ВИНОГРАДОВА Елена Валерьевна,
главный научный сотрудник Института государства и права Российской Академии Наук, доктор юридических наук, профессор, e-mail: evigpran@igpran.ru
РАТТУР Мария Владимировна,
кандидат исторических наук, доцент, научный сотрудник сектора философии права, истории и теории государства и права Института государства и права РАН, е-mail: rattur@yandex.ru SPIN-код: 5487-0117, AuthorID: 419204
«ПРАВ ИСКУССТВО» В ИСТОРИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (1724-1917 ГГ.)
Аннотация. В статье анализируется национальный опыт развития юридического образования в контексте государственно-общественных преобразований в Российской империи. Истори-ко-правовой анализ университетских уставов позволил сделать вывод о взаимообусловленности динамики социальных отношений и формирования правосознания в российском обществе посредством развития отечественного высшего юридического образования. Оно предопределило создание российской юридической науки, повлияло на формирование правовой идентичности, которая вносит весомый вклад в развитие всех отечественных гуманитарных наук.
Ключевые слова: юридическое образование, правосознание, историко-правовой анализ, идентичность, университет, устав, регламент.
VINOGRADOVA Elena Valerievna,
Chief Scientist of the Institute states and laws of the Russian Academy of Sciences,
Doctor of Law, Professor
RATTUR Maria Vladimirovna,
PhD in History, Associate Professor, Researcher of the Department of Legal Philosophy, Legal History and Legal Theory, Institute of the State and Law, Russian
Academy of Sciences
«THE ART OF LAW» IN THE HISTORY OF RUSSIAN EDUCATION (1724-1917).
Annotation. The article analyzes national experience in the development of legal education in the context of state-public transformations in the Russian Empire. Historical and legal analysis of university charters allowed to make a conclusion about the interdependence of dynamics of social relations and the formation of legal consciousness in Russian society through the development of domestic higher legal education. It predetermined the creation of Russian legal science, influenced the formation of legal identity, which makes a significant contribution to the development of all domestic humanities.
Key words: legal education, legal consciousness, historical and legal analysis, identity, university, statute, regulations.
Латинские слова jus (в родительном падеже внимание тот факт, что семантическое значение juris) - право и prudentia - знание, предвидение латинского термина близко с российскому — дали жизнь юриспруденции. Обращает на себя правоведение. Знать и ведать — синонимы в рус-
DOI: 10.24412/2224-9125-2022-10-36-42 NIION: 2022-0079-10/22-144 MOSURED: 77/27-025-2022-10-144
ском языке, но ведение в своем значении содержит скорее доступ к сакральным, не предназначенным для всех знаниям.
Развитие юридического образования контекстно связано с преобразованием как общества, так и науки. По мере развития оно впитывает в себя методологии исследования социальных отношений. В изменяющихся условиях сохраняет прежние исторические, философские, моральные и нравственные ценности для создания новых. Формирование правосознания - процесс, который, безусловно нуждается в дополнительных усилиях со стороны государства. Говоря о правосознании, необходимо иметь в виду, что его конституционная ценность предопределена базовыми историко-правовыми, философскими, культурными, религиозными основами российской государственности, закрепленными в процессе принятия конституционных поправок 2020 года в Конституции Российской Федерации. Вместе с тем, как отмечают исследователи [2, С.32; 3, С.57; 4, С.102; 5, С.323; 15, С.146-147], несмотря на наличие теоретико-правовых исследований по данной проблематике ее правовая природа предполагает актуализацию процесса ее изучения в формате не только конституционно-правовых, но и историко-правовых исследований.
Начало высшего юридического образования в России связано с утверждением Сенатом 28 января 1724 года Положения об учреждении в Санкт-Петербурге Академии наук и художеств. Согласно этому документу при Академии учреждался университет, который «есть собрание ученых людей, которые наукам высоким, яко феологии и юриспруденции (прав искуству), медицины, филозофии, сиречь до какого состояния оные ныне дошли, младых людей обучают» [11, С.31]. При этом на юридическом факультете за постижение «прав искусства» отвечал «академик третьего класа, который науки практики, яко политику, этику и право натуры, учит быть может» [11, С.35], а в качестве пожелания было указано, что «аще же еще похощется славного, правам искусного человека притом определить, оное бы толь наилутче было» [11,С.37].
Убежденность Петра I в необходимости изучения права отражает убежденность императора в том, что «надлежит законы и указы писать явно, чтоб их не перетолковать. Правды в людях мало, а коварства много. Под них такие же подкопы чинят, как и под фортецию» и стремление мотивировать чиновничество к исполнению законов мотивировать чиновничество к исполнению законов. Так, Указ от 17 апреля 1722 года «О хранении прав гражданских» определял штраф в размере 100 рублей в пользу богаделен за произвольное толкование чиновниками законодатель-
ства и отсутствие на рабочих местах («служилых местах») свода законов [13, С.162].
В 1726 году на юридическом факультете была открыта кафедра древней и новой истории и права. Обращает на себя внимание наличие четкой линии на дуумвират истории и права при самых первых шагах высшего юридического образования в России [16, С.9]. На этот момент на факультете было лишь 8 студентов, а обучали их 18 профессоров. При этом профессура была представлена исключительно иностранцами.
В списке обучавшихся с 1726 по 1733 годы 38 фамилий. Из них 7 русских: сын дворянина Василий Адодуров, переводчик Иван Ильинский, сын священника Денис Надоржицкий, сын академического секретаря Петр Ремизов, сын полкового писаря Андрей Горленко, лекарь Сатаров и сын учителя математики Иван Магницкий [6, С.55].
В 1747 году при утверждении Регламента академии наук и художеств в ст.45 было определено различие между освобожденными от преподавания академиками и ведущими занятия профессорами. Среди двенадцати наименований наук, указанных в Регламенте, было две юридических: права натуральные и философия практическая и нравоучительная.
По новому регламенту занятия начались 16 мая 1748 года. Наиболее заметным и почти единственным стал выпуск 1753 года. В этом году университетское обучение из 20 экзаменовавшихся успешно завершили 9 человек [7, С.103].
Указом от 24 января 1755 года «Об учреждении Московского университета и двух гимназий», в основу которого легло «Доношение в Сенат» И.И. Шувалова и М.В. Ломоносова, созданы три факультета: философский, юридический и медицинский. Устав Московского университета 1755 года определял, что на юридическом факультете должны быть «1. Профессор всей юриспруденции, который учить должен натуральные и народные права и узаконения Римской древней и новой империи. 2. Профессор юриспруденции российской, который сверх вышеописанных должен знать и обучать особливо внутренние государственные права. 3. Профессор политики, который должен показывать взаимные поведения, союзы и поступки государств и государей между собою, как были в прошедшие века и как состоят в нынешнее время» [14, С. 36]. Таким образом, в составе юридического факультета оказались три кафедры: всеобщей юриспруденции, юриспруденции российской, политики.
Примечательно, что желающие обучаться на юридическом факультете студенты сначала были обязаны учиться на философском для изучения исторических, филологических и естественных наук. После трех лет обучения на юри-
дическом факультете в Москве предусматривалось продолжение обучение за границей для освоения специализации по отдельным отраслям права у иностранных профессоров в Кенигсберге, Упсале, Лейдене, Берлине, Глазго и др.
В 1803 году в Ярославле учреждено Высших наук училище (Демидовский лицей), впоследствии названное Училищем правоведения. В соответствии с Уставом 1805 года преподавались в нем Закон Божий, юридические, экономические, историко-филологические, математические, естественно-исторические науки и новые языки. В 1862 году по предложению К.Д. Кавелина в связи планированием судебной реформы и острой необходимостью подготовки юристов Александром II училище было преобразовано в лицей.
В 1811 году дисциплина «наука о государстве и праве» была включена в программу Царскосельского лицея. Начало XIX ознаменовано утверждением в 1804 году нового университетского Устава и открытием ряда университетов в империи. Уставы Московского, Харьковского и Казанского университетов (1804 г.) предусматривали в качестве «стандарта» преподавания на нравственно-политических отделениях следующий круг дисциплин: 1) богословие догматическое и нравоучительное; 2) толкование Священного писания и церковной истории; 3) умозрительная и практическая философия; 4) право естественное, политическое и народное; 5) право гражданского и уголовного судопроизводства в Российской Империи; 6) право знатнейших древних и нынешних народов; 7) дипломатика и политэкономия.
Таким образом, можно сделать вывод о том, обучение праву в российских университетах опиралось не столько на конкретные нормы, а на философско-правовые рассуждения о необходимости повиновения законам и начальству, об истинной свободе и т. д. Значительный блок философских наук имел в реальном преподавании права определяющее значение. При этом следует учесть и религиозную составляющую в учебном процессе. Философской основой университетской правовой науки было естественное право. В этих условиях формировалась отечественная профессиональная юридическая корпоративность.
Важнейшее достоинство Устава — провозглашение автономии (то есть независимости от государства) университетов. Это выражалось в выборности ректора, проректоров, профессоров при соблюдении тайного голосования; университеты самостоятельно принимали решение об открытии кафедр; университеты получили право утверждать в ученых степенях.
При этом общие принципы научной аттестации были установлены в 1803 году императорским указом. Согласно ему Московскому, Дерпт-скому, Казанскому и Харьковскому университетам предоставлялось право «давать ученые степени или достоинства». Сама процедура «возведения в достоинство» в различных университетах заметно отличалась друг от друга. Первым документом общегосударственного значения, придавшим процессу законодательный характер, стало «Положение о производстве в ученые степени», изданное 20 января 1819 года. 48 параграфов этого документа унифицировали университетские процедуры на основе единого регламента [9, С.35].
Для развития высшего юридического образования в Российской империи особую роль сыграл Указ императора Александра I от 6 августа 1809 года, который провозгласил новые правила производства в чины по гражданской службе, в соответствие с которым были введены требования лиц, находящихся в управлении «обладать твердым и отечественным образованием». Претенденты на высокий чин держали испытания по русскому и иностранному языкам, должны были знать право, историю Отечества и всеобщую историю, географию, математику, физику, стилистику и государственную экономию.
Согласно общего Устава императорских российских университетов, который был Высочайше утвержден 26 июля 1835 года и распространен на четыре университета: Московский, Санкт-Петербургский, Харьковский и Казанский (Киевский университет Святого Владимира и Дерптский университет временно сохраняли свои уставы) юридическому факультету вменялось в обязанность готовить не ученых юристов, а чиновников [10, С.14].
Более половины кафедр этого факультета было ориентировано на изучение русского законодательства. Философия, политическая экономия и статистика, прежде придававшие этому факультету особую популярность, были переданы историко-филологическому отделению философского факультета. Для изучения догматического и нравоучительного богословия, церковной истории и церковного законоведения была учреждена внефакультетская кафедра, а изучение данных предметов стало обязательным для всех православных студентов [1, С.6].
Во многом судьбоносным для развития юридического образования стало письмо принца П.Г. Ольденбургского к Николаю I от 26 октября 1834 года. В нем принц обозначил, что «Учебные заведения, существующие ныне, не удовлетворяют сей потребности государства. Молодые люди, получив в оных образование на собствен-
ЧЮЮЖЖЖЖЖЖЖЖШШШШШЮЖЖЖЖЖЖШШШШШШЮЖЖЖЖЖЖШШШШШЮЖЖЖЖЖЖ!^^
ный счет и потому пользуясь свободою избирать род гражданской службы, обыкновенно стремятся в министерские департаменты, где и виды честолюбия, и способы содержания более льстят их надеждам. По прошествии нескольких лет они перемещаются в высшие звания по судебным и исполнительным местам, и, таким образом, минуют канцелярские должности, не получив надлежащего сведения о порядке делопроизводства... Убеждение в сих истинах возродило во мне мысль о пользе учреждения особенного Училища правоведения». При этом в письме особо отмечалось, что все расходы по организации училища принц берет на себя.
Письмо П.Г. Ольденбургского император передал М.М. Сперанскому. В итоге на свет появилась записка «Специальные училища», где сказано: «Для судей везде нужны способные и благовоспитанные делопроизводители, у нас они нужнее, нежели где-нибудь: ибо у нас нет и долго еще не будет ни ученых судей, ни ученых адвокатов. Судьи у нас, в нижних и средних местах избираются из дворян, большею частию военных, а в высших определяются из чинов, также военных и гражданских. И нет причины изменять сей порядок, если бы изменить его и было возможно. При добром делопроизводителе судья, избранный доверием сословия, с здравым смыслом и чистою совестию, хотя и без технического знания, вообще может быть полезнее, нежели судья просто ученый. Но тот же избранный доверием судья, при худом производстве, будет прикрывать только собою его пристрастие или невежество. Университеты наши не могут доставить судебной части добрых делопроизводителей, во-первых, потому что там студенты учатся, а не воспитываются; во-вторых, потому что они выходят и в военную, другие роды службы и не обязаны следовать определенному назначению; то же можно сказать и о лицеях; воспитанники их, коих впрочем, и число незначительно, расходятся по всем родам гражданской службы и редко служат по судебной части. Из сего видно, что учреждение специального училища для судебной части, в коем бы воспитанники теориею и практикою приготовлены были предпочтительно к прохождению сего рода службы, представляет неоспоримую пользу».
Особый акцент, сделанный М.М. Сперанским на необходимости воспитания, а не только обучения, красной нитью будет проходить через систему подготовки высококвалифицированных кадров в империи [12, С.131]. Проблема подготовки чиновников, которые могли бы на практике применять законодательство, обострилась еще и потому, что завершились работы по систематизации российского законодательства.
Устав и штат училища, разработанные М.М. Сперанским и принцем П.Г. Ольденбургским,
29 мая 1835 года рассмотрел и одобрил Государственный Совет. Контрольно- методическое руководство училищем было возложено на главноуправляющего Второго отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии М.М. Сперанского и министра юстиции России, генерал-прокурора Сената Д.М. Дашкова.
От первоначального плана строительства роскошного здания для училища принц отказался и купил для него дом И.И. Неплюева на берегу реки Фонтанки. По-видимому, осознание острой необходимости подготовки юристов для нужд страны стало привело к тому, что П.Г. Ольден-бургский решил не тратить время на строительство, а поскорее приступить к реализации замысла на практике. Обустройством здания занялись архитекторы А.И. Мельников и В.П. Стасов и справились со своей задачей в рекордные несколько месяцев. Работы были завершены уже к 1 декабря 1835 года. Их стоимость составила 700 тысяч рублей.
К этому времени завершились и приемные экзамены в училище. В них принимали участие 292 юноши-дворянина не моложе 12 и не старше 17 лет. Зачислены же были лишь 54: 34 - на казенный счет и 20 — своекоштно, т. е. на собственный. Таким образом, конкурс в училище составил 5,4 человека на место.
Занятия начались 7 декабря 1835 года через день после торжественного открытия. В церемонии открытия приняли участие император и цесаревич Александр Николаевич. Первым директором стал статский советник С.А. Пошман, а первым инспектором классов был назначен профессор Царскосельского лицея барон Е.В. Врангель. После окончания была обязательное распределение в систему министерства юстиции.
Первоначально курс обучения состоял из 6 лет, включая начальный курс (два класса - IV и V) и окончательный - IV - I классы. В 1856 году все предметы были поделены на 3 разряда: главные, вспомогательные и общеобразовательные, причем последние изучались только в четырех младших классах и в приготовительном классе в объеме гимназического курса. На старшем курсе главными предметами были церковное, римское, гражданское, торговое, уголовное право, гражданское, государственное и уголовное судопроизводства, история римского права, энциклопедия законоведения. К числу вспомогательных дисциплин относились международное право, судебная медицина, полицейское право, политическая экономия, законы о финансах, история вероисповеданий, история философии в связи с историей философии права.
Одним из результатов реализации идей Великих реформ 1860-х — 1870-х годов XIX века стало утверждение в 1863 году нового общего
Устава университетов. В §15 Устава сказано, что «в юридическом факультете полагаются следующие кафедры при 13 профессорах и 6 доцентах: энциклопедия права: а) энциклопедия юридических и политических наук, б) история философии права; история важнейших иностранных законодательств древних и новых; история русского права; история славянских законодательств; римское право: а) история римского права, б) догматика римского гражданского права, в) византийское право; государственное право: а) теория государственного права, б) государственное право важнейших иностранных государств, в) русское государственное право; гражданское право и гражданское судоустройство и судопроизводство; уголовное право и уголовное судоустройство и судопроизводство; полицейское право: а) учение о безопасности (законы благочиния), б) учение о благосостоянии (законы благоустройства); финансовое право: а) теория финансов, б) русское финансовое право; международное право; политическая экономия и статистика; церковное законоведение» [8, С.216].
Реакционный Устав 1884 года предусматривал в учебном плане юридического факультета следующие дисциплины: энциклопедия права и история философии права, римское право, гражданское право и судопроизводство, уголовное право и судопроизводство, государственное право, история русского права, международное право, полицейское право, финансовое право, торговое право и судопроизводство, церковное право, политическая экономия, статистика. Для изучения римского права отводилось наибольшее количество часов. В соответствии с учебным планом в течение первого года студенты изучали историю римского права, а в последующие два с половиной года систему римского права. Для православных студентов обязательным являлось богословие.
Помимо этого, студентам юридического факультета было рекомендовано слушать лекции на других факультетах, в частности, по логике, древней римской истории, русской истории, судебной медицине, изучать по крайней мере один иностранный язык.
В позднеимперской России сформировалась целая сеть юридических учебных заведений, которые готовили высококвалифицированных специалистов. Прежде всего к ним следует отнести юридические факультеты Московского, Санкт-Петербургского, Новороссийского, Харьковского, Казанского, Киевского университетов. Императорское Училище правоведения и Аудиторское училище в качестве ведомственных учебных заведений обеспечивали подготовку юристов для Министерства юстиции, Министерства внутренних дел и Военного министерства.
Юридические лицеи (Александровский, Катков-ский (цесаревича Николая), Демидовский, Нежинский (князя Безбородко)) выпускали специалистов с юридической подготовкой в большей степени для промышленности и торговли.
Особо следует отметить ряд общественных и частных высших учебных заведений, реализующих подготовку юристов. Так, в 1906 году были открыты Московские высшие женские историко-филологические и юридические курсы В.А. Полторацкой и Петроградские высшие женские историко-литературные и юридические курсы Н.П. Раева [6, С.542-543.]. В 1915 году начал подготовку юристов Московский частный юридический институт, что свидетельствовало о существовании потребности в кадрах юридического профиля.
Императорским Указом от 11 марта 1916 года был учрежден Совет по делам профессионального образования в империи. Его председателем был назначен П.Н. Игнатьев, а членами — представители ведомств, в том числе: от Министерства просвещения — 15 человек, торговли и промышленности — 3, земледелия — 4, от путей сообщения, главного управления почт и телеграфов, Академии художеств и Святейшего Синода — по одному. История отвела Совету время только на два заседания: 16 и 17 ноября 1916 года. Доказать свою жизнеспособность Совет не успел. Идеологическим преемником Совета стала созданная Временным правительством Комиссия по реформе высших учебных заведений. Она пришла к выводу о необходимости объединения всех высших учебных заведений в одном ведомстве, однако реализовать это намерение не успела [7, С.199].
Развитие высшего юридического образования в России за период с 1724 по 1917 годы представляет собой социальные феномен, оказавший существенное влияние на стратификацию общества, политическую, экономическую и культурную жизнь страны. Юридическое образование было одновременно составной частью сословной иерархии и силой, разрушавшей самодержавие. Потенциал обновления, накопленный высшей юридической школой, оказался преобладающим. Юридическое образование предопределило создание российской юридической науки, обусловило формирование правовой идентичности, которая, как отмечают исследователи [5, С.325; 15, С.412], вносит весомый вклад в развитие всех отечественных гуманитарных наук. Это позволило создать в дальнейшем юридические школы, которые несмотря на неоднозначность некоторых подходов к изучению права вообще и российского права, в частности, создали основу для формирования современной эффективной российской правовой государственности.
Список литературы:
[1] Булавина М.А. Государственное управление иностранными вероисповеданиями в Российской империи в XIX в. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Государственное и муниципальное управление. - 2014. - №4. - С.5-10.
[2] Виноградова Е.В. Данилевская И.Л., Патюлин Г.С. К вопросу о формировании правовой идентичности в аспекте развития профессионального юридического образования. К вопросу о подготовке юристов и квазиюристов. //Юридическая наука :история и современность 2022. - №7. - С.31-40.
[3] Виноградова Е.В. Данилевская И.Л., Патюлин Г.С. Развитие профессионального юридического образования. К вопросу формирования российской правовой идентичности. //Право и государство : теория и практика. - 2022. - №9. - С.56-60.
[4] Виноградова Е.В. Данилевская И.Л., Патюлин Г.С. Юридические наука и образование как элемент российской констититуционно-правовой идентичности. // Образование и право. - 2022. - №6. -С.100-109.
[5] Виноградова Е.В., Захарцев С.И. Российская идентичность в camera obscura гуманитарных наук. // Образование и право. - 2021. - №8. - С. 321-329.
[6] Жуков В.И. Высшая школа России: исторические и современные сюжеты. М.: Изд-во МГСУ «Союз», 2000. - 625 с.
[7] Жуков В.И. Российское образование: истоки, традиции, проблемы. М.: Маркетинг, 2001. -
848 с.
[8] Зайцева Л.А. Общий устав университетов1863 г.: предыстория, характеристика, значение // Lex Russica. - 2016. - №9. - С.214-229.
[9] Иванов А.Е. Ученые степени в Российской империи. XVIII век — 1917 г. М.: ИРИ, 1994. - 195 с.
[10] Новиков М.В., Перфилова Т.Б. Университетский устав 1835 г. //Ярославский педагогический вестник. - 2012. - №3. Т.1. (Гуманитарные науки). - С.11-20.
[11] Проект положения об учреждении Академии наук и художеств, 1724 г. // Уставы Академии наук/ отв. ред. Г.К. Скрябин. М.: Наука, 1975. - С. 31-39.
[12] Раттур М.В. Роль ценностных установок молодежи в формировании идеалов российского общества: социально-исторический аспект // Социальная политика и социология . - 2010. - №12(66). -С.129-141.
[13] Раттур М.В. Формирование правовой политики в сфере общественного призрения подданных в Российской империи: исторические уроки // Правовая политика и правовая жизнь. - 2022. - №1.
- С. 162-169.
[14] Русская журналистика в документах. История надзора. / Сост. О.Д.Минаева. М.: Аспект пресс, 2003. - 396 с.
[15] Савенков А.Н., Жуков В.И. Социология уголовного права (Национальный исследовательский опыт). Монография. М.: Институт государства и права РАН, 2020. - 464 с.
[16] Старостенков Н.В., Печень Н.А., Раттур М.В., Копичникова А.П., Сердюцкая О.В., Ляпунова Н.В. Методология инновационного развития основных направлений исторического образования в вузе. М.: Изд-во РГСУ, 2013. - 65 с.
Spisok literatury:
[1] Bulavina M.A. Gosudarstvennoe upravlenie inostrannymi veroispovedaniyami v Rossijskoj imperii v XIX v. // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Gosudarstvennoe i municipal'noe upravlenie. - 2014. - №4. - S.5-10.
[2] Vinogradova E.V. Danilevskaya I.L., Patyulin G.S. K voprosu o formirovaniipravovoj identichnosti v aspekte razvitiya professional'nogo yuridicheskogo obrazovaniya. K voprosu o podgotovke yuristov i kvaziyu-ristov. // YUridicheskaya nauka :istoriya i sovremennost' 2022. - №7. - S.31-40.
[3] Vinogradova E.V. Danilevskaya I.L., Patyulin G.S. Razvitie professional'nogo yuridicheskogo obrazovaniya. K voprosu formirovaniya rossijskoj pravovoj identichnosti. //Pravo i gosudarstvo : teoriya i praktika.
- 2022. - №9. - S.56-60.
[4] Vinogradova E.V. Danilevskaya I.L., Patyulin G.S. YUridicheskie nauka i obrazovanie kak element rossijskoj konstititucionno-pravovoj identichnosti. // Obrazovanie i pravo. - 2022. - №6. - S.100-109.
'^mmmmmmmmmmmmiiimmmmmsmmmmm^
[5] Vinogradova E.V., Zaharcev S.I. Rossijskaya identichnost' v camera obscura gumanitarnyh nauk. // Obrazovanie i pravo. - 2021. - №8. - S. 321-329.
[6]ZHukov V.I. Vysshaya shkola Rossii: istoricheskie isovremennye syuzhety. M.: Izd-vo MGSU «Soyuz», 2000. - 625 s.
[7] ZHukov V.I. Rossijskoe obrazovanie: istoki, tradicii, problemy. M.: Marketing, 2001. - 848 s.
[8] Zajceva L.A. Obshchij ustav universitetov1863 g.: predystoriya, harakteristika, znachenie // Lex Rus-sica. - 2016. - №9. - S.214-229.
[9] Ivanov A.E. Uchenye stepeni v Rossijskoj imperii. XVIII vek — 1917 g. M.: IRI, 1994. - 195 s.
[10] Novikov M.V., Perfilova T.B. Universitetskij ustav 1835 g. // YAroslavskij pedagogicheskij vestnik. -2012. - №3. T.1. (Gumanitarnye nauki). - S.11-20.
[11] Proekt polozheniya ob uchrezhdenii Akademii nauk i hudozhestv, 1724 g. // Ustavy Akademii nauk /otv. red. G.K. Skryabin. M.: Nauka, 1975. - S. 31-39.
[12] Rattur M.V. Rol' cennostnyh ustanovokmolodezhi v formirovanii idealov rossijskogo obshchestva: social'no-istoricheskij aspekt // Social'naya politika i sociologiya . - 2010. - №12(66). - S.129-141.
[13] Rattur M.V. Formirovanie pravovoj politiki v sfere obshchestvennogo prizreniya poddannyh v Rossijskoj imperii: istoricheskie uroki// Pravovaya politika ipravovaya zhizn'. - 2022. - №1. - S. 162-169.
[14] Russkaya zhurnalistika v dokumentah. Istoriya nadzora. / Sost. O.D.Minaeva. M.: Aspekt press, 2003. - 396 s.
[15] Savenkov A.N., ZHukov V.I. Sociologiya ugolovnogo prava (Nacional'nyj issledovatel'skij opyt). Monografiya. M.: Institut gosudarstva i prava RAN, 2020. - 464 s.
[16]StarostenkovN.V., Pechen'N.A., RatturM.V., Kopichnikova A.P., Serdyuckaya O.V., LyapunovaN.V. Metodologiya innovacionnogo razvitiya osnovnyh napravlenij istoricheskogo obrazovaniya v vuze. M.: Izd-vo RGSU, 2013. - 65 s.
'■¡mmmmmmmmmmmmmmmm^