УДК 159.9.
РАЗВИТИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Н. В. Калинина, Т. В. Володина
Калинина Наталья Валентиновна - доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии, Ульяновский государственный университет E-mail: [email protected]
Володина Татьяна Викторовна - старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории психолого-педагогической и социологической диагностики,
Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования E-mail: uipkpro@yandex. ru
Рассмотрена проблема развития жизнестойкости педагога в условиях образовательной среды учреждения дополнительного профессионального образования. Показано, что жизнестойкость современного педагога является той личностной диспозицией, которая в условиях изобилия трудных ситуаций в профессиональной деятельности служит ресурсом профилактики негативных профессионально-личностных изменений. Представлена авторская модель развития жизнестойкости педагогов в условиях образовательной среды института повышения квалификации и переподготовки работников образования. Приводятся результаты исследования жизнестойкости педагога в условиях образовательной среды учреждения дополнительного профессионального образования как ресурса преодоления негативных профессионально-личностных изменений.
Ключевые слова: жизнестойкость личности, профессионально-личностные изменения педагогов, образовательная среда.
Введение
Принятые федеральные стандарты начальной и основной общеобразовательной школ провозглашают основной идеей обеспечение социальной компетентности личности в современном обществе. На первый план выдвигается не информированность ученика, а умение разрешать возникающие в жизни проблемы. Современный ученик должен не только обладать предметными и метапредметными знаниями, но и показывать стойкость перед трудностями, умения находить новые решения. В качестве результатов обучения рассматривается не сумма полученных знаний, умений и навыков, а способность действовать в различных проблемных ситуациях. Очевидно, что при этом должно происходить и изменение деятельности педагога. В новых условиях ему необходимо быть субъектом собственного развития в усложняющейся
социальной ситуации, примером преодоления жизненных трудностей. Так, помогая учащимся овладеть регулятивными универсальными учебными действиями, установленными в стандарте (в регулятивные универсальные учебные действия включаются: волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии к волевому усилию, выбору в ситуации конфликта мотивов, к преодолению препятствий; эмоциональная устойчивость к стрессам и фрустрации; эффективные стратегии совладания с трудными жизненными ситуациями), педагог должен сам обладать навыками компетентного поведения в трудной жизненной ситуации
Многолетний опыт работы с педагогами показывает, что именно эта категория профессионалов далеко не всегда может найти конструктивные способы преодоления трудностей. Педагогическая деятельность изобилует трудными ситуациями, инициирующими негативные изменения педагога, которые создают угрозу возникновения личностных и профессиональных нарушений и могут стать препятствием на пути реформы системы образования.
В настоящее время, в период перехода к образовательным стандартам второго поколения и их освоения, педагоги объективно оказались в сложной жизненной ситуации: основным её субъектом является сам педагог, на которого возложена ответственность по изменению образовательного процесса - освоению новых форм организации обучения, образовательных технологий, созданию новой информационно-образовательной среды; трудность ситуации усугубляется отсутствием «новых» условий для такой деятельности. Таким образом, педагоги в нашей стране оказались в наиболее сложной жизненной ситуации: они испытывают специфические профессиональные трудности наряду с теми, которые вызваны многочисленными изменениями, реформами в экономической и социальной сферах.
Вышеперечисленные трудности не могут не сказаться на личности и профессиональной деятельности педагога. Как отмечает А. К. Маркова, неблагоприятные условия труда вызывают негативные изменения в личностном развитии, профессиональной деятельности, поведении,
© Калинина Н. В., Володона Т. В., 2013
профессиональном общении. Формируются стереотипы поведения и профессиональные привычки, которые затрудняют успешное осуществление поставленных задач [1]. Эта тенденция становится опасной, так как объектом труда педагога выступает не материальный предмет, а субъект, человек, находящийся на этапе детства, в стадии своего активного развития и постоянных изменений, а это требует огромной ответственности педагога и перед обществом, и перед самим собой.
Из обозначенных проблем психологической науки следуют задачи теоретического анализа психологических результатов и разработки практического инструментария психологической помощи педагогам в обретении ресурсов, которые могли бы способствовать конструктивному преодолению трудностей и стали бы препятствием для образования негативных профессионально-личностных изменений. В качестве такого ресурса может рассматриваться жизнестойкость педагога [2]. Она рассматривается нами как личностная диспозиция, базирующаяся на таких личностных характеристиках, как способность к активному поиску, принятие ответственности на себя, устремленность к четко осознаваемой цели, самоуважение и самопринятие, эмоциональный самоконтроль, социабельность и конструктивные поведенческие реакции на трудную ситуацию, включая ситуации профессиональной деятельности [3].
Развитию жизнестойкости педагога способствует его профессионально-личностное развитие, под которым понимаются рост, становление, интеграция и реализация в педагогическом труде профессионально значимых личностных качеств и способностей, наиболее важным из которых признается рефлексия профессиональной компетентности, а главное - активное, качественное преобразование учителем своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому его строю, ценностям и способу жизнедеятельности, направленному на освоение новой педагогической позиции. Движущей силой профессионального развития педагога является процесс саморазвития, понимаемый как внутренняя активность по качественному преобразованию самого себя, самоизменению.
Профессионально-личностное развитие педагога может осуществляться одновременно в условиях нескольких образовательных сред - организации, где он непосредственно работает, учреждения постдипломного образования специалистов, но наиболее продуктивно этот процесс может быть осуществлен в условиях образовательной среды учреждения дополнительного профессионального образования, которая может быть охарактеризована
как совокупность специально организованных психолого-педагогических условий, в результате взаимодействия которых с индивидом происходит развитие личности, формируется соответствующий индивидуально-психологический склад человека, оказывающий влияние на самостоятельные выборы его внешних связей и отношений.
Проблемам развития специалистов в среде учреждений постдипломного образования посвящены работы целого ряда исследователей [4]. В этих работах были выделены основные компоненты, характеризующие эффективность образовательной среды учреждения постдипломного образования:
содержательный компонент: актуальность содержания образования для развития личности и профессиональной деятельности педагога;
интегративный подход к содержанию обучения;
открытость содержания образования для изменений, включение в содержание актуальных проблем;
методический компонент: вариативностьучебных программ; свобода выбора образовательного маршрута в рамках одного образовательного учреждения;
разнообразие методических обучающих средств;
акцент на диалогическое общение; учет различных преобладающих способов восприятия информации у разных людей; коммуникативный компонент: взаимопонимание и удовлетворенность взаимодействием всех участников;
преобладающее позитивное настроение участников;
участие всех субъектов в конструировании и оптимизации образовательного процесса.
Развитие жизнестойкости педагога как ресурса преодоления негативных профессионально-личностных изменений предполагает соблюдение совокупности следующих психолого-педагогических условий:
1) организации рефлексивного анализа риска негативных профессионально-личностных изменений, благодаря чему происходит стимулирование мотивации к профессионально-личностному развитию;
2) развития личностных ресурсов противостояния профессионально нежелательным изменениям, включающее в себя осмысление целей, факторов удовлетворения профессией, актуализацию личностных характеристик, способствующих преодолению трудных ситуаций;
3) целенаправленного обучения конструктивным стратегиям поведения в трудных ситу-
ациях, включая ситуации профессиональной деятельности, что расширяет возможности преодоления трудностей.
Стимулирование мотивации педагогов к профе ссионально - лично стному с аморазвитию осуществляется через организацию рефлексивного анализа риска негативных профессионально-личностных изменений на основе выполнения диагностических методик, рефлексии по отношению к профессиональной деятельности и своему поведению в трудных жизненных ситуациях. Обогащение личностных ресурсов противостояния негативным профессионально-личностным изменениям включает в себя осмысление целей, факторов удовлетворенности профессией, самодиагностику и актуализацию личностных характеристик, помогающих преодолению трудных ситуаций, осуществляемое через участие в тренинге жизнестойкости. Выбор данного условия обусловлен включенностью в структуру жизнестойкости личностных качеств, обеспечивающих устойчивость к трудностям. Ещё одно условие, предполагающее расширение возможностей преодоления трудностей, обогащение репертуара конструктивных способов поведения, реализуется за счет целенаправленного обучения конструктивным способам поведения в трудных ситуациях, включая ситуации профессиональной деятельности, благодаря лекционно-просветительской работе и участию педагогов в тренинге жизнестойкости.
Выделенные условия расширяют в образовательной среде учреждения постдипломного образования возможности для постановки и разрешения проблемы раскрытия внутренних ресурсов педагогов, препятствующих образованию профессионально нежелательных изменений.
Данные выводы были взяты за основу при организации и проведении исследования жизнестойкости педагогов, осуществленного в процессе научно-исследовательской работы в Ульяновском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования. Исследование было направлено на изучение профессионально-личностных и поведенческих особенностей педагогов с различным уровнем развития жизнестойкости.
Результаты проведенного исследования позволили сделать следующие выводы. Жизнестойкость личности педагога и ее отдельные составляющие взаимосвязаны с особенностями проявлений негативных профессионально-личностных изменений: низкая жизнестойкость характерна для педагогов со сформированными тенденциями профессионально нежелательных изменений: симптомами эмоционального выго-
рания, со сниженными показателями социально-психологической адаптации; для педагогов с высоким уровнем жизнестойкости характерны отсутствие или слабая выраженность симптомов эмоционального выгорания и выраженность таких показателей социально-психологической адаптации в профессиональной деятельности, как удовлетворенность профессиональными отношениями, положением в коллективе, выполняемыми функциями [5].
В ходе исследования была определена также взаимосвязь жизнестойкости педагогов с выбором ими стратегий поведения в трудных жизненных ситуациях: высокий уровень жизнестойкости связан с выбором конструктивных стратегий поведения, низкий - с выбором деструктивных стратегий [6]. В качестве основных факторов, определяющих уровень жизнестойкости педагогов, выступает развитие таких личностных характеристик, как поисковая активность, интернальный локус контроля; наличие цели; адекватная самооценка и самоуважение; способность к эмоциональному реагированию; умение воспользоваться социальной поддержкой [7]. Выделенные личностные характеристики можно определить как профессионально значимые.
Результаты исследования послужили основой построения модели развития жизнестойкости педагогов в условиях образовательной среды института повышения квалификации и переподготовки работников образования, в рамках которой были разработаны учебный курс и тренинговая программа, нацеленные на профессионально-личностное развитие педагога в системе профессионального педагогического образования и повышения квалификации. Внедрение результатов исследования проводилось в ходе занятий на факультетах переподготовки и повышения квалификации Ульяновского института повышения квалификации и переподготовки работников образования.
Преимущественными формами работы с педагогами в предлагаемой модели являются:
диагностическая: проведение диагностики с использованием составленного пакета диагностических методик выполняло функции рефлексии, стимулирования к саморазвитию и работе над собой;
лекционная: разработанный лекционно-се-минарский спецкурс «Жизнестойкость педагога как ресурс профилактики профессиональных деструкций» выполнял задачи стимулирования активности участников по самоизменению и обогащения их знаний и представлений о составляющих жизнестойкости, факторах и возможностях ее развития;
тренинговая: разработанная программа тренинга жизнестойкости направлена на обо-
Психология социального развития
287
гащение участников средствами и способами развития жизнестойкости, ее составляющих, расширение способов поведения в трудных жизненных ситуациях. При построении тренинга учитывались следующие основания: результаты диагностики, результаты теоретического анализа;
консультативная: индивидуальное консультирование педагогов обеспечивало индивидуальную помощь в осуществлении их профессионально-личностного развития в соответствии с индивидуальными запросами.
Результаты, полученные в ходе проведения экспериментальной работы, показали значимое повышение уровня жизнестойкости педагогов, что позволяет утверждать: разработанная модель является эффективным средством коррекции и развития данного личностного ресурса. Эффективность этой модели мы связываем с оптимальной организацией коррекционно-раз-вивающих занятий и их содержательностью, комплексностью и последовательностью пси-хокоррекционных мероприятий.
Заключение
Несмотря на то, что педагогическая деятельность сегодня изобилует трудными ситуациями, инициирующими негативные изменения педагога, создающими угрозу возникновения личностных и профессиональных нарушений, которые становятся препятствием на пути реформы системы образования, существуют психолого-педагогические ресурсы и условия, позволяющие преодолеть такие профессионально-личностные нарушения. Жизнестойкость современного педагога является той личностной диспозицией, которая в условиях трудных профессиональных ситуаций является ресурсом профилактики негативных профессионально-личностных изменений. Наиболее продуктивные условия для развития жизнестойкости педагогов сложились в образовательной среде учреждений дополнительного профессионального образования. Их использование для развития личностных ресурсов педагогов, способствующих профилактике и преодолению негативных профессионально-личностных нарушений, является важным шагом на пути к реализации задач, поставленных государством перед современным образованием.
Список литературы
1. Маркова А. К. Психология профессионализма. М.,
1996. 308 с.
2. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. М., 2006. 63 с.
3. Калинина Н. В., Володина Т. В. Психологические факторы жизнестойкости педагога // Изв. Самарского научного центра Российской Академии наук. 2009. Т.11, № 4(2). С. 398-403.
4. Панов В. И. Психодидактика образовательных систем : теория и практика. СПб., 2007. 352 с.
5. Володина Т. В. Особенность профессиональных деструкций у педагогов с различным уровнем жизнестойкости // Вектор науки Тольяттинского гос. ун-та. Сер. Педагогика и психология. 2010. № 1. С. 54-58.
6. Калинина Н. В., Дмитриева Ю. Н., Володина Т. В. Жизнестойкость как ресурс преодоления трудных жизненных ситуаций. Ульяновск, 2011. 202 с.
7. Володина Т. В. Жизнестойкость личности как фактор сохранения здоровья педагога // Интеграция образования. Саранск, 2010. № 2. С. 95-98.
Development of Resilience in Teachers under Conditions of Educational Environment at Institutions of Further Vocational Education
Natalya V. Kalinina
Doctor in Psychology, Professor, the Chair of Psychology, Ulyanovsk State University, 42, L. Tolstogo str., 432017, Ulyanovsk, Russia E-mail: [email protected]
Tatuana V. Volodina
Senior Research Associate, Ulyanovsk State Institute of Improvement of Professional skill and retraining of educational workers, 81, 12 Sentyabrya str., 432017, Ulyanovsk, Russia E-mail: [email protected]
The problem under study is development of resilience in teachers under conditions of educational environment at institutions of further vocational education. It shows that modern teachers' resilience is a personal disposition, which is the resource of prevention for negative professional and personal changes under conditions of multiple difficult situations in their professional activity. The article presents the authors' model for development of resilience in teachers under conditions of educational environment at the institute of further training and retraining for educators. In the article there are some results of research of the teacher's nardiness in the conditions of the educational environment of establishment additional professional educational as a resource to overcome the negative professional and personal changes.
Key words: personal resilience, professional and personal changes in educators, educational environment.
References
1. Markova A. K. Psikhologiya professionalizma (Psychology of professionalism). Moscow, 1996. 308 p. (in Russian).
2. Leont'ev D. A., Rasskazova E. I. Testzhiznestoikosti (The test of hardiness). Moscow, 2006. 63 p. (in Russian).
3. Kalinina N. V., Volodina T. V. Psikhologicheskie fak-tory zhiznestoikosti pedagoga (Psychological factors of teacher's hardiness). Izvestiya Samarskogo nauchnogo
Т. А. Сидорчук. Образовательные программы для пожилых людей
tsentra Rossiiskoi Akademii nauk (The bulletin of Russian Sciences Academy's Samara scientific centre). 2009, vol.11, № 4(2), pp. 38-41 (in Russian).
4. Panov V.I. Psikhodidaktika obrazovatel'nykh sistem: teoriya ipraktika (The psychological didactics of educational systems: theory and praxis). St. Petersburg, 2007. 352 p. (in Russian)
5. Volodina T. V. Osobennost professional 'nykh de.strukt.sii u pedagogov s razlichnym urovnem zhiznestoikosti (The features of professional destruction by teachers with different levels of hardiness). Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya Pedagogika i
psikhologiya. (The science's vector of Tol'yatty state university. Series Pedagogic and psychology). 2010, № 1, pp. 54-58 (in Russian).
6. Kalinina N. V., Dmitrieva Yu. N., Volodina T. V. Zhizne-stoikost' kak resurs preodoleniya trudnykh zhiznennykh situatsii (Hardiness as resource of hardships' coping). Ul'yanovsk, 2011. 202 p. (in Russian).
7. Volodina T. V. Zhiznestoikost' lichnosti kak faktor sokhraneniya zdorov'ya pedagoga (Personality's hardiness as a factor of maintenance teacher's health). Integratsiya obrazovaniya (Integration of education), Saransk, 2010, № 2, pp. 95-98 (in Russian).
УДК 374.015.3
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ
Т. А. Сидорчук
Сидорчук Татьяна Александровна - кандидат психологических наук, доцент, кафедра социальной работы, Смоленский гуманитарный университет E-mail: [email protected]
Рассмотрена проблема геронтообразования в качестве фактора социализации и адаптации пожилых людей. Представлены данные, свидетельствующие о том, что треть пожилых людей в России имеет потребность в обучении. Описаны новые формы работы с пожилыми людьми, направленные на сохранение их социальной и интеллектуальной активности, которые позволяют им как можно дольше сохранять физическое и духовное благополучие. Автор приходит к выводу, что «Институты третьего возраста» позволят пожилым людям быстрее адаптироваться к новым современным условиям, активизировать свои внутренние ресурсы, почувствовать свою востребованность, встать на путь духовного долголетия. Образовательная программа «Помоги себе сам» дает возможность пожилым людям самостоятельно обслуживать себя, что в трудных экономических условиях позволяет с минимальными затратами поддерживать оптимальный уровень их физического и психического здоровья. Ключевые слова: пожилые люди, геронтообразование, образовательные программы, адаптация, непрерывность образования.
Введение
В связи со старением населения Российской Федерации актуальной социально-психологической проблемой является разработка научных основ организации комплексной геронтологи-ческой инфраструктуры, включающей медицинскую, социально-бытовую, образовательную, профессиональную составляющие. Треть пожилых людей в России имеет потребность в обучении; именно образовательные программы для пожилых людей могут значительно
ш
ÉFinl гк/У
улучшить качество их жизни, обеспечив непрерывность образования россиян. «Институты третьего возраста» позволят пожилым людям быстрее адаптироваться к современным условиям, активизировать свои внутренние ресурсы, почувствовать свою нужность, встать на путь духовного долголетия.
Образовательные программы для пожилых людей
Геронтообразование - составляющая ге-ронтополитики с целью создания и расширения возможностей пожилых граждан, их дальнейшего развития и саморазвития, продуктивной деятельности для себя, семьи, общества и государства.
Геронтообразование должно включать несколько направлений:
1) образовательные программы для пожилых людей [1]: открытие геронтологических факультетов для людей старшего поколения позволит им получить дополнительное образование, даст возможность новой познавательной деятельности и передачи своих собственных знаний и богатого опыта другим, в том числе используя дистанционное образование;
2) образовательная работа с родственниками и ближайшим окружением пожилых людей: открытие специальных курсов для более молодых людей, на которых они получат необходимые знания по общению с пожилыми людьми и уходу за ними, что при нехватке мест в домах-интернатах позволит пожилым получать достойный уход в домашних условиях;
© Сидорчук Т. А, 2(013