

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-6-100-108 NIION: 2018-0076-6/22-744 MOSURED: 77/27-023-2022-6-943

ВИНОГРАДОВА Елена Валерьевна,

доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник сектора конституционного права и конституционной юстиции Института государства и права РАН,

е-mail: mail@law-books.ru

ДАНИЛЕВСКАЯ Инна Леонидовна,

кандидат юридических наук, старший научный сотрудник сектора конституционного права и конституционной юстиции Института государства и права РАН, е-mail: mail@law-books.ru

ПАТЮЛИН Георгий Сергеевич,

младший научный сотрудник сектора конституционного права и конституционной юстиции Института государства и права РАН, е-mail: mail@law-books.ru

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТЫ РОССИЙСКОЙ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Аннотация. В статье приводится анализ существующих в отечественной науке конституционного права подходов к определению понятия конституционно-правовой идентичности в контексте рассмотрения вопросов совершенствования системы высшего юридического образования и развития юридической науки. Данная проблематика исследуется с учетом вынесенного 15 июля 2022 г. Постановления Конституционного Суда РФ.

Ключевые слова: конституция, идентичность, государство, право, Конституционный Суд РФ, Трудовой кодекс РФ, наука, юридическое образование, правосознание, профессорско-преподавательский состав.

VINOGRADOVA Elena Valerievna,

doctor of law, professor, chief researcher, constitutional law and constitutional justice sector Institute of State and Law

of the Russian Academy of Sciences,

DANILEVSKAYA Inna Leonidovna,

candidate of legal sciences, senior researcher of the constitutional law and constitutional justice sector of the Institute of State and Law

of the Russian Academy of Sciences,

PATYULIN Georgy Sergeevich,

associate fellow, constitutional law and constitutional justice sector, Institute of State and Law of the Republic of Armenia

LEGAL SCIENCE AND EDUCATION AS ELEMENTS OF RUSSIAN CONSTITUTIONAL AND LEGAL IDENTITY

Annotation. The article provides an analysis of the approaches existing in the domestic science of constitutional law to the definition of the concept of constitutional and legal identity in the context of considering the issues of improving the system of higher legal education and the develop-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022

ment of legal science. This problem is being investigated taking into account the Ruling of the Constitutional Court of the Russian Federation issued on July 15, 2022.

Key words: constitution, identity, state, law, Constitutional Court of the Russian Federation, Labor Code of the Russian Federation, education, science, legal awareness, teaching staff.

Формирование юридического мышления - процесс, который, безусловно нуждается в дополнительных усилиях со стороны государства. Кроме органов публичной власти в него должны быть вовлечены представители высшей школы, научное сообщество и, прежде всего, ученые-юристы. Говоря о правосознании, необходимо иметь в виду, что его конституционная ценность предопределена конституционными положениями о государственной гарантии на получение квалифицированной юридической помощи. В системе конституционных ценностей, сформированных на основе базовых истори-ко-правовых, философских, культурных, религиозных основ российской государственности в процессе принятия поправок 2020 года в Конституцию РФ, закрепилась новая - российская конституционно-правовая идентичность. Вместе с тем, несмотря на наличие теоретико-правовых исследований по данной проблематике ее правовая природа предполагает актуализацию процесса ее изучения в формате именно конституционно-правовых исследований. Конституционно-правовая идентичность - явление многоаспектное, включающее в себя множество элементов, требующее внимательного изучения как отдельных ее частей, так и системного подхода, как анализа, так и синтеза, а также использования всех других общенаучных и специально-юридических методов научного познания. Прежде чем анализировать правовую природу юридического образования как элемента системы конституционной идентичности, необходимо обратить внимание какие трактовки данного термина (идентичность) существуют в науке.

Нельзя не признать, что идентичность является одним из способов упорядочения социальной жизни. Развитие теории идентичности было вызвано рядом объективных обстоятельств, характеризующих преобразование как общества, так и науки - в известном смысле она явилась результатом поиска ответов на вызовы ХХ в. и по мере развития впитала в себя наиболее признанные постнеклассические методологии исследования социальных отношений, формирования личности в новых условиях быстрых изменений, утраты прежних и поиска новых ценностей. 1 Иден-

1 См.: Исаева Н.В. Конституция Российской Федерации как объект идентификации: к вопросу о конституционных ценностях в правовой идентичности личности // Актуальные проблемы российского права. 2009.

тичность стала «призмой, через которую рассматриваются, оцениваются и изучаются многие важные черты современной жизни»2.

Термин «конституционная идентичность» в российской правовой практике впервые был использован Конституционным Судом РФ в постановлении от 14 июля 2015 года № 21-П. По мнению Конституционного Суда базовыми элементами конституционной идентичности являются внутригосударственные нормы о фундаментальных правах человека и гражданина, а также гарантирующие эти права нормы об основах конституционного строя3.

В отечественной конституционно-правовой науке рассматриваемый термин определяют по-разному. Его трактуют и как сложное системное явление, включающее в себя характеристику элементов формы государства, конституционные нормы, принципы и гарантии4, и как совокупность конституционных особенностей, присущих государству и позволяющих отграничивать его от других государств5, и как целостную, универсальную, интегрирующую категорию, которая занимает особое место в системе ценностей и отображает особенности конституционного строя государства, его правовые реалии, степень идентичности правовой системы государства6, и как принципиальное требование к вновь устанавливаемому регулированию, отражающееся в реальной социальной практике, проявляющейся в нормативных

№ 3 (12). С. 123. Она же. Теория идентичности в дискурсе теории права и государства // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2012. № 5 (304). С. 117.

2 Бауман З. Индивидуализированное общество / пер. с англ.; под ред. В. Л. Иноземцева. М., 2005. С. 113.

3 Постановление Конституционного суда РФ от 14 июля 2015 года № 21-П. //СЗ РФ. 27.07.2015. № 30. Ст. 4658.

4 См.: Чигринов С. П. Конституционная идентичность и конституционное развитие в XX веке // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2016. № 3. С. 36.

5 См.: Васильева Т. А. Верховенство права ЕС и уважение национальной идентичности государств -членов Союза // Тенденции развития права в социокультурном пространстве. Жидковские чтения: материалы Всероссийской научной конференции (Москва, 24-25 марта 2017 г.) / отв. ред. М. В. Немытина. Москва, 2018. С. 318.

6 См.: Подолян Д. А. Формирование доктрины конституционной идентичности // Северо-Кавказский юридический вестник. 2017. № 4. С. 98.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022

правовых актах либо во вновь возникающих общественных отношениях1.

Анализируя новые реалии, будет уместно вспомнить начало 90-х годов, когда трансформировались отношения во всех областях общественной жизни, это был начальный этап правовой реформы, формирующей юридическую практику на базе фундамента принятой в 1993 г. Конституции Российской Федерации. Ещё в 1996 году академик Б.Н. Топорнин2 указывал на необходимость уделять особое внимание развитию высшего юридического образования в России, его подготовки к запросам того времени в отношении реализации идей правового государства, приоритета прав и свобод человека, политической демократии, рыночной экономики, федерализма и местного самоуправления. Отмечая, что высшее юридическое образование занимает свою особую нишу не только в системе высшей школы, поскольку подготовка высококвалифицированных юристов оказывает существенное воздействие на самые важные стороны развития российского общества, в том числе на экономику, культуру, социальные и политические факторы, Б.Н. Топорнин был убежден, что для соответствия своей профессии отечественные юристы должны иметь хорошую общетеоретическую подготовку, быть широко эрудированными, уметь самостоятельно определять тенденции правового развития, ориентироваться в «движении» права, поскольку знание философских основ права, его соотношения с другими ценностями человеческой цивилизации определяет отношение юриста к своей профессии3. Безусловно, такой подход остается актуальным и сегодня.

По мнению Б.Н. Топорнина, именно после принятия Конституции 1993 г., наступил перелом в отношении понимания права как основного регулятора общественных отношений. Он подчеркивал, что демократия никоим образом не должна означать ослабления управляемости в государстве, ставки на нерегулируемую стихию, ведь сила государства в исключении приоритета политики над законом, в праве, где закон - это единственный масштаб, в котором первейший конституционный долг - права и свободы человека.

Актуальными и сегодня остаются его мысли о том, что современный высококвалифицирован-

1 См.: Клишас А. Поправки в Конституцию и конституционная идентичность // Российская газета. 20 февраля 2020 г. № 8091.

2 Топорнин Борис Николаевич - один из ведущих российских ученых-конституционалистов, доктор юридических наук, профессор, академик РАН, с 1989 по 2005 г. - директор Института государства и права РАН.

3 См.: Топорнин Б.Н. Правовая реформа и развитие высшего юридического образования в России. //

Государство и право. № 7. 1996. С.34-37.

ный юрист должен быть внутренне готов к быстрым изменения в окружающем мире. Ведь право не останавливается в своем развитии. Общую культурную базу юристов должны составлять естественнонаучные и социально-гуманитарные знания. Теоретический уровень образования зависит прежде всего от его связи с наукой. Это аксиома, предполагающая нелегкий труд, поскольку для достижения высокой научности обучения, фундаментальности читаемых курсов, требуется непосредственная включенность преподавателей в научную жизнь, преподаватель должен свободно ориентироваться в системе научных исследований, проводимых как в стране, так и во всем мире. Юридическая профессия — это не только налаженный законодательный процесс, высочайшая техника подготовки законопроектов и дальнейшей эффективной реализации закрепляемых ими субъективных прав и юридических обязанностей, это и соответствие гуманистическим началам права и действующей Конституции. Юридическая профессия всегда и везде связана самым непосредственным образом разрешением конфликтов и поддержанием правопорядка в обществе.

Соотношение общекультурного и специального образования представляется важнейшим вопросом, поскольку юридическое образование не должно выпадать из единого поля общечеловеческой культуры, что предполагает не только его деидеологизацию, но и наличие подлинно научного подхода в трактовке рассматриваемых проблем.

Он отмечал тенденцию (процесс) разделения университетского и специализированного высшего образования и видел преимущество университетского образования в том, что оно готовит юриста широкого профиля, обладающего фундаментальными знаниями, способного решать разнообразные и комплексные задачи. Размышляя над уровнями высшего юридического образования, Б.Н. Топорнин полагал целесообразным разделять выпускников юридических вузов в зависимости от полученного диплома на два «разряда». При этом, естественно, первый разряд присваивается дипломированным юристам, а второй - бакалаврам права. Соответственно, по его мнению, должны быть определены должности, которые могли бы занимать владельцы разных дипломов4.

В этой связи следует напомнить, что в 2003 г. Россия присоединилась к Болонскому процессу (предполагалась гармонизация систем высшего образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования). Среди позитивных сторон присоединения

См.: Топорнин Б.Н. Указ.соч. С.51; 42-44.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022

4

к Болонской системе отмечалось, в частности, повышение качества и привлекательности высшего образования, обеспечение успешного трудоустройства. Говоря об отрицательных сторонах этой системы, выделяют то, что по своей сути, она очень резко делит все на уровни, при этом основная масса студентов, останавливающихся лишь на степени бакалавра, не имеет широкого образования, и соответственно, широкого кругозора.1 Как следствие - диплом бакалавра часто воспринимается как неоконченное или неполное высшее образование. Кроме того, в России бакалавриат так и не стал ориентированным на практическое применение полученных знаний. Это приводит к скептическому отношению потенциальных работодателей к выпускникам бакалавриата и, несомненно, негативно сказывается и на уровне их заработной платы.2 Нужно отметить, что, по замыслу создателей Болонской системы, обучение в бакалавриате должно дать учащимся возможность сформировать компетенции и навыки, которые позволили бы им успешно осуществлять трудовые функции в соответствующих сферах. Данная идея была воспринята государством и отразилась в принятии федеральных государственных образовательных стандартов, основывающихся на компетентностном подходе. Однако на практике преподавание в вузах во многом осталось ориентированным на обеспечение, в лучшем случае, запоминания информации, крайне редко формируя те самые навыки и компетенции. Надо признать, что система образования, делающая акцент в основном на механическом заучивании информации, не является базой для развития творческого мышления, освоения широкого круга знаний, лишает обучающегося возможности видеть и осознавать многообразие окружающего мира, формируя у него «туннельное» восприятие и вследствие этого не создает предпосылок к критическому восприятию и творческому осмысле-

1 Чтобы понять, как отразилось вступление нашей страны в Болонскую систему и соответствующую перестройку нашей системы образования, необходимо напомнить, что в советский период наша страна входила в тройку лучших образовательных систем мира, а в 2010 году, после семилетнего пребывания в Болонской системе, занимала лишь 54 место. См.: Иванов С. Г, Шарин И. В. Подготовка специалистов по Болонской системе в области юриспруденции // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2016. - Т. 43. - С. 268-270. - URL: http://e-koncept. ru/2016/76470.htm; Гер О.Е., Кайзер А.Г, Сальников С.П. Россия в Болонской системе: проблемы и перспективы. // Мир политики и социологии. № 10. 2013. С.110-115.

2 Более подробно см.: Болонская система образования: плюсы, минусы и российские особенности // URL: https://trends.rbc.ru/trends/education/6295da569a79 47202c6b2a0f (дата обращения 04 августа 2022 г)

нию действительности.3 Такое состояние дел во многом обусловлено тем положением, в котором находятся преподаватели вузов. В век свободного доступа к информации задача преподавателей заключается не в том, чтобы прочитать курс, воспроизвести текст учебников или в, лучшем случае, сформировать у студентов чистое, абстрактное знание о праве, но в том, чтобы научить их видеть закономерности вокруг себя, изучать их, делать на основе этого изучения выводы и применять полученные знания на практике. Однако учебные планы крайне редко предусматривают проведение практических занятий, сводя всю аудиторную работу к форматам лекций и семинаров. Их можно (и нужно) трансформировать в интерактивные формы, направленные на развитие творческого, критического мышления, умения активно и эффективно работать с информацией.4 Однако такая работа весьма непроста, она требует от преподавателя особых подготовки и усилий, на которые, при сложившейся системе отношения к профессорско-преподавательскому составу со стороны руководства вузов, у него просто не остается времени и сил.

Можно отметить, к примеру, что в советское время (сразу после окончания Великой Отечественной войны) на государственном уровне уделялось внимание улучшению подготовки высококвалифицированных юристов для советского государственного аппарата, органов суда и прокуратуры. Так, 5 октября 1946 г. было принято постановление ЦК ВКП (б) «О расширении и улучшении юридического образования в стране», в котором предусматривалось увеличение подготовки специалистов с высшим и средним юридическим образованием, улучшение ее качества, расширение переподготовки юристов, ликвидация запущенности научной работы в области юриспруденции, коренное улучшение дела подготовки научно-педагогических кадров по юридическим наукам. Кроме того, были намечены мероприятия по улучшению преподавания Конституции СССР в средней школе. В результате к концу первой послевоенной пятилетки в юридических вузах обучалось почти в три раза больше студентов, чем до войны. Были организованы юридические

3 См.: Козырева И.Е. Научное творчество как основополагающая составляющая образовательного процесса // Современные технологии и подходы в юридической науке и образовании. Сборник материалов международного научно-практического форума. Калининград: БФУ им. И Канта. 2021. С. 21-22.

4 См.: Патюлин ГС. Через теорию к практике: некоторые проблемы и особенности преподавания общетеоретических дисциплин // Современные технологии и подходы в юридической науке и образовании. Сборник материалов международного научно-практического форума. Калининград: бФу им. И Канта. 2021. С. 79.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022

факультеты в ряде государственных университетов: Иркутском, Ростовском, Томском, Одесском. Вместе с тем, уже тогда отмечалось, что одной из главных причин неудовлетворительности юридического образования является запущенность научной работы, абстрактность изложения материала в учебниках, формалистический, догматический подход к изложению важнейших вопросов советской науки1.

Отсутствие критического подхода, формализм в науке привели к тому, что вопросы определенной ангажированности результата исследования и объективности как части идеи о «чистой науке», всегда коррелируются с тезисом о том, что любые исследования проводятся только тогда, когда они кому-то нужны. Самостоятельный, осознанный выбор — это результат представления об актуальности и значимости научной работы. Важно понимать, что любое исследование опирается на имеющиеся ресурсы. Восприятие господствующей в конкретное время в стране системы ценностей, которая не может существовать без корневых историко-правовых основ, формирующих государственность, и которая предопределяет формирование внутренних границ ученого, является для него необходимым. 2 Для исследователя прикладной юридической науки эти границы должны стать определяющими. Они также не могут не учитываться при проведении фундаментальных юридических исследований, поскольку не праздным остается вопрос как не превратить науку и академические исследования в аппарат пропаганды.

Рассуждая о национальной идентичности, следует обратить внимание, что, состоящая из различных элементов, важнейшими из которых являются представление о собственном сообществе, и базовых принципах, на которых строится государство, система формирует идентичность как идеологический конструкт. Транслируясь в общество через науку и образование, этот конструкт воспроизводится общественным сознанием, которое формирует национальную филосо-

1 См.: К пятилетию постановления ЦК ВКП (б) «О расширении и улучшении юридического образования в стране». // Советское государство и право. 1951. № 10. С.1-9.

2 См. напр.: Виноградова Е.В., Захарцев С.И., Сальников В.П. Индексы научного цитирования: мифы и реальность // Юридическая наука: история и современность 2021, № 12. С. 157-163; Виноградова Е.В., Захарцев С.И. Российская идентичность в camera obscura гуманитарных наук // Образование и право. 2021. №8. С. 321-328; Виноградова Е.В., Захарцев С.И., Сальников В.П. Право, свобода, закон. Контрфорс // Образование и право. 2021. № 9. С. 30-35; Виноградова Е.В. Элементы системы. российской конституционно-правовой реальности М.: Институт государства и права РАН, 2022. - 290 с.

фию и мораль, отражаясь в культуре, истории, праве.

Почему проблема российских национальных гуманитарных исследований стала особенно актуальна в начале этого века? Полагаем, что для этого есть много причин. Одна из них заключается в том, что гуманитарные знания советского периода, основанные на догматических подходах, пережив эпоху неприятия альтернатив, предсказуемо нуждались в трансформации.

В результате, науки гуманитарного цикла России на этапе 1990-х — начала 2000-х стали развиваться с учетом и на основе, прежде всего, западных моделей, что автоматически повлекло трансформацию уникальной советской системы образования в модель - аналог «западной». Мыслилось, что, используя предполагаемо успешные конструкции, мы транзитом окажемся в некой заповедной точке, где сможем влиться в формат прогрессивной мировой науки, поэтому казалось вполне разумным использовать те методы, которые формируют эту модель. Однако сейчас очевидно возник запрос на критическое отношение к выбранной модели развития наук гуманитарного цикла. Кроме того, очевидно, что любые теоретические знания основаны на допущениях, аксиомах и т.п., безусловность которых, определяется многими факторами, в том числе и временем. Мы живем в эпоху глобальных изменений, и в разных странах мира меняется отношение даже к тем постулатам, которые казались незыблемыми.

Поэтому копирование Болонской системы образования воспринимается в сегодняшних реалиях как пилотный проект, результаты которого не оправдали себя в должной мере. Осознание этого факта находит отражение на уровне решений органов государственной власти Российской Федерации, во вносимых в федеральные законы в сфере образования изменениях, в которых, как мы надеемся, будет закреплена возможность получения магистерского образования исключительно на базе бакалавриата по соответствующей специальности. Кроме того, полагаем, что в ближайшее время возникнет вопрос, касающийся преимущества поступления в магистратуру в том же учебном заведении, в котором была получена степень бакалавра (при условии наличия магистерских программ в данном учебном заведении). Этот вопрос непосредственно связан с решением проблемы обеспечения необходимой нагрузкой профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений.

В данной сфере на сегодняшний день существует множество нерешенных вопросов, требующих пристального внимания законодателя. Один из них - практика многократного перезаключения срочного трудового договора с научно-педагогиче-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022

скими работниками, которую в специальной литературе считают «противоречащей принципам академической свободы» и «инструментом неустойчивой занятости»1.

Данный вопрос стал предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ в связи с жалобой А.А. Подакова2 о проверке конституционности частей первой и восьмой ст. 332 Трудового кодекса Российской Федерации. Ему предшествовал ряд судебных решений, которыми А.А. Пода-кову было отказано в удовлетворении исковых требований к Государственному университету управления, в том числе об отмене приказа о расторжении трудового договора, восстановлении на работе, признании трудового договора заключенным на неопределенный срок и выплате среднего заработка за время вынужденного прогула 3.

Как было установлено судом, А.А. Подаков работал непрерывно с 04.09.2006 г. по 31.01.2020 г. в должности доцента, избирался на эту должность по конкурсу и заключал (продлевал) с вузом срочные трудовые договоры в январе 2007 г., в июне 2011, 2013, 2017, 2018 годов, в августе 2019 года. То есть, с ним многократно заключались срочные трудовые договоры на непродолжительный срок для выполнения одной и той же трудовой функции. После последнего избрания его на эту должность по конкурсу 27.06.2019 г. вуз фактически предложил ему сократить действие его трудового договора (до пяти месяцев). Он категорически не согласился с этим предложением и в свою очередь предложил продлить действие договора на неопределённый срок. С целью понудить его к заключению срочного трудового договора вуз во время нахождения его в отпуске применил к нему дисциплинарное взыскание. Кроме того, А.А. Подакову было заявлено, что продлевать с ним трудовой договор на условия иных, чем были предложены администрацией вуза, не будут.

1 См.: Лютов Н.Л. Срочный трудовой договор как инструмент неустойчивой занятости: многократное перезаключение и возможность заключения с научно-педагогическими работниками. // Трудовое право в России и за рубежом. 2018. № 4. С.18-21.

2 См.: Постановление Конституционного Суда РФ о проверке конституционности части первой и восьмой статьи 322 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.А. Подакова. // Российская газета. № 169. 03.08.2022.

3 См.: Решение Перовского районного суда города Москвы от 15 июля 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 10 ноября 2020 г; Определение судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 1 апреля 2021 г, Определение Верховного Суда Российской Федерации от 16 июля 2021 г URL: http//www.mos-gorsud.ru (дата обращения 30.07.2022).

Особого внимания заслуживает моральный аспект произошедшего: расторжение трудового договора с преподавателем в середине учебного года, когда учебные планы вузов сформированы, означает заведомое лишение преподавателя источников существования. Помимо этого, А.А. Подаков обратился к администрации с заявлением о предоставлении предусмотренного законодательством длительного отпуска (с 11.09.2019 г. по 31.01.2020 г.) для завершения работы над докторской диссертацией, но просить более длительного срока отпуска продолжительностью до года он не мог, поскольку был ограничен сроком трудового договора и просил сохранить ему на время отпуска должностной оклад. ВУЗ предоставил ему длительный отпуск педагогических работников на запрошенный срок без сохранения заработной платы, чем нарушил его право на оплату длительного отпуска, предусмотренное Коллективным договором ГУУ. 31.01.2020 г. трудовой договор с ним был расторгнут, и он был уволен.

Суды общей юрисдикции в трех инстанциях, ссылаясь на действующее законодательство, в удовлетворении исковых требований отказали. Конституционный Суд, решая вопрос о конституционности оспариваемых положений, в своем Постановлении № 32-П от 15 июля 2022 г. подтвердил свою многократно высказанную позицию, что в России как в демократическом правовом социальном государстве, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, их признание, соблюдение и защита - обязанность государства, которое осуществляет политику, направленную на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 2; статья 7, часть 1). По общему правилу, различия, исключения или предпочтения в области труда и занятий, основанные на специфических требованиях, связанных с определенной работой, в соответствии с пунктом 2 статьи 1 Конвенции МОТ № 111 1958 года относительно дискриминации в области труда и занятий, являющейся в силу статьи 15 (часть 4) Конституции составной частью правовой системы Российской Федерации, не считаются дискриминацией. Однако вводимые федеральным законодателем различия в правовом статусе лиц, принадлежащих к разным по характеру и условиям осуществляемой деятельности категориям, должны быть объективно оправданными, обоснованными и соответствовать конституционно значимым целям. Таким образом, само по себе установление в федеральном законе особых условий замещения определенных должностей не противоречит конституционным требованиям, если оно предопределено специфическим характером выполняемой работы. При этом вводящие подоб-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022

ные условия и требования правовые нормы должны отвечать общеправовому критерию формальной определенности, ясности и недвусмысленности, без чего невозможно их единообразное понимание и применение всеми правоприменителями, поскольку неопределенность правовой нормы ведет к ее неоднозначному пониманию и, следовательно, к возможности ее произвольного применения, а значит, к нарушению не только принципов справедливости, равенства и верховенства закона, но и гарантий государственной, в том числе судебной, защиты прав, свобод и законных интересов граждан. Конституционный Суд обозначил, что к работникам, особенности регулирования труда которых предусмотрены специальными нормами Трудового кодекса относятся, педагогические работники (глава 52), в том числе профессорско-преподавательский состав ВУЗов. Особенности их труда обусловлены, многими факторами, в том числе целями высшего образования — обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров в обусловленных потребностями общества и государства, удовлетворением интеллектуального, культурного и нравственного развития личности. Эта деятельность общественно значима. Она проявляется в воспитательном воздействии, в обеспечении возможности реализации конституционного права на образование. Социальная значимость профессорско-преподавательской деятельности предопределяет особый статус, что предопределяет наделение их академическими правами и свободами, в основе которых лежат закрепленные в статье 44 (часть 1) Конституции свободы научного творчества и преподавания.

Это обусловливает обращение к федеральному законодателю требования направленного на повышение престижа социально значимого педагогического труда. В этой связи осуществление образовательными организациями высшего образования, даже учитывая, предоставленную им автономию, должно гарантировать стабильность квалифицированного научно-педагогического коллектива, атрибутами которого, помимо высоких академических и научно-исследовательских достижений его членов, выступает и творческая атмосфера, складывающаяся в том числе за счет академических традиций, авторитетных научных школ, осуществляющих долгосрочные научные и образовательные проекты и формирующихся на протяжении продолжительного времени в рамках отдельных структурных подразделений или организаций в целом и пр. Это предполагает длительные трудовые отношения, только при наличии которых возможна полноценная реализация педагогическими работниками конституционных свобод научного творчества и преподавания, акаде-

мических прав и свобод, включая право на разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля).

Эти аргументы позволили признать практику заключения с педагогическими работниками краткосрочных трудовых договоров, необоснованной. Работодатель не должен злоупотреблять положением более сильной стороны в трудовом правоотношении, в каждом случае должен действовать разумно и добросовестно, руководствуясь объективными потребностями организации образовательного процесса.

В соответствии с положениями этого Постановления федеральному законодателю предписано в кратчайшие сроки внести в действующее правовое регулирование трудовых отношений с педагогическими работниками, относящимися к профессорско-преподавательскому составу в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, надлежащие изменения, которые - исходя из необходимости обеспечения баланса конституционных прав и свобод сторон трудового договора, а также справедливого согласования их законных интересов -были бы направлены на предоставление указанной категории работников защиты от необоснованного заключения с ними краткосрочных трудовых договоров и произвольного определения работодателем сроков их действия, а также срока, на которые продлевается действие срочного трудового договора при избрании работника по конкурсу на замещение той же должности.

Данное Постановление, распространяет свою силу в отношении всех преподавателей высшей школы Российской Федерации. Вместе с тем, в рамках нашего исследования хотелось бы уточнить, что процесс подготовки квалифицированных юридических кадров, помимо, указанных выше социально-значимых аспектов, имеет дополнительные специфические признаки, позволяющие говорить об исключительности данного вида образовательной деятельности при подготовке специалистов юристов. Здесь необходимо напомнить о конституционной гарантии на обеспечение квалифицированной юридической помощи, реализация которой невозможна без специалистов надлежащего уровня подготовки. Кроме того, важно напомнить, что именно правовой подход к формированию общественного сознания, построенного «... на необходимости и пользе институтов власти и их оформляющих законов, возможности защиты обоснованных

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022

интересов посредством действий, основанных на нормах права», правоведы относят к одной из необходимых составляющих конституционализма1.

Завершая данное исследование, полагаем важным отметить, что изменения современного мира ставят на повестку дня необходимость кардинального переосмысления роли личности, науки и образования в формировании человеческих ценностей. Эволюция отечественной юридической науки немыслима без формирования новых подходов к российскому юридическому образованию, основанному на традиционных для страны исторических, философских, культурных ценностях.

Список литературы:

[1] Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 2000. 528 с.

[2] Бауман З. Индивидуализированное общество / пер. с англ.; под ред. В. Л. Иноземцева. М., 2005. 390 с.

[3] Болонская система образования: плюсы, минусы и российские особенности // URL: https:// trends.rbc.ru/trends/education/6295da569a7947202 c6b2a0f (дата обращения 04 августа 2022 г.)

[4] Васильева Т.А. Верховенство права ЕС и уважение национальной идентичности государств - членов Союза // Тенденции развития права в социокультурном пространстве. Жидковские чтения: материалы Всероссийской научной конференции. Москва, 2018. С. 313-320.

[5] Виноградова Е.В. Элементы системы. российской конституционно-правовой реальности М.: Институт государство и право РАН, 2022. 290 с.

[6] Виноградова Е.В., Захарцев С.И. Российская идентичность в camera obscQra гуманитарных наук // Образование и право. 2021. №8. С. 321-328.

[7] Виноградова Е.В., Захарцев С.И., Сальников В.П. Индексы научного цитирования: мифы и реальность // Юридическая наука: история и современность 2021, № 12. С. 157-163.

[8] Виноградова Е.В., Захарцев С.И., Сальников В.П. Право, свобода, закон. Контрфорс // Образование и право. 2021. №9. С. 30-35.

[9] Гер О.Е., Кайзер А.Г., Сальников С.П. Россия в Болонской системе: проблемы и перспективы. // Мир политики и социологии. № 10. 2013. С.110-115.

[10] Иванов С.Г., Шарин И.В. Подготовка специалистов по Болонской системе в области юриспруденции // Научно-методический электрон-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 См.: Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 2000. С. 231-232.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022

ный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 43. - С. 268270.

[11] Исаева Н.В. Конституция Российской Федерации как объект идентификации: к вопросу о конституционных ценностях в правовой идентичности личности // Актуальные проблемы российского права. 2009. № 3 (12). С. 123-129.

[12] Исаева Н.В. Теория идентичности в дискурсе теории права и государства // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2012. № 5 (304). С. 117-134.

[13] К пятилетию постановления ЦК ВКП (б) «О расширении и улучшении юридического образования в стране». // Советское государство и право. 1951. № 10. С.1-9.

[14] Клишас А.А. Поправки в Конституцию и конституционная идентичность // Российская газета. 2020. 10 февраля

[15] Козырева И.Е. Научное творчество как основополагающая составляющая образовательного процесса // Современные технологии и подходы в юридической науке и образовании. Сборник материалов международного научно-практического форума. Калининград: БФУ им. И Канта. 2021. С. 21-30.

[16] Лютов Н.Л. Срочный трудовой договор как инструмент неустойчивой занятости: многократное перезаключение и возможность заключения с научно-педагогическими работниками. // Трудовое право в России и за рубежом. 2018. № 4. С.18-21.

[17] Патюлин Г.С. Через теорию к практике: некоторые проблемы и особенности преподавания общетеоретических дисциплин // Современные технологии и подходы в юридической науке и образовании. Сборник материалов международного научно-практического форума. Калининград: БФУ им. И Канта. 2021. С. 76-81.

[18] Подолян Д.А. Формирование доктрины конституционной идентичности // Северо-Кавказский юридический вестник. 2017. № 4. С. 94-100.

[19] Топорнин Б.Н. Правовая реформа и развитие высшего юридического образования в России. // Государство и право. № 7. 1996. С. 34-52.

[20] Чигринов С.П. Конституционная идентичность и конституционное развитие в XX веке // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2016. № 3. С. 32-38.

Spisok literatury:

[1] Avak'yan S.A. Konstituciya Rossii: priroda, evolyuciya, sovremennost'. M., 2000. 528 s.

[2] Bauman Z. Individualizirovannoe obsh-chestvo / per. s angl.; pod red. V. L. Inozemceva. M., 2005. 390 s.

[3] Bolonskaya sistema obrazovaniya: plyusy, minusy i rossijskie osobennosti // URL: https://trends.

rbc.ru/trends/education/6295da569a7947202c6b-2a0f (data obrashcheniya 04 avgusta 2022 g.)

[4] Vasil'eva T.A. Verhovenstvo prava ES i uvazhenie nacional'noj identichnosti gosudarstv -chlenov Soyuza // Tendencii razvitiya prava v sociokul'turnom prostranstve. ZHidkovskie chteniya: materialy Vserossijskoj nauchnoj konferencii. Moskva, 2018. S. 313-320.

[5] Vinogradova E.V. Elementy sistemy. rossi-jskoj konstitucionno-pravovoj real'nosti M.: Institut gosudarstvo i pravo RAN, 2022. 290 s.

[6] Vinogradova E.V., Zaharcev S.I. Rossijskaya identichnost' v camera obscüra gumanitarnyh nauk // Obrazovanie i pravo. 2021. №8. S. 321-328.

[7] Vinogradova E.V., Zaharcev S.I., Sal'nikov V.P. Indeksy nauchnogo citirovaniya: mify i real'nost' // YUridicheskaya nauka: istoriya i sovremennost' 2021, № 12. S. 157-163.

[8] Vinogradova E.V., Zaharcev S.I., Sal'nikov V.P. Pravo, svoboda, zakon. Kontrfors // Obrazovanie i pravo. 2021. №9. S. 30-35.

[9] Ger O.E., Kajzer A.G., Sal'nikov S.P. Rossiya v Bolonskoj sisteme: problemy i perspektivy. // Mir politiki i sociologii. № 10. 2013. S.110-115.

[10] Ivanov S.G., SHarin I.V. Podgotovka spe-cialistov po Bolonskoj sisteme v oblasti yurisprudencii // Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal «Kon-cept». - 2016. - T. 43. - S. 268-270.

[11] Isaeva N.V. Konstituciya Rossijskoj Feder-acii kak ob"ekt identifikacii: k voprosu o konstitucion-nyh cennostyah v pravovoj identichnosti lichnosti // Aktual'nye problemy rossijskogo prava. 2009. № 3 (12). S. 123-129.

[12] Isaeva N.V. Teoriya identichnosti v diskurse teorii prava i gosudarstva // Izvestiya vysshih ucheb-nyh zavedenij. Pravovedenie. 2012. № 5 (304). S. 117-134.

[13] K pyatiletiyu postanovleniya CK VKP (b) «O rasshirenii i uluchshenii yuridicheskogo obra-zovaniya v strane». // Sovetskoe gosudarstvo i pravo. 1951. № 10. S.1-9.

[14] Klishas A.A. Popravki v Konstituciyu i kon-stitucionnaya identichnost' // Rossijskaya gazeta.

2020. 10 fevralya

[15] Kozyreva I.E. Nauchnoe tvorchestvo kak osnovopolagayushchaya sostavlyayushchaya obra-zovatel'nogo processa // Sovremennye tekhnologii i podhody v yuridicheskoj nauke i obrazovanii. Sbornik materialov mezhdunarodnogo nauchno-praktich-eskogo foruma. Kaliningrad: BFU im. I Kanta. 2021. S. 21-30.

[16] Lyutov N.L. Srochnyj trudovoj dogovor kak instrument neustojchivoj zanyatosti: mnogokratnoe perezaklyuchenie i vozmozhnost' zaklyucheniya s nauchno-pedagogicheskimi rabotnikami. // Trudovoe pravo v Rossii i za rubezhom. 2018. № 4. S.18-21.

[17] Patyulin G.S. CHerez teoriyu k praktike: nekotorye problemy i osobennosti prepodavaniya obshcheteoreticheskih disciplin // Sovremennye tekhnologii i podhody v yuridicheskoj nauke i obrazovanii. Sbornik materialov mezhdunarodnogo nauchno-prak-ticheskogo foruma. Kaliningrad: BFU im. I Kanta.

2021. S. 76-81.

[18] Podolyan D.A. Formirovanie doktriny kon-stitucionnoj identichnosti // Severo-Kavkazskij yuridi-cheskij vestnik. 2017. № 4. S. 94-100.

[19] Topornin B.N. Pravovaya reforma i razvitie vysshego yuridicheskogo obrazovaniya v Rossii. // Gosudarstvo i pravo. № 7. 1996. S. 34-52.

[20] CHigrinov S.P. Konstitucionnaya identichnost' i konstitucionnoe razvitie v XX veke // ZHurnal zarubezhnogo zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pra-vovedeniya. 2016. № 3. S. 32-38.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.