Научная статья на тему 'Формирование личностно-профессиональных качеств музыкантов разных специальностей в процессе фортепианной подготовки'

Формирование личностно-профессиональных качеств музыкантов разных специальностей в процессе фортепианной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
280
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ВУЗ / ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / МУЗЫКАНТЫ РАЗНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ / КУРС ФОРТЕПИАНО / ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ / MUSICAL INSTITUTE / PERSONAL AND PROFESSIONAL QUALITIES / MUSICIANS OF DIFFERENT SPECIALTIES / PIANO COURSE / INNOVATION METHOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зеленкова Е.В.

В данной статье раскрываются особенности формирования личностно-профессиональных качеств музыкантов разных специальностей. Автором анализируется специфика развития профессионально значимых качеств музыканта, формируемых в процессе обучения в классе фортепиано. Рассматриваются различные аспекты развития творческого потенциала музыкантов посредством исполнительской подготовки в курсе фортепиано. Автором предлагаются инновационные методы работы со студентами разного профиля, связанные с междисциплинарным основанием творческого обучения и направленные на формирование личностно-профессиональных качеств. Выявляются структурные компоненты и содержательные основы подготовки музыкантов в музыкальном вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зеленкова Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PERSONAL AND PROFESSIONAL QUALITIES OF A MUSICIAN OF DIFFERENT SPECIALITIES OF THE COURSE OF PIANO TRAINING

This article shows features of the development of personal and professional qualities of musicians of different specialties. The author analyzes specifics of development of professionally significant qualities of the musician formed in piano classes. Various aspects of the development of creative potential of musicians by means of performing preparation is considered during the piano course. The author offers innovation methods of work with students of different specialties, connected with interdisciplinary basis of creative study and directed to the forming and developing personal and professional qualities of future musicians. Some structural components and substantial basis of preparation musicians in the music institute are revealed.

Текст научной работы на тему «Формирование личностно-профессиональных качеств музыкантов разных специальностей в процессе фортепианной подготовки»

процесса в учреждениях дополнительного образования школьников.

Принцип доминирования интересов детства. Данный принцип лежит в основе организации дополнительного образования детей и обусловливает тем самым реальное воплощение в образовательную практику идей гуманистической психологии и педагогики. Он подразумевает добровольное посещение занятий учащимися и характерен лишь для данной формы образования, что отличает её от организации обучения в базовых школах. Определённое преимущество добровольности заключается в том, что развитие личности ребёнка происходит эффективно лишь в том случае, если он сам, с учётом своих интересов выбирает себе занятие по душе. Игнорирование этого принципа ведёт к снижению творческой активности детей, а порой и к полной утрате интереса к выбранному виду деятельности.

Возможность ребёнка самому выбирать интересующий его вид деятельности и регламентировать время занятий закрепляет право на самоактуализацию и самоопределение.

Избирательность детьми своего образовательного пути, режима, уровня и конечного результата приводит к необходимости конструирования особой образовательной среды. Её отличительные особенности - эвристичность и педагогическое сотрудничество. Эти принципы взаимосвязаны и предполагают отказ от авторитарных отношений и переход к отношениям творческого соучастия в едином процессе деятельностной коммуникации, в достижении общей цели. При такой организации участники, дополняя друг друга, образуют систему содействия, в которой творческие возможности и способности партнёров реализуются наиболее полно. Дополняя друг друга, они достигают качественно нового уровня развития. Подобное сотрудничество предпо-

Библиографический список

лагает проявление терпения, внимательности, корректности, ответственности. Такая атмосфера психологического комфорта, неформального общения, свободного проявления себя наиболее благоприятна для развития творческих способностей учащихся. Решение творческих задач в сотрудничестве с педагогом изменяет психологическую структуру образовательного процесса, ибо создаётся надёжная система внутренней стимуляции самого широкого спектра взаимодействий и отношений между его участниками.

Ситуация совместной продуктивно-творческой деятельности педагога и ребёнка выступает смысловой и конструктивной единицей инновационного характера процесса активного становления личности ребёнка.

Принцип самореализации личности в коллективе является логическим продолжением вышеизложенных принципов. Он позволяет организовать совместную творческую деятельность и сотрудничество в организованных группах детей, объединённых интересом к определённому виду деятельности. Специфической особенностью учреждений дополнительного образования является возможность организации разновозрастных групп детей. Подобное сотрудничество позволяет развиться всем, от младших до старших, снимая психологические барьеры неуверенности у одних и амбиции у других.

Таким образом, в процессе творческого взаимодействия участников подобных коллективов в условиях дополнительного образования происходит становление интеллектуальных, мо-тивационных компонентов в процессе формирования личности ребёнка, приобретается опыт коммуникации. В результате происходит укрепление веры в собственные силы, повышается самоуважение, что является главным в процессе саморазвития.

1. Сорокопуд Ю.В. Формирование и развитие основ психолого-педагогической компетентности будущих специалистов системы дополнительного общего образования школьников. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Ставрополь, 2000.

2. Игропуло И.Ф. Системный анализ закономерностей управления инновационными процессами в образовании. Глобальный научный потенциал. 2013; 3 (24): 23 - 26.

3. Игропуло И.Ф. Теоретико-методологические подходы к интеграции культуры и образования в современных условиях. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2011; 5: 116.

References

1. Sorokopud Yu.V. Formirovanie i razvitie osnov psihologo-pedagogicheskoj kompetentnosti buduschih specialistov sistemy dopolnitel'nogo obschego obrazovaniya shkol'nikov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Stavropol', 2000.

2. Igropulo I.F. Sistemnyj analiz zakonomernostej upravleniya innovacionnymi processami v obrazovanii. Global'nyj nauchnyjpotencial. 2013; 3 (24): 23 - 26.

3. Igropulo I.F. Teoretiko-metodologicheskie podhody k integracii kul'tury i obrazovaniya v sovremennyh usloviyah. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. 2011; 5: 116.

Статья поступила в редакцию 21.05.15

УДК 378: 37.02: 78.071.4

Zelenkova E.V., Сand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Kazan State conservatory n.a. N. G. Zhiganov, (Kazan, Russia),

E-mail: zelenkova_e@mail.ru

DEVELOPMENT OF PERSONAL AND PROFESSIONAL QUALITIES OF A MUSICIAN OF DIFFERENT SPECIALITIES OF THE COURSE OF PIANO TRAINING. This article shows features of the development of personal and professional qualities of musicians of different specialties. The author analyzes specifics of development of professionally significant qualities of the musician formed in piano classes. Various aspects of the development of creative potential of musicians by means of performing preparation is considered during the piano course. The author offers innovation methods of work with students of different specialties, connected with interdisciplinary basis of creative study and directed to the forming and developing personal and professional qualities of future musicians. Some structural components and substantial basis of preparation musicians in the music institute are revealed.

Key words: musical institute, personal and professional qualities, musicians of different specialties, piano course, innovation method.

Е.В. Зеленкова, канд. пед. наук, доц. Казанской государственной консерватории (академии) имени Н.Г. Жиганова,

г. Казань, E-mail: zelenkova_e@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ МУЗЫКАНТОВ РАЗНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРТЕПИАННОЙ ПОДГОТОВКИ

В данной статье раскрываются особенности формирования личностно-профессиональных качеств музыкантов разных специальностей. Автором анализируется специфика развития профессионально значимых качеств музыканта, формируемых в процессе обучения в классе фортепиано. Рассматриваются различные аспекты развития творческого потенциала музыкантов посредством исполнительской подготовки в курсе фортепиано. Автором предлагаются инновационные методы работы со студентами разного профиля, связанные с междисциплинарным основанием творческого обучения и направ-

ленные на формирование личностно-профессиональных качеств. Выявляются структурные компоненты и содержательные основы подготовки музыкантов в музыкальном вузе.

Ключевые слова: музыкальный вуз, личностно-профессиональные качества, музыканты разных специальностей, курс фортепиано, инновационные методы.

В современной социокультурной ситуации, в которой осуществляется формирование личности, выдвигаются новые требования к эталону, образцу профессионального музыканта. Поэтому в новых культурно-исторических условиях возникает необходимость осмысления особенностей личностно-профес-сионального становления студентов музыкального вуза, обладающих профессионально значимыми качествами, такими как культура профессионального мышления, коммуникативность, артистизм и ряд других, лежащих в основе формирования социально ориентированной личности музыканта. Формирование личностно-профессиональных качеств музыканта во многом определяется художественно-творческой спецификой обучения и осуществляется на различных этапах развития.

Поскольку процесс подготовки музыкантов разных специальностей связан с исполнительской деятельностью, в рамках которой развиваются и совершенствуются музыкальные способности, индивидуальные занятия в классе фортепиано способствуют формированию необходимых качеств, являющихся основой для дальнейшей успешной профессиональной деятельности. Одним из наиболее значимых качеств личности музыканта становится такое важное качество, как компетентность.

В настоящее время компетентность рассматривается как основная цель профессионального образования. Понятие профессиональной компетентности (лат. сотрем - добиваться, соответствовать) определяется как «интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалиста, отражающая уровень знаний, умений, опыт, достаточные для осуществления цели данного рода деятельности, а также его нравственную позицию» [1, с. 383]. Поэтому именно интегративная целостность этого многоструктурного и многоуровневого качества определяет сложность его формирования.

Следует особо отметить, что понятие профессиональная компетентность связано с понятием компетенции, лежащим в основе требований ФГОС ВПО в области музыкального искусства. Компетенции рассматриваются в виде способности и готовности личности к овладению способами профессиональной деятельности. В связи с этим в качестве концептуальных положений выступают требования, как это определяется одним из исследователей особенностей компетентностного подхода, «к результатам освоения основных образовательных программ (результатов образования) в виде компетенций, подразделяемых на общие (универсальные) и профессиональные (предметно-специализированные)» [2, с. 4].

Поскольку задачи реализации компетентностно-ориенти-рованного подхода в творческом образовательном процессе имеют, как уже отмечалось, ряд особенностей, появляется необходимость осмысления и поиска тех адаптационных механизмов, которые позволяют полноценно реализовывать комплекс личностно-профессиональных качеств во всех сферах музыкально-профессиональной деятельности. Направленность музыкального образования на развитие личности обучающегося, формирование компетентности связана с поиском особых средств решения профессиональных задач в творческом образовательном процессе. Именно индивидуальные занятия в классе фортепиано способствуют овладению различными способами профессиональной деятельности, приемами и культурой профессионального общения, достижению готовности к самостоятельной деятельности в различных профессиональных ситуациях. Активная исполнительская работа за инструментом пробуждает стремление к профессиональному росту, а также содействует формированию адекватного представления о собственных профессиональных способностях и возможностях.

Поскольку профессиональная деятельность музыканта требует коммуникабельности и хорошей психологической адаптации к меняющимся условиям творческой работы, занятия в курсе фортепиано создают необходимые предпосылки для дальнейшего решения задач общения посредством универсального языка музыки. Одной из важнейших задач является развитие музыкального мышления студентов. Рядом исследователей мышление определяется как эволюционный процесс, а познание, аналитическое осмысление выполняет роль приспособления к меняющейся среде. Поэтому определяющим является положе-

ние о том, что обучение должно идти через решение проблем [3, с. 19]. Проблемность становится важным способом постижения музыкального материала и создает фундаментальную основу для поиска необходимых средств художественной выразительности. Такими новыми способами могут являться эвристические приемы решения творческих проблем.

В структуре профессионально значимых качеств мы выделяем профессиональное мышление как основополагающее качество, способствующее становлению музыканта. Развитие профессионального мышления, определяющего целостность и системность структуры профессионально значимых личностных качеств музыканта, способствует также формированию творческого стиля деятельности.

Рассматривая процесс фортепианной подготовки с точки зрения культурологического подхода, следует подчеркнуть суть современной парадигмы образования, нацеленной на воспроизводство культуры и ставящей новые задачи образования, которые заключаются не только в специальной профессиональной подготовке, но и в личностном становлении человека культуры. Поэтому личностно-профессиональное становление музыканта следует рассматривать как системно-динамическую структуру - процесс, развивающуюся по законам синергетизма, обладающую свойствами самоорганизации и саморазвития. Идеи синергетики в настоящее время играют значительную роль в разработке современных концепций творческого саморазвития личности.

Системно-синергетический подход позволяет рассматривать личность как самоорганизующуюся, саморазвивающуюся систему, выражающую ценностные отношения к миру, деятельности, другим окружающим ее людям. Важно также рассмотрение личности как проективной системы, учитывающей не только ее актуальное состояние, но и потенциальные творческие возможности и личностную перспективу развития.

В настоящее время появился новый, акмеологический подход, связанный с признанием ценности личности, изучением особенностей ее устремления к вершинам личностно-професси-онального самосовершенствования, обретения гармоничности. Личностно-профессиональное становление представляет изменение свойств и качеств музыканта как субъекта педагогического взаимодействия в процессе достижения оптимального уровня творческого саморазвития. Дальнейшие исследования процесса личностно-профессионального становления с точки зрения целостного подхода дают основание соотносить актуальный и потенциальный уровни развития. Акмеологический подход обусловливает определение наивысшей степени личностного развития, которая воспринимается как идея, дающая ориентиры для процесса становления. Изучение важной роли творческих процессов в формировании профессионально значимых качеств личности музыканта направлено на выявление психологических особенностей раскрытия всех потенциальных возможностей студента.

Профессиональная направленность процесса фортепианной подготовки способствует развитию таких качеств личности как творческое воображение, фантазия, художественно-образное мышление музыканта, что обусловливает становление системы духовно-ценностных отношений. В целом личност-но-профессиональные качества музыканта представляют собой сложный комплекс, включающий как метапрофессиональные, так и специальные, а также психолого-педагогические качества, представленные в разработанной нами таблице.

В процессе фортепианной подготовки формируются такие профессионально значимые качества, как исполнительская воля, стремление к творческому поиску и профессиональному росту. Не менее важными являются также такие свойства личности, как креативность, способность к деятельности в быстро изменяющихся условиях, что требует гибкости, неординарности и нестандартности мышления. Следует подчеркнуть, что проблема формирования и развития музыкального мышления рассматривается в качестве центральной установки в обучении музыкантов разных специальностей в классе фортепиано. Поэтому соединение традиционных методик обучения с инновационными современными концепциями музыкального образования может

Таблица 1

Личностно-профессиональные качества музыканта

Метапрофессиональные качества музыканта Специальные профессиональные качества музыканта Психолого-педагогические качества музыканта

Общая культура личности Эстетическое восприятие действительности Методологическая культура

Творческое отношение к социально значимой деятельности Художественно-образное мышление Критичность мышления, способность к критичной оценке ситуации творческой деятельности

Потребность в самосовершенствовании, самообразовании Креативность, стремление к раскрытию творческого потенциала Аналитические способности, готовность к анализу педагогических задач

Эрудированность Музыкальность Эмпатия

Коммуникабельность, готовность к осуществлению общения со слушательской аудиторией посредством музыкального языка как универсального средства коммуникации Артистизм, готовность проявлять поисковую активность в овладении способами художественно-образной выразительности Способность к идентификации

Инициативность Творческое воображение, фантазия Рефлексивность

Организованность, ответственность в решении проблем взаимодействия в различных нестандартных ситуациях Исполнительская воля Эмоционально-волевая саморегуляция

Толерантность, способность к освоению культуры социальных отношений, направленной на активное участие в культурном процессе Готовность к проявлению межкультурной компетентности, понимание взаимосвязи развития художественной и музыкальной культуры Способность к индивидуально-творческому взаимодействию

Сотрудничество, умение работать в команде Чувство стиля, художественный вкус Развитая интуиция

способствовать более эффективному осуществлению процесса фортепианной подготовки.

Работа в классе может происходить в виде сотрудничества, направленного на совместное выявление соотношения репродуктивных и продуктивных, креативных, творческих способов деятельности. Для этого возможно применение как традиционных методов, так и инновационных форм, методов и технологий обучения, таких как, например, метод стилевого анализа, метод «погружения», технологии проблемного, контекстного обучения, основанные на синтезе музыкально-теоретических знаний и исполнительских умений.

Следует отметить, что профессиональная деятельность требует от музыканта любой специальности эрудированности в различных областях художественного творчества, а также универсального владения большим объемом междисциплинарных знаний и умений. Поэтому значительную роль играет специфика музыкального обучения, связанная с индивидуальной формой

Библиографический список

проведения урока, когда в процессе педагогического взаимодействия непосредственно реализуется передача личностного творческого опыта ученику.

Процесс личностно-профессионального становления можно определить как целенаправленный, непрерывный, многоуровневый, многоэтапный путь саморазвития и самосовершенствования музыканта. Наиболее значимыми качествами, с нашей точки зрения, являются такие творческие качества, как стремление к самореализации в профессиональной деятельности, поиск нестандартных способов решения профессиональных задач, владение системой художественно-творческих умений и способность к применению музыкально-профессиональных знаний.

Таким образом, осуществляется личностно-професси-ональное становление музыканта, являющееся процессом длительного и непрерывного поиска возможностей и способов совершенствования на пути достижения готовности к самостоятельной творческой профессиональной деятельности.

1. Энциклопедия профессионального образования. Руководитель авторского коллектива С.Я. Батышев: в 3-х т. Москва: Ассоциация «Проф. образование», 1999; Т. 2.

2. Байденко В.И. Новые стандарты высшего образования: методологические аспекты. Высшее образование сегодня. 2007; 5: 4 - 9.

3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Издание 2-е. Москва: Логос, 2005.

References

1. Enciklopediya professional'nogo obrazovaniya. Rukovoditel' avtorskogo kollektiva S.Ya. Batyshev: v 3-h t. Moskva: Associaciya «Prof. obrazovanie», 1999; T. 2.

2. Bajdenko V.I. Novye standarty vysshego obrazovaniya: metodologicheskie aspekty. Vysshee obrazovanie segodnya. 2007; 5: 4 - 9.

3. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psihologiya. Izdanie 2-e. Moskva: Logos, 2005.

Статья поступила в редакцию 24.05.15

УДК 371

Ishkova L.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Institute of Continuous Education for Adults (St. Petersburg, Russia), E-mail: ishkovalu1941@mail.ru

Stepanova M.V., postgraduate, Institute of Continuous Education for Adults (St. Petersburg, Russia), E-mail: mariannastep@yandex.ru

FEATURES OF ORGANIZATION OF NON-FORMAL ADULT EDUCATION OF PEOPLE OF THE THIRD AGE. The article discusses the organizational and pedagogical features of managing of non-formal education among people of the third age: social and demographic aspects, the nature and form of organization of the learning process. The organization of the system of education for older people is considered to be an urgent problem in the modern period that requires the detection of such features (both organizational and pedagogical), which depend on socio-cultural and economic factors. The educational process of adults as a pedagogical system, characterized by the production of a set of specific performance objectives, is a targeted socio-pedagogical and socio-cultural activity of teachers for adult people in unity with educational and self-educational activity of adult students. Key words: persons of the third age, informal adult education, educational system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.