УДК: 378.1
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ
О.С. Чеченихина, кандидат с-х. наук, доцент, доцент кафедры биотехнологии и пищевых
продуктов, ФГБОУ ВО Уральский ГАУ (Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 42, 89122270251)
В.Н. Синько, старший преподаватель кафедры философии, ФГБОУ ВО Уральский ГАУ (Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 42, 89195806593)
Ключевые слова: профессиональное становление; самоопределение; развитие молодежи; учащиеся школ; студенты; аграрные профессии; непрерывное образование; конкурсы профессионального мастерства.
Аннотация. В настоящее время молодежи очень сложно определиться со своей будущей профессией. Очевидна необходимость разработки и совершенствования эффективной системы профориентации школьников с самого раннего возраста. Кроме того, при успешной реализации профориентационной деятельности важно обеспечивать непрерывную траекторию профессионального развития молодежи, добиваться самых высоких результатов в повышении уровня трудоустройства выпускников вузов по профессии. С этой целью в ФГБОУ ВО Уральский ГАУ создан Центр профессионального развития молодежи, специалисты которого разработали и приступили к реализации образовательного проекта для школьников «Агрошкола», для студентов университета «Я в профессии». Формы реализации данных проектов разработаны с учетом результатов социологических опросов школьников старших классов и студентов выпускных курсов. Выявлено, что к середине учебного года только 48,0% школьников определились с выбором высшего учебного заведения, из них 31,0% это сделали уже давно. При этом лишь 22% студентов на вопрос «Пойдете ли вы работать по профессии по окончании вуза?» ответили «Да, несомненно». Созданные проекты способствуют реализации основных целей федеральных и национальных проектов, в задачи которых входит формирование эффективной системы выявления и поддержки одаренных детей и молодёжи; предоставление возможностей для профессионального и карьерного роста молодежи.
THE DEVELOPMENT OF THE PROFESSIONAL FORMATION OF YOUNG PEOPLE
O. S. Chechenikhina, candidate of agricultural Sciences, associate Professor, associate Professor, Department of biotechnology and food ENGINEERING IN the Ural GAU (Yekaterinburg, Karl Liebknecht str., 42, 89122270251)
V. N. Sinko, senior lecturer of the Department of philosophy, Fgbou IN Ural GAU (Yekaterinburg, Karl Liebknecht str., 42, 89195806593)
Keywords: professional development; self-determination; youth development; school students; students; agricultural professions; continuing education; professional skill competitions.
Abstract. Currently, it is very difficult for young people to decide on their future profession. There is an obvious need to develop and improve an effective system of vocational guidance for schoolchildren from an early age. In addition, it is important to ensure a continuous trajectory of professional development of young people, to achieve the highest results in increasing the level of employment of University graduates in the profession. For this purpose, the center for professional development of young people was created in the Ural state UNIVERSITY, whose specialists developed and started implementing an educational project for students of the "agro school", for students of the "I am in the profession" University. The forms of implementation of these projects are developed taking into account the results of sociological surveys of high school students and graduate students. It was revealed that by the middle of the school year, only 48.0% of students decided on the choice of higher education institution, of which 31.0% did it for a long time. At the same time, only 22% of students answered the question "will you go to work by profession after graduation?" the answer was" Yes, undoubtedly." The created projects contribute to the implementation of the main goals of Federal and national projects, whose tasks include the formation of an effective system for identifying and supporting gifted children and young people; providing opportunities for professional and career growth of young people.
Рецензент: Степанов Алексей Владимирович, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент ФГБОУ ВО Уральский ГАУ
Одной из целей Национального проекта «Образование» является воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций. В числе задач нацпроекта находятся формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи; развитие системы
профессиональных конкурсов в целях предоставления гражданам возможностей для профессионального и карьерного роста [1].
Институт образования всегда выступал неким социальным лифтом - возможностью перемещения из одного социального слоя в другой. «Задача обеспечения «социального лифта» для талантливой молодёжи в условиях изменчивой и конкурентной экономики стала приоритетной. В современном обществе, не окончив школу, университет, колледж, фактически нельзя достичь какого-либо «высокого положения» [2]. Для реализации амбиций, устремлений, надежд молодому человеку необходима благоприятная среда. Многие цели могут стать недосягаемы для человека без соответствующего образования. И именно образование является важнейшей инструментальной ценностью, как ступень к будущему успеху. Этим объясняется возрастающий поток молодежи в университеты и колледжи [3, 4, 5, 6].
В современном мире, как правило, детям в возрасте 16-18 лет довольно сложно определиться со своей будущей профессией. Необходима эффективная система профориентации школьников с самого раннего возраста. Учеными установлено, что сведения о различных видах профессий особенно активно пополняются у ребенка в возрасте 10-11 лет [7].
По данным исследования Российской Академии образования, около 50,0% старшеклассников не соотносят выбор профессии со своими реальными возможностями; 46,2% ориентируются при решении этого вопроса на мнение родителей и родственников; 67,0% не имеют представления о сущности трудовых обязанностей, выполнение которых подразумевает в дальнейшем избранная для продолжения обучения специальность [8, 9].
При успешной профориентации школьников для поступления в вузы по заранее выбранной профессии очень важно организовать непрерывную траекторию профессионального самоопределения молодежи. Необходимо организовать учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы выпускники вуза трудоустраивались по профессии.
Сегодня система подготовки молодых специалистов в образовательных упреждениях высшего и среднего образования направлена на то, что выпускники вузов должны быть готовы постоянно совершенствовать свои знания, повышать квалификацию. Необходимо воспитывать в них потребность и готовность постоянно развиваться, совершенствовать свой профессионализм. Образование в России сегодня всё больше становится ориентированным на овладение студентами определенной совокупностью компетенций [10].
Перед всей системой образования Российской Федерации стоит задача подготовить молодого человека к реалиям современной жизни, по возможности обеспечить молодому специалисту формирование профессионального и личностного роста в целом [11].
Цель и методика исследований При проведении исследованияавторами была проанализирована психолого-педагогическая и научно-методическая литература по изучаемой проблеме; обобщен собственный опыт профориентационной работы в вузе.
Прежде чем приступить к разработке профориентационной системы в Свердловской области в рамках развития агропромышленного комплекса, на базе ФГБОУ ВО Уральского ГАУ было создано специализированное структурное подразделение «Центр профессионального развития молодежи», в задачи которого входит в том числе и профориентация детей и молодежи.
С целью разработки стратегии и плана развития Центра, в том числе создания образовательного проекта «Агрошкола» и организации агроклассов, в декабре 2018 года проведено социологическое исследование среди школьников 11 классов города Екатеринбурга (п = 200 человек).
Для разработки образовательного проекта «Я в профессии» проведен онлайн-опрос студентов выпускных курсов, обучающихся в ФГБОУ ВО Уральский ГАУ по разным программам направления подготовки и специальностей (п = 145 человек).
Результаты исследований Установлено, что большинство школьников (33,0%) предпочитают заниматься только учебой, не отвлекаясь на что-то другое (волонтерство, общественная, спортивная или творческая деятельность). При этом 28,0% детей хотели бы совмещать учебу и общественную или спортивную деятельность (таблица).
Таблица - Результаты опроса учащихся общеобразовательных школ Свердловской области
Вопрос Вариант ответа Результат опроса, %
Из предложенных вариантов выберите наиболее подходящий Вам Я являюсь активистом у себя в школе (волонтер, спортсмен, член Совета школы и пр.) 20
Я хотел бы стать активистом у себя в школе 4
Я занимаюсь только учебой. Но хотел (ла) бы одновременно попробовать другую деятельность (общественную, спортивную и пр.) 28
Я занимаюсь только учебой в школе и не хочу тратить свое свободное время на что-то 33
еще
Другое 11
Вы сделали выбор в каком вузе Вы будете учиться? Да, уже давно 31
Да, совсем недавно 17
Нет, но планирую в ближайшее время 39
Нет, пока занят другими делами 6
Другое 7
Знаете ли Вы, что в вузах есть специальные подразделения (отделы, центры), которые занимаются профориентацией школьников? Да, знаю. Пользовался (лась) их услугами 11
Да, знаю. Но никогда не обращался к ним 45
Да, что-то слышал (а) 35
Нет, никогда не слышал (ла) 10
Другое 0
Знаете ли Вы, что во многих вузах организованы и функционируют творческие коллективы, общественные объединения и клубы по интересам? Да, знаю. Активно принимаю участие в их работе 5
Да, знаю. Но не знал (ла), что тоже могу там участвовать 25
Да, что-то слышал (а) 58
Нет, никогда не слышал (ла) 8
Другое 4
Вы бы хотели начать знакомство с Вашим будущим вузом и принимать активное участие в его жизни, будучи учеником? Да, и как можно раньше 31
Да, но в выпускных классах 18
Да, может быть. Никогда не думал (ла) об этом 36
Нет, в этом нет никакой необходимости 10
Другое 0
Если бы Вас пригласили принимать участие в мероприятиях (научных, творческих, спортивных, общественных и пр.) какого-либо вуза, это бы повлияло на Ваш выбор места получения высшего образования в дальнейшем? Да, скорее всего я бы выбрал (ла) именно тот вуз, в жизни которого я уже участвовал (ла) 9
Да, это повлияло бы на мой дальнейший выбор вуза 38
Нет, не уверен (на), что это как-то повлияло бы на мой дальнейший выбор вуза 42
Нет, я не собираюсь принимать участие в мероприятиях какого-либо вуза 5
Другое 4
Опрос был проведен в середине учебного года. К этому времени только 48,0% респондентов определились с выбором высшего учебного заведения, из них 31,0% это сделали уже давно.
Почти все опрошенные знали или «что-то слышали» о том, что в вузах есть специальные подразделения (отделы, центры), которые занимаются профориентацией школьников. Только лишь 11,0% из них пользовались подобными услугами. При этом, как правило, профориентация школьников в большинстве рядовых вузах ограничивается показом видеоролика о достижениях университета, раздачей информационных буклетов и тому подобное.
Очевидно, что в сегодняшних условиях этой работы недостаточно. Необходим разносторонний, комплексный и непрерывный подход к профессиональному становлению молодежи.
Центр профессионального развития молодежи ФГБОУ ВО Уральский ГАУ предлагает детям, будучи еще школьниками, уже сейчас принимать участие в творческих и спортивных коллективах, общественных объединениях университета. Многие из ребят знают о внеучебной деятельности организаций высшего образования, но четверть от общего числа опрошенных ответили «Я не знал (ла), что тоже могу там участвовать».
На наш вопрос «Если бы Вас пригласили принимать участие в мероприятиях (научных, творческих, спортивных, общественных и пр.) какого-либо вуза, это бы повлияло на Ваш выбор места получения высшего образования в дальнейшем?» почти половина будущих выпускников (42,0%) ответили «Нет, не уверен (на), что это как-то повлияло бы на мой дальнейший выбор вуза». При этом 38,0% респондентов считают, что это повлияло бы на их дальнейший выбор вуза. Возможно, такие ответы свидетельствуют о недостаточной информированности школьников о подобных возможностях.
Но кроме творчества, спорта и научной деятельности, главным для школьников остается выбор своей будущей профессии.
На сегодняшний день среди молодого поколения, к сожалению, не так популярны аграрные специальности. Думаем, что одной из причин является недостаток информации об актуальности и необходимости такой отрасли. Современное российское село находится на пороге серьезных преобразований во многих сферах жизнедеятельности, поэтому оно остро нуждается в притоке молодых, работоспособных, квалифицированных специалистов. Назрела необходимость принятия неотлагательных мер по профориентации молодых людей, в том числе из сельской местности.
В Уральском ГАУ одной из самых актуальных мер в данном направлении стало создание и развитие образовательного проекта «Агрошкола».
Целью проекта является развитие оптимальной системы профессионального образования детей и молодежи в рамках агропромышленного комплекса путем создания агроклассов на базе сельских школ Свердловской области и города Екатеринбурга.
К основным задачам проекта относятся: 1. повышение эффективности профориентационной работы среди обучающихся общеобразовательных организаций; 2. оказание помощи сельской молодежи в вопросах профессиональной ориентации в рамках развития агропромышленного комплекса, а также карьерного и личностного роста; 3. формирование у молодежи личностных потребностей в трудовой деятельности и социальной активности посредством приобщения их в общественной и научной
деятельности; 4. вовлечение молодых людей в предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе Свердловской области; 5. социальная адаптация и психологическое сопровождение молодежи; 6. создание системы работы по повышению социального статуса и престижа аграрных профессий, совершенствование работы по поддержанию положительного имиджа аграрных профессий в профессиональных, академических и деловых сообществах.
Среди разнообразных методов для реализации задач большая роль отводится развитию прямых связей и сотрудничества на договорной основе с базовыми школами и межшкольными образовательными центрами по созданию «Агроклассов» на базе школ 30 районов Свердловской области и города Екатеринбурга, осуществление совместных образовательных программ «Введение в аграрный бизнес» и научных проектов с участием преподавателей Университета: офлайн занятия, мастер-классы, онлайн вебинары, экскурсии на передовые предприятия агропромышленного комплекса области; ведение научно-исследовательских проектов; открытые уроки среди школьников по предмету «Введение в профессию» на тему «Аграрные профессии будущего»; работа профильных отрядов «Аграрий» в период летних школьных лагерей на базе сельских школ области.
Обучаясь в агроклассах, школьники знакомятся со своей будущей профессией, создают научные, творческие и социальные проекты, получая дополнительные баллы при учете индивидуальных достижений в приемной комиссии вуза. Итогом данной работы является успешное поступление абитуриента из числа агроклассника на специальность или направление подготовки, выбранные еще в школьные годы.
Но на этом профессиональное становление молодежи не оканчивается. Чтобы студент университета стал высококвалифицированным и востребованным специалистом, важна правильно разработанная и четко реализованная траектория непрерывного профессионального образования.
Качество подготовки молодых специалистов в ФГБОУ ВО Уральский ГАУ находится в прямой зависимости от глубины полученных студентами знаний в ходе теоретического курса обучения, отработки и закрепления практических навыков в процессе производственной практики.Имеющиеся в вузе педагогический потенциал, методическое обеспечение, применение современных технологий обучения позволяют успешно осуществлять теоретическую и практическую подготовку будущих специалистов.
В Университете есть все возможности для отработки и закрепления практических навыков студентов. Однако, как показывает статистика прошлых лет (2018 - 2019 гг.), лишь 77 - 81% выпускников Университета трудоустраиваются по профессии.
По данным онлайн-опроса, который провели специалисты Центра профессионального развития молодежи УрГАУ в декабре 2019 года среди студентов, только 49% опрошенных знают, какими компетенциями должен обладать настоящий профессионал своего дела.
Из них 73,1% студентов отдали предпочтение специальной профессиональной компетенции. Лишь 22% студентов на вопрос «Пойдете ли вы работать по профессии по окончании вуза?» ответили «Да, несомненно».
При этом 64,1% респондентов хотели бы попробовать свои силы в конкурсах профессионального мастерства различного уровня в период студенчества, поскольку считают, что участие в них - мотивация к дальнейшему профессиональному росту.
Всего лишь 9% сосредоточилось на ответе «Участие в конкурсе профмастерства -это всего лишь возможность «засветиться» и получить хорошую оценку преподавателя». 27,6 % студентов без сомнения считают, что работодатель обращает внимание при приеме на работу молодого специалиста на результат участие его в конкурсах профессионального мастерства, ведь участие в них демонстрирует уровень квалификации. Примерно 20% ответов пришлось на вариант «Для работодателя неважен предыдущий опыт потенциального работника».
В связи с этим очевидна необходимость реализации проекта ФГБОУ ВО Уральский ГАУ «Я в профессии».
Цель проекта - создание эффективной системы содействия профессиональному развитию обучающихся Университета. В задачи проекта входит:
1 популяризация аграрных профессий;
2 стимулирование студентов выпускных курсов к трудоустройству по профессии;
3 организация участия студентов в конкурсах профессионального мастерства;
4 расширение экспертного сообщества;
5 укрепление социального партнерства.
Среди эффективных форм реализации проекта находится популяризация аграрных профессийпосредством Интернет-ресурсов, печатной продукции и мероприятий профориентационной направленности.
Трудоустройство студентов по профессии после окончания образовательного учреждения зависит от многих факторов, в числе которых отсутствие у большинства выпускников необходимой социально-трудовой культуры - навыков самоопределения на рынке труда, развития трудовой карьеры, ведения переговоров с работодателями по вопросам трудоустройства [12].
Стимулирование студентов выпускных курсов к последующему трудоустройству по профессииявляется неотъемлемой частью работы Университета. В задачи вуза входит проведение встреч студенческой молодежи с руководителями передовых предприятий, успешными бизнесменами и представителями власти.
Особенное значение при реализации данной работы должно отводиться организации участия студентов Университета (в том числе из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья) в конкурсах профессионального мастерства различного уровня, которые находятся сегодня на пике популярности.Подготовка обучающихся к участию в таких конкурсах выступает одним из основных факторов повышения их профессиональной компетентности. Не стоит забывать об организации отборочных этапов внутри образовательной организации, что позволит конкурсантам и победителям более активно и эффективно осуществлять подготовку к Всероссийским и международным этапам конкурсов.
Одним из вариантов оценки качества подготовки обучающихся является оценка на соответствие каким-либо образом сформированному комплексу специальных требований. Самым ярким примером данной деятельности является оценочная работа жюри во время проведения конкурсов профессионального мастерства [13, 14, 15].
Немаловажным условием эффективной работы в направлении развития профессионального становления студенческой молодежи является расширение экспертного сообщества посредством участия сотрудников Университета в конкурсах профессионального мастерства в качестве экспертов. Это способствует повышению квалификации педагогических кадров образовательной организации и улучшению качества образования в целом.
Предполагаемые результаты реализации проекта:
1 повышение престижа аграрных профессий;
2 увеличение трудовой активности молодых людей, повышение доли трудоустроенных выпускников вуза в секторе АПК;
3 выявление и продвижение талантливой молодежи среди студентов - будущих профессионалов по различным компетенциям;
4 расширение экспертного сообщества в рамках реализации конкурсов профессионального мастерства различного уровня;
5 развитие и укрепление социального партнерства с передовыми предприятиями АПК Свердловской области и других регионов страны в рамках проекта.
Именно на молодежь возлагаются большие надежды на возрождение села, ибо она наиболее восприимчива к инновациям, адаптивна к новым условиям жизни. Ей присущи
энергия, мобильность, высокий уровень стремления к личностно-профессиональному самоутверждению, творческий потенциал, активная жизненная позиция. Все эти качества востребованы современной рыночной экономикой [16, 17].
Выводы. Рекомендации Созданные на базе ФГБОУ ВО Уральский ГАУ образовательные проекты «Агрошкола» и «Я в профессии» призваны способствовать профессиональному становлению молодежи, достижению основных целей национального проекта «Образование», в числе задач которого значится формирование эффективной системы выявления и поддержки одаренных детей и молодёжи; предоставление возможностей для профессионального и карьерного роста молодежи.
Эффективная профориентационная работа среди школьников, основанная на принципах разнообразия и системности, с огромным вниманием к проектной деятельности позволяет обеспечивать разносторонний, комплексный и непрерывный подход к профессиональному становлению молодежи.
Конструктивное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса и работодателей будущих специалистов АПК, инновационное проектирование в сфере профессиональной подготовки студентов будут способствовать созданию эффективной системы содействия профессиональному развитию обучающихся Уральского ГАУ.
Список литературы
1 Национальный проект «Образование» 2018-2024 (от 24.12.18 г.). [Электронный ресурс] URL: http s:// strategy24. ru/rf/proj ects/proj ect/vi ew? slug=natsi onal -nyyproyektobrazovaniye&category=education (Дата обращения: 26.06.2019).
2 Луц Ю.А. «Социальный лифт» в концепции П. Сорокина// Вестник науки и образования. 2016. №7 (19). С. 100.
3 Карташова Е.И. Современная система профессиональной ориентации// Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2016. №2 (11). С. 138-140.
4 Патрахина Т.Н., Вялкова К.С. Профориентационная работа в вузе: проектный подход// Концепт. 2018. №4. С. 271-279.
5 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-Ф3. [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (Дата обращения: 26.06.2019).
6 Моцарь Л.С., Некрасов С.Д. О готовности студента вуза к профессиональной деятельности// Южно-российский журнал социальных наук. 2011. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-gotovnosti-studen.. (дата обращения: 15.01.2020).
7 Касьянова Т.И., Мальцев А.В., Шкурин Д.В. Профессиональное самоопределение старшеклассников как общественная проблема //Образование и наука. 2018. - Том20. -№7. - С. 168-187.
8 Чистякова С.Н. Цель концепции определена верно // Профессиональное образование. Столица. 2015 - №10. - С. 11-13.
9 Арендачук И.В. Проблема выбора профессии современными старшеклассниками// Профессиональная ориентация. 2017. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-vybora-pro.. (дата обращения: 15.01.2020).
10 Арсланова М.А., Синько В.Н. Работа с историческими источниками как средство активизации познавательного процесса//Проблемы гуманизации и гуманитаризации образования в России: Материалы I Всероссийской (национальной) научно-практической конференции (26 января 2018 г.). Курган: Изд-во Курганской ГСХА. 2018. С. 55
11 Петрова В. И. Система непрерывного образования в профессиональной подготовке молодых специалистов технических вузов// Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). СПб.: Свое издательство. 2016. С. 20-23. URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/209/11530/ (дата обращения: 09.01.2020)
12 Черноскутов В.Е. Актуальные проблемы трудоустройства студентов и выпускников вузов// Развитие территорий. 2015. №2. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/aktualnye-problemy-trudoustroystva-studentov-i-vypusknikov-vuzov (дата обращения: 12.01.2020).
13 Зайко Е.М., Статирова О.И. Конкурсы профессионального мастерства как механизм управления качеством профессионального образования. Опыт Челябинской области// Инновационное развитие профессионального образования. 2015. №2 (08). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konkursy-profession.. (дата обращения: 15.01.2020)
14 Бакаева П.Е. Конкурсы профессионального мастерства: проблемы и опыт решения// Инновационное развитие профессионального образования. 2016. №1 (09). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konkursy-profession.. (дата обращения: 15.01.2020).
15 Малыгина И.О. Значение конкурсов профессионального мастерства в формировании профессиональной компетентности// Образование. Карьера. Общество. 2015. №3 (46). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-konkursov.. (дата обращения: 15.01.2020).
16 Чеченихина О.С Синько В.Н. Перспективы развития агроклассов в системе непрерывного образования Уральского ГАУ//Международный научный журнал «Аграрное образование и наука». 2019. № 2. С. 16.
17 Гладкова И.А., Фомин В.Н. Показатели результативности профессионального становления личности// Среднерусский вестник общественных наук. 2017. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pokazateli-rezultat.. (дата обращения: 15.01.2020).
List of references
1 Nacional'nyjproekt «Obrazovanie» 2018-2024 (ot 24.12.18 g.). [Jelektronnyj resurs] URL: https://strategy24.ru/rf/projects/project/view?slug=natsionalnyyproyektobrazovaniye&category= education (Data obrashhenija: 26.06.2019).
2 Luc Ju.A. «Social'nyj lift» v koncepcii P. Sorokina ["Social Elevator" in the concept of P. Sorokin] // Vestnik nauki i obrazovanija [Bulletin of science and education]. 2016. №7 (19). 100p. (in Russian)
3 Kartashova E.I. Sovremennaja sistema professional'noj orientacii [Modern system of professional
orientation]//VestnikOmskogogosudarstvennogopedagogicheskogouniversiteta.Gumanitarnyeissl edovanija [Bulletin of Omsk state pedagogical University. Humanitarian research]. 2016. №2 (11). Pp. 138-140. (in Russian)
4 Patrahina T.N., Vjalkova K.S. Proforientacionnaja rabota v vuze: proektnyj podhod [Career guidance in higher education: project approach]// Koncept [Concept]. 2018. №4. Pp. 271-279. (in Russian)
5 Federal'nyjzakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» ot 29.12.2012 N 273-FZ. [Jelektronnyjresurs] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (Data obrashhenija: 26.06.2019).(in Russian)
6 Mocar' L.S., Nekrasov S.D. O gotovnosti studenta vuza k professional'noj dejatel'nosti[About the readiness of a University student for professional activity]// Juzhno-rossijskij zhurnal social'nyh nauk[South Russian journal of social Sciences]. 2011. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-gotovnosti-studen.. (data obrashhenija: 15.01.2020).(in Russian)
7 Kas'janova T.I., Mal'cev A.V., Shkurin D.V. Professional'noesamoopredeleniestarsheklassnikovkakobshhestvennajaproblema [Professional self-determination of high school students as a social problem]//Obrazovanie i nauka [Education and science]. 2018. - Tom20. - №7. - Pp. 168-187.(in Russian)
8 Chistjakova S.N. Cel' koncepcii opredelena verno [The goal of the concept is defined correctly] // Professional'noe obrazovanie. Stolica [Professional education. Capital.]. 2015 -№10. - Pp. 11-13.(in Russian)
9 Arendachuk I.V. Problema vybora professii sovremenny mistarsheklassnikami [The problem of choosing a profession for modern high school students]// Professional'najaorientacija[professional orientation]. 2017. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-vybora-pro.. (data obrashhenija: 15.01.2020).(in Russian)
10 Arslanova M.A., Sin'ko V.N. Rabota s istoricheskimiistochnikamikaksredstvoaktivizaciipoznavatel'nogoprocessa[Working with historical sources as a means of activating the cognitive process]// Problemy gumanizacii i gumanitarizacii obrazovanija v Rossii: Materialy I Vserossijskoj (nacional'noj) nauchno-prakticheskoj konferencii[Problems of humanization and humanitarization of education in Russia: Materials of the first all-Russian (national) scientific and practical conference] (26 janvarja 2018 g.). Kurgan: Izd-voKurganskoj GSHA. 2018. P. 55. (in Russian)
11 Petrova V. I. Sistema nepreryvnogo obrazovanija v professional'nojpodgotovkemolodyhspecialistovtehnicheskihvuzov[System of continuing education in the professional training of young specialists of technical universities]// Aspekty i tendencii pedagogicheskoj nauki: materialy I Mezhdunar. nauch. konf [Aspects and trends of pedagogical science: materials of the I international conference. science. Conf]. (g. Sankt-Peterburg, dekabr' 2016 g.). SPb.: Svoeizdatel'stvo. 2016. Pp. 20-23. URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/209/11530/ (data obrashhenija: 09.01.2020). (in Russian)
12 Chernoskutov V.E. Aktual'nyeproblemytrudoustrojstvastudentovivypusknikovvuzov[Current problems of employment of students and graduates]// Razvitieterritorij[development of territories]. 2015. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-trudoustroystva-studentov-i-vypusknikov-vuzov (data obrashhenija: 12.01.2020).(in Russian)
13 Zajko E.M., Statirova O.I. Konkursyprofessional'nogomasterstvakakmehanizmupravlenijakachestvomprofessional'nogoobr azovanija. Opyt Cheljabinskoj oblasti [Professional skill contests as a mechanism for managing the quality of professional education. Experience of the Chelyabinsk region]// Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of professional education]. 2015. №2 (08). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konkursy-profession.. (data obrashhenija: 15.01.2020). (in Russian)
14 Bakaeva P.E. Konkursy professional'nogo masterstva: problem i opytreshenija [Professional skill contests: problems and solutions experience]// Innovacionnoe razvitie professional'nogo
obrazovanija[Innovative development of professional education]. 2016. №1 (09). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konkursy-profession. (data obrashhenija: 15.01.2020).(in Russian)
15 Malygina I.O. Znachenie konkursov professional'nogo masterstva v formirovanii professional'no jkompetentnosti [The importance of professional skill competitions in the formation of professional competence]// Obrazovanie. Kar'era. Obshhestvo[Education. Career. Society]. 2015. №3 (46). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-konkursov.. (data obrashhenija: 15.01.2020). (in Russian)
16 Chechenikhina O.S Sin'ko V.N. Perspektivy razvitija agroklassov v sisteme nepreryvnogo obrazovanija Ural'skogo GAU[Prospects for the development of agricultural classes in the system of continuing education of the Ural state UNIVERSITY]// Mezhdunarodnyj nauchnyj zhurnal «Agrarnoe obrazovanie i nauka»[International scientific journal " Agricultural education and science»]. 2019. № 2. P. 16.(in Russian)
17 Gladkova I.A., Fomin V.N. Pokazatelirezul'tativnostiprofessional'nogostanovlenijalichnosti[Performance indicators of professional development of the individual]// Srednerusskij vestnik obshhestvennyh nauk[Central Russian Bulletin of social Sciences]. 2017. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pokazateli-rezultat.. (data obrashhenija: 15.01.2020).(in Russian)