Научная статья на тему 'К вопросу конкурентоспособности выпускников творческих вузов'

К вопросу конкурентоспособности выпускников творческих вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
194
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА СПЕЦИАЛИСТА / PROFESSIONAL COMPETITIVENESS OF GRADUATES / PROFESSIONAL QUALITIES OF A FUTURE SPECIALIST / PERSONAL QUALITIES / PROFESSIONAL BACKGROUND AND CULTURE OF A SPECIALIST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Усенкова Елена Юрьевна

В статье излагаются выводы и научно-практические рекомендации современных ученых по вопросам конкурентоспособности, обобщение научного теоретического и практического опыта преподавателей высших учебных заведений. Представлена модель процесса обучения студентов творческих специальностей, развивающая их профессиональную конкурентоспособность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Усенкова Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of competitiveness of the institutions of higher education graduates

The article comprises some conclusions to the problem of competitiveness. We also investigate some practical recommendations of modern methodologists and generalization of scientific, theoretical and practical experience of University lecturers. In the conclusion we touch upon the model of teaching process which helps to develop professional competitiveness of art students.

Текст научной работы на тему «К вопросу конкурентоспособности выпускников творческих вузов»

К ВОПРОСУ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ТВОРЧЕСКИХ ВУЗОВ

Е.Ю. Усенкова

Кафедра декоративного искусства Московский городской педагогический университет 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4, Москва, Россия, 129226

В статье излагаются выводы и научно-практические рекомендации современных ученых по вопросам конкурентоспособности, обобщение научного теоретического и практического опыта преподавателей высших учебных заведений. Представлена модель процесса обучения студентов творческих специальностей, развивающая их профессиональную конкурентоспособность.

Ключевые слова: профессиональная конкурентоспособность выпускников, профессиональные качества будущего специалиста, личностные качества профессионала, профессиональная культура специалиста.

Проблема качества профессиональной подготовки выпускников вузов в последние годы оказалась в центре внимания отечественной системы образования. Это связано с обострением противоречий между динамикой спроса предприятий и организаций на специалистов определенного профиля, квалификацией специалистов и системой их профессиональной подготовки. Основным критерием качества подготовки выпускников вузов является профессиональная компетентность, которая характеризуется уровнем знаний, умений и навыков, необходимых для реализации профессионального и личностного потенциала специалиста.

Принято считать, что качество подготовки выпускников вузов зависит от материально-технической, научной, информационно-методической базы, преподавательского потенциала и определяет конкурентоспособность самих вузов. На наш взгляд, решение вопроса качественной подготовки выпускников следует начинать с определения требований к молодым специалистам со стороны работодателей, а затем — выбора образовательных технологий вуза, удовлетворяющих эти требования. Для успешного функционирования системы подготовки выпускников учебные заведения должны иметь обобщенную модель конкурентоспособного выпускника, критерии оценки его конкурентоспособности с учетом специфики его будущей профессиональной деятельности. В данной статье приводятся научно-практические рекомендации современных ученых по вопросам конкурентоспособности, обобщен теоретический и практический опыт преподавателей высших учебных заведений, представлена модель процесса обучения студентов творческих специальностей, развивающая в процессе обучения их профессиональную конкурентоспособность.

Современные ученые указывают на тесную взаимосвязь образования и экономики, используя при характеристике функционирования высшего образования такие экономические категории, как «рынок», «спрос», «предложение», «конкурентоспособность», «конкуренция», «маркетинг». Некоторые отечественные вузы применяют опыт зарубежных стран, используя маркетинговый подход к органи-

зации своей деятельности. Одним из средств такого подхода является прогнозирование конъюнктуры рынка труда. Маркетинговый подход к организации деятельности вуза означает необходимость поиска и реализации образовательных технологий, которые обеспечивали бы выпускнику комфортное существование с точки зрения личностных и общественных целей развития.

Один из способов решения проблемы конкурентоспособности молодого специалиста — целенаправленное развитие комплексной личностной потребности обучаемых в соединении узкого профессионализма и универсализма в образовательном процессе. Идея полипрофессионализма как способ решения актуальной проблемы предложена в работе А.В. Ковалёва [5]. Автор выдвигает методологическое условие конкурентоспособности и определяет основные критерии оценки качественной подготовки выпускника:

— количество времени, необходимое выпускнику для адаптации на рабочем месте в соответствии со своей специальностью;

— количество «родственных» (смежных) специальностей, по которым выпускник может работать без значительных затрат времени и сил на их освоение.

Из предложенных критериев следует, что полипрофессиональность и вариативность образования (родственные специальности) оказывают влияние на профессиональную конкурентоспособность молодого специалиста. На наш взгляд, именно оптимальное сочетание профессионализма и универсализма является одним из наиболее эффективных средств обеспечения конкурентоспособности выпускника на рынке труда, а вузам — конкурентоспособности на рынке производителей образовательных услуг. Как один из вариантов оценки конкурентоспособности будущего специалиста А.В. Ковалёв предлагает использование порт-фолио индивидуальных профессиональных достижений выпускника, дающее наиболее полные сведения об академических знаниях, умениях, профессиональных навыках и квалификации претендентов, помогающее провести профессиональный отбор и подобрать рабочее место специалисту, соответствующее его профессиональным и академическим компетенциям.

Современные ученые Н.А. Коханик, Н.А. Бакшаева, Н.В. Борисова, В.Н. Круг-ликов, В.Ф. Тенищева, Ю.М. Бундина считают одним из наиболее эффективных средств развития высшего профессионального образования и личностных качеств будущих специалистов технологии контекстного обучения, психолого-педагогические основы которых развивают деятельностный подход в обучение. Ю.М. Бун-дина отмечает, что главным условием становления и развития профессионально значимых качеств будущих дизайнеров костюма является практическая профессиональная деятельность, включающая студентов в творческое взаимодействие с различными профессиональными и образовательными учреждениями, творческими союзами художников, дизайнеров, архитекторов, участие в региональных и международных конкурсах и фестивалях моды.

Такое творческое сотрудничество позволяет не только расширить представления о специфике профессиональной деятельности дизайнера, но и в ходе профессиональной практики совершить переход от учебы к трудовой деятельности или продолжению обучения на более высоком уровне, получая адекватную оценку своих

возможностей, личной позиции и мотивации к самосовершенствованию в профессиональной деятельности [1].

Таким образом, психолого-педагогическими условиями развития конкурентоспособного специалиста автор считает методологические условия контекстно-сти и практикоориентированности вузовского образования.

Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лаврентьева и Н.А. Неудахина отметили группы элементов, определяющих конкурентоспособность выпускников вуза [2]:

— технические: специальность, специализация, уровень подготовки, сфера и границы использования, получаемый документ и др.;

— экономические: затраты на подготовку специалиста;

— социально-организационные: учет социальной структуры потребителей, национальных и региональных особенностей в организации производства (подготовки выпускников), сбыта (трудоустройства и рекламы будущих специалистов).

В числе первых условий конкурентоспособности многие авторы указывают содержание образования (соответствие образовательному стандарту, объем освоенной программы) [7]. На наш взгляд, содержательно-методологические и организационно-методологические условия организации образовательного процесса, такие как организация учебной, практической и воспитательной деятельности в вузе, а также и конкуренторазвивающая деятельность педагогов в процессе обучения оказывают первостепенное влияние на развитие профессиональной конкурентоспособности выпускников.

С.А. Хазова, обобщая психолого-педагогический опыт работы в вузе, приводит ряд научно-практических рекомендаций по организации конкуренторазви-вающего образовательного процесса [6]:

— психолого-педагогическое воздействие на студентов с целью развития ак-меологической направленности личности и конкурентоопределяющих личностных качеств;

— проектирование образовательной деятельности вуза на основную и дополнительную специальности студентов;

— поддержка студентов в их желании совмещать учебу в вузе с работой по специальности, помогать с трудоустройством;

— помощь студентам в накоплении необходимого профессионального опыта в процессе прохождения производственных и других видах практик, содействие в выполнении заданий научного и управленческого содержания;

— организация внеучебной деятельности студентов с целью развития поликультурного взаимодействия, информационного обмена, гражданской активности и освоения студентами ряда социальных ролей;

— междисциплинарная интеграция информации, практикоориентированность и контекстность обучения (ориентиры на предметное содержание деятельности, соответствующие роли и функции, деловые и ролевые игры, ситуационно-проблемные задачи) как важное условие повышения учебной мотивации студентов;

— систематическое и непрерывное осуществление мониторинга индивидуальных результатов студентов, внесение необходимых корректив в содержание конкуренторазвивающего образовательного процесса.

А.В. Ковалёв приводит принципы развития системы образования, целью которого является конкурентоспособный выпускник [5]:

— сохранение и развитие фундаментальности профессионального образования;

— развитие гуманитарной составляющей образования (изучение российской и мировой культуры, углубленное изучение иностранных языков, изучение региональных аспектов истории, изучение экономических и правовых основ, экологическое воспитание и образование студентов и др.);

— ранняя профессионализация студентов, нацеленность на прикладные исследования, выполнение в образовательных учреждениях научно-практических проектов, повышение конкурентоспособности выпускников учреждений профессионального образования на рынке труда;

— повышение качества обучения на основе использования инновационных образовательных технологий, внедрение результатов научных исследований;

— создание системы многоуровневого непрерывного образования через сотрудничество, координацию деятельности и интеграцию образовательных и научных учреждений различных уровней;

— опережающая подготовка специалистов на основе прогнозирования тенденций в экономической, политической и образовательной сферах;

— укрепление сотрудничества с ведущими образовательными учреждениями страны, активизация международного сотрудничества в системе профессионального образования.

В качестве важнейшей задачи высшей школы С.Н. Широбоков называет подготовку компетентного, гибкого, конкурентоспособного специалиста [8]. С.Н. Ши-робоков приводит основные направления подготовки конкурентоспособного специалиста: профессиональные знания, коммуникативная культура, стремление к профессиональному росту, способность к рефлексии. В работе отмечена острая необходимость усовершенствования системы диагностических методик оценки качества подготовки специалистов, в частности системы промежуточного и итогового контроля. С.Н. Широбоков приводит примеры использования в американских высших учебных заведениях апробированных и хорошо зарекомендовавших себя методик оценки качества подготовки конкурентоспособного специалиста. Это методики эссе, свободные дебаты, мозговой штурм, презентация и др. Особенность предлагаемых методик заключается в том, что они ориентируют студента на объективную оценку своих слабых и сильных сторон для выстраивания своей профессиональной карьеры [7].

Выстроенная в предложенной логике система диагностических методик оценивания профессиональных знаний, умений способствует преодолению противоречия между объективной необходимостью непрерывного обновления методов оценки качества образования и педагогическими требованиями их стабильности; повышению качества подготовки конкурентоспособного специалиста, пользующегося повышенным спросом у общества, свободомыслящего, самостоятельно управляющего собственным выбором действия и сферы применения, с высокой степенью адаптивности и выживания в ситуации изменения профессиональной деятельности.

Понятие «конкурентоспособность специалиста», по мнению многих современных ученых, обладает достаточной степенью конструктивности и может быть положено в основу проектирования всей деятельности образовательного учреждения [2]. При этом за основополагающие качества личности молодого специалиста следует принять четкость целей и ценностных ориентаций, трудолюбие, творческое отношение к делу, способность к риску, независимость, способность быть лидером, способность к непрерывному саморазвитию, непрерывному профессиональному росту, стремление к высокому качеству конечного продукта и стрес-соустойчивость.

Молодой специалист должен быть конкурентоспособным, а значит, иметь «хорошее качество, хорошее оформление и хорошую рекламу (или саморекламу)» [4].

Конкурентоспособность специалиста, по мнению специалистов, ассоциируется с успехом в профессиональной и других сферах жизни, поэтому главное психологическое условие успешной деятельности — уверенность в своих силах в таких направлениях, как освоение и совершенствование профессионального мастерства; адекватное поведение в различных ситуациях человеческого общения; поддержание и укрепление здоровья и работоспособности; создание благоприятного внешнего облика, собственного имиджа.

Изучение японского опыта решения проблемы конкурентоспособности позволило выявить основную педагогическую концепцию — подготовку специалистов методом формирования трех групп навыков: технологических (освоение конкретной профессии), коммуникативных и концептуальных (умение прогнозировать события, планировать деятельность больших групп людей, принимать ответственные решения на основе системного анализа). Особое внимание в японской практике подготовки молодых специалистов уделяется развитию такого качества, как целостность мышления. Во многом это объясняется принципиальными изменениями в подходе к работникам, что проявляется, в частности, в использовании принципов социального менеджмента. Предприятия несут социальную ответственность за развитие работника, его самосовершенствование, например за овладение им социокультурными технологиями. Таким образом, система подготовки специалистов должна ориентироваться на заказ общества и обеспечивать развитие подобных качеств во время учебы, что в конечном итоге обеспечит выпускникам конкурентоспособность на рынке труда.

Американский опыт подготовки специалистов основан развитии таких качеств сотрудников, как ответственность, коммуникабельность, эмпатия, стремление к саморазвитию, самостоятельность.

Требования к сотруднику-профессионалу включают: постоянное присутствие на рабочем месте; умение хорошо работать в отсутствии контроля; умение качественно и в срок выполнять работу; способность приложить дополнительные усилия, если этого требуют производственные обстоятельства; умение заменить коллегу в случае его отсутствия; желание помочь другим в выполнении работы; стремление к совершенствованию своих профессиональных навыков; умение общаться с коллегами по работе и сглаживать конфликты.

Анализ и обобщение теоретического и практического опыта ученых, исследователей, преподавателей высших учебных заведений, готовящих специалистов разных специальностей привел нас к созданию варианта модели образовательного процесса, рассчитанного на подготовку студентов творческих вузов. Данный вариант модели процесса обучения был создан с целью поиска наиболее эффективного способа развития профессиональной конкурентоспособности студентов, облегчения процесса адаптации выпускников вузов в социуме. Ниже приводится модель процесса обучения студентов творческих специальностей, развивающая их профессиональную конкурентоспособность.

Задачи обучения

Определить требования к конкурентоспособному специалисту и выявить психолого-педагогические аспекты развития профессиональной конкурентоспособности студентов творческих вузов.

Охарактеризовать психические процессы личности в ходе учебно-творческой деятельности и найти способы их активизации в процессе развития профессиональной конкурентоспособности студентов.

Определить характеристики процессов учения, найти способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, выявить способы повышения активности и самостоятельности студентов в решении практических задач, помогающие развитию профессиональной конкурентоспособности студентов.

Выявить оптимальные механизмы воздействия на становление и формирование личностных качеств обучаемых, способствующие развитию их профессиональной конкурентоспособности.

Методы обучения

Программированное обучение; демонстрация приемов выполнения работы; практические упражнения; словесные (объяснения, инструктаж, дискуссии); эвристические (исследование стилевых особенностей изучаемого объекта); развивающие (анализ и синтез формообразования изучаемого объекта); копирование элементов; решение проблемных задач в ходе обучения; проектирование индивидуального технологического процесса; игровые (имитации реальных производственных процессов); работа с исторической и технической литературой, журналами, каталогами.

Формы занятий

Групповые аудиторные занятия; дополнительные занятия; факультативы; творческие лаборатории; семинары; посещение профессиональных выставок и творческих конкурсов; организация показов создаваемых моделей; домашние творческие занятия; посещение мастер-классов специалистов; самостоятельная работа; фотографирование учебно-творческих работ; создание методического фонда; подбор творческого материала для портфолио индивидуальных достижений студента.

Психолого-педагогические и методологические условия развития конкурентоспособности

Передача обширных фундаментальных и профессиональных знаний, умений и навыков.

Дисциплинарная интеграция, полипрофессионализм студентов (дополнительные и смежные специальности).

Практикоориентированность и контекстность обучения (производственные практики, мастер-классы, семинары, профессиональные творческие проекты, конкурсы, выставки).

Помощь в трудоустройстве выпускников.

Внедрение результатов научных достижений, инновационные технологии обучения студентов.

Развитие конкурентоопределяющих качеств личности в процессе обучения.

Культура специалиста

Способы осуществления мыслительных операций; эмоционально-волевые проявления в процессе деятельности; способы деятельности и стиль поведения; преобладающие ценности и ценностные ориентации; профессиональные знания умения, навыки; опыт решения профессиональных и общечеловеческих проблем; нормы и традиции жизнедеятельности.

Личностные качества специалиста

Поведенческие: коммуникативные инициативность, предприимчивость, способность к импровизации, риску, умение подчиняться и руководить, ответственность.

Мыслительные: аналитичность, рефлективность, быстрота реакции, креативность, наблюдательность, критичность мышления, целостность мышления.

Психологические: эмоциональность, эмпатия, аутентичность, открытость, терпимость, развитость интуиции, развитость восприятия, оптимизм, стрессоустойчивость.

Профессиональные качества будущего специалиста

Умения в области деятельности: организовать совместную повседневную и творческую деятельность, организовать собственную деятельность, принимать решения в разных ситуациях, вести себя в разных ситуациях, пользоваться социокультурными технологиями, распределять и оценивать ресурсы для реализации поставленных целей.

Умения в области межличностных отношений: организовать процесс коммуникации, диагностировать, создавать положительный эмоциональный фон при общении с людьми воодушевлять людей, мотивировать, урегулировать конфликты, проводить переговоры.

Умения в области информации: прогнозировать развитие, планировать деятельность, ставить цели и определять текущие задачи, анализировать, разрабатывать и пользоваться профессиональной документацией, генерировать новые идеи, представлять и передавать информацию, поддерживать постоянный творческий рост и развитие.

Структура предложенной модели подчиняется следующей логике: определение задач обучения, эффективные методы обучения и формы занятий, психолого-педагогические и методологические условия развития конкурентоспособности, требования к культуре, личностным и профессиональным качествам будущих специалистов.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Бундина Ю.М. Формирование профессиональной компетентности студентов-дизайнеров как педагогическая проблема // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2006. — Т. 1. — № 6. — С. 92—97.

[2] Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б., Неудахина Н.А. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов. — Ч. 2. — Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2002.

[3] Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей: Монография. — Оренбург, 1996.

[4] Козлов А.В. Конкурентоспособность выпускника вуза на рынке труда // Глобальный экономический кризис: реалии и пути преодоления: Сб. науч. статей. — СПб.: Институт бизнеса и права, 2009.

[5] Ковалев А.В. Развитие конкурентоспособности будущего специалиста — гарант качества профессионального образования. URL: www.edu2.meks-info.ru > tezis/520.doc

[6] Хазова С.А. Конкурентоспособность будущих специалистов по физической культуре и спорту. URL: http://www.eidos.ru/journal/2009/1009-2.htm

[7] Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учеб. пособ. для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДИНА, 2002.

[8] Широбоков С.Н. Оценка качества подготовки конкурентоспособного специалиста: опыт США // Проблемы высшего профессионального образования лиц с нарушением зрения: Материалы научно-практической конференции. — Нижний Новгород, 2000.

THE PROBLEM OF COMPETITIVENESS OF THE INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION GRADUATES

E.J. Usenkova

Chair of decorative art The Moscow city pedagogical university

2-nd Selskohoziajstvennijpr., 4, Moscow, Russia, 129226

The article comprises some conclusions to the problem of competitiveness. We also investigate some practical recommendations of modern methodologists and generalization of scientific, theoretical and practical experience of University lecturers. In the conclusion we touch upon the model of teaching process which helps to develop professional competitiveness of art students.

Key words: professional competitiveness of graduates; professional qualities of a Future specialist; personal qualities; professional background and culture of a specialist.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.