УДК378
Р.Х.Гильмеева, Е.В.Зеленкова
НАУЧНО-ИССЛЦДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА ОСНОВЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ КАК ФАКТОР ТВОРЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ СТУДЕНТА
В статье рассматриваются проблемы, связанные с поиском способов реализации компетентностно-ориен-тированных требований ФГОС ВПО в области музыкального искусства. Раскрываются особенности творческого саморазвития студента-музыканта, одним из факторов которого является формирование навыков исследовательской деятельности, что вызывает необходимость изучения проблемы формирования исследовательской компетентности музыкантов-исполнителей, которая связана с творческой спецификой исполнительской деятельности музыканта. Выявляется значение междисциплинарной интеграции, являющейся основой научно-исследовательской работы студентов-музыкантов, связанной с интегрированием разнообразных пластов гуманитарных, психолого-педагогических и специальных профессиональных знаний.
Ключевые слова: компетентностно-ориентированные требования подготовки музыканта; научно-исследовательская работа студента-музыканта; междисциплинарная интеграция; творческое саморазвитие студента музыкального вуза.
Rimma Kh. Gilmeeva, Elena V. Zelenkova SCIENTITIC RESEARCH WORK ON THE BASIS OF CROSSDISCI-PLINARY INTEGRATION AS A FACTOR OF CREATIVE SELF-DEVELOPMENT OF THE STUDENT
In this article, the problems connected with search of ways of implemention of the competence-based focused requirements of FGOS VPO in the field of musical art are considered. Captures of creative self-development of the student-musician are revealed, one of the favors of which is formation of skills of research achieve that causes the necessity of student the problem of formation of research competence of musicians-performers which has the pronounced specifics connected with creative performer activity. Value of the cross-disciplinary inte-gration, which is a basis of the scientific research work of students-musicians, connected with integration of various layers humanitarian psychology-pedagogical and special knowledge conies to light.
Key words: The competence-oriented requirements of training of the musician; scientist research work of the student musician; creative self-developent of the student of musical Higher Education institution.
Совершенствование процесса профессиональной подготовки студентов музыкального вуза направлено на реализацию компетентностно-ориентированных требований ФГОС ВО. Для студентов всех специальностей разработана система общекультурных и профессиональных компетенций, предполагающая развитие комплексных представлений о специфике предстоящей деятельности в разных областях музыкального искусства и образования. Поэтому одним из факторов творческого саморазвития студентов-музыкантов является формирование навыков исследовательской деятельности, что становится достаточно сложной проблемой для работы преподавателей со студентами различных специальностей.
Научно-исследовательская работа студентов исполнительских факультетов включена в настоящее время в учебные программы и должна быть представлена в виде выпускной теоретической работы для защиты на государственном экзамене по курсу «Музыкальное исполнительство и педагогика». Поэтому в связи с разработкой и внедрением в учебный процесс консерватории Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения выявляется особая необходимость изучения проблемы формирования исследовательской компетентности музыкантов-исполни-телей. В отличие от студентов теоретического факультета, профессиональная деятельность которых направлена на исследовательскую работу, связанную с музыковедческим анализом и обусловленную задачами теоретического осмысления музыкально-профессиональных проблем, для студентов исполнительских факультетов данный вид работы является достаточно сложным и трудоемким процессом.
Следует особо подчеркнуть, что основными принципами исследовательской работы студентов-исполнителей являются принципы научности, культуросообразности, креативности, целостности и междисциплинарной согласованности [2; 3; 5, 6]. Важным условием, связанным со сложностью, многомерностью и многоаспектностью исследовательской работы, является «междисциплинарность и интегратив-ность, что предполагает содержательно-тех-нологическую интеграцию дисциплин» [6, с.83]. Междисциплинарная интеграция становится одним из средств формирования исследовательской компетентности студентов музыкального вуза, содействующим систематизации в освоении и применении общекультурных и профессиональных компетенций.
Достижению цели профессионального обучения студентов консерватории способствует создание условий для раскрытия способностей к творческому саморазвитию, а также развитию музыкального мышления. Понимание студентами взаимосвязи всех составляющих сложного комплекса гуманитарной, музыкально-теоретической и специальной исполнительской подготовки содействует формированию профессиональной компетентности. Одним из факторов, способствующих становлению профессионального мастерства, самоактуализации в профессии, может быть творческая исследовательская работа.
Для студентов очень важно овладение методологией научного исследования, что связано с пониманием принципов осуществления научной работы. В дальнейшем познание способов исследовательской дея-
тельности реализуется в осознании структуры работы. Исполнителям достаточно сложно осваивать основы научного исследования, преломляющиеся в необходимости теоретического осмысления и анализа исполнительских проблем, требующих специального изучения с новых позиций, в несколько ином, чем это было раскрыто в предыдущих исследованиях ракурсе или рассмотрено с другой точки зрения, возможно предполагающей доказательство и обоснование собственных представлений о решении поставленных задач.
Прежде всего, необходимо выбрать тему, которая обусловливает заинтересованность студента в изучении разнообразных аспектов исполнительской деятельности. Это способствует развитию самостоятельности, оригинальности мышления, аналитических способностей, готовности творчески осваивать разнообразные способы деятельности. Важным также является формирование критичности мышления, что позволяет непосредственно воспринимать большой объем разноплановой информации, осмысливать логически взаимосвязанные стороны исследуемых явлений. В процессе осуществления поиска и отбора необходимого материала большое значение имеет развитие поисковых способностей, направленных на выявление проблемной ситуации. Отбор и усвоение многоплановой информации предполагает формирование умений творчески применять полученные знания в процессе подготовки теоретической работы. Также для формирования исследовательской компетентности студентов-исполнителей необходимо уметь видеть проблему и осуществлять творческий поиск в решении поставленных задач.
Профессиональная эрудиция музыканта содействует развитию способности к комплексному анализу самых разнообразных аспектов музыкального искусства. Поэтому необходимым условием является построение процесса обучения музыкантов на основе системного и согласованного междисциплинарного взаимодействия. Это открывает возможности для получения новых знаний, дающих импульс к созданию самостоятельной и оригинальной научной исследовательской работы музыкантов исполнительских специальностей.
Интегративный подход во многом определяет закономерности построения образовательного процесса в музыкальном вузе [3; 4; 5]. Изучение особенностей интегративных процессов в музыкальной педагогике дает основания для выявления системообразующих компонентов, что направлено на решение комплексных задач, связанных с совершенствованием процесса профессиональной подготовки. Рядом ученых, изучающих специфику педагогического взаимодействия, интеграция рассматривается как «процесс развития компонентов педагогической системы, ведущий к усилению целостности и появлению качественно новых свойств в данной интегрированной системе» [4, с. 24]. Поэтому междисциплинарная интеграция является одним из основополагающих условий для формирования системного мышления студентов музыкального вуза, направленного на совершенствование профессионального мастерства во всех сферах деятельности.
Поскольку самые разнообразные интеграционные процессы проникают во все сферы человеческой деятельности, обогащение и взаимопроникновение разных областей знаний направлено на появление новых смежных, междисциплинарных форм как научного, так и художественно-образного познания различных явлений. Целью этих процессов становится всестороннее раскрытие творческой личности, обладающей необходимыми качествами для наиболее полного и целостного восприятия картины мира. Систематизации профессиональных знаний и умений способствует междисциплинарная интеграция гуманитарных и специальных профессиональных знаний студентов-музыкантов. Это становится основой построения структуры исследовательской работы, в рамках которой выстраивается дальнейшая логика раскрытия темы исследования.
Следует подчеркнуть, что одной из достаточно сложных задач является формулирование основных разделов введения и студенту необходимы консультации научного руководителя, способствующие пониманию построения научного аппарата исследования, что осуществляется в течение достаточно длительного периода работы и требует периодической корректировки. Особенно важным является также умение определить цель исследования, сформулировать задачи, что направляет весь процесс исследовательской работы и в дальнейшем способствует ясности в определении выводов.
Поиск материалов для осуществления исследовательских задач требует особо тщательного отбора литературы, необходимой для раскрытия темы именно данной работы. Нередко студентам бывает необходима методическая помощь руководителя и на этой стадии, позволяющая выбрать из потока информации наиболее значимую, на основе которой будут проанализированы исходные данные и сделаны обобщающие выводы. Этот этап работы предполагает формирование умения систематизировать отобранный материал и составить план для более детального его изучения.
Одним из наиболее важных методологических ориентиров может являться осмысление процесса исследовательской работы в ракурсе такой категории, как диалог. Следует особо подчеркнуть, что диалогич-ность - это неотъемлемая часть профессиональной деятельности музыканта, построенной на взаимодействии исполнителя как с музыкальным материалом изучаемого произведения, так и с автором сочинения. В настоящее время осуществляется разработка диалоговых технологий, что основано на идеях Л.С.Выготского, связанных с изучением психологических аспектов взаимодействия с произведениями искусства, что выстаивается как внутренний диалог каждого, кто познает и осмысливает художественный образ, выражающий смысл высказывания автора. М.М.Бахтин изучал диалог в качестве феномена культуры. Диалог как универсальное явление, пронизывающее «все, что имеет смысл и значение» [1, с.5], рассматривал В.С.Биб-лер, который считал, что именно диалог является основополагающим фактором в развитии творческого
мышления [там же, с. 7].
Для повышения качества научно-исследовательской работы музыкантов-исполнителей необходимо в процессе диалога осуществлять поиск смысла изучаемого музыкального явления, что способствует всестороннему познанию музыки как художественно-эстетического феномена. Духовно-цен-ностное отношение к музыкальному искусству дает основание для новых творческих открытий. Это способствует поиску наиболее интересных для каждого музыканта аспектов изучения музыкальной культуры и дает основания для аналитического освоения и всестороннего самостоятельного исследования различных явлений музыкального искусства и особенностей музыкального образования. Выбор ракурса исследования может быть связан как с осмыслением художественного содержания и музыкального языка произведения, так и с особенностями его исполнительской интерпретации. Интерпретация исполнителем каждого произведения основывается на внутреннем диалоге с сочинением, связанном с глубоким анализом всех компонентов музыкального материала.
Творческая фантазия музыканта-исполнителя обусловливает постижение смысловых глубин авторского замысла. Развитию воображения может способствовать применение игрового метода работы, построенного на использовании внутреннего диалога исполнителя с воображаемым образом автора произведения. Исполнительский анализ, построенный в форме диалога, позволяет выбирать разнообразные способы работы и способствует решению творческих задач.
Следует отметить, что нередко наиболее сложным для студентов-исполнителей становится этап изложения основного содержания работы. Довольно часто приходится констатировать неумение студентов выразить свои мысли в письменной форме, тем более в рамках научного исследования, предполагающего владение не только литературным языком, но и способами научного аргументирования и последовательного построения теоретической работы. В профессиональном становлении студентов также большую роль играет выступление с докладами в научно-практических конференциях.
Таким образом, необходимо особо подчеркнуть, что исследовательская компетентность студентов-музыкантов формируется в контексте многообразной профессиональной и учебной деятельности, связанной как со специальными исполнительскими дисциплинами, так и с самыми разными аспектами гуманитарной и музыкально-теоретической подготовки, направленной на всестороннее изучение музыкального искусства. Накопление творческого опыта способствует становлению профессионального мастерства, благодаря которому открываются новые возможности для дальнейшего самосовершенствования.
Литература
1. Библер В.С. Мышление как творчество (Введение в логику мыслительного диалога) / В.С.Библер. - М.: Политиздат, 1975. - 399 с.
2. Гильмеева Р.Х. Системно-технологическая модель формирования исследовательской компетенции студента среднего профессионального образования педагогического профиля // Казанский педагогический журнал - 2008. - №8. - С. 101-110.
3. Гильмеева, Р.Х., Зеленкова, Е.В. Междисциплинарная интеграция профессиональной и гуманитарной подготовки как условие формирования педагогической компетентности студентов музыкального вуза / Казанский педагогический журнал. - 2013. - №5. - С. 43-50
4. Интеграционные процессы в современном профессиональном образовании: коллективная монография / под ред. Г.В.Мухаметзяновой. - Казань: Печать-сервис -XXI век, 2013. - 356 с.
5. Зеленкова Е.В. Педагогическая компетентность музыканта: содержание и структура: монография / Е.В.Зеленкова. - Казань: Изд-во Казан. гос. консерватории, 2015. - 208 с.
6. Нигматов З.Г. Теория и технологии обучения в высшей школе: Курс лекций / З.Г.Нигматов, Л.Р.Шакирова; под ред. З.Г.Нигматова. - Казань: Изд-во Казанского университета, 2013. - 464 с.
References
1. Bibler V.S. Thinking as creativity (Introduction to logic of cogitative dialogue) / V.S.Bibler, 1975. - 399 p.p.
2. Giliemeeva R.K System technological model of formation of research competence of the student of secondary professional education of a pedagogical profile // Kazan pedagogical magazine. - 2008. - № 8. - P.P. 101-110.
3. Giliemeeva, R.K., Zelenkova E.V. Cross-disciplinary integration of vocational and humanitarian training as condition of formation of pedagogical competence of student of musical HEI / Kazan pedagogical magazine. - 2013. - № 5. - P.P. 43-50.
4. The integrated processes in modern professional education: collective monograph / under edition G.V.Mukha-metzyanova. - Kazan: The press-service XXI century, 2013. - 356 p.p.
5. Zelenkova E.V. Pedagogical competence of the musician: monograph / Publishing house of Kazan state conservatory, 2015. - 208 p.p.
6. Nigmatov Z.G. The theory and technologies of training at higher school: Course of lectures / Z.G.Nigmatov, L.R.Shakirova; under edition Z.G.Nigmatov. - Kazan: Publishing house of Kazan University, 2013. - 464 p.p.
УДК 37.03
Дильбар ВШамсутдинова, Р.И.Турханова
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рассматривается сущность культурной идентификации личности в социокультурной культурной плоскости, раскрывается процесс формирования ценностно-смысловых аспектов культурной идентификации личности в условиях социально-культурной деятельности. В данной статье, на примере поликонфессиональной, полиэтнической, поликонфессиональной среды Республики Татарстан, рассматриваются возможности социокультурной деятельности в формировании идентичности.
Ключевые слова: социально-культурная деятельность; культурная идентификация, формирование культурной идентификации личности.
Dilbar V. Shamsutdinova, Rayhana I. Turkhanova FORMATION OF CULTURAL IDENTITY OF AN INDIVIDUAL IN THE FRAMEWORK OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITY
The article deals with the substance of the cultural identity of an individual in the scope of psychological and cultural development and the formation process of the values and semantic aspects of cultural identity of an individual. The authors also aim at considering the potential of socio-cultural activity in the formation process of the cultural identity on the basis of multi-religious and multi-cultural environment of the Republic of Tatarstan.
Key words: socio-cultural activity; cultural identity, identity, the formation of cultural identity of an individual.
По мнению ученых культурная идентификация связана с процессом определения личностью своих смысловых позиций в окружающем его социальном и культурном пространстве. Посредством культурной идентификации приобретаются и усваиваются нормы, ценности, роли, личностные качества и т.д. От осознания себя как личности зависит ее жизненная позиция, общая мотивация, интересы, потребности, отношение и творчеству и к другим людям. По нашему мнению социально-культурная деятельность, как важная сфера человеческой жизни способна интегрировать все психические явления, подпадающие под вышеназванные варианты понятия «идентификация». Для понимания сути этого явления необходимо данный вопрос рассматривать в психокультурной плоскости. Культурная идентификация-стремление субъекта к социальной консолидации [1], желание обрести общность, «картины мира», чувство принадлежности к единому историко-культурному базису. Принадлежность к определенной группе является одной из базовых потребностей в структуре личности. Эрих Фромм утверждал, что «человек должен иметь возможность отнести себя к какой-то системе, которая бы направляла его жизнь и придавала ей смысл, в противном случае его переполняют сомнения, которые в конечном счете парализуют его способности действовать, а значит, и жить» [5]. В теории социально-гуманитарных наук понятие «идентификация» трактуется как «самоопределение», «самоотождествление» личности с определенной социальной группой, и по мере своего развития человек становится личностью, обретая свою социальную и персональную определенность в обществе. Глобализация современного мира характеризуется трансформацией идентичности, что особо актуализирует проблему формирования идентификации личности, которая приобретает сложную многоаспектную систему, требующую полифункционального подхода организации социально-культурной деятельности, направленной на формирование ценностно-смысловой личностной идентичности. В настоящее время задачами научных исследований в данном ключе является уточнение, углубление содержания и сущности понятий «идентификация» и «идентичность». По нашему мнению эти понятия («идентичность» и «идентификация»] - это явления социокультурного ряда, обусловленные сознанием принадлежности к определенному сообществу, объединенному ценностно-смысловыми ориентациями, формирующими общее мировоззрение. С точки зрения конкретного индивида, идентичность выступает некой основой? осознанной «я-концепции» личности, которая формируется и развивается в условиях определенной социокультурной среды на протяжении всей жизни. Так, С.И. Лошкарева-Имгрунт утверждает, что человеческая личность включает в себя и эмоциональный, и интеллектуально-когнитивный уровни, идентичность тоже представляет собой комплексное эмоционально-когнитивное образование: в нее входят и осознанное отождествление себя с группой посредством определенной интерпретации социальной действительности, и эмоциональная приверженность коллективным ценностям; кроме того, идентичность и в другом смысле представляет собой сложное образование, так как имеет множество конкретизирующих ее граней: этнокультурную, национальную, гражданскую, религиозно-конфессиональную, глобальную, профессиональную, гендерную [4]. Рассматриваемая проблема актуальна для поликультурной, полиэтнической и поликонфессиональной среды как ресурса формирования социокультурной идентификации личности. Создание особой среды, с учетом особенностей представляет собой развивающую сеть взаимодействий всех субъектов социокультурного воспитания разного типа и уровня, учитывает насыщенность культурами разных народов. Успешность активной жизнедеятельности человека в многонациональной поликультурной среде, во многом зависит от уровня сформированности культурной идентичности (владение развитыми чувствами понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований на основе развитого самосознания]. Многонациональный характер поликультурной среды дает воз-