Научная статья на тему 'Формирование базовой исполнительской техникигитариста как научная проблема'

Формирование базовой исполнительской техникигитариста как научная проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
521
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАССИЧЕСКАЯ ГИТАРА / CLASSICAL GUITAR / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ / TEACHING METHODS / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / БАЗОВАЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ТЕХНИКА / BASIC PERFORMING TECHNIQUE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Камалова Ильмира Фуатовна, Костюшкина Ольга Николаевна

Процесс формирования исполнительской техники обучающихся складывается из исполнительских и выразительных средств, которые имеют между собой четкую связь через технические приемы и способы игры. Такие аспекты, как посадка, постановка рук, звукоизвлечение и так далее, является базой, которую педагог дает в первую очередь ученику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE BASIC EXECUTIVE TECHNIQUE OF THE GUITARIST AS A SCIENTIFIC PROBLEM

The process of formation of the performing technique of students consists of performing and expressive means, which have a clear connection through the techniques and methods of play. Aspects such as planting, hand positioning, picking, and so forth, is the basis on which the teacher gives the first student.

Текст научной работы на тему «Формирование базовой исполнительской техникигитариста как научная проблема»

бакалавров направления подготовки Профессиональное обучение, вечера встреч выпускников кафедры «Педагогика и психология», выставки «ЭкоТех» с участием сотрудников университета. Так студенты и выпускники кафедры, участники проекта «Подарим радость!» пополнили число читателей электронной версии журнала. События, освещавшие жизнь университета, резко набирали высокое число просмотров (до 2000 за день). Ряд из студентов и сотрудников вуза стали постоянными читателями. Сотрудники университета приглашались экспертами по актуальным экологическим проблемам: вспышка короеда-типографа в Московской области, катастрофическая ситуация с пожарами лесов в районе озера Байкал, проект «Зеленый щит», Дальневосточный гектар. Привлечению новых читателей способствовало также размещение ссылок на статьи «ЭкоГрада» на странице социального проекта «Подарим радость!» на сайте vk.com. По опросам и отзывам, наибольшей популярностью пользовались публикации о животных. Однако читатели из университета проявляли интерес и к материалам, затрагивавшим социально-экологические вопросы.

Выводы. В настоящее время команда журнала «ЭкоГрад» продолжает масштабную работу по экологическому просвещению подрастающего поколения. Мощным импульсом послужило провозглашение 2017 года Годом экологии в России. Сотрудничество с социальным проектом «Подарим радость!», временно приостановившееся вследствие объективно сложного процесса реорганизации МГУЛ и становление его Мытищинским филиалом МГТУ им. Н.Э. Баумана, планируется возобновить. Так, в частности, журналом ведутся работы по изданию новых специальных выпусков, предназначенных, в том числе, для воспитанников детских учреждений, которым проект «Подарим радость!» оказывает шефскую помощь. Возобновление взаимодействия с социальным проектом приобретает для редакции «ЭкоГрада» особое значение в свете объявления 2018 года в России Годом волонтера и добровольца.

Литература:

1. Аутлева А.Н. Экологическое образование и воспитание в системе экологической социализации личности. // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2013. №2. С. 93-99.

2. Большой психологический словарь. Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. М.: 2003 - 672 с.

3. Комарова Н.С. Роль СМИ в социализации российской молодежи в современном обществе. // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2011. №3. С. 43-53.

4. Леутина А.Л. Социализация детей в современных педагогических исследованиях. // Вопросы образования, 2014. №3. С. 152-173.

5. Сергеева М.Г. Непрерывное экономическое образование как фактор социализации личности. // Качество высшего и профессионального образования в постиндустриальную эпоху: сущность, обеспечение, проблемы. материалы 10-й Международной научно-практической конференции: в 2х частях. Казанский государственный архитектурно-строительный университет, 2016. С. 240-245.

Педагогика

УКД:378.147

кандидат педагогических наук, доцент Камалова Ильмира Фуатовна

Институт филологии и межкультурной коммуникации имени Льва Толстого КФУ (г. Казань); магистрант Костюшкина Ольга Николаевна

Институт филологии и межкультурной коммуникации имени Льва Толстого КФУ (г. Казань)

ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ТЕХНИКИГИТАРИСТА КАК НАУЧНАЯ

ПРОБЛЕМА

Аннотация. Процесс формирования исполнительской техники обучающихся складывается из исполнительских и выразительных средств, которые имеют между собой четкую связь через технические приемы и способы игры. Такие аспекты, как посадка, постановка рук, звукоизвлечение и так далее, является базой, которую педагог дает в первую очередь ученику.

Ключевые слова: классическая гитара, методика обучения, образование, базовая исполнительская техника.

Annotation. The process of formation of the performing technique of students consists of performing and expressive means, which have a clear connection through the techniques and methods of play. Aspects such as planting, hand positioning, picking, and so forth, is the basis on which the teacher gives the first student.

Keywords: classical guitar, teaching methods, education, basic performing technique.

Введение. Одной из первостепенных задач современного общества является образование и воспитание детей как необходимое условие здоровья будущей нации. На сегодняшний день образовательная система как система обучения и воспитания претерпевает интенсивное развитие, оказывая при этом глобальное влияние на модернизацию российского образования в целом. Главной задачей образовательной системы в российском обществе является воспитание духовно наполненной, нравственно сформированной, физически подготовленной социализированной личности. Выше поставленные задачи решаются не только с помощью основного образования, но и в сфере услуг дополнительного образования детей.

Согласно Концепции дополнительного образования принятой Правительством Российской Федерации в 2014году, образование становится не только средством освоения всеобщих норм, культурных образцов и интеграции в социум, но создает возможности для реализации фундаментального вектора процесса развития человека, поиска и обретения человеком самого себя [13, с. 17].

Неотъемлемой частью эстетического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения является сфера общего и специального музыкального образования, основная цель которого введение обучающихся в мир музыки, ее выразительных средств и инструментального воплощения в доступной и художественно-увлекательной форме.

Изложение основного материала статьи. На протяжении ряда лет специфика деятельности детских школ искусств не была отражена в Законе Российской Федерации «Об образовании» и подзаконных нормативных правовых актах. В соответствии с изменениями, внесенными в Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» Федеральным законом от 16 июня 2011 г. № 145-ФЗ, детские

школы искусств, в том числе детские музыкальные, хоровые, художественные, театральные, хореографические, цирковые школы, школы художественных ремесел, школы эстрадного искусства и другие детские школы по различным видам искусств, получили правовой статус, в большей степени соответствующий их профессиональному предназначению [1].

Качество образования в детских школах искусств, музыкальных школах является одним из наиболее важных показателей системы образования в области культуры и искусства.

В задачи профессионального музыкального образования в современной школевходит: творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающихся; выявление и продвижение одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте; создание комфортных условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно- нравственного развития детей; приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на музыкальном инструменте, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности, стилевыми традициями, особенностями композиторской индивидуальности; воспитание у детей культуры и опыта сольного и ансамблевого исполнительства и музицирования; приобретение детьми опыта творческой деятельности (фестивальной, концертной, конкурсной); создание теоретико-практической основы для приобретения учащимися опыта исполнительской практики и т.п. [11].

Необходимая составная часть процесса формирования умений и навыков обучающихся вмузыкально-исполнительских классах,является становление техники исполнителя, которую принято обозначать, как базовую исполнительскую технику.Необходимость совершенствования техники, изучая законы ее развития, является важным фактором в истории развития музыкальной педагогики. Такие аспекты, как посадка, постановка рук, звукоизвлечение и так далее, является базой, которую педагог дает в первую очередь ученику. Таким образом, обратимся к раскрытию основного понятия исследования «базовая исполнительская техника».

Согласно толкового словаря Д.Н.Ушакова техника (с греч. «тесИшке» - буквально искусная), это совокупность приемов и приспособлений, применяемых в каком-нибудь деле, мастерстве [14]. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка, определяетпонятие «техника»

(греч. «Ие 1есИшко8», от ««есИпе», искусство), как приемы в каком-либо искусстве [15].

Можно выделить две точки зрения исследователей в определениипонятия исполнительская техника: в узкопрофессиональном и в широком смысле слова. В первом случае, исполнительскую технику определяют лишькак двигательные качества музыканта и круг вопросов непосредственно связанных с ними [9, с. 21]. В широком пониманииданного понятия, исполнительская техника - это знание, умение, навыки, качества и т.д. музыканта-исполнителя, используемые им для достижения цели (художественная техника).

В связи с вышеизложенным, можно сделать вывод, что под понятием исполнительская техника подразумевается умение, в котором есть определённая доля мастерства, которое, в свою очередь, при определённом сочетании опыта, таланта и желания может переходить в исполнительское искусство.

Рассмотрим понятие исполнительская техника с точки зрения способа осуществления педагогической деятельности, представив мнения исследователей, ученых из различных областей наук.

С точки зрения дирижера, педагога-методиста, кандидата искусствоведения В.Д.Иванова, исполнительская техника- это совокупность сформировавшихся специальных навыков и умений, а также координированных слухомоторных действий и образов движений, активно участвующих в процессе звукоизвлечения и художественного интонирования [2, с. 39].

Согласно мнения российского музыковеда, специалиста в области психологии музыкального исполнительства и музыкальной педагогики, доктора педагогических наук, профессора Г. М.Цыпина, исполнительская техника, если подходить к ней с общеэстетических, философских позиций, есть умение художника выразить в своём творчестве именно то, что он желает выразить: это возможность материализовать свой замысел в звуках, если дело касается музыки [13, с. 10].

Формируя первые контакты ученика с инструментом, педагог закладывает основу, т.е. базовую исполнительскую технику, которая будет совершенствоваться на протяжении всей творческой жизни музыканта-исполнителя.

Рассмотрев мнения исследователей в характеристике понятия исполнительская техника, мы сформулировали определение понятия «базовая исполнительская техника». Это первоначальные умения и навыки звукоизвлечения, звуковедения, слухового контроля; скоординированность музыкально-слуховых представлений со специфическими способами их воспроизведения на музыкальном инструменте.

В настоящее время в сфере дополнительного образования детей одним из самых востребованных музыкальных инструментов является шестиструнная гитара. Обучение игре на классической гитаре является значимым фактором приобщения молодежи к высокохудожественным образцам музыкально-исполнительского искусства.

Проанализировав мнения ряда гитаристов, педагогов таких как Э.Пухоль [10], А.М.Иванов-Крамской [3], Н.П.Михайленко [7], В.А.Кузнецов [4] и др. мы определили структуру базовой исполнительской техники гитариста:

- правильная посадка и постановка рук;

- знание нотной грамоты;

- постановка исполнительского аппарата: (постановка правой и левой руки, звукоизвлечение и звукообразование);

- способы звукоизвлечения;

- ориентация на грифе инструмента;

- координацию различных движений;

- дифференциацию двигательных и слуховых ощущений;

- работа над штрихами;

- работа над звуковедением.

Подробно распишем каждый из них.

Правильная посадка и постановка рук. Музыкально исполнительские успехи обучающегося зависят от овладения рациональной постановкой и освобождения от мышечного напряжения аппарата. Не правильное положение рук, «зажатие» во время игры, является непреодолимой преградой исполнительского развития гитариста. Постановочные дефекты, приобретенные на начальном этапе обучения, сложно полностью

исправить. Начальное овладение посадкой и постановкой рук целесообразно разделить на три этапа: 1) посадка и держание гитары не играя; 2) выполнение простейших игровых движений правой и левой руками отдельно; 3) соединение работы правой и левой рук [6, с. 65].

Знание нотной грамоты.

Когда ученик овладел элементами навыков звукоизвлечения, можно начать знакомить его с нотной записью. Приблизительная последовательность музыкально-теоретических знаний: 1) разъяснение нотоносца и ключа; 2) ознакомление с названиями нот, в начале - на основных линиях, затем - на добавочных; 3) разъяснение понятия о размере - двухдольном, трехдольном, четырехдольном (на музыкальном материале); 4) объяснение записи длительностей звуков и пауз (сначала половинные и четвертные, позднее -целые и восьмые, паузы); 5) объяснение знаков альтерации (сначала - диез, потом - бемоль) [5, с. 66].

Постановка исполнительского аппарата (постановка правой и левой руки, звукоизвлечение и звукообразование.

Рациональные постановочные навыки являются одним из важнейших условий успешного развития исполнительского мастерства гитариста. Анатомическая и физиологическая стороны постановки находится между собой в тесном единстве и соответствии. Посадка и положение инструмента должны быть такими, что бы при минимальном мышечном напряжении рук достигалась предельная свобода игровых движений. Посадка при игре должна быть удобной. Исполнитель сидит на половине стула, высота которого должна соответствовать требованиям роста ученика. Левая нога для большей устойчивости и удобства игры становиться на поставку.

Цель постановки правой руки - достижение чистого, сильного и разнообразного в колористическом отношении звучания инструмента при минимальной затрате сил [8, с. 4].

Постановки левой руки имеет следующие особенности: большой палец левой руки располагается на средней линии тыльной части грифа, но ни в коем случае не выглядывает из него. Пальцы, прижимающие струну, округлены. Недопустимо выпрямление суставов, пальцы опускаются на струну перпендикулярно к грифу [6, с. 89].

Способы звукоизвлечения.

Работая над техникой игры на гитаре, следует стремиться, чтобы пальцы были ловкими и подвижными. Звук на гитаре извлекается посредством ударов по струнам кончиками пальцев правой руки. Извлекать звук возможно от подставки до грифа, тем самым меняя тембр гитары. Существует два способа извлечения звука: 1) ногтевой, когда звук извлекается при помощи ногтей на правой руке; 2) подушечками пальцев правой руки [3, с. 11].

Ориентация на грифе инструмента это необходимая база для развития исполнительской техники, способствующая закреплению правильных мышечных ощущений, развитию первичной беглости и согласованности действий обеих рук. Для того что бы свободно ориентироваться на грифе нужно знать расположение нот. Для начала нужно выучить название открытых струн, далее в разбор идут зажатые струны до третьего лада. Пение или произнесение звука вслух будет активизировать память. Дойдя таким образом до пятого лада, можно разобрать первую гамму и подключить технику правой руки.

Координация различных движений.

Это и координация между движениями пальцев правой и левой руки, и между руками, играющими поочерёдно или вместе. Координация необходима гитаристу, главным образом, для того, чтобы в процессе исполнения сохранить независимость каждого элемента музыкальной фактуры, и в то же время не разрушить гармоничную связь отдельных линий, подчиняя их основному направлению движения и развития музыки.

Дифференциация двигательных и слуховых ощущений, можно охарактеризовать, как процесс формирования исполнительской техники, игровых движений, способствующий взаимосвязи слуховых и двигательных представлений. Успешность воспроизведения музыкального материала зависит от слуховых и двигательных представлений, их взаимосвязи и требований, которые предъявляются исполнителю фактурой произведения и его тональностью. Последовательное развитие (в процессе упражнения) слуховых и двигательных (мелодических, гармонических и тональных) представлений позволяет достичь такого уровня, при котором воспроизведение музыкального произведения осуществляется на инструменте уверенно и легко.

Работа над штрихами.

Процесс работы над ведением звука должна вестись во всех направлениях. Ученик должен освоить с одной стороны характерный гитарный звук, однородный тембр и динамическую ровность, а с другой стороны ученику важно овладеть разнообразным звучанием охватывающий все виды гитарной техники. Эта работа тесно связана со штриховой техникой. Штрихи следует рассматривать с точки зрения музыкально-выразительного содержания и специфики исполнения. Рассмотрим некоторые из них: «глиссандо» - прием игры, при котором палец левой руки не отрываясь от струн, скользит с одного лада на другой; «вибрация» -прижимая струну пальцем левой руки на любом ладу и покачивая кисть руки из стороны в сторону, звук начинает колебаться; «флажолеты» -натуральные и искусственные. Касаясь подушечкой пальца левой руки какой-либо струны над определенным ладом и после удара правой руки, при отнятии пальца, струна издает новый по высоте и окраске звук. Натуральные флажолеты берутся на открытых струнах, а искусственные на закрытых, т.е. прижимая левой рукой определенный лад [3, с. 57].

Работа над звуковедением.

Начальный этап обучения игре на гитаре можно представить, как поиск красивого, ясного, темброво-разнообразного, плотного, чистого, объемного звука. К музыкальному звуку предъявляются особые требования. Конечно, те звуки которые извлекают начинающие гитаристы в музыкальной школе, нельзя назвать музыкальными. Для музыканта основной контроль - слуховой, поэтому одним из главных условий является развитие слуха как органа контроля. Первое, чему должен научиться ребенок, это правильно ставить правую руку. Первое упражнение проходит без гитары, рука свисает вдоль туловища естественно и расслабленно. Далее ученик сгибает руку в локте, его кисть оказывается на уровне живота, пальцы в естественном полусогнутом положении. Важно следить, что бы кисть не прогибалась вверх и вниз, допуская лишь небольшой овал в запястье, который возникает сам при постановке на струны [5, с. 65].

Так же необходимо отметить большое значение в приобретении навыков освоения базовой исполнительской техники упражнений, которые являются своеобразной, полной контролируемой сознанием «гимнастикой» рук, т.е. способом развития гибкости, скорости, ловкости и силы пальцев и частей исполнительского аппарата.

Изучение и анализ научной, методической литературы по данной теме, позволило нам сделать следующие выводы.

Базовая исполнительская техника содержит не только двигательные элементы игры, но и служит «строительным материалом» для художественной интерпретации музыкального произведения. Формируя первые контакты ученика с инструментом, педагог должен закладывать основу, которая будет совершенствовать его на протяжении всей творческой жизни.

Начало обучения на любом музыкальном инструменте, сопряжено с формированием базовой исполнительской техникой, как механической частью игры, так и музыкально-эстетическими способностями, для передачи наиболее полного образного-эмоционального содержания произведения.

Воспитание первоначальных навыков - самый трудный и ответственный этап для обучающихся. От качества усвоения базовой исполнительской техники зависит дальнейшее обучение ребенка. Педагогу с первых уроков важно воспитать культуру игровых движений, которая связанна с правильными мышечными ощущениями в координации движений правой и левой рук.

Одним из главных критериев успешного и результативного обучения учащегося является методическое обеспечение педагогов, правильное взаимодействие теоретических знаний с практическими.

Литература:

1. Аракелова, А.О. «О реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств»: в 2 ч.: монография: сборник материалов для детских школ искусств / Авт.-сост. А.О. Аракелова. - М.: Минкультуры России, 2012. - Ч.1. - 118 с.

2. Иванов, В. Словарь музыканта-духовика / В.Иванов. - М.: Музыка, 2007. - 128 с.

3. Иванов-Крамской, А.М. Школа игры на шестиструнной гитаре / А.М.Иванов-Крамсккой. - М.: «Феникс», 2002. - 152 с.

4. Кузнецов, В.А. Игровой аппарат гитариста / В.А.Кузнецов. - М.: «Классика-XXI», 2006. - 201 с.

5. Макаров, В. «Методика обучения игре на начальном этапе» / В.Макаров, Харьков: ХГИИ, 1997. - 120 с.

6. Милан, Луис де Нарваэс // Большая российская энциклопедия. Т.20. / Луис де Нарваэс, Милан. - М.: БРЭ, 2012. - 296 с.

7. Михайленко, Н.П. Методика преподавания на шестиструнной гитаре / Н.П.Михайленко. - Киев, 2003. - 248 с.

8. Петренко, Е.В. Методика обучения игре на шестиструнной гитаре для детей в возрасте 11-16 лет / Доклад на педагогическом совете педагога Е.В.Петренко / Е.В.Петренко. - Вязьма, 2015. - 6 с.

9. Потеряев, Б. Формирование художественной техники баяниста-исполнителя / Б. Потеряев. -Челябинск, 1999. - 162 с.

10. Пухоль, Э. Школа игры на шестиструнной гитаре на принципах техники Ф. Таррега / Э. Пухоль. -М.: Всесоюзное издательство, 1983. - 188 с.

11. Самовик, О.А. Детские музыкальные школы и детские школы искусств в системе современного модернизирующегося музыкального образования / О.А.Самовик «Вестник» адыгейского государственного университета. Серия 3: педагогика и психология. - 2013 г. - № 2(117). - С. 62-67

12. Цыпин, Г.М. Исполнитель и техника / Г.М. Цыпин. М.: Академия, 1999. - 192 с.

13. Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. [Электронный ресурс] - режим доступа: Ьир://минобрнауки.рф/документы/4429/файл/3414/Концепция%20развития%20дополнительного%20образова ния%20детей.р^ - 17 с. (Дата обращения 10.03.2017)

14. Ушаков, Д.Н. Толковый словарь [Электронный ресурс] - Режим доступа http://ushakovdictionary.ru/word.php?wordid=76901 (Дата обращения 10.11.17)

15. Чудинов, А.Н. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка [Электронный ресурс] - Режим доступа http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/35359 (Дата обращения 31.05.2017)

Педагогика

УДК 621.37:93

студент Камбулов Данил Александрович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Донской государственный технический университет» (ДГТУ) (г. Ростов-на-Дону); старший преподаватель Ганжур Марина Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Донской государственный технический университет» (ДГТУ) (г. Ростов-на-Дону)

МЕТОДОЛОГИЯ РАДИОТЕХНИЧЕСКОЙ СВЯЗИ НА ОСНОВЕ ТЕОРЕМЫ В. А. КОТЕЛЬНИКОВА

Аннотация. Настоящая работа посвящена основным научным и организационным достижениям Владимира Александровича Котельникова в области радиофизики и радиотехники. Его идеи породили поток других новых идей, которые в значительной степени обусловили развитие систем связи и создали предпосылки к переходу к глобальному информационному обществу. Но с развитием цифровой системы передачи информации, стала актуальна задача восстановления непрерывных сигналов по дискретным отсчетам. В данной работе рассмотрены основные процессы дискретизации и восстановления сигналов по теореме Котельникова, в основе которой лежит базисная система {sin(x)/x}. Рассмотрен метод обработки сигналов, основанного на преобразовании Котельникова, с последующим анализом и оценкой значения восстановленного сигнала.

Ключевые слова: теорема отсчетов, Котельников, дискретизация, радиотехника, криптография, радиоастрономия.

Аииогагюи. This work is devoted to the main scientific and organizational achievements of Vladimir Alexandrovich Kotelnikov in the field of Radiophysics and radio engineering. His ideas have given rise to a stream of other new ideas that have largely driven the development of communication systems and created the preconditions for the transition to a global information society. But with the development of the digital information transmission

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.