Научная статья на тему 'Задача, требующая решения: к актуализации пилотных проектов по созданию рейтинга российских юридических вузов'

Задача, требующая решения: к актуализации пилотных проектов по созданию рейтинга российских юридических вузов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
11
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
конституционная идентичность / юридическое образование / рейтинг юридических вузов / блокчейн-технологии / constitutional identity / legal education / rating of law universities / blockchain technologies

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Виноградова Е.В., И. Л. Данилевская

формирование современной российской государственности контекстно связано с созданием эффективных правовых механизмов. Правовые основы деятельности органов публичной власти обусловлены существованием профессионального юридического корпуса. В статье анализируются вопросы необходимости создания в России рейтинга вузов, осуществляющих подготовку специалистов-юристов. Актуальность исследования данного вопроса предопределена рядом обстоятельств, в числе которых закрепление в конституционном тексте в качестве ценности российской идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A task that needs to be solved: to actualize pilot projects to create a rating of Russian law schools

the formation of modern Russian statehood is contextually connected with the creation of effective legal mechanisms. The legal foundations of the activities of public authorities are conditioned by the existence of a professional legal corps. The article analyzes the issues of the need to create a rating of universities in Russia that train legal specialists. The relevance of the study of this issue is predetermined by a number of circumstances, including the consolidation of the Russian identity as a value in the constitutional text.

Текст научной работы на тему «Задача, требующая решения: к актуализации пилотных проектов по созданию рейтинга российских юридических вузов»

• ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ •

Е.В. Виноградова,

доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник сектора конституционного права и конституционной юстиции Института государства и права РАН И. Л. Данилевская, кандидат юридических наук, старший научный сотрудник сектора конституционного права и конституционной юстиции Института государства и права РАН

E.V. Vinogradova,

Chief Scientist of the Sector Constitutional Law and Constitutional Justice of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences Doctor of Law, Professor evigpran@igpran.ru I.L. Danilevskaya, Senior Researcher of the Sector Constitutional Law and Constitutional Justice of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences Candidate of Law danilewskaia.inna@yandex.ru

DOI:

ЗАДАЧА, ТРЕБУЮЩАЯ РЕШЕНИЯ: К АКТУАЛИЗАЦИИ ПИЛОТНЫХ ПРОЕКТОВ ПО СОЗДАНИЮ РЕЙТИНГА РОССИЙСКИХ ЮРИДИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Аннотация: формирование современной российской государственности контекстно связано с созданием эффективных правовых механизмов. Правовые основы деятельности органов публичной власти обусловлены существованием профессионального юридического корпуса. В статье анализируются вопросы необходимости создания в России рейтинга вузов, осуществляющих подготовку специалистов-юристов. Актуальность исследования данного вопроса предопределена рядом обстоятельств, в числе который: закрепление в конституционном тексте в качестве ценности российской идентичности.

Ключевые слова: конституционная идентичность, юридическое образование, рейтинг юридических вузов, блокчейн-технологии.

A TASK THAT NEEDS TO BE SOLVED: TO ACTUALIZE PILOT PROJECTS TO CREATE A RATING OF RUSSIAN LAW SCHOOLS

Abstract: the formation of modern Russian .statehood is contextually connected with the creation of effective legal mechanisms. The legal foundations of the activities ofpublic authorities are conditioned by the existence ofa professional legal corps. The article analyzes the issues of the need to create a rating of universities in Russia that train legal specialists. The relevance of the study of this issue is predetermined by a number of circumstances, including the consolidation of the Russian identity as a value in the constitutional text.

О б

0 ^ с 5 8 £

! й

Ш -О

5 5

1 i ъ 5

5 й

I к

5 5

с!

5 88

с ц

Ü X S

55 !

ее *

с I

И

1 о

зо оо

п п

23

ь и

u S

х х 5о

1-5

с! с

u п

о о

s ^ sj»

Keywords: constitutional identity, legal education, rating of law universities, blockchain technologies.

Переосмысление роли науки и образования в процессе формирования системы российских конституционных ценностей актуализировано принятием конституционных поправок 2020 г. Российское образование всегда отличалось своеобразием. Так, по мнению В.А. Садовничего1, система высшего образования России традиционно строилась и развивалась на принципах государственности, всесословности и фундаментальности высшего образования. Государственностью высшей школы он называет ее предназначение обеспечивать страну нужными по количеству и должными по качеству кадрами высококвалифицированных специалистов. Вопрос о национальных кадрах - это и вопрос о нацио-„о нальной безопасности. «Суверенная, экономически развитая страна, го - подчеркивает он, - это страна самодостаточная в своем кадровом ^ потенциале» [1, с. 20].

а Суверенная российская наука существует как особый социальный

§ институт, который составляют ученые, объединенные в различные ло-

§ кальные и глобальные социальные системы на основе единства целей

2 и средств. Формами их институализации могут выступать в том числе

^ государственные научные учреждения, национальная наука, академии,

— институты, лаборатории. Именно существование науки в качестве осо-

§ бого, социального института позволяет реконструировать взаимосвязь

^ науки с другими социальными системами и институтами общества

§ (государством, правом, идеологией, экономикой, средствами массовой

^ информации). При этом функционирование науки как социального

института неотделимо от ее важнейшей характеристики в качестве

о подсистемы культуры, поскольку наука внутренне взаимосвязана

^ с культурой в целом, и процесс достижения и реализации наукой та-

С ких ценностей культуры, как истина, доказательное знание, зависит

не только от общего уровня самой науки, ее наличных, логических,

24 эмпирических и теоретических возможностей, но и от уровня развития

^ культуры, ее особенностей, от уровня востребованности научного

(V знания со стороны общества [2, с. 63-64]. О _

¡^ 1 Садовничий Виктор Антонович - ректор МГУ им. М.В. Ломоносова, президент Российского союза ректоров, президент Евразийской ассоциации университетов, доктор физико-математических наук, профессор, с 2008 по 2013 г. - вице-президент Российской академии наук, почетный член Российской академии образования, автор фундаментальных работ по теоретической и прикладной математике, учебников для университетов, ряда монографий, публикаций по актуальным проблемам науки, преподавания и образования.

Безусловно, развитие науки предопределяется потенциалом, создаваемым системой образования в стране. Исследователи отмечают, что качество образования - наиболее сильная сторона российских вузов, которые по-прежнему являются мировыми лидерами по победам в престижных международных конкурсах [3, с. 85]. Здесь нам кажется не лишним обратить внимание на то, что именно университеты, обладающие долгой историей, служат фундаментом для создания авторитетных фундаментальных научных школ.

Поэтому не случайно, что трансформация отечественного образования обусловлена необходимостью поиска новых подходов, основанных на традиционных для России исторических, философских, культурных ценностях, создающих основные подходы для развития гуманитарных наук. Исследователи отмечают, что «.. .гуманитарные

З

исследования всегда имеют ярко выраженный национальный характер, ^

~ а

так как они связаны с историей, языковыми и культурными традициями страны. Это предопределено тем, что первоосновой всех наук -3 гуманитарного цикла являются речь и текст, а основным методом ° ^ становится реконструкция и интерпретация их смысла» [4].

г-.

Это в полной мере относится ко всем гуманитарным наукам, § 3

к числу которых, вне всяких сомнений, относится и юриспруденция. 3 |

Здесь важно отметить, что процесс формирования юридического мыш- §

ления предполагает обязательное участие не только представителей 5 а

высшей школы и научного сообщества, в него не могут быть не во- ° 5

влечены органы публичной власти, институты гражданского общества, 5

в большой степени влияющие на формирование осознания права как | §

основы порядка и безопасности в стране. Это предопределено тем, 5 §

■5 о

что правосознание как конституционно-значимая ценность контек- § |

стно связана с правопониманием, имеющим особенности для разных 8 §

стран, отражающихся в правовой идентичности. Эволюция теории § О

идентичности как результата поиска ответов на вызовы ХХ в. по мере О О

развития впитала в себя наиболее признанные постнеклассические

методологии исследования социальных отношений, формирования 25

личности в новых условиях быстрых изменений, утраты прежних

и поиска новых ценностей [5, с. 123; 6, с. 117]. Идентичность стала | 1

§ о

«призмой, через которую рассматриваются, оцениваются и изучаются | -5

многие важные черты современной жизни» [7, с. 113]. | о

В рамках нашего исследования хотелось бы контурно обозначить ^

видение некоторых аспектов определения качества юридического ?а-!в образования как элемента, влияющего на формирование идентичной российской модели государственности.

I

с

I

Учитывая, что одним из важных принципов, влияющих на эффективность публичной власти, можно считать принцип поддержания доверия граждан и общества к законам и действиям государства, большое значение имеет формирование профессионального юридического корпуса, который, с одной стороны, вовлечен в парламентские процедуры законопроектной деятельности, с другой, в соответствии с положениями Конституции РФ, - обеспечивает конституционные гарантии предоставления квалифицированной юридической помощи. В этом контексте совершенно очевидно, что любая юридическая деятельность в стране влияет на формирование правосознания. Поэтому качество подготовки специалистов-юристов - весьма важный элемент формирования российской конституционно-правовой идентичности [8, 9, 10, 11, 12].

В настоящее время, когда рынок труда насыщен юристами, воз-.а никает проблема определения качества и профессионализма специалист стов в области юриспруденции, которая предполагает необходимость учитывать опыт, наработанный для формирования рейтинга вузов. № В последние годы XX столетия и в начале XXI в. ранжирование и рей-§ тингование вузов, а также определенных направлений деятельности § и образовательных программ постепенно становится все более рас-2 пространенным явлением в мировом, региональном и национальном ^ образовательных пространствах.

— По мнению специалистов, рейтинги университетов - продукт § широко востребованный. Они помогают получать важную для принятия решений информацию о вузах абитуриентам, их родителям, профессиональным рекрутерам и сообществам работодателей. Рейтинги стимулируют конкуренцию между университетами и дают ценные сведения управленцам, академическим коллективам и корпораци-<5 ям для выявления проблемных зон, сильных и слабых сторон, для ^ планирования и улучшения определенных видов работы, для более С активного представления в открытом доступе массивов накопленной

и нарабатываемой в вузах информации. 26 Ранжирование помогает классификации различных типов об-^ разовательных заведений, учебных направлений и программ, дает СЧ основания для общего и целевого государственного и муниципального ® финансирования образовательной деятельности учебных заведений, ^ для привлечения ими инвестиций.

Хотелось бы обратить внимание на то, что включение России в различные интеграционные проекты, например в Болонский процесс, направленный на создание зоны европейского высшего образования в интересах развития европейской экономики и процветание граждан

Европы, назывался экспертами «катком» для реформирования национальной высшей школы. Существенно при этом, что по уровню образованности населения как одному из главных составляющих в индексе развития человеческого потенциала Россия оценивалась достаточно высоко - 15 место в мире [13, с. 21; 28]. При этом присутствовала хроническая и целенаправленная недооценка уровня образовательной и научной деятельности в наших ведущих вузах, однако при сопоставлении качества образовательных программ и читаемых курсов (в частности, в МГУ) выяснилось, что они превосходят зарубежные аналоги [14] .

Само по себе появление рейтинга обусловлено стремлением оценить вузы с разных сторон, избежать чрезмерного влияния научного цитирования на результаты рейтинга, а также полностью исключить субъективные опросы экспертов. Как следует из Меморандума 5 Московского международного рейтинга «Три миссии университе- ё

О)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

та» - MosIUR, его учредителем является Российский союз ректоров, 5 оператором - Ассоциация составителей рейтингов (АСР), членами а которой являются ведущие рейтинговые и исследовательские центры о | («Эксперт РА», ВЦИОМ, «Репутация» и др.). Рейтинг нового типа щ 5 крайне востребован не только в России, но и в большинстве других § |

5 |

стран. I

Преподавательское сообщество, студенты, ученые, работодате- | 5 ли, правительства испытывают проблемы из-за того, что наиболее -О Л популярные ныне рейтинги оценивают университеты довольно § §

односторонне. От трети до половины учитываемых ими показателей о Ц

§§

приходятся на репутационные оценки, а в семействе предметных * * рейтингов их доля иногда доходит до 80 % и более. В то же время § О никак не учитываются ни реальное качество знаний выпускников, * | ни внедрение передовых методов обучения, ни особенности нацио- § * нальных педагогических и научных школ. О §

Московский международный рейтинг «Три миссии университета» 0 0

03 03

MosIUR оценивает три классические ключевые миссии университетов.

Первая из них - образовательная. Главная функция университетов во 27

все времена оставалась неизменной - учить, давать студентам знания. ^ ш

Удивительно, но качество образования остается на периферии гло- § О

бальных университетских рейтингов. Вторая - научные исследования, 15

в отрыве от которых качественная подготовка специалистов сегодня | °

невозможна. Казалось бы, эту сферу существующие рейтинги оце- ¡8 г*

нивают скрупулезно, но чрезмерный акцент при их составлении на • -данных избранных наукометрических систем часто приводит к серьезным искажениям. И, наконец, взаимосвязь университета и местных

сообществ, приобретающая сейчас все большее значение как фактор гармоничного развития регионов, но находящаяся вне поля зрения составителей существующих рейтингов. В Меморандуме подчеркнуто принципиальное отличие нового рейтинга - он основывается на единообразно измеряемых количественных показателях и исключает применение данных, построенных на основе репутационных опросов, что существенно повышает уровень его объективности [15].

В рейтинг «Три миссии университета» в 2022 году включены вузы 103 стран мира, в том числе 146 российских учебных заведений. МГУ им. М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет и МФТИ вошли в число пятидесяти лучших университетов мира.

Таким образом, существующий рейтинг предусматривает возможность оценки трех важнейших задач вуза - образовательной (вес

- 45 %), научной (вес - 25 %) и впервые - влияния на общество (вес .а - 30 %). MosIUR - это первый глобальный рейтинг, который рассматривает третью миссию университета и как часть ее - значимость вузов для собственных стран, учитывает национальную специфику. Таким

а образом, модель московского рейтинга оказалась ближе к националь-§ ным рейтингам, по сравнению с моделью существующих глобальных со рейтингов, которые просто не рассматривают общественную миссию 2 университетов и национальную компоненту, вклад университетов jj в развитие своих стран. Выбранный подход позволил произвести — многостороннюю оценку университетов, что особенно актуально § для стран, выпускники которых в большей мере ориентированы на 5 внутренний рынок [2, 85].

§ На наш взгляд, одной из проблем, требующих решения, является с наличие экспертного сообщества, которое будет формировать рейтинги, а также перечень критериев отбора в число его участников.

ÖQ

о Кроме этого, возможно использовать технологии распределенных g вычислений (распределенного реестра). Получение результата путем С подтверждения доверенных данных, так называемых блокчейн-тех-нологий, появившихся в 80-е гг. ХХ в. [16], после появления в 2020 г. 28 новых решений существенно сократили «...отставание блокчейна ^ в производительности и скорости от традиционных централизованных CV приложений: Cardano, Polkadot, Solana, NEAR и др. В 2022 г. на но® вый «быстрый» протокол (Ethereum 2.0) перешел блокчейн Ethereum. ^ К слову, блокчейн и многие инновационные решения разработаны российскими программистами» [16]. После запуска сети Ethereum в 2015 г. практически любая сфера общественных отношений, требующая подтверждения, - от голосования до перевода денежных средств

- может быть реализована с использованием блокчейн-технологий.

Учитывая, что сегодняшнее поколение блокчейн-платформ предполагает возможность предусматривать в смарт-контрактах многокомпонентные задачи, оценка эффективности подготовки специалистов может быть решена при помощи технологий распределенного реестра.

Основу прикладного решения, основанного на технологии блок-чейн, составляет смарт-контракт - правила, выполнение которых после его запуска обеспечивается программным способом без вмешательства человека, а при его корректировке (при необходимости) - децентрализованной автономной организацией. Как отмечают исследователи, «если в основе сегодняшнего интернета (WEB 2.0) лежит концепция централизованных вычислений (результат которых, представляемый пользователю, управляется администратором и может быть скорректирован по его усмотрению), то одним из ключевых признаков зарождающегося сегодня интернета следующего поколения (WEB £ 3.0) является концепция обеспечения безусловного доверия к конеч- ^ ной информации, основанной на данных, полученных в результате ^ распределенных вычислений (валидация), которые не могут быть g j скорректированы администратором» [17].

Однако, вероятно, не лишним будет напомнить, что критериев, а Ц способных абсолютно точно объективизировать ценность гуманитар- i 1

ного научного исследования, не существует. В отличие от достиже- а I

a i

ний естественных и технических наук, гуманитарные исследования | g трудно монетизируется, не поддаются оценкам эффективности, как S j правило, не обусловлены достижением конкретных целей [18]. Это | | создает проблему, решать которую необходимо в ближайшее время. | Одновременно целесообразно рассмотреть вопрос о системе цен- § | ностей и специальных критериях, которые в обязательном порядке | | должны присутствовать в рейтингах юридических вузов, с учетом | | значимости функций юристов для общества и государства. I §

В заключение хотелось бы отметить, что аргументы, изложенные £ § в данной статье, предложенные направления, которые могут быть ис- 1 1

03 03

пользованы в качестве основы для дальнейшего изучения, имеют цель вызвать у исследователей интерес к решению проблемы формирования 29 объективной оценки качества российского юридического образова- ь ш ния, безусловная важность и значимость которого предопределена | | конституционными положениями о России как правовом государстве. В £

с

я g

Список литературы: S m

1. Садовничий, В.А. Актуальные проблемы высшего образования ? в России. (Из доклада на XVIII Менделеевском съезде по общей и прикладной химии. Москва, РАН, 24 сентября 2007 г.) / В.А. Садовничий // Вестник

Московского университета. Сер. 20, Педагогическое образование. - 2009.

- № 2. - С. 20-38.

2. Лебедев, С.А. Философия науки: краткая энциклопедия (основные направления, концепции, категории) / С.А. Лебедев. - М.: Академический проект, 2008. - 692 с.

3. Гришанков, Д.Э. Глобальный рейтинг университетов: взгляд из России / Д.Э. Гришанков // Государственная служба. - Т. 20. № 5. - С. 84-90.

4. Виноградова, Е.В. Индексы научного цитирования: мифы и реальность / Е.В. Виноградова, С.И. Захарцев, В.П. Сальников // Юридическая наука: история и современность. - 2021. - № 12. - С. 156-163.

5. Исаева, Н.В. Конституция Российской Федерации как объект идентификации: к вопросу о конституционных ценностях в правовой идентичности личности / Н.В. Исаева // Актуальные проблемы российского права. - 2009.

- № 3 (12). - С. 123-129.

6. Исаева, Н.В. Теория идентичности в дискурсе теории права и государства / Н.В. Исаева // Известия высших учебных заведений. Правоведение.

эс - 2012. -№ 5 (304). - С. 117-134.

§ 7. Бауман, З. Индивидуализированное общество /З. Бауман ; пер. с англ.;

под ред. В. Л. Иноземцева. - М. : Логос. - 2005. - 390 с. ^ 8. Виноградова, Е.В. Гуманитарные науки как элемент российской иден-

^ тичности / Е.В. Виноградова, С.И. Захарцев, В.П. Сальников // Юридическая со наука: история и современность. - 2022. - № 6. - С.11-21.

9. Виноградова, Е.В. К вопросу о формировании правовой идентичности в аспекте развития профессионального юридического образования. К вопросу о подготовке юристов и квазиюристов / Е.В. Виноградова, И.Л. Данилевская, ^С Г.С. Патюлин // Юридическая наука: история и современность. - 2022. - № 7. I— 10. Виноградова, Е.В. Развитие профессионального юридического об-

с^ разования. К вопросу формирования российской правовой идентичности / § Е.В. Виноградова, И.Л. Данилевская, Г.С. Патюлин // Право и государство:

I 8 со

«V

теория и практика. - 2022. -№ 9. - С. 56-59.

11. Виноградова, Е.В. Трансформация отечественной науки в контексте формирования российской конституционно-правовой идентичности /

5 Е.В. Виноградова, И.Л. Данилевская, Г.С. Патюлин // Правовая политика ^ и правовая жизнь. - 2022. - № 4.

12. Виноградова, Е.В. Юридические наука и образование как элемент 30 российской конституционно-правовой идентичности / Е.В. Виноградова, И.Л. Данилевская, Г.С. Патюлин // Образование и право. - 2022. - № 6. ^ - С. 100-109.

О 13. Сухомлин, В.А. Полная победа инноваций над российским высшим

образованием (Размышление российского профессора о реформах высшего образования) / В.А. Сухомлин // Вестник Московского университета. Сер. 20: Педагогическое образование. - 2009. - № 1. - С. 16-40.

14. Попов, Л.В. Московский университет, качество образования и рейтинги ведущих университетов мира / Л.В. Попов // Вестник Московского университета. Сер. 20, Педагогическое образование. - 2009. - № 2. - С. 91-106.

15. Меморандум Московского международного рейтинга вузов «Три миссии университетов» // Официальный сайт Московского международного рейтинга вузов «Три миссии университетов». - URL: https:www.mosiur.org (дата обращения: 03.11.2022).

16. Попов, Н.В. Технология распределённого реестра (блокчейн): исторический аспект // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2019. - № 2.

- С. 65-72.

17. Намчук, А.В. Блокчейн-технологии в оценке эффективности научных исследований / А.В. Намчук // Право и государство: теория и практика.

- 2022. - № 7. - С. 196-198.

18. Виноградова, Е.В. К вопросу о возможностях использования блок-чейн-технологий в оценке эффективности гуманитарных научных исследований / Е.В. Виноградова // Образование и право. - 2022. - № 6. - С. 232-235.

О б

0 у с 5

8 £

! $

0) ¡Q

5 5

1 1 й 5 5 $

i щ

р 3

сл

5 8

с ц

Ü X S

55 л 5 3

ее *

с I

1 о

^^

оо п п

31

Ь и u S

х х 5о

1-5

с! с

u п

о о

s i b»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.