ЗНАЧЕНИЕ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
Е.Ю. Усенкова
Кафедра декоративного искусства и дизайна Московский городской педагогический университет 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4, Москва, Россия, 129226
В статье обобщается опыт преподавателей высших учебных заведений в части методов преподавания, стимулирующих профессиональное и культурное саморазвитие студентов, даны научно-практические рекомендации ученых по вопросам самосовершенствования личности, которое является одним из основных условий конкурентоспособности современных выпускников вузов.
Ключевые слова: профессиональная конкурентоспособность выпускников, профессиональное и культурное саморазвитие, самосовершенствование
Проблема трудоустройства является одной из наиболее острых проблем, встающих перед выпускниками вузов. В XXI веке для нашей страны будут важны не только природные ресурсы, но и «человеческий капитал», уровень конкурентоспособности специалистов становится определяющим фактором развития фирм и организаций [1. С. 6]. Профессиональная конкурентоспособность выпускников во многом зависит от квалификации, приобретенной за время обучения в вузе. Однако даже высокий уровень знаний, умений, навыков и опыт работы, а также желание выпускников быть успешными и конкурентоспособными, не является безусловной гарантией конкурентоспособности.
Современный конкурентоспособный выпускник вуза — это личность, способная не только к высокому качеству и эффективности профессиональной деятельности, но и к лидерству в условиях конкурентной борьбы. В условиях рыночных отношений и усилившейся в последние годы конкуренции на рынке профессиональных кадров приоритет отдается выпускникам, имеющим наиболее высокий профессиональный, общекультурный, интеллектуальный и творческий потенциал. Таким образом, конкурентоспособность определяется прежде всего показателями профессиональной подготовки, а также личными характеристиками выпускников, удовлетворяющими конкретного работодателя. Еще одним условием конкурентоспособности выпускника является непрерывное активное саморазвитие и самосовершенствование.
Психологи выделяют два важнейших вектора самообразовательной работы: профессиональное и культурное саморазвитие, сочетание и взаимодополнение которых является залогом успеха самосовершенствования личности. Самосовершенствование личности закладывается в образовательных учреждениях и формируется под влиянием условий обучения и воспитания. Происходит становление системы нравственных ценностей студентов. Ценностные ориентации — вну-
тренняя основа восприятия человеком материального, морального, политического и духовного окружения. Они определяют многие поступки человека, его социальную активность, реализацию его потенциала и планирование деятельности. Ценностные ориентации влияют на творческую активность студента в выбранной им сфере деятельности и желание самосовершенствоваться.
По мнению современных психологов, основным побудительным источником самосовершенствования, как и любой деятельности личности, являются мотивы и эффективность этого процесса зависит от того, насколько сильна мотивация к самосовершенствованию. Формирование мотивов происходит в результате воспитания благодаря воздействию на личность. В образовательном учреждении процесс формирования мотивов зависит от умелого педагогического руководства, использования современных методик и информатизации образовательного процесса, а также успешности учебной деятельности обучаемых. Сильным побудительным мотивом в профессиональном саморазвитии будущих дизайнеров является стремление использовать результаты обучения в будущей профессиональной деятельности. Успех профессионального саморазвития во многом определяется профессиональными притязаниями студентов и их стремлением реализовать творческие способности в лично значимой для них сфере деятельности. Выполнение творческого проекта в специализированных мастерских, оснащенных современным учебным оборудованием, по четко спланированной программе позволяет студентам вплотную приблизиться к профессии дизайнера. В ходе учебно-творческого процесса студенты получают теоретические знания, практические умения, начальный опыт проектирования и др. На данном этапе обучения основной задачей педагогов становится «формирование интереса студентов к будущей профессиональной деятельности и воспитание внутренней мотивации личности к совершенствованию профессиональных знаний и навыков проектной работы» [3].
Условием успешности реализации творческих планов и трудоустройства будущих дизайнеров является знание и саморазвитие в области современных компьютерных технологий. Например, деятельность проектировщика, работающего в условиях серийного производства одежды, постоянно нуждается в новом подходе к организации проектирования. Предпроектный анализ включает изучение объемно-силуэтных форм одежды, сопровождающееся расчетами и прогнозированием потребительского спроса. Также необходима максимально достоверная информация об аналогах создаваемой коллекции и конкурентах. Эти исследования трудно осуществить без использования профессиональных компьютерных программ. При анализе и прогнозировании моды на рубеже столетий дизайнеры использовали систему «САПР-мода», позволяющую собирать первичную информацию, анализировать, пополнять новыми данными и сохранять их в базе, а также легко находить костюм по заданным характеристикам. Полученная аналитическим путем информация о закономерностях повторения моды в мелкосерийном и массовом производстве одежды позволяла дизайнерам прогнозировать моду и создавать одежду, удовлетворяющую потребительский спрос.
В условиях информатизации производства работу современного дизайнера трудно представить без использования поисковых систем интерактивных услуг,
а также компьютерной разработки графических эскизов. В данной области промышленного производства наша страна сделала большой шаг вперед. Однако наука начала XXI в. не стоит на месте и дизайн-проектирование будущего поколения предлагает новые подходы к решению проблем дизайн-проектирования и новые механизмы анализа, квалиметрии и проектирования визуальных образов в системе «фигура — одежда». Таким образом, трудоустройство и конкурентоспособность дизайнера может гарантировать его способность не отставать от времени, постоянно совершенствуя базу профессиональных знаний.
В учебно-творческой деятельности студентов неизбежен анализ ошибок и неудач, самоанализ, а также тщательный отбор методов работы, дающих положительные результаты. Эти педагогические приемы часто служат для студентов хорошим источником мотивации к самосовершенствованию. Правильная организация производственных практик в ходе обучения формирует базу профессиональных умений и навыков, позволяет реализовать смелые творческие проекты студентов, решить нестандартные задачи, исправить неизбежные ошибки и погрешности проектирования. Хорошим стимулом для переосмысления позиции и побудительным мотивом для творческого самосовершенствования может стать и доброжелательная конструктивная критика педагога.
Исследования в области мотивации творческой деятельности представлены в работе Б.Б. Косова «Личность и педагогическая одаренность». Автор выделяет структурные особенности мотивации студентов, занимающихся творчеством. Он прослеживает зависимость мотивационной сферы творческих личностей от положительных эмоций и оптимизма. Эти свойства личности наиболее тесно связаны с успешностью в повседневных делах и будущей профессиональной деятельности, с преобладанием интереса, мотивирующего активность и желание личного самосовершенствования [2]. Выводы автора подтверждают результаты эксперимента, проведенного с будущими дизайнерами в учебно-творческой мастерской. Успешное применение базовых знаний при выполнении творческих заданий служит для студентов хорошим стимулом к приобретению новых знаний, профессиональному и культурному саморазвитию [3].
Мобилизацию творческой деятельности и способностей студентов активизируют выставки и конкурсы, включая студентов во взаимодействие с различными профессиональными и образовательными учреждениями, творческими Союзами художников, дизайнеров, архитекторов [4]. Сильным мотивом для профессионального совершенствования могут стать и личности, достойные подражания. Участие в региональных и международных конкурсах и фестивалях моды — это здоровое соперничество, творческое сотрудничество и коллективное решение творческих задач, позволяющее не только расширить представления студентов о специфике профессиональной деятельности дизайнера, но и совершить «переход от учебной лаборатории к обучению на более качественном уровне». Происходит процесс «количественных и качественных изменений» личности, часто позволяющий студентам повысить свой престиж и статус в коллективе единомышленников [1]. Студенты получают адекватную оценку своих идей и творческих возможностей, личной позиции и приобретают мотивацию к профессиональному росту и самосовершенствованию.
Многие выпускники и студенты современного поколения сталкиваются с проблемой конкуренции на рынке труда только после окончания вуза. Практическая реализация идеи воспитания правильной мотивации и создание мощного импульса к самосовершенствованию обучаемых будут способствовать конкурентоспособности выпускников и совершенствованию всего образовательного процесса.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Андреев В.И. Конкурентология. Учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности. Казань: Центр инновационных технологий, 2013. 468 с.
[2] Косое Б.Б. Личность и педагогическая одаренность: новый метод. М.: Институт практической психологии, 1998. 128 с.
[3] УсенкоеаЕ.Ю. Формирование профессиональной компетентности студентов художественных факультетов педагогических вузов средствами макетирования костюма: дисс. ... канд. пед. наук. М., 2009. 171 с.
[4] Усенкоеа Е.Ю. К вопросу конкурентоспособности выпускников творческих вузов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». 2011. № 3. С. 54-61.
THE VALUE OF SELF-IMPROVEMENT IN THE PROFESSIONAL COMPETITIVENESS OF GRADUATES IN THE CONDITIONS OF INFORMATIZATION
E.J. Usenkova
The Department of decorative art and design Moscow city pedagogical University 2-and Selskohoziajstvennijpr., 4, Moscow, Russia, 129226
The article presents a synthesis of the experience of higher education teachers about methods of teaching, stimulating professional and cultural self-development of students, the conclusions and practical recommendations of scientists on the issues of self-perfection, which is one of the main conditions of competitiveness of modern University graduates.
Key words: professional competitiveness of graduates, professional and cultural self-development, self-improvement
REFERENCES
[1] Andreev VI. Konkurentologija. Uchebnyj kurs dlja tvorcheskogo samorazvitija konkurentosposobnosti [Konkurentologiya. Training course for creative self-development of competitiveness]. Kazan': Centr innovacionnyh tehnologij, 2013. 468 p.
[2] Kosov B.B. Lichnost' i pedagogicheskaja odarennost': novyj metod [Personality and pedagogical endowments: new method]. M.: Institut prakticheskoj psihologii, 1998. 128 p.
[3] Usenkova E.Ju. Formirovanie professional'noj kompetentnosti studentov hudozhestvennyh fakul'tetov pedagogicheskih vuzov sredstvami maketirovanija kostjuma [Formation of professional competence of students of art faculties of pedagogical higher education institutions means of prototyping of a suit]: diss. ... kand. ped. nauk. M., 2009. 171 p.
[4] Usenkova E.Ju. K voprosu konkurentosposobnosti vypusknikov tvorcheskih vuzov [To a question of competitiveness of graduates of creative higher education institutions]. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Serija «Informatizacija obrazovanija» [Bulletin of the Russian university of friendship of the people. Education Informatization series]. 2011. No 3. pp. 54—61.