Научная статья на тему 'Акмеологическая самореализация учителя начальных классов в процессе профессионально-эстетической деятельности'

Акмеологическая самореализация учителя начальных классов в процессе профессионально-эстетической деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
239
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гилевич Л. Г.

В статье рассматриваются вопросы преподавания и освое-ния гуманитарных дисциплин, одно из существенных и успешных ус-ловий эстетического воспитания – наличие высокой художествен-ной культуры педагога, его стремление к профессионально-эстетическому совершенствованию, а также разнообразные фор-мы работы с учителями начальных классов по развитию и совер-шенствованию профессионализма в части его эстетической со-ставляющей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Акмеологическая самореализация учителя начальных классов в процессе профессионально-эстетической деятельности»

УДК 371 ББК 74.204.2

АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Гилевич Л. Г.

г. Южно-Сахалинск, Сахалинский областной институт переподготовки и повышения квалификации кадров

В статье рассматриваются вопросы преподавания и освоения гуманитарных дисциплин, одно из существенных и успешных условий эстетического воспитания - наличие высокой художественной культуры педагога, его стремление к профессиональноэстетическому совершенствованию, а также разнообразные формы работы с учителями начальных классов по развитию и совершенствованию профессионализма в части его эстетической составляющей.

Искусство является многогранным и неисчерпаемым средством эстетического совершенствования человека. Оно с момента своего зарождения стремилось правдиво отображать жизнь, помогая людям разобраться в окружающем мире и осознать его сложность. Искусство способствует нашему духовному росту, помогает разобраться в общественной и личной жизни, раскрывает внутренние творческие способности.

В современной социальной жизни происходит утрата и деформация духовных ценностей, что порождает серьезные нравственные, социально-психологические и эстетические проблемы. Девальвация ценностей духовной культуры ведет к полной подмене их ценностями культуры материальной. Налицо искажение исторически сложившейся иерархии этических и эстетических ценностей, отказ от идеи объективных стандартов качества, фальсификация универсальных духовных ценностей истины, добра, красоты.

Данная ситуация приводит к возрастанию

значимости преподавания и усвоения гуманитарных дисциплин в современной школе. Важность подобных предметов обуславливается также потребностью современного общества в ответственных специалистах. Существует прямая связь между развитием эмоциональной сферы человека и его нравственным обликом. Кризис духовной культуры, ведущей к эмоциональной бедности ее носителей, влечет за собой этическую неразвитость людей.

Эстетическое воспитание и художественное образование понимаются сегодня как процессы, способствующие росту духовного потенциала человека и общества, как важнейшие факторы экологии культуры и экологии личности. Художественно-эстетическое развитие личности стало неотъемлемым компонентом гуманистически ориентированных систем образования. Педагог не только созидатель эстетических ценностей, но и активный их пропагандист, воспитатель эстетического сознания других людей. Он связан с прямой передачей своего обобщенного эстетического опыта другим лю-

дям. Совершенно ясно, насколько велика воспитывающая сила искусства и какой большой след оставляет она в формировании мировоззрения и взглядов человека, его нравственных убеждений, духовной культуры, в его отношении к жизни.

Пережитое в общении с высокими произведениями музыкального искусства становится фактом биографии. Вот почему правомерно считать, что музыка ненавязчиво и исподволь оказывает глубинное воздействие на духовный мир школьника, его внутреннюю культуру. Участие музыки в воспитании адаптированного, развитого человека приобрело особую важность именно сегодня, в условиях мощной технократизации общества. Дробление наук, узкая профессионализация создают опасность превращения людей в однобоких, ограниченных специалистов, а ведь успешность в любой профессии возможна сегодня только при наличии широкого взгляда на мир, при единстве теоретико-познавательного, практического и эстетического отношения к действительности.

Учебно-музыкальная деятельность в общеобразовательной школе без сомнения является базой для массового и всеобъемлющего музыкально-эстетического воспитания.

Музыка в эстетическом развитии школьника играет не меньшую роль, чем художественная литература, живопись и другие виды искусства. Музыка обращена к эмоциональному миру человека, звучит как абстрагированное переживание художником его отношения к действительности и воспринимается как волнение, страсть, драматическое состояние души, с его подъемами и спадами или более или менее устойчивым равновесием. Стремясь постичь мир музыки, не следует думать о ее недоступности (особенно в сфере крупных жанров). Музыка властна над всем, способна захватить любого, даже самого «немузыкального» человека. По своей природе она более «человечна», чем все другие виды искусства, потому что от рождения живет в каждом из нас в виде выражения скорби, тоски, радости, печали, нередко в неоформленном, а то и в неосознанном состоянии. Однако серьезное отношение к музыке формиру-

ЧИППКРО

ется в определенных условиях, под руководством наставников, учителей, педагогов, которые помогают развитию музыкальных способностей учащихся. Главной фигурой в воспитательно-образовательном процессе школы является учитель. Решение задач музыкальноэстетического воспитания и художественнотворческого развития детей и юношества должен осуществлять высококвалифицированный, всесторонне образованный педагог. Как субъект педагогической деятельности, учитель продуктивно функционирует только в контексте современной культуры. Его социальноисторическое предназначение - создание, сотворение личности.

Только эстетически воспитанный и художественно-образованный человек способен оказать положительное влияние на своих воспитанников, их мировоззрение, социальную активность, нравственность. Для этого он сам должен быть носителем тех качеств, которые хотел бы воспитать в своих учениках, ибо педагогическая профессия, педагогическое мастерство исходят из индивидуально-

личностного начала.

Общеизвестно, что эффективность и результаты учебно-воспитательного процесса в значительной степени определяются личностью учителя. Этим обусловлен особый интерес пси-холого-педагогической, эстетической и философской науки к проблеме личности учителя - к ее содержанию и условиям ее формирования.

Одним из существенных и успешных условий эстетического воспитания школьников является наличие высокой художественной культуры педагога, его стремление к профессионально -эстетическому совершенствованию.

Наличие данной связи отражено в классической психолого-педагогической литературе (Л. С. Выготский, Я. А. Коменский, В. А. Сухо-млинский, К. Д. Ушинский и др.), в современных теориях эстетического воспитания и художественного образования (Д. Б. Кабалевский, Н. И. Киященко, Т. С. Комарова, В. С. Кузин, Б Т. Лихачев, Б. М. Неменский, Л. М. Предте-ченская, В. А. Разумный, А. И. Савенков,

Н. А. Терентьева и др.), в «Концепции подго-

ЧИППКРО

товки учителя начальных классов» (А. Е. Дмитриев, М. Р. Львов, Т. В. Челышева и др.), в теории формирования профессионально-

педагогической культуры (И. Ф. Исаев, В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов и др.), в педагогической акмеологии (А. А. Бодалев, В. В. Введенский, А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина,

А. К. Маркова, Э. В. Сайко и др.).

Учитель только тогда сможет создать оптимальные условия для развития позитивных потенций каждого ученика, когда сам будет открыт новому опыту, новому знанию, будет постоянно развиваться и получать удовлетворение от своего труда. Такому учителю необходим новый уровень профессионального развития, который связан в первую очередь с новым способом мышления, поведения, с новым отношением к себе и к ученикам как к индивидуальностям, субъектам деятельности.

На наш взгляд, именно внедрение художественно-эстетического, творческого подхода в современной системе повышения квалификации кадров способно обеспечить усиление профессиональной мотивации, стимулирование творческого потенциала, выявление и плодотворное использование личностных ресурсов учителя для достижения им успеха в профессиональной деятельности, то есть, в первую очередь, в развитии эстетической составляющей профессионализма личности. Такой подход мы определяем как «акмеологическая самореализация учителя». Мы согласны с мнением Л. В. Абдалиной, что «инновационное творчество - это более высокий уровень владения профессиональной деятельностью, проявляющийся в оригинальности, новизне подходов, технологий, методик организации учебновоспитательного процесса, стимулирующий и обеспечивающий переход на новый качественный уровень и самореализацию всех субъектов образовательного процесса» [1]. На наш взгляд, развитие творческих способностей учителя, повышение его личностных художественных ресурсов, методической грамотности позволит улучшить качество музыкально-эстетической работы в школе.

Понятие «акмеологическая самореализа-

ция» является неотъемлемой частью акмеоло-гии как одного из современных направлений социальных наук, которое интегрирует знания о человеке на этапе его зрелости, изучает закономерности достижения взрослым человеком «акме» (вершин) в различных видах жизнедеятельности, в том числе в образовании, самообразовании и профессиональной деятельности. Цель акмеологии формулируется как «совершенствование человека, помощь в достижении им вершин в физическом, духовнонравственном и профессиональном развитии, гуманизация данного развития» [4].

Одной из фундаментальных проблем ак-меологии является проблема развития способностей человека и их влияние на продуктивную деятельность во всех сферах жизнедеятельности. Как подчеркивает А. А. Деркач, «формируя и развивая свои человеческие способности в процессе развития своей деятельности и в обществе, индивид реализует свою человеческую сущность во взаимосвязи всех его образующих и определяющих... В период глубоких изменений в историческом движении социума особую актуальность приобретает самореализация человека, связанная с акмеологией развития творческих способностей» [2].

Относительно педагогической деятельности мы будем говорить о педагогическом профессионализме как о степени овладения общей и педагогической культурой. Как указывает

В. А. Сластенин, «профессионализм учителя состоит в том, что педагог владеет искусством формировать у учащихся готовность к продуктивному решению задач в последующей системе средствами своего предмета за отведенное на учебный процесс время; профессионализм деятельности - умение средствами своего учебного предмета развивать личность учащихся» [6].

По мнению Н. В. Кузьминой, «профессионализм деятельности - это качественная характеристика субъекта деятельности, которая определяется мерой владения им современным содержанием и современными средствами решения профессиональных задач, продуктивными способами ее осуществления» [4].

При этом педагог выступает носителем культурных ценностей, главная из которых -это область преподаваемых знаний, кроме того, он еще и носитель культуры в области своей профессии. А наличие профессиональнопедагогической культуры позволяет более продуктивно решать педагогические задачи. Профессор В. Я. Синенко справедливо считает, что «профессионализм учителя представляет собой систему высокого уровня его психологопедагогических и научно-предметных знаний и умений в комплексе с соответствующим культурно-нравственным уровнем, обеспечивающим на практике социально востребованную подготовку к жизни подрастающего поколения» [5].

На основе вышеизложенных точек зрения мы определили свою, связанную с эстетической составляющей профессионализма деятельности. Под профессионально-эстетической деятельностью учителя мы понимаем систему его эстетических знаний, воспитанность в сфере поведения, общения, внешнего облика, речи, развитость эстетических потребностей, чувств, вкусов и идеалов, а также методическую подготовленность. Эстетически подготовленный учитель - это учитель, понимающий сущность эстетического воспитания, его значение в гармоническом развитии личности, обладающий разносторонними знаниями в различных областях искусства, владеющий формами и методами эстетического воспитания детей, принимающий активное участие в творческой эстетической деятельности.

Изучая постановку эстетического воспитания в начальных классах Сахалинской области, мы отметили недостаточный уровень эстетической развитости и воспитанности младших школьников. Одна из причин этого явления кроется в малоэффективной работе педагогов, в низком уровне их эстетической культуры.

Поэтому учитель начальных классов, который является ведущей фигурой в жизни и воспитании младших школьников, и его профессиональная деятельность стали для нас объектом изучения и исследования.

Очевидно, что учитель начальных классов играет немаловажную роль в музыкально-

ЧИППКРО

эстетическом развитии своих учеников. Он стоит у истоков формирования личности ребенка, имеет возможность ежедневного художественно-эстетического воспитательного воздействия на учащихся и оттого, насколько его личностный профессионально-эстетический уровень высок, будет зависеть степень эстетического развития его учеников.

Анализ школьной практики, анкетирование учителей начальной школы убедили нас в том, что состояние их музыкально-эстетической подготовки не соответствует современным требованиям. Из 65 опрошенных учителей начальных классов г. Южно-Сахалинска только 2 человека имеют музыкальное образование (закончили музыкальную школу), 60 человек получили музыкальное образование в рамках получения своего педагогического образования (педучилище, пединститут). С 1997 года ни один учитель начальных классов не прошел переподготовку по дисциплине «Музыка». Надо отметить, что средний возраст опрошенных составляет примерно 48 лет. В планировании эстетико-воспитательной работы с младшими школьниками отсутствует разнообразие в формах музыкально-эстетических дел, проводимых с учащимися и их родителями. Также недостаточно изучаются учителем музыкально-эстетические потребности, вкусы, увлечения, интересы детей, условия их эстетического (музыкального) развития в семье. Многие учителя испытывают трудности в формулировке музыкальнообразовательных целей и задач уроков музыки, внеклассных дел с учащимися. Педагогами используются далеко не все возможности музыкально-эстетического самообразования и самовоспитания.

Решение задач эстетического воспитания и художественно-творческого развития детей и юношества должен осуществлять высококвалифицированный, всесторонне образованный учитель. Поэтому, наряду с высоким уровнем предметной и надпредметной подготовки, учитель начальных классов должен быть образованным и высококультурным человеком. В связи с кадровой проблемой в стране, с отсутствием и нехваткой квалифицированных педагогов

ЧИППКРО

школьных предметов эстетического цикла, учителя начальных классов вынуждены проводить уроки музыки, изобразительной деятельности, ритмики.

Огромный воспитательный потенциал культуры и искусства в условиях начального образования часто остается нереализованным в связи с недостаточной профессиональной подготовкой учителей начальных классов, недооценкой ими средств музыки, живописи, хореографии, театра как действенных видов искусства в духовном становлении ребенка.

Согласно эстетической профессиограмме Г. В. Караваевой, «учитель начальных классов должен обладать широкой эрудицией и культурой, разносторонними эстетическими интересами, потребностями; вкусами; высокоразвитым эстетическим идеалом; музыкальным слухом, художественным воображением и представлением, организаторскими способностями и чувством юмора. Быть образцом личной культуры в трудовой и общественной деятельности, на отдыхе и в быту. Владеть навыками эстетического самообразования и самовоспитания, быть пропагандистом эстетических знаний среди населения. Учителя должна отличать высокая культура речи и эстетика внешнего вида» [3].

Чтобы педагог мог эффективно и в полной мере содействовать образованию и появлению творчества в деятельности учащихся, способствовать реализации задач эстетического и нравственного воспитания, стоящие сегодня перед школой, он сам должен быть человеком самобытным и творческим, эстетически и духовно воспитанным.

Именно поэтому нами были определены и апробированы разнообразные формы работы с учителями начальных классов по развитию и совершенствованию профессионализма в части его эстетической составляющей (акмеологиче-ское развитие), которые опирались на различные виды искусства. Так, например, на базе Сахалинского областного института переподготовки и повышения квалификации кадров в рамках научно-исследовательской лаборатории был введен постоянно действующий семинар, в котором рассматривались проблемы культуро-

логии, эстетики, мировой художественной культуры, истории мировых религий. Также нами были проведены мастер-классы по слушанию, элементарному музицированию, пению, импровизации; практикумы по литературе, вокалу, хореографии, изодеятельности, театру, в которых присутствовал личностно-

ориентированный подход и развивались индивидуально-художественные способности каждого учителя. Для стимулирования творческого потенциала мы разработали программу посещений культурно-искусствоведческих объектов г. Южно-Сахалинска с последующими беседами, обменом мнений и оценкой увиденного.

Но одной из наиболее удачной и эффективной формой организации эстетического совершенствования учителей стали интегрированные занятия, построенные на непосредственной деятельности учителей, в которых сочетались 2, 3 и 4 вида искусства. Приведем пример тематического планирования на I полугодие (табл.). В основе данного тематического планирования -программа «Музыка 1-8» Д. Б. Кабалевского. Нами были разработаны и проведены 20 групповых занятий по 2 часа, включая лекционные и практические занятия, а также по 1 часу (дополнительные, по запросу) - индивидуальные в течение года, которые составили 1 цикл. Темы II полугодия раскрывали взаимосвязь хореографии и музыки, фольклора и хореографии, а также синтетический вид - искусство театра.

Построенные на таких основах занятия искусством не должны ни разрушать, ни культивировать какое-то одно искусство, а художественно-эстетическая деятельность учителя

должна осуществляться на органичной взаимосвязи всех видов искусства. Педагог в процессе таких занятий, получая огромное количество впечатлений от видов искусства, построенных на интеграции, перерабатывает их в своей профессиональной творческой деятельности.

Также нами были проведены мастер-классы по слушанию музыки, элементарному музицированию, пению, импровизации; практикумы по вокалу, хореографии, живописи, театру, в которых присутствовал личностно-

ориентированный подход и развивались инди-

видуально-художественные способности каж- ких объектов г. Южно-Сахалинска с после-дого учителя. Для повышения интеллектуаль- дующими беседами, обменом мнений и оцен-ного и духовного развития мы разработали про- кой увиденного. грамму посещений культурно-искусствоведчес-

Таблица

Тематическое планирование на I полугодие______________________________

№ п/п Тема Кол- во часов Групповые занятия Инд. зан. Контрольные задания

лекц. практ.

1. Может ли музыка быть живописна? 5 2 2 1 Живописная иллюстрация музыки А. Н. Скрябина «Прометей», Н. А. Римского-Корсакова «Золотой петушок», романсов А. С. Даргомыжского и М. П. Мусоргского

2. Может ли живопись звучать? 5 2 2 1 Подбор музыкального произведения к картине И. Репина «Запорожцы», И. Левитана «Вечерний звон», сочинение не менее 16 тактов музыки с элементами изобразительности

3. Может ли музыка существовать без литературы? 5 2 2 1 Выучить вокализом «Увертюру» к к/ф «Овод» Д. Д. Шостаковича, дать письменный анализ-рассуждение о сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Сал-тане» и одноименной опере Н. А. Римского-Корсакова

4. Может ли литература существовать без музыки? 5 2 2 1 Прочитать «Корзину с еловыми шишками» (об Э. Григе), «Старый повар» (о В. А. Моцарте) К. Паустовского, подобрать примеры литературных произведений о музыке, сочинить не менее 8 поэтических строк о музыке

но-исследовательской и методической работы -это развитие важнейших акмеологических категорий: потенциала и творческой готовности к успешной профессиональной деятельности учителя начальных классов, их самореализация. Ведь именно потребность в творческой активности является сущностной потребностью человека, а профессиональное творчество - связующее звено между смысложизненными ори-

Современному учителю должны быть присущи все основные качества эстетически развитого человека. Вместе с тем педагог должен уметь использовать свой эстетический арсенал в целях разностороннего формирования своих воспитанников. А это, безусловно, требует дополнительных специальных знаний, умений, способностей.

Основная стратегическая цель нашей науч-

ЧИППКРО

ентациями человека и его акме, поскольку оно помогает человеку самореализовываться, продвигаться к вершине своих потенциальных возможностей, к росту своего профессионализма.

Список используемой и цитируемой литературы

1. Абдалина, Л. В. Категории педагогической акмеологии как основа исследования профессионализма педагога [Текст] / Л. В. Абдалина // Преподаватель XXI век. - 2008. - № 2. - С. 182-184.

2. Деркач, А. А. Потребность в самореализации как феномен социального мира и основание акмеологического развития [Текст] / А. А. Деркач, Э. В. Сайко // Мир психологии. -2008. - №1. - С. 218-228.

3. Караваева, Г. В. Эстетограмма учите-

ля начальных классов. Преподавание в начальной школе. Общепедагогические технологии : [Электронный ресурс] / Г. В. Караваева // Шр:/Яе8йуа1.1 september.ru/2005_2006. - Загл. с экрана.

4. Кузьмина, Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения [Текст] / Н. В. Кузьмина. - М., 1990. - 153 с.

5. Синенко, В. Я. Профессионализм и качество образования [Текст] / В. Я. Синенко // Народное образование. - 1999. - № 7-8. - С. 59.

6. Сластенин, В. А. Профессионализм учителя как явление педагогической культуры [Текст] / В. А. Сластенин // Педагогическое образование и наука. - 2008. - № 12. - С. 4-15.

Управление качеством подготовки слушателей в системе дополнительного профессионально-педагогического образования: монография / М. И. Солодкова, Д. Ф. Ильясов и др.; науч. ред. В. Н. Кеспиков. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009. - 320 с.

В монографии представлено теоретико-методологическое обоснование управления качеством подготовки слушателей в дополнительном профессионально-педагогическом образовании. Описаны условия реализации разработанной и апробированной модели управления и предложена технология управления качеством подготовки слушателей в системе дополнительного профессионально-педагогического образования.

Монография предназначена для педагогических работников учреждений переподготовки и повышения квалификации работников образования, а также может быть рекомендована представителям системы дополнительного профессионального образования в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.