Научная статья на тему 'К вопросу об особенностях развития юридического образования в России в XIX веке'

К вопросу об особенностях развития юридического образования в России в XIX веке Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
4178
555
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РОССИЯ / XIX ВЕК / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ПРАВОВЫЕ ШКОЛЫ / СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ / УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Васильева Л. Е.

В статье показан процесс формирования системы юридического образования в XIX в. в России. Отмечается влияние на данный процесс повышения роли законодательства и законности в управлении Россией. Однако если в первой половине XIX в. развитие отечественного юридического образования имело экстенсивный характер, к тому же сильное влияние на российскую систему образования оказали западноевропейские правовые школы, то во второй половине XIX в. положение дел меняется в лучшую сторону. В России на данном этапе начинает складываться система подготовки юристов и намечается переход к специализации учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу об особенностях развития юридического образования в России в XIX веке»

УДК 378.634 (470) «18»

К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РАЗВИТИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ В XIX ВЕКЕ

Л.Е. Васильева

Саратовский государственный университет, кафедра государственно-правовых дисциплин E-mail: jurid@info.sgu.ru

В статье показан процесс формирования системы юридического образования в XIX в. в России. Отмечается влияние на данный процесс повышения роли законодательства и законности в управлении Россией. Однако если в первой половине XIX в. развитие отечественного юридического образования имело экстенсивный характер, к тому же сильное влияние на российскую систему образования оказали западноевропейские правовые школы, то во второй половине XIX в. положение дел меняется в лучшую сторону. В России на данном этапе начинает складываться система подготовки юристов и намечается переход к специализации учебных заведений.

To a Question on Features of Development of the Juridical Education in Russia in XIX centuries L.E. Vasileva

In clause process of formation of system of the juridical education in XIX century in Russia is shown. Influence on the given process of increase of a role of the legislation and legality in management of Russia is marked. However if in first half XIX century development of the domestic juridical education had extensive character, besides strong influence on the Russian education system was rendered by the West-European legal schools in second half XIX century the state of affairs varies in the best party. In Russia at the given stage the system of preparation of lawyers starts to develop, transition to specialization of educational institutions was outlined.

Система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры. Важным шагом в совершенствовании юридического образования в современных условиях является создание учебно-методического объединения по юридическому образованию высших учебных заведений Российской Федерации. При разработке новых государственных образовательных стандартов по юриспруденции, определении стратегии ее приоритетного развития и путей реализации в целях нормального функционирования системы юридического образования, на наш взгляд, невозможно обойтись без опыта прошлого. Предметом нашего анализа является история юридического образования, особенности его развития в XIX в.

Процесс зарождения различных форм юридического образования в России проходил сложно и длился более 100 лет. Он развивался под

влиянием насущных потребностей общества и способствовал становлению Российской империи. Особая роль принадлежала Петру I, который дал энергичный импульс процессу создания основ светского юридического образования, имевшего практическую направленность.

Становление отечественной системы высшего юридического образования, безусловно, связано с деятельностью М.В. Ломоносова, фактически организовавшего Московский университет и заложившего фундамент концепции университетского юридического образования. К концу XVШ в. российская система юридического образования включала в себя следующие составные элементы: деятельность юридического факультета Московского университета (высшее звено), преподавание различных правовых курсов в учебных заведениях повышенного типа (среднее звено), изучение основ юриспруденции с будущими чиновниками в специальных школах непосредственно на службе в государственных органах управления (низшее звено).

Тогда же отчасти удалось преодолеть сильное зарубежное влияние на юридическое образование России через приглашенных профессоров-иностранцев, русских преподавателей, прошедших подготовку в странах Европы, а также через нормативные акты и учебные пособия по правовым дисциплинам других государств. Благодаря напряженной учебно-научной деятельности, прежде всего, профессоров Московского университета в тот период были заложены прочные основы отечественной системы юридического образования, была сформирована концепция и структура юридического образования в Московском университете, появилась профессура из «природных россиян» (С. Е. Десницкий и И. А. Третьяков), был создан первый труд по российскому праву (Ф.Г. Дильтей «Начальные основания вексельного права, а особливо русского купно со шведским». М., 1768)1.

В первой половине XIX в. процессы, зародившиеся в предшествующий период, получают дальнейшее развитие: продолжает формироваться система юридического образования России. С начала XIX в. влияние европейской юриспруденции уже более опосредованно, преимущественно через формирование доктринального мировоззрения у юристов-россиян, направлявшихся за рубеж для подготовки диссертаций2.

Особое место в политике Российского государства отводится подготовке профессорско-

© Л.Е. Васильева, 2008

Известия Саратовского университета. 2008. Т. 8. Сер. Экономика. Управление. Право, вып. 1

преподавательского состава. Вокруг молодой профессуры, которая направлялась, прежде всего по инициативе М.М. Сперанского, в университеты Европы (в 1835 г. в Германию для продолжения обучения были направлены уже 84 человека), постепенно формировались во вновь создаваемых университетах кафедры, готовились юридические кадры, которые впоследствии смогли провести судебную реформу 1864 года. Такая традиция в области формирования научной элиты, и не только в области юриспруденции, культивировалась вплоть до 1917 года.

Усложненная законодательная система становилась все менее доступной малообразованным чиновникам государственного аппарата, узаконения нередко оседали мертвым грузом в присутственных местах, а для решения дел подбирались лишь «подходящие» законы. Управление страной, регулирование отдельных сторон ее жизни, юридическая практика все более требовали привлечения специалистов в области законодательства

- «опытных законоведцев»3.

Таким образом, потребность в подготовке юристов в России в первой половине XIX в. была неразрывно связана с политикой российского самодержавия в области различных сторон законодательной деятельности (от издания законодательных актов до их реализации), поэтому данный период характеризовался значительным повышением роли законодательства и законности в управлении Россией. Преобразования в политической системе первой четверти XIX в., формирование процедуры издания законов получили свое логическое продолжение в систематизации законодательства, завершившейся изданием Полного собрания (1830 г.) и Свода законов (1832 г.) Российской империи. В последующие годы были кодифицированы в рамках Уложения о наказаниях уголовных и исправительных (1845 г.) уголовные законы4.

Основным центром юридического образования стали юридические факультеты императорских университетов (например, Московского, Санкт-Петербургского, Казанского, Харьковского и т.д.). Кроме указанных учебных заведений основы юридического образования преподавались в военных академиях, офицерских школах, военных училищах, кадетских (морских) корпусах, военных гимназиях. В 1857 г. в 12 учебных заведениях России можно было изучать юридические науки. Российская молодежь - мужчины, а со второй половины XIX в. и женщины - стремилась получить высшее образование, в том числе и юридическое, за рубежом5.

Новые тенденции в развитии русской юриспруденции, которые определили ее эволюцию в дальнейшем, привели к перестройке программы юридического образования. «До издания Свода,

- отмечал правовед А. Орлов в статье о юридическом образовании в России, опубликованной в 1850 г. в журнале «Современник», - науки за-

коноведения были в самом жалком положении. Читали римское право, объясняли институты и пандекты, излагали историю римского права, раскрывали некоторые теории государственного, гражданского и уголовного права, а русское законодательство стояло на самом последнем плане»6, и это не могло не привести к отсутствию оригинальной отечественной юридической системы образования, такой, какие были в развитых странах Западной Европы.

Юридическое образование в первой половине XIX в. развивалось слабо из-за отсутствия соответствующей базы: свободный обмен мнениями был затруднен, высшие юридические заведения слишком малочисленны, политика российского правительства была направлена против поступления выходцев из многих сословий в высшие учебные заведения. Деятельность правительства по воздвижению всевозможных «умственных плотин» отчетливо видна уже в новом университетском Уставе, принятом 26 июля 1835 г. Данный Устав лишал университеты самоуправления и некоторых привилегий: правомочия университетских советов урезывались, управление университетами фактически было передано в руки назначаемых попечителей учебных округов7.

Условия получения юридического образования заметно ухудшились: цензура, гонения на профессоров и преподавателей, наличие разного рода правил, инструкций. Уже за два года до принятия Устава было прекращено преподавание естественного права. Согласно Уставу обязательными предметами для всех факультетов стали богословие, церковная история и действующее русское право, точнее законоведение (т. е. простой пересказ действующего российского законодательства, сообщение при этом отрывочных сведений из области государственного, гражданского и уголовного законодательства)8. Преподавание государственного права европейских стран было поставлено под надзор попечителей, а в 1850 г. было прекращено. Теория вопроса, историческое и философское осмысление излагаемого законодательства фактически отсутствовали. Программы по каждому предмету, «входящему в круг университетского учения», подлежали утверждению министерством народного просвещения. Эти причины и привели юридическую школу накануне реформ к состоянию, которое можно охарактеризовать как догматически-стагнационное.

Однако иначе не могло быть в условиях самодержавной России середины XIX в., что и привело ее к коренным реформам либерального характера в важнейших сферах общественной жизни, в том числе и в образовании.

1855 г. положил начало новому периоду в политической жизни России. В царствование Александра II правительство обнаружило готовность проводить реформы, либеральные дворяне «подняли головы». В первую очередь это были профессора, преподаватели университетов (на-

60

Научный отдел

пример, возвратившаяся из европейских университетов большая группа молодых, талантливых и широкообразованных преподавателей на юридическом факультете Московского университета

- Крылов, Баршев, Редькин, Лешков9), но сама система юридического образования была мало приспособлена к тому, чтобы готовить правоведов, востребованных обществом.

Необходимость коренных перемен в развитии российской системы образования стала остро ощутимой во второй половине XIX в.: резко возросло количество законов и, как следствие, усилился хаос в законодательстве, преодолеть который можно было лишь качественно новой организацией правового материала или же распределением его по отраслям и институтам. Сугубо практическая, прикладная по своему характеру юриспруденция не могла обеспечить решение этой задачи. Для этого необходимо было развитие «теоретической юриспруденции и создание широкого круга юридически образованных лиц»10.

В России на данном этапе наметился переход к специализации учебных заведений, который проявился в формировании и оформлении некоторых их видов: сложились учебные заведения по подготовке юристов общего, универсального характера (юридические факультеты университетов) и ведомственные, обеспечивающие подготовку юристов для министерства юстиции, министерства внутренних дел, военного министерства (училище правоведения, аудиторское училище и др.). Были также созданы юридические лицеи специального отраслевого характера, выпускающие специалистов с юридической подготовкой для торговли и промышленности. Окончательно складывается система подготовки чиновников с юридическим образованием для ведомств. Характерно то, что эта определенная «специализация» юридических учебных заведений была предопределена прежде всего практическими потребностями применения законодательства в различных сферах общественной и хозяйственной жизни страны.

Таким образом, система юридического образования во второй половине XIX в. выполняла очередной заказ правительства, направленный на правовое оформление реформ по отмене крепостного права, реорганизации местного самоуправления, осуществления военной, финансовой (банковской) и т.д., и в первую очередь подготовку правоведов для судебной реформы 1864 г. Сама подготовка судебной реформы, разработка Судебных уставов основывались на тщательном изучении европейского законодательства, практики функционирования судебной системы, изучении теории судоустройства и судопроизводства. Один из сторонников радикальной судебной реформы Д.А. Оболенский указывал на необходимость заимствования юридических начал, выработанных в Западной Европе, которые «уже... перешли в область практики» и «отнюдь не составляют принадлежность одной какой-нибудь страны, но

суть общечеловеческое достояние»11. Проведение Судебной реформы 1864 г. стимулировало интерес к юриспруденции, сделало престижной и востребованной профессию юриста, способствовало не только экстенсивному, но и интенсивному развитию юридического образования и юридической науки, поскольку понадобилось большее количество юристов нового типа, умеющих работать в условиях состязательного процесса, соответствующего рыночной экономике, которая активно стала формироваться в пореформенной России.

Реформы 60-х гг. XIX в. не привели к открытию новых юридических учебных заведений, хотя потребность государства в юристах возросла, а вот качество юридического образования улучшается. Проведение реформ повлекло расширенную и углубленную подготовку юристов по отраслям права. Учебная программа подготовки правоведов, сложившаяся в первой половине XIX в., была закреплена университетским Уставом 1863 г. и включала уже, кроме обязательного для всех факультетов богословия, 13 общих и специальных юридических дисциплин12. Сложилось как бы три блока учебных предметов. Первый включал необходимые для «законоведа» общетеоретические предметы; второй предполагал основательную историкоправовую подготовку; третий «приготовлял» студентов к знанию российского законодательства. Кроме того, в качестве специального курса изучалась политическая экономия и статистика. Значительное внимание уделялось практической подготовке юристов - изучению делопроизводства, работе в судах и т. п. Ко времени действия Устава 1863 г. относится возникновение в России аспирантуры как определенной системы подготовки к профессуре, в том числе и на юридических факультетах, где в тот же период создаются юридические общества, издаются журналы, газеты для совместного решения научных и практических вопросов ученых-правоведов с юристами-практиками.

Таким образом, XIX в. в истории развития юридического образования — период поступательного развития теоретической и прикладной юриспруденции в России. Он характеризуется двумя основными тенденциями: а) повышением престижности юридической профессии; б) развитием отечественной юридической науки (изменилось не только количество учебных заведений, где обучали юриспруденции, но и качество, содержание образования).

В XIX в. в России сложилась четкая система подготовки юристов в университетах, ведомственных учебных заведениях. В стенах университетов во второй половине XIX в. выросло новое поколение, ставшее гордостью не только российской, но и мировой науки (например, преподаватели-юристы, затрагивающие вопросы конституционного устройства России: П.Г. Редким, К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин, Д.И. Ка-

Право

61

Известия Саратовского университета. 2008. Т. 8. Сер. Экономика. Управление. Право, вып. 1

ченовский). Несмотря на трудности, появившиеся в жизни университетов после принятия Устава 1884 г., завоевания в сфере юридического образования были неоспоримы.

Примечания

1 Первым и единственным в течение 10 лет профессором, работавшим на юридическом факультете Московского университета, с которого фактически начиналось высшее юридическое образование России, был австрийский ученый Филипп Генрих Дильтей (1723-1781), который предпринял первые попытки серьезного изучения российского права.

2 См.: Россия: Энциклопедический словарь. Л.,1991. С.844.

3 См.: Рассохин А.В. Юридическое образование в политике Российского государства во второй половине XIX в. // Право и образование. 2006. №1. С.188.

4 См.: Кодан С.В. М.М. Сперанский и систематизация законодательства в России // Советское государство и право. 1989. №6. С.68.

5 См.: Глушаченко С.Б., Кириллова Т.К. Женское образование в России в период абсолютизма // Государство и право. 2006. №3. С.56.; Зотова Л.М. Женское лицо дореволюционной адвокатуры // Право и образование. 2003. №5. С.148.

6 ОрловА.О. О современном юридическом образовании в России (XVII - начало XX в.) // Государство и право. 2000. №9. С. 95-96.

7 См.: Общий устав Российских университетов 1835 года. (Утвержден 26 июля 1835 г.). СПб., 1835. С. 10-17.

8 Там же. С. 19.

9 См.: Аврус А.И. История российских университетов. Саратов, 1998. С.36.

10 Томсинов В.А. Развитие юриспруденции в России // Развитие русского права второй половины XVII - XVIII вв. М., 1992. С. 115.

11 См.: Коротких М.Г. Самодержавие и судебная реформа 1864 г. в России. Воронеж, 1989. С.53.

12 См.: Рассохин А.В. О системе юридического образования в России (на основе анализа университетских уставов 1835, 1863 и 1884 гг.) // Право и образование. 2004. №4. С.118.

М.П. Морев

Саратовский государственный университет, кафедра государственно-правовых дисциплин E-mail: jurid@info.sgu.ru

В статье на основе источникового материала представлен процесс становления и развития системы управления провинциями Римской державы. Показан неоднозначный характер римского присутствия в завоёванных странах. Учтено также замечание рецензента о недостаточном внимании к вопросу функционирования судебной системы в провинциях.

The Government of the Roman Provinces: the Growirg and Development

M.P. Morev

In this article (treatise) on the basis of a source material has been represented a process of the growing and development of the provincial government’s system in Roman Empire. It has been also demonstrated a various character of the Roman occupation in his provinces.

Смогут другие создать изваянья живые из бронзы Или обличья мужей повторить из мрамора лучше, Тяжбы лучше вести и движения неба искусней Вычислят иль назовут восходящие звезды,

- не спорю:

Римлянин! Ты научись народами

править державно! -

В этом искусство твое! - налагать условия мира, Милость к покорным являть

и смирять войною надменных! Вергилий, Энеида, 6.847 - 853, I в. до н. э., перевод С. Ошерова

Римской державы оплот - мужи и обычаи предков Энний. Анналы. ст 500.

Окиньте взором все части нашего государства: вы увидите, что всё совершается по велению и указанию законов

Цицерон «В защиту Авла Клуенция Габита»

(LIII.147)

Во время смут и беспорядков чем хуже человек, тем легче ему взять верх; править же в мирное время способны лишь люди честные и порядочные.

Тацит История. IV.1.

Лучше, отцы-сенаторы, управлять бедным государством, чем путём преступлений и бесчестных поступков получить горы богатств

Jul. Capit. Gelv.Pert. VII.4.

Провинции (^ provincere - завоёвывать, замирять) Римской державы были сферой само-

© М.П. Морев, 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.