Научная статья на тему 'Поэтапное формирование профессионального понятия «Дизайн культура» у конструкторов одежды в процессе обучения в вузе'

Поэтапное формирование профессионального понятия «Дизайн культура» у конструкторов одежды в процессе обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
459
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРИОРИТЕТНЫЕ КОМПОНЕНТЫ / ВЕДУЩАЯ ДИСЦИПЛИНА / ФОРМЫ / ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / PERSONAL AND PROFESSIONAL COMPETENCE / PRIORITY COMPONENTS / LEADING DISCIPLINE / FORMS / KINDS OF EDUCATIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаврилова Л. В.

В статье представлен поэтапный подход формирования компонентов «дизайн-культуры» как профессионального понятия у студентов по специальности «Конструирование швейных изделий» в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гаврилова Л. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STAGE-BY-STAGE DESIGN CULTURE FORMATION, AS PROFESSIONAL CONCEPT, OF THE FUTURE CLOTHES DESIGNERS AT HIGHER EDUCATION INSTITUTION

This article deals with the stage-by-stage approach of «design-culture» components formation, as professional concept, of students whose speciality «Garments Designing».

Текст научной работы на тему «Поэтапное формирование профессионального понятия «Дизайн культура» у конструкторов одежды в процессе обучения в вузе»

УДК378.1.018

ПОЭТАПНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОНЯТИЯ «ДИЗАЙН-КУЛЬТУРА» У КОНСТРУКТОРОВ ОДЕЖДЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

© 2009 Л.В.Гаврилова

Российский государственный университет туризма и сервиса. Самарский филиал

Статья поступила в редакцию 26.01.2009

В статье представлен поэтапный подход формирования компонентов «дизайн-культуры» как профессионального понятия у студентов по специальности «Конструирование швейных изделий» в вузе.

Ключевые слова: личностная и профессиональная компетентность; приоритетные компоненты; ведущая дисциплина; формы, виды учебной деятельности.

Перспективы социально-экономического развития нашей страны на период до 2020 года тесно связаны с повышением качества подготовки специалистов. Современный этап экономики РФ является поворотным моментом от «пассивной» экономики планового периода к стратегии активного самообеспечения. В связи с этим необходима модернизация сферы сервиса, где особую актуальность приобретает задача повышения качества подготовки кадров в области индустрии моды. Одним из подходов к ее решению является совершенствование уровня профессиональной культуры будущих конструкторов швейных изделий и их компетентности в области дизайна. Интеграция их профессионально значимых личностных качеств и компетентности в области дизайна связана с понятием «дизайн-культура».

Анализ научной литературы и существующей практики показывает, что формирование профессиональной культуры и компетентности в области дизайна у будущих конструкторов швейных изделий имеет ряд выявленных недостатков:

о формирование указанных качеств ведется бессистемно, автономно и в рамках инициативы отдельных преподавателей; о еще не стало руководством к действию педагогических коллективов вузов в сфере подготовки кадров для сервиса положение о том, что важной частью обеспечения готовности будущих специалистов к конструированию одежды для индивидуального потребителя, наряду со знаниями и умениями,

Гаврилова Людмила Владимировна, ассистент кафедры проектирования технологий в сервисе. E-mail: vavan@samaradom.ru

является сформированность их личностной и профессиональной, то есть интегративной компетентности - «дизайн-культуры»; о существующие учебные планы вузов сферы сервиса содержат элементы, но не имеют системы педагогической подготовки по формированию интегративного качества -«дизайн-культуры» будущих специалистов; о недостаточно учебных методик и методической поготовленности преподавателей вузов к формированию «дизайн-культуры» студентов в области конструирования швейных изделий средствами своего предмета;

о недостаточно внимания уделяется созданию художественно-культурной среды в вузах сферы сервиса, в них нет необходимых организационно-педагогических условий и материально-технической базы для формирования профессионально-культурной компетентности будущих специалистов по конструированию одежды; о слабо сформированное интегративное качество «дизайн-культуры» у выпускников вузов сферы сервиса препятствует их успешному профессиональному росту и продвижению по службе.

Мы предположили, что качество подготовки и конкурентоспособность специалистов в области конструирования швейных изделий в вузах сервисного обслуживания можно значительно повысить, если спроектировать и реализовать специальную педагогическую систему сквозного, развертывающегося от курса к курсу, непрерывного процесса формирования их профессионально-культурной компетентности («дизайн-культуры»). Такая педагогическая система может быть построена на основе:

1) системного подхода; 2) принципа культуро-сообразности, как системообразующего фактора; 3) поэтапного формирования «дизайн-культуры» в процессе преподавания всех дисциплин учебного плана вуза; 4) разработки и реализации спецкурса «Дизайн-культура конструктора одежды» как установочного этапа системы формирования профессионально-культурной компетентности специалиста; 5) создания необходимой учебно-педагогической среды; 6) технологии проектного обучения, ориентированной на переход студентов к творческому саморазвитию; 7) обоснования и реализации системы поэтапного включения студентов в разнообразные виды деятельности по формированию их профессионально-культурной компетентности; 8) реализации преемственности педагогических действий преподавателей вуза путем согласования содержания программ смежных предметов и методик их преподавания; 9) определения критериев оценки уровня сформированности у студентов «дизайн-культуры».

Системный единый подход к формированию профессионально-культурной компетентности студентов специальности «Конструирование швейных изделий» требует адекватной организации их деятельности в учебной и вне-учебной работе. При этом необходимо исходить из сформулированных выше гипотетических предположений, и формирования пяти ключевых компетенций принятых европейским сообществом: общекультурная, социальная, коммуникативная, когнитивная и специальная. Указанные компетенции являются компонентами профессионально-культурной компетентности («дизайн-культуры») будущих конструкторов одежды, которые должны формироваться в течении всех лет их обучения в вузе.

Однако в педагогических целях оказалось целесообразным отдавать предпочтение на том или ином курсе обучения студентов формированию какого-то одного компонента профессионально-культурной компетентности в зависимости от изучаемых дисциплин и готовности будущих специалистов активно участвовать в процессе саморазвития этого компонента «дизайн-культуры». Развитие компонентов «дизайн-культуры» студентов, сформированного на предшествующих этапах, продолжается и на последующих курсах, в динамике профессионализации учащихся. В итоге все приоритетные компоненты «дизайн-культуры» студентов поэтапно, от курса к курсу, формируются у них уже вузе в процессе обучения.

Роль «катализатора» процесса формирования профессионально-культурной компетент-

ности студентов может выполнять авторский спецкурс: «Дизайн-культура конструктора одежды», который целесообразно включить в учебный план второго семестра первого курса и изучать после дисциплин «Введение в специальность» и «Культурология». Основы, заложенные в спецкурсе, в последующем развиваются усилиями преподавателей всех обучающих дисциплин учебного плана подготовки будущих конструкторов одежды. Наряду с этим, оказалось целесообразным на каждом последующем курсе выделить ведущую дисциплину, которая обеспечивала бы теоретическую основу формирования соответствующего компонента «дизайн-культуры» студентов и вела бы за собой все остальные дисциплины, изучаемые студентами на этом курсе. Можно выделить профилирующими дисциплинами: «Создание формы в материале» - 2 курс; «Архитектоника объемных форм». - 3 курс; «Композиция костюма». - 4 курс; «Новые технологии в дизайне современной одежды» - 5 курс (таб.1). Важно отметить, что сформированные у будущих конструкторов одежды ценностные ориентации в области «дизайн-культуры» должны закрепляться и развиваться в процессе производственной практики, предусмотренной учебным планом. Неотъемлемой частью содержания системы формирования «дизайн-культуры» студентов является включение их во внеаудиторную и общественно-организаторскую деятельность: культурно-просветительскую, социально-экономи-ческую, профессиональную, научную; в студенческое самоуправление и т.д. Таким образом, комплексно формируется направленность и содержание каждого этапа системы непрерывного формирования «дизайн-культуры» будущих конструкторов одежды.

1 КУРС. Формируемый компонент «дизайн-культуры»: общекультурная компетенция - общая, нравственная культура личности, опыт освоения студентами научной картины мира.

Педагогическая цель: развитие мышления, понимания мира (осмысление); знание мира и себя в нем; развитие коммуникативных навыков, способности к сотрудничеству и кооперации. Привитие студентам правил «хорошего тона», эстетических норм и норм культурного поведения, саморегуляции.

Формы и виды учебной деятельности студентов: изучение языковедческих дисциплин, культурологии, начертательной геометрии, инженерной графики, истории индустрии моды, спецкурса «Дизайн-культура конструктора одежды»; участие в пресс-конференциях, се-

минарах-коллоквиумах, деловых играх, диспутах, беседах; тренингах и т.д.

Внеаудиторная деятельность студентов: работа в библиотеке, Интернет-салонах, активное участие в художественной и культурной жизни вуза, города, посещение выставок и ярмарок индустрии моды; участие в подготовке внутривузовского конкурса «Форма и фактура», конкурсах проектов «Я и исторический костюм», «Визуальный образ моей подруги», «Творчество современных дизайнеров», «Основы разработки эскизов коллекции моделей

корпоративной одежды» и т.д.; формирование ответственности за создание коллектива группы и состояние ее работы (работа в качестве старосты группы, участие в подготовке и проведении конференций; творческих проектах, в учебной и материальной взаимопомощи, в культурно-массовых и спортивных мероприятиях, в организации и проведении семинаров по вопросам культуры, искусства, дизайна и т.п.).

Таб. 1. Содержание поэтапного формирования «дизайн-культуры» будущих конструкторов одежды

Курс Ключевые квалификации Ключевые компетенции Теоретическое обеспечение формируемых компонентов Сопутствующие дисциплины учебного плана

1 Общая культура, гуманность, толерантность, нравственная культура Общекультурная Спецкурс «Дизайн-культура конструктора одежды» Русский язык и культура речи, иностранный язык, психология и педагогика, введение в специальность, культурология, начертательная геометрия, история индустрии моды, рисунок, учебная практика

2 Предприимчивость, гражданская ответственность, эмоциональная устойчивость Социальная Создание формы в материале Философия, социология, математика, компьютерная графика, инженерная графика, художественно-графическая композиция, основы прикладной антропологии и биомеханики, учебная практика

3 Креативность информационная мобильность Коммуникативная Архитектоника объемных форм Конфекционирование материалов для одежды, психология, основы теории распознования и моделирования образов, конструирование одежды, производственная практика

4 Самоменеджмент, организованность Когнитивная Композиция костюма Основы менеджмента, маркетинг, история костюма и моды, история стилей одежды, гигиена одежды, конструктивное моделирование одежды, художественное конструирование одежды для индивидуального потребителя, художественное проектирование костюма, выполнение проекта в материале, технология швейных изделий, конструкторско-технологическая подготовка производства, производственная практика

5 Профессиональная мобильность, технологичность, профессионально-этическая нормативность, социально-профессиональ-ная ответственность Специальная Новые технологии в дизайне современной одежды Формообразование, САПР одежды, спецкомпозиция, макетирование

2 КУРС. Формируемый компонент «дизайн-культуры»: социальная компетенция -предприимчивость, гражданская ответственность, эмоциональная устойчивость, профессиональное самоопределение.

Педагогическая цель: формирование моральных и этических норм - порядочности, честности, целеустремленности, настойчивости, уверенности в себе, организованности,

требовательности, гуманистического мировоззрения, активной гражданской позиции.

Формы и виды учебной деятельности студентов: изучение цикла философских и социологических дисциплин, теоретических основ физической культуры, инженерных дисциплин, художественно-графической композиции и рисунка, основ прикладной антропологии и биомеханики; участие в тематических тренингах: «Навыки командной работы», «Эффективное общение с клиентом», «Позаботьтесь о своей карьере сами»; участие в тренингах, направленных на развитие творческого воображения; деловых играх, играх-анализах по сферам деятельности - коммуникативно-поведенческой, технико-функцио-нальной; беседах, диспутах, семинарах; проведение инженерных расчетов, составление обобщающих таблиц, отчетов о выполнении лабораторно-прак-тических работ и т.д.

Внеаудиторная деятельность студентов: подготовка студентами рефератов, раскрывающих морально-правовую основу межличностных отношений в современных социально- экономических условиях; подготовка к проведению и участию семинаров и проектов-презентаций («Философия моды»; «Мой идеал»; «Как добиться успеха»; «Анализ фигуры клиента»; «Прогнозирование тенденций развития моды на ближайшие годы», «Графическая подача моделей одежды»; «Анализ формы и декора костюма», «Проектирование аксессуаров к одежде», и т.д.); подготовка к тренингам, направленных, на развитие профессиональной мотивации; выполнение чертежных работ, зарисовок моделей одежды, схем, сбор материалов по модной графике костюмов, изучение аналогов графических работ, освоение компьютерной графики и т.д.; формирование ответственности за здоровый образ жизни (участие в подготовке и проведении круглых столов со специалистами в области социологии, психологии, спорта, инновационных технологий по предметам: «Психология межличностного общения», «Физическое самосовершенствование», «Социологические исследования предпочтений потребителей», «Маркетинговые исследования современного развития индустрии моды», «Культурное проведение досуга»); участие в работе органов студенческого самоуправления, студенческого клуба, творческих студий, по формированию чувства сопричастности и ответственности за социально-экономичес-кое состояние и развитие региона, города (изучение истории развития выбранной профессии в городе, регионе; изучение положения швейной промышленности на

современном этапе; подготовка и проведение встреч с ветеранами труда отрасли, руководителями местных предприятий и учреждений).

3 КУРС. Формируемый компонент «дизайн-культуры»: коммуникативная компетенция - креативность, информационная мобильность, способность к эмпатии (умение сопереживать).

Педагогическая цель: развитие креативных способностей, логического мышления, эстетических норм и гармонизации структурных связей «человек-одежда»; культура вербального и невербального взаимодействия; формирование готовности к самооцениванию, саморегуляции и самоактуализации;

Формы и виды учебной деятельности студентов: изучение цикла дисциплин: архитектоника объемных форм, конфекционирование материалов для одежды, конструирование одежды, основы теории распознавания и моделирования образов; участие в дискуссиях, студенческих научных конференциях, в презентациях творческих и инженерных проектах, деловых играх, проблемно-поисковых занятиях, анализ работы в учебных лабораториях и мастерских, выполнение заданий экспериментального характера и т.д.

Внеаудиторная деятельность студентов: подготовка к участию на семинарах, научных исследованиях по направлениям («Динамика форм классического мужского костюма второй половины 20 - начала 21 вв.», «Анализ развития конструкторской деятельности в конце 19 - начале 20 вв.», «Тектоника как выражение структуры объемно-пространственных форм», «Выявление объемной формы», и т.д.); конструирование и изготовление коллекций одежды по стилям (pret-a-porte avant-garde, haute couture и т.д.), сценических костюмов, корпоративной одежды; подготовка к проведению презентаций проектных работ; работа на практических и лабораторных занятиях («Эргономические исследования системы «человек-одежда», «Динамическая антропология и исследование ее результатов при проектировании одежды» и др.); участие в подготовке и проведении внутривузовских мероприятий (Дня посвящения первокурсников в студенты, Дня знаний, встреч с абитуриентами, конкурсах индустрии моды), смотров-конкурсов факультетских и групповых выставок творческих работ студентов, участие в конкурсах профессионального мастерства.

4 КУРС. Формируемый компонент дизайн-культуры: когнитивная компетенция - готовность к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала,

способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, самоменеджмент.

Педагогическая цель: сформированность таких качеств личности, как самостоятельность, ответственность, способность анализировать и принимать решение; готовность к самообразованию, профессионально-личностному самосовершенствованию, направленному на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции.

Формы и виды учебной деятельности студентов: изучение цикла дисциплин по: основам менеджмента, маркетинга, истории костюма и моды, гигиене одежды, композиции костюма, конструктивному моделированию одежды, технологии швейных изделий, истории стилей одежды, конструкторско-техноло-гической подготовке производства, художественному проектированию костюма, художественному конструированию одежды для индивидуального потребителя, выполнению проекта в материале; участие в лекциях-диалогах, круглых столах, деловых играх, лекциях пресс-конференциях, студенческих научных конференциях, в работе опытно-экспериментальной швейной лаборатории.

Внеаудиторная деятельность студентов направлена на:

1) формирование чувства ответственности за свой профессиональный выбор (самоорганизация студентов по изучению перспектив развития знаний в области конструирования и дизайна одежды, ознакомлению с направлениями научной деятельности выпускающей кафедры, с квалификационной характеристикой специальности «Конструирование швейных изделий»; периодическая организация творческой деятельности: участие в профессиональных конкурсах («Осенние сезоны Александра Васильева», «Экзерсис Поволжья» и др.), научно-исследовательских работах («Совершенствование способов конструирования поясной женской одежды для индивидуального потребителя», «Высокие технологии в производстве одежды», «Инновационные технологии в создании безопасных видов различного ассортимента одежды», «Компьютерное моделирование одежды» и др.), олимпиадах, семинарах; курсах дополнительного образования, производственной практике на предприятиях индустрии моды;

2) формирование навыков самостоятельности в мыслительной и практической сферах (участие в подготовке и проведении конференций; творческих проектах, в организа-

ции и проведении семинаров по вопросам дизайна, инноваций в области конструирования и технологии; перспективам развития конструирования в регионе, стране и т.п.). 5 КУРС. Формируемый компонент дизайн-культуры: специальная компетенция - профессиональная мобильность, технологичность, профессионально-этическая нормативность, социально-профессиональная ответственость; социально-профессиональная зрелость.

Педагогическая цель: сформированность рефлексивных, самопрезентативных умений; умений прогнозирования, менеджмента, владение современными технологиями в области инженерного конструирования, дизайна и т.д., целеустремленность, готовность к риску, мобильность, ответственность за качество выполняемой работы.

Формы и виды учебной деятельности студентов: изучение цикла дисциплин по актуальным проблемам современности, науки, конструирования, дизайна, экономики, производства; участие в разработках научных исследований по темам кафедры и дипломных проектов.

Внеаудиторная деятельность студентов: участие в работе студенческих научных объединений, подготовка к участию в научно-практических конференциях, выставках творческих работ студентов, профессиональных конкурсах. При организации научно-практических студенческих проектах кафедры предоставляется большой диапазон видов деятельности студентов - будущих конструкторов: распределение среди студентов обязанностей в работе над проектом, определение руководителей групп проекта: художника, конструктора, технолога, нормировщика, изготовителя.

Опытно - экспериментальное определение эффективности разработанной системы в Самарском филиале Российского государственного университета туризма и сервиса показало ее действенность в повышении качества подготовки специалистов в области конструирования одежды.

В таблице 2 приведена динамика формирования «дизайн-культуры» студентов третьего курса в процессе изучения специальных дисциплин. При статистической обработке данных в сравнительном анализе результатов опытно-экспериментальной работы нами был использован пакет программ STATISTICA v.5.0 (Basic statistics and tables). Из данных таблицы 2 следует, что в экспериментальной группе рост умеренно высокого и высокого уровней сформированности «дизайн-культуры» студентов составляет 17,2%, в контроль-

ной же группе он составил 4,6%, т.е. на 12,6% меньше. Поскольку формирование «дизайн-культуры» студентов продолжается целенаправленно на 4 и 5 курсах, то следует ожидать более значительной динамики роста указанных показателей. Таким образом, про-

исходит поэтапное формирование «дизайн-культуры», как профессионального понятия, у будущих конструкторов одежды в процессе обучения в вузе

Таб. 2. Показатели уровня сформированности «дизайн-культуры» студентов третьего курса в процентах

Уровень сформированности дизайн-культуры Экспериментальная группа Контрольная группа

до экспериментального преподавания после эксперимен-гального преподавания до экспериментального преподавания после эксперимен-гального преподавания

низкий (1 - 10) 2.8 0.0 5.0 4.6

средний (11 - 16) 40.0 25.7 50.0 45.8

умеренно высокий (17 - 20) 51.4 64.2 45.0 47.5

высокий (свыше 20) 5.7 10.1 0.0 2.1

STAGE-BY-STAGE DESIGN CULTURE FORMATION, AS PROFESSIONAL CONCEPT, OF THE FUTURE CLOTHES DESIGNERS AT HIGHER EDUCATION INSTITUTION

© 2009 L.V.Gavrilova°

«Russian State University of Tourism and Service», Samara Branch

This article deals with the stage-by-stage approach of «design-culture» components formation, as professional concept, of students whose speciality «Garments Designing».

Keywords: personal and professional competence; priority components; leading discipline; forms, kinds of educational activity.

o

Gavrilova Lyudmila Vladimirovna, The assistance lecture of Designing Technologies in Service chair.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.