УДК 377.5
ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ДИЗАЙНА ОДЕЖДЫ
Актуальной проблемой современного профессионального образования является совершенствование педагогических технологий формирования профессиональной компетентности будущих специалистов в соответствии с требованиями международных стандартов подготовки специалистов. Педагогические технологии, используемые нами в учреждениях среднего профессионального образования, призваны обеспечивать успешность профессиональной деятельности выпускников в новых социально-экономических условиях. Рассматриваемые в статье перспективные педагогические технологии зарекомендовали себя как эффективные в обучении будущих специалистов дизайна одежды на разных ступенях профессиональной подготовки.
Ключевые слова: технология обучения, педагогическая технология, профессиональная деятельность, профессиональная компетентность.
В педагогической литературе последних лет уделяется много внимания разработке инновационных технологий обучения и воспитания студентов в системе среднего профессионального образования. Педагогическая наука в своем развитии накопила немало эффективных методик обучения. Однако постоянно появляются новые подходы к организации процесса обучения студентов.
В ходе реализации новых ФГОСов в сознании педагогов сформировалось представление о значимости использования различных подходов и роли обучающихся в учебном процессе для повышения качества и доступности образования, формирования инновационно-ориентированной личности обучающегося, обладающего активной жизненной позицией и готового к эффективной самореализации.
В современных условиях подготовка компетентных и квалифицированных специалистов представляет собой одну из наиболее значимых проблем для успешного социально-экономического развития страны. Задача обновления профессионального образования на основе компетентностного подхода, предусматривающего формирование новых институциональных механизмов управления в сфере образования, развитие фундаментальности и практической направленности образовательных программ закреплена в качестве приоритетной в важнейших нормативных документах: «Федеральная программа развития образования» [7], «Национальная доктрина образования до 2025 года» [3].
Перед учебными заведениями среднего профессионального образования стоят одновременно разные задачи, соответственно, технологии обучения используются также различные. В реальной же деятельности учреждения среднего профессионального образования существующие технологии используются как дополняющие и взаимопроникающие.
Педагогическая технология есть совокупность цели, задач, содержания, форм и методов обучения [2]. Каждый преподаватель стремится к совершенствованию образовательного процесса, для чего подбирает и разрабатывает новые подходы, формы и методы обучения для достижения наибольшей эффективности. Из российских педагогов разработкой проблемы технологии обучения занимались В. П. Беспалько, В. Я. Виленский, М. В. Кларин, И. А. Лернер, Б. Т. Лихачев, В. М. Монахов, П. И. Образцов, А. Я. Савельев, Г. К. Селевко, Л. Г. Семушина, С. А. Смирнов, Ю. Г. Татур, А. И. Уман, Д. В. Чернилевский и др. [5].
В. Н. Кормакова 1)
Т. М. Щеглова 2)
Белгородский
государственный
национальный
исследовательский
университет
Старооскольский техникум технологий и дизайна
e-mail:
Педагогическая технология рассматривается В. Я. Виленским, П. И. Образцовым, А. И. Уманом как целостная дидактическая система, позволяющая наиболее эффективно, с гарантированным качеством решать педагогические задачи [5, с. 15]. Б. Т. Лихачев педагогическую технологию рассматривает как совокупность психологопедагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, как организационнометодический инструментарий педагогического процесса [2]. В своих исследованиях Г. К. Селевко педагогическую технологию рассматривает и как продуманную во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для обучающихся и преподавателя [4].
В основе разработки технологий обучения лежит проектирование высокоэффективной учебной деятельности обучающихся и управленческой деятельности преподавателя. Технологии обучения раскрывают сущность данного понятия, заключающуюся:
- в предварительном проектировании учебного процесса с последующей возможностью воспроизведения этого проекта в педагогической практике;
- в специально организованном целеобразовании, предусматривающем возможность объективного контроля за качеством достижения поставленных дидактических целей;
- в структурной и содержательной целостности технологии обучения, т.е. в недопустимости внесения изменений в один из ее компонентов, не затрагивая другие;
- в выборе оптимальных методов, форм и средств;
- в наличии оперативной обратной связи, позволяющей своевременно и оперативно корректировать процесс обучения [5, с. 14 - 15].
Основой технологии является четкое определение конечной цели обучения, что позволяет разработать эффективные методы контроля достижения поставленной цели. Отличительной особенностью педагогической технологии является то, что она предлагает проект учебного процесса, который определяет структуру и содержание учебно-познавательной деятельности студентов.
В контексте компетентностного подхода А. А. Вербицкий [1] формирует общие требования к проектированию педагогических технологий, суть которых сводится к следующему:
- студент становится активным участником образовательного процесса;
- передача готовой информации перестает быль целью обучения;
- внимание акцентируется на совместной деятельности, диалоговом общении преподавателя и студента, при этом студент сам участвует в определении структуры и содержания обучения.
С целью повышения эффективности обучения будущих специалистов дизайна одежды целесообразно применять различные формы обучения, уделяя особое внимание активным и интерактивным формам, наиболее способствующим формированию профессиональной компетентности.
Для анализа деятельности специалиста дизайна одежды был выбран ФГОС третьего поколения СПО по специальности 262019 Конструирование, моделирование и технология швейнъх изделий. Из данного стандарта можно выделить характеристику профессиональной деятельности технолога-конструктора:
- область профессиональной деятельности выпускников: моделирование и конструирование и организация производства швейных изделий;
- объектами профессиональной деятельности выпускников являются: потребительские и эстетические характеристики модели швейного изделия; эскизы, технические рисунки, чертежи конструкций моделей швейных изделий; основные и вспомогательные материалы, трикотажное полотно, фурнитура для изготовления швейных изделий; процессы моделирования и конструирования; оборудование и технологические
процессы швейного производства; коллекция моделей (или опытный образец); первичные трудовые коллективы.
- технолог-конструктор готовится к следующим видам деятельности:
• моделирование швейных изделий;
• конструирование швейных изделий;
• подготовка и организация технологических процессов на швейном производстве;
• организация работы специализированного подразделения швейного производства и управление ею;
• выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих [6, с. 3].
Задача нашего исследования заключается в том, чтобы определить оптимальные современные педагогические технологии при подготовке специалистов для предприятий швейной промышленности и сферы услуг.
В своей профессиональной деятельности конструктор решает задачи как художественные, так и конструкторские. Творческая деятельность является одной из основных составляющих профессиональной деятельности конструктора, что требует от специалиста помимо владения теоретическими знаниями и практической подготовленности к выполнению всех видов профессиональной деятельности высокого уровня развития творческих способностей, сформированности профессионального творческого мышления.
Творческая деятельность конструктора невозможна без первоначального накопления информации и ее анализа, для чего необходимы хорошо развитые логическое мышление, наблюдательность, зрительная память, пространственное мышление и воображение, только благодаря им к субъекту творчества приходят идеи и происходит создание художественного образа будущего изделия. Нельзя говорить о творчестве, если отсутствует конкретное воплощение идей в эскизах, а затем и в готовом изделии, для чего необходимо чувство формы, линии и цвета, тонкость и точность движения рук. Таким образом, творческие способности определяют успешность профессиональной деятельности конструктора.
Педагогическим условием развития творческих способностей и творческого мышления будущего специалиста является включение студентов в процессе подготовки в активную творческую деятельность. Педагогические условия реализуются в технологии обучения, позволяющей эффективно выстраивать процесс обучения, управлять им, получать результаты в соответствии с запланированными целями. Исходя из этого, педагогические технологии должны быть направлены не только на овладение умениями, базирующимися на этих знаниях, но, главное, на приобретение будущими специалистами опыта профессиональной деятельности. Среди таких технологий следует выделить, прежде всего, интерактивное обучение.
Интерактивная технология (Д. Джонсон, Р. Джонсон, Е. Пометун, О. Комар и др.), предусматривает обучение в сотрудничестве, путем постоянного, активного взаимодействия всех участников учебного процесса. При использовании данной методики осуществляется совместное решение проблемных ситуаций, моделирование ситуаций, схожих с практическими; оценка действий; создается среда, максимально приближенная к профессиональной. Большим потенциалом использования активных и интерактивных форм обучения обладают семинарские занятия, в рамках которых возможно проведение деловых игр, ролевых игр, круглые столы, познавательные и образовательные конкурсы; практические занятия. В процессе деловой/ролевой игры формируются способность к самостоятельным действиям, готовность к групповому взаимодействию, формируется приближенная к профессиональной деятельности среда, что немаловажно при формировании профессиональной компетентности.
В ходе изучения МДК 01.01 «Основы художественного оформления швейного изделия» возможно проведение семинара в форме деловой игры «Заседание художе-
ственного совета». С помощью данной игровой модели воссоздается профессиональная сфера будущего модельера (дизайнера) одежды, осуществляющего свою профессиональную деятельность на предприятиях швейной промышленности и сферы услуг. В процессе игры происходит общение участников различных специальностей (конструктор, технолог, модельер) в процессе утверждения модели для дальнейшего запуска в производство. При проведении данной игры студентами закрепляются знания и формируются профессиональные компетенции по разработке эскизов моделей, подбору необходимых тканей и материалов, конструктивного решения модели, художественного моделирования и декоративного оформления. Выявляются и устраняются ошибки дизайна одежды: подбору колористического решения, вариантов декоративной отделки, выбора силуэтных форм и пропорций одежды, решаются вопросы актуальных конструкций с учетом перспективных тенденций моды. У студентов появляется возможность проявить себя, применяя свои творческие способности, мыслительный и творческий потенциал в различных видах деятельности, выявить специфические особенности каждого вида профессиональной деятельности специалиста по специальности «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий».
Ситуационное обучение (Е. Заир-Бек, И. Данькина, С. Джеломанова, И. Иванова, В. Козырев, Е. Пометун, Н. Радионова, А. Тряпицына, А. Хармсен и др.) основывается на принципе проблемности, предусматривает решение ситуационных задач. Именно решение логично построенной цепочки ситуационных задач способствует приобретению студентами опыта в содержательном компоненте будущей профессиональной деятельности, создает предпосылки для успешной социальной адаптации через активное взаимодействие участников образовательного процесса.
Для приобретения студентами опыта в будущей профессиональной деятельности в аудиторных условиях возможно создание ситуаций, требующих анализа деятельности специалиста на отдельных этапах процесса, ее имитации. Так, на лабораторных занятиях по дисциплине «История стилей в костюме» студенты Старооскольского техникума технологий и дизайна занимаются реконструкцией народного и исторического костюма: изучают особенности кроя, свойства и волокнистый состав рекомендуемых тканей, выбор цветового решения костюма, варианты декоративной отделки, продумывают дополнения и аксессуары к костюму. Данный метод позволяет активизировать различные факторы: теоретические знания по изучаемой дисциплине, практический опыт обучающихся, их способность самостоятельно высказывать свои творческие мысли, идеи, предложения, умение выслушать альтернативную точку зрения, и аргументировано высказать свою. С помощью ситуационного обучения студенты имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, применять на практике теоретический материал, осваивают навыки исследовательской деятельности. Высокое исполнительское мастерство работ студентов техникума, выполненных по реконструкции русского народного костюма, было отмечено дипломами первого фестиваля народности и исторических реконструкций «Маланья», проходившего 8 июня 2013 г. в д. Кострома Прохоровского района Белгородской области.
Используя в своей работе технологию ситуационного обучения, педагог решает следующие образовательные задачи: технологизация и оптимизация учебного процесса, методологическое насыщение и применение в обучении различных типов и форм, способствующих формированию интереса и позитивной мотивации студента по отношению к учебе, формирование профессиональной компетентности будущего специалиста.
Для приобретения студентами профессиональных знаний и умений следует шире внедрять технологию проблемного обучения (Т. Кудрявцев, В. Кудрявцев, И. Лернер, А. Матюшкин, М. Махмутов, М. Скаткин, и др.). Функцией проблемного обучения является творческое усвоение содержания учебного материала, приобретения опыта творческой деятельности. Логика учебного процесса разворачивается от
создания проблемной ситуации через проблемную задачу, ее анализ и исследовательскую деятельность по решению проблемной задачи.
Развитием проблемного метода считается в педагогике метод проектов (В. Килпатрик, Е. Коллингс, Дж. Питт, Е. Полат, М. Гуревич и др.). В проблемном обучении преподаватель четко формулирует учебную проблему или подводит студентов к ее формулировке, организует исследовательскую деятельность по ее решению. В проектном обучении учебная проблема представлена неявно: несмотря на то, что тема задана преподавателем, формулировка проблемной задачи ее анализ и решение осуществляются студентами самостоятельно, совместимыми усилиями, в результате чего они должны получить реальный продукт в виде проекта.
Суть идеи метода проектов - стимулирование интереса студентов к определенным проблемам, решение которых предусматривает овладение ими определенными знаниями и умениями. Проектная деятельность способствует приобретению студентами умения практически применять полученные знания и развитию критического мышления; способности составлять и осуществлять планы и личные проекты, что позволяет определять и обосновывать цели учебно-профессиональной деятельности.
Принимая участие в научных исследованиях, студенты, с одной стороны, остаются в позиции обучающихся, а с другой - в творческой позиции - реально создают новые для них продукты. Эта деятельность мотивирует студента к самостоятельному поиску новых знаний ради практического приложения. Сочетание познавательного интереса и позитивной мотивации способствует трансформации познавательных мотивов в профессиональные, что ведет к постепенному превращению учебной деятельности в реальную предметную деятельность.
Динамика движения студента по выбранной профессиональной траектории разворачивается от собственно учебной деятельности к учебно-профессиональной, предполагающей научно-исследовательскую деятельность, результатом которой является материальный продукт - проект в форме учебного проекта, курсовой или дипломной работы. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков студентов, умения самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность студентов. Участие в проекте дает студентам реальную возможность использовать знания изучаемой дисциплины в решении определенной задачи. Метод проектов предполагает решение проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой - интегрирование знаний и умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих способностей.
В структуре профессиональной компетентности будущих специалистов дизайна одежды ведущей является проектная компетентность, а в профессиональной подготовке ведущим видом деятельности является проектный.
Как показал наш опыт, работа на учебных занятиях профессионального модуля «Конструирование швейных изделий» посредством методов проектов очень эффективна и занимательна. Это эффективное средство от однообразия, способствующее личностному развитию обучающихся, осознанию себя как члена группы, расширению конструкторских знаний, пространственного мышления и воображения, формированию графических умений. Например, проект, выполненный студентами по проектированию модели одежды для конкретного потребителя, включающий разработку чертежа конструкции на фигуру с индивидуальными особенностями телосложения и конкретными требованиями потребителя к будущему изделию - это реальная возможность использовать знания, полученные на других дисциплинах, средствами конструирования одежды, стимулирование интереса студентов к определенным проблемам, решение которых предусматривает овладение ими определенными знаниями, умениями и способами деятельности.
Применяя активные формы обучения в подготовке будущих специалистов дизайна одежды, нами было выявлено, что в этом случае студент становится субъектом
обучения, устанавливается диалоговое общение преподавателя и студента, выполняются творческие и проблемные задания. В данной методике актуально активное участие студента, когда устанавливается контакт с преподавателем, появляется обратная связь, студентами задаются вопросы, развивается творческое мышление.
Современный учебный процесс невозможно представить без применения ин-формационнъх технологий. Развивающиеся и совершенствующиеся технологические процессы производства в швейной промышленности и предприятиях сферы услуг повышают требования к трудовым ресурсам, к подготовке специалистов всех уровней, включая и среднее профессиональное образование. В настоящее время в швейной промышленности идет интенсивное внедрение систем автоматизированного проектирования. Одним из наиболее перспективных направлений решения проблемы повышения качества подготовки специалистов по специальности «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий» в техникуме является создание в учебном заведении лаборатории САПР (систем автоматизированного проектирования) швейных изделий. Использование САПР в конструировании одежды позволяет облегчить процесс создания качественных моделей, начиная с этапа художественного и технического проектирования и заканчивая подготовкой разработанных образцов к запуску в производство. Внедрение лаборатории САПР позволяет поднять процесс обучения на боле высокий уровень - готовить высококвалифицированных компетентных специалистов, с учетом современного производства предприятий швейной промышленности и сферы услуг и индивидуальных особенностей фигур. Опыт нашей работы свидетельствует о том, что внедрение лаборатории САПР повышает интерес студентов к изучению профессионального модуля «Конструирование швейных изделий», стимулирует их интерес к профессионально значимым проблемам, решение которых предусматривает овладение профессиональными знаниями и умениями.
Каждая педагогическая технология имеет свои преимущества и недостатки. При наличии необходимых условий возможно достижение наибольшего эффекта применения той или иной технологии. Выбор конкретных форм и методов обучения зависит от поставленной конечной цели обучения. Рассмотренные технологии, формы и методы обучения, несомненно, призваны и способствуют повышению профессиональной компетентности будущих специалистов дизайна одежды.
Список литературы
1. Вербицкий А. А., Ларионова О. Г. Личностный и компетентностный подход в образовании. Проблемы интеграции. - М.: Логос, 2010. - 336 с.
2. Лихачев Б. Т. Педагогика. - М.: Прометей, 1993- ■ 526 с.
3. Национальная доктрина образования до 2025 года. Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. № 751 [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — ИИЬ: http://sci.informika.ru/text/magaz/newpaper.
4. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
5. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: учеб. пособие. / В. Я. Виленский, П. И. Образцов, А. И. Уман / под ред. В.А. Сластенина - 2-е изд. -М.: Педагогическое общество России, 2005. - 192 с.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 262019 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий / М.: Министерство образования и науки РФ, 2010. - 52 с.
7. Федеральная программа развития образования на 2011 — 2015 гг. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 163-р [электронный ресурс]. — Режим доступа. — ИИЬ: http://www.fcpro.ru/program/passport-program.
TECHNOLOGIES OF FORMING OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE EXPERTS IN DESIGN OF CLOTHES
V. N. Kormakova T. M. Shcheglova
Belgorod National Research University
Stary Oskol College of Technology and Design
e-mail:
The actual problem of modern professional education is an improvement of pedagogical technologies on forming of future experts' professional competence according to the requirements of the international standards for training of specialists. The pedagogical technologies used in educational process of secondary professional education must provide success of graduates' professional activity in new social and economic conditions. The perspective pedagogical technologies considered in the article provide learning efficiency at different steps at training of specialists in design of clothes.
Keywords: a technology of training, a pedagogical technology, professional activity, professional competence.