Научная статья на тему 'Развитие профессионально значимых качеств специалиста в ходе выполнения дипломного проекта'

Развитие профессионально значимых качеств специалиста в ходе выполнения дипломного проекта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
388
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА СПЕЦИАЛИСТА / PROFESSIONAL COMPETITIVENESS OF GRADUATES / PROFESSIONAL COMPETENCE / PROFESSIONAL QUALITIES OF A FUTURE SPECIALIST / PERSONAL QUALITIES / PROFESSIONAL BACKGROUND AND CULTURE OF A SPECIALIST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Усенкова Елена Юрьевна

Статья содержит выводы и научно-практические рекомендации ученых по вопросам профессиональной конкурентоспособности выпускников, а также обобщение научного теоретического и практического опыта руководителей дипломных проектов. Рассматриваются вопросы формирования профессиональной культуры, личностных и профессиональных качеств выпускников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of specialists' professionally significant qualities in the process of working on the diploma projects

The aim of the present publication is to draw University lecturers' attention to the problem of raising competitiveness of the investigate graduates specializing in art. The article contains conclusions and practical recommendations of the scientists concerning professional competitiveness of the graduates, also summarizes practical experiences of the teachers supervising diploma projects of the students. The article deals with cultural requirements, personal and professional capabilities of the graduates.

Текст научной работы на тему «Развитие профессионально значимых качеств специалиста в ходе выполнения дипломного проекта»

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ СПЕЦИАЛИСТА В ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА

Е.Ю. Усенкова

Кафедра декоративного искусства Московский городской педагогический университет 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4, Москва, Россия, 129226

Статья содержит выводы и научно-практические рекомендации ученых по вопросам профессиональной конкурентоспособности выпускников, а также обобщение научного теоретического и практического опыта руководителей дипломных проектов. Рассматриваются вопросы формирования профессиональной культуры, личностных и профессиональных качеств выпускников.

Ключевые слова: профессиональная конкурентоспособность выпускников, профессиональная компетентность, профессиональные качества будущего специалиста, личностные качества профессионала, профессиональная культура специалиста.

Специалист XXI в. — личность, обладающая способностью творчески мыслить, принимать оригинальные решения в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. Молодые специалисты привлекают современных работодателей не только меньшей стоимостью на рынке труда, но и своей активностью, способностью к саморазвитию, открытостью к новым знаниям. Высокие требования, предъявляемые к выпускникам вузов, продиктованы стремительным развитием науки, информационных технологий, экономических отношений в обществе. В поиске своей профессиональной ниши выпускники вузов, еще не имеющие достаточного опыта работы и специфических профессиональных знаний, попадают в условия жесткой конкурентной борьбы и в этом соревновании вынуждены демонстрировать работодателю свои профессиональные и личностные преимущества перед другими кандидатами. Таким образом, проблема поиска работы сложна наличием противоречий между высокими требованиями работодателей к уровню профессионально значимых качеств молодого специалиста, с одной стороны, и недостаточностью профессиональной компетентности и социального опыта выпускников — с другой. Согласно социологическим исследованиям, многие работодатели считают, что проблема выпускников усиливается наличием слабой мотивации к труду, не всегда адекватным восприятием своих возможностей и крайне завышенной самооценкой.

Профессионализм — это высший уровень знаний, умений и результатов труда специалиста в данной области, а также определенная системная организация психики человека с определенной социальной направленностью, отношением к внешнему миру, к людям, к себе, к представлению о своем месте в профессиональной общности [1]. Известно, что основы профессионализма закладывает в молодого человека общество, которое обучает его в течение всей жизни в разных формах профессионального образования. Но окончательно сформировать свой профессио-

нализм может только сам человек, вырабатывая для себя индивидуальные эталоны и стратегии профессионального поведения и развития. В последние годы проблема профессионализма выпускников оказалась в центре внимания отечественной системы образования. Основным критерием качества подготовки выпускников вузов является профессиональная компетентность, которая характеризуется уровнем знаний, умений и навыков, необходимых для реализации профессионального и личностного потенциала специалиста. На наш взгляд, решение проблемы качественной подготовки выпускников следует начинать с выбора образовательных технологий вуза. Для успешного функционирования этой системы учебные заведения должны иметь обобщенную модель конкурентоспособного выпускника, критерии оценки его конкурентоспособности с учетом специфики его будущей профессиональной деятельности [5]. В данной статье представлен материал о способах решения проблемы конкурентоспособности выпускников творческого вуза, основанный на обобщении научного теоретического и практического опыта преподавателей высших учебных заведений, а также научно-практических рекомендациях современных ученых по вопросам профессиональной конкурентоспособности на примере подготовки дипломного проекта студентов специальности 070601 «Дизайн», обучающихся по квалификации: 03. «Дизайнер (дизайн одежды)».

Современные ученые считают одним из способов решения проблемы конкурентоспособности молодого специалиста целенаправленное развитие комплексной личностной потребности обучаемых в соединении узкого профессионализма и универсализма в образовательном процессе [2]. Подготовка к защите дипломного проекта является той стадией обучения, когда студенты обладают наивысшей мотивацией к приобретению как узкопрофессиональных, так и родственных специальностей, впоследствии оказывающих влияние на их профессиональную конкурентоспособность.

Подготовка дипломного проекта включает несколько основных этапов работы.

1. Исследовательский этап — проведение исследований по теме дипломного проекта: сбор исторического материала и прототипов коллекции; анализ модных тенденций (по формообразованию, ассортименту одежды, тканям и материалам для одежды и аксессуаров, фурнитуре, цветовой гамме, способам отделки и др.); изучение рынка модной продукции, требований к одежде, спроса, ценовой политики; предварительный расчет себестоимости будущей коллекции.

2. Проектный этап — подготовка иллюстрационного и фотоматериала по теме дипломного проекта; выполнение эскизов будущей коллекции моделей (зарисовки, поисковые эскизы, рабочие эскизы, творческие эскизы, технические рисунки, шкала цветовой гаммы коллекции, эскизы планшетного ряда и рекламной продукции) в соответствии с разработанной концепцией; выбор тканей, материалов и пр. будущей коллекции моделей с учетом модных тенденций и потребительского спроса; выполнение конструкторско-технологической части дипломного проекта; изготовление изделий из основного материала; выполнение теоретической части проекта, оформляемой в виде дипломной пояснительной записки и практической части, представляемой в виде дипломной коллекции и визуального ряда.

3. Защита дипломного проекта — демонстрация графической части дипломного проекта (планшеты, баннеры, рекламная продукция и пр., а также портфолио индивидуальных достижений студентов), демонстрация дипломной коллекции с использованием современных компьютерных технологий (музыкальное сопровождение показа коллекции, заставка, показ слайдов, презентация, видеоряд, рекламные ролики); защита теоретической и практической части дипломного проекта.

Выполнение выделенных этапов дипломного проекта требует от студентов погружения в профессиональную проектно-творческую деятельность дизайнера костюма, максимально приближенную к современным условиям мелкосерийного производства модной одежды различного стиля и назначения. Исследовательский этап дипломного проекта предполагает активную научно-исследовательскую работу выпускников по сбору теоретического материала по теме дипломного проекта. Дипломник должен собрать и проанализировать все данные о производителях модной одежды, аналогах создаваемой коллекции, конкурентах. Для получения полной оперативной информации и плодотворного предпроектного аналитического исследования современные дизайнеры используют ресурсы сети Интернет. Стремительно развиваясь в последние годы, эти ресурсы облегчают и ускоряют работу дизайнера костюма, позволяя ему использовать поисковые системы (электронные библиотеки, базы данных, справочники, каталоги, журналы, методическая литература и др.) и интерактивные услуги (электронная почта, интернет-конференции и др.).

Особенности деятельности проектировщика костюма в современном промышленном производстве одежды требуют особого подхода к организации всего процесса проектирования. Он включает анализ предпроектной ситуации, сопровождающийся прогнозированием и расчетами. Работа дизайнера костюма сегодня невозможна без использования компьютерных технологий. При анализе и прогнозировании моды будущего современные производители используют систему «САПР-мода», позволяющую собирать и хранить данные о модных коллекциях прошлых лет, а также находить костюм с заданными характеристиками. Использование компьютера в качестве инструмента для исследования модных тенденций возможно при разработке методики описания образа костюма в формальном виде, понятном для компьютера [3]. Такая формализация костюма позволяет собирать базу данных о трансформации формы костюма за десятилетия и, таким образом, строить прогнозы возникновения данной модной формы в будущем.

Тщательный анализ уже существующей на сегодняшний день базы данных позволяет сделать выводы о ритмическом чередовании основных форм костюма, вычислить длительность периода развития моды и частоту повторяемости модной формы за определенный отрезок времени. Полученная информация о закономерностях повторения модных форм как в индивидуальном и мелкосерийном, так и в массовом промышленном производстве одежды позволяет дизайнерам безошибочно прогнозировать перспективную форму и разрабатывать модели модной одежды для будущих сезонов, удовлетворяя потребительский спрос [4]. Таким образом, получение исчерпывающей информации является обязательным этапом предпроектной работы дипломника.

Важной составляющей предпроектного исследования является приблизительный расчет себестоимости моделей дипломной коллекции для определения ее рентабельности, товарной ниши и потребителя. Для этого в экономическом разделе пояснительной записки рассматривается виртуальная деятельность предприятия определенного типа, на базе которого может изготавливаться дипломная коллекция. На примере одной модели студенты рассчитывают стоимость основной ткани, прикладных материалов, фурнитуры и др., производят расчет себестоимости изделия, калькуляцию затрат и пр., устанавливают цену одной модели и в заключение рассчитывают прибыль и рентабельность производства данной коллекции. Часто расчет рентабельности коллекции обуславливает выбор модельных особенностей (определяющих количество усложняющих элементов изделий), материалов и аксессуаров коллекции. Таким образом, в ходе выполнения исследовательского этапа дипломного проекта студенты испытывают потребность в обогащении узкопрофессиональных знаний дизайнера костюма знаниями в области экономики, маркетинга, брендинга и др.

Эскизирование дипломной коллекции — следующий этап дипломного проектирования, требующий от студентов глубоких профессиональных знаний в области проектирования костюма и навыков грамотной графической подачи проектной идеи. Компьютерные программы Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, Corel Draw, Corel Painter за последнее десятилетие практически заменили дизайнерам костюма карандаш и бумагу. Рабочие эскизы и технические рисунки моделей на предприятиях серийного производства одежды выполняются с использованием компьютерной графики, дающей возможности мобильного выбора и коррекции формы, конструктивных членений, пропорций, цветовой гаммы, фактуры ткани модели и облегчая работу дизайнера при выполнении графической подачи проектной идеи.

Приступая к основной части дипломного проекта — созданию дипломной коллекции, студенты встают перед ответственным выбором тканей и материалов коллекции, обусловленным концепцией проекта, модными тенденциями, потребительским спросом и др. Правильность этого выбора определяется знанием современного ассортимента и физико-химических свойств материалов для одежды. От свойств материалов и проектного замысла автора коллекции зависит выбор способа моделирования. Конструкторский этап работы ставит перед дипломниками задачу выполнения базовых основ плечевых и поясных изделий коллекции и моделирования на основе созданных конструкций. Затем осуществляется раскрой и примерки макетов коллекции с целью уточнение формы, конструкций, пропорций изделий и создания лекал. Это ответственный процесс, требующий от дипломников профессиональной универсальности: теоретических знаний, чувства стиля и вкуса дизайнера, практических умений конструктора одежды, модельера и закройщика, аккуратности и практических навыков портного.

Концепция проекта часто вынуждает дизайнера костюма использовать креативные способы декорирования самих материалов коллекции. В качестве декора используются авторские росписи тканей в технике холодного и горячего батика, декорирование костюма в технике вышивки, аппликации, художественного вой-

лока, гильоширования, нанесение печатного рисунка на ткань в технике шелко-графии, трафаретной печати, сублимации. Многие российские дизайнерские дома, создающие одежду прет-а-порте, считают принтование (прямая цифровая печать по текстилю) наиболее современным способом декорирования ткани. При этом способе перенос изображения подобен обычной печати на бумаге, но требует принципиально иного печатного блока и специализированных красок, способных надежно удерживать рисунок на ткани. При разработке авторских принтов для своей коллекции дипломник должен знать методы переноса рисунка на ткань и найти наиболее рациональный метод переноса своего изображения, уметь правильно подобрать ткань по химическому составу, иметь практические навыки обработки изображения в компьютерных программах Adobe Photoshop, Corel Draw.

Выполнение коллекции моделей из основного материала является технологической частью дипломной работы. Выполняя изделия в материале самостоятельно или осуществляя авторский контроль над изготовлением коллекции в ателье, дипломник должен обладать теоретическими и практическими знаниями в области современных видов швейного оборудования, современных способов влажно-тепловой обработки изделий, современных методов обработки основных узлов и деталей одежды, качества швейной продукции. Дипломная коллекция моделей является авторской коллекцией и состоит, как правило, из пяти моделей. Перспективой удачной востребованной покупателями дипломной коллекции является ее тиражирование. Поэтому, внедряя коллекцию в производство, дипломники должны знать основы серийного производства одежды. Таким образом, кроме узкопрофессиональных знаний и умений дизайнера костюма, на данном этапе работы дипломник должен владеть специфическими профессиональными знаниями и умениями художника декоративно-прикладного искусства, художника и технолога по тканям, технолога одежды и портного.

Защита дипломного проекта включает демонстрацию дипломной коллекции моделей и графической части проекта. Современные способы экспонирования дизайнерских проектов требуют от дипломников знания компьютерных технологий и умения работать в программах Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, Corel Draw, Corel Painter, Microsoft Office Power Point и др. В профессиональной деятельности современного дизайнера костюма большое значение имеют технические знания и опыт работы по созданию визуального сопровождения дизайнерской продукции, такого как афиши, пригласительные билеты, рекламные буклеты коллекции, журнальные развороты, плакаты, рекламные щиты, баннеры, принты на одежде, интернет-сайты и др. Решающее значение в ходе защиты дипломного проекта имеет грамотная стильная графическая подача дизайн-проекта и порт-фолио индивидуальных достижений студента, позволяющие увидеть творческий потенциал и уровень профессиональной подготовки выпускника. Выполняя этапы дипломного проекта, студенты постоянно совершенствуют профессиональную компетентность, углубляя и расширяя узкопрофессиональные знания, знаниями смежных специальностей.

Универсальность знаний выпускников вузов — одно из условий решения проблемы конкурентоспособного специалиста. Однако, по данным социологов, престижная и интересная работа чаще достается людям общительным и оптимистичным, способным быстро, легко и непринужденно устанавливать контакты с другими людьми, способным к точной передаче своих мыслей и чувств. Успешность работы дизайнера костюма напрямую зависит от психологической гибкости отношений с заказчиками и сослуживцами, т.е. от коммуникативной (культуры общения) и личностной компетентности. Более широкое понятие личностная компетентность специалиста включает: принятие решений, установление контактов, коммуникативность, ориентацию на результат, установку на обучение, уверенность в себе и др. Формирование личностных компетенций молодых специалистов является обязательным условием конкурентоспособности, достижения карьерного роста и должно формироваться в вузе.

Подготовка дипломного проекта к защите наряду с активным формированием профессиональной компетентности в ходе выполнения этапов проекта формирует и личностную компетентность дипломников. Студенты поставлены в условия, требующие максимальной мобилизации своих деловых качеств. Наиболее высокие результаты защиты проектов показывают дипломники, демонстрирующие на всех этапах проектной работы общеделовые компетенции: умение внимательно и добросовестно выполнять проектные задания и быстрее других достигать максимально высокого результата. Выполнение этого требует от дипломников личной целесообразной самоорганизации: пунктуальности, способности правильно распоряжаться своим временем, умения ставить цели и, решая проблемы, достигать их.

Немаловажное значение при организации проектной работы имеет коммуникативная компетентность дипломника:

— способность к продуктивному диалогу при выполнении практической части дипломного проекта;

— управление своими эмоциями, чувствами, поведением при возникновении проблемных ситуаций в ходе выполнения этапов проекта;

— умение прогнозировать возможные напряженные межличностные отношения с партнерами и умение находить выход в случае конфликта;

— способность выбирать оптимальный стиль общения с участниками проекта в деловых ситуациях.

В дальнейшей жизни и будущей профессиональной деятельности выпускника совокупность профессиональнозначимых качеств специалиста (профессиональной и личностной компетентности), полученных в процессе обучения, имеет первостепенное значение. В их формировании огромную роль играет опыт и знания руководителя дипломного проекта. Руководство проектом заключается в передаче профессиональных знаний и умений, помощи дипломнику в принятии ответственных решений, содействии при получении дополнительных знаний в ходе выполнения проектных заданий, поддержке и помощи адекватно принять и проанализировать информацию, выбрасывая из нее все ненужное и четко выделяя главное.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Климов Е.А. Основные варианты и фазы развития профессионала. — URL: http://www.elitarium.ru

[2] Ковалев А.В. Развитие конкурентоспособности будущего специалиста — гарант качества профессионального образования. — URL: тейи2.тек8-т1о.т > tezis/520.doc

[3] Кузьмичёв В.Е., Ахмедулова Н.И., Юдина Л.П. Художественно-конструкторский анализ и проектирование системы «фигура-одежда»: Учеб. пособие. — Иваново: ИГТА, 2010.

[4] Усенкова Е.Ю. Информационные технологии в будущей профессии дизайнера костюма // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Информатика и информатизация образования». — 2011. — № 1. — C. 21—24.

[5] Усенкова Е.Ю. К вопросу конкурентоспособности выпускников творческих вузов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». — 2011. — № 3. — C. 54—61.

DEVELOPING OF SPECIALISTS' PROFESSIONAL CAPABILITIES IN THE PROCESS OF WORKING AT THE DIPLOMA PROJECTS

E.Yu. Usenkova

Chair of decorative art The Moscow city pedagogical university 2-nd Selskohoziajstvennijpr., 4, Moscow, Russia, 129226

The aim of the present publication is to draw University lecturers' attention to the problem of raising competitiveness of the investigate graduates specializing in art. The article contains conclusions and practical recommendations of the scientists concerning professional competitiveness of the graduates, also summarizes practical experiences of the teachers supervising diploma projects of the students. The article deals with cultural requirements, personal and professional capabilities of the graduates.

Key words: professional competitiveness of graduates, professional competence, professional qualities of a Future specialist, personal qualities, professional background and culture of a specialist.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.