Научная статья на тему 'Развитие профессионально-интеллектуальных навыков в процессе совершенствования исполнительской компетентности студентов-гитаристов'

Развитие профессионально-интеллектуальных навыков в процессе совершенствования исполнительской компетентности студентов-гитаристов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ МУЗЫКАНТА / PERFORMING MUSICIAN COMPETENCE / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL COMPETENCE / ИГРА НА ГИТАРЕ / PLAYING THE GUITAR / СТУДЕНТ / STUDENT / СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ / MODERN METHODS OF TEACHING / МУЗЫКАНТ / MUSICIAN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Царев Д.В.

В статье рассматривается в области художественно-творческой деятельности развитие навыков исполнительской компетентности студентов-гитаристов. Анализируется исполнительская компетентность музыканта, и делается попытка поставить задачи и сделать штрихи нового подхода к данной проблеме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of professional-intellectual skills in the process of improving the performance of competence student's guitarists

This article discusses the perfoming competence development of studentsguitarists in context the artistic and creative skills. It is analyzed performing musician competence, and given an attempt to put the touches to the problem and describe the new approach to the problem.

Текст научной работы на тему «Развитие профессионально-интеллектуальных навыков в процессе совершенствования исполнительской компетентности студентов-гитаристов»

Humanity space International almanac VOL. 2, No 4, 2013: 597-600

Развитие профессионально-интеллектуальных навыков в процессе совершенствования исполнительской компетентности студентов-гитаристов

Д.В. Царев

Российский Государственный Социальный Университет 129226, Москва, ул. Вильгельма Пика, д. 4 Russian State Social University Vilgelma Pika str., 4, Moscow 129226 Russian

Ключевые слова: исполнительская компетентность музыканта, профессиональные компетенции, игра на гитаре, студент, современные методики обучения, музыкант.

Key words: performing musician competence, professional competence, playing the

guitar, the student, the modern methods of teaching, a musician.

Резюме: В статье рассматривается в области художественно-творческой

деятельности развитие навыков исполнительской компетентности студентов-

гитаристов. Анализируется исполнительская компетентность музыканта, и

делается попытка поставить задачи и сделать штрихи нового подхода к данной

проблеме.

Abstract: This article discusses the perfoming competence development of students- guitarists in context the artistic and creative skills. It is analyzed performing musician competence, and given an attempt to put the touches to the problem and describe the new approach to the problem.

[Tsarev A.I. Development of professional-intellectual skills in the process of improving the performance of competence student's guitarists]

Повышение роли и уровня изучения научных исследований в области художественно-творческой деятельности, выявление новых областей, реформирование учебных программ, увеличение факультативных и специальных курсов, учёт индивидуальных и психофизиологических особенностей студентов при выборе форм и методов обучения выступают главными составляющими оптимизации процесса обучения в вузе. Поэтому процесс формирования личности выпускника вуза художественно-творческой направленности должен быть в значительной степени направлен на обретение студентами гуманитарной культуры, на создание условий для развития у них потребности в непрерывном самосовершенствовании и самообразовании, приобретении

высокого уровня профессиональной (исполнительской) компетентности.

Исполнительская компетентность музыканта - это умение анализировать, эффективно использовать и оценивать информацию в различных областях знания, умение эффективно творить в динамично изменяющемся социокультурном пространстве. Для музыканта, творящего в любом виде профессиональной практической деятельности, система его идеалов, ценностей определяется развитыми исполнительскими навыками - компетенциями, которые он приобретает на протяжении всего творческого пути.

Профессиональные компетенции в системе музыкального образования наполнены различными смыслами, так как для разных категорий обучающихся они выступают основой овладения комплексом технических навыков. Следовательно, успешное развитие исполнительской компетентности музыканта напрямую зависит не только от наличия у него развитого комплекса технических навыков, но и целостной взаимосвязанной системы ценностных ориентаций в музыкальном искусстве, а главное - в индивидуальной потребности общения с ценностями мировой художественной культуры в целом.

Научные исследования в области музыкального инструментального исполнительства, основываясь на данных физиологии, общей и музыкальной педагогики и психологии, рассматривают исполнительский акт как сложный психофизический процесс, а исполнительские действия - как взаимовлияние функций музыкального слуха, мышления и двигательных органов. Воздействие на внутренний мир студента в инструментальных классах в практической педагогике зачастую приобретает сугубо односторонний характер. Фокус внимания педагогов концентрируется преимущественно на процессе сопряжения исполнения студентом нотного текста, ее прямым эмоциональным постижением, и в значительно меньшей степени на том, что связано с процессами понимания, интеллектуального осмысления его содержания, необходимых для этого игровых навыков.

Искусство игры на гитаре, например, требует выработки огромного количества сложнейших автоматизированных

действий, без которых творческий процесс исполнительства невозможен. Именно поэтому процесс приобретения гитаристом исполнительских компетенций в высшей профессиональной школе должен выступать как планируемая задача интериоризации знаний в навыки, которая производится через специальную учебную, профессионально-значимую

деятельность с обязательным наличием творческого характера. В процессе овладения профессиональными (исполнительскими) компетенциями гитаристу следует неуклонно соблюдать последовательность в работе над музыкальным произведением, которая заключена, прежде всего, в раскрытии художественного образа сочинения. Осуществление этой задачи возможно только при наличии не только развитых исполнительских навыков, разнообразие которых определяется технической подготовленностью гитариста, но и высокого уровня интеллектуального развития.

Современные методики обучения профессиональных гитаристов определяют постановку игрового аппарата как процесс приспособления организма к инструменту. Наиболее целесообразной считается постановка, обеспечивающая полную свободу тела, наиболее удобна для решения исполнительских задач и приемлема с внешней стороны. Следует подчеркнуть, что процесс овладения гитаристом комплексом практических игровых навыков предполагает овладение им целесообразными мышечными движениями, работу над предупреждением излишних, неоправданных движений пальцев. Отсутствие контроля гитариста за работой мышц зачастую приводит к смещению функций деятельности ладонных и тыльных мышц руки, тормозит развитие двигательных навыков. Причиной излишних движений зачастую выступает напряжение незанятых исполнением пальцев. Средством избавления от таких недостатков могут выступать специальные упражнения на развитие координации движения пальцев.

Исполнительская компетентность предполагает приобретение гитаристом комплекса игровых навыков, гарантирующих его всестороннее развитие, что ставит перед студентами ряд важнейших задач:

- овладение высоким уровнем знаний в области теоретических основ музыкального искусства;

Д.В. Царев / D.V. Tsarev

- усвоение основ постановки игрового аппарата, обеспечивающего свободу исполнительских действий;

- овладение комплексом практических навыков - навыками исполнения различных по фактуре музыкальных произведений; основными исполнительскими приемами игры; двигательными навыками и др.

И так, можно сказать, что исполнительская компетентность музыкантов - гитаристов выступает как способ целостной творчески-познавательной деятельности, основной акцент в которой должен быть направлен на интегрирование содержания специальных музыкальных дисциплин с содержанием различных циклов дисциплин учебного плана. Можно сказать, что данная проблема требует дальнейшего более подробного анализа и изучения.

ЛИТЕРАТУРА

Ануфриева Н.И. 2009. Системный подход к подготовке педагога-музыканта:

Монография. М.: РГСУ. 168 с. Зимняя И.А. 2004. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия.- Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 164 с. Щербакова А.И. 2011.Музыка и Человек в создании пространства культуры: культурологическое исследование: Монография. М.: Изд-во РГСУ. 318 с.

Получена /Received: 24.06.2013 Принята/Accepted: 27.06.2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.