Исследования молодыхученых.
УДК 378.091.398:004
Информационная образовательная среда организации
дополнительного профессионального образования
как средство повышения уровня профессионализма слушателей
Н. Ю. Хафизова
Informational educational environment of additional professional organization education as a means of increasing the level of teacher' professionalism
N. Y. Khafizova
Аннотация. На основе анализа актуальной научной литературы даны определения понятий «информационная образовательная среда организации дополнительного профессионального образования», «профессионализм педагога», «самостоятельная работа».
Выявлено и описано влияние информационной образовательной среды на повышение уровня профессионализма педагога.
Рассмотрены дидактические возможности новых технологий, влияющие на развитие информационной образовательной среды, которые создают предпосылки для интенсификации образовательной деятельности.
Это обеспечивается посредством организации управляемой самостоятельной работы в информационной образовательной среде организации дополнительного профессионального образования. Выделены внутренние и внешние факторы продуктивности самостоятельной работы педагога.
Описан процесс и механизм развития профессионализма педагога на основе управляемой самостоятельной работы в информационной образовательной среде организации дополнительного профессионального образования. Представлен анализ результатов изучения мнения педагогических работников о влиянии
информационной образовательной среды на профессиональный рост педагога.
Abstract. The definition of the concepts "information educational environment for the organization of additional professional education", "professionalism of teacher", "self-guided work" are described on the basis of the analysis of current scientific literature. The influence of the information educational environment on raising the level of the teacher's professionalism is revealed and described. The didactic possibilities of new technologies that affect the development of the information educational environment, which create the prerequisites for the intensification of educational activity, are considered. This is provided through the organization of managed independent work in the information educational environment of the organization of additional professional education. The internal and external factors of the productivity of the teacher's self-guided work are singled out. The process and the mechanism of development of the teacher's professionalism on the basis of managed independent work in the information educational environment of the organization of additional professional education are described. The analysis of the results of the study of the opinion of pedagogical workers about the influence of the information educational environment
on the professional growth of the teacher is presented.
Ключевые слова: профессионализм педагога, дополнительное профессиональное образование, самостоятельная работа слушателей, информационная образовательная среда, электронные образовательные ресурсы, ИКТ-компетен-тность.
Keywords: professionalism of teacher, additional professional education, self-guided work of students, information educational environment, electronic educational resources, ICT competence.
Важнейшие изменения в системе российского образования охватывают все ее структурные компоненты и направления деятельности. Профессионализм педагога как сложное функциональное образование становится одним из центральных объектов государственной политики. Высокий уровень профессионализма педагога не только обеспечивает повышение качества образования, а также является одним из важнейших условий развития обучающихся и их успешной социализации. От профессионального уровня педагога непосредственно зависят результаты образовательной, воспитательной деятельности, социально-экономического и духовного развития общества.
Инновационные технологии в современной российской образовательной системе активно интегрируются в образовательный процесс. Вступление в эпоху информационной цивилизации, в которой разрабатываются новые идеи и генерируются их новые смыслы, предполагает построение и развитие телекоммуникационной инфраструктуры, формирование электронной информационной образовательной среды, которая является необходимым условием организации современного образовательного процесса.
Поэтому возникает потребность в качественно иной профессиональной подготовке педагога, позволяющей формировать конкурентоспособного специалиста, владеющего новейшими информационными и коммуникационными технологиями, готового к постоянному профессиональному росту, способного трансформировать приобретенные знания в инновационные технологии при решении профессиональных и личных задач. Такой
компонент профессионализма, как инноваци-онность, представляет собой способность педагога к овладению стратегиями обновления и трансформации профессиональной деятельности. Таким образом, востребован творчески активный, высококвалифицированный педагог, способный реагировать на изменения и инновации в системе образования, ориентированный на непрерывное повышение профессионального уровня [1].
Анализ теории и практики подтверждает большое внимание исследователей к проблеме развития профессионализма. Наиболее четкое и многогранное определение дает Л. В. Абдалина. Профессионализм педагога рассматриваем как системное образование, проявляющееся в уровне владения профессиональной деятельностью, который отражает степень сформированности профессиональной компетентности как интегративного личностного ресурса педагога и составляющих ее компетенций; субъектности как меры активности в профессиональной деятельности; ценностных ориентаций в виде иерархии профессиональных предпочтений; инноваци-онности в виде владения стратегиями обновления деятельности; самореализованности как исчерпания личностного потенциала в профессии [2].
Высокий профессионализм человека, по мнению А. А. Деркача, не только яркое развитие способностей, но и глубокие и широкие знания в той области деятельности, нестандартное владение умениями, которые необходимы для успешного ее выполнения.
Возможность достижения высоких профессиональных результатов производительности труда, состояние психологических качеств, наличие психологических компонентов внутреннего отношения человека к труду понимает под профессионализмом А. К. Маркова. Она считает, что «целесообразно выделение достаточно большого числа промежуточных ступеней профессионального роста. Каждая из них должна иметь качественное отличие от других и иметь определенное обозначение, в котором выражено, в чем именно состоит «приращение» профессионализма на этой ступени. Овладение профессионализмом в этом смысле - это последовательное восхождение от одной его ступени к другой» [3].
В современных условиях от педагога, в аспекте повышения уровня профессионализма, требуют не только активности, ответственности, но и способности к самоопределению в отношении социокультурного пути развития, осуществлению выбора своего пути в информационном образовательном пространстве. Именно поэтому педагогам необходимо постоянно повышать уровень компетентности в области информационных и коммуникационных технологий, ИКТ-компетентность, тем более что развитие в данной области происходит весьма интенсивно.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, формируют информационную образовательную среду, которая включает комплекс информационных образовательных ресурсов, совокупность технологических средств, обеспечивающую реализацию образовательных программ и доступ обучающимся к образовательным ресурсам, необходимым для освоения образовательной программы вне зависимости от места нахождения.
Информационная образовательная среда определяется как область деятельности, связанная с созданием, распространением, преобразованием и потреблением информации и как совокупность информации и субъектов, осуществляющих ее сбор, формирование, распространение и использование, инфраструктуры, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений [4].
Единый подход к определению дефиниции и содержания информационной образовательной среды в научной литературе отсутствует.
Андреев А. А. рассматривает среду как единое информационное пространство, объединяющее информацию; компьютерно -телекоммуникационные учебно-методические комплексы и технологии взаимодействия; педагогическую систему нового уровня, включающую материально-техническое, финансово-экономическое, нормативно-правовое обеспечение [5].
Ильченко О. А. позиционирует как системно организованную совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, которая неразрывно
связана с человеком как субъектом образования [6].
Захарова И. Г. считает, что информационная образовательная среда - это открытая система, которая объединяет интеллектуальные, культурные, программно-методические, организационные и технические ресурсы [7].
Лушников И. Д. трактует информационное образовательное пространство (среду) как совокупность единой базы данных, информационных телекоммуникационных систем, обеспечивающих удовлетворение информационных потребностей участников образовательных отношений и социальных партнеров и их информационное взаимодействие; технологий их сопровождения и использования [8].
Анализ работ по данной проблематике позволяет сделать вывод о том, что большинство исследователей рассматривают информационную образовательную среду по -разному, но все они сходятся в том, что это сложная многокомпонентная структура, которая должна связывать всех участников образовательной деятельности, используя разнообразные ресурсы как педагогические, так и материально-технические.
Таким образом, информационная образовательная среда организации дополнительного профессионального образования - открытая сложная многокомпонентная система, связывающая всех участников образовательной деятельности на основе и межличностных отношений, используя разнообразные ресурсы (материально-технические, педагогические, интеллектуальные и др.), позволяющая обеспечить профессиональную подготовку педагогов по приоритетным направлениям с учетом готовности к выполнению профессиональных функций и творческой самореализации и в соответствии с их способностями и возможностями.
Развитие телекоммуникационной инфраструктуры, формирование и обогащение информационной образовательной среды требуют от педагога ее освоения как пространства, в котором осуществляется профессиональная педагогическая деятельность, применяются по мере необходимости ее компоненты, происходит информационно-профессиональное взаимодействие с субъектами об-
разовательных отношений и рассматривается как фактор собственного профессионального и личностного развития. Этот аспект отражен и в профессиональном стандарте «Педагог».
Очевидно влияние информационной образовательной среды на уровень профессионализма педагога. Анализ результатов изучения мнения педагогических работников о влиянии информационной образовательной среды на профессиональный рост педагога позволяет сделать вывод, что педагоги это оценивают неоднозначно. Большинство педагогов, 85% респондентов, определяют влияние информационной образовательной среды на профессиональный рост и личностное развитие педагога в возможности дистанционного повышения квалификации, широком использовании электронных образовательных ресурсов. Также 91% педагогов считает, что насыщенная информационная образовательная среда дает более глубокое представление учебного материала на уроках, повышает интерес к самообразованию, дает возможность обмена мнениями и методическими материалами с коллегами, совершенствует образовательный облик педагога. Но наряду с огромным потенциалом информационной образовательной среды для профессионального роста педагога были обозначены и проблемы. Особо выделено педагогами неавторизованное использование информации (13%), отсутствие необходимости запомнить нужную информацию, что все можно найти в сети интернет в любой момент.
В этой связи подготовка педагогов в системе дополнительного профессионального образования в современных условиях должна соответствовать теоретическим и практическим трансформациям, где указанные процессы выступают регулятивами, обеспечивающими интенсификацию подготовки. Одним из важнейших условий в этом случае является наличие сформированной информационной образовательной среды организации, которую следует рассматривать как совокупность различных компонентов образовательной деятельности, межличностных отношений, устанавливающихся в процессе взаимодействия участников и способствующей обеспечить профессиональную подготовку педагогов по приоритетным направлениям в соответствии
с их возможностями, а также готовности к выполнению профессиональных функций и творческой самореализации.
При этом при подготовке слушателей курсов повышения квалификации в контексте выделенной проблемы необходимо также учесть возможности информационной образовательной среды для «переориентации роли учителя в процессе обучения на проектирование учебного процесса и консультирование» [9].
Анализ теории и практики образования показывает, что более эффективным является формирование профессиональных компетенций, рост уровня профессионализма у слушателей системы дополнительного профессионального образования на основе их самостоятельной работы.
Уточним понятие «самостоятельная работа» с учетом профессиональной специфики. Под самостоятельной работой понимаем все виды активной познавательной и научно -исследовательской деятельности педагога, требующей самостоятельного изучения определенной проблемы посредством использования различных источников информации, которая может возникнуть в ходе профессиональной деятельности, повышения квалификации, а также изучения и обобщения педагогического опыта.
Продуктивность самостоятельной работы педагога зависит от многих внутренних и внешних факторов: способностей, мотивов, профессиональной подготовки, содержания и сложности задач самостоятельной работы и в большей мере от ее организации и руководства.
Дидактические возможности новых технологий, влияющие на развитие информационной образовательной среды, создают предпосылки для интенсификации образовательной деятельности.
При изучении готовности педагога к самостоятельной работе можно отметить, что электронные образовательные ресурсы, как компоненты информационной образовательной среды, способствуют развитию мотива-ционно-ценностного компонента, а также познавательно-продуктивного и рефлексивно-оценочного, что существенно для осуществления продуктивной самостоятельной работы.
Создание и использование электронных образовательных ресурсов на основе «облачных» технологий с использованием дифференцированных практико-ориентированных заданий, а также заданий, результатом которых является накопление слушателем методических материалов, позволяют организовать управляемую продуктивную самостоятельную работу, контролируемую преподавателем. Слушатель проявляет активность личности в постановке целей самостоятельной работы, ее планировании, определении способов самомобилизации и самоконтроля, оценке, результате, а также «видеть смысл в информации, понимать проблему в целом» [10]. Для взрослых обучающихся важно формировать ситуации взаимодействия слушателей в ходе управляемой преподавателем самостоятельной работы, самоутверждения и самовыражения в виртуальной среде, презентации своего позитивного опыта.
Таким образом, самостоятельная работа в информационной образовательной среде позволяет существенно ускорить знакомство педагогов с новыми технологиями, обеспечивает доступность современных программ обучения, дидактических материалов, мастер -классов, лучших практик образования.
Постепенное усложнение профессиональных задач, повышение роли личности педагога в их решении и расширении сфер деятельности педагога в процессе самостоятельной работы способствуют росту уровня профессионализма педагога.
Библиографический список:
1. Диверсификация институциональной методической службы как основа формирования и развития профессиональной компетентности педагогов по повышению качества образования [Электронный ресурс] : сборник материалов стажировки / Е. Г. Коликова, Т. В. Уткина, И. Б. Быкова, Т. П. Честнокова. - Челябинск : ЧИППКРО, 2017. - 60 с. - Режим доступа: http://ipk74.ru/ ир1оа<МЬ1оск/с79/с79с4Ь0Ь65<161055с41С51088ай>с bd.pdf (дата обращения: 02.03.2018).
2. Абдалина Л. В. Профессионализм педагога: структура и механизм развития [Электронный ресурс] / Л. В. Абдалина // Вестник Тамбовского университета. Серия: Общественные науки. -2015. - № 4 (4). - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/professionalizm-pedagoga-struktura-i-mehanizm-razvitiya (дата обращения: 02.03.2018).
3. Маркова А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. - М. : Международный гуманитарный фонд «Знание», 1998. - 309 с.
4. Копылов В. А. Информационное право / В. А. Копылов. - 2-е изд., перераб. и доп.- М. : Юристъ, 2002. - 512 с.
5. Андреев А. А. Некоторые проблемы педагогики в современных информационно-образовательных средах / А. А. Андреев // Инновации в образовании. - 2004. - № 6. - С. 98-113.
6. Ильченко О. А. Организационно-педагогические условия разработки и применения сетевых курсов в учебном процессе (на примере подготовки специалистов с высшим образованием) : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08/ О. А. Ильченко. - М., 2002.
7. Захарова И. Г. Формирование информационной образовательной среды высшего учебного заведения : автореф. дис....д-ра пед. наук : 13.00.01 / И. Г. Захарова. - Тюмень, 2003. - 46 с.
8. Лушников И. Д. Цифровая школа как ресурсный центр сетевого взаимодействия / И. Д. Лушников // Справочник заместителя директора школы. - 2013. - № 10. - С. 66-88.
9. Уткина Т. В. Формирование целостного содержания естественно-научного образования при профильном обучении / Т. В. Уткина // Биология в школе. - 2012. - № 7. - С. 24-31.
10. Пяткова О. Б. Формирование стратегий смыслового чтения текстовой информации у обучающихся [Электронный ресурс] / О. Б. Пятко-ва // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 7. - С. 72- 76. - URL: http://e-koncept.ru/2017/170162.htm (дата обращения: 02.03.2018).
References:
1. Kolikova E. G., Utkina T. V., Bikova I. B., Chestnokova T. P. Diversification of the institutional methodological service as the basis for the formation and development of professional competence of teachers to improve the quality of education: collection of materials of the internship [Di-versifikaciya institucional'noj metodicheskoj slu-zhby kak osnova formirovaniya i razvitiya profes-sional'noj kompetentnosti pedagogov po povysheniyu kachestva obrazovaniya : sbornik materialov stazhi-rovki], Chelyabinsk: CIRIPSE, 2017. 60 p. [Web re-
source], access mode: http://ipk74.ru/upload/ iblock/c79/c79c4b0b65d61055c41f251088afbcbd.pdf (accessed date: 03/02/2018).
2. Abdalina L. V. Teacher's professionalism: structure and mechanism of development [Profes-sionalizm pedagoga: struktura i mekhanizm razvitiya], Bulletin of Tambov University. Series: Social Sciences, 2015, No. 4 (4) [Web resource], access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/ professionalizm-pedagoga-struktura-i-mehanizm-razvitiya (accessed date: 03/02/2018).
3. Markova A. K. Psychology of professionalism [Psihologiya professionalizma], Moscow: International Humanitarian Foundation "Znanie", 1998. 309 p.
4. Kopilov V. A. Information law [Infor-macionnoe pravo], 2002. 512 p.
5. Andreev A. A. Some problems of pedagogy in modern information and educational environments [Nekotorye problemy pedagogiki v sov-remennyh informacionno-obrazovatel'nyh sredah], Innovations in Education, 2004, No. 6, pp. 98-113.
6. Ilchenko O. A. Organizational andpedagog-ical conditions for the development and application of network courses in the educational process (based on example of the training of specialists with higher education): abstract of dissertation of candidate of pedagogical science [Organizacion-
no-pedagogicheskie usloviya razrabotki i prime-neniya setevyh kursov v uchebnom processe (na primere podgotovki specialistov s vysshim obra-zovaniem): avtoref. dis. kand. ped. nauk], 2002.
7. Zakharova I. G. Formation of the information educational environment of a higher educational institution: abstract of dissertation of doctor of pedagogical science [Formirovanie infor-macionnoj obrazovatel'noj sredy vysshego uchebnogo zavedeniya: avtoref. dis. d-ra ped. nauk], Tyumen, 2003. 46 p.
8. Lushnikov I. D. Digital school as a resource center for network interaction [Cifrovaya shkola kak resursnyj centr setevogo vzaimodejstviya], 2013, No. 10, pp. 66-88.
9. Utkina T. V. Formation of a comprehensive content of natural science education in profile education [Formirovanie celostnogo soderzhaniya estestvenno-nauchnogo obrazovaniya pri pro-fil'nom obuchenii], 2012, No. 7, pp. 24-31.
10. Pyatkova O. B. Formation of strategies for the semantic reading of textual information among students [Formirovanie strategij smyslovogo cht-eniya tekstovoj informacii u obuchayushchihsya], Scientific and Methodical Electronic Journal Concept, 2017, No. 7, pp. 72-76 [Web resource], access mode: http:// e-koncept.ru/2017/170162.htm (accessed date: 03/02/2018).