УДК378.1
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АГРОКЛАССОВ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УРАЛЬСКОГО ГАУ
О.С. Чеченихина, кандидат с-х. наук, доцент, доцент кафедры биотехнологии и пищевых
продуктов, ФГБОУ ВО Уральский ГАУ (Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 42, 89122270251)
В.Н. Синько, старший преподаватель кафедры философии, ФГБОУ ВО Уральский ГАУ (Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 42, 89195806593)
Ключевые слова: сельские школы, аграрное образование, непрерывное образование, профориентация, сельская молодежь, социальный лифт
Аннотация. Среди всех категорий сельского населения именно на молодежь возлагаются большие надежды на возрождение села, ибо она наиболее восприимчива к инновациям, адаптивна к новым условиям жизни. Институт образования всегда выступал некой возможностью перемещения из одного социального слоя в другой. Этим объясняется возрастающий поток молодежи в университеты и колледжи. На сегодняшний день среди молодого поколения, к сожалению, не так популярны аграрные специальности. Назрела необходимость принятия неотлагательных мер по профориентации молодых людей, в том числе из сельской местности. В статье представлен проект по реализации новых форм ранней профориентаци-онной работы среди сельской молодежи путем создания агроклассов на базе сельских школ Свердловской области. Авторы проекта опирались на передовой опыт работы вуза в данном направлении. Например, в СССР существовала в разные периоды истории полноценная, научно обоснованная система по профориентированию населения на государственном уровне. В Уральском ГАУ всегда в приоритете находилось обеспечение доступности высшего образования для сельской молодежи. Для этого двадцать лет назад была создана система довузовской подготовки. УрГАУ имеет положительный опыт взаимодействия вузов с общеобразовательными школами, средними специальными учебными заведениями, профессиональными лицеями. Сегодня среди разнообразных методов большая роль отводится развитию прямых связей и сотрудничества на договорной основе с базовыми школами и межшкольными образовательными центрами, осуществлению совместных образовательных программ «Введение в аграрный бизнес» и научных проектов с участием преподавателей Университета: офлайн занятия, мастер-классы, онлайн вебинары, экскурсии на передовые предприятия агропромышленного комплекса области; ведение научно-исследовательских проектов; от-
крытые уроки среди школьников по предмету «Введение в профессию» на тему «Аграрные профессии будущего»; работа профильных отрядов «Аграрий» в период летних школьных лагерей на базе сельских школ области.
PROSPECTS OF AGROCLASSES DEVELOPMENT IN THE SYSTEM
CONTINUING EDUCATION URAL STATE AGRICULTURAL UNIVERSITY
O. S. Chechenikhina, candidate of agricultural Sciences, associate Professor, associate Professor, Department of biotechnology and food ENGINEERING IN the Ural GAU (Yekaterinburg, Karl Liebknecht str., 42, 89122270251) V. N. Sinko, senior lecturer of the Department of philosophy, Fgbou IN Ural GAU (Yekaterinburg, Karl Liebknecht str., 42, 89195806593)
Keywords: rural schools, agrarian education, continuing education, orientation, rural youth, social Elevator
Abstract. Among all categories of the rural population, it is young people who have high hopes for the revival of the village, because it is the most susceptible to innovation, adaptive to new living conditions. The Institute of education has always been a kind of opportunity to transfer from one social layer to another. This explains the increasing flow of schools to universities and colleges. Today, agricultural specialties are not so popular among the younger generation, to the regret. There is a need to take immediate measures to provide vocational guidance to young people, including those from rural areas. The article presents the project of implementation of new forms of early professional orientation among rural youth through creation of agroklassov on the basis of rural schools Sverdlovtion region. The authors of the project relied on the best practices of the University in this area. For example, in the USSR there was in different periods of history a full-fledged, scientifically grounded system of vocational guidance of the population at the state level. In the Ural state University of EDUCATION has always been a priority to ensure the availability of higher education for rural youth. For this purpose, a system of pre-University training was created twenty years ago. Usau has a positive experience of interaction of universities with General educational schools, secondary special educational institutions, professional lyceums. Today, among the various methods, a large role is given to the development of direct ties and cooperation on a contractual basis with basic schools and inter-school educational centers, the implementation of joint educational programs
"VVE-denia in the agricultural business" and research projects with the participation of University teachers: offline classes, master classes, online webinars, excursions to the advanced enterprises of the agricultural complex of the region; conducting research projects; open lessons among students on the subject "Introduction to the profession" on the topic "Agricultural professions of the future»; the work of specialized units "Agrarians" during the summer school camps on the basis of rural schools of the region.
Рецензент: Кошелев Сергей Николаевич, доктор биологических наук, профессор ФГБОУ ВО Курганская ГСХА им. Т.С. Мальцева
Нам нужно выстроить современную профориентацию, Здесь партнерами школ должны стать университеты, научныеколлективы, успешныекомпании
В.В. Путин.
из ежегодного Послания Законодательному собранию
декабрь 2017 года
Будущее российского села напрямую связано с теми, кто будет жить и работать в нем. По неутешительным прогнозам, к 2030 году из 134 тысяч сел вРоссии останутся около 90 тысяч. Среди всех категорий сельского населения именно на молодежь возлагаются большие надежды на возрождение села, ибо она наиболее восприимчива к инновациям, адаптивна к новым условиям жизни. Ей присущи энергия, мобильность, высокий уровень стремления к личностно-профессиональному самоутверждению, творческий потенциал, активная жизненная позиция. Все эти качества востребованы современной рыночной экономикой.
Институт образования всегда выступал неким социальным лифтом - возможностью перемещения из одного социального слоя в другой. «Задача обеспечения «социального лифта» для талантливой молодёжи в условиях изменчивой и конкурентной экономики стала приоритетной. В современном обществе, не окончив школу, университет, колледж, фактически нельзя достичь какого-либо «высокого положения» [1].
Для реализации амбиций, устремлений, надежд молодому человеку необходима благоприятная среда. Многие цели могут стать недосягаемы для человека без соответствующего образования. И именно образование является важнейшей инструментальной ценностью, как ступень к будущему успеху. Этим объясняется возрастающий поток молодежи в университеты и колледжи [2, 3, 4].
На сегодняшний день среди молодого поколения, к сожалению, не так популярны аграрные специальности. Думаем, что одной из причин является недостаток информации об актуальности и необходимости такой отрасли.
Современное российское село находится на пороге серьезных преобразований во многих сферах жизнедеятельности, поэтому оно остро нуждается в притоке молодых, работоспособных, квалифицированных специалистов. Назрела необходимость принятия неотлагательных мер по профориентации молодых людей, в том числе из сельской местности.
Следует отметить, что нынешняя система профориентации во многом зиждется на том фундаменте, который был заложен в сфере профориентации в советское время.
Вопросам трудового воспитания в сельской школе в СССР уделялось большое внима-ние.К примеру, в газете «Уральский рабочий» за 3 сентября 1940 года в статье «Новое в работе сельских школ» отмечается, что «за годы сталинских пятилеток сельская школа неизмеримо выросла.С каждым новым годом, в связи с осуществлением всеобщего обязательного семилетнего обучения в деревне, сеть полных и неполных средних школ на селе будет все более расширяться. Улучшилось качество работы сельской школы, знания учащихся стали более систематическими и прочными».
Однако авторы подчеркивают, что в большинстве сельских школ все еще плохо осуществляется указание тов. В.М. Молотова о том, чтобы дать ученикам некоторую подготовку к их будущей практической работе. В сельской школе, как правило, преподавание биологии, химии, физики ведется оторвано от жизни, от практики сельского хозяйства.На весенних испытаниях в школах Ивдельского, Сл.-Туринского и ряда других сельских районов нашей области обнаружилось, что весьма часто учащиеся слепо идут за учебником, имеют лишь книжные знания о животных, растениях, о двигателях внутреннего сгорания, изучали все это по картинкам и чертежам, не заглядывая в колхозную конюшню, в поле, на машино-тракторную станцию. Школы не использовали в своей работе замечательных достижений передовиков сельского хозяйства.
Наркомпрос РСФСР, признав такое положение недопустимым, обязал районные отделы народного образования и директоров сельских школ ввести обязательные практические занятия и экскурсии по сельскому хозяйству. Это, несомненно, позволит учащимся лучше усвоить те знания, что определены учебными программами. Курс механики, физики, химии и математики дополнен практическим знакомством учащихся с устройством сельскохозяйственных орудий, машин, с химическими удобрениями и средствами против болезней и вредителей растений, с приемами измерения площадей и т.д.
В средних школах должны быть организованы пришкольные участки (размером до 0,5 га), приобретены для них мелкий сельскохозяйственный инвентарь и посадочные материалы.
Школьные библиотеки будут пополнены сельскохозяйственной литературой для учащихся и учителей.
Большую роль в этом деле должны сыграть различные кружки: юных натуралистов, садоводов, огородников, механизаторов сельского хозяйства, метеорологов и т.п. Комсомольские организации, колхозная общественность должны прийти на помощь сельской школе.
В этой же газете за 1 сентября 1955 года в статье «К новым успехам в обучении и воспитании детей» отмечается, что «в последние годы в связи с переходом ко всеобщему среднему образованию меняется целевая установка средней школы. Она должна готовить своих питомцев не только к поступлению в высшие учебные заведения, но и к практическому труду непосредственно в промышленности и сельском хозяйстве».
В годы развитого социализма в СССР существовала слаженная система профориентации. По стране работало более шести десятков региональных Центров профессиональной ориентации молодежи, а в районах — пункты профконсультации. В школах преподавался курс «Основы производства. Выбор профессии», были оборудованы кабинеты профессиональной ориентации.В учебных заведениях появились специализированные дисциплины, активно подготавливались профконсультанты. Существовали учебно-профессиональные комбинаты (УПК), в которых можно было освоить ту или иную профессию. За школами закреплялись производственные предприятия и учреждения, которые помогали в материальном и техническом оснащении учебно-воспитательного процесса, в воспитании школьников. На рабочих местах предприятий школьники проходили производственную практику. Работали лагеря труда и отдыха, где сельские школьники в ученических производственных бригадах трудились на полях и фермах, познавая азы сельскохозяйственного труда. Действовала система планирования трудоустройства молодежикак на уровне школ, так и учреждений начального, среднего и высшего образования.
Таким образом, государство признавало необходимость и важность просвещения в сфере выбора будущей профессии. В итоге в СССР существовала в разные периоды истории полноценная, научно обоснованная система по профориентированию населения на государственном уровне.
Но в 90-е годы, как и многие государственные сферы, система профессиональной ориентации практически исчезла. В основном это было связано с резким сокращением финансирования. Во многих школах соответствующие предметы пропали из учебного плана, прекратились производственные практики на предприятиях.
Несмотря на сложившуюся непростую ситуацию в то время, всегда одной из приоритетных задач Уральского ГАУ, бывшего ССХИ, являлосьобеспечение доступности высшего
образования для сельской молодежи. Для этого двадцать лет назад была создана система довузовской подготовки.УрГАУ имеет положительный опыт взаимодействия вузов с общеобразовательными школами, средними специальными учебными заведениями, профессиональными лицеями.
В 1989 году в одиннадцати сельских районах Свердловской области на базе старших классов были созданы интернатные сельские классы, где обучение учащихся велось по специальной программе. В основу этой работы был положен опыт Быньговской средней школы Невьянского района, где с 1986 года в качестве эксперимента действовал первый сельский класс. В нем учились наиболее перспективные, проявившие склонность к сельскому хозяйству учащиеся из разных школ отдаленных районов области. В 1988 году подобный класс был открыт в школе № 165 г. Свердловска для сельской молодежи из восьми северных отдаленных районов области. Руководил всей этой работой профессор В.В. Блюхер. Большой вклад в развитие этого направления в деятельности вуза внесли Н.П. Петрова, В.П. Глухих, С.К. Мингалев, В.А. Зеер.
Покупку учебного оборудования и содержание учащихся взяли на себя районные аг-ропромы, институт и передовые хозяйства. Учебные программы предусматривали получение учащимися углубленных знаний для поступления в вуз, а также получение рабочих профессий, навыков сельскохозяйственного труда. В воспитательной работе с учащимися активное участие принимал комитет ВЛКСМ, студенты вуза. Учащиеся, успешно сдавшие выпускные экзамены, зачислялись в институт.
Тесные связи ССХИ установил и с сельскохозяйственными техникумами и сельскими ПТУ, где из числа отличников набирались кандидаты для обучения в институте. Широко практиковалось комплектование студентами по заказу сельскохозяйственных предприятий и сельскохозяйственных органов из числа лиц, ими рекомендованных. В 1989 году их доля среди первокурсников составила около 70%.
Профориентационная работа велась успешно и потому, что было чем привлечь молодежь: происходили значительные перемены к лучшему в материально-технической базе, социальной инфраструктуре института.
В 1999 году отдел довузовской подготовки был реорганизован в факультет довузовской подготовки, которым успешно руководила О.Г. Лоретц.
В течение последующих лет система сельскохозяйственных классов получила свое развитие, к 2003 году в области уже функционировало 52 класса, где обучалось более 700 человек.
В целях внедрения в образовательных процесс современных форм и методов обучения, совершенствования теоретических знаний и педагогического мастерства школьных педагогов отделом довузовской подготовки проводились семинары с учителями-
предметниками, совещания и круглые столы с директорами школ по проблемам профилиза-ции сельских школ. Для учащихся сельскохозяйственных классов и подготовительных курсов организовывались дни открытых дверей, слеты сельской молодежи, олимпиады, рейтинги, осуществлялись профдиагностика, защита рефератов и проектов на научно-практических конференциях на факультетах академии. Учащиеся сельхозклассов работали над статьями, которые печатались в сборнике статей «Молодежь и наука», писали сочинения о выбранной профессии. В 2009 год на базе МОУ СОШ №7 города Ревды открыта экспериментальная площадка УрГСХА «Инновационный образовательный комплекс аграрного профиля», осуществляющий образовательный процесс по схеме «детский сад - школа - вуз».
Многие формы профориентационной работы и сегодня продолжают активно развиваться, хотя, несомненно, в большинстве своем нуждаются в обновлении и оптимизации в связи с динамично меняющимися условиями образовательной и профессиональной среды [5, 6].
В 2016 году нынешний министр просвещения Ольга Васильева выступила за «возврат к лучшим традициям советской школы». Она предложила вспомнить, что в производственных бригадах советские школьники закрепляли навыки, полученные во время трудового обучения. Они выезжали в лагеря при колхозах и по несколько часов в день работали в поле или в лаборатории, в зависимости от специализации. Школьники учились управлять комбайнами и тракторами, выводить сорта сельскохозяйственных культур, помогали на животноводческих фермах. По мнению министра,российские школы могут вернуться к советской практике вывозить школьников на производства, чтобы готовить их к работе в сфере сельского хозяйства. Васильева считает, что ученики должны получать полезные профессиональные навыки ещё в школе. Для этого в рамках предмета «Технология» по направлению «Сельское хозяйство» для школьников будут создавать агроклассы, лесничества и производственные бригады.
Одной из задач Национального проекта «Образование» 2018-2024 (от 24.12.18 г.) является формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся [7]. Именно на эту цель в том числе и направлен реализуемый в Уральском ГАУ с 2019 года проект «Агроклассы: первый шаг в успешное будущее».
С целью выработки мер поддержки для развития кадрового потенциала села утверждена государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий» (31 мая 2019 года №696), которая открывает новые возможности и поможет ещё большему числу молодых людей сделать жизненный выбор в пользу села [8]. Проект по созданию и развитию
агроклассов на базе сельских школ Свердловской области направлен и на реализацию данной программы в том числе.
Целью проекта является развитие оптимальной системы профессионального образования детей и молодежи в рамках агропромышленного комплекса путем создания агроклас-сов на базе сельских школ Свердловской области.
К основным задачам проекта относятся:
1. повышение эффективности профориентационной работы среди обучающихся общеобразовательных организаций;
2. оказание помощи сельской молодежи в вопросах профессиональной ориентации в рамках развития агропромышленного комплекса, а также карьерного и личностного роста;
3. формирование у молодежи личностных потребностей в трудовой деятельности и социальной активности посредством приобщения их в общественной и научной деятельности;
4. вовлечение молодых людей в предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе Свердловской области;
5. социальная адаптация и психологическое сопровождение молодежи;
6. создание системы работы по повышению социального статуса и престижа аграрных профессий, совершенствование работы по поддержанию положительного имиджа аграрных профессий в профессиональных, академических и деловых сообществах.
Среди разнообразных методов для реализации задач большая роль отводится развитию прямых связей и сотрудничества на договорной основе с базовыми школами и межшкольными образовательными центрами по созданию «Агроклассов» на базе сельских школ 30 районов Свердловской области, осуществление совместных образовательных программ «Введение в аграрный бизнес» и научных проектов с участием преподавателей Университета: офлайн занятия, мастер-классы, онлайн вебинары, экскурсии на передовые предприятия агропромышленного комплекса области; ведение научно-исследовательских проектов; открытые уроки среди школьников по предмету «Введение в профессию» на тему «Аграрные профессии будущего»; работа профильных отрядов «Аграрий» в период летних школьных лагерей на базе сельских школ области.
Кроме того предусмотрено: посещение школ области; организация профориентацион-ных мероприятий - «Профи-дебюты» «Дни открытых дверей», «Университетские субботы»; профессиональное предметное тестирование школьников; реализация направления «Профессиональный тьюторинг», в рамках которой студенты выпускных курсов университета явля-
ются наставниками школьников по освоению той или иной компетенции, в том числе при подготовке к конкурсу WorldSkillsRussiaJuniors.
Основные цели и задачи проекта реализуются с помощью проведения совместных мероприятий с агроклассниками и активистами молодежных общественных объединений, созданных в Университете (Инициативная группа «Ориентир», ССК «Уральские медведи», ОЦ «Волонтер Победы», Поисковый отряд «РБ: Возрождение», СОП «Миллениум» и др.); экс-пертно-консультативного обеспечения учителей по повышению эффективности проектно-исследовательской работы;организации работы направления «Школа проектирования» для агроклассников; проведения ежегодной Всероссийской научно-практической конференции для школьников «На пути к познанию», ряда предметных онлайн олимпиад и квестов.
Реализация программы «Введение в агробизнес» для агроклассников предусматривает подготовку творческих проектов для участия в конкурсных мероприятиях, организацию встреч агроклассников с успешными бизнесменами в сфере АПК и экспертами ОМ «Российский союз сельской молодежи».
Важным звеном в проекте являетсяреализация направления «Психологический десант», в которую входит ведение тренинговых программ «Я лидер», «Лидер и его команда», «Моя профессия», «Командообразование»; психологическая диагностика всех участников Агроклассов; профориентационное психологическое тестирование учащихся общеобразовательных учреждений Свердловской области; индивидуальные консультации психолога.
Повышению престижа аграрных профессий, несомненно, способствуетранняя профориентация среди школьников; организация ознакомительных экскурсий на предприятия, встреч с работодателями и работниками предприятий; проведение мастер-классов, конкурсов профессионального мастерства среди школьников; создание профориентационных роликов; популяризация успеха выдающихся выпускников аграрного вуза; пропаганда положительного опыта в аграрном бизнесе.
Целевыми группами являются учащиеся 8-11 классов и педагоги общеобразовательных сельских школСвердловской области. В перспективе участием в проекте будет охвачено 30 районов Свердловской области, 30 сельских школ, более 350 агроклассников.
Форматами проведения занятий с агроклассниками являются: факультативные занятия, организуемые учителями школ и педагогами университета в рамках образовательной программы «Введение в агробизнес»; дистанционные занятия в сети Интернет (вебинары), где лекторами выступают профессоры, доценты и преподаватели Уральского ГАУ с помощью проекта Глобальная инновационная научно-образовательная сеть ГЛОБУС в рамках просветительской программы «Киберлекторий ИПУ РАН»; выездные занятия сотрудников Уральского ГАУ с проведением опытов, практических занятий, рассмотрением теоретиче-
ских вопросов; экскурсии, организуемые Министерством АПК и продовольствия Свердловской области на передовые аграрные хозяйства области, в рамках профильной подготовки «Введение в агробизнес»;экскурсии по кафедрам и лабораториям Уральского ГАУ.
Итогами обучения в агроклассе будут являться: создание каждым учеником творческого проекта в рамках Всероссийской интеллектуальной игры «Начинающий фер-мер»;лучшие проекты отбираются конкурсной комиссией для участия в ежегодной Всероссийской научно-практической конференции для школьников «На пути к позна-нию»;победители и призеры итоговых мероприятий получат награды и ценные призы от Министерства образования Свердловской области, Министерства АПК Свердловской области, Уральского государственного аграрного университета, СРО ОМОО «РССМ»;каждый из выпускников агроклассов будет иметь преимущество при поступлении в ФГБОУ ВО Уральский ГАУ; успешно окончивших агроклассы университет пригласит к обучению по целевому набору.
Авторы проекта уверены, что агроклассы предоставляют возможность для каждого выпускника школы сделать более осознанный выбор будущей профессии через приобщение к университетской жизни уже со школьной скамьи и в дальнейшем связать свою профессию с сельским хозяйством, с экономикой и социальной сферой села.
Таким образом, для эффективной профориентационной работы в УрГАУ создаются новые условия, отвечающие вызову времени, при котором образовательная среда обретает свойства инновационной системы непрерывного образования.
Список литературы
1. Луц Ю.А. «Социальный лифт» в концепции П. Сорокина // Вестник науки и образования. 2016. №7 (19). С. 100.
2. Карташова Е.И. Современная система профессиональной ориентации // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2016. №2 (11). С. 138-140.
3. Патрахина Т.Н., Вялкова К.С. Профориентационная работа в вузе: проектный подход // Концепт. 2018. №4. С. 271-279.
4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ. [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (Дата обращения: 26.06.2019).
5. Микаэлян Д.А. Психологическое сопровождение формирования готовности старшеклассников к осознанному выбору будущей профессии. Диссертация на соискание учёной степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.07, Ставрополь, 2015. 261 с.
6. Голиченко Е.В. Роль психологического сопровождения в профориентации подростков [Электронный ресурс] URL: https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2015/11/14/rol-psihologicheskogo-soprovozhdeniya-v-proforientatsii (Дата обращения: 26.06.2019).
7. Национальный проект «Образование» 2018-2024 (от 24.12.18 г.). [Электронный ресурс] URL: https:// strategy24. ru/rf/projects/project/view? slug=natsi onal -nyy -proyektobrazovaniye&category=education (Дата обращения: 26.06.2019).
8. Государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий» (31 мая 2019 года № 696). [Электронный ресурс] URL: https://base.garant.ru/72260516/#friends(Датаобращения: 26.06.2019).
9. Баксанский О.Е. Астрономия: Психолого-дидактические технологии обучения в современной школе / О.Е. Баксанский, В.М. Чаругин. - М.: Ленанд, 2018. - 112 c.
10. Вергелес Г.И. Технологии обучения младших школьников: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. - СПб.: Питер, 2019. - 256 c.
List of references
1. Lutz J. A. "Social Elevator" in the concept of Sorokin // journal of science and education. 2016. No. 7 (19). Pp. 100.
2. Kartashova E. I. Modern system of professional orientation / / Vestnik Omsk state pedagogical University. Humanitarian research. 2016. No. 2 (11). Pp. 138-140.
3. PetroChina T. N., Vyalkov K. S. Vocational work in high school: a project-based approach is considered. 2018. No. 4. Pp. 271-279.
4. Federal law "on education in the Russian Federation" of 29.12.2012 N 273-FZ. [Electronic resource] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (accessed 26.06.2019).
5. Mikaelyan D. A. Psychological support of formation of readiness of high school students to the conscious choice of the future profession. Thesis for the degree of candidate of psychological Sciences in the specialty 19.00.07, Stavropol, 2015. 261 PP.
6. Golichenko E. V. the Role of psychological support in vocational guidance of adolescents [Electronic resource] URL: https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2015/11/14/rol-psihologicheskogo-soprovozhdeniya-v-proforientatsii (accessed 26.06.2019).
7. The national project "Education" 2018-2024 (from 24.12.18 g). [Electron resource] URL: https://strategy24. ru/rf/projects/project/view? slug=natsi onal -nyy-proyektobrazovaniye&category=education (accessed 26.06.2019).
8. State program "Integrated development of rural areas" (may 31, 2019 № 696). [Electronic resource] URL: https://base.garant.ru/72260516/#friends(accessed 26.06.2019).
9. Baksansky O. E. Astronomy: Psycho-didactic technologies of training in modern school / O. E. Baksansky, V. M. Charugin. - Moscow: Lenand, 2018. - 112 c.
10. Vergeles G. I. technology of training of younger schoolboys: a Training manual. The standard of the third generation. - SPb.: Peter, 2019. - 256 c.