научный журнал
Глевицкая Н. С.
Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина — филиал РАНХиГС,
г. Саратов, Россия
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В СФЕРЕ
ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье рассмотрены основные подходы к определению профессионализма педагогов, формы и методы его развития.
Ключевые слова: профессионализм, технологии развития профессиональной компетентности
Традиционно исследователи и практики выделяют несколько основных направлений развития профессионализма педагога: методическая работа в образовательной организации, повышение квалификации и переподготовка в институтах развития образования, самообразование. Представляется, что эти традиционные направления могут быть наполнены новым содержанием и больше соответствовать современным требованиям к педагогу, если в качестве системообразующего фактора использовать его творческую работу с личностно-ориентированными технологиями. В этом случае они приобретают личностный смысл для педагога, и позволяют ему самостоятельно формулировать цели собственного профессионального роста, образуют структуру, создающую условия для зарождения и развития способностей к творчеству.
В ходе нашего исследования был проведен анализ описанных в научной литературе моделей развития профессионализма. Согласно литературным источникам и интернет-ресурсам, приоритетной остается форма повышения квалификации в институтах развития образования. Однако внедрение той или иной модели в практику имеет ряд особенностей.
С позиций непрерывности образования интересна многоаспектная модель повышения квалификации работников образования, разработанная и описанная В.Я. Синенко[5]. Основные характеристики данной модели включают следующие положения:
- обеспечение возможности работнику образования самому выбирать свою траекторию профессионального роста;
- наличие системы постоянной профессиональной связи работников образования, повышающих квалификацию, друг с другом и организаторами повышения квалификации;
научный журнал
- ориентация базовых профессиональных компетентностей педагога (и руководителя образовательного учреждения) на основные направления модернизации Российского образования;
- непрерывность деятельности работника образования по своему профессиональному росту.
Ведущей технологией, по словам Синенко, является трехэтапная, циклическая технология повышения квалификации работника образования, включающая три этапа работы: предкурсовой, теоретико-практический, внедренческий. Все это обеспечивает непрерывность работы педагога над своим профессионализмом [6].
Акмеологический подход к развитию профессионализма опирается на постулат о том, что «модель - это не идеальное состояние, являющееся целью акмеологического содействия и «самопомощи» личности». Исследования М. Вартофского описывают данную модель как «способ движения к этому будущему, который определяется внешней и внутренней детерминацией». В статье Л.В. Абдалиной утверждается, что «интеграл наличного состояния профессионализма педагога, способа его изменения, развития и его финишное состояние». Таким образом, повышение квалификации как форма развития профессионализма при данной модели опирается на процессы самореализации педагога.
Разработанная Л. В. Абдалиной модель «Развитие профессионализма педагога», опирающаяся на методологические подходы и принципы, воздействующая на структурно-содержательные, критериальные и уровневые характеристики профессионализма педагога, условия и источники, подтвердила свою эффективность в ходе комплексного программно-целевого проекта в системе повышения квалификации [1]. Данная модель повышения квалификации педагога основана на интерактивной деятельности во время курсовой подготовки.
В настоящее время в качестве инновации в системе дополнительного профессионального образования активно внедряется
персонифицированная модель повышения квалификации. Согласно анализу литературы, при реализации данной модели педагоги осуществляют выбор дополнительных профессиональных программ, форм и сроков обучения, что помогает спроектировать индивидуальный учебный план повышения квалификации в соответствии с интересами педагога, изменяющимися потребностями и карьерными перспективами, а также с учетом запроса работодателя.
В статье Н.Г Калашниковой и Е.Н. Жарковой утверждается, «персонифицированный подход к повышению квалификации требует выявления и учета интересов разных групп, вовлеченных в процесс повышения квалификации: органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования, регионального и
научный журнал
муниципального уровней; администрации образовательного учреждения, направляющей педагогического работника на обучение; самого педагогического работника с учетом его текущих потребностей и перспектив профессионального и личностного развития; научно-педагогических организаций, проектирующих содержание повышения квалификации на основе ведущих тенденций развития профессионального образования и рынков труда; местного сообщества и др»[3]. Таким образом, эта модель развития профессионализма охватывает более широкий спектр средств повышения квалификации.
Однако анализ описания моделей повышения квалификации подробно не раскрывает описания форм и методов развития профессионализма педагога. В связи с этим, рассмотрим данный вопрос в контексте задач нашего исследования.
Поскольку социально-экономические факторы тоже влияют на необходимость постоянного повышения квалификации различными формами и методами, обозначим те из них, которые кардинально влияют на профессиональную компетентность работников. К ним относятся:
- интеграция в образовательный процесс новой сложной техники, использование передовых технологий обучения (программированное, дистанционное и др.), появление новых продуктов в системе образования (компьютеры, медиасистемы, виртуальное пространство и др.) рост коммуникационной сферы (интесификация коммуникации в сети интернет, электронный документооборот и т.д.);
- создание единого мирового рынка образовательных услуг и повышение уровня конкурентности (приоритет за теми государствами, которые имеют развитую систему непрерывного обучения работников);
- быстрое развитие технологий и информатики и как следствие частые изменения требований к компетентности персонала.
Данные факторы позволяют работодателю наиболее эффективно использовать существующих сотрудников за счет постоянного повышения уровня их квалификации, чем принимать на работу новых работников. Особенно это затрагивает систему образования всех уровней, поскольку она достаточно консервативна в кадровой политике.
С позиции организационной психологии и психологии профессиональной деятельности цели обучения, которые преследуют работник и работодатель, в значительной степени не совпадают.
Развитие профессионализма педагога с точки зрения работодателя включает в себя:
- формирование кадрового резерва, что обеспечивает преемственность поколений;
- обучение персонала принимать решения и решать проблемы;
- формирование резерва взаимозаменяемых сотрудников;
научный журнал
- создание сплоченного коллектива;
- сочетание стабильности и мобильности (гибкое формирование) персонала;
- снижение негативных адаптационных процессов;
- формирование позитивного отношения к нововведениям.
Развитие профессионализма педагога с точки зрения работника
предполагает:
- повышение своей квалификации и поддержание ее на соответствующем уровне;
- приобретение новых профессиональных знаний, изучение рынка образовательных услуг, потребностей социума, потребителей и т.д.;
- овладение навыками и знаниями, необходимыми для планирования, организации и управления образовательным процессом
- возможности самореализации.
В связи с этим, формы, способы и технологии развития профессионализма выбираются в соответствии с содержанием деятельности, профессиональными возможностями, образовательными потребностями педагога.
В настоящее время развитие профессиональной компетентности педагогов напрямую зависит от критериев и показателей оценки их профессиональной деятельности. Поскольку вышеперечисленные социально-экономические факторы способствовали изменениям требований к профессиональной деятельности, то и формы повышения профессионализма стали опираться на те виды деятельности, которые описаны в профессиональном стандарте. Решая задачи исследования, мы систематизировали применяемые методы и формы развития профессионализма в институтах развития образования (см. табл 1.).
Из таблицы видно, что методы и формы развития профессионализма достаточно универсальны и соответствуют одной из основных миссий системы дополнительного профессионального образования - научно-методическому сопровождению. Поэтому развитие профессионализма преподавателей институтов развития образования во многом направлено на ведение активной научно-методической работы.
Поскольку используемые в настоящее время формы и методы развития профессионализма персонала включают как традиционные лекционные и семинарские занятия, так и современные деловые игры, тренинги, интерактивные презентации, кейс-технологии (case-study), участие в проектных группах и моделировании организационных проблем, можно говорить о применении отдельных технологий развития профессионализма.
научный журнал
Таблица 1.
Виды деятельности Формы и методы развития профессионализма
Поисковая работа и научные исследования экспериментальная площадка; разработка и апробация экспериментальных образовательных программ; изучение теоретического материала по проблеме исследования; участие в научно-практических конференциях, семинарах, совещаниях по итогам исследований в виде докладов, выступлений, тезисов; написание учебника, методического пособия, составление справочника, словаря, тематических сборников, хрестоматий; написание статей в сборниках, журналах
Руководство научно-поисковой работой слушателей предметные кружки и творческие проблемные группы; руководство секцией НОУ, творческими, авторскими работами, рефератами слушателей; организация работы учащихся в научно-практических конференциях; обработка материалов экспериментальной работы слушателей; руководство работой по индивидуальным планам
Повышение квалификации слушателей работа над методической темой; участие в проблемных семинарах; курсы повышения квалификации; авторские семинары; открытые уроки, взаимопосещение; наставничество; участие в конкурсах профессионального мастерства и т.д.
Обобщение и распространение инновационного педагогического опыта работа в творческой группе по сбору материалов с целью изучения инновационного опыта; систематизация и обобщение собственного опыта инновационной деятельности; презентация, распространение и внедрение инновационных наработок в образовательный процесс; мастер-классы, педагогическая мастерская; оказание методической помощи и др.
В широком смысле термин «технология» - это применение научных знаний для решения практических задач[4]. В научной и методической литературе описано довольно много технологий развития
профессиональной компетентности. Практически все можно отнести к социальным технологиям, поскольку направлены на решение социальных заказов. Как известно, социальная технология обозначает совокупность этих специализированных технологий [2]. Кроме того, социальные технологии используются для изменения социальных структур. Применение социальных технологий в процессе развития профессионализма педагога соответствует задачам и целям работодателя и работника, описанным выше. К социальным технологиям относят
«Профессиональная ориентация» Электронный
2018, №1 IftMIlft научный журнал
технологии командирования, ресурсосбережения, продаж и продвижения, самореализации работника, проектные технологии и другие.
В связи с этим, ниже показано соотношение эффективности применения той или иной технологии в зависимости от предполагаемых результатов.
Таблица 2.
Цели и результат применения Технологии Сплочение коллектива, снижение негативной адаптационной нагрузки Формирование кадрового резерва, взаимозаменяемости сотрудников Формирование позитивного отношения к инновациям и изменениям
Технология командообразования + +
Технология создания и продвижения (лидера, инновации, методики и др-) +\- + +
Технология самореализации работника + +/- +
Технология совершенствования профессионального навыка +/- + +
Технология ресурсосбережения + + +/-
Проектные технологии + + +/-
В представленной таблице «+» и «-» обозначены позитивные и негативные возможности использования тех или иных технологий. Такая систематизация показывает, что применение социальных технологий в развитии профессионализма персонала во многом зависит от потребностей организации, от ее миссии, структуры и особенностей управления.
Таким образом, анализ форм, методов и технологий развития профессионализма педагогических работников показал, что в современных условиях необходимо учитывать целый ряд социально-психологических и социально-экономических параметров в процессе кадрового менеджемента.
2018, №1
«Профессиональная ориентация»
научный журнал
Электронный
Библиографический список
1. Абдалина Л.В. Модель развития профессионализма педагога в условиях повышения квалификации // Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. - 2008. - №2. - С. 316-321.
2. В.М.Быченков. Технологии социальные// Новая философская энциклопедия. Институт Философии Российской Академии Наук (2007—2010)
3. Жаркова Е.Н., Калашникова Н.Г. Модель персонифицированного повышения квалификации работников образования: типовое региональное решение.//Управление образованием: теория и практика.- 2013. - № 3. С.135-144
4. Некрасов С. И., Некрасова Н. А. Философия науки и техники: тематический словарь. — Орёл: ОГУ. 2010.
5. Синенко В.Я. Модернизация системы дополнительного профессионального педагогического образования. //Сибирский педагогический журнал. - 2012. № 3. -
6. Синенко В.Я. Современная модель повышения квалификации работников образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2009. - №1(1).
Development of professionalism of teachers in the field of education
Annotation. The main approaches to the definition of teachers' professionalism, forms and methods of its development are considered in the article. Keywords: professionalism, technologies of development of professional competence
Научный руководитель Грязнова Е.Р., канд. социол. наук, доцент
С.73-80
С. 91-93.